Здоровьесберегающие технологии в начальной школе авторы методик. Понятие и термины. Мы зарядку делаем

Тема: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»

И.В. Максимова,

учитель начальных классов

МКОУ «Нижнечирская СОШ»

Цель: обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.

Задачи:

обсудить с учителями проблемы ухудшения здоровья школьников под влиянием традиционных технологий проведения урока;

    познакомить с методикой проведения интерактивных методов;

    раскрыть значение и виды здоровьесберегающих технологий;

Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, маркеры, таблички с опорными словами, клубок ниток.

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группе кооперативного обучения

Ход мастер-класса:

Слайд 1 I . Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, уважаемые коллеги!!! С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Я предлагаю вам сегодня почувствовать себя учениками школы, ведь все учителя хоть иногда задумывались вернуться назад. Для этого мы с вами проиграем учебный день. Но не простой: мы, учителя, как ученики пройдем его.

II . Основная часть (погружение в тему)

Слайд 2. 1. Обоснование проблемы. Упражнение «Воздушный шар » (о ценности здоровья для человека).

Представьте, что вы находитесь на уроке ИЗО. Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Я записываю их на доске. Если слова повторяются, то ставлю плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья и т.д.)

    Обсудить проблему

Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов).

    Принятие решения

Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Слайд 3,4,5

    Образовательные технологии
    здоровьесберегающей направленности

Слайд 6-7-8

Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?

Слайд 9 5. Задание на ассоциации

На каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

– Попробуйте дать определение здоровью . (Варианты ответов).

Слайд 10 Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.).

Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.

Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки. Цель мастер-класса – показать, что это не единственные составляющие данной педагогической технологии. Необходимо не только следить за сохранением физического здоровья ребенка (Табличка 1: Физиология), но и создать комфортные условия обучения для поддержания его психологического и социального благополучия. Так как психическое здоровье человека во многом определяет его физическое состояние.

Представим, что мы готовим урок. Мы ставим перед собой определенные задачи. В первую очередь, нужно научить ребенка развить его познание (Табличка 2: Познавательные потребности), включая в урок много учебной информации. От этого дети утомляются.

Чтобы активизировать познание, необходимо подключать эмоциональную сферу.

(Таблица 3: Эмоции)

Чтобы получить результат деятельности, мы оцениваем ребенка, т.е. заведомо ставим часть детей в ситуацию успеха или неуспеха.

(Таблица 4: Успех)

Перед вами на доске четыре составляющих урока , которые мы используем в своей деятельности наиболее часто. Как же сделать так, чтобы каждая из них поддерживала здоровье ребенка, а не ухудшала его?

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса. Он должен способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, он должен создавать условия для выбора деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха для каждого ребенка. На таком уроке повысится познавательная мотивация, снизится тревожность и утомляемость, которые, в конечном итоге, зачастую приводят к серьёзным заболеваниям.

Прийти к этому невозможно, применяя традиционные педагогические технологии проведения урока.

Слайд 9 5. Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?

За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои способности, сохраняя при этом свое здоровье.

Задача современного учителя - научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

Слайд 10. Специалисты предлагают в современный здоровьесберегающий урок включать 3 этапа: На 1 этапе – учитель, совместно с детьми, добывает информацию, построенную таким образом, чтобы стимулировать вопросы учащихся. На 2 этапе - учащиеся задают вопросы.

На 3 этапе - учитель и дети находят на них ответы. Такой урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, большей удовлетворенностью от урока, как у учителя, так и у учеников.

Давайте попробуем вместе ответить на вопрос, «Каким критериям должен соответствовать современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий?»

Слайд 11. 6. Работа педагогов в группах кооперативного обучения и обмен опытом по теме: « Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?»

(Учитель делит аудиторию на 2 группы и распределяет темы: 1 группа - «Условия здоровьесбережения на уроке» . 2 группа - « Структура современного здоровьесберегающего урока» . Каждая группа обсуждает, выбирает карточку с нужным тезисом. Ведущий группы представляет свой проект.)

Ответы педагогов 1 группы:

    Соблюдение этапов урока.

    Использование методов групповой работы.

    Использование интерактивных методов.

    Создание положительной психологической атмосферы.

    Активность каждого участника.

    Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

    Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

    Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

    Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

    Упражнения для глаз.

    Дозировка объема учебного материала.

Ответы педагогов 2 группы:

    Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

    В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.

    В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).

    Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.

    Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Сегодня очень много говорится о здоровьесберегающих технологиях. А какие именно технологии можно отнести к здоровьесберегающим? (ответы педагогов).

Да, есть авторские технологии ученых-физиологов, но ими пользуются далеко не все. Но если любая современная педагогическая технология отвечает определенным требованиям, критериям, то её вполне можно тоже назвать здоровьесберегающей.

Слайд12 : « Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий»

    воспитание, а не изучение культуры здоровья,

    элементы индивидуализации обучения,

    наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,

    интерес к учебе, желание идти в школу,

    наличие физкультминуток,

    наличие гигиенического контроля.

Слайд13 : «Основные принципы здоровьесберегающих технологий»

    учет возрастно-половых особенностей;

    учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

    структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)

    использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Вывод:

Наблюдения и ваш опыт работы показывают, что методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют достаточно времени вопросам здоровья. Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.

Слайд 14. III . Закрепление материала

    Игра «Волшебный клубок»

(Среди участников мастер-класса выбираются 6 человек (по желанию). Они берут таблички с опорными словами, слушают инструкцию ведущего, делают выводы по изученному материалу).

Снимаются таблички с доски и добавляются ещё 2: родители и учитель.

В завершении нашего мастер-класса мне хочется Вас убедить в том, что все основные составляющие современного урока неразделимы. Невозможна организация здоровьесберегающего урока без грамотной деятельности учителя. И, конечно же, помощь родителей в организации учебного процесса, соблюдении детьми режима дня будут способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

(Учебная игра заключается в том, что участники мастер-класса выстраивают логическую цепочку о взаимодействии составляющих образовательного процесса (родители, учитель, эмоции, познавательные потребности, успешность, физиология). Участники мастер-класса с табличками встают в круг, передают клубок от «компонента» к «компоненту», обосновывая свой выбор, при этом оставляя себе нить клубка. В результате, в центре круга образуется «паутинка», символизирующая связи между компонентами. Затем одному из участников системы предлагают покинуть круг, не бросая нить. Естественно, что другие участники мастер-класса почувствуют натяжение нити, нить может порваться и система взаимосвязей внутри разрушится. Таким образом, участники игры должны прийти к коллективному выводу, что все компоненты не только взаимодействуют между собой, но и выстраивают единую систему под названием «здоровье школьника», где каждый компонент в отдельности не может существовать.)

! ! ! Помещение на доску назад 6 табличек-компонентов

Слайд 15.

2. Упражнение “Чемодан пожеланий”

Мы убедились, что учитель в этой неразрывной цепи один из главных связующих компонентов . Давайте не будем забывать, что в школе необходимо сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения. У каждого из вас, наверняка, есть свои секреты эмоционального восстановления, снятия утомления, благополучного выхода из стрессовой ситуации и т.д. мне хочется, чтобы мы поделились друг с другом этими секретами. И каждый унес сегодня багаж с полезными советами от коллег по сохранению своего здоровья.

    Работа в группах по составлению памяток «Багаж полезных советов по сохранению здоровья учителя»

Слайд 16. IV . Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия.

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”

Слайд 17.

Не умирайте, пока живы.

Поверьте, беды все уйдут.

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый.

Будьте здоровы и научитесь

чувствовать себя и управлять собой!

Учитель благодарит за работу на мастер-классе

Слайд 18.

CОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Задачи здоровьесбережения в начальной школе:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного системного использования средств физического воспитания, оптимизации двигательной активности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развития творческого потенциала. Причинами ухудшения здоровья школьников, помимо трудностей социальноэкономического характера и ухудшения экологии, являются:

1. Снижение их физической активности. Так, гиподинамия отмечается уже в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. В школе преобладают так называемые «сидячие» занятия – мало предметов, связанных со сменой организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры). Дети с недостаточной физической активностью имеют 100%-ную заболеваемость.

2. Стрессовая педагогическая тактика. Например, возникновение различных видов стрессов детей в условиях школьного обучения связаны с трудностями адаптации ребёнка в школе.

3. Чрезмерная интенсивность образовательного процесса. В последние годы прослеживается зависимость между уровнем школы и здоровьем школьника. Так, чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей), тем больше возникает проблем со здоровьем. В программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни четко обозначены приоритетные задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению .

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ, научить применять эти знания в повседневной жизни. Отметим, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Укажем элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе. Это пальчиковая гимнастика, релаксация, смена видов деятельности, физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, точечный массаж, гимнастика для глаз. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на принцип природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов [Смирнов, с. 35]. Обратимся к этим принципам здоровьесбережения:

1. «Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся» – это должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

2. «Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся» – это определенный объем учебной нагрузки и сложность материала, которые должны соответствовать возрасту учащихся. 3. Как известно, «успех порождает успех». В поступках и действиях выделяют сначала положительное, а только потом отмечаются имеющиеся недостатки. Всё это достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Правильно выбранная работа приводит к предотвращению усталости и утомляемости и повышению мотивации к учебной деятельности. Рассмотрим пальчиковую гимнастику как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры могут помочь учителю подготовить руку к письму, развивать внимание и терпение, стимулировать фантазию, активизировать работу мозга, научиться управлять своим телом. Далее рассмотрим зрительную гимнастику как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения. Зрительная гимнастика помогает снимать физическую и психоэмоциональную напряжённость, тренировать вестибулярный аппарат, развивать зрительную координацию, укреплять глазные мышцы, развивать зоркость и внимательность, а также улучшать зрение. Большой популярностью пользуется и точечный массаж для детей. Точечный массаж – это лечение и профилактика заболеваний через давление на определённые точки тела. С точки зрения официальной медицины такой массаж является разновидностью рефлексотерапии. Точечный массаж помогает учителю: проводить профилактику простудных заболеваний, закаливать детей, учить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения и обучать навыкам проведения точечного массажа. Самым распространенным элементом среди здоровьесберегающих технологий в начальной школе являются физкультурные минутки. Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Физ. минутки помогают снять усталость, напряжение, ослабить утомление учащихся на уроке, проводить профилактику нарушения осанки, поддерживать работоспособность, а также активное внимание. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Самым популярным примером релаксации, которым активно пользуются педагоги на начальном этапе обучения является зарядка с использованием движения и небольших песенок. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение [Коваленко, с. 43]. Релаксация на уроках помогает снять стресс, расслабить мышцы, снять усталость, а также хорошо восстанавливает работоспособность. Рассмотрим дыхательную гимнастику как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Дыхательная гимнастика – это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, уменьшает заболевания дыхательной системы, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус и оздоровляет нервно-психическое состояние. Таким образом, образовательные технологии включают в себя педагогику сотрудничества, личностно-ориентированную технологию уровневой дифференциации обучения, технологию развивающего обучения, технологию раскрепощённого развития детей. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей, то есть дети ищут задание глазами, а потом берут это задание и выполняют. Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражающим настоящую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее.

Литература

1. http://old.mon.gov.ru/

2. Коваленко В.И. Школа физкультминуток. – М: Вако, 2011.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, 2006.

Табакаева Елена Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11», г.Зима
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
по ФГОС, их виды и реализация»


Цель: трансляция опыта применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС.

1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.

2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.

3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, капсулы с эфирным маслом апельсина, памятки «Влияние эфирных масел на энергетику человека», маркеры, листы бумаги, буклеты с психологическими зарядками, картинки — опоры, зонт с открытками, песня, звуковое сопровождение для упражнений.

Методы работы с аудиторией: эвристическая беседа, практическое выполнение упражнений.

Ход мастер — класса:

  1. Организационный момент.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс

Еще раз всем здравствуйте, уважаемые коллеги!

И начнем мы с вами с высказываний великих людей.

СЛАЙД с высказываниями

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда
.

Конфуций

“Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум”
(Геродот)

О чём эти высказывания?

Как вы их понимаете?

Актуальны ли они на сегодняшний день?

2.Эмоциональный настрой.

2.1. Для поднятия настроения, снятия напряжения я применяю ароматерапию.

Я выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней стуже и неприятностях, тонизирует нервную систему, снимает депрессию, повышает работоспособность.

2.2. Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»

Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

  1. Обоснование проблемы.

Фокус- группа. Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.

(разделить учителей на 2 группы по 3- 4 человека, на столе листы А-4, и ручки)

(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.) СЛАЙД

Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

ВЫВОД — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одной из главных жизненных ценностей человека.

Если Вы сегодня пришли на мой мастер – класс, значит проблема сохранения здоровья школьников для вас актуальна.

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения.

Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Второй проблемой, названы нарушения осанки.

Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется.

Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников.

Вопросы здоровьесбережения в федеральных документах:

Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность

В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ,

который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности,

Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте.

В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

  1. Здоровый ученик – успешный ученик

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе, которые определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.

Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. НО поможете мне в этом вы уважаемые коллеги!

4.1. Работа в парах. Составление кластера. (Раздать листы, клей, картинки- опоры)

Я предлагаю составить кластер и ответить на вопрос — Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?

А сформулировать факторы вам помогут картинки -опоры

ВЫВОД- Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

двигательная активность

— психологическое здоровье школьника

— творческий характер процесса обучения

— использование оздоровительной силы природы

— использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс

  1. Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока:

направленные на соблюдение гигиенических требований;

организующие рациональную физическую активность;

другие психолого-педагогические технологии.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, и достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение.

Для этого я обычно использую физминутки, пальчиковую, дыхательную, глазную гимнастику. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект. СЛАЙД

В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. А значит — не должно быть длительной монотонной работы, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание.

В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Необходимо включать в урок практические методы.

В-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. А это: комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество.

В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор.

Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки.

Второй блок: организуем обучение и физическую активность отмечает четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Момент первый: интересно — значит неутомительно! (на слайде)

— Педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую! (на слайде)

— Использует в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.

Момент третий: учет зоны работоспособности. (на слайде)

— Учитывая зоны работоспособности, составляет расписание,

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. (на слайде)

Поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:

игровые технологии;

обучающие интерактивные программы;

оригинальные задания и задачи;

введение в урок отступлений.

Создание благоприятного психологического климата на уроке:

доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;

интерес к каждому мнению;

тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;

стимулирование к самостоятельной деятельности;

тонкий юмор.

Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников.

А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. Ведь, как говорят «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит успешность, здоровье и настроение учеников.

Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.

А методы и приёмы, которые мы будем использовать сегодня сами можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье.

  1. Практическая часть.
  2. Приобретение практических навыков избавления от отрицательных эмоций.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение.

Энергетические упражнения —- помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю энергетические упражнения, которые подходят для детей младшего школьного возраста.

После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.

  1. Хлопки в ладоши парами.
  2. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
  3. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
  4. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
  5. Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
  6. Снегопад. Ловим воображаемые снежинки, может на себе, друг на друге. Подарили «букет» соседу.
  7. Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
  8. Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
  9. Показываем жестами: много подарков! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.
  10. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Помните, тот, кто смеётся, живёт долго

Упражнение « Минута шалости»

Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить : каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям

  1. Голос – драгоценный дар природы.

Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

Например, можно трансформировать в энергию певческого звука.

Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия.

Часто на уроках я использую упражнение-звукоподражание. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что

«Ее-ее-ее» – тренирует горло

Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.

Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление

Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия

Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.

Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга.

Участники тонируют на удобной для них ноте. (Этот мир придуман не нами…)

Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.

  1. Упражнение «Поздравление».

Если вы хотите удвоить, усилить чувство радости – тоже пишите на бумаге. Пожалуйста, подойдите ко мне и выберите себе открытку. (участники тянутся за открыткой вверх как можно выше. Открытки подвешены на зонтике и поднимаются в зависимости от роста человека).

— Вы встали на цыпочки, потянулись, ещё раз потянулись, тем самым заставили работать мышцы спины, «потянули» позвоночник.

Такой прием позволяет предупредить нарушение осанки и возникновение сколиозов.

— Загляните теперь в открытку. Напишите пожелание друг другу в предстоящий праздник День матери

Думаю, вы это сделаете с удовольствием.

Еще просьба — пожелание напишите в течение 1 минуты.

— Я думаю, что вы в числе всего прочего пожелали всем и себе здоровья.

  1. Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию».

Я думаю, мы не напрасно провели с вами время и каждый из вас в испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение. Я включаю звук эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете.

Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение!

  1. Благодарю всех за работу! Пожелание:

Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Аннотация

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.

Что должен сделать учитель для сохранения здоровья детей?

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через : проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями. «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне .

Сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.

Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.

Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Хороший эффект дают задания на расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся), формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления - важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Чтобы эффективнее реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности, применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам: “Формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии. Спортивные мероприятия. Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты : проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Использованная литература

1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 г.

3. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх