Эксклюзивное интервью андрея макаревича радио свобода. Что сделал макаревич, и почему он за украину

Музыкант ответил на вопросы читателей сайта "Ъ".


Со всеми вопросами читателей можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке .

Андрей (ака Pe4ka) [ 02.09 15:05 ] Здравствуйте, Андрей Вадимович! Вы верите в понятие "светлое будущее"? Достижимо ли оно в целом для нашей страны? Каким Вы его видите? А мы до него доживем? От кого зависит его приход? P.S. Лично я не воспринимаю такого понятия.

Нет. Мне кажется, что оно невозможно в принципе.

Петр [ 02.09 15:45 ] Здравствуйте! Вас не раздражает, что люди, которые в 90-е были во власти и замечательно себя там чувствовали, сейчас борются за "Свободу слова" в одном ряду с теми, которые и в 90-е были не совсем в порядке и сейчас тоже? Может просто не те люди этим занимаются и поэтому гражданскому обществу безразличны все эти сборы! Как Вы думаете?

Игорь [ 03.09 06:45 ] Андрей, за кого Вы будете голосовать на выборах, кого будете поддерживать? Есть в планах посещение Камчатки?

За 2 года, что остались до выборов, еще многое произойдет в нашей стране. У обоих кандидатов в президенты будет возможность проявить себя за это время. Как знать, возможно, на политической сцене появится третий кандидат. Так что сейчас пока рано об этом говорить. На Камчатке нас, к сожалению, в ближайшее время не будет, зато мы выступим на кинофестивале во Владивостоке.

Юрий, Москва [ 03.09 11:54 ] Андрей Вадимович, добрый день. Вот цитата из вашей краткой биографии на сайте "Коммерсанта": "Макаревич считает, что хоть деятельность политической элиты вызывает много критики, но альтернативы ей нет". Скажите, какой, по вашему мнению, должна быть оппозиция, чтобы стать альтернативой?

Она должна быть конструктивной. Легко вести народ на митинги, кричать в мегафон, что все плохо в стране. Гораздо сложнее предложить реальный выход из ситуации. Когда у нас появится такая оппозиция, тогда она сможет стать альтернативой власти.

Евгения [ 03.09 16:36 ] Слышали ли вы об акции "нашистов" на Селигере, о том, как там манекены с фото оппозиционеров одели в фашистскую форму? Что Вы думаете об этом?

Григорий [ 06.09 13:21 ] Скажите, что бы сделали Вы, если бы на Селигере "нашисты" одели бы в нацистскую форму манекен с Вашим фото? Если можно, расскажите о Вашем отношении к молодежным проектам: "Молодой гвардии "Единой России", "Нашим", "Идущим вместе", "Сталь" и т.д. . Поехали ли бы Вы на Селигер, если бы Вас позвали?

Сергей Иванович [ 07.09 13:06 ] Как вы относитесь к прокремлевским молодежным движениям: "Молодая гвардия "Единой России"", "Наши", "Сталь" и т.д. Одобряете ли вы их акции против оппозиции? Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети Иван и Аня участвовали в таких организациях?

Николай [ 06.09 17:46 ] Андрей Вадимович! Мы, активисты движения "Молодой Гвардии "Единой России"", Вас очень любим и уважаем. Спасибо за Ваши песни и Вашу гражданскую позицию! Как вы относитесь к прозападным оппозиционерам: Алексеевой, Шевчуку, Лимонову, Немцову? Приедете ли Вы в следующем году на Селигер?

Я слышал, что на Селигере стояли головы Немцова, Памфиловой и других оппозиционеров в фашистских фуражках. Это, конечно, жутко. Если бы в ряду с манекенами стояло бы и мое изображение, я бы просто наплевал на это и забыл. Но вообще, мальчики сильно перегибают палку и сами себе роют могилу. У меня нет никакого отношения ни к "Нашим", ни к "Молодой Гвардии". Отвечая на вопрос Николая, скажу, что не могу отнести Юру к прозападным оппозиционерам. Алексеева, Лимонов, Шевчук, Немцов — очень разные люди, трудно себе представить, что даже чисто теоретически они могут где-то появиться вместе.

Что касается вступления детей в какую-либо молодежную организацию, могу сказать, что вообще-то это их дело, но что-то не похоже, чтобы они туда собирались.

Константин [ 05.09 18:32 ] Что вы думаете о нынешней власти? А именно о ее эфемерной борьбе с коррупцией?

Татьяна [ 02.09 13:30 ] Здравствуйте, Андрей! Интересно было бы узнать, почему вы (цитирую) "последовательно поддерживаете российскую власть", т.е. единороссов. Известно, что уровень коррупции в стране зашкаливает. А ведь почти все наши чиновники являются единороссами... Т.е. вы поддерживаете власть, которая и является рассадником коррупции? И должны бороться коррупционеры с коррупцией, по вашему мнению?

С чего вы решили, что я поддерживаю единороссов? Я не имею к ним никакого отношения, не являюсь членом этой партии! Мне очень многое не нравится в действиях власти, в частности, то, что они совершенно распустили органы внутренних дел, которые буквально на глазах превратились в организованную преступную группировку. Меня поражает, что при всем происходящем Рашид Нургалиев, который давно уже должен был просто застрелиться, так же сидит на своем посту и в ус не дует. Меня совершенно потрясло, когда на прошлогоднем празднике милиции министр МВД в своей речи объявил, что органы внутренних дел еще тверже стоят на страже российской государственности. Мне-то всегда казалось, что милиция охраняет покой народа, защищает его! Так что я согласен с Андреем Макаровым, который сказал, что у нас МВД защищает власть от народа. Создается впечатление, что все это происходит с попустительства Владимира Путина.

Владимир [ 06.09 08:15 ] Господин Макаревич, в стране много людей, которые с уважением относятся к Вам и, возможно, прислушиваются к тому, о чем Вы говорите. А что же Вы молчите о ситуации в России или Вас все, видимо, устраивает?

Я не молчу о ситуации в России, я пишу песни. Мне кажется, что художник должен высказываться, прежде всего, своей деятельностью, своим творчеством. Я никогда не был политиком и никогда им не буду, а свое отношение к происходящему высказываю постоянно. Если вы послушаете наши последние альбомы, то ясно это поймете.

Юрий, Москва [ 03.09 12:33 ] Андрей Вадимович, добрый день. Вы последовательно поддерживаете российскую власть. Можно поинтересоваться за что? Какие основные достижения России благодаря власти вы можете привести в пример? (Ну, чтобы тем, кто ее не поддерживает, "раскрыть", наконец, глаза).

Мы смогли достаточно легко преодолеть кризис, что считаю важным достижением власти. При нашем уровне производства ситуация могла быть гораздо хуже. Есть ощущение, что самая тяжелая фаза уже позади. Мне, с одной стороны, не нравится, что каждый чих и вздох президента или премьера наверху, внизу отзывается землетрясением и обвалом. С другой стороны, я подозреваю, что это генетический стиль руководства нашей страны, который был всегда, начиная с Ивана Грозного. И ничего тут сделать нельзя. И дело тут не в руководстве. "Нет у меня для вас другого народа", — сказал Господь.

Евгений, Кстово, Нижегородская область [ 03.09 11:46 ] Так все-таки, "стоит прогибаться под изменчивый мир", как это сделали Вы?

Виктор [ 03.09 22:06 ] Прогнувшись жить удобнее и спокойней? Или теперь есть что терять?

Евгений Юрьевич, Иркутск [ 04.09 07:18 ] Господин Макаревич, здравствуйте. Может все-таки стоит прогибаться под изменчивый мир? Вас не посещали мысли честно переписать некоторые свои тексты?

Дмитрий [ 06.09 14:47 ] Когда нынешняя власть поменяется и все коррупционные дела, все подлости нынешних правителей станут достоянием широкой общественности, как Вы будете оправдывать свое участие в их показушно-пропагандистских шоу? Вы уже придумали? Скажете, что ничего не знали о коррупции, об отмене выборов, о насаждаемой вокруг лжи?

Евгений [ 02.09 20:18 ] Здравствуйте, Андрей. Вы явно симпатизируете нынешнему премьеру. "Ползать по дну", как выразился премьер, это отношение к дайвингу или он имел в виду что-то связанное с вами?

Господа, идите в жопу. Оправдываться мне не в чем, я ни под кого не прогибался, делал и буду делать только то, что считаю нужным!

Bern [ 06.09 14:05 ] Здравствуйте, Андрей Вадимович. В вашей песне есть следующие строки: "Тот был умней, кто свой костер сберег — он обогреть других уже не мог, но без потерь дожил до теплых дней". Скажите, пожалуйста, в какой период своей жизни Вы "поумнели" подобным образом и долго ли собираетесь ждать теплых дней?

Ася [ 06.09 12:09 ] Скажите, насколько Ваша гражданская позиция соответствует тому, что Вы пели и поете в песнях "Машины времени"? Или поэзия поэзией, а жизнь - это совсем другое?

Антон [ 03.09 08:08 ] Добрый день, Андрей Вадимович. Вам не кажется, что гораздо честнее по отношению к себе и своим поклонникам было бы просто занять нейтральную позицию к существующей партии власти?

Мои песни соответствуют моим убеждениям, потому что я пишу от своего лица. Повторюсь здесь, я никакой позиции к партии власти не занимаю, не являюсь членом партии, и к слову, ее деятельность меня очень мало волнует.

Андрей Б. [ 07.09 14:22 ] Вам не бывает стыдно?

Ваш тезка [ 03.09 11:50 ] Андрей, Вам не стыдно за свое выступление на Красной площади после очередной победы тандема? Или, перефразируя название известного в свое время фильма "Легко ли быть молодым?", конъюнктурщиком быть всегда легко?

Мне абсолютно не стыдно за свое выступление на Красной площади после победы тандема, (я, кстати, голосовал за Медведева) потому что завершение выборов в такой большой стране, да и вообще, в любой другой стране, всегда праздник. И во всем мире артисты не считают зазорным там выступать. Выступление не было агитацией – выборы уже прошли.

Александр [ 03.09 14:43 ] Как Вы относитесь к книге П. Подгородецкого" Машина с евреями"? Судя по Вашему " прогибу под изменчивый мир", в ней написана правда.

Олег [ 06.09 16:15 ] Андрей Вадимович, что вы бы сделали для граждан РФ и вам бы за это "ничего не было"?

Не знаю, мне кажется, наша команда всегда что-то делает для граждан России. Мы пишем песни, выступаем на концертах. По-моему, большому количеству людей небезынтересна эта деятельность. Отклик на нее ощутимый.

Григорий Григорьевич, Саратов [ 07.09 14:05 ] Уважаемый Андрей Вадимович! Вас не удивляет такое количество вопросов о Вашей позиции по отношению к нынешней власти в России? Не говорит ли это о том, что мы, Ваши слушатели, обеспокоены Вашим "раздвоением" личности: в своих замечательных песнях Вы поете о свободе, о принципиальности, о честности, о порядочности, а в жизни демонстрируете полную лояльность к власти и нежелание высказываться по сложным и острым вопросам. Где Вы честны перед собой: в жизни или в творчестве? Но мы все равно вас ценим и любим.

Я никакого раздвоения личности не ощущаю. А вот то, что у некоторых людей несколько съехала крыша на предмет выяснения политических позиций, я ощущаю очень хорошо. Разруха происходит в головах.

Дал большое интервью креативному редактору «Собеседника» поэту и писателю – о том, что происходит на Украине, о новой волне травли и ее параллелях с тем, что творилось вокруг «Машины времени» в восьмидесятые, и бесценном опыте шкуры «врага народа».

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: МОЯ ТРАВЛЯ - НЕ ЗАКАЗ ВЕРХОВ, А ПОЛИТИКА СРЕДНЕГО ЗВЕНА.

– Где ты перешел границу?

– Что значит «перешел»? Я что, пересекал ее? Мы въехали на Украину совершенно официально, на таможне под Белгородом. С обеих сторон – сплошные улыбки и просьбы сфотографироваться. Потом тридцать километров до Харькова, потом девяносто до Славянска и еще примерно тридцать до Святогорска. Так что в Славянске я был, хоть и очень недолго. Прошелся по центру, увидел, что его почти восстановили. Вот окраины – да, сильно разрушены. Никаких расправ там не происходит, ополченцы зря пугают всех, что украинцы зверствуют на отвоеванных территориях. Да никто и не верит, собственно. Скажу тебе честно: все это зарастет так, что не будет видно шва. И между украинцами, и между Украиной и Россией. У меня сейчас, кстати, работает парень из тех мест, он мне показывает фотографию: неразорвавшаяся ракета торчит около хаты. «Это украинская армия вас обстреливает?» – «Да нет, украинская армия у нас в селе стоит. Это от ополченцев прилетело, только вот откуда у них «Град»?» Но зла он, мне кажется, не держит. То есть это не такое зло, какое бывает при настоящей войне.

– А как, по-твоему, наши, которые там воюют, – они герои?

– Че Гевары эти? Нет, не герои. Люди с российскими паспортами приехали в чужую страну, подожгли ее, потом исчезают куда-то… Пусть даже там воюет ничтожный процент – пятнадцать тысяч из боеспособных четырехсот, – но они это начали. А я, если честно, сепаратизма не люблю – ни украинского, ни российского, ни татарского. Согласно карте 1918 года, Ростов и Краснодар – украинские города; если бы какой-нибудь реконструктор с украинским паспортом сегодня в Ростове или Краснодаре заговорил о том, что это исконно малороссийские территории, – он договорить бы успел?

– Думаю, не успел бы.

– И это, по-моему, правильно. Никогда еще дробление никого не сделало сильней – и вообще, знаешь, когда есть большая территория, то даже по физическим законам давление на ней перераспределяется и каждому в отдельности достается меньше. Чем больше страна, тем больше в ней воздуха. А раз мы против сепаратизма у себя – давайте и к другим его не экспортировать.

– Ты не сталкивался на Украине с ненавистью ко всему русскому?

– Во всяком случае, мне о ней никто не говорил, и уж подавно я не чувствовал ее на себе. Те же просьбы сфотографироваться, те же дети подбегают за автографом.

– У тебя есть догадки: почему именно ты? Смотри, ведь и в восьмидесятом под ударом оказалась именно «Машина»…

– В семидесятые, в восьмидесятые – все понятно: мы просто было популярней всех. Торчали над поверхностью. А уж потом… голубь гадит в одну точку, это его ноу-хау.

– Тем не менее, понимаешь, у меня такое чувство, что ты и в школе, и в молодости не знал травли. Такой был общий любимец. Как оно теперь чувствуется?

– Бесценный опыт, бесценный. Когда тебе тридцать лет подряд поют в уши, что ты наше всё, а потом ты сразу враг народа и певец для карателей – только за то, что тебе не понравилась аннексия и ты сказал об этом вслух, – это несколько отрезвляет. Как у Бродского, помнишь?

– Да, «Развивая Платона». «Это твой шанс увидать изнутри то, на что ты так долго глядел снаружи».

– Совершенно верно. «Запоминай же подробности».
Что касается опыта травли – ну почему же, он бывал, хоть и не в таком масштабе, конечно. Когда мы в семьдесят девятом пришли в Росконцерт – всё, предатели идеалов рок-н-ролла. Когда я стал вести «Смак» – то же самое, Макароныч, нас на пищу променял… Ничего не поделаешь, люди любят искать предателей, это их сплачивает. В предатели попадаешь даже за то, что меняешься и начинаешь петь не то, что вчера. Для тех, кто не движется с места, любое движение – предательство. Ну и нормально.

– Чем ты объясняешь такую безумную ненависть к Украине в российских верхах? Ну чего такого – этот Майдан? Ведь последствия его были бы для России ничтожны…

– Ничего себе ничтожны! Люди скинули власть – ты понимаешь, какой это прецедент? Я не говорю о том, что они начали делать после: тут глупостей хватало. Но, как говорится, …

– А чем объясняется шум вокруг гуманитарной колонны? Почему столько двусмысленностей, такое недоверие?

– А с колонной, кажется, дело столь же темное, как и с «Боингом». Почему там столько пустого места, в этих грузовиках? Да и вообще – после того, как в Донецк и Луганск из России приехало столько подозрительных людей и грузов, вполне естественно распространять подозрения даже на сахар. Даже если не имеется в виду ничего, кроме гуманитарной помощи.

– У тебя не начались пока неприятности с отменами концертов, запретами выступлений и все такое?

– Это будет видно осенью. В начале сентября, кстати, будет концерт в пользу тех же самых беженцев в Москве. Вот и посмотрим, отменят ли. Потом – большая поездка по Сибири. Вообще много всего запланировано, включая выступления в Германии и Франции…

– Ну, это-то вряд ли отменят.

– Разве только не выпустят отсюда.

– Сейчас широко обсуждается твой ответ Лимонову…

– Пусть обсуждается. Некоторые люди пишут, что не стоило опускаться. Я же, напротив, считаю, что не стоило утираться. Я как-то к этому не привык. Он большую часть своей нагло-лживой статейки – все с теми же штампами про карателей – посвятил моей андропаузе. Я просто предлагаю ему убедиться, что никакой андропаузы нет. Ну в самом деле, охамел человек.

– Он уже сказал, что до полемики опускаться не будет, потому что воспарил. Воспарил, видимо, до Габрелянова. Но почему прочие деятели культуры молчат и ничего не скажут в твою защиту?

– Почему, они говорят – Юра Шевчук, Лия Ахеджакова, многие другие. Но ведь печатают не тех, кто говорит в защиту. Они обзванивают некоторое количество людей, а публикуют тех, чье мнение совпадает с… Вот не знаю, называть ли это политикой партии. С одной стороны, на предложение лишить меня наград неожиданно резко отреагировал Мединский. С другой – я не думаю вообще, что все это – заказ верхов. Это политика среднего звена, старающегося услужить и забегающего впереди дрезины.
«Телевизор сегодня смотрят, как фрик-шоу»

– Не думаю. Осенью она схлынет. Я не стал бы все-таки утверждать, что она проникает в народ так уж глубоко. Поверь мне, это на поверхности – как ржавчина. Большинство сохраняют…

– …пофигистический нейтралитет.

– Ничего подобного. Большинство сохраняют здравый смысл, как оно всегда и бывает в России. Даже советская пропаганда не затрагивала глубин – всем было все понятно. А уж сейчас… телевизор вообще смотрят, как фрик-шоу. По крайней мере большинство. И ко мне каждый день подходят на улицах все больше людей – держитесь, мы с вами и все такое.

– Они говорят это тихо.

– Но часто.

– Ты не ожидаешь больших социальных катаклизмов? Из-за цен и все такое?

– Не дай бог. И вообще, я исповедую практическую магию: то, о чем много говорят, случается. Если сейчас начать много говорить о катаклизмах, они будут, а после них всегда хуже. Всегда, это проверено. Давайте все предсказывать погромы – и накликаем погромы.

– Ты написал новые вещи с учетом этого… нового опыта?

– А вот это – нет. То есть им на короткое время удалось добиться, что я не писал нового. Это потому, что, когда пишешь, надо не то чтобы хорошо к себе относиться… хотя и это тоже… но не тратить нервную энергию на сопротивление всякой мерзости. Когда пишешь, эта энергия нужна тебе вся.

– Напоследок еще один не очень приличный вопрос. Ты хоть раз надевал эти награды? Государственные?

– Все сразу? Да. Ярмольник решил правильно, по-советски отметить Первомай. С салатом «Оливье», с просмотром телевизора. И каждый должен был стилистически соответствовать. Я подумал: а чем я буду соответствовать-то? И решил: надену все награды. У меня есть медаль «Защитнику свободной России» – за 1991 год. Есть церковный орден. Есть орден Почета – Ельцин тогда всю «Машину» наградил. Есть «За заслуги перед Отечеством». Несколько юбилейных медалек. Значок народного артиста. В общем, когда я все это нацепил, получилось довольно внушительно. Но только за столом у Ярмольника – другого случая не представилось.

Андрей Макаревич — Дмитрий Быков

10 марта группа «Машина времени» отметит свой 48-й день рождения большим концертом в московском Crocus City Hall. Накануне выступления поговорила с лидером команды о музыкальном долголетии, насыщенной жизни и о том, куда можно уйти из «Машины времени».

«Лента.ру»: За 48 лет жизни были ли такие периоды, когда «Машина» могла распасться, прекратить свое существование?

Макаревич : Были, да. В 1979 году был момент, когда с Сережей Кавагоэ мы расстались и Маргулис ушел вместе с ним. Это было совершенно неожиданно, и я фактически остался один. Но буквально через месяц мы уже соединились с Кутиковым, Ефремовым и Подгородецким, и в результате это все дало неожиданный толчок к дальнейшей жизни.

А в последующие годы, в эру, так сказать, классической «Машины времени», были ли в группе серьезные конфликтные ситуации?

Нет, а какие могут быть причины. С чего бы?

Ну вот The Rolling Stones в 1980-х взяли и разбежались.

Ну и никуда они не делись. А мы не разбегались. У нас в группе достаточно свободы. Каждый занимается еще каким-то своим делом музыкальным - у всех есть свои отдушины. А конфликты? Ну, я понимаю, в 20 лет - молодые идиоты поругались: кто лучше: «Битлы» или «Роллинги». А сейчас-то чего ругаться? Я с трудом себе причину представляю, по которой это могло произойти.

Ну вот, например, человек говорит: «меня зажимают, я уйду в другую группу»?

Во-первых, в какую группу? (Смеется. ) В какую группу из «Машины» уйдешь, интересно?

Маргулис, например, ушел опять.

Ну, он тоже глупость сделал, по-моему. Но ему так нравится, наверное.

Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

Сегодня этот вопрос будет кому-то уже непонятен, но в конце 1960-х запеть рок по-русски было довольно необычно. Как вы приняли такое решение? Может, кто-нибудь вдохновил?

Да, «Скоморохи» Градского.

Получивший недавно Нобелевскую премию Дилан - один из столпов для, допустим, Гребенщикова. А что он значит для вас?

Рок питерский от рока московского отличался, в первую очередь, тем, что питерцы - и Борька, и Майк, я не знаю насчет Цоя - очень внимательно изучали тексты. Мы этим не занимались. Мы из своей головы что-то высасывали. Дилан мне очень нравился, потому что он придумал себе замечательный хулиганский исполнительский прием - и я очень похоже пел его песни. Голос у меня такой же гнусавый. Его имитировать - это наслаждение.

Когда еще существовало такое противопоставление московского и питерского рока, «Машина времени» всегда была первой группой из московских. Как у вас, сохранился патриотизм москвича?

Мне от слова «патриотизм» хочется пойти потошнить, понимаете? Но да, я себя ощущаю стопроцентным москвичом, я тут родился и никогда отсюда не уезжал. Я сейчас за городом живу, но все равно каждый день в Москве. Чувство причастности к городу? Я об этом не думаю, честно говоря. Москва изменилась очень сильно, от любимых мест мало что осталось. Но с другой стороны, пошел в «Гоголь-центр», заглянул за угол: какая-то потрясающая территория вроде «Винзавода», но не «Винзавод». И какие-то галереи, и куча каких-то кафушечек, и все очень стильно, чисто, везде молодые ребята работают - ну просто приятно.

Кстати о галереях. Вы художник, а какие у вас любимые художники?

Для начала, все малые голландцы, поименно перечислять не буду. Боттичелли, Модильяни, естественно. Эль Греко, де Латур. Из сегодняшних - Саша Бродский, Вова Цеслер. Ну вот как-то так.

А неграфическое искусство: инсталляции и прочее?

Ненавижу. Хотя понимаете, какая штука... Когда это делает человек талантливый, типа того же Бродского, это все равно хорошо. Я там даже не задумываюсь над тем, в какой там он жанр ударился. Но талант сверкает редко в этих дебрях.

Недавно при мне пьяный мужик в автобусе после «Ой, мороз» спел «За тех, кто в море». В какой момент вы поняли, что сочинили народную песню?

Я похож на человека с раздутым самомнением? Я не слежу за этим, клянусь. Меня всякий раз удивляет: вот песня «Марионетки» была написала в 1974 году. Вообще, так долго песни не живут, это противоестественно. Но можно только порадоваться, что так получилось. Когда люди поют мои песни - это к ним вопросы, не ко мне. Надо было подойти к тому мужчине и спросить, какое место эта песня занимает в его жизни.

Машина времени - Однажды (Official Video)

А трибьют «Машине», когда, например, «Каста» делала рэп-версию вашей песни?

Ну, во-первых, это приятно, когда большое количество разных музыкантов тратит свои силы, и время, и свой талант на то, чтобы как-то по-своему спеть твою песню. Что-то там было более удачно, что-то менее удачно.

Есть ли у вас отстраненное отношение к своим песням?

Оно появляется сразу после того, как ты ее записал. Все, она уже своей жизнью живет.

А есть песни, которые неожиданно напоминают о себе?

Довольно редко. Все-таки обычно какая-то внутренняя жизнь в песне заканчивается. Время меняется, ее играть становится неинтересно, нам самим не в кайф. Иногда подумаешь: может ту песню сыграть, старую? Пробуешь, и что-то не катит. Ну и пошла она на фиг.

А почему для последнего альбома вы перезаписали «Там, где светел день»?

Захотелось. Мне показалось, что ее совершенно забыли. И главное, появилась возможность записать ее совсем в другом звуке и качестве.

Кутиков одержим качеством звучания и всякими техническими элементами. А насколько вам это близко? Интересно ли разбираться в разных видах компрессоров?

Нет. Я значительно менее технически подкован. Но я знаю, чего я хочу, и могу звукорежиссеру словами объяснить, чего бы мне хотелось. И есть такие люди, которые понимают меня и все воплощают.

Присылают ли вам молодые таланты свои записи?

Чаще молодые бездарности.

Много? Как это все слушать?

Да, много. Слушаю кусочек, сразу становится понятно. Я стараюсь никого не судить и не отвечать на эти вещи. Но тут один мужик немолодой прислал. Вдруг он убежден, что его призвание - писать песни. То, что он пишет, ужасно. И я понял, что я не могу ему это объяснить. Он говорит: «А почему это плохо? Это же поднимает важные вопросы, это же очень морально, на фоне всей этой циничной ерунды, что поется. Это же про то, что надо быть самим собой». Я говорю: да, про это, но этого недостаточно, чтобы получилась хорошая песня. И объяснить невозможно.

Еще бывает такой странный аргумент: «но ведь это написано искренне»!

Вот-вот, «это же честно».

Записи, которые вам присылают, - они в стиле «Машины» или бывают неожиданные жанры?

Чаще, это что-то машиноподобное. Я совершенно точно знаю, что, чем талантливее человек, тем меньше вероятности, что он вообще что-то пришлет. Не будет он этого делать.

Есть что-то из современной,новой музыки, что вас впечатляет?

«Ундервуд».

Но это уже, так скажем, не совсем новые.

Ну, если они «так», значит, мы вообще уже умерли. Они для меня еще молодые люди.

Когда вы делали передачи про путешествия, вам довелось пообщаться с Туром Хейердалом. Как вам этот человек-глыба?

Замечательный. Он никакая не глыба абсолютно. Живой, с хорошим чувством юмора. Совершенно без фанаберий всяких, и ничего бронзового я в нем не заметил.

Не расстраивает ли вас то, что еще 10 лет назад вы присутствовали в медиа в разных планах: и музыкант, и кулинар, и дайвер, путешественник - а теперь все ждут от вас только какого-то политического или околополитического высказывания?

Нет. Я не испытываю потребности сверкать лицом где-то. Я вот тут (в «Jam-клубе» - прим. «Ленты.ру» ) выхожу и играю через день, и мне это очень нравится. Пишу в «Русский пионер» какие-то рассказики, сейчас выйдет книга с этими рассказами. Готовлю выставки какие-то, занимаюсь массой вещей.

А какие выставки запланированы?

В ноябре будет в Вильнюсе. Они люди очень подробные, они требуют, чтобы мы уже сейчас отобрали работы.

Была у вас такая полоса: возникает песня, вы ее записываете и сразу выкладываете на YouTube. А потом это закончилось.

Да, мне надоело. Просто был такой период, он закончился.

С годами новый материал появляется не так часто, как раньше. Понятно, то когда в дискографии уже 20 альбомов, человеку не нужно спешить что-то кому-то доказывать. А писали ли вы песни раньше для самоутверждения?

Я терпеть не могу самоанализ. Я не знаю, почему я пишу песни. Они просто появляются, я их записываю. Конечно, когда у тебя в голове уже альбом готов, тут я проявляю нетерпение. Это надо делать немедленно. Когда песни готовы, их нужно выпускать на волю. А Кутиков начинает говорить, что альбом лучше выпускать осенью. Я думаю: какая чепуха! Это единственный случай, когда я проявляю нетерпение.

Вы спокойно воспринимаете течение времени?

Конечно, чем ты старше, тем время идет быстрее. Это совершенно точно. А что ты можешь с этим делать? Так обстоят дела. Есть вещи, от которых ты не можешь избавиться, и суетиться тут бесполезно.

Интервью: Александр Маленков
Фото: Юрий Кольцов


Говорят, ты не любишь давать интервью. Почему так?

По двум причинам. Во-первых, среди всех моих занятий достаточно способов самовыразиться, не прибегая к помощи журналистов. Во-вторых, в последнее время я очень часто встречаю людей невероятно необразованных, не подготовленных к разговору и при колоссальных амбициях, которые считают себя журналистами.

Прекрасное начало беседы! В ходе тщательной подготовки к интервью у меня родился вопрос о сегодняшнем положении дел в стране: мог ли ты ожидать, что «Машину времени» занесет на сорок лет назад?

Хорошо, если на сорок, а не на семьдесят. В точности все повториться не может по определению, но многие узнаваемые штуки сыплются как из рога изобилия. Например, телевизионная пропаганда. Только тогда все к этому относились уныло и с тихой иронией. Сейчас вдруг оказалось, что эта штука работает по-настоящему. И именно это напоминает чуть более ранний период.

Выросло поколение людей, которые не жили в СССР. Мы можем для них сформулировать, чего, собственно, такого уж плохого там было?

Я думаю, это бесполезно. Тот, кто этого запаха не нюхал, все равно не поймет. И если человек уже очарован какой-то клюквой, то он тебе еще и не поверит.

По-моему, за последние несколько месяцев люди окончательно разучились слышать друг друга. Поэтому, когда я сейчас вижу повальное добровольное бегство от свободы, объяснять им, что такое свобода и что такое несвобода, - бессмысленно. Может быть, им так больше нравится. Все, что считаю нужным, я говорю в своих песнях. Быть еще дополнительно пропагандистом - не хочу.

Давай так: что ты больше всего ненавидел в совке?

Обстановку унылого тотального вранья, с которым все смирились. Абсолютную покорность. Уверенность, что все это будет продолжаться восемьсот лет. Сиди и не дергайся. Постоянное ощущение дыхания в затылок какого-то человека в погонах, который если и отошел, то ненадолго.

Когда политика впервые вторглась в твою жизнь?

Я думаю, это началось году в семьдесят седьмом, когда я уже вел диалоги со всякими искусствоведами в штатском. Первый раз было страшно, конечно. Но это было унылое время, и они уныло отрабатывали свою зарплату. Я не исключаю, что дома у них или их детей играла «Машина времени». Они считали, что я против советской власти. Со второго раза я уже осмелел. Я отвечал: покажите мне конкретно строчку, которая об этом говорит. Они этого не могли сделать. Их не устраивала какая-­то наша неподконтрольность, какое-то ощущение свободы. Это их страшно раздражало. «Как это вами никто не руководит? А к кому вы относитесь?» - «А почему мы должны к кому-то относиться?» - «Не положено». - «Где не положено? Покажите. Покажите мне стать­ю Конституции, где написано, что мы должны к кому-то относиться. Вот мы - пять человек, которые собираются вместе и играют свою музыку. Это запрещено?» - «Нет, это не запрещено, но...» Все это было страшно уныло. Уныло и долго.

На Лубянку тебя вызывали?

У них в каждой гостинице был номер свой, и было принято там проводить беседы. Потом мы попали в Росконцерт. Было предолимпийское время, всем казалось, что что-то разрешат. Потом Олимпиада прошла, все поехало назад. Потом пришел Михаил Сергеевич, которому я буду поклоны бить, пока жив. Нас в Москву пустили - до этого нам нельзя было в Москве выступать. А потом и за границу. Нам перестали мешать, политика исчезла из жизни.

А посиделки с Путиным на концерте?

Не было никаких посиделок! Так получилось, что на концерте Маккартни у нас места оказались рядом. Может быть, это его имиджмейкеры так решили. У меня не было другого места. И то, что делал Путин тогда, негатива у меня не вызывало.

Позиция проста. Когда я был маленький, родители привили мне представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Оно во многом совпадает с заповедями. Воровать нехорошо, врать нехорошо. Слабому надо помочь, а не добивать его. Волей-неволей мы проецируем наше представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, на поведение нашей страны, если чувствуем себя ее гражданами. И вот сегодня это поведение совершенно не совпадает с моими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вот и все.

Хит-лист героя


И за это тебя называют предателем?

Я считаю, что предатели - это те, кто толкает страну к войне. А фашисты, которые ходят на марш мира и пытаются остановить агрессию, - это какие-то странные фашисты. Вообще, фашисты - это те, кто их разгоняет обычно.

Мне кажется, что ты человек мирный, не пламенный борец, не тот, кто на баррикадах. Это верное впечатление?

Я очень не люблю баррикады и не люблю революции. Может быть, мое отношение к революциям изменилось бы, если бы мне назвали хоть одну революцию, после которой стало лучше, чем было до нее. Я такой не знаю.

Как ты себя чувствуешь, оказавшись сейчас в центре конфликта, в месте, которое очень смахивает на баррикаду?

Я стараюсь заниматься своим делом. Дел у меня много: я занимаюсь музыкой, я рисую, я пишу какую-то прозу и стихи. Стараюсь это делать хорошо. Я убежден в том, что если мы все перестанем психовать и каждый начнет делать свое дело, при условии, что он будет его делать хорошо, то жизнь изменится в один день. Если милиционеры будут нас охранять, а не брать взятки, если тележурналисты будут нам рассказывать объективные новости, а не врать. Нужно-то всего ничего.

Твои бывшие поклонники теперь тебя ругают. Как ты себя чувствуешь в связи с этим?

Да никак не чувствую. Мои друзья - а их у меня довольно много - остались моими друзья­ми. Более того, на концертах у нас народу меньше не стало. И принимают нас так же хорошо. А кто хочет маршировать в Советский Союз - пусть идет.

То есть концерты пока есть…

Почему «пока»? Что вы все каркаете? Сейчас вокруг бегают: «Вам запретили концерты? Нет? Почему?» Все ждут не дождутся просто... Коллективное сознание программирует наше будущее. Если мы все каркаем, мы накаркаем рано или поздно.

Мое поколение - те, кому сегодня сорок лет, - под ваши песни боролись с советской несправедливостью. И сейчас, во времена новой несправедливости, мы по привычке смотрим на вас. И кажется, что вы, рокеры первой волны, в последние десятилетия как-то забронзовели и обленились. Предали, так сказать, идеалы молодости.

По-моему, ерунду ты говоришь. Мы как раз не поменялись - времена поменялись. А человек остался тем, кем был. То, что вам казалось двадцать лет назад призывом к бою, сегодня кажется нормальной песней. А автор, например, и не расценивал это как призыв к бою. Это у вас в голове бурлило. Никогда у меня не было задачи написать какую-то социалку, я не журнал «Крокодил». Хотя, если на то пошло, я считаю, что сегодняшние песни «Машины» по сравнению с песнями двадцатилетней давности стали куда более остросоциальными. Надо просто незамыленным глазом посмотреть.

Ты не вкладывал, может быть, такого смысла, но ведь «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Да мне насрать, как оно отзовется, вы меня простите! Я стараюсь писать так, чтобы я сам был доволен.

А как же «Ты в ответе за тех, кого приручил»?

А я никого не приручаю. И не надо за мной ходить зайчиками. Это вы приручились. Если вы рождаете какие-то свои фантазии, а потом беситесь от того, что я им не соответствую, так это проблема ваша, а не моя. А если уж считаете, что я вас приручил, тогда доверяйте.

Хит-лист героя

Игрушка:

Группа:
Хобби:

Андрей Макаревич – бессменный лидер легендарной группы «Машина Времени». Он считается одним из столпов русского рока, а также является поэтом, продюсером, телеведущим, бардом, писателем и актером.

Итак, перед вами биография Андрея Макаревича .

Биография Макаревича

Андрей Вадимович Макаревич родился 11 декабря 1953 г. в . Его отец, Вадим Григорьевич, был участником .

Во время одного из боев против нацистского вермахта он потерял ногу. В связи с этим он больше года пролежал в госпитале, после чего был демобилизован.

После войны Вадим Григорьевич работал преподавателем в Московском архитектурном институте, где в 1993 г. стал профессором.

Мать Макаревича, Нина Марковна, доктор медицинских наук, а также профессор-микробиолог. Она является автором научных работ, касающихся исследования нетуберкулезных микобактерий.

Детство и юность

Все детство Андрей Макаревич прожил в коммунальной квартире. Он был очень любознательным и подвижным ребенком.

Одно время он мечтал стать водолазом, палеонтологом и зоологом. В зрелые годы ему удалось поработать во всех этих сферах.

Юный Макаревич

Так как родители хотели, чтобы их сын стал музыкантом, они отправили его в музыкальную школу, а по вечерам занимались с ним игрой на фортепиано.

Однако классическая музыка не доставляла ему удовольствия, в результате чего Андрей бросил учебу.

Больше всего молодому Макаревичу нравилась бардовская музыка, которая в то время набирала популярность. Юноша был восторге от творчества и .

Именно благодаря этим артистам он захотел научиться играть на гитаре. Освоив несколько аккордов, 12-летний Макаревич начал сочинять свои первые песни.

В скором времени он услышал песни «The Beatles», которые были совсем не похожи на эстрадные композиции. Творчество британской группы настолько сильно впечатлило Макаревича, что он решил посвятить свою жизнь музыке.

Еще в школе в 1968 году Андрей создал группу «The Kids», которая оказалась первой в его биографии. После уроков он вместе с товарищами сразу же уходил на репетиции.

«Машина времени»

В 1969 году коллектив был переименован в «Машину времени», которая в будущем станет чуть ли не самой популярной в Советском Союзе. Автором подавляющего большинства песен группы «Машина времени» является сам Макаревич.

Окончив школу, Андрей решил поступить в Московский архитектурный институт. Однако окончить его он так и не смог, и был отчислен на четвертом курсе.

Причиной этому была рок-музыка, которой Макаревич уделял слишком много времени, и частые прогулы занятий.

В 1975 г. Андрей восстановился в институте на вечернем отделении, и в конце обучения получил диплом художника-графика и архитектора.

Музыкальная карьера

В 1975 г. в биографии Макаревича произошло знаковое событие. Его с группой пригласили на телепередачу «Музыкальный киоск», которой так и не суждено было выйти в эфир.

Через год музыканты стали победителями музыкального фестиваля в Эстонии. Там им удалось познакомиться с уже знаменитым Борисом Гребенщиковым, который в будущем будет им неоднократно оказывать поддержку.

В 1980 г. группа подписала контракт с Росконцертом. Это было сделано для того, чтобы «Машина времени» стала легальной и могла полноценно гастролировать по стране.

Тем временем песни Макаревича становились все более популярными и востребованными, и уже вскоре их пели во всех дворах огромной страны.

В 80-х годах Макаревич вместе с участниками коллектива снялся в фильмах «Душа» (1982) и «Начни сначала» (1986). Параллельно с этим были записаны несколько пластинок «Машины времени», а также сольные альбомы Макаревича.

В 90-е годы он неоднократно исполнял песни в дуэтах с разными музыкантами, а также занимался продюсированием русского исполнителя Юза Алешковского.

В 1993 г. Макаревич начал вести кулинарное шоу «Смак», которое сразу же получило огромную популярность.

Телезрителям нравилась передача, поскольку ее вел Андрей Макаревич, приглашавший к себе на кухню известных личностей, вместе с которыми потом готовил различные блюда.

Интересно, что этот проект просуществовал 12 лет, после чего ведущим «Смака» стал Иван Ургант.

За свою биографию Макаревич написал около 30 книг, посвященных разным темам. Интересен факт, что в одной из них он серьезно критиковал поп-группу «Ласковый май».

Песни Макаревича перепевали многие известные рок-группы: «Сплин», «Агата Кристи», «Аквариум», «Михей», «Ундервуд», «Ляпис Трубецкой» и др.

Политическая деятельность Макаревича

В 1967 г. Андрей Вадимович вступил в комсомол, в котором состоял более десяти лет. В своих интервью он неоднократно заявлял о том, что относился к этой организации крайне негативно, и находился в ней для формальности.

В творчестве Макаревича можно найти немало песен, имеющих политическую подоплеку, например: «Марионетки», «Поворот», «Ветер надежды», «Барьер» и другие.

Интересен факт, что после лидер «Машины времени» активно поддерживал , баллотировавшегося на пост главы государства.

После этого Макаревич агитировал за и . При этом стоит заметить, что он поддерживал данных кандидатов не из-за выгоды, а потому что разделял их взгляды в отношении развития России.

В 2011 г. Андрей Макаревич выступил с жесткой критикой действующей власти, обвиняя ее в коррупции и продажности судебной системы. Именно тогда он начал поддерживать действия оппозиционера Михаила Ходорковского.

Когда в 2014 г. Российская Федерация присоединила к себе Крым, Макаревич публично осудил действия Кремля, в жесткой форме критикуя действия Владимира Путина.

В связи с этим у него начались серьезные проблемы в России. По указу президента он был исключен из Совета по культуре.

Кроме этого в ряде российских городов Макаревичу было отказано выступать с концертами.

Из-за его позиции по поводу присоединения Крыма, многие граждане называли его предателем.

Личная жизнь Макаревича

Первой супругой в биографии Макаревича была Елена Фесуненко, на которой он женился в 1976 г. Однако этот брак распался уже через 3 года.

Следующей женой артиста стала врач-косметолог Алла Голубкина. Интересен факт, что до этого она была супругой одного из музыкантов «Машины времени».

Через год у них родился мальчик Иван. Но этот брак просуществовал еще меньше предыдущего. Стоит отметить, что Иван тоже начал интересоваться музыкой и сниматься в фильмах.

С 1998 г. по 2000 г. Андрей Макаревич жил с журналисткой Анной Рождественской, от которой у него родилась дочь Анна.

В 2003 г. артист в 3-й раз женился на гримере Наталье Голубь, вместе с которой прожил 7 лет.

Также у Андрея Макаревича есть внебрачная дочь Дана (1975), проживающая сегодня в США. Они поддерживают хорошие отношения и периодически встречаются.

Андрей Макаревич сегодня

Андрей Макаревич, давно уже ставший легендой, продолжает выступать с «Машиной времени» и давать сольные концерты. Когда-то он был совладельцем клуба-ресторана «Андреевский смак», но вскоре оставил этот бизнес.

Сегодня он является одним из владельцев стоматологической клиники «Dental Art».

Макаревич увлекается дайвингом, бильярдом, археологией и подводной ловлей. Он коллекционирует разные народные музыкальные инструменты и часы марки «Оmega».

Андрей Макаревич уделяет большое внимание бездомным и входит в состав попечительского совета Благотворительного фонда защиты животных «БИМ».

Периодически он участвует в благотворительных концертах и по-прежнему нередко появляется на телевидении.

Если вам понравилась биография Макаревича – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх