Дервиши кто они. Кто Такие Дервиши? Отношение со стороны мусульман

Слово «дервиш» персидское и означает «нищий». Это же слово употребляется как арабское «факир». Собственно, если объединить эти два слова, они дают наиболее краткое определение самому понятию «дервиш».

У мусульман дервиш – обозначение человека набожного, отрекающегося от любой собственности и ведущего монашествующий образ жизни. Однако, восток – дело тонкое и не любой праведник может считаться дервишем. Основа учения дервишей в личном общении с Высшим Разумом путем мистического экстаза. Для этого разные ордена и братства дервишей используют разные способы: от многочасового молчания и уединения до совершения ритуальных танцев, песнопений и молитв.

Первые дервишские ордена и братства стали появляться на заре мусульманского летоисчисления, а именно с 766 года. Их никак не меньше 70. Ордена дервишей существуют в Пакистане, Индии, Индонезии, Иране, некоторых странах Африки.

Различия жизни и идеологии дервишей в зависимости от того или иного братства невероятно велики. К примеру, часть дервишей ведет оседлый образ жизни, а часть – странствуют. Те, что живут в общинах, тоже нередко бродяжничают и питаются подаяниями, а возвращаются в общину лишь для совместных постов и молитв. Однако, попрошайничать дервишу нельзя (за исключением ордена бекташей) – это считается грязным занятием. Наверное, единственной отличительной всех дервишей является их полное отречение от собственности. Настоящему дервишу нельзя иметь свой дом, скот, ремесло и даже обувь. Но некоторые братства делают исключение и из этого правила и позволяют заниматься ремеслом, чтобы заработать на собственное платье. Дервишам позволено создавать семьи, но в основном они дают обет безбрачия. В зависимости от того, к какому ордену принадлежит дервиш, его одежда может быть разного кроя и цвета, хотя чаще всего они используют в одежде черный или темно-зеленый цвет, а шейхи (основатели поселений или орденов) носят платья из зеленого или белого сукна. Головной убор дервишей – феска или тюрбан.

Дервиши пользуются популярностью и уважением среди мирян. Считается, что дервиш может излечить многие болезни своими заклинаниями, предсказать будущее, растолковать сон или наградить чудодейственным амулетом. Поселения дервишей, щедро одариваемые как градоначальниками, так и обычными горожанами, отнюдь не бедствуют, и компенсировать свою зажиточность дервиш должен щедростью. Не редкость, когда дервиш отдает всё свое имущество случайному гостю, не оставляя ничего себе и даже своей семье.

Стать дервишем может не всякий. Чтобы стать членом ордена нужно пройти ряд испытаний, которые тем строже, чем более святым считается братство или орден. Посвящаемый должен жить в одиночестве не один год (часто 1001 день) и откровенно рассказывать шейху обо всех мыслях и снах, а также исполнять разные работы. Всё время испытания посвящаемый должен знакомиться с уставами и обрядами ордена и учится специальным восклицаниям, которые дервиш обязан произносить по много раз в день. Религиозные ритуалы дервишей - зрелище не для слабонервных. Нередко духовные практики сопровождаются самобичеваниями, нанесением себе ран, вскрикиваниями, бормотаниями, раскачиваниями и тряской.

Наиболее популярны в мире дервиши-мевлеви, которых также называют «кружащиеся дервиши» или «танцующие дервиши». Поселения мевлеви в основном расположены в центральной части Турции и лицезрение ритуальных кружений дервишей – неотъемлемая часть туристического бизнеса этой страны.

Дервиши - руфаи или «воющие дервиши» не менее популярны у народа, потому что их духовные практики сопровождаются глотанием шпаг, огня и ритуальным ревом.

Дервиш (от персидского «нищий») - священнослужитель, ведущий отшельнический образ жизни. Во многом дервиши напоминают христианских монахов, которые стремятся освободиться от всего мирского и полностью посвятить себя служению Всевышнему.

Несмотря на то, что не особо поощрялось в ранние годы распространения ислама, на территории Арабского халифата начали появляться первые братства. Как правила, объединения создавались вокруг суфийского шейха - главы братства, который выполнял функцию наставника всей общины.

Древнейшим братством дервишей считается «элвани», основанное шейхом Элваном в VIII веке. Первые такие сообщества создавались исключительно в религиозных целях и проповедовали аскетический образ жизни с отказом от мирских благ. Более поздние общины скорее носили политический подтекст. В частности, в XIX веке в регионах Ближнего Востока и Северной Африки создавались дервишские организации для противодействия засилью европейских колонизаторов. Сегодня братства действуют по всему миру и принимают активное участие в общественной и духовной жизни стран проживания. Особой популярностью они пользуются в Иране, Турции и Сирии.

Классификация

Все дервиши подразделяются на две группы: странствующие и проживающие в общинах. Первые, сохраняя верность своему братству и шейху, скитаются по миру и занимаются призывом () среди местного населения. С определённой периодичностью дервиши обязаны посещать своего наставника с целью обретения мудрости.

Вторая группа - постоянно проживающие в обители, которая именуется ханакой или текие, и постоянно находящиеся рядом со своим наставником. Каждый верующий для того, чтобы стать дервишем, должен пройти обряд посвящения в братство - это происходит путём облачения новобранца в особую мантию с капюшоном (хирку). Также в некоторых общинах новоявленному дервишу вдевали в уши серьги и облачали в особый пояс. Осуществлять обряды посвящения вправе только шейх, который делится с новым членом организации своими сокровенными знаниями (вирд) - дервиш не вправе передавать их посторонним лицам. В некоторых обителях разрешалось посвящать в дервиши и женщин, но таких примеров меньшинство. После того, как дервиш прошёл обряд посвящения, он обязан быть верным своему наставнику и выполнять все его поручения.

Религиозная практика

Основной духовный обряд, выполняемый дервишами - это (поминание Аллаха). Каждая отдельная община имеет свой собственный зикр и метод его исполнения. Как правило, обряд проводится в обители еженедельно, а также во время особых праздников, например Мавлида ан-Наби. В некоторых сообществах дервиши обязаны были давать обет безбрачия. Также в число религиозных ритуалов дервишей входят чтение молитв, сопровождающееся киванием головы или качанием тела, а также «сама» - обряд, включающий пение песен, танцы и игру на музыкальных инструментах.

Основоположником этого обряда считается персидский поэт, суфий Джаляляддин Руми. Легенда гласит, что однажды на рынке он услышал звон молотков мастеров, обрабатывавших золото. В этом стуке он услышал слова (свидетельства) и начал кружиться, разведя руки в разные стороны. Именно этот танец Руми стал элементом зикра дервишей, и в наши дни мы можем увидеть нечто подобное в их обителях. Считается, что сам поэт сравнивал обряд сама с совершением Хаджа, так как в обоих случаях верующий очищает душу от всего негативного и достигает религиозного идеала, приближаясь к Творцу.

Немаловажную роль в ритуале сама играют пение и игра на инструментах, но только на тех, которые имеют сакральное значение для дервишей - как правило, это бубен или флейта. Нередко среди членов братства проводится чтение стихов, которые в сочетании с музыкой оказывают особое воздействие на присутствующих и способны ввести их в транс. При этом во время сама, как это ни странно, никогда не используются аяты Священного Корана.

На всём протяжении сама его участники обязаны соблюдать тишину и спокойствие вплоть до наступления кульминации транса (уаджд), когда дервиш уже теряет самоконтроль и впадает в состояние ритуального опьянения, когда начинает делать непредсказуемые движения, а иногда и издавать крики. Дервиш должен искренне переживать кульминацию транса для того, чтобы достичь ожидаемых результатов и очистить свой разум. Если ему это удастся, то его душа получает возможность общаться со Всевышним без каких-либо посредников. Именно в этот момент, как считается, дервиш может получить сокровенное знание от своего Создателя. Нередко обряд вызывает настолько сильные эмоции, что человек может потерять сознание или даже умереть. Но при этом некоторые суфийские учёные полагают, что новообращённые мусульмане не способны достичь того уровня уаджда, который доступен для «опытных» верующих.

Отношение со стороны мусульман

Далеко не все мусульмане считают религиозную практику дервишей дозволенной. Наиболее консервативные богословы называют и танцы запретным нововведением, которое не имеет никакого отношения к учению Посланника Аллаха (с.г.в.). Кроме того, большинство мусульман выполняют традиционный зикр и скептически относятся к поминанию Всевышнего в танце или чтении поэтических произведений. Основным аргументом противников танцев и песен выступает утверждение о том, что ни в Священном Коране, ни в хадисах Пророка (с.г.в.) не содержится информации об этом, а значит, это и есть нововведение (бидгат).

Кроме того, резкой критике подвергается и впадение в «ритуальный транс», в котором человек не всегда отдаёт отчёт своим действиям. Такое состояние мусульманскими богословами приравнивается к алкогольному опьянению.

Сторонники этой особой формы поклонения уверены, что мусульманин, совершая обряд «сама», способен пробудить в себе сильную любовь к Аллаху, которую невозможно достичь традиционными методами. Кроме того, они уверены, что музыка способна существенно повысить уровень имана человека, если верующий достиг чистоты души и очистил свой разум от всего мирского.

Давным-давно, когда по нашим рекам ходили скандинавские барки, прокладывая путь «из варяг в греки», в лесах злобствовали соловьи-разбойники, а в селах на базарных площадях тешили простой люд веселые скоморохи, где-то на юге, а точнее в Персии мудрый Руми, великий суфий и поэт по-совместительству основал суфийский орден Мелвеви — общество странствующих дервишей.

Оптимистическая религия

Еще в одиннадцатом веке появилось слово, а значит и понятие «дервиш» (персидское) или «суфий» (арабское), что одно и тоже. Обозначали эти слова человека-непоседу, нищего бродягу-аскета. Суфий-поэт Руми стал первым дервишем, который оформил это движение в осознанное религиозное течение, сделав странствующих дервишей носителями и адептами уже давно существующей идеологии и обычаев. Основная цель философии суфиста (дервиша) в том, чтобы при помощи религии приобрести особый духовный опыт. Идея эта очень оптимистична. Никакой трагедии, слез и печали в ней не присутствует. Интеллект, интуиция и любовь – вот ее основные движущие силы. Хотя суфизм считается одной из разновидностей мусульманской религии, он так же далек от нее, как старообрядничество от католической церкви.

Законы суфизма

Интересно, что первоначально добровольно избранный образ жизни мусульманских скоморохов, оформленный в религиозное течение, стал правилом жизни, требованием и законом. А законы были и остаются для приверженцев суфизма достаточно суровыми:

1. Не иметь ничего своего. Исключить из лексикона слово «мое».

2. Даже оседлым, живущим семьями дервишам полагается отдавать все гостю, посетившему его дом и пожелавшему это иметь.

3. Никогда не просить милостыню.

4. Строить отношения на любви.

Текие – обитель дервишей

Во многих мусульманских поселениях существуют постройки, под названием текие. Это приют странствующих дервишей. Аналог наших монастырей, но, естественно, со своими законами. Текие – временный дом, обитель дервишей , место отдыха и общения. До настоящего времени это течение в мусульманской религии очень популярно. Сейчас существует более 70 орденов дервишей. Все они располагаются в Азии и Северной Африке (Турция, Иран, Ирак, Египет и т.д.) и только один в Европе. В Крыму в Евпатории сохранились и действуют сооружения мусульманского монастыря текие, построенные примерно 700 лет назад. Здесь живут дервиши и каждый четверг на Азизе проводят публичные богослужения с танцами.

Танцующие дервиши

Танец дервишей известен во всем мире. Вспомните бесконечное фуэте балерины в «Лебедином озере». Мы же все удивляемся, как у нее не закружится голова в бесконечном вращении! Так вот, танец дервиша, это очень похоже, только на много дольше. Знаете, сколько могут вращаться крутящиеся дервиши? 10-15 минут! Искусству такого танца начинают учить ребенка с раннего детства, и только спустя 20 лет танцор может достичь совершенства. Мы удивляемся количеству оборотов, красоте порхающих юбок, а для самого артиста это не танец, а молитва, разговор с богом, медитация. Посмотрите танец дервишей видео:

Музыка дервишей

Если вспомнить пляски шамана вокруг костра и программирующие ритмы ударов бубна, то можно представить, как под веселую, но монотонную музыку бесконечное кручение может загипнотизировать неискушенную публику. Танцующие дервиши завораживают зрителей своей отстраненностью и ритмичностью оборотов, как маятник перед вашим носом. Прислушайтесь к музыке, под которую крутится бродячий артист. Традиционные музыкальные инструменты, но в кульминации обязательно присутствует соло, исполняемое 10 минут тростниковой старинной флейтой. Музыка дервишей – это такое же бесконечное кручение национальных мелодий. Дервиши не только создали свою философию, религию, танцы, но и свою систему медитации. Отталкиваясь от общей концепции философии суфизма, йога дервишей , призванная слушать и танцевать для бога, очень похожа на йогу индийскую. Только с кручениями под музыку.

А жаль!

В нашем современном мире любое сильное и интересное явление пытаются использовать в политических целях люди, рвущиеся к власти. Не остались без внимание и дервиши. В Северной Африке сейчас зародились и успешно разрастаются суфистские ордена, которые проводят политику противостояния европейскому влиянию, активно пропагандируют какие-то другие политические направления. Но, если вспомнить историю дервишей, их аполитичность и аскетизм (мудрецы и страдальцы), то сразу становится понятно, что их имидж просто используют. А жаль.

Дервиш - слово, порождающее множество мыслей. Кто-то говорит, что это - монахи, кто-то убежден, что они просто танцоры, развлекающие публику, а кто-то уверен, что дервиш - это простой сектант. Чтобы понять истинное значение этого слов обратимся к истории.

Дервиш - это синоним суфия

История появления дервишей, или суфиев восходит к одиннадцатому веку. Когда на Руси активно развивалось христианство, на востоке появился первый дервиш. Значение слова на русский можно перевести как нечто среднее между бродягой, аскетом и непоседой.

Адепты этого ордена дают обеты, призывающие их вести умеренный образ жизни, соблюдать аскезу, отказаться от эгоистичных мотивов и строить свою жизнь, исходя из постулатов любви. Первый дервиш - это Руми. Именно он впервые представил движение монахов-аскетов как самостоятельное течение, которое тем не менее пропагандировало давно известные традиции и практики. Дервиши - оптимисты. Религия для них - только способ приобретения духовного опыта, возможность слиться с божественным посредством совершения ритуальных действий. Три кита традиции дервишей, или, каких еще называют, суфиев, это любовь, интуитивное восприятие и интеллект. Здесь нет место покаянию, трагичности бытия и тому подобным привычным для нас вещам.

Законы жизни дервишей

Как представители любого религиозного течения, дервиши придерживаются четких законов и правил в обыденной жизни. Они просты, понятны и человечны. Все это обеспечивает учению возрастающее число последователей. Несмотря на суровость законов и непреложное их соблюдение, монахов-аскетов нельзя назвать несчастными.

Само слово "дервиш", значение которого изначально было "аскет", сегодня стало синонимом расслабленного человека, который не переживает за будущее и ведет аскетичный образ жизни. Итак, основные законы суфийских мудрецов (или дервишей) включают в себя:

  • Отказ от собственности. Поскольку дервиш - это странствующий служитель культа, поклявшийся вести аскетичный образ жизни, то он должен быть готов отказаться от всего своего. В некоторых случаях требуется даже исключить из употребления слова "мой, моя, мое". Считается, что через отказ от эго дервиши постигают Бога.
  • Любой дервиш, даже тот, который живет с семьей, должен почтительно относиться к гостю. В частности, если гость что-то пожелает, пребывая под кровом суфия, тот должен ему это отдать. По некоторым версиям это связано с верой в то, что под видом странника и незваного гостя в дом мудреца может заглянуть Бог и проверить, как тот выполняет законы и аскезы.
  • Запрет на милостыню. Ни один служитель этого религиозного течения не должен попрошайничать и просить милостыню.
  • Все поступки и любое взаимодействие с окружающим миром должны быть основаны на принципах возвышенной любви. Любовь к окружающему миру и людям - это выражение любви к Богу, ведь Он создал все.

Аналог монастыря - текие

Дервиш - это странствующий мудрец и мистик. Но время от времени они все должны посещать обители. Это касается не только вечных странников, но и оседлых суфиев. Посещение обители обязательно перед важными плясками. Течение суфизм в исламе очень популярно, а количество орденов странствующих мудрецов насчитывает более семидесяти.

Только один из них расположен на территории Европы. Все остальные - в странах Азии и Африки. Однако в Крыму до сих пор есть действующие текие, построенные дервишами более 700 лет назад. Публичные богослужения здесь проводятся каждый четверг.

Не танец, а служение

Дервиши известны благодаря своим танцам, которые ошибочно принимают за театрализованное представление. Отчасти оно так и есть, но изначально кружение - это способ медитации, в ходе которой суфии пытаются достичь слияния с Божественным разумом, прикоснуться к Нему. В этом - сакральный смысл их танцев.

Уникальность Турции начинается с ее особенного месторасположения и удивительным образом продолжается тесно сосуществующими в стране культурами Запада и Востока. Четыре моря - Черное, Эгейское, Средиземное и Мраморное омывают Турцию, ежегодно привлекая туристов со всего мира многообразием курортов, достаточно мягким климатом, изобилием исторических достопримечательностей и, конечно же, красивейшими турецкими городами. Города Турции достойны отдельного рассказа, поскольку каждый регион, каждый город Турции по своему интересен и привлекателен для посетителей страны. Вот, к примеру, город Конья - это древнейший духовный центр Турции. Конья известен памятниками ранней турецко-исламской архитектуры, красивейшими гротами в окрестностях города и, конечно, фестивалем кружащихся дервишей. А вот кто такие дервиши, и какой вклад в историю Турции они внесли и почему так известны во всем мире, Вам хотят рассказать редакторы www.сайт .

Немного истории.
В определенное время в мусульманском мире возникло множество орденов, каждый из которых отличался своим сводом правил, своими сложными ритуалами и собственными порядками. Одно из суфийских сообществ, которое появилось на раннем этапе турецкой истории и очень популярно до сих пор — орден крутящихся дервишей Мевлеви. Это религиозная группа, члены которой — последователи великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми. Орден обосновался в Центральной Турции, в городе Конья, где существует и по сей день.

Главным и основным условием вступления в орден считалось отсутствие у человека какого-либо движимого и недвижимого имущества. Ради служения Богу дервиш отказывался от всех мирских соблазнов. Для него категорически неприемлемо было называть вещи «своими». У него не имелось ничего своего — ни дома, ни обуви, ни одежды, ни еды. Некоторые из дервишей жили в общинах, но в основном они бродяжничали и обитали вдали от людей. Дервиши раз и навсегда выбрали себе вечные скитания, долгие дороги и чужие города. Такой образ жизни снискал им славу приближенных к Богу, аскетов и мудрецов. Сегодня дервишами называют вечных странников, главное богатство которых — открытая душа. Многие почитали за честь и счастье встретить где-нибудь на пыльной дороге дервиша: такая встреча сулила большую удачу во всех делах.

Танец дервишей.
«Неужели у них не кружится голова?» — этим вопросом задавался каждый, кто хоть однажды видел их странный, ни с чем несравнимый танец. Этих уникальных людей называют крутящимися дервишами. Их пляска стара как мир… или немного моложе. В разные времена, в разные эпохи и в разных странах дервиши упоенно кружатся сами и кружат головы тысячам зрителей. И сегодня они стали едва ли не главным символом Турции, эдакой необъяснимой диковинкой, посмотреть на которую съезжаются тысячи туристов со всего мира. Завораживающее кружение дервишей (Сема) — один из самых мистических и удивительных танцев на свете. Впрочем, это больше, чем танец, это ритуал, искусство, которое постигается годами. Кстати, дервиша не сразу допускают к исполнению Сема. Перед этим будущий танцор проходит трехгодичное испытание: 1001 день новичок проводит в монастыре, посвящая первый год служению ближнему, второй — монастырю, а третий — заботе о своей душе. Танец крутящихся дервишей начинается с чтения гимна в честь Пророка. Гимн написал сам Руми. Потом под звуки музыки появляются танцоры. Одетые в широкие белые юбки и красные конусообразные шляпы дервиши начинают медленно вращаться вокруг своей оси справа налево со сложенными на груди руками. Одновременно они перемещаются и по кругу. Темп нарастает, и руки раскрываются. Правая, готовясь принять божественную энергию, движется вверх, левая - вниз. Дойдя до кульминации вращения, дервиши замедляют темп, как бы возвращаясь к людям уже с новым, проясненным сознанием и неся им любовь независимо оттого, какой они веры, расы и сословия. Эта магическая пляска может продолжаться несколько часов подряд.

В наши дни сема вышла за рамки религиозного мистического ритуала, и многие дервиши исполняют этот танец и за пределами монастыря, в ресторанах и клубах (за определенную плату).

Фестиваль дервишей.
Ежегодно с 10 по 17 декабря в Конье (примерно в 300 км от Анталии) можно получить порцию вдохновения во время фестиваля дервишей. Представители ордена Мевлеви на этот праздник ежедневно исполняют завораживающие суфийские танцы. Под бой барабанов и звуки тростниковой флейты они кружатся и постепенно входят в транс. Ритуал вращения духовно обогащает не только участников: считается, что в эти минуты всем людям даруется божественная любовь. Места на фестиваль можно забронировать в любой туристической фирме.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх