Возвратный глагол. Категория глагольного состояния

Рабочий лист.

Ф.И. _________________________________________

Возвратные и невозвратные глагол.

Помните: в русском языке в возвратных глаголах после гласного употребляется -сь, а после согласного -ся: нестись, учиться. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.

1. Прочитав стихотворение, подчеркните возвратные глаголы.

Муха в гости собиралась
Ехать очень далеко.
Умывалась,
Одевалась,
Волновалась, Завивалась, Перед зеркалом металась, Зазевалась... И упала в молоко.

2. Выпишите глаголы с суффиксом -ся (-съ) и обозначьте его. Как называются такие глаголы?

Стучаться, опускаться, чернеть, удивлять, сооружать, руководствоваться.

_________________________________________________________________________________

3. Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исправьте ошибки нерадивых учеников.


1. Я учуся в седьмом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.

Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться, бранить - браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.

5. Образуйте возвратные глаголы.


Сердить- __________________, греть- _____________________, увлекать- _________________, успокоить- _________________, обрадовать- _______________, обнять- _____________________, плакать- ________________, причёсывать- ___________________, застёгивать- ____________________.

6. Замените одним словом.


Приветствовать друг друга при встрече().

Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение().

Давать согласие().

Собирать перед поездкой вещи().

Допускать ошибку().

Проявлять интерес к чему-либо().

Чувствовать обиду().

Уплатить полностью, сколько следует().

7. Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.


Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.


ВОЗВРАТНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛОВ . Глагольная форма, образуемая с помощью окончания -сь или -ся . Глаголы с этим окончанием можно делить на 1. глаголы, при которых нет соотносительных форм без -ся : бояться, смеяться и др.; впрочем при некоторых из них есть глаголы без -ся от тех же основ, но с другими приставками: осмеять и др.; 2. глаголы, при которых есть соотносительные глаголы без -ся , но с таким различием в значении, которое не может быть отнесено на долю окончания -ся , напр. драться, ср. драть; 3. глаголы, при которых есть формы без -ся с таким различием в значении, которое можно считать связанным исключительно с присутствием или отсутствием этого окончания. Первые 2 случая не позволяют выяснить функций образований с -ся , т. к. объединяющее всех их значение непереходности обычно и у многих глаголов без -ся . В последнем случае можно говорить о различии по залогам, которые можно назвать возвратным и невозвратным (см. Залоги и Возвратный залог). Главные значения (функции) В. Ф. у глаголов, имеющих и невозвратную и В. Ф., следующие: 1. собств. возвратное : действующее лицо делает с собою самим то, что при невозвратней форме оно делает с лицом или предметом, обозначенным ВИН. пад. существительного: мыться, радоваться и др.; 2. взаимное : несколько действующих лиц делают друг с другом то, что при невозвратной форме действующее лицо делает с другими лицами или предметами, обозначенными винит. пад. существительного: биться, встречаться и др.; 3. страдательное : объект действия глагола в невозвратной форме здесь (при В. Ф. со страдательным значением) становится субъектом речи, хотя реальное (неграмматическое) отношение его к действию глагола остается то же самое, т.-е. обозначается существительным в именит, пад., а субъект действия или не обозначается, или обозначается, как орудие действия, творит, падежом существительного: дом строится плотником; чаще без твор. пад., обозначающего производителя действия: полы в доме моются еженедельно; при этом В. Ф. со страдательным значением употребляется преимущественно при имен, пад. существительных, не обозначающих лица; 4. непрямое возвратное : действующее лицо делает что-либо для себя, в своих интересах; такое значение В. Ф. имеет сравнительно редко и притом преимущественно от непереходных глаголов: стучаться, т.-е. стучать для себя, чтобы дать о себе знать, обещаться, т.-е. обещать за себя и др.; 5. непереходное : действие рассматривается независимо от объекта действия, иногда, как способность, свойство: браниться, кусаться и др.; 6. усиление или концентрация непереходного значения (от глаголов, имеющих невозвратную форму с непереходным значением): краснеться, ср. краснеть, дымиться - «пускать дым около себя», ср. дымить; 7. безличное (от глаголов, имеющих в невозвратной форме непереходное значение): действие рассматривается безотносительно не только к объекту (которого нет и при невозвратной форме), но и к субъекту действия, как происходящее само собой: спится, дышится, верится, хочется и др.; при этом лицо, являющееся субъектом действия при невозвратной форме этих глаголов, обозначается существительным в дат. пад.: ему не сидится. См. Залоги и назв. там статью Фортунатова.

  • - 1. Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем простом времени: а) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - 1...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - 1...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - см. возвратный глагол...
  • - Классификация глаголов по семантическому признаку. Различаются глаголы: 1) конкретного действия. Писать, рубить, строить; 2) физического состояния. Лежать, сидеть, спать, стоять...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Подразделения глаголов в зависимости от различных соотношений основы инфинитива в основы настоящего времени...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. классы глаголов...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. классы глаголов...

    Словарь лингвистических терминов

  • - 1) входит в структуру собственно-безличных глаголов, которые без него не употребляются: смеркается; 2) входит в структуру личного глагола, который употреблен в безличном значении: осталось...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Группировки глаголов на основании соотношения основы инфинитива и основы настоящего или будущего простого времени, окончаний 3 л. мн.ч. Выделяются пять типов продуктивных и семнадцать непродуктивных классов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Синтез основы и аффикса, образующий словоформу конкретной лексемы: пиш-у, любл-ю,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Функция глаголов совершенного вида, нацеленная на передачу динамики, дает возможность выразить смену ситуаций во времени, определить их последовательность...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Функция глаголов, нацеленная на обозначение действия или состояния в процессе его осуществления...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Выделяются три акцентных типа: 1) неподвижное ударение на основе; 2) неподвижное ударение на окончании; 3) подвижное ударение...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Возвратная форма глаголов" в книгах

1.5. Суффиксация глаголов

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

1.5. Суффиксация глаголов Суффикс – ирова(ть). Рост иноязычных заимствований в середине XIX в. в сфере глагольной лексики был связан со значительным увеличением репертуара иноязычных глаголов на – ировать (и его вариантом – изировать) [Сорокин 1965: 296; Очерки 1964b: 130–140;

Экономика глаголов

Из книги Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети автора Барлоу Джон Перри

Экономика глаголов То, какими именно станут в будущем формы интеллектуальной собственности и способы их защиты, скрыто густым туманом, стоящим на входе в Виртуальный Век. Тем не менее, я могу сделать (или повторить) несколько простых утверждений, с искренней верой в то,

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой Далее, можно было бы видеть препятствие в следующем: при феноменологической установке мы направляем свой взгляд на чистые переживания, с тем чтобы исследовать их, однако переживания самого этого

Возвратная пошлина

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Возвратная пошлина ВОЗВРАТНАЯ ПОШЛИНА (налог) - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада (при условии фактического вывоза их в течение 3 месяцев со дня помещения под этот режим);

XII. Правописание глаголов

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XII. Правописание глаголов § 48. Личные окончания глаголов 1. Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем простом времени: а) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют; б) во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат или -ят. Ко II спряжению относятся (из числа

§ 50. Суффиксы глаголов

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 50. Суффиксы глаголов 1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва-, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается

XII. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XII. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ § 48. Личные окончания глаголов Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:а) в I спряжении: - ешь, - ет, -ем, - ете-, -ут или - ют;б) во II спряжении: - ишь, - ит, -им, - ите, - aт или - ят.У глаголов с

§ 50. Суффиксы глаголов

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 50. Суффиксы глаголов 1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы - ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на - ую, - юю, и суффиксы - ыва, - ива-, если в указанных формах глагол

Возвратная последовательность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

6.59. I и II спряжения глаголов

автора Гусева Тамара Ивановна

6.59. I и II спряжения глаголов Изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам называется спряжением. Два типа спряжения – первое и второе – различаются личными окончаниями настоящего и будущего простого времени: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют)

6.60. Словообразование глаголов

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.60. Словообразование глаголов В современном русском языке глаголы образуются морфологическим способом: используются такие его виды, как префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, предфиксно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный,

6.64. Правописание глаголов

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.64. Правописание глаголов 6.64.1. Личные окончания I и II спряжений глаголов 1. К глаголам II спряжения (с личными окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) в настоящем и будущем простом времени относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве: строить

47 «выгодных» глаголов

Из книги Эффективное коммерческое предложение. Исчерпывающее руководство автора Каплунов Денис Александрович

Возвратная мутация

Из книги Литературная Газета 6411 (№ 15 2013) автора Литературная Газета

Возвратная мутация Сначала я прочитал статью Л. Бызова "Азиатизация", а потом услышал об удивительном заявлении главы Федеральной миграционной службы господина Ромодановского. А заявил он, что его замечательная служба с лавиной незаконной миграции в одиночку уже

ВРЕМЕНА ГЛАГОЛОВ

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

ВРЕМЕНА ГЛАГОЛОВ Настоящее время глагола нередко используется для передачи прошедшего или будущего действия. В первом случае, когда о событии из прошлого говорится так, будто оно происходит в настоящий момент, целью автора обычно является придание повествованию

Возвратные глаголы

Глаголы с постфиксом ся (-сь), которые выражают обратное действие, называются обратными: гордиться, влюбиться, встречаться.

Суффикс ся (-сь) может использоваться с большинством глаголов во всех формах, кроме причастий. Стоит он после инфинитивного суффикса - ти (ть) или окончания в личных формах глагола. Например: умывать - умываться, умываются, умываюсь.

Современный глагольный суффикс ся (-сь) - это древняя короткая форма обратной местоимения себя в винительном падеже единственного числа.

С помощью суффикса ся (-сь) образуются глаголы:

Внимание! Пишется -сь пишется ся

Купаемся в море - купаемся в озере; Брился вчера - бриться дважды.

Категория глагольного состояния

Категория состояния выражает отношение действия к субъекту и объекту. Субъектно-объектные отношения оказываются в предложении. Глагол является основным звеном в реализации грамматических отношений между субъектом и объектом действия. Так, в предложении Бригада выполняет план субъектом действия (или носителем динамической признаки) выступает слово бригада; действие, выполняемое субъектом как активным деятелем, направленная на объект (план), что в предложении выступает прямым дополнением.

Логические отношения субъекта и объекта в этом предложении совпадают с грамматическими; глагол выражает значение активного действия, направленной на самостоятельный объект.

Однако эти логические отношения можно передать в другом грамматическом оформлении, например План выполняется бригадой. В такой структуре предложения глагол выступает со значением пассивной действия. Глагол выполняется, образованное от переходного глагола выполнять с помощью постфикса -ся, потеряло значение переходности. Логический субъект при этом выражается зависимой форме существительного - творительным субъекта, логический объект выступает в форме именительного падежа.

Сравните еще: Все приветствуют друга и Друзья приветствуются. В первом случае глагол выражает активное действие, направленное на самостоятельный объект, во втором - действие распределяется между субъектами, является одновременно и объектами.

Значение глагольного состояния тесно связано с семантикой глагола и оказывается в синтаксических связях его с другими словами.

Категория состояния находит свое выражение в способах глагольного управления, тесно связываясь с категорией переходности / непереходности. Так, все переходные глаголы могут выражать значение активного действия, а непереходные не выражают ее никогда. Глаголы переходные и непереходные, образованные от переходных с помощью постфикса -ся, выражают двойные субъектно-объектные отношения, а непреходящие, не соотносятся с переходными глаголами (например, идти, расти, цвести), выражают односторонние, субъектные отношение. Сравните, например:

Субъектно-объектные отношения Субъектные отношение

Ученик выполняет задание. - Вокруг все спит.

Задание выполняется учеником. Василько идет в школу.

Аленка одевает сестру. - Лена смеется.

Лена одевается (Аленушка одевает себя).

Морфологически-словообразовательным средством выражения отдельных значений состояния выступает постфикс ся. С помощью этого словообразовательного аффикса выражаются значение обратной и пассивного действия.

Соотносятся глаголы переходные и непереходные с постфиксами ся различаются не только значением состояния, но и семантическими оттенками, сравните, например бороться ~ бороться, любить - любить, драть - карабкаться, нести-нестись. Только при создании глаголов со значением пассивного состояния семантические оттенки сопоставимых глаголов почти незаметны, например завод строит цеха, цеха строятся заводом; хор исполняет кантату, кантата выполняется хором.

В современном украинском литературном языке различают следующие состояния глаголов: активный (или действительный), пассивный и обратно средний.

Кроме того, выделяют группу непереходных глаголов, которые не выражают двойных, субъектно-объектных отношений, это глаголы нулевого по объекту состояния.

Внимание! В лингвистической науке еще со времен М. В. Ломоносова определялась традиционная система состояний глаголов. М. В. Ломоносов в "Российской грамматике" назвал шесть состояний: действительный (или переходный), обратный, взаимный, средний, пассивный (или страдальческое) и общий.

В работах А. А. Шахматова названы три состояния: действительный, пассивный и обратный, а в пределах обратного состояния рассмотрены различные значения его: собственно обратные, косвенно-возвратные, взаимно обратные и др.

В академической грамматике украинского языка рассматриваются только два состояния: активный и пассивный, подчеркивается, что категория состояния присуща только переходным глаголам; она основывается на двух взаимосвязанных коррелятивных грамматических значениях - активном и пассивном. Активное значение выражается морфологическими формами, пассивное - морфологическими и синтаксическими. В рассмотрении глагольного состояния наблюдается разный подход ученых к этой категории: одни принимают во внимание семантико-грамматические оттенки субъектно-объектных отношений, выражающихся в глаголах; другие отождествляют состояние с категорией переходности / непереходности; некоторые ученые опираются только на грамматически проявленную корреляцию субъектно-объектных отношений, оставляя без внимания субъектные отношения с нулевым объектом.

1. Активное состояние. Глаголы активного (или действительного) состояния выражают активное действие субъекта, направленную на самостоятельный объект. Это значение имеют только переходные глаголы, управляющие формой винительного падежа без предлога.

Например: Косарь на лугу косу звонко клепле (М. Рыльский) Девушки вглядилы на лугу куст калины (И. Нечуй-Левицкий).

Формальное выражение прямого объекта зависимым существительным (или местоимением или иным Субстантивированные словом) и является грамматическим показателем активного состояния глагола. В структуре предложения с глаголом активного состояния грамматические субьскт-но-объектные отношения соответствуют логическим субъектно-объектной отношением.

2. Пассивный состояние. Глагола пассивного состояния противопоставляются глаголам активного состояния по отношениями субъекта к объекту и по направлению действия. Логический субъект при глаголе пассивного состояния имеет форму творительного падежа без предлога и выступает в роли косвенного дополнения, выражая тем самым отношение пассивного субъекта и пассивного действия. Объект действия при глаголе пассивного состояния выражается формой именительного падежа (местоимения или субстантивированного слова), который выступает в роли подлежащего, например: Песня исполняется всеми участниками концерта.

Глагола пассивного состояния возникают от глаголов активного состояния с помощью постфикса -ся. Соотносительные по значению состояния глагола выступают соответственно в активных или пассивных оборотах речи, например: Певец исполняет арию. - Ария выполняется певцом.

Формы словоизменения глаголов пассивного состояния несколько ограничены употреблением: при творительном субъекта чаще ставится глагол в 3-м лице, реже в 1-й или 2-й лицу или в прошедшем времени. Значение пассивного состояния может также выражаться формой пассивного причастия, например: Ты думала - тобой весь зьидаюсь? - И, подавившись, падаешь в траву... Я утверждаюсь, я утверждаюсь, я живу (П. Тычина) Енесм брошенная я бедная (И. Котляревский).

Отсутствие творительного субъекта при глаголе нивелирует значение пассивности действия, и глагол приобретает значение возвратно-среднего состояния. Для сравнения: Фильм смотрится комиссией и Фильм смотрится во второй раз.

3. Обратно средний состояние. Глагола возвратно-среднего состояния выражают действие субъекта, не переходит в самостоятельный объект, а обратно направляется на самого деятеля или дополнительно характеризует его через неназванный объект, например: ребенок обувается (обувает себя) цеха соревнуются (соревнуются друг с одним) собака кусается (может укусить кого-то).

Возвратные глаголы могут иметь различные оттенки возвратно-среднего состояния, по-разному характеризовать отношение между субъектом и объектом действия

а) собственно возвратные глаголы выражают действие, субъектом и объектом которой выступает и то же лицо. Сюда относятся глаголы: умываться, одеваться, обуваться, разуваться, купаться, мыться, пудриться, бриться, наряжаться. Например: По матерной помощью мальчик не замедлил умыться, прибраться (Панас Мирный)

б) взаимно-возвратные глаголы выражают действие, выполняемое несколькими субъектами, каждый из которых выступает одновременно и объектом действия. Сюда относятся глаголы: встречаться, соревноваться, здороваться, обниматься, целоваться, переписываться, общаться, советоваться. Например: Это же тогда... в селе, вечером, когда с Гавриилом познакомились, тебя видел. А теперь видишь, где встретились, - вспомнил Жердяга (С. Скляренко)

в) косвенно-возвратные глаголы выражают действие, осуществляемую для самого субъекта. При глаголах со значением косвенно-обратной состояния может стоять косвенное дополнение или обстоятельство, например готовиться к экзаменам, собираться к поездке, собираться в дорогу. Эти глаголы отличаются от собственно обратных тем, что логический прямой объект при них не выражается. Для сравнения: Девушка умывается (девушка умывает себя) и девушка собирается в дорогу (девушка собирает вещи в дорогу) Отец взялся за фуражку: - Собирайся, сынок, пойдем (Панас Мирный) (означает "собирай вещи")

г) в-возвратные глаголы выражают действие, сосредоточивается в самой действующему лицу, или выражают внутреннее состояние субъекта. Сюда относятся глаголы со значением отношения исполнителя действия до объекта любоваться, беспокоиться, удивляться, злиться, сердиться, успокаиваться, сокрушаться, трястись, мучиться и под. Например: Там три ивы склонились, как сокрушаются они (Л. Глебов)

г) активно-безобъектные глагола выражают свойство субъекта вне связи его с объектом. Сюда относятся глаголы со значением динамической признаки существ: кусаться, драться, царапаться, хвицатися (собака кусается, корова бьется, кошка царапается, конь хвицаеться) или неодушевленных предметов: жалитися, колоться (крапива жалиться, чертополох колется) ",

д) пассивно-качественные глаголы выражают статическую признак предмета, подпадает влиятельные действия другого предмета. Сюда относятся глаголы типа рваться, гнуться, биться, ломаться, крошиться, колоться, г. смеяться, топиться (таять, переходить в состояние жидкости), плавиться и т. Д. Сравните в словосочетаниях: железо гнется, ситец мнется, воск тает, олово плавится, лед колется, хлеб крошится, стекло бьется ",

е) возвратно-пассивные глаголы выражают действие, приписываемое пассивном субъекту. Возвратно-пассивные глаголы управляют формой дательного падежа (дательный субъекта), который выступает косвенным приложением. Логический объект при глаголах возвратно-пассивного состояния выражается формой именительного падежа и выступает в предложении подлежащим. Например: И вспоминается Улянци деда сказка (А. Донченко).

Если прямой объект не выражается в форме именительного падежа, то глагол превращается в безличное с нулевым значением состояния по объекту, например есть не должно хлеб -мне есть не должно.

Глагола возвратно-пассивного состояния возникают от переходных глаголов с помощью постфикса -ся, в котором в определенной степени сохранилось значение обратной местоимения, особенно в группе собственно возвратных глаголов.

Нулевое состояние по выражению объекта имеют все непереходные глаголы без постфикса -ся (лететь, звенеть, плакаты, стать, бежать и под.), А также безличные глаголы с постфиксом ся (не спится, не сидится, а не лежится).

Непереходные глаголы без постфикса ся означают действие, замкнутую в самом субъекте, то есть ими выражается только субъектное отношение (отношение действия к субъекту), например: Лето прошло как день, и с невлежаного тумана вышел синеглазый, золоточубий сентября (М. Стельмах).

Безличные глаголы с постфиксом ся также выражают односторонние отношения действия до логического субъекта в форме дательного падежа (дательного субъекта). Действие, выраженное безличным глаголом с постфиксами ся, приписывается субъекту как независимый от него внутреннее состояние (мне не спалось; девушке не сидится в доме; ему не лежалось).

  • Шахматов А. Я. Синтаксис русского языка. - Л., 1041. - С. 476-481. Современный украинский литературный язык: Морфология / Под общ. ред. И. К. Биполида. - М., 1969.

Возвратными называются глаголы на -ся. Они могут быть непроиз- водными, reflexiva tantum (бояться, смеяться), и образованными как от непереходных, так и переходных глаголов (торговать - торговаться, умывать - умываться).

Некоторые непереходные и образованные от них возвратные глаголы могут обозначать одну и ту же ситуацию (Что-то чернеет вдали и Что-то чернеется вдали). Но в большинстве случаев возвратный и невозвратный глаголы называют разные ситуа- ции, например, торговать означает "продавать что-нибудь", а торговаться - "стремиться купить подешевле", умывать называет си- туацию с двумя участниками (Мать умывает девочку), а умываться - ситуацию с одним участником (Девочка умывается); в предложениях Миша ударил Колю и Миша и Коля ударились о дерево речь идет о двух мальчиках, но ситуации, участниками которых они являются, неодина- ковы. В связи с этим компоненты смысла (кроме значения страдательно- го залога), привносимые в слово постфиксом -ся, считаются словообра- зующими. -Ся - многозначный аффикс (А. А. Шахматов насчитывал у него 12 значений). В грамматиках чаще всего отмечаются следующие:

1) собственно-возвратное значение: умываться, одеваться, обувать- ся, разуваться, причесываться, пудриться, румяниться;

2) взаимно-возвратное значение: обниматься, ругаться, ссориться, целоваться, мириться, переписываться, встречаться;

3) средне-возвратное значение: восхищаться, гневаться, сердиться, веселиться, радоваться, ужасаться, пугаться;

4) косвенно-возвратное значение: укладываться, собираться, упако- вываться, строиться, запасаться;

5) активно-безобъектное значение: бодаться, плеваться, ругаться (произносить нецензурные слова), кусаться;

6) пассивно-качественное значение: гнуться, рваться, нагреваться, охлаждаться, расширяться, сужаться, стираться;

7) пассивно-возвратное значение: вспоминаться, припоминаться, представляться (= казаться).

Возвратный глагол может быть образован при помощи -ся в соче- тании с другими морфемами (набегаться, умаяться, перемигиваться).

Возвратность связана с залогом (когда залог определяется на мор- фемном уровне, возвратные глаголы, образованные от переходных гла- голов, объединяются в так называемый возвратно-средний залог). Аф- фикс -ся является знаком непереходности. Встречающиеся в разговор- ном языке сочетания вроде боюсь мать, слушаюсь бабушку ненорматив- ны и немногочисленны.

Проект урока-исследования в 5 классе по теме «Возвратные и невозвратные глаголы». (Программа и УМК С.И. Львовой, В.В.Львова)

Цели урока: дать общее представление о понятии «Возвратные и невозвратные глаголы»; организовать исследовательскую деятельность школьников при освоении данной учебной темы.

Задачи урока:

Формировать умение находить и дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы в тексте;

Учить различать разнообразие оттенков лексического значения возвратных глаголов и правильно употреблять их в речи;

Развивать навыки исследовательской работы;

Работать над совершенствованием монологической речи;

Воспитывать любовь и интерес к слову.

Оборудование урока:

Портреты В. Даля, М. Пришвина;

Словарь В. Даля (т.4)

Карточки для индивидуальных заданий;

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вход в новую тему. (Учитель показывает портрет В. Даля и задаёт вопросы:

Знаете ли вы этого человека? Что вам о нём известно? Какую память о себе он оставил людям?).

После ответов детей учитель делает обобщение – переходит к изучению нового: В. Даль - писатель, учёный - лексикограф, посвятивший всю свою жизнь слову. Он собирал и исследовал слова родного языка, восхищаясь их красотой и мудростью. Мы тоже сегодня займёмся постижением загадок, скрытых в привычных словах. А тема урока будет проблемой нашего исследования.

3. Оформление записи в тетради.

4. Работа с ключевым словом урока исследовать: учащиеся должны определить часть речи, форму глагола и доказать правильность суждения; подобрать синонимы; найти и объяснить орфограммы.

Вывод-установка учителя: ваши ответы говорят о том, что вы готовы погрузиться в слово, то есть исследовать его свойства.

5. Составление плана исследования. Страница тетради разбивается на три колонки.

Знаю Хочу знать Узнал

В них ребята записывают соответствующую графе информацию.

В нашем случае в графе «Знаю» дети записали:

возвратность-невозвратность-постоянный признак глагола; у возвратных глаголов есть суффикс – ся; суффикс – ся – ещё называют постфиксом.

В графе «Хочу знать» :

Почему эти глаголы называются возвратными? Что они обозначают? Как различить возвратные и невозвратные глаголы?

Графа «Узнал» заполнялась по ходу урока.

6.Работа с учебником. Параграф № 70, стр. 139. Возвратные и невозвратные глаголы (теоретический материал):

Возвратными называются глаголы с возвратным суффиксом -ся (-сь) на конце: наслаждаться, запастись. Глаголы без -ся (-сь) всегда называются невозвратными.

Суффикс -ся (-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола:

стричься – стригусь – стрижёшься – стригутся – стриглись и т. д.

Задание учащимся : прочтите самостоятельно содержание параграфа и отметьте + вопросы, на которые получили ответ.

(После самостоятельного анализа темы учащиеся рассказывают, что они знают теперь о возвратных и невозвратных глаголах ).

7.Первичное закрепление: в тексте упражнения № 902 учащиеся должны найти и выписать по пять возвратных и невозвратных глаголов, а затем добавить по 3-5 своих примеров.

Работа выполняется по вариантам и с последующей проверкой.

Упражнение № 902, стр. 130:

1) А в окно с_ница ломи(тся, ться) хоч_т сала поклевать и мечта_т позн_коми(тся, ться), с кем ей нынче зимовать (В. Берестов). 2) Рожь, как волны, бьё(тся, ться), гнё(тся, ться) с поля прочь куда-то рвё(тся, ться). Лист оторванный кружи(тся, ться) и уноси(тся, ться) и мчи(тся, ться). (Н. Огарев). 3) И новые друз(?)я ну обнима(тся, ться, ну целова(тся, ться), (не) знают с рад_сти, к кому и приравня(тся, ться). (И. Крылов).

8.Коллективная работа по исследованию значения возвратных глаголов (упражнение № 924).

Задание к упражнению : на основе фотоколлажа составьте предложения с глаголами расчёсывать – расчёсываться, умывать – умываться, одевать – одеваться.

Работа ведётся в парах. Уточняя значение глаголов (расчёсываться-расчёсывать себя, умываться – умывать себя, наряжаться- наряжать себя), дети приходят к выводу, что возвратные глаголы благодаря суффиксу -ся (-сь) приобретают значение действий, обращённых на себя.

Затем ученик, получивший заранее задание, рассказывает о происхождении суффикса -ся (-сь) из краткой формы местоимения себя.(см. Потиха «Исторический комментарий к урокам русского языка»).

9. Продолжение исследования (в рамках домашних самостоятельных исследований): всегда ли наш вывод правомерен? Присмотримся к словам кусается, колется, улыбается, дерётся . На кого направлены эти действия? Понятно, что не на себя. Значит, возвратный суффикс имеет и другие значения.

Послушаем ребят, которые дома провели самостоятельные наблюдения по этой проблеме.

(Выступления учащихся с результатами своих исследований. Задания и результат их выполнения смотри в приложении к уроку).

После прослушивания выступлений одноклассников дети под руководством учителя делают вывод о многозначности возвратного суффикса.

9. Коллективный анализ миниатюры М. Пришвина « Слово-звезда».

Учитель объясняет «секрет» рождения сегодняшнего урока: его содержание подсказано материалом из словаря Даля (показывает т.4 и читает оттуда выдержку, записанную также на створке доски: «Живая подвижность русских глаголов не поддаётся … школьным путам.» ). Учитель акцентирует внимание на том, что труд Даля – путеводная звезда в познании тайны родного слова. У М. Пришвина есть миниатюра «Слово-звезда». Учитель предлагает обратить внимание на портрет писателя и вдуматься в смысл им написанного. (Сначала подготовленный ученик читает миниатюру наизусть, затем ребята сами вчитываются и вдумываются в её содержание и отвечают на вопрос к упражнению № 923).

Упражнение 923. (Это сочинение-миниатюра).

Слово-звезда

В каждой душе слово ж_вёт, горит, светится, как зв_зда на небе, и, как звезда, пог_сает, когда оно, закончив свой жизненный путь, сл_тит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей зв_зды, летит к человеку, на его путях в пр_странстве и времени. Бывает, погасшая зв_зда для людей на земле г_рит ещё тыс_чи лет. Человека того нет, а слово остаётся и л_тит из пок_ления в пок_ление, как свет угасшей звезды во Вс_ленной. (М. Пришвин).

10.Подведение итогов урока: узнали ли вы на уроке то, что хотели? Выполнили ли вы свой план исследования?

Выставление оценок за работу на уроке.

11.Домашнее задание на выбор:

Упражнение № 923 (1. Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Проводят морфологический разбор возвратных глаголов. 2). Письменно объясняют, как они понимают смысл названия этой миниатюры).

Упражнение № 925 – исследование по теме «Почему в одних словах пишется -ся, а в других - сь?».

Упражнение № 925. Образуйте словосочетания со значением «действие – предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж имён существительных, переходность/непереходность глаголов.

Обидеть (кого?), обидеться (на кого); признать (что?), признаться (в чём?); решить (что?), решиться (на что?); бросать (кого? что?), бросаться (на кого?).

Приложения к уроку.

Результаты исследований значений возвратного суффикса.

Работа Чистяковой Риты:

Я сравнила значение словосочетаний: ссыпаю крупу- крупа сыплется, лью воду- вода льётся, разбил чашку- чашка разбилась-и поняла, что глаголы в первом случае обозначают действия, которые кто-то совершает, а во втором случае эти действия происходят сами по себе. Новое значение появляется вместе с суффиксом -ся.

Работа Фуражниковой Кристины.

Я наблюдала за глаголами, входящими в словосочетания: железо куётся, хлеб молотится, одежда шьётся, суп варится, свитер вяжется – и увидела, что общее значение этих глаголов в том, что они обозначают действия, которые кто-то производит. Например, железо куётся кузнецом, одежда шьётся мамой, суп варится хозяйкой, свитер вяжется бабушкой. Это значение придаёт глаголам суффикс -ся.

Работа Константиновой Лены.

Я исследовала глаголы бороться, целоваться, обниматься, подружиться и узнала, что они особые. Один человек не может совершать эти действия, а несколько могут. Значит, эти глаголы обозначают такие действия, которые совершаются несколькими лицами. Я думаю, это значение в слово вносит

суффикс -ся.

Работа Гришиной Лены.

Мы все знаем, что -ся – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Но всегда ли это так? После своих наблюдений я убедилась, что не всегда.

Например, молит и молится, бранит и бранится. В этих словах суффикс не меняет значение слова.

А в других - меняет. Сравним: рву и рвется, пишу и пишется. С прибавлением возвратного суффикса появляется значение « действие происходит само по себе».

Иногда это значение может измениться полностью. Например, плакать - это лить слёзы, а плакаться-жаловаться. Или сбывать - это продавать товар, а сбываться могут мечты.

Дидактическое сопровождение урока

Прочитай и сравни словосочетания

ссыпаю крупу - крупа сыплется

лью воду - вода льётся

разбил чашку – чашка разбилась

Подумай и ответь на вопросы:

чем отличаются действия, обозначенные глаголами первого

столбика от действий, выраженных глаголами второго столбика?

благодаря какой морфеме появляется это значение?

Можно ли подобрать ещё подобные примеры?

Прочитай словосочетания, ответь на вопросы и сделай вывод.

Что общего в значениях глаголов, входящих в данные словосочетания?

Какая морфема вносит в слова это значение?

железо куются, хлеб молотится, одежда шьётся,суп варится, свитер вяжется

Прочитай глаголы определи, в чём особенность действий, которые они обозначают?

Какая морфема вносит в слова это значение? Докажи свою точку зрения.

бороться, целоваться, обниматься, подружиться

СЯ – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Всегда ли это так? Сравни пары глаголов и сделай вывод.

молит – молится, бранит – бранится

рву – рвётся, пишу – пишется

плакать – плакаться, сбывать – сбываться



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх