"я хочу быть понят моей страной". Как проходит косой дождь Маяковский я хочу быть понят

Уходите, мысли, во-свояси. Обнимись, души и моря глубь. Тот, кто постоянно ясен - тот, по-моему, просто глуп. Я в худшей каюте из всех кают - всю ночь надо мною ногами куют. Всю ночь, покой потолка возмутив, несется танец, стонет мотив: "Маркита, Маркита, Маркита моя, зачем ты, Маркита, не любишь меня..." А зачем любить меня Марките?! У меня и франков даже нет. А Маркиту (толечко моргните!) за сто франков препроводят в кабинет. Небольшие деньги - поживи для шику - нет, интеллигент, взбивая грязь вихров, будешь всучивать ей швейную машинку, по стежкам строчащую шелка стихов. Пролетарии приходят к коммунизму низом - низом шахт, серпов и вил,- я ж с небес поэзии бросаюсь в коммунизм, потому что нет мне без него любви. Все равно - сослался сам я или послан к маме слов ржавеет сталь, чернеет баса медь. Почему под иностранными дождями вымокать мне, гнить мне и ржаветь? Вот лежу, уехавший за воды, ленью еле двигаю моей машины части. Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье. Не хочу, чтоб меня, как цветочек с полян, рвали после служебных тягот. Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан, мне давая задания на год. Я хочу, чтоб над мыслью времен комиссар с приказанием нависал. Я хочу, чтоб сверхставками спеца получало любовищу сердце. Я хочу, чтоб в конце работы завком запирал мои губы замком. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. С чугуном чтоб и с выделкой стали о работе стихов, от Политбюро, чтобы делал доклады Сталин. "Так, мол, и так... И до самых верхов прошли из рабочих нор мы: в Союзе Республик пониманье стихов выше довоенной нормы..."

Примечание

В первоначальном варианте: в рукописи и в первых публикациях- стихотворение заканчивалось строфой;

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят,- что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.

Эти строки, написанные за пять лет до трагического конца, были вызваны чрезвычайно напряженной литературной борьбой и обстоятельствами личной биографии поэта последних лет. Подобные настроения не были органически присущи мироощущению поэта, выраженному, в частности, и в комментируемом стихотворении: см. строки. "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо" и далее. Готовя текст стихотворения для первой публикации в цикле, Маяковский снял приведенную строфу. В 1928 году он вновь вернулся к этим строкам, так объяснив причину исключения их из текста стихотворения: "Больше тенденциозности,- писал он начинающему поэту, обратившемуся к нему за советом.- Оживите сдохшую поэзию темами и словами публицистики... Ноющее делать легко,- оно щиплет сердце не выделкой слов, а связанными со стихом посторонними параллельными ноющими воспоминаниями. Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик.

Я хочу быть понят моей страной... как проходит косой дождь.

Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем перышки вырвал" (см. "Письмо Равича и Равичу").

19 июля будет широко отмечаться 120 лет со дня рождения выдающегося советского поэта Владимира Владимировича Маяковского. В последние годы между читателем и поэтом возникла стена. Тем удивительнее размах юбилейных торжеств.

В Одессе состоялся 3-й Международный литературный фестиваль, проводившийся под знаком 120-летия со дня рождения В. Маяковского.

В Москве проходит Литературная акция к 120-летию поэта. С 21 марта по 31 июля в московском метро курсирует «Поезд поэзии». В каждом вагоне представлены разные грани творчества поэта.

«Я сам расскажу о времени и о себе», - сказал Маяковский. Нам, сегодняшним, надо только его услышать, услышать сердцем, как обращается поэт к нам: «Слушайте, товарищи потомки …»

Маяковский был и остается самым ярким революционным поэтом.Он был «революцией мобилизованный и призванный», потому что сам по складу характера, по темпераменту, по самому типу человека был бунтарем и революционером. Увы, сама эпоха, которую он воспевал, канула в лету. Несомненно, сейчас его творчество нуждается в новом прочтении. Его самого надо освободить от «хрестоматийного глянца», который затушевал живой облик поэта, сведя его роль к функции агитатора за Советскую власть. Но тем и велик Маяковский, что он всегда и обо всем говорил «во весь голос». За любую тему «горлан – главарь» брался лишь тогда, когда чувствовал, что «голосует сердце». Поэтому и остаются в памяти его чеканные строчки:

«Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем »;
«Пою мое Отечество, республику мою!»;
«Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза ».

Маяковский был подлинным патриотом, и любовь к Родине была заложена в нем на генетическом уровне:
«… землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя» .

Разлюбить нельзя - значит, это то чувство, с которым родился, которое только крепнет со временем. «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет».

Даже в заграничных поездках (в 20-е годы В.В. Маяковский посетил Германию, Францию, Америку), где все внове и интересно,
поэт тоскует по Родине. Саму Эйфелеву башню он приглашает в Россию:

Идемте, башня! К нам! Вы – там, у нас, нужней!
Идемте к нам! Идем в Москву! ».

Этим, на первый взгляд, странным приглашением он хотел приблизить торжество индустрии, символом которого являлась Эйфелева башня, в родной Стране Советов.

Маяковский, как и все, очарован Парижем, но ностальгии не преодолеть:

«Я хотел бы жить и умереть в Париже,
если б не было такой Земли – Москва».

Маяковский всегда любил жизнь. В 1920 году – среди полной разрухи и голода – он пишет блистательное стихотворение о «Необычайном приключении, бывшем с Владимиром Маяковским летом на даче»:

«В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето,
Была жара, жара плыла – на даче было это».

Маяковский не собирался умирать и не принимал самоубийство как способ решения никаких, даже самых неразрешимых проблем. После смерти Сергея Есенина среди молодежи прокатилась волна подражательных самоубийств. Чтобы нейтрализовать огромную силу предсмертных стихов Есенина, Маяковский написал стихи, пронизанные жизнеутверждающей мощью:

«Для веселия планета наша мало оборудована.
Надо вырвать радость у грядущих дней.
В этой жизни помереть не трудно –
Сделать жизнь значительно трудней».

Тем не менее, спустя всего пять лет Владимир Владимирович Маяковский выстрелом из револьвера в сердце покончил с собой. Маяковский преодолел много трудностей – он вставал на пути хитроумных врагов, душевных уродцев, тупиц. Он был страшен им – и его травила «банда поэтических рвачей и выжиг».

Была фактически сорвана его выставка, где он рапортовал о своей 20-летней работе. Из юбилейного номера журнала «Печать и революция» в последний момент вырезали его портрет.

Кто–то звонил по телефону, говорил гадости; кто-то подбрасывал пасквильные записки. Та дрянь, с которой боролся Маяковский, стремилась взять реванш.

Натиск противников не заставлял его отчаиваться. Маяковский знал цену этим людям … Но получилось так, что в его жизни вдруг появились слабые звенья: болезни, нервное переутомление, личная драма. У Маяковского начиналась болезнь горла: поэт – трибун терял голос. Он сам говорил об этом на одном из самых последних выступлений:

Я сегодня пришел к вам совершенно больной, я не знаю, что делается с моим горлом, может быть, мне придется надолго перестать читать. Может быть, сегодня один из последних вечеров …

Наиболее близких друзей не было в городе. С другими начались размолвки, разлад …

Все это не стало причиной, но это ослабило способность к сопротивлению, к борьбе. Наступила минута слабости. Появилось сообщение о самоубийстве Маяковского. В посмертной записке он написал: « ... это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет ».

Лев Кассиль вспоминал об этих тяжелых днях: « Назойливо стучатся в уши строки, давным –давно им написанные:

А самое страшное вы видели – лицо мое, когда я абсолютно спокоен?

… Да, никогда я еще не видел это лицо совершенно спокойным. Всегда оно озарялось либо молниями гнева, либо сосредоточенным огнем внимания или отсветами искрящейся шутки. Первый раз я вижу его абсолютно спокойным. И это правда самое страшное ».

Величие Маяковского чувствовали и поэты, очень далекие от него. Из записных книжек Мандельштама: «Там же, в Сухуме, в апреле я принял океаническую весть о смерти Маяковского … Человек устроен наподобие громоотвода. Для таких новостей мы заземляемся, а потому и способны их выдержать».

Любовь – это то, чего так не хватало Маяковскому при жизни:
«Своё земное не дожил: на земле своё не долюбил ».
Он ушел в неоплатном долгу
…перед Бродвейской лампионией,
перед вами, багдадские небеса,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии –
перед всем,
про что
не успел написать ».

Счастье, что о многом Маяковский успел написать. То, что он написал, навсегда вошло в золотой фонд поэзии как стихотворение

«Послушайте!»
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому –нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

«Это стихотворение – щемящий от чувства одиночества прорыв к прекрасному, к гармонии »,- сказал известный литературный критик Ал. Михайлов.

Счастье, что Маяковский успел написать проникновенные строчки о любви к живому, к «зверью»:

Я люблю зверье. Увидишь собачонку
Тут, у булочной, одна –
сплошная плешь.
Из себя и то готов достать печенку –
Мне не жалко, дорогая,
ешь.

Как и Сергей Есенин (стихотворение «Песнь о собаке»), Маяковский в стихах о сострадании к живому раскрывал свою душевную щедрость.

Счастье, что Маяковский успел написать потрясающе красивые и в то же время пронизанные высокой философией строчки:

Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.

Сейчас Владимир Маяковский высится в центре Москвы. Стоит на площади своего имени. Поэт, который однажды сказал:

Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят –
что ж?!

По родной стране
пройду стороной,
Как проходит
косой дождь.

Вскоре после смерти поэта Марина Цветаева сказала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор до конца не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского» .

Счастье, что к нам наконец пришло это понимание. Об этом говорит размах юбилейных торжеств и тот радостный факт, что в книжной серии «Великие поэты » (выпуск «Комсомольской правды») под номером 12 вышел в свет красивый томик стихов Владимира Маяковского. А под номером один в этой серии, естественно, вышел сборник Александра Сергеевича Пушкина. «После смерти нам стоять почти что рядом…» (В.Маяковский «Юбилейное»)

Р.S. В Центральной городской библиотеке в формате «Литературного календаря» оформлена книжная выставка к юбилею Маяковского

Валентина Соколова

I вариант

С именем Маяковского прочно связано представление о поэте- новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совер­ шил ни один поэт XX века. Однако сопоставление опыта Маяковс­кого и его современников доказывает, что влияние на дальнейшее Развитие ис кусства оказывают те открытия, которые отвечают потреб­ностям времени. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что по­иски нового в поэзии для него очень важны. В стремлении достичь пониманияу своего народа Маяковский сделал самыйсмелый и ре­шительный шаг, превратив поэзию вактивнуюучастницу митингов, демонстраций. Историческая заслуга поэта - в создании лирики нового типа.

Проблемахудожественного новаторства по-своему осознается Мая­ковским. У прежних писателей были читатели, а Маяковский, когда со­чиняет стихи, воображает себя перед огромными толпами слушателей. Почти в каждом его стихотворении есть это «Вы»-обращение ктолпе: «Эй, вы... Вы, которые... Смотрите... Послушайте!..». Маяковский создал свой собственный ритм. Маяковский именнотем и хорош, что безбояз­ненно воспроизводитвстихахуличные, хлесткие, вульгарные ритмы, ми­тинговые речи, возгласы драк и скандалов. Именно этим митинговым стилем Маяковский стремился донести свои стихи до народа. И это, на мой взгляд, ему удалось.

Маяковский, любовно подмечая в жизни страны ростки ново­го, прекрасного, не устает напоминать о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение поэт при­давал сатире. Сатирические произведения Маяковского поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрица­тельного явления, которое не попало бы под увеличительное стек­ло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянет­ся»: новый буржуа, вредитель, обыватель, пьяница, лодырь, брако­дел, трус, взяточник и т. д. Сатира Маяковского рождена гневом поэта - патриота России и гуманиста, отвергающего все, что уни­жает и оскорбляет человека.

Чтобы привлечь внимание читателя ксвоим сатирическим сти­хам, поэтпользуетсяразличнымиспособамиукрупнения изаостре- ния образа, создает особую, необычную ситуацию, близкую кфанта- стике. Так, свое стихотворение «Прозаседавшиеся» поэт направил противбюрократизмаи волокиты. В этом стихотворении говорится, какбюрократы заседают по 20 раз в день, решая пустопорожние воп­росы, «разрываются» пополам, и уже «людей половины» присутству- ютодновременнонадвух заседаниях.

Маяковский открыто заявляет о своем отношении к бюрокра­тизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»

К теме бюрократии Маяковский подошел еще ближе в драме «Баня». В своих сатирических пьесах поэтстремится усилить зрелищ- ность-одно из проявлений движения Маяковского к народности. Он хотел быть понятсвоей страной, но хорошо знал, что массовый читатель и зритель еще не обладали высокой культурой. Свою цель поэт видел не втом, чтобы опуститься к низкому уровню массового читателя, а втом, чтобы приобщить массы к высокой культуре, ибо только в этом случае массысмогутправильно понятьеготворчество. Отсюда поиски контакта с читателем; создание броских плакатов, агитационных и рекламных стихов, выступления в многолюдных местах.

Маяковский писал произведения не только на злобу дня, затраги­вая вечные темы: любовь, поэт и поэзия и другие. Необычным подхо­дом к таким темам Маяковский побуждал читателя к размышлениям, к оценке позиций автора в том или ином вопросе. На тему трагической любви поэт написал поэму «Про это». Это конфликт между лиричес­ким героем и миром мещанства. Трагизм в том, что в мире мещанства оказалась любимая женщина. Подобный сюжет не раз освещался в ли­тературе 20-х годов XX столетия. Но в поэме Маяковского он приобре­тает предельную остроту. Сталкиваются два мира. Страстно и гневно звучат слова героя поэмы:

Не приемлю, ненавижу это все к все,

что в нас

ушедшим рабьим вбито...

Этими строками Маяковский хотел показать читателям свое нега­тивное отношение к мещанству, кскучному миру обывателей.

Человеческим величием, страстной убежденностью, благород­ством насыщен разговор поэта с потомками (« Во весь голос»). Мая­ковский разговариваете потомками «о времени и о себе», отом, как он понимает время и искусство, этому времени необходимое. В по­эме «Во весь голос» господствует мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера и разум и благодарность потомков. Поэт отвергает индивидуальное искусство. Маяковский утверждает, что поэт дол­жен служить интересам народа:

До самого

последнего листка

я отдаю тебе, планеты пролетарий.

Изучая творчество Маяковского, я понял, что все сделанное им в искусстве-подвигвеличайшего бескорыстия. Неугасающая популяр­ность и злободневность поэзии Маяковского доказывают, что этот подвиг бессмертен. Поэт, на мой взгляд, достиг своей цели - народ понял и по достоинству оценил его творчество.

II вариант

У великого русского поэта XIX века Н. А. Некрасова есть замеча­тельные слова:

Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей.

Поэт Владимир Маяковский жил с «печалью и гневом» и страст­но любил свою отчизну.

Мотивы печали, неудовлетворенности, одиночества, неустро­енности в личной жизни звучат во многих его произведениях.

Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Вла­димир Маяковский. В стихах молодого поэта поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна - то, что отпу­гивало современную ему критику, не желавшую понять и объяснить эту новизну.

Мир не раскрываетсвои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие меч­ты и действительности порождало недоуменные вопросы.

Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать.

Также в разладе с действительностью и мечтами о будущем ро­дились и строки, к которым надо особо прислушаться, желая по­нять жизнь и личность Маяковского, его творчество:

Грядущие люди! Кто вы? Вот - я, весь

боль и ушиб!

Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души!

Это голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст изначально терзает душу поэта. Он - «весь - боль и ушиб» - взращивает «сад фруктовый» для грядущих людей. В этих строках - идея жертвенного служения людям, характерная для классической русской литературы.

Хрестоматийный облик Маяковского, «агитатора, горлана-гла- варя», кажется, не допускает мысли о душевной слабости.

Поэт в зрелую пору не любил выносить на люди душевную с?му- ту, «становясь на горло собственной песне».

Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровото­чит. Бездушная поэзия - не поэзия.

Одно из самых замечательных произведений Маяковского, на мой взгляд, поэма «Про это». Она о себе и о любви, поэма, в кото­рой ярче и глубже, чем в других, более поздних поэмах, раскрыва­ются характер и личность Маяковского.

Были и ранние поэмы о любви («Облако в штанах»). Была самая светлая, не осложненная драматическими коллизиями поэма «Люб­лю». Поэттогда переживал пик своего чувства к Л. Ю. Брик, поэто­му и был уверен: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продума­на, выверена, проверена».

Но в действительности любовь принесла тонко чувствующему поэту одни страдания.

Внешне он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле - очень незащищенный. И все это очень близко, понятно нам в поэте, потому что это - общечеловеческие качества. Меня очень трогают его проникновенные строки о любви к «зверью»:

Я люблю зверье: Увидишь собачонку - тут у булочной одна - сплошная плешь, - из себя

и то готов отдать печенку, Мне не жалко, дорогая, ешь!

А вот поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай мне, живущей в н ачале XXI века и переживающей все его сложные и трагические события, не совсем понятен. Он мечтал о прекрасном «коммунис­тическом далеко», славил трижды отечество, которое будет, а что Же сейчас? Что славить, кого славить и за что?

Далекое будущее, XXX век представлял Маяковский в своих сти­хах. Как ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у ворот, а избав­ление от угнетающей инерции старого быта относил лишь в дале­кое будущее:

Тридцатый век обгонит стаи

сердце раздиравших мелочей. Нынче недолюбленное наверстаем звездностью бесчисленных ночей.

И снова Маяковский-романтик произносит слово о любви.

О любви, которая бы не была «служанкой замужеств, похоти, хлебов», о любви, которая бы заполнила собой вселенную и «чтоб вся на первый крик «Товарищ!» - оборачивалась земля». Такой пред­ставлял, такой хотел видеть любовь Маяковский. Ему не было дано счастье испытать такую любовь: все дело втом, что в каждом любов­ном романе есть два персонажа, от которых в равной мере зависит его судьба.

Такой Маяковский понятен нам, близок и современен.

Маяковский-сатирик - тоже наш современник. Сатира в твор­честве поэта - это «кавалерия острот», поднявшая «рифм отточен­ные пики», это любимейший род оружия.

«Очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вок­руг», - отмечает поэт в стихотворении «Разговор с товарищем Ле­ниным». «Окрутить их, разоблачить перед лицом народа» - такую задачу ставит перед собой Маяковский.

Он едко высмеивает все отрицательные проявления в советском быту («О дряни», «Любовь», «Пиво и социализм»), борется с бю­рократизмом в учреждениях («Прозаседавшиеся», «Фабрика бю­рократов»), выступает против пережитков капитализма в сознании людей («Трус», «Ханжа», «Подлиза», «Сплетник»), наносит сокру­шительные удары по царству доллара, по международным убийцам и поджигателям новой войны.

Маяковский в стихотворении «Столп» хочет, чтобы «критика дань носила», хотя «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг, целая лента типов тянется: волокитчики, подхали­мы, сектанты, пьяницы».

В наши дни слова из стихотворения «Прозаседавшиеся»: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех засе­даний!» стали крылатыми. Они и сегодня направлены против бю­рократов, управленческого аппарата, бесплодных заседаний, голо­сований депутатов и т. д.

«Моет», просто стирает бюрократов и пьеса «Баня». Бюрократы Победоносиков и его секретарь Оптимистенко не дают дороги ново­му изобретению, мешают движению вперед. Эта пьеса показывает вред бюрократизма, враждебностьеговсейтворческой, созидатель­ной атмосфере общества. К сожалению, живут победоносиковы и оптимистенки и в наши дни. Сатира Маяковского «косила» дрянь, помогала читателю увидеть, кто есть кто.

Отрадно отметить, что в наше время все больше появляется дер­зающих, думающих, смелых людей, которые хотят, чтобы демокра­тизм, предприимчивость помогли нашему обществу.

А как злободневны и сегодня строки из стихотворения «Душа общества»:

Как от острого, как бы заразного, беги,

товарищ, от алкоголика, который бахвалится тем, сколько пива и водки выпито!

Да, я считаю, что Владимир Маяковский «понят своим наро­дом», хотя каждый воспринимает его по-своему.

В. Маяковский был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать все «за одно только слово ласковое, человечье».

Какое скромное (и какое страстное!) желание и какая грандиоз­ная плата за него!

∗∗∗

По мне, единственным темным пятном в биографии поэта — это его смерть. Если придерживаться мнения официальной версии — самоубийства, то оно вызывает много споров и сомнительных выводов. Особенно, если учитывать одно из интервью дочери Маяковского — Эллен Патрисия Томпсон (Елена Владимировна Маяковская):

«Я хочу, чтобы все знали главное — Владимир Маяковский не совершал самоубийства! Он знал, что у него есть дочь, он стремился жить, жить ради меня и говорил своим друзьям, показывая на мою фотографию: «Это мое будущее!» Когда он понял, что его мечта об идеальном обществе неосуществима, то стал об этом говорить, перестал писать, и его ликвидировали.»

Как было на самом деле, очевидно, мы никогда не узнаем. В то время вершителями судеб как известных, так и вполне обычных людей, были специальные органы и делали они свое дело весьма профессионально. Был ли это заговор или у Маяковского сдали нервы, или еще какие версии — сегодня это уже не имеет никакого значения. Весь трагизм в другом — почти все гениальные люди уходят слишком рано, оставляя нам — обычным почитателям их талантов, сумасшедшее количество версий и догадок…

Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину.
Заложил бы
динамиту
— ну-ка,
дрызнь!
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!

(Юбилейное)

Факты, цитаты, афоризмы Владимира Владимировича Маяковского:

Маяковский с детства страдал бактериофобией и терпеть не мог булавок и заколок. Это связано с тем, что отец Маяковского умер от заражения крови, уколовшись об иголку, сшивая бумаги. «Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». (Автобиография «Я сам», 1928 г.).

Самая неоднозначная и роковая фигура в жизни поэта – это его муза и его «проклятье» Лиля Брик . Она была замужем, когда познакомилась с известным к тому времени поэтом. Через пять лет после знакомства с супругами Брик, Маяковский поселился вместе с ними – он испытывал необъяснимое влечение к Лиле, а она относилась к нему неоднозначно: «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой - рифмой».

Несмотря на свое отношение к Лиле, Маяковский неоднократно заводил романы на стороне. Последней его девушкой стала актриса Московского художественного академического театра Вероника Полонская , однако не ей он посвятил прощальные строки.

Все свои стихи он завещал семье Брик. После его смерти Лиля хлопотала о том, чтобы имя поэта не было забыто, а сама до смерти носила золотое кольцо Маяковского с гравировкой «Л.Ю.Б.» — Лиля Юрьевна Брик.

«1930 год начался для него скверно. Много болел. Неудачно прошла его выставка, никто из коллег не пришел, хотя было много молодежи. Еще одна неудача – премьера «Бани» в марте. Начались разговоры, что Маяковский исписался, и он это слышал. А у меня как раз в это время тоже не ладилось в театре. Он хотел, чтобы я ушла из театра, чего я не могла сделать. Мы ссорились, иногда из-за мелочей, ссоры перерастали в бурные объяснения», – говорила Полонская в интервью в 1990 г.

В последние дни своей жизни Маяковский находился на грани безумия. Он постоянно устраивал скандалы Полонской, вынуждал ее бросить театр и уйти от мужа. Якобы ее отказ в последнем их разговоре и стал поводом для самоубийства – поэт застрелился через три минуты после того, как актриса от него вышла.

В предсмертном письме Маяковский написал: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо».

После его гибели многие винили Полонскую в том, что она стала причиной этого страшного шага. Она и сама чувствовала вину, о чем писала в воспоминаниях: «Было бы нелепо, если бы я этим хотела сказать: Маяковский застрелился, чтобы разрушить мой семейный быт. Но в комплексе причин, которые привели его к гибели, было и то недоразумение между нами, которое он принял за разрыв». Тем не менее утверждать, что их ссора была причиной самоубийства, – преувеличение. Скорее – поводом, последней каплей.

Говорят, несвободные женщины – это рок, который преследовал Маяковского всю жизнь. Лиля Брик была замужем, у Татьяны Яковлевой было еще три поклонника, кроме него, Вероника Полонская так и не поддалась на его уговоры и не развелась с мужем. Поэт очень тяжело переживал вынужденную необходимость делить любимых женщин с другими мужчинами. Никто из них не принадлежал ему до конца.

11 месяцев провел Маяковский в одиночной камере №103 в Бутырской тюрьме. Попал он туда по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской женской тюрьмы в Москве. Его освободили за недостатком улик.

Маяковский принимал участие в антирелигиозной кампании, которую инициировал ВЦИК в 1928-1929 годах. Он даже стал членом Союза воинствующих безбожников, пропагандируя атеизм. Его перу принадлежат такие строки:

У хитрого бога
лазеек -
много.
Нахально
и прямо
гнусавит из храма.
(«Надо бороться», 1929 г.)

На одном из концертов некто маленький подскочил к В.В.Маяковскому и кричит: «От великого до смешного — один шаг!» Маяковский шагнул ему навстречу: «Вот я его и делаю».

Мгновенная реплика Владимира Владимировича Маяковского на выпад одного из многих оппонентов:
— Вы товарищ, возражаете, словно воз рожаете!

Однажды при Маяковском обсуждалась какая-то книга, и один из присутствующих сказал о ней:
«Жизнь как она есть».
Маяковский моментально отреагировал:
«А кому она такая нужна?»

В одном из стихотворений Маяковского есть такая строка:

«Пока перед трюмо разглядываешь прыщик…»

Эта фраза довольно точно отражала поведение самого поэта. Он подходил к зеркалу и пристально и подозрительно разглядывал свое лицо: не прицепилась ли какая-нибудь гадость или зараза, не грозит ли ему смерть от незамеченной царапины. Маяковский мог внезапно отодвинуть в сторону все бумаги со стола и начать бриться, бурча себе под нос:

«Нет, недостаточно я красив, чтобы бриться не каждый день».

Весь остальной туалет у поэта почти не требовал времени, ни зеркала, ни внимания. Вся одежда ложилась на его плечи незаметно элегантно, как надо.

В 1926 году Маяковский приехал в Тифлис и зашел в магазин «Заккнига». Он разговаривал с директором магазина о делах, а потом заметил:

«У вас тут все — закавказское, «Заккнига», «Закшвейторг»… Вероятно, и песня о «Кирпичиках» поется здесь тоже в закавказском варианте:

«И за эти вот заккирпичики…»

В Тифлисе проходил вечер под названием «Лицо литературы СССР». В конце вечера Маяковскому стали задавать различные вопросы. Вот некоторые из них.

Вопрос: «Как вы относитесь к Демьяну Бедному?»

Маяковский: «Читаю».

Вопрос: «А к Есенину?» (Прошло около двух месяцев после его смерти.)

Маяковский: «Вообще к покойникам я отношусь с предубеждением».

Вопрос: «На чьи деньги вы ездите за границу?»

Маяковский: «На ваши!»

Вопрос: «Часто ли вы заглядываете в Пушкина?»

Маяковский: «Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть».

Давид Бурлюк так представлял молодого Маяковского своим знакомым: «Владимир Маяковский — гениальный поэт!»

А потом говорил Маяковскому: «Не подведите меня, пишите хорошие стихи».

После зарубежной поездки Маяковского спрашивали: «Владимир Владимирович, как там в Монте-Карло, шикарно?»

Он отвечал: «Очень, как у нас в «Большой Московской» [гостинице]».

Тогда же его спросили: «Вы много ездили. Интересно, какой город вы считаете наиболее красивым?»

Маяковский коротко ответил: «Вятку».

Однажды Маяковский посетил редакцию какого-то журнала, а, уходя, обнаружил пропажу своей палки и сказал:

«А где же моя палка? Пропала палка. Впрочем, зачем говорить «пропала палка», когда можно сказать проще: пропалка».

Зимой 1926 года должно было состояться обсуждение романа молодого писателя Филиппа Гоппа «Гибель веселой монархии». Маяковский встретил писателя перед обсуждением и поддернул: «Растете, как на дрожжах. Читал о вашем романе «Гибель веселой монахини».

Несколько позже, встретив Гоппа на улице, Маяковский спросил: «Что пишите?»

Гопп ответил: «Повесть».

Маяковский: «Как называется?»

Гопп: «Скверная сказка».

Маяковский: «Какая тема?»

Гопп стал развивать свои мысли: «Ну, знаете, Владимир Владимирович, как вам сказать… Эта тема уже давно носилась в воздухе…»

Маяковский перебил: «Портя его…»

Гопп обиделся: «Почему — портя?»

Маяковский пояснил: «Ну, как же? Если сказка скверная, то какого же запаха от нее можно ожидать!»

Политехнический институт, Владимир Маяковский выступает на диспуте о пролетарском интернационализме:
— Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином…
Вопрос из зала:
— А среди дураков?
Ответ:
— А среди дураков я впервые.

ВООБЩЕ, Маяковскому с женщинами и везло, и не везло одновременно. Он увлекался, влюблялся, однако полной взаимности чаще всего не встречал. Биографы поэта в один голос называют его самой большой любовью Лилю Брик. Именно ей поэт писал: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь». Именно ее он называл «Солнышко Самое Светлое».


Владимир Маяковский и Лиля Брик

А Лиля Юрьевна благополучно жила со своим мужем Осипом Бриком, называла Маяковского в письмах «Щенком» и «Щеником» и просила «привезти ей из-за границы автомобильчик». Брик ценила гений своего обожателя, но любила всю жизнь только мужа Осипа. После его смерти в 1945 году она скажет:

«Когда застрелился Маяковский - умер великий поэт. А когда умер Осип - умерла я». Примечательно и другое высказывание Лили Юрьевны. Узнав о самоубийстве Маяковского, Брик произнесла: «Хорошо, что он застрелился из большого пистолета. А то некрасиво бы получилось: такой поэт - и стреляется из маленького браунинга».
Портрет Репина. Худ. Маяковский

«Сидящая натурщица» 1911 год

На экзаменах в училище живописи обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Маяковский, придя с испытаний, сказал своему учителю Петру Калнину:

— Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией.

«Жираф на приеме у зубного врача» 1912 — 1913 годы

К жирафам у поэта была особая любовь. В начале XX века целый ряд его рисунков получил название «Жирафья серия». Жираф — образ и самого Маяковского, так его называли друзья. А как иначе, если двухметровый поэт частенько появлялся на публике в желтой кофте с черными манжетами и воротником? Рисунки отражали реалии его жизни: у Маяковского болели зубы, поэтому на одной из иллюстраций и появился «рвач» (так он сам называл зубных врачей), удаляющий жирафу зуб.

Из-за стихотворной «лесенки», которую придумал сам Маяковский и которая впоследствии стала его визитной карточкой, многие коллеги поэта обвиняли его в жульничестве: ведь в то время газеты платили гонорары именно за количество строк, а не за знаки.

Поэт был страстным любителем азартных игр. Обожал бильярд и карты, не боялся сыграть и в «русскую рулетку». Кстати, есть версия, что именно проигрыш «русскую рулетку» стал причиной гибели Маяковского — ведь обстоятельства его смерти до сих пор не до конца ясны.

Мало кто знает, что Маяковский был тесно связан не только с литературой, но и с зарождавшимся в России кинематографом. Он писал сценарии и сыграл пару ролей. К сожалению, до нас дошли только фрагменты одного фильма, где можно взглянуть на поэта – это «Барышня и хулиган».

Владимир Маяковский побывал множество раз за границей с гастролями, включая не только Европу (Франция, Германия), но и Америку, что было абсолютной экзотикой для советского человека того времени. Из этих путешествий родилось также немало стихотворений.

Была у Маяковского и несчастная любовь — к русской эмигрантке Татьяне Яковлевой. Романа не получилось, зато поэт написал прекрасное стихотворение «Письмо к Татьяне Яковлевой». Есть и такая красивая парижская легенда, связанная с увлеченностью Маяковского Яковлевой: перед отъездом на Родину поэт положил на счет одной цветочной фирмы весь свой парижский гонорар при условии, что раз в неделю Яковлевой будет приходить самый красивый букет с запиской – «От Маяковского». И на протяжении многих лет, даже после смерти самого поэта, цветы все приходили и приходили. И именно они спасли жизнь возлюбленной Маяковского в период оккупации Парижа фашистами – женщина продавала букеты, спасаясь от голодной смерти.

Кстати, красивую легенду «Вам цветы от Маяковского» можно прочесть .

Если ты меня любишь, значит, ты со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах…

Если тебе
«корова» имя,
у тебя
должны быть
молоко
и вымя.
А если ты без молока
и без вымени,
то черта ль в твоём
в коровьем имени!

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

Затхлым воздухом -
жизнь режем.
Товарищи,
отдыхайте
на воздухе свежем.

Вам, конечно, известно явление «рифмы».
Скажем, строчка окончилась словом «отца»,
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца…

Людям страшно - у меня изо рта шевелит ногами непрожёванный крик.

…Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть - как девочка мячиком.

«В этой жизни помереть нетрудно.
Сделать жизнь значительно трудней.»

Нет на свете прекраснее одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи.

Брошки - блещут…
на тебе! -
с платья
с полуголого.
Эх,
к такому платью бы да еще бы…
голову.

«Убьёте, похороните — Выроюсь!»

Неудачник не тот, кого рок грызет и соседи пальцем тычут судача… НЕУДАЧНИК -тот кому ПОВЕЗЕТ-а он не сможет словить удачу!..

Любить - это с простынь, бессонницей рваных,
Срываться, ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны
Считая своим соперником!

Я любил.
Не стоит в старом рыться.

Тысячи тонн словесной руды
Единого слова ради!

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!

Интересный факт из жизни Маяковского: несмотря на свою суровую, угрюмую внешность Владимир Владимирович был достаточно сентиментальным человеком. Поэт любил домашних животных. Особенно привязывался к собакам . Он даже как-то раз подобрал на улице щенка и привел в дом, назвав его просто – Щен. Кстати, потом подписывался этой кличкой в страстных записках к своей возлюбленной Лили Брик.

Завершая рассказ о великом русском поэте, о стихах которого Владимир Ленин говорил: «Тарарабумбия какая-то», нельзя обойти вниманием следующий интересный факт о Маяковском. Будучи в Берлине, Владимир Владимирович зашел в обувной магазин и после долгих примерок остановил свой выбор на полуспортивных ботинках с толстой подошвой. Он тут же их надел, расплатился и сказал: «Большие, дорогие и крепкие, как сама Россия!»

Как то Маяковскому сказали:

- «Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие - не ваш удел…»

-«Зайдите через столетие, - ответил Маяковский, - посмотрим»

Громадный,

угловатый,

как плотина,

стоит он поперек любых неправд...

Е. Евтушенко

“Нет, весь я не умру”. Эти бессмертные пушкинские слова можно адресовать и Владимиру Маяковскому. Время и над ним не властно. Обожествляемый и хулимый, распятый и воскресший, он все-таки с нами. С ним можно соглашаться, спорить, но пройти мимо его стихов равнодушно нельзя!

Бывшая плошадь Маяковского в Москве, нынче снова Триумфальная. В центре стоит он. Открытый жест, распахнутость, предельная откровенность. А мне почему-то поэт всегда представлялся иным: тонким, ранимым, так и не нашедшим ни настоящей любви, ни подлинного понимания.

Уже в раннем творчестве его лирический герой крайне противоречив. Вот он с презрением заявляет, срываясь на крик:

Я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжира и мот.

Но вдруг разоблачительный пафос исчезает, и перед нами предстает человек, которому страшно и одиноко в этом беззвездном мире, который мечтает о том, “чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда”.

Маяковский хочет найти родственную душу, быть понят хоть кем-то. О том, чтобы быть понятым всей страной, он еще не мечтает. Но и это естественное желание обрести хотя бы одного единомышленника недостижимо:

Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

а сказать некому.

И вот наступил 1917 год. “Моя революция”, - так охарактеризовал Маяковский события Октября. Сейчас, когда взгляды и мнения людей резко изменились, когда Ленин из идеала и божества превратился в “самого злонамеренного” человека русской истории, как охарактеризовал его А. Солженицын, вправе ли мы осуждать Маяковского и многих других, искренне поверивших, что ненавистный им “мир жирных” будет сметен, что в стране воцарятся свобода и взаимопонимание?

Как много работал Маяковский в эти годы! Писал стихи, которые порой не отвечали высоким художественным вкусам. Но ведь не сильные в эстетике прекрасного крестьяне и солдаты восхищались его частушками! “Плохо?” - спросите вы. Безусловно! Но разве не кроется за всем этим горячее желание быть услышанным и понятым хоть так, через плакаты, агитки, лозунги?

Чувство долга - вот одно из свидетельств духовной значительности Маяковского. В поэме “Про это” есть удивительные строчки:

Должен стоять,

стою за всех, за всех расплачусь,

за всех расплачусь.

Он мечтал о тончайшей связи своего лирического героя с людьми, о понимании и доверии к нему самому, поэту, отдавшему весь талант “атакующему классу”. Однако все чаще и чаще Маяковского одолевали сомнения. Строчка, вынесенная в качестве темы данного сочинения, имеет ведь продолжение, в котором звучат мотивы одиночества и неразделенности мыслей:

Я хочу быть понят моей страной,

а не буду понят - что ж,

по родной стране пройду стороной,

как проходит косой дождь.

Думаю, эти слова принадлежат не “агитатору, горлану-главарю”, а сомневающемуся и очень страдающему человеку.

Перед смертью В. Маяковский написал “Во весь голос: первое вступление в поэму”. У меня сложилось впечатление, что поэт сознательно обратился к потомкам, разуверившись в том, что его поймут современники. Именно им, людям будущего, он стремится объяснить свою позицию в искусстве, на их понимание и великодушие он рассчитывает:

поэзии потоки, я шагну

через лирические томики, как живой

с живыми говоря.

Именно в этом произведении мы находим строчки, свидетельствующие о глубокой душевной драме поэта:

становясь на горло собственной песне.

Неужели современные литературоведы, с высокомерием рассуждающие о творческих просчетах и явной деградации поэта Владимира Маяковского, не чувствуют той страшной тоски и боли, которыми наполнены эти слова?!

Вильгельм Кюхельбекер в 1845 году писал:

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию...

Это строки о Пушкине, Лермонтове, Блоке, Есенине и, конечно, о Маяковском!

Не понятый современниками, объявленный “лучшим и талантливейшим” после смерти, оплеванный в наши дни, поэт так и остался одинокой звездой на небосклоне русской поэзии XX века. Но очень хочется верить, что пройдут годы, новые читатели обратятся к стихам Маяковского и наконец поймут все богатство его поэтического мира, всю глубину его личности.

Я думаю, что это понимание не за горами. И поняла я это, случайно прочитав стихотворение одной десятиклассницы:

Здравствуйте, Маяковский!

А я принесла Вам листья.

Резные кленовые листья,

Желтые и с багрянцем!

Идут, идут к Маяковскому люди с душой, открытой прекрасному, доброму. Идут и всегда будут идти!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх