Гимнастика для глаз для детей. Картотека гимнастики для глаз (старшая группа)

Картотека гимнастики для глаз

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

Предупреждение утомления,

Укрепление глазных мышц

Снятие напряжения.

Общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах, а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

С предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

С использованием специальных полей или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Картотека гимнастики для глаз

Комплекс 1.

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).

    Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).

    Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).

    Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).

    Быстро моргать (1 мин.).

    Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).

Комплекс 2.

Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза(и.п. – стоя).

    Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставив указательный палец на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре – пять раз).

    Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть вправый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три – четыре раза).

    Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ним взглядом, назвать транспорт, проезжающей мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс 3.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

    Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).

    Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).

    Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).

Комплекс 4.

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

    Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).

    Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами почасовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).

    Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

Комплекс 5 .

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

    И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

    И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).

    И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).

Комплекс 6.

    И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

    И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)

    И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).

    И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).

Комплекс 7.

    Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

    Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс 8.

    На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

Комплекс 9.

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

    Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

    Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

    Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

    Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Комплекс10

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2--3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2-3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2-3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

Комплекс 11.

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи

Комплекс 12.

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

Комплекс 13.

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Комплекс 14.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

Комплекс 15.

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Комплекс 16.

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

Комплекс 17.

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу почасовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.

Комплекс 18.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть

Особенность работы с дошкольниками в том, что все занятия выполняются в игровой форме. Заставить что-либо делать маленького ребенка, если ему это неинтересно, практически невозможно.

Ребенок с нарушениями зрения обязательно нуждается в помощи и правильной коррекции. Для этих целей используется специальная гимнастика для глаз.

Методика выполнения

Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.

  • Движения глаз производятся вправо и влево, по кругу, в стороны по горизонтали. В качестве вспомогательного элемента можно использовать карандаш. Ребенок смотрит за его кончиком и следит за движением.
  • Упражнение с точкой . На оконном стекле рисуем красную точку. Она должна быть на уровне глаз ребенка. Предлагаем дошкольнику 5 секунд смотреть на точку, затем перевести взгляд вдаль за окно, на какой-нибудь отдаленный предмет.
  • Моргание . Расслабляет зрение, снимает усталость быстрое моргание в течение нескольких секунд.
  • Закрыть глаза ладонями . Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.
  • Следим за предметом . Помимо карандаша можно предложить следить за любым ярким предметом. Лучше, если он будет простой формы: кубик, шар, свеча.

Как сделать зарядку для глаз веселой?

Как мы помним, ребенка не так-то просто заставить делать то, что он не хочет или не понимает, зачем это. В таком случае применяется игра. Предложите дошкольнику посмотреть вниз на травку, затем в небе поискать птичку, затем снова на травку.

Чтобы выполнить упражнения на вращение глазами, предлагаем последить за часовой стрелкой. А затем просто представить, что перед ребенком часы, а глаза - стрелки, которые крутятся.

  • Стрельба глазами . Произнося звук «паф», пусть малыш постреляет глазками в разные стороны, вверх и вниз.
  • Пишем носом . Пусть ребенок нарисует в воздухе какой-нибудь предмет или букву, а взрослый будет угадывать, что было изображено. Такое упражнение укрепляет мышцы не только, глаз, но и шеи, а еще развивает воображение.
  • Наблюдаем за природой . На прогулке предложите дошкольнику посмотреть на птичку, летящую в небе, проследить за ней взглядом. Затем пусть переведет взгляд на травку или собачку, лежащую на земле. Все сопровождается веселым рассказом или стишком. Выучив простой стих, малыш и сам в дальнейшем будет его рассказывать, повторяя одновременно упражнения для глаз.

Гимнастика в игровой манере

Придумайте для ребенка сказку. Глазки устали, им надо отдохнуть. Сейчас они посмотрят вверх, затем вниз, теперь вправо и влево. Расскажите стишок:

Посмотрели глазки вверх,
А затем немного вниз,
А теперь мы поморгаем,
Чтобы глазки не устали.

Подбадривайте малыша, не давайте ему скучать. Если видите, что ребенок устал, то переключите внимание на что-либо другое, иначе в следующий раз он может отказаться выполнять упражнения.

В некоторых случаях можно скачать на компьютер специальные программы для коррекции зрения. Малышам обязательно понравится новое развлечение. Ребенку предлагается выполнять простые упражнения, следить за появляющимися на экране буквами или предметами.

Гимнастика для глаз в детских садах и яслях

Воспитатели должны уделять внимание здоровью малышей и профилактике близорукости. Упражнения выполняются в группе.

  1. Дети сидят за столом, голова опирается о руки. Это важно для того чтобы зафиксировать положение головы, в то время как глаза будут двигаться по вертикали или горизонтали. В младшей группе занятия проводятся 2-3 минуты, в старшей длительность увеличивается до 4-5 минут. Периодичность проведения - 2 раза в день.
  2. Воспитатель заранее выбирает упражнения, которые будет использовать. Для 2-3 летнего ребенка желательно их проводить, сопровождая веселыми стихотворениями.
  3. Некоторые упражнения сочетаются с физической активностью, например, когда требуется движение головы.

Важно учитывать возраст ребенка. Двухлетний малыш еще не знает, что значит вращать глазами, поэтому используются различные предметы, за которыми надо следить глазами. Чтобы детям было интересно, вместо карандаша делают «волшебную палочку», указку с картинкой. Также разыгрывают детский театр с куклами, которые надеваются на пальцы.

Гимнастика в домашних условиях

Очень важно как можно раньше определить наличие проблем со зрением и начать заниматься с ребенком. Узнать, что малыш плохо видит можно, предложив ему посмотреть на предмет, который он должен успешно разглядеть при нормальном зрении. Для профилактики желательно посетить детского офтальмолога.

Занятия дома проводят до 6 раз по 2-3 минуты. Для того чтобы они прошли успешно, ребенка надо заинтересовать. Расскажите ему про глазки, как хорошо, когда они правильно видят.

Делайте упражнения после пробуждения, в течение дня, на прогулке. Из подручных материалов используют ручку, указку, кубики, карточки с картинками или буквами, если ребенок знаком с последними.

Обязательно уделяйте внимание гигиене зрения: при рассматривании книги не давайте подносить ее близко к глазам, не разрешайте много смотреть телевизор и на близком расстоянии, чередуйте занятия, требующие зрительного напряжения с другими видами деятельности: обычной игрой, прогулками на свежем воздухе.

Татьяна Мельникова
Картотека гимнастики для глаз в детском саду

КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ В ДЕТСКОМ САДУ .

1.«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза , расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами .)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох) . Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох) .

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

2.«Мостик»

Закрываем мы глаза , вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза )

Наши глазки отдыхают , упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами )

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза , взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О» , получается легко

(Глазами рисуют букву «О» )

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх , опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз )

3.«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза .

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз )

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

4.«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз .)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх .)

5.«Белка»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи - раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками .)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза , гладят веки указательным пальцем) .

6. «Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки

(смотрим вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

(моргать быстро)

Наши алые цветы закрывают лепестки,

(закрывать глаза )

Тихо засыпают, головой качают

(смотреть по сторонам) .

7.«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри : вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз , вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает .

(Моргают глазками .)

Глазки закрывает .

(Глазки закрывают .)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики) .

8.«Кошка»

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела ,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками .)

9.«Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево .)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз .)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами .)

10.«Качели»

Есть качели на лугу :

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх , вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

11.«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами .)

Зря в окошко не стучи.

12.«Лучик»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками .)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись .

(Делают круговые движения глазами .)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

13.«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали

(выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

14.«Кот»

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт , другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза )

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

С кем играешь, Васенька?

Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза )

15. «Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять.

(Шагают на месте)

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,

(смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне,

(смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит,

(смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит.

(смотрят вниз)

Слева ель растет - старушка,

(смотрят вправо)

Справа сосенки - подружки.

(смотрят влево)

Где вы, ягоды, ау!

(повторяют движения глаз )

Все равно я вас найду!

(влево - вправо, вверх - вниз) .

16. «Автобус»

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

17.«Ночь»

Ночь. Темно на улице.

(Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать .

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем .

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раза)

18. «Самолет»

Пролетает самолет,

(смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)

С ним собрался я в полет,

Правое крыло отвел,

(отводят руки по переменно и прослеживают взглядом)

Посмотрел.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

19. «Сова»

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка -сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

20.«Жук»

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки - это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж.»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно-

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж.»

21. «Дождик»

Капля первая упала - кап!

(сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап!

Мы на небо посмотрели,

(то же самое)

Капельки кап - кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали.

(вытирают лицо руками)

Туфли - посмотрите –

(показывают вниз и смотрят)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

(движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим.

(приседают)

22. «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали

(Поморгать глазами .)

Глазки у ребят устали .

Посмотрите все в окно

(Посмотреть влево – вправо.)

Ах, как солнце высоко

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем

(Закрыть глаза ладошками .)

В классе радугу построим

(Посмотреть по дуге вверх)

Вверх по радуге пойдем

(Вправо и вверх – влево.)

Вправо, влево повернём

(Поворачиваем вправо, влево)

А потом скатимся вниз

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза , открыть и

поморгать ими.)

23. «Весёлая неделька»

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку .

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся ,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх ; опустить их книзу, голова неподвижна.)

Во вторник часики глаза ,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону , а затем в левую, голова неподвижна.)

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем .

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать .

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны .

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз , перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали .

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх , вправо, вниз, влево и вверх; и обратно : влево, вниз, вправо и снова вверх.)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев : верхнее веко от носа к наружному краю глаз , нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)

Без гимнастики , друзья,

Нашим глазкам жить нельзя !

24. «Мячик»

В правую руку свой мячик возьми,

(Взор следует за мячом)

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

(В какой руке у нас сейчас мяч)

Правого плечика мячик коснётся.

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения , отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов , можно выделить 4 вида:

— с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

— без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

— с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

— с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме , движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

МОСТИК

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

БЕЛКА

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи - раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

ЗАЯЦ

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики).

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

КОШКА

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

КАЧЕЛИ

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

ЛУЧИК СОЛНЦА

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М.: ВАКО, 2007

4. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.

воспитатель МАДОУ №27 «Чебурашка»,

г. Чайковский, Пермский край, Россия

Большое количество информации ребенок получает именно через органы зрения, именно поэтому даже у дошкольников могут возникать зрительные нарушения. Гимнастика для глаз для детей поможет избежать ухудшения зрения, которое сказывается на физическом и интеллектуальном развитии. Зарядка хорошо тренирует глазодвигательные мышцы.

Специально подобранные комплексы помогают успокоить нервную систему малыша, снять усталость и облегчить нагрузку. Зарядка для глаз для детей способна замедлить или даже вовсе остановить падение зрения. В итоге головному мозгу легче перерабатывать информацию, которую он получает из органов зрения.

В первые десять лет жизни происходит интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза уязвимы для негативного влияния различного рода факторов: компьютер, телевизор, инфекционные процессы, неблагоприятная экология и другое. Неудивительно, что в наш век технологий зрение ухудшается, именно поэтому глаза нуждаются в отдыхе и расслаблении.

Детская гимнастика для глаз очень проста. В некоторых случаях достаточно посчитать вместе с ребенком растущие на дереве плоды или проезжающие мимо машины. Для этого не нужно слишком много времени. Одна такая разминка может длиться от трех до пяти минут.

Разминка для глаз для детей показана уже с двух-трех лет. Специалисты рекомендуют проводить ежедневные упражнения и обращают внимание на тот факт, что зрение формируется до двенадцатилетнего возраста.

Цель зрительной тренировки

Упражнения для глаз для детей не только повышают остроту зрения, они способны снимать спазм глазодвигательных мышц, поддерживать общий тонус и снимать усталость. Более того, такая зарядка даже убирает мешки под глазами, обогащает глазное яблоко притоком крови. Специалисты утверждают, что если каждый день проводить упражнения для глаз утром и вечером, то уже через месяц вы ощутите результат.

Не забывайте о том, что любая двигательная активность поможет глазам вашего ребенка лучше работать. Поощряйте ребенка больше двигаться, бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Немаловажно следить за осанкой ребенка. Неправильная посадка за столом может привести к нарушению кровоснабжения головного мозга, что в свою очередь влечет за собой проблемы со зрением. Также важно контролировать времяпрепровождение ребенка перед экраном телевизора или компьютера. Не допускайте, чтобы он подолгу, не отрываясь, пользовался гаджетами. Специалисты не рекомендуют смотреть телевизор в темной комнате. Из-за этого органы будут перенапрягаться, для того чтобы адаптироваться к свету.

Не стоит самоуверенно полагать, что если у вашего чада нет проблем со зрением, то и гимнастика ему не нужна. Зарядка применяется как в лечебных, так и в профилактических целях, она поможет предотвратить проблемы со зрением.

Комплекс упражнений для детей, которые ходят в детский сад, может проводиться в игровой манере

  • миопия – близорукость;
  • дальнозоркость;
  • жалобы на усталость глаз;
  • амблиопия;
  • наследственная предрасположенность – кто-то в семье имеет проблемы со зрением;
  • серьезные внутренние патологии;
  • косоглазие;
  • астигматизм. Дети жалуются на то, что картинка расплывается и двоится.

Комплекс упражнений

Рассмотрим ряд упражнений, которые снимают усталость с глаз и укрепляют мышцы органов зрения. Крайне важно создание спокойной атмосферы, не нужно заставлять ребенка делать эти упражнения, необходимо его заинтересовать. Не забывайте о регулярности. Один месяц можно делать один комплекс, а потом для разнообразия попробовать другие варианты.


Упражнения для детей с нарушением зрения подбираются офтальмологом

Выделим наиболее действенные методики:

  • голова ребенка должна быть зафиксирована. Для этого он должен положить подбородок на руки. Затем глазные яблоки следует поднять максимально вверх к потолку, а потом вниз. Необходимо сделать четыре подхода и немного отдохнуть. Далее делается аналогичное упражнение, только глаза направляются по горизонтальной оси в левую и правую стороны;
  • при косоглазии рекомендуется разводить зрачки в разные стороны, а затем сводить их к носу;
  • вместе с ребенком смотрите в окно и найдите рядом расположенный и отдаленный предмет. Задача ребенка попеременно фиксировать свой взгляд то на одном, то на другом предмете;
  • упражнение «Уголки» заключается в том, что ребенок попеременно смотрит в левый верхний угол комнаты, затем переводит взгляд в правый нижний угол. Далее он смотрит в правый верхний и левый нижний угол;
  • ребенок может закрыть глаза и аккуратными движениями их погладить. Необходимо объяснить, что надавливать на глазки не нужно;
  • для расслабления глаз в темной комнате следует закрыть глаза и попытаться представить темную или даже черную поверхность. Такое упражнение снимает возбуждение с сетчатки и расслабляет глазодвигательные мышцы;
  • упражнение «Воображаемая гимнастика» развивает восприятие и воображение, оно выполняется с закрытыми глазами. Ребенок должен сесть, успокоиться и представить приятную картину. Это может быть красивый остров с пальмами, чайками и глубоким океаном. Необходимо представить, что вы сидите на берегу и смотрите вдаль без очков. Мысленно переводите взгляд от одного предмета к другому.


Хорошо сочетать гимнастику в ДОУ с домашней зарядкой

Снять зрительное напряжение помогут и другие советы. Встаньте в ровное положение и поднимите плечи вверх, а затем отведите их максимально назад, после чего верните в исходное положение. Необходимо сделать десять таких повторений. Также можно усложнить это упражнение тем, что после отведения назад вы не возвращаетесь в исходное положение, а отводите плечи вперед.

Также можно положить подборок на грудную клетку, при этом расслабив шею, после чего голова запрокидывается максимально назад. Усложните это задание, делая его в сидячем положении. Сначала подбородок опускается на грудь, затем голову нужно отвести в сторону и запрокинуть назад.

Ребенок должен сесть прямо и максимально расслабиться. Далее он берет две ладошки и трет их одну о другую. Затем правую ладонь следует приложить к правому глазу и, соответственно, левая рука располагается возле левого глаза. Необходимо объяснить ребенку, что прижимать ладони к глазам сильно не нужно, пальминг не должен причинять никакого дискомфорта. Главным моментом является то, что между пальцами не должно быть щелочек, которые бы пропускали свет.

Во время пальминга шея и позвоночник должны находиться на одной прямой линии. Локти лучше поместить на стол. Это упражнение можно выполнять на перемене между уроками для снятия напряжения. Не стоит резко убирать ладони с глаз. Можно постепенно их приоткрывать, для того чтобы глаза привыкли к свету.


Пальминг можно проводить перед каждым комплексом упражнений

Упражнения для детей дошкольного возраста

Примерно с трехлетнего возраста органы зрения начинают испытывать значительные нагрузки, поэтому зарядка послужит хорошим профилактическим методом для предотвращения зрительных нарушений. Если ребенок носит очки, то во время зрительной тренировки необходимо надевать очки с более слабыми диоптриями.

Рассмотрим эффективный комплекс:

  1. из картона вырежьте два круга и прикрепите их к двум углам на потолке. Для того чтобы ребенок обратил на них внимание, можно использовать цветной картон. Суть задания заключается в том, что ребенок должен в течение десяти секунд зафиксировать взгляд на одном круге, а затем на другом. Все движения должны осуществляться глазными яблоками, следует объяснить ребенку, что головой крутить нельзя. Ребенок должен сделать пять подходов, после чего делается пятнадцатисекундный перерыв;
  2. для этого упражнения родителям следует заранее подготовиться. Понадобится яркий рисунок, это может быть змейка, спираль или шахматная доска. Крепится картинка на потолке. Задача ребенка – пройти весь путь от начала и до конца. Родители сами могут определять траекторию движения;
  3. для улучшения кровоснабжения и развития глазодвигательных мышц используется упражнение с маятником. Его рекомендуют выполнять детям, чьи родственники страдали косоглазием. Оно помогает синхронно фиксировать движущиеся предметы и является хорошей профилактикой косоглазия. В качестве маятника можно использовать пуговицы на нитке, шарик или бусинку. Родитель должен стать за спиной у ребенка и расположить маятник примерно на расстоянии 40 см. Его задача заключается в том, чтобы следить за движением маятника, при этом голова должна оставаться неподвижной. После этого ребенок должен посмотреть на отдаленные предметы за окном и постараться описать в деталях все, что он видит. Специалисты утверждают, что по мере улучшения остроты зрения ребенок начнет описывать все больше деталей;
  4. для улучшения зрения на близком расстоянии возьмите обычные наручные часы с крупным циферблатом. Ребенок должен сказать, сколько времени, когда часы расположены в 30–40 см от него, затем вы отходите на метр и в конце на полтора метра. После этого в таком же порядке приближаете часы к лицу ребенка.


Не нужно заставлять ребенка проводить зрительную тренировку, он должен ее делать с приятными эмоциями

Глазная тренировка для детей школьного возраста

Школьники испытывают колоссальные нагрузки, поэтому в этом возрасте нельзя пренебрегать важностью зрительной тренировки. После каждого упражнения необходимо закрывать глаза на несколько секунд. Все движения выполняются без усилий.

Рассмотрим быстрый комплекс для детей школьного возраста:

  1. это упражнение называют «скорой помощью», так как оно расслабляет глазодвигательные мышцы, улучшает остроту зрения и повышает четкость изображения. Очень важно правильно выполнять упражнение, а для этого вы должны в первую очередь сами освоить технику. Поставьте стул примерно в метре от стены. Лицо должно быть максимально расслабленным, а голова – неподвижной. Глазными яблоками необходимо прорисовать латинскую букву V. Для этого вы поднимаете глаза в правый верхний угол и опускаете их вниз. Далее на пять секунд глаза необходимо закрыть. Затем вы смотрите в левый верхний угол и опускаете их вниз;
  2. посмотрите на область между бровями и задержите взгляд на несколько секунд. Со временем задержку в верхнем положении можно постепенно увеличивать;
  3. это упражнение выполняется с открытыми глазами. Представьте перед собой циферблат и прорисовывайте глазным яблоком все цифры сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  4. для расслабления мышц необходимо сильно зажмурить глаза, а затем открыть и расслабить;
  5. еще одно упражнение в форме игры поможет восстановить зрение и расслабить шею. Для этого ваш ребенок должен представить, что его нос – это речка или указка, и он должен им нарисовать цифру, букву или что-то еще, а окружающие будут угадывать.


С помощью зрительной гимнастики дети будут видеть гораздо лучше

Гимнастика для глаз по Аветисову

Эдyapд Cepгeeвич Aвeтиcoв – это авторитетный профессор медицины в области офтальмологии. Долгие годы он работал над вопросами улучшения зрения и доказал, что проблему гораздо легче предупредить, чем лечить. Тем более что офтальмологические заболевания имеют склонность к хронизации процесса.

Профессор считает, что заботиться о зрении необходимо еще с раннего детского возраста. Он разработал комплекс несложных упражнений, на которые особое внимание должны обратить родители, чьи дети страдают миопией и подолгу находятся перед компьютером.

Профессор заверяет, что положительную динамику можно заметить уже через несколько дней. Нагрузку следует постепенно увеличивать. Аветисов предложил три тренировочных комплекса.

Рассмотрим, что входит в первый комплекс:

  • сожмите веки на три секунды, после чего их следует разжать. Рекомендуется сделать по шесть-восемь таких подходов;
  • в течение двадцати секунд активно моргайте, после чего сделайте перерыв на несколько секунд. Помассируйте глаза через закрытые веки подушечками пальцев;
  • легонько придавите подушечками пальцев глазное яблоко;
  • указательными пальцами надавите на область между бровями.

Укрепить внутренние мышцы глаз поможет второй тренировочный комплекс:

  • переводите взгляд с пола на потолок, при этом не двигайте головой. Сделайте по десять подходов;
  • опускайте глазные яблоки с потолка на пол по диагональной оси;
  • перемещайте взгляд по горизонтальной оси;
  • вращайте глаза по кругу сначала в одном, затем в другом направлении. Старайтесь не упускать из поля зрения попадающие предметы.

Завершающий этап способствует не только укреплению зрения, но и совершенствованию аккомодации:

  • перемещайте взгляд с пальца вытянутой руки на отдаленный предмет;
  • согните руку в локте и поместите указательный палец к кончику носа. Постепенно выравнивайте руку, а глазами следите за ходом направления пальца;
  • упражнение аналогично предыдущему, только сейчас, если вы отводите правую руку, то закрываете левый глаз. Только правый глаз должен следить за указательным пальцем правой руки. Затем необходимо закрыть правый глаз;
  • нарисуйте на оконном стекле точку. Зафиксируйте взгляд сначала на нем, а затем на каком-нибудь уличном предмете.

Итак, зрительная гимнастика для детей – это хороший способ предотвратить многие офтальмологические нарушения, а также избавиться от уже имеющихся проблем. На проведение вышеупомянутых упражнений не нужно много времени. Главное, это хорошая организованность и сила воли. Ребенка важно заинтересовать, не нужно его принуждать делать зарядку. Если вы подумаете, как выполнить упражнения в форме игры, ваше чадо будет просить вас поиграть и заодно укрепит мышцы глаз. Прежде чем начинать гимнастику для глаз, отведите ребенка к офтальмологу и посоветуйтесь в отношении того, какой комплекс будет наиболее эффективен в вашем конкретном случае.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх