Весенний праздник у мусульман типа пасхи. Бывает ли Пасха у мусульман? Пасхальные традиции у татар Поволжья

В отличие от григорианского летоисчисления исламский год начинается не 1 января, а в день Хиджры, когда Пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину в 622 году нашей эры. В каждом из 12 месяцев мусульманского календаря в среднем 29 дней. Тем не менее фиксированной даты начала и конца каждого месяца нет, поскольку они плавают в зависимости от фазы Луны (от новолуния к новолунию). Всего же лунный год насчитывает 354 дня, таким образом он на 11 дней короче солнечного. Именно поэтому ежегодно календарь сдвигается на 11 дней, а, следовательно, и меняются даты некоторых праздников.

Всего в мусульманском календаре насчитывается 36 праздников. Каждый из них имеет сакральное значение для представителей исламского мира.

Главная отличительная черта исламского календаря – в нем нет праздников, заимствованных у других религий. Поскольку Мухаммед запретил своим последователям отмечать события других вер.

В феврале

  • 19 февраля – Страдания Фатимы.

Фатима – младшая дочь Проророка Мухаммеда. Для мусульман она является примером богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. Умерла спустя несколько месяцев после гибели своего отца. Смерть Фатимы верующие рассматривают как акт мученичества и в честь этого ежегодно почитают ее память 20-дневным трауром.

В марте

В первый месяц весны празднуют несколько событий.

  • 21 марта – .

В некоторых странах называют Нооруз, Наврыз. Знаменует собой обновление жизни, а также считается днем очищения. Принято готовится к нему заранее, за 2 недели. Верующие проращивают пшеницу и чечевицу, которым после украшают праздничный стол. Обязательно наводят порядок в доме. Есть убеждение, что в Навруз Аллах прощает грехи и долги.

  • 22 марта – Ночь Рагаиб.
  • 25 марта – Хиджра в Эфиопию.
  • 31 марта – День рождения имама Али.

В апреле

  • 14 апреля – Исра и Мирадж.

Исра – перенесение Пророка Мухаммеда из мечети, расположенной в Мекке, в иерусалимскую мечеть, и последующее его вознесение на Небо (Мирадж).

В мае

  • 1 мая – Ночь Бараат.

Верующие уверены, что в эту ночь Аллах способен не только простить грехи, долги, но и покарать, воздать за прегрешения. Именно поэтому мусульмане в этот день молятся с особым трепетом и обещают не совершать ничего скверного.

  • 2 мая – День рождения имама Махди.
  • 17 мая – начало Священного месяца .

Рамадан (в некоторых странах называют Орозо, Рамазан) – наиболее уважаемый в исламской культуре пост. Продолжительность – месяц. В это время верующим запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить, вступать в половую близость. Главная цель – очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь.

В эту же дату совершают и малое паломничество, Умра.

В июне

  • 2 июня – Битва при Бадре.
  • 5 июня – День фатх Мекка.
  • 6 июня – Страдания имама Али.
  • 9 июня – Ночь Могущества и Предопределения.

Еще один большой религиозный праздник. Считается, что именно в этот день Пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры священного Корана.

  • 15 июня – окончание Священного месяца Рамадан.

В разных мусульманских странах именуют событие по-разному – Ураза Байрам, Рамадан Байрам или Орозо Айт. Принято посещать мечеть, раздавать милостыню, приглашать родственников и накрывать богатый стол.

  • 15 июня – Битва у рва.
  • 17 июня – Битва при Ухуде.
  • 24 июня – Битва при Хунейне.

В июле

  • 9 июля – Страдания имама Джафара.
  • 15 июля – Договор при Худайбии.

В августе

  • 13 августа – начало месяца Зуль-Хиджа.
  • 21 августа – День Арафат.

Знаменует изгнание Адама и Евы из рая. Верующие убеждены, что если согрешить в этот день, грех будет увеличен в 100 раз и обязательно вернется на земле или в существовании после смерти.

  • 22 августа – праздник жертвоприношения.

Знаменует собой завершение Хаджа (паломничества в Мекку). В одних странах называют , в других (например, в Кыргызстане) – Курман айт. Принято накрывать богатый стол и в качестве жертвы приносить барашка. При этом мясо животного делят на 3 части, одну из которых отдают бедным, вторую съедают с родными, близкими и друзьями, а третью не воспрещается оставить себе.

  • 23 августа – Ат-Ташрик.
  • 30 августа – Гадир-Хум.

В сентябре

  • 5 сентября – Ид аль-Мубахиля.
  • 11 сентября – Новый год по Хиджре.

Именно с этого дня берет отсчет Лунный календарь. При этом отмечают наступление нового года в мусульманских странах не так, как в европейских и западных. Нет ни елки, ни салютов, ни шампанского в полночь, верующие даже не накрывают пышный стол, вместо этого они идут в мечеть и читают проповедь о Пророке Мухаммеде.

  • 17 сентября – поход на Хайбар.
  • 19 сентября – Ташуа имама Хусейна.
  • 20 сентября – День Ашура или поминовения пророков посланников Аллаха.

Дата сотворения небес, ангелов и первого человека на Земле. Но для верующих это вовсе не праздничное событие, а траурное, поэтому многие мусульмане прилюдно истязают себя, а отовсюду разносятся соответствующая музыка и причитания.

В октябре

  • 11 октября – начало месяца Сафар.
  • 30 октября – Арбаин.

В ноябре

  • 5 ноября – Ночь Хиджры.
  • 7 ноября – День смерти пророка Мухаммеда — одно из печальнейших событий исламской религии.
  • 20 ноября – День рождения Пророка Мухаммеда.

В большинстве мусульманских стран эта дата является официальным выходным. Событие отмечают с широким размахом, в некоторых государствах и субъектах РФ устраивают трехдневные каникулы.

Вопрос: В эти дни христиане в России празднуют Пасху. На этот праздник они готовят специальные угощения - красят яйца, пекут куличи (пасхальные пироги), готовят особые сладости. У многих из нас есть родные или соседи немусульмане, которые могут предложить нам какие-то пасхальные угощения. Можно ли мусульманам есть такие блюда, которые были специально приготовлены для праздников немульман?

И еще один вопрос: некоторые мусульмане поздравляют немусульман с их религиозным праздником в такой форме - "Я поздравляю вас с вашим праздником". Допустимо ли это?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Праздник Пасхи является специфическим христианским праздником и особым признаком неверующих. Вследствие этого для мусульман будет запретным принимать какое-то участие в праздновании подобных дней. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) строго предостерегал свою умму от участия в праздниках других религий для сохранения мусульманами своей религии и религиозной идентичности.

Наш Пророк (мир ему и благословение) провозгласил два официальных праздника для своей уммы - день Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха, а также пятничный день (джума).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что когда Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину, он увидел, что люди, живущие там, отмечают два особых дня. Он спросил - что это за праздники, и ему ответили, что эти дни они праздновали во времена джахилийи. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал людям:

إن الله قد أبدلكم بهما خيرا منهما: يوم الأضحى، ويوم الفطر

«Поистине, Аллах заменил эти два дня лучшими днями: днем Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха». (Абу Дауд, хадис 1134)

Учитывая сказанное выше, мусульманам следует воздерживаться от принятия пищи, которая была приготовлена для подобных праздников, даже если она не содержит в себе запретных ингредиентов. Если же кто-то ваших родных, соседей или коллег угостит вас подобными блюдами, и есть опасение, что он может обидеться, если вы не примете его подарка, вам разрешается принять такой подарок, но нужно постараться сделать так, чтобы это не превращалось в привычку (и постарайтесь объяснить родным и знакомым, что вы не отмечаете такие праздники, чтобы предотвратить подобные вещи в будущем).

Что касается поздравлений немусульман в таких случаях: также следует воздерживаться от поздравлений с такими датами, которое не признаются в исламе. В случаях, когда вы можете попасть в неудобную ситуацию, если вы не поздравите кого-то, можно поздравить человека в общем виде, например, сказав ему: «Я желаю вам всего хорошего» или «Пусть Бог благословит вас» (с намерением пожелать человеку наставления на прямой путь от Аллаха) или другим подобным образом, не упоминая при этом сам праздник Пасхи.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Иисус не умер на кресте. Он был сыном девы Марии, но не был сыном Бога. Он не искупил грехи человечества. Он излечивал больных, возвращал зрение слепым, воскрешал мертвых. Он говорил целыми предложениями, будучи еще младенцем в колыбели, объявив своей матери, что Бог даровал ему знание Священного писания и сделал его пророком. Иисус не всемогущ и не вечен. Иисус - мессия. Иисус - мусульманин.

Таков Иисус в Коране. Он упоминается в 93 стихах Корана - чаще, чем любой другой пророк, за исключением Мухаммеда, и повествование о жизни Иисуса в Коране совпадает с Евангелиями даже больше, чем привыкли думать большинство мусульман. Моя жена - мусульманка, получившая образование в медресе, однако когда я в разговоре упомянул о том, что Иисуса родила дева, она скептически к этому отнеслась. «Это действительно написано в Коране?» - спросила она. Я попытался отыскать это место, но через пять секунд она меня остановила. «Не трудись,- сказала она.- Я нашла это в Википедии».

В преддверии Пасхи мне стало интересно, что в Коране сказано о распятии. Я позвонил своему знакомому имаму, Ибрагиму Сайяру, и мы встретились за чашечкой турецкого чая. Сайяр много времени посвящает межрелигиозной работе, большая часть которой заключается в том, чтобы встречаться с представителями различных религий и вместе наслаждаться кебабами. По его словам, упоминание о статусе Иисуса в исламе в компании христиан может вызвать серьезные споры. «Я всегда говорю им, что миллионы мусульман называют своих детей в честь Иисуса и Марии - мы зовем их Иса и Мариам,- рассказывает он.- Ни один человек не назовет своих детей в честь кого-то, кто ему не нравится».

Он подчеркнул, что в исламе «вера в Иисуса является необходимым требованием. Если вы в него не верите, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадисам Мухаммеда - высказываниям Пророка, которые по своему значению уступают только Корану - Иисуса забрали на небеса. Он вернется вновь в конце времен на востоке Дамаска, и его руки будут покоиться на плечах двух ангелов. Увидев его, антихрист растворится, как соль в море, и Иисус будет править миром в течение 40 лет. Однако чему мусульмане не верят, так это тому, что Иисус умер на кресте. По словам Сайяра, об этом ясно написано в четвертой суре Корана, стих 157: «Его не убили и не распяли».

В исламе Библия считается священной книгой. Тогда я спросил, как этот стих Корана может согласовываться со свидетельствами о смерти Иисуса в Евангелиях? Сайяр ответил, что ключевой здесь является фраза «его не распяли», «несмотря на то, что все выглядело именно так». Он объяснил, что мусульманские ученые мужи интерпретируют этот стих по-разному. Некоторые из них считают, что кого-то действительно распяли, но это был не Иисус, а, возможно, даже Иуда. По их мнению, кем бы тот человек ни был, Бог изменил его лицо, чтобы он стал похож на Иисуса, а сам Иисус избежал этой участи. Еще одним вариантом этой версии является утверждение, что Господь изменил зрение людей, присутствовавших при распятии, чтобы они подумали, что видят Иисуса. Другие полагают, что Иисуса действительно прибили гвоздями к кресту, но он, в конце концов, выжил, поэтому то, что произошло на Пасху, было не воскрешением, а скорее приведением в чувство. Некоторые ученые мужи утверждают, что вовсе никого не распинали. «Конечно,- говорит Сайяр,- у каждого есть свои аргументы».

Для мусульман подробности распятия носят скорее академический характер. Тем не менее, разногласия между христианами и мусульманами в отношении сущности Иисуса носят характер фундаментальный, независимо от того, что многие версии мусульман совпадают с Евангелием. Для мусульман Иисус не был и не мог быть сыном Бога. Он был пророком, но все-таки он был смертным. «Я понимаю, что, если вы верите, что кто-то был Богом, а другие говорят, что он им не был, для вас это звучит как оскорбление,- сказал Сайяр.- Но если вы посмотрите на этот вопрос с точки зрения мусульман, то вы не найдете разницы между Иисусом, Авраамом и Мухаммедом». В Коране упоминается 25 пророков и практически все они известны нам из Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель. «Все они посланники Бога»,- говорит Сайяр. Однако для христиан послание Иисуса неотделимо от распятия и воскрешения.

Когда встречаются мусульмане и христиане, по словам Сайяра, их объединяет знание об Иисусе. Однако если в разговоре будет развиваться тема того, что случилось с Иисусом Евангелия и Иисусом Корана, это лишний раз подчеркнет то, насколько огромна пропасть между ними. «Мы пытаемся научиться чему-то друг у друга,- говорит Сайар.- Мы делаем это не ради загробной жизни. Мы делаем это ради жизни земной. После смерти мы в любом случае поймем, кто из нас был прав, а кто неправ в том, кем был Иисус - там мы все узнаем». Поэтому пока мы живы, нам, вероятно, лучше всего сосредоточиться на кебабах.

Иисус не умер на кресте. Он был сыном девы Марии, но не был сыном Бога. Он не искупил грехи человечества. Он излечивал больных, возвращал зрение слепым и воскрешал мертвых. Он говорил целыми предложениями, будучи еще младенцем в колыбели именно тогда он объявил своей матери, Марии, что Бог даровал ему знание Священного писания и сделал его пророком. Иисус не всемогущ и не вечен. Иисус — мессия. Иисус — мусульманин.

Таков Иисус в Коране. Он упоминается в 93 стихах Корана — чаще, чем любой другой пророк, за исключением Мухаммеда — и рассказ о жизни Иисуса в Коране совпадает с Евангелиями даже больше, чем полагает большинство мусульман. Моя жена — мусульманка, получившая образование в медресе, однако когда я в разговоре упомянул о том, что Иисуса родила дева, она отнеслась к этому скептически. «В Коране действительно так сказано?» — спросила она. Я попытался отыскать это место, но через пять секунд она меня остановила. «Не старайся, — сказала она. — Я уже нашла это в Википедии». Именно так там и было написано.

В преддверии Пасхи мне стало интересно, что в Коране написано о распятии. Я позвонил своему знакомому имаму, Ибрагиму Сайяру (Ibrahim Sayar), и мы решили встретиться за чашечкой турецкого чая. Сайяр много времени посвящает работе по налаживанию отношений между представителями различных вероисповеданий, и большая часть этой работы заключается в том, чтобы встречаться с ними и вместе наслаждаться кебабами. По его словам, упоминание о статусе Иисуса в исламе в разговорах с христианами может стать хорошим подспорьем в налаживании отношений. «Я всегда говорю им, что миллионы мусульман называют своих детей в честь Иисуса и Марии — мы зовем их Иса и Мариам, — рассказал он. — Ни один человек не назовет своих детей в честь кого-то, кто ему не нравится».

Он подчеркнул, что в исламе «вера в Иисуса является необходимым требованием. Если вы в него не верите, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадисам Мухаммеда — высказываниям Пророка, которые по своему значению уступают только Корану — Иисуса забрали на небеса. Он вернется в конце времен на востоке Дамаска, и его руки будут покоиться на плечах двух ангелов. Увидев его, антихрист растворится, как соль в море, и Иисус будет править миром в течение 40 лет. Но чему мусульмане не верят, так это тому, что Иисус умер на кресте. По словам Сайяра, об этом ясно написано в четвертой суре Корана, стих 157: «Его не убили и не распяли».

В исламе Библия считается священной книгой. Тогда я спросил, как этот стих Корана согласуется со свидетельствами о смерти Иисуса в Евангелиях. Сайяр ответил, что ключевой здесь является фраза «его не распяли», «несмотря на то, что все выглядело именно так». Он объяснил, что знатоки ислама интерпретируют этот стих по-разному. Некоторые из них считают, что кого-то действительно распяли, но это был не Иисус, а, возможно, даже Иуда. По их мнению, кем бы тот человек ни был, Бог изменил его лицо, чтобы он стал похож на Иисуса, а сам Иисус спасся. Еще одним вариантом этой версии является утверждение, что Господь изменил зрение людей, присутствовавших при распятии, чтобы они подумали, что видят Иисуса. Другие полагают, что Иисуса действительно прибили гвоздями к кресту, но он, в конце концов, выжил, поэтому то, что произошло на Пасху, было не воскрешением, а скорее приходом в чувства. Некоторые утверждают, что никого вообще не распинали. «Разумеется, — сказал Сайяр, — у всех есть свои аргументы».

Для мусульман детали распятия носят скорее академический характер. Тем не менее, разногласия между христианами и мусульманами в отношении сущности Иисуса носят характер фундаментальный, независимо от того, что во многих смыслах их понимание Христа совпадает с Евангелием. С точки зрения мусульман, Иисус не был и не мог быть сыном Бога. Он был пророком, но все-таки он был смертным, и Бог не был его отцом. «Я понимаю, что, если вы верите, что кто-то — Бог, а другие люди говорят вам, что он им не является, для вас это звучит как оскорбление, — сказал Сайяр. — Но если вы посмотрите на этот вопрос с точки зрения мусульман, то вы не найдете разницы между Иисусом, Авраамом и Мухаммедом». В Коране упоминается 25 пророков и практически все они известны нам из Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель. «Все они посланники Бога», — добавил Сайяр. Между тем, для христиан послание Иисуса неотделимо от распятия и воскрешения.

Когда встречаются мусульмане и христиане, по словам Сайяра, их объединяет знание об Иисусе. Однако если в разговоре будет развиваться тема того, что именно случилось с Иисусом Евангелия и Иисусом Корана, это лишний раз подчеркнет то, насколько огромна пропасть между ними. «Мы пытаемся научиться чему-то друг у друга, — сказал Сайар. — Мы делаем это не ради загробной жизни. Мы делаем это ради жизни земной. После смерти мы в любом случае поймем, кто из нас был прав, а кто неправ в том, кем был Иисус — там мы все узнаем». Поэтому пока мы живы, нам, вероятно, лучше всего сосредоточиться на кебабах.

Иисус не умер на кресте. Он был рожден девственницей, но он не является Сыном Божьим. Он не искупил грехи человечества. Он исцелял больных, даровал зрение слепым и воскрешал мертвых. Он говорил своей матери о том, что Бог даровал ему писание и сделал его пророком. Иисус не является ни всемогущим, ни вечным. Иисус является Мессией. Иисус является мусульманином.

Таковым является Иисус, о котором говорится в Коране. О нем упоминается в девяносто трех аятах священной книги - больше чем о ком-либо другом после пророка Мухаммада. «Кораническая» жизнь Иисуса имеет гораздо больше соответствий с его жизнью, представленной в Евангелии, чем представляют себе многие мусульмане. Моя жена является мусульманкой, окончившей медресе, но когда я упомянул о непорочном зачатии Иисуса, она восприняла это скептически. "В Коране действительно об этом говорится?», - спросила она. Я начал искать данные аяты в Коране, но она тут же меня остановила. "Не утруждай себя этим", - сказала она. "Я уже нашла их в Википедии". И там действительно имелись такие аяты.

С приближением Пасхи меня стал интересовать вопрос о том, что в Коране сказано о распятии на кресте. Я позвонил знакомому имаму Ибрагиму Сайар и мы встретились с ним за чашкой турецкого чая. Сайар занимается межконфессиональными отношениями, и его работа предполагает совместную трапезу с представителями разных вероисповеданий. По его словам, в компании христиан упоминание положения Иисуса в исламе может быть хорошей темой для дружеского общения. "Я всегда говорю людям, что миллионы мусульман носят имена Иисуса и Марии – Иса и Марьям", - говорит он. "Никто не станет называть своих детей именами, носители которых вызывают неприязнь".

В исламе, подчеркнул он, "вера в Иисуса является абсолютной необходимостью. Если вы не верите в него, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадису, Иисус был поднят на небо, и когда наступит конец света, он вернется на Землю, оказавшись в восточной части Дамаска, и его руки будут лежать на плечах двух ангелов. Когда Антихрист его увидит, то раствориться как соль в воде, и Иисус будет править на Земле в течение сорока лет. Мусульмане не верят именно в то, что Иисус умер на кресте. По словам Сайар, этому есть ясное подтверждение, которое содержится в 157-м аяте четвертой суры Корана: «Они не убили его, и не распяли».

С точки зрения ислама, Библия считается священной книгой. На мой вопрос: «Как же тогда этот аят Корана может не противоречить сообщениям о смерти Иисуса, содержащимся в Евангелиях?», Сайар ответил, что ключом к разгадке этого вопроса является выражение, следующее после слов "и не распяли": «но это только представилось им". Мусульманские ученые, объяснил он, по-разному интерпретируют данный отрывок. Некоторые считают, что действительно был распят, но это был не Иисус, а его ученик,или вероятно, Иуда. Кто бы это ни был, говорят ученые, Бог изменил его лицо таким образом, чтобы он стал похожим на Иисуса, а сам Иисус был спасен. Согласно другому мнению, Бог изменил представление тех, кто стал свидетелем этого распятия таким образом, чтобы они думали, что видят Иисуса. Есть те, кто утверждает, что это именно Иисус был пригвожден к кресту, однако сумел выжить. И то, что произошло в воскресную Пасху, было не воскресением, а возрождением. Некоторые говорят, что никто не был распят вовсе. "Конечно", - сказал Сайяр, "у всех есть свои доказательства".

Для мусульман особенности распятия в основном относятся к области теории. Однако разногласие между христианами и мусульманами относительно природы Иисуса является фундаментальным, независимо от того, какое количество версий понимания его обеими сторонами может совпадать. Для мусульман Иисус не является Богом и не может иметь божественную природу. Он является пророком и он смертный, а Бог не является его отцом. «Я понимаю, что ситуация, когда кого-то, кого вы считаете Богом, другие таковым не считают, воспринимается как оскорбление», – сказал Сайяр. «Но если вы посмотрите на это с мусульманской точки зрения, то не увидите никакой разницы между Иисусом, Авраамом, и Мухаммедом. В Коране упоминается двадцать пять пророков и почти все из них имеют своих аналогов в Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель». «Они все посланники», - добавил Сайяр. «Но для христиан, пророческая миссия Иисуса неотделима от его распятия и воскресения».

Сайяр отметил, что когда мусульмане и христиане встречаются, обсуждение Иисуса может зайти слишком далеко. Углубившись в разговор относительно того, что произошло с Иисусом в Евангелии и что сказано о нем в Коране, можно только обострить разногласия. «Мы стараемся учиться друг у друга, при этом оставаясь при своем», - сказал Сайяр. «Мы не делаем это для загробной жизни. Мы делаем это для этой жизни. В загробной жизни мы в любом случае узнаем, кто был прав, а кто ошибался и кем на самом деле является Иисус. А пока это время не наступило, лучше сосредоточиться на шашлыках».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх