Амбулаторно-поликлиническая помощь. Организация амбулаторно-поликлинического обслуживания

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

Организация кабинета здорового ребенка

Подготовила: Султанбаева Жансая

Факультет ОМ

Группа 81-1

Алматы - 2016

Амбулаторно-поликлиническая помощь как составная часть первичной медико-санитарной помощи является самым массовым видом медицинской помощи, она оказывается около 80% всех пациентов. Основными принципами амбулаторно-поликлинической помощи являются доступность, профилактическая направленность, преемственность и этапность диагностических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

Амбулаторно – поликлиническая помощь.

Детская городская поликлиника - это ведущее амбулаторно-поликлиническое учреждение по оказанию медицинской помощи детям от рождения и до 17 лет включительно. Детская поликлиника может быть самостоятельным учреждением, а может являться структурным подразделением детской областной (краевой, республиканской, окружной) и центральной районной больниц. В настоящее время часть детских поликлиник реорганизованы в отделения городских поликлиник, оказывающих помощь как взрослому населению, так и детям.

Основные задачи детской поликлиники:

Организация диспансеризации детского населения, включая комплекс профилактических мероприятий;

Оказание квалифицированной лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике и на дому;

Направление при необходимости детей на лечение в стационары больниц, санатории, специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и др.;

Организация лечебно-профилактической работы в детских образовательных учреждениях;

Проведение комплекса противоэпидемиологических мероприятий

Обеспечение правовой защиты детей.

По вопросам охраны здоровья детей и подростков детская поликлиника координирует работу всех других медицинских учреждений: собирает, обобщает и анализирует информацию о состоянии и проблемах соматического, репродуктивного, психического здоровья, на основе которой определяет приоритетные направления профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционной работы, разрабатывает предложения по улучшению охраны здоровья детей и подростков на соответствующей территории.

Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуется кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка). Для работы в нем в поликлинике, обслуживающей до 10 тыс. детей, предусмотрена 1 должность, свыше 10 тыс. детей - 2 должности медицинских сестер по профилактической работе со здоровыми детьми.

Основная задача кабинета здорового ребенка - обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.) с целью профилактики заболеваний и отклонений физического развития ребенка.

Профилактическая направленность и диспансеризация являются ведущими в деятельности детских поликлиник. Важнейшее звено диспансеризации детского населения - медицинские осмотры, среди которых особое место занимают неонатальный и аудиологический скрининг. Проблема наследственных и врожденных заболеваний чрезвычайно актуальна для нашей страны. Врожденные и наследственные болезни занимают второе место среди причин смертности у детей в возрасте до 1 года и составляют 19,0% среди причин детской инвалидности. Несвоевременное выявление и отсутствие специфического лечения наследственных заболеваний приводят к развитию тяжелых симптомов болезней - умственной отсталости, слепоте, глухоте, карликовости, почечно-печеночной недостаточности и к другим нарушениям жизненно важных функций организма.

Комплексное решение вопросов профилактики, ранней диагностики и терапии врожденных и наследственных заболеваний возможно только на основе медико-генетической службы, одно из приоритетных направлений развития которой - неонатальный скрининг.

Показатели патологической пораженности по отдельным наследственным заболеваниям, установленным при неонатальном скрининге в рамках национального проекта «Здоровье», составили: фенилкетонурия - 0,15, врожденный гипотиреоз - 0,28, адреногенитальный синдром - 0,11, муковисцидоз - 0,1, галактоземия - 0,03 случая на 1000 обследованных.

Особенность работы детской поликлиники состоит в том, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковой службой на дому. В поликлинике проводится прием здоровых детей, больных, страдающих хроническими заболеваниями, а также повторных с инфекционными заболеваниями (без острых явлений) и реконвалесцентов.

Большое значение в деятельности детской поликлиники имеет прививочная работа. Сроки проведения вакцинации определены Национальным календарем профилактических прививок.

Профилактические прививки проводятся детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Детям, посещающим образовательные учреждения, прививки делаются в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки на дому.

О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения и школы, необходимо заранее оповещать родителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки должны проводиться по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответствующих специалистов.

Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считаются временными противопоказаниями для проведения вакцинации. Плановые прививки осуществляют через 2-4 нед после выздоровления.

Гигиеническое воспитание и обучение на участке должны быть тесно связаны с лечебно-профилактической работой врача и медицинской сестры и проводиться по плану.

В отличие от поликлиники для взрослых, в структуру детской поликлиники входят отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и отделение медико-социальной помощи.

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях обеспечивает организацию лечебно-профилактической работы среди детей и подростков в образовательных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных и учреждениях начального и среднего профессионального образования, кроме того, осуществляет взаимодействие с военкоматами по постановке подростков на первичный воинский учет и подготовку к призыву в армию, обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультированию и профориентации.

Для обеспечения работы в образовательных учреждениях предусмотрено выделение должностей врачей-педиатров из расчета одна должность на:

180-200 детей в детских яслях (ясельных группах детских яслейсадов);

600 детей детских садов (соответствующих групп в детских ясляхсадах);

1200 учащихся учреждений школьного, начального и среднего профессионального образования.

Кроме того, в отделении предусмотрены должности медицинских сестер или фельдшеров из расчета одна должность на 100 детей детских садов и 600 учащихся образовательных учреждений.

Отделение медико-социальной помощи осуществляет медико-психологическую помощь, гигиеническое воспитание и правовую помощь детям. Его основные задачи:

Медико-социальный патронаж в семьях, выявление в них лиц, имеющих факторы риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;

Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;

Санитарно-просветительная работа, направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни, отказ от так называемых саморазрушающих форм поведения (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.).

Структура и штаты отделения устанавливаются индивидуально, в зависимости от численности прикрепленного контингента, характера и объема работы. В состав отделения могут быть введены должности психолога (медицинского психолога), врача-педиатра, врача-терапевта подросткового, социального работника. Для решения задач, касающихся репродуктивного здоровья, дополнительно могут привлекаться врач акушер-гинеколог, уролог, хирург или иной специалист. Для обеспечения правовой помощи в отделении может работать юрист.

В диспансерном наблюдении за ребенком участковому врачу педиатру придается ведущая, координирующая роль, он в полной мере отвечает за своевременность, комплексность и необходимый объем профилактической, лечебной и реабилитационной работы. К главным задачам работы участкового врача-педиатра относятся: дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Большая роль в лечении и оздоровлении детей и подростков принадлежит врачам узких специальностей (врачам-специалистам). Количество работающих в поликлинике врачей-специалистов определяется в соответствии со штатными нормативами (см. табл. 10.1). Врач-специалист детской городской поликлиники оказывает медицинскую помощь детскому населению по своей специальности. Основная задача врача-специалиста - организация и проведение лечебной и профилактической работы с детьми и подростками.

Врач-специалист работает в тесном контакте с другими врачами детской городской поликлиники (отделения), участвует в оздоровлении детей и подростков в образовательных учреждениях. Специализированная помощь детской поликлиники может обеспечиваться дополнительными приемами специалистов по вопросам репродуктивного здоровья (детская гинекология, андрология, консультирование по профилактике ИПППП, нежелательной беременности), психического здоровья и др.

По достижении 18-летнего возраста подростки с медицинской документацией на них передаются в АПУ общей сети, для чего создается специальная медицинская комиссия, которая ежегодно утверждается совместным приказом главных врачей поликлиник для взрослых и детей.

Амбулаторно-поликлиническая помощь — внебольничная медицинская помощь, оказываемая лицам, приходящим на прием к врачу, и на дому. Является наиболее массовой и общедоступной, имеет первостепенное значение для медпомощи населению. Амбулаторно-поликлинические учреждения — ведущее звено в системе организации медико-санитарной помощи; они включают амбулатории и поликлиники, входящие в состав больниц и медико-санитарных частей, самостоятельные городские поликлиники, в т.ч. детские (см. Детская поликлиника), диспансеры (см. Диспансер), женские консультации, здравпункты, сельские врачебные амбулатории (см. Сельский врачебный участок) и фельдшерско-акушерские пункты.
Амбулаторно-поликлиническая помощь включает профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности. Важной составной частью при этом являются профилактические осмотры (см. Медицинский осмотр), диспансеризация, а также гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни. Экстренная медпомощь оказывается независимо от места жительства и работы больного.
Сеть территориальных и цеховых врачебных участков постоянно растет, они разукрупняются. Совершенствованию А.-п. п. способствуют ее специализация и создание многоуровневой системы На первом уровне в территориальных поликлиниках и медсанчастях А.-п. п. оказывается, как правило, по основным врачебным профилям (терапевтическому, хирургическому, неврологическому, оториноларингологическому, офтальмологическому, дерматовенерологическому, гинекологическому). На втором уровне, в городских поликлиниках консультативно-диагностической помощи, функционируют специализированные кабинеты и отделения (урологические, эндокринологические, гастроэнтерологические, пульмонологические и др.).

Третий уровень может быть представлен городскими центрами специализированной медпомощи, включающими поликлинический консультативный кабинет, стационарное отделение соответствующего профиля, а иногда и круглосуточную ургентную службу.
Амбулаторно-поликлиническая помощь взаимосвязана со скорой и стационарной медицинской помощью. От степени взаимодействия и преемственности в работе лечебно-профессиональных учреждений зависит эффективность не только А.-п. п., но и всего лечебно-диагностического процесса (см. Лечебно-профилактическая помощь). Развитие А.-п. п. влияет на использование конечного фонда больниц и санаториев.
Взаимосвязь учреждений, оказывающих А.-п. п., с другими медицинскими учреждениями обеспечивается документооборотом (см. Документация медицинская), совместными научно-практическими конференциями, практикой чередования в объединенных больничных учреждениях (врачи по очереди работают определенный срок в поликлинике и стационаре) и другими мероприятиями.
С целью повышения квалификации врачей амбулаторно-поликлинического звена в ряде институтов (в т.ч. в Центральном институте) усовершенствования врачей организованы специальные курсы, кафедры, факультеты, в некоторых городах функционируют постоянно действующие семинары.
Большое внимание дальнейшему совершенствованию А. п. п. уделено в Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года, которыми предусмотрены расширение сети амбулаторно-поликлинических учреждений и укрепление их материально-технической базы. Организация диагностических центров, оснащенных высокоэффективным оборудованием и медицинской техникой, укомплектованных кадрами специалистов, предполагает использовать потенциал высших медицинских учебных заведений, институтов усовершенствования врачей, научно-исследовательских учреждений, многопрофильных больниц. Планируется увеличить число лиц, обследование и лечение которых будет осуществляться в поликлиниках и на дому, обеспечить преемственность в работе диспансеров и других амбулаторно-поликлинических учреждений, расширить сеть отделений активного лечения и стационаров на дому с бесплатным выделением медикаментов, активизировать работу поликлиник и диспансеров по профилактике заболеваний и оздоровлению населения, повысить их роль в медико-социальной реабилитации больных, организовать отделения (кабинеты) профилактики и восстановительного лечения. Предусмотрено оказывать А.-п. п. трудящимся преимущественно в их свободное от работы время с учетом режима работы предприятий и организаций. В областных, краевых и республиканских центрах планируется организовать хозрасчетные поликлиники (в т.ч. стоматологические и физиотерапевтические), косметологические лечебницы и оздоровительные комплексы. Предполагается радикально перестроить работу амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей, усилить их профилактическую деятельность, пропаганду здорового образа жизни. В городских поликлиниках намечено развивать цеховую службу для работников промышленных предприятий, на которых занято менее 1000 человек. Планируется повысить роль ФАП в осуществлении профилактических мероприятий на селе; расширится сеть передвижных врачебных амбулаторий, клинико-диагностических лабораторий, флюорографических, стоматологических и других кабинетов.

Библиогр.: Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю.П. Лисицына, т. 2, с. 121, М., 1987; Серенко А.Ф., Ермаков В.В. и Петраков Б.Д. Основы организации поликлинической помощи населению, М., 1982, библиогр.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработана стратегия «Здоровье – 21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ», которая дает возможность каждому человеку, каждой семье вести здоровый, продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Реализация этой стратегии направлена в основном через первичную медико-санитарную помощь в соответствующих ей учреждениях. Предпосылкой разработки этой программы была, проведенная в Алма-Ате в 1978 году, международная конференция, на которой разработана концепция системы ПМСП и принята соответствующая декларация ВОЗ – Алма-атинская декларация. Согласно принятой декларации, ПМСП должна обеспечивать не только лечебную, но и профилактическую работу, а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению на всех этапах. Таким образом, первичная медико-санитарная помощь является центральной функцией и основным звеном системы здравоохранения любой страны, главной службой оказания медико-санитарной помощи, построенной по принципу «от периферии к центру». Основными принципами деятельности ПМСП являются: справедливость и равенство в распространении и доступности служб здравоохранения, а также участие населения в развитии здравоохранения и др.. К основным направлениям (элементам) ПМСП относятся: гигиеническое обучение и воспитание населения, содействие обеспечению рациональным питанием, доброкачественным водоснабжением, иммунизация населения и др., а критериями оценки деятельности по организации ПМСП должны стать: доля внутреннего валового продукта (ВВП), расходуемая на нужды здравоохранения, уровень младенческой смертности и средней продолжительности предстоящей жизни, доступность ПМСП отображены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993)». Так, статья 38 «Основ» гласит: «Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства».



В настоящее время у нас в стране медицинская помощь населению оказывается обширной сетью лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), санитарно-профилактических, фармацевтических, учреждениями судебно-медицинской экспертизы и обязательного медицинского страхования.

Самые многочисленные учреждения, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (медико-санитарная помощь первого уровня) – амбулаторно-поликлинические, женские консультации, скорая и неотложная помощь, родовспоможения и санитарно-эпидемиологической службы.

Среди амбулаторно-поликлинических учреждений ведущими являются поликлиника и амбулатория, которые составляют более75% учреждений внебольничного типа.

Поликлиникой называется высокоразвитое специализированное ЛПУ, в котором оказывается медицинская помощь проходящим больным, а также больным на дому, осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению и предупреждению развития заболеваний и их осложнений.

Деятельность поликлиники в настоящее время в РФ все еще регламентируется приказом Министерства здравоохранения СССР №1000 « О мерах по совершенствованию организации амбулаторно-поликлинических учреждений»(1981) с последующими незначительными изменениями. В этой связи мощность учреждения и численность персонала (штаты) определяются на основании численности обслуживаемого населения и ожидаемого числа посещений, а финансовые органы до сих пор пристально следят за выполнением так называемого планового объема работы.

К основным структурным подразделениям поликлиники относятся: руководство поликлиники, регистратура со столом справок, лечебно-профилактические подразделения, вспомогательно-диагностические подразделения, кабинет учета и медицинской статистики, административно-хозяйственная часть.

По решению руководства в поликлинике могут быть организованы и другие подразделения, в том числе на основе платных медицинских услуг и хозрасчетной деятельности: центры здоровья, отделения нетрадиционных методов лечения и др.

Принцип организации и особенности амбулаторно-поликлинической помощи заключается в: участковости, массовости, общедоступности, профилактической направленностью, профессионализмом работы врачей и среднего медицинского персонала.

Размеры территориального терапевтического участка по численности взрослого населения в настоящее время составляет 1700, а цехового – 1600 человек.

Особенности амбулаторно-поликлинической помощи определяются следующими факторами работы врача:

1) неизвестность в начале каждого дня поликлинического приема состава обращающихся больных;

2) ограниченность времени у врача на поликлиническом приеме;

3) необходимость быстрой ориентировки врача, владения методами ранней диагностики заболеваний, систематической работы над повышением квалификации;

4) меняющийся состав поликлинических больных по сравнению со стационарным;

5) необходимость консультаций с другими специалистами и связь с лечебно-диагностическими службами поликлиники;

6) особенности лечения больного амбулаторно-поликлинических условиях, когда диагноз поставлен, назначено лечение, а выполнения врачебных назначений зависит от самого больного.

Важной особенностью амбулаторно-поликлинической помощи является профилактическая работа, конкретное выражение которой находится в применении диспансерного метода . Это активный метод динамического наблюдения (диспансеризация) за состоянием здоровья определенных контингентов (здоровых и больных) населения с целью раннего выявления заболеваний, взятия на учет и комплексного лечения больных, проведения мероприятий по оздоровлению условий труда и быта, по предупреждению возникновения распространения заболеваний, формированию здорового образа жизни.

Таким образом, в содержании работы участкового врача-терапевта можно выделить следующие разделы работы: лечебная, профилактическая, противоэпидемическая, санитарно-просветительская, ведение оперативно-участковой документации.

Основные элементы работы участкового врача-терапевта включает в себя:

1) лечебная деятельность – терапевтическая помощь в поликлинике и на дому, госпитализация терапевтических больных, экспертиза трудоспособности;

2) профилактическая деятельность – профилактические осмотры, диспансеризация;

3) противоэпидемическая деятельность – выявление инфекционных больных, профилактические прививки и дегельминтация;

4) реабилитационная деятельность – способствование всеми мерами (социальными, медицинскими, физиотерапией, природными факторами) восстановлению здоровья и трудоспособности.

При отсутствии показаний к госпитализации или при затруднении её реализации участковый врач-терапевт организует уход за больным на дому – стационар на дому , или в поликлинике – дневной стационар . В этих случаях врач обеспечивает проведение больному необходимых клинико-диагностических исследований, выполнение медицинской сестрой лечебных процедур, консультации с врачами других специальностей.

Центральным вопросом организации амбулаторно-поликлинической помощи является формирование численности медицинского персонала, расстановка и использование кадров . В настоящее время (Методические рекомендации по нормированию труда медицинского персонала, 1996г.) в учреждениях здравоохранения рекомендуются к широкому использованию отраслевых показателей расчетных норм времени и объема работы. Нормы времени служат базой для расчета норм нагрузки (обслуживания), норм выработки, нормативов численности («штатных нормативов»). Таким образом, основа решения кадровых и финансовых вопросов, это объемы работы и трудозатраты на их выполнение, которые характеризуются:

1) обеспечение населения амбулаторно-поликлинической помощью, т. е. числом врачебных должностей, занятых этим видом помощи, на 10000 населения; расчетный норматив составляет 11,8 врачебных должностей на 10000 взрослого городского населения;

2) нагрузкой медицинского персонала, т. е. числом посещений в поликлинику на одного жителя в год; расчетный норматив этого показателя – 9,2 посещений в год на одного городского жителя.

Нагрузка медицинского персонала на приеме в поликлинике и при оказании помощи на дому характеризуется числом посещений на один час работы врача. Норма нагрузки при этом составляет для врача амбулаторного приема 3,4 человека в час, или 17,7 минут на одного пациента. Плановая функция врачебной должности выражается в числе посещений к врачу в течение года и округленно составляет 5600 посещений.

Численность среднего и младшего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях определяется в зависимости от численности врачебного персонала. Рекомендуемое соотношение составляет в среднем для городских поликлиник 1:2,2:0,9.

Соблюдение принципа участковости определяется показателем участковости , который вычисляется следующим образом:

Хорошим показателем участковости принято считать 80% и более посещений, сделанных к своему участковому врачу.

Активность посещений врачом на дому характеризует процент повторных посещений на дому, выполненных врачом активно, т. е. без последовавшего от пациента вызова:

Хорошим считается показатель30% от общего числа посещений врачом больных на дому.

Показатель качества врачебной диагностики на поликлиническом приеме определяется частотой совпадения диагноза, установленного врачами поликлиники и стационара у больных, направленных поликлиникой в стационар:

Профилактическую деятельность поликлинических учреждений характеризуют: полнота охвата соответствующих контингентов диспансерным наблюдением, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди диспансерных больных, охват иммунизацией населения против острых инфекционных и эпидемических заболеваний, выполнение плана санитарного просвещения среди населения.

В целях проведения оценки деятельности амбулаторно-поликлинических (стационарных) учреждений, в их составе на правах структурного подразделения организуются кабинеты медицинской статистики , непосредственно подчиняющиеся главврачу или его заместителю по лечебной (оргметод) работе. Основными функциями кабинета медицинской статистики являются: организация статистического учета, контроль за правильным ведением документации и достоверности содержащейся в ней информации, составление свободных учетных документов, составление периодического и годового статистического отчета, разработка отчетных и учетных статистических документов, участие в анализе деятельности учреждения на основании этих разработок; рациональная организация хранения учетных документов текущего года, а также контроль за бесперебойным снабжением ею.

Важнейший документ – годовой статистический отчет (форма №30), который в установленные сроки представляется вышестоящему органу управления здравоохранением в Госкомстат России. Данный отчет (форма№30) лечебно-профилактического учреждения включает в себя 8 разделов:

Раздел 1: штаты учреждения на конец отчетного года;

Раздел 2: деятельность поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации;

Раздел 3: деятельность стационара;

Раздел 4: работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов);

Раздел 5: работа диагностических отделений;

Раздел 6: антирабическая деятельность;

Раздел 7: оснащенность электронно-вычислительной техникой;

Раздел 8: техническое состояние зданий.

Статистический отчет амбулаторно-поликлинической помощи составляется на основании данных, полученных из данных оперативно-учетной документации: медицинской карты амбулаторного больного (уч. ф. 025/у), статистического талона для регистрации заключительного (уточненного) диагноза (уч. ф. 025-2/у), экстренного извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (уч. ф. 058/у), дневника работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации (уч.ф.039/у), контрольной карты диспансерного наблюдения (уч. ф. 030/у), списка лиц, подлежащих диспансерному наблюдению (уч. ф. 048/у), листков нетрудоспособности (справок о временной нетрудоспособности студента, учащегося – уч. ф. 095/у), талонов на законченный случай временной нетрудоспособности (уч. ф. 025-9/4-у), книге регистрации листков нетрудоспособности (уч. ф. 036/у), врачебного свидетельства о смерти (уч. ф. 106/у), извещений о важнейших неэпидемических заболеваниях (уч. ф. 089/у,090/у), талона амбулаторного пациента (уч. ф. 025-10/у), талон на прием к врачу (уч. ф. 025-4/у).

Информация об оценке работы амбулаторно-поликлинической службы доводится до сведения руководителей учреждения, всех структурных подразделений, врачей и является предметом обслуживания среди сотрудников.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению принципиального отличия не имеет, однако есть особенности, которые обусловлены особенностями труда и быта сельских жителей. Это прежде всего значительно меньшая, чем в городе, плотность населения, сезонный характер труда и пр. Оказание медицинской помощи по участковому принципу сельскому населению осуществляется лишь для населения райцентра и приписного участка. Для населения, проживающего на остальной территории, в штате ЦРБ выделяются 0,3 ставки терапевта на 10000 взрослого населения и 0,2 ставки педиатра на 10000 детей.

В связи с этим основной особенностью оказания медицинской помощи сельскому населению является этапность. Различают три этапа оказания медицинской помощи жителями села.

I этап – сельский врачебный участок, который включает врачебную амбулаторию, ФАП, детский ясли-сад, здравпункт, санаторий-профилакторий.

Сельский врачебный участок – первичное врачебное звено в системе учреждений, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь сельскому населению.

Амбулатория , это тоже поликлиника, но отличающаяся от нее ограниченным уровнем специализации и объемом деятельности. В амбулатории ведется прием по небольшому числу основных специальностей: терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии. Однако следует отметить, что в действительности основным учреждением на первом этапе является ФАП, поскольку в каждом районе имеется всего лишь 2-3 амбулатории и, следовательно, 2-3 врачебных участка, а на остальной территории – ФАПы.

II этап – районные медицинские учреждения, к которым относятся ЦРБ, районный центр СЭН, межрайонные специализированные отделения. На этом этапе оказывается преимущественно специализированная медицинская помощь.

III этап – областные (краевые, республиканские) медицинские учреждения, в том числе специализированные поликлиники (например, стоматологическая поликлиника). На третьем этапе оказывается преимущественно узкоспециализированная медицинская помощь.

К основным проблемам сельского здравоохранения можно отнести:

1) низкую материально-техническую базу;

2) недоступность медицинской (врачебной) помощи для некоторой части населения. Это связано с отсутствием должного числа врачебных амбулаторий;

3) недостаточным объемом специализированной медицинской помощи;

4) практически полное отсутствие (за исключением райцентров) скорой медицинской помощи для населения района, что связано с радиусом обслуживания и состоянием дорог;

5) низкую квалификацию врачебного и сестринского персонала.

Альтернативой существующей организации медицинской помощи сельскому населению должна стать первичная медико-санитарная помощь по принципу семейного врача. Это дает возможность обеспечить доступность медицинской и скорой помощи, повысит качество оказания помощи, т. е. в основном устранит обозначенные выше проблемы.

Реорганизация амбулаторно-поликлинической службы с ориентацией на ПМСП с созданием института врачей общей практики и семейных врачей предопределена концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской федерации. В перспективе в РФ участкового должен сменить врач общей практики и семейный врач. И здесь дело не в смене названия, а в сути его работы, повышении профессионального мастерства, заинтересованности и ответственности. Ключевой фигурой в реформе первичной медицинской помощи должен стать врач, хорошо подготовленный к лечебной работе, освоивший специфику первого и последующего ведения больного, умеющий оказать неотложную и многопрофильную медицинскую помощь, специалист в организации здравоохранения, управления и экономики, а также в области юридических и финансовых проблем, ответственный за обеспечение медицинской помощи на всех её этапах.

В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессии врач общей практики и семейный врач обязан не только оказывать эффективную медицинскую помощь взрослым и детям, проводить основные лечебно-диагностические процедуры, но и владеть методами первичной и вторичной профилактики, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех членов семьи.

Появление семейного врача, несомненно, может сделать нашу повседневную жизнь более устойчивой и комфортной. Тем более если такой семейный врач или врач общей практики будет озабочен профилактической направленностью своей деятельности, социально-психологическим влиянием и воздействием на благополучие семейного коллектива, станет проявлять искреннее понимание насущных проблем и потребностей своих подопечных.

Специальность врача семейной и общей практики была признана в феврале 1969 года, когда Американский Совет медицинских специальностей и Совет по медицинскому образованию Американской медицинской ассоциации утвердили первичный Совет по сертификации этой специальности. Однако идея выделения одного врач, ответственного за здоровье семьи (крестьянского двора), была впервые реализована земской медициной в России еще в 1864 году, когда в ряде губерний было введено земско-хозяйственное самоуправление. В 1865 году земские учреждения были введены: в Воронежской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской губерниях. А к 1871 году земские учреждения действовали уже в 34 из 89 Российских губерниях.

Подлинными творцами земской медицины стали те передовые врачи и ученые, чье мировоззрение формировалось в обстановке высокого общественного подъема 60-х годов 19-го века, чьими идеалами были служение народу, гуманизм и бескорыстие. Среди них – предводитель дворянства Полтавской губернии, врач – князь Долгоруков Н.А. и председатель Казанского общества врачей – профессор Петров А.В., врачи Погожев А.В.и Уваров М.С. и др. Многотрудной, поистине подвижнической деятельностью они, намного опередив свое время, внесли неоценимый вклад в теоретическую разработку и практическое осуществление создания в России новой, оригинальной формы организации медицинской помощи и охраны здоровья.

За годы существования земской медицины были разработаны и введены в действие новые принципы оказания медицинской помощи сельскому населению: общедоступность, участковость, бесплатность, санитарно-профилактическая направленность. Единицей учета в земстве был двор (крестьянская семья) и лечение каждого члена семьи проводилась с учетом состояния здоровья всех её членов (всей семьи в целом). Земский врач был образованным специалистом, осуществлявшим квалифицированную медицинскую помощь при заболеваниях терапевтического и хирургического профиля, инфекционных, детских, неврологических заболеваниях, при акушерской и разнообразной хирургической патологии. Это был врач-универсал.

Особенностью земской медицины являлось то, что она финансировалась за счет средств земств. Будучи бесплатной для сельского населения, она стоила огромных средств для земств. В 1868 году в России на медицину земства тратили 18% от всех средств, в 1890 году – 21%, в 1903 году – 28%, а некоторые из земств (Липецкое, Хвалынское, Ливенское и др.) тратили на медицину 45-47% своего бюджета.

За период своего существования с 1864 по 1917 год земская медицина прошла большой путь от возникновения до формирования принципов и организации медицинской помощи сельскому населению. Созданная впервые в нашей стране и не имевшая аналогов в мире, земская медицина стала национальной гордостью России, а её главные ценности, такие, как общедоступность, бесплатность медицинской помощи, профилактическая направленность и участковый принцип, в 1950-х годах были рекомендованы ВОЗ всем странам для систем сельского здравоохранения.

Впервые о возможности перехода к оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача в советском здравоохранении заговорили в конце 80-хь годов 20 столетия. Так, в газете «Правда» от 27 ноября 1987 года были опубликованы «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в 12-й пятилетке и на период до 2000 года», в которых среди планируемых мер по повышению качества медицинской помощи предусматривалось «проводить линию на постепенный переход к оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача». В 1989 году «Союзмединформ» впервые выпускает обзорную информацию «Где, когда и кому нужен семейный врач», в которой дается анализ зарубежного опыта по проблема семейной медицины.

В 1992 году Министерством здравоохранения РФ был издан приказ №237 от 26 августа «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)». В приказе дано определение врача общей практики (ВОП) как специалиста: «Врач общей практики (семейный врач) – специалист, широкоориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях».

«Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», введенными в действие 22 июля 1993 года, предусмотрено, что семья по договоренности всех её совместно проживающих членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства (ст. 22, п. 3). В этих же «Основах» дано определение семейного врача как специалиста: «Семейный врач ­– это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи, независимо от их пола и возраста.» (ст. 59, п. 1).

Исходя из определения «Врач общей практики» и «Семейный врач», приказом МЗ РФ №237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)», определена численность обслуживаемого контингента в объеме – не более 1500 человек у врача общей практики и не более 1200, с учетом детского (от рождения до 15 лет) населения, у семейного врача.

Оказание медицинской помощи по принципу семейного врача наиболее оптимально использовать в сельской местности, в то время как использование специалиста общей врачебной практики наиболее оптимально в городских условиях, где имеется хорошо отлаженная педиатрическая служба.

В последующие годы в ходе внедрения общеврачебной практики выявились упущения и недоработки в вышеуказанном приказе и положении о враче общей практики, что послужило поводом для разработки и издания в 1999 году приказа МЗ РФ №463 «Об отраслевой программе «общая врачебная (семейная) практика», в котором предопределено дальнейшее развитие системы общей врачебной (семейной) практики на региональном уровне.

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность врача общей практики, семейного врача, включает в себя следующие разделы положения о ВОП (согласно приказа МЗ РФ №237):

1. Общие положения.

2. Обязанности врача общей практики (семейного врача).

3. Права врача общей практики (семейного врача).

4. Ответственность врача общей практики (семейного врача).

Квалификационные требования к врачу общей практики, семейному врачу включают в себя:

1. Владение основами законодательства по охране здоровья населения, знание структуры и основных принципов здравоохранения, права, обязанности, ответственности, владение планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальной службой, страховой компанией, ассоциацией врачей и др.).

2. Знание и соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии.

3. Освоение следующих видов деятельности и соответствующих им задач:

1) профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов;

2) оказание экстренной и неотложной медицинской помощи;

3) выполнение медицинских манипуляций;

4) организационную работу.

Основные задачи первого вида деятельности:«Профилактика, диагностика, лечение заболеваний и реабилитация пациентов» включает объем деятельности врача общей практики, семейного врача:

1) проведение осмотра и оценка данных физического исследования

пациента;

2) составление плана лабораторного и инструментального обследования;

3) умение интерпретировать результаты анализов крови, мочи, мокроты, желудочного сока, дуоденального исследования, копрограммы, ликвора; лучевых, электрофизиологических и других методов исследований;

4) владение принципами и методами профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний, реабилитации пациентов;

5) самостоятельное проведение обследования, диагностики, лечения, реабилитации пациентов, при необходимости, организацию дообследования, консультацию, госпитализацию пациентов, с последующим выполнением назначений и осуществлением дальнейшего наблюдения больного при следующих заболеваниях: внутренние болезни, хирургические болезни, болезни женских половых органов, инфекционные, туберкулез, заболевания нервной системы, психические болезни, кожно-венерические болезни, ЛОР-болезни, глазные болезни, аллергическая патология.

Основные задачи второго вида деятельности: «Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи»:

Врач общей практики, семейный врач должен уметь самостоятельно диагностировать и оказывать неотложную (экстренную) помощь на догоспитальном этапе при следующих неотложных состояниях: шок, обморок, коллапс, кома, острая дыхательная и сердечная недостаточность, отек гортани, ложный круп, астматический статус, гипертонический криз, кровотечения, аппендицит, утопление, переломы, поражение электрическим током и т.д.

Основные задачи третьего вида деятельности: «Выполнение медицинских манипуляций» включает в себя самостоятельное выполнение:

1) всех видов инъекций;

2) проведения внутрикожных проб;

3) определения группы крови;

4) проведения и расшифровки ЭКГ;

5) спирометрии;

6) внутрисердечного введения лекарственных средств;

7) искусcтвенного дыхания;

8) методов аспирации;

9) непрямого массажа сердца;

10) биопсии, пункции, зондирования;

11) анестезии, первичной обработки ран, ожоговой поверхности;

12) наложения повязок, иммобилизации, вскрытий абсцессов и пр. по всем специальностям.

Основные задачи четвертого вида деятельности врача общей практики, семейного врача: «Организационная робота» включает в себя:

1) знание демографической и медико-социальной обстановки характеристики прикрепленного контингента;

2) пропаганду ЗОЖ, гигиеническое обучение, антиалкогольную, антиникотиновую и пр. пропаганду;

4) консультации по вопросам планирования семьи, этики, медико-сексуальных аспектов семейной жизни и пр.;

5) проведение противоэпидемических и лечебно-оздоровительных мероприятий;

6) проведение работы по выявлению ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска;

7) организацию всего комплекса диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий;

8) проведение диагностики беременности и наблюдение за течением беременности, лечение экстрагенитальных заболеваний, выявление противопоказаний к беременности и направление на её прерывание, ведение послеродового периода;

9) совместную с органами социального обеспечения и службами милосердия организацию помощи одиноким, престарелым, инвалидам и хроническим больным, в т. ч. по уходу, устройству в дома-интернаты;

10) проведение КЭК, выдачу направления на МСЭК, перевод на облегченную работу; проведение анализа для оценки состояния здоровья прикрепленного контингента; ведения учетно-отчетной документации.

Контрольные вопросы.

1. Место и роль ПМСП в системе здравоохранения.

2. Что относится к основным направлениям ПМСП? По каким критериям оценивается деятельность ПМСП?

3. Правовая база ПМСП в законодательстве РФ.

4. Что такое поликлиника, какова её структура? Каковы принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению?

5. Каковы особенности амбулаторно-поликлинической помощи?

6. В чем заключается диспансерный метод наблюдения за состоянием здоровья населения?

7. Основные элементы деятельности врача терапевта.

8. Чем характеризуются показатели объема работы и трудозатраты врачебной должности?

9. Показатели деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения.

10. Функции кабинета медицинской статистики амбулаторно-поликлинического учреждения.

11. На основании каких данных составляется годовой статистический отчет №30?

12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению; три этапа оказания медицинской помощи жителями села.

13. В чем заключается реорганизация амбулаторно-поликлинической службы в РФ?

14. Что предусматривает появление в системе здравоохранения семейной медицины?

15. Предшественники семейных врачей в России. Значение опыта земской медицины России для международных систем здравоохранения.

16. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» по вопросам семейной медицины.

17. Функции, объем, нормативно-правовая база деятельности врача общей практики и семейного врача.

18. Квалификационные требования к ВОП и СВ.

19. Основные задачи первого вида деятельности ВОП, СВ.

20. Основные задачи второго и третьего вида деятельности ВОП, СВ.

21. Основные задачи четвертого вида деятельности ВОП, СВ.

Глава 23. Стационарная медицинская помощь.

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ определены основные задачи, среди которых приоритеты отданы увеличению объема профилактических мероприятий, переносу части медицинской помощи из стационаров на амбулаторное обслуживание, внедрению стационарзамещающих технологий, сокращению длительности госпитального этапа лечения, развитию института врача общей практики, семейного врача, реформированию поликлиник в консультативно-диагностическую службу.

Вместе с тем роль и значение стационарной помощи в условиях нашей страны по-прежнему остаются весьма высокими, а задачи – чрезвычайно актуальными. Ухудшение состояния здоровья населения, увеличение частоты хронических заболеваний, нарастание инвалидизации требуют укрепления стационарного сектора в системе здравоохранения РФ.

В настоящее время стационарная помощь в России представлена разветвленной сетью больничных учреждений: отраслевые, ведомственные, специализированные. Для оказания данного вида помощи в РФ развернуто около 2 млн. коек, а обеспеченность населения составляет 128 коек на 10000 человек. Это дает возможность из каждых 100 обратившихся за медицинской помощью госпитализировать 21 человека, т. е. иначе говоря, процент отбора на койку составляет 21%. Такого большого числа стационарных коек, высокой обеспеченности населения стационарной помощью (128) и высокого процента отбора на койку (21%) не существует ни в одной экономически развитой стране. Для сравнения, например, в США обеспеченность койками составляет 55, в Англии – 75, в Германии – 108 коек на 10000 населения. Иначе говоря, для России характерен так называемый экстенсивный путь развития здравоохранения, акцентированный на стационарную помощь. Причинами такого положения являются: низкая квалификация медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений, их низкая материальная и техническая оснащенность, а также отсутствие многоуровневой системы организации стационарной помощи.

Организационные формы оказания стационарной помощи населению до настоящего времени, а также структура больничных учреждений и их размещение продолжает зависеть от уровня и характера заболеваемости, что в свою очередь обуславливает характер специализации и мощность больничных учреждений. В связи с этим основными стационарными учреждениями в РФ остаются центральные районные, городские, областные, краевые и республиканские больницы, в которых развернуто более 2/3 всего коечного фонда страны. Ведущими больничными учреждениями в существующей системе здравоохранения являются городские больницы, составляющие около 20% всех больничных учреждений.

Городская больница является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим квалифицированную помощь населению на основе достижений современной медицинской науки и техники.

По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы городские больницы бывают:

1) по профилю ­– многопрофильные или специализированные;

2) по системе организации – объединенные или необъединенные с поликлиниками;

3) по объему деятельности – различной категории (мощности).

Структура городской больницы (без поликлиники):

1) управление больницы – канцелярия, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия, библиотека;

2) лечебная часть – приемное отделение, медицинские отделения (терапевтическое, хирургическое, травматологическое, онкологическое, урологическое, глазное, ЛОР, детское, гинекологическое, родильное, инфекционное и другие в зависимости от мощности), вспомогательно-диагностические отделения (кабинеты), лаборатории (клиническая, биохимическая, бактериологическая, серологическая, бактериологическая, серологическая), патологоанатомическое отделение, кабинет переливания крови, аптека;

3) административно-хозяйственная часть – кухня, прачечная, гараж, склады и т.д.

Указанная структура больницы является примерной, она может меняться в зависимости от местных условий, мощности больницы (количество коек).

Возглавляет больницу главный врач, который несет ответственность за всю медицинскую и хозяйственную деятельность больницы.

Во главе каждого отделения находится заведующий отделением, назначаемый из числа наиболее квалифицированных врачей, имеющих опыт работы в стационаре и организаторские способности. Заведующий отделением руководит всей лечебной работой в отделении, проводит ежедневные обходы больных, консультирует врачей-ординаторов, выписывает больных из стационара, проверяет правильность лечебных назначений.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению

Наиболее массовой и общедоступной формой ПМСП в системе отечественного здравоохранения, как уже говорилось, является амбулаторно-поликлиническая помощь населению (от лат. ambulatrius - подвижной). Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Краткий исторический очерк амбулаторной помощи населению в России. Впервые амбулаторная помощь больным в России стала применяться в XI в. В 1089 г. в Киевской Руси «безвозмездное врачевание» приходящим больным было вменено в обязанность «больницам, находящимся при церквях». Амбулаторный «прием» больных вели также знахари и знахарки, к которым обращался за помощью простой люд. Вплоть до XVI в. медицинское дело не подлежало ведению государства, так как Русь была раздроблена на феодальные княжества, на территории которых хотя и вводились (под контролем князя или монастыря) санитарные, карантинные меры, приглашались на службу и русские и иностранные доктора, единой организации или службы здравоохранения не было. И только после создания централизованного русского государства под властью Москвы стали возможными организация государственных медицинских учреждений и издание соответствующих установлений по медицинскому делу. Так, указом Ивана Грозного была учреждена так называемая Царева, или Придворная, аптека (1581 г.), выполняющая функции по оказанию медицинской помощи царю, его семье, ближним боярам. Вскоре был учрежден Аптекарский приказ по управлению медицинским делом государства.

В 1620 г. возникают первые «светские» амбулатории, где прием ведут врачи. Организацию амбулаторной помощи ускорили тяжелые эпидемии оспы, чумы, холеры. Петровские реформы дали начало реорганизации всего медицинского дела: вместо боярской приказной системы была создана государственная администрация, в том числе и Медицинская канцелярия вместо Аптекарского приказа. В 1738 г. при главной аптеке Петербурга была учреждена должность врача для бедных, это была первая по всей Европе бесплатная амбулатория. В 1804 г. впервые в истории России поликлиническая практика была введена в программу преподавания на медицинских факультетах университетов. Как правило, амбулаторная помощь в городах оказывалась при больницах. Самостоятельные учреждения этого типа стали развиваться лишь в 80-х гг. XIX в., чему способствовало развитие земской и фабричной медицины. Земская реформа создала систему медицинской помощи, включающую в себя участковое обслуживание, разъездную врачебную помощь, обеспечение фельдшерами.

Усиленное развитие в нашей стране амбулаторно-поликлиническая помощь получила с 20-х гг. XX в., т.е. в годы становления отечественной системы здравоохранения. Так, по соглашению Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории, стационары. В 1929 г. опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», в котором главное внимание уделялось организации медицинской помощи, в том числе и амбулаторной. Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, которая в то время в силу многих объективных причин была сведена к регистрации заболеваний и медицинским осмотрам. Совершенствовалась система охраны материнства и детства, значительно увеличилась сеть детских поликлиник и женских консультаций. Накануне войны несмотря на ошибки и просчеты, репрессии, унесшие тысячи жизней специалистов здравоохранения, была построена государственная система здравоохранения, которая предполагала профилактическую направленность, плановость, доступность и т.д. К 1950 г. несмотря на громадный ущерб, нанесенный народному хозяйству страны в годы войны (было уничтожено 40 000 больниц и поликлиник), число медицинских учреждений не только достигло довоенного уровня, но и возросло. В те годы начинает проводиться диспансеризация сельского населения, ведется подготовка к диспансеризации в поликлинике. В период с 1961 по 1983 г. в амбулаторно-поликлинической помощи основное внимание уделялось диспансеризации.

Организация работы поликлиники и амбулатории. В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т.д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации. Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории.

Поликлиника (от греч. polls - город и klinik - искусство врачевания) - многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости - для обследования и лечения больных в домашних условиях. В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т.д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и т.д.). Основной принцип работы поликлиники - территориально-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).

Амбулатория - это лечебно-профилактическое учреждение, которое, так же как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным, а также больным в домашних условиях. Принцип работы амбулатории - также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями специализированной медицинской помощи. В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.

Основными задачами поликлиники являются: оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;

организация и проведение диспансеризации населения; организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;

экспертиза временной нетрудоспособности; организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни.

Поликлиники могут быть самостоятельными или объединенными со стационаром, общими или специализированными, например стоматологическими, курортными и т.д.

Основные структурные подразделения городской поликлиники. В состав поликлиники входят следующие подразделения: регистратура; отделение профилактики; лечебные отделения; диагностическое отделение (лаборатория, рентгеновский кабинет, кабинет УЗИ-диагностики и т.д.); статистический кабинет; административные подразделения (главный врач, заместитель главного врача по экспертизе трудоспособности).

Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.

Отделение профилактики включает в себя кабинет доврачебного контроля, смотровой женский кабинет и т. д. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля систематизируют больных, выдают различные справки, проводят предварительные осмотры.

В состав лечебных отделений входят участковые терапевты и врачи «узких» специальностей. Возглавляет каждое отделение заведующий отделением. Руководителем поликлиники является главный врач поликлиники (поликлиника является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением) или заместитель главного врача по поликлинике (поликлиника объединена со стационаром).

В статистическом кабинете поликлиники осуществляют обработку и учет документации, анализируют показатели работы структурных подразделений поликлиники.

АМБУЛАТОРНАЯ ПОМОЩЬ , одна из основных форм леч. помощи населению, заключается в обслуживании приходящих б-ных. Эта форма помощи является распространенной во всех государствах, поскольку большинство болезней не требует стационарного, госпитального и даже квартирного лечения, а главная масса б-ных в состоянии сама притти к врачу, не требуя и прикрепления врача к б-ному. Организация, формы и принципы организации А. п. резко разнятся в различных странах и государствах. Прежде всего, организация А. п. различается в зависимости от того, кто организует А. п.: государство, ведом- ства, общественные организации, органы самоуправления, страховые организации (больничные кассы), филантропические организации или частные лица-вольно-практикующие врачи или их коллективы, как предприниматели в области обслуживания населения медиц. помощью. Это один из основных принципов, предопределяющий характер и государственно-общественную ценность А. п. Принцип организации А. п. еще в дореволюцион. период (до 1917 г.) резко различался в России и Зап. Европе. В России, в связи с существованием земской медицины, господствовали, по преимуществу, принцип и тип «общественной» медицины, а следовательно, и общественной А. п., организовывавшейся, по преимуществу, земскими и городскими самоуправлениями. В Зап. Европе преобладал тип частной А. п., организовывавшейся частными вольно-практикующими врачами и филантропическими организациями; в Германии, кроме того, и больничными страховыми кассами и изредка коммунальными и ведомственными организациями. В дореволюционной России, даже в земском периоде, А. п. в организационном смысле прошла свои эволюционные этапы-не только в количественном, но и в качественном отношении-от разъездной системы к сети амбулаторных пунктов и специализированным. амбулаториям в городах. В связи с ростом и развитием А. п., расширялись и углублялись задачи пунктов А. п.: пунктам А. п. присваивались функции не только первой мед. помощи, но и функции «наблюдательных пунктов» за состоянием здоровья населения, пунктов наблюдения за инфекционными заболеваниями, сан.-просвет, учреждений, пунктов связи врача с населением. Особенное развитие А. п. получила в СССР, как только совет, медицина, по окончании

Амбулатория в промышленном районе на 300 дневных посещений: 1 -вестибюль-раздевальня; 2 -регистрация; .3-ожидальня; I -кабинет врача; S- перевязочная; 6-персонал; 7 -аптека; 8 -детское отд.; 9-изолятор; 10 -вен. отд.; 11 -диспансер; 12 -канцелярия; 13 -рентген; Id- электро-свето-лечение; IS- лаборатория.

Гражданской войны, вступила в период своего реконструктивного строительства. За последние годы выявляется неуклонно прогрессирующий рост А. п. и количественно (по размерам сети и численности посещений), и качественно, организационно. Ныне основы организации А. п. в Советском Союзе построены па след. принципах: 1) А. п. есть органическое и основное звено единой советской медицины; 2) организация А. п. есть функция гос. и общественных органов здравоохранения от центра до периферии (Наркомздрав, областные, окружные, губернские и уездные здравотделы); 3) А. п. должна быть общедоступной, квалифицированной, максимально приближенной к населению и бесплатной; 4) организация А. п. должна предусматривать особые запросы и условия города, села, промышленных центров, застрахованного населения, интересы национальных меньшинств и населения далеких окраин; 5) в задачи пунктов А. п. должны входить а) мед. помощь, по возможности, квалифицированная, особенно в городах и промышленных центрах; б) строгий статистический учет и регистрация больных; в) возможная профилактическая деятельность с приложением, по возможности, принципов диспансеризации (см. Диспансеризация); г) наблюдение за инфекцион. заболеваниями путем увязки с соответственными сан. органами; д) широкая сан.-проев. работа; е) организация самодеятельности населения вокруг пунктов А. п. (комиссии оздоровления труда и быта); ж) научно-исследовательская работа; з) увязка работы пунктов А. п. с др. органами вра-чебно-сан. организации.-А. п. всюду и везде является основной организационной формой мед. помощи населению. Статистика устанавливает, что 96 чел. из 100 заболевших пользуются, прежде всего, А. п.; это определяет, насколько важное значение следует придавать этой форме помощи в организационном смысле. А. п. организуется в двух основных формах-общая и специальная поликлиническая. Первая, по преимуществу, имеет место в селах, вторая-в городах и промышленных центрах, местах скопления рабочих. Особым достижением советской медицины является то, что в городах и промышленных центрах специальная А. п. ныне связывается и сопровождается системой диспансеризации особых групп населения. Новой организационной формой, новым достижением в организации А. п. надо считать введение принципа «амбулаторных объединений» (опыт и практика Москвы)-система организации А. п., при к-рой создается районное распределение А. п., наиболее приближенное к населению и увязанное со всеми другими видами леч.-сан. помощи. Такие объединения существуют ныне в Москве и некоторых других крупных центрах. Они представляют собой систему мед. помощи па небольшом радиусе, в ее постепенном развитии от пункта первой помощи до высококвалифицированной б-цы. При организации объединений в Москве в 1923 г. амбулаторий было 27. В 1924 г. все амбулатории и организации помощи на дому группировались в 2G амбулаторных объеди- нениях вокруг 26 центральных специализированных амбулаторий (13 при б-цах, 13 вне б-ц). Во главе каждого объединения стоит заведующий-врач, к-рый заботится о правильной организации помощи внутри объединения (амбулаторная помощь, помощь на дому, неотложная помощь). Объединения являются организованным центром, где намечаются и обсуждаются, совместно с сан. организацией, практические вопросы в пределах объединения по постановке леч. дела, противоэпидемической борьбы и борьбы с соц. б-нями, вопросы изучения проф. вредностей на предприятиях и ряд других вопросов, выдвигаемых жизнью и деятельностью объединения; кроме того, объединение является первоначальной сан.-стат. базой, где собираются все сведения о заболеваемости общей, эпид., соц. и проф. от учреждений, входящих в объединение. Т. п. диспансеризация в Москве проводится через врачей амбулаторных объединений. Как пример построения объединения можно привести Тверское амбулаторное объединение (в Москве). Оно расположено в центре города, занимает по территории 2,85 кв. км и охватывает 150.000 населения. Число рабочих производственных предприятий здесь невелико, в объединении много сов. учреждений. В состав объединения входят три крупных коммунальных амбулатории с общим количеством лечащих врачей 3272. одна зубоврач. амбулатория с 13 врачами и 15 леч. пунктов (на предприятиях-6, в сов. учреждениях-5, в театрах-2, в учебных учреждениях-2). Имеются 3 пункта помощи на дому, в к-рых работает 16 врачей. За 1926 г. в 36 учреждениях составлено 11.011 сан. журналов (на рабочих и служащих 10.104 и на подростков 907). Область организации А. п. ныне составляет большой ряд сложных вопросов, требующих специального изучения. К числу этих вопросов относятся: 1) составление сети пунктов А. п. в селах и городах- общих и специальных, 2) разработка планов и типов зданий для пунктов А. п., 3) разработка коэф. обращаемости и посещаемости различных групп населения (сельского, городского, застрахованного и др.), в зависимости от радиуса и специальных видов заболеваемости, 4) организация специальных видов А. п., 5) внутренний распорядок работы пунктов А. п., 6) организация сан.-просвет, работы при пунктах А. п.. 7) организация связи пунктов А. п. с населением (комиссии оздоровления труда и быта), 8) научная разработка отдельных вопросов и материалов А. п. и др. Современная организация и развитие А. п. в Союзе ССР регулируются рядом законодательных актов, декретов, обязательных постановлений, нормативных схем, изданных НКЗдравами республик Союза.м. гран.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх