Город юрьев-польский, владимирская область - юрьев - история - каталог статей - любовь безусловная

Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название город получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях - в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Недалеко от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошла в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска.

Оглавление:

  • Историческая справка

    В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, где правил сын Всеволода III Святослав (1196-1252), который в течение своей жизни правил также в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире. Святослав, родоначальник Юрьевских князей, родился во Владимире 27 марта 1196 года. Он был предпоследним сыном самого могущественного в то время правителя Руси Великого князя Владимирского Всеволода «Большое гнездо», который усилил и укрепил Северо-восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. В святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриил - в честь одного из верховных небесных архистратигов - Архангела Гавриила. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспевала. Перед смертью она благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Племянником святого князя Святослава был святой благоверный князь Александр Невский, который всю жизнь посвятил защите Отечества от иноплеменников и сохранению веры православной. Супругой князя Святослава была княгиня Евдокия Муромская, дочь князя Муромского Петра и княгини Февронии, святых Муромских Чудотворцев. У Святослава и Евдокии было двое детей: сын Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой, и дочь Болеслава. По просьбе благочестивой жены князь Святослав отпустил её в 1128 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём была похоронена. Её честные останки находятся там и доныне.

    Княжение Святослава

    Четырёхлетним ребёнком князь Святослав был назначен на княжение в Новгороде, затем был сменён старшим братом Константином в 1206 году и снова возвращён в Новгород в 1208 году. В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский.

    В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция закончилась победой русских войск у Ошеля. В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена. В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу. В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный. В 1234 году в Юрьеве-Польском на месте древнего собора 1152 года, заложенного ещё князем Юрием Долгоруким, князь Святослав воссоздал новый Георгиевский собор. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия третьего дня потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год, князь повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Собор получился необычайной красоты, ходом строительства руководил сам князь, как написано в летописи: «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В 1238 году князь Святослав принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

    В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле хана Гуюка досталось Андрею Ярославичу. После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Скончался святой благоверный князь Святослав в городе Юрьев-Польском 3 февраля 1253 года, и был погребен в Георгиевском соборе.

    Краткая история города Юрьев-Польского

    Монгольское нашествие сильно разорило город. Он был трижды разрушен в 1238, 1382 и 1408 годах. Позже город стал вотчиной великих московских князей, и по их воле передавался некоторым вассальным князьям и ханам «в кормление». Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа, а после него - астраханского царевича Кайбулы. В Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска, и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание. После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему в царствование императрицы Екатерины II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества.

    Михайло-Архангельский монастырь

    Михайло-Архангельский монастырь является градообразующем центром древнего города, вокруг которого, внутри земляного вала, был выстроен старый посад. По сути, монастырь стал для города кремлём внутри земляного вала, выполняя функцию главного оборонительного рубежа. Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское. Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен.

    В 1535 году записано в летописи: «Деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича». В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.

    В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в Михайло-Архангельском монастыре в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году. Надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Святые врата, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году. Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. В XVI веке ограда монастыря была отстроена в камне, последующие века только поновлялась. Стены и башни ограды были перестроены в XVII-XVIII веках. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году.

    В исторической справке по истории одного из древнейших городов Руси Юрьев-Польского видно, что город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. При внимательном изучении истории Древней Руси, всегда бросается в глаза одна закономерность - почти все русские города основаны в XII-XIII веках н.э.! Однако это не время их основания, а первые летописные упоминания . Причина подобных записей имела чисто практическую сторону - учёт городов и селений при разделе княжеских уделов или приёма наследства после смерти кого-либо из родственников князей.

    Чтобы внести ясность в вопрос датировки времени основания большинства древнерусских городов, достаточно привести два примера. При проведении строительных работ в разных местах города Москвы повсеместно обнаруживаются археологические находки VII века до н.э. Во время реставрационных работ, проводимых на территории Московского Данилова монастыря в 1982-1988 годах, который находился в дальнем предместье древней Москвы, было обнаружено поселение этой древнейшей эпохи. Другой пример. Сейчас ведётся интенсивная реставрация Ново-Иерусалимского монастыря, который расположен в подмосковной Истре. При подготовке котлована для строительства фундамента колокольни монастыря (во время Второй мировой войны колокольня была взорвана немцами) было вскрыто древнейшее поселение, датируемое VII веком до н.э. Обнаружены предметы быта и вооружения, принадлежавших предкам славян - скифам. Подобные же предметы обнаружены были и при раскопках в городе Москве и других древних городах Руси. Все предметы принадлежат к единой протославянской культуре. Подтверждают это также обнаруженные геоглифы и дендроглифы на территории кремля (монастыря) и прилегающих земель вокруг Юрьев-Польского.

    Рис.1а. Маска Яр Рода

    Рис. 1б. Маска Яр Рода - чтение надписей

    С южной стороны города находится поле, на котором имеется редчайшее поясное изображение Рода-адоранта, которое по своему художественному оформлению очень похоже на традиционный канонический иконописный тип письма в «медальоне». Этот тип очень часто используется в росписях православных храмов. Лицо Рода обращено в сторону левого плеча, руки воздеты в молитвенном обращении к Небу, на шее видна культовая драгоценная гривна. На груди видна надпись: ЯР, а на рукавах подписи: РОД. В верхнем поле выше медальона дважды повторяется надпись: МАСКА. Ниже справа большими буквами написано: «РС» - РУСЬ - «РС». Слева находится надпись: ХРАМ ЯРА РОДА и тут же виден МИМ-ЖРЕЦ облачённый в тогу, на голове у него одета корона, а лицо закрыто ритуальной маской. Справа от общей композиции, на выступе берега видится большая надпись: ЯР РОД.

    Рис. 2а. Род Русь

    Рис.2б. Род Русь - чтение надписей

    На фото № 2 а и 2 б то же поле только в ракурсе с запада на восток. Здесь левее от центра поля просматривается стоящий на подиуме РОД и вокруг него посвятительные надписи: АС, ЯР, РОД. Также видна встреченная здесь впервые надпись, посвящённая богине МАКАШИ. Много надписей, посвящённых народу, прославляющему своих богов: РОД АРЕЕА, НАШ РОД РУСЬ, «РС» - РУСЬ.

    Рис. 3а. Юрьев-Польский голова Рода-Льва

    Рис. 3б. Юрьев-Польский голова Рода-Льва - чтение надписей

    На фото № 3 а и 3 б - старый город. Справа виден Михайло-Архангельский монастырь и сохранившиеся на его земле посвятительные надписи: МИР РОД. Слева - соборная площадь, с восточной стороны очень хорошо сохранившийся зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА, под изображением соответствующая подпись: ЯР РОД ЛИК, рядом - РУСЬ. За алтарём соборного храма крупная надпись: АРИИ. Множество надписей ЯРУ и РОДУ указывает на то, что город Юрьев-Польской был с древнейших времен святилищем двух главных ведических богов - РОДА И ЯРА. Древнее святилище было выстроено из дерева и поэтому не могло никак сохраниться, однако сохранившейся до ныне земляной вал (крайне низкий по высоте, менее 2 м) показывает, что круговое строение и вал издревле имел не оборонительное значение, а ритуальное и священное. Город-храм - это традиционное древнерусское ведическое святилище, внутри которого проносились моления и жертвы, башни служили храмами бога Рода.

    По такому типу были построены многие города-храмы не только на Руси, но и на всех землях, где жили протославяне, начиная от Корсики (культура Нурагов) до чудом сохранившегося города Изборска.

    Рис.4а. Юрьев-Польский Яр Род

    Рис. 4б. Юрьев-Польский Яр Род - чтение надписей

    Фото № 4 а и 4 б - это прежняя фотография, только развёрнутая с востока на запад. На склоне земляного вала начертана надпись, слева направо: АРИИ ЯР РОД, далее идёт повтор и заканчивается она прославлением бога Рода: МИР РОДА. В верхнем кругу виден зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА с воздетыми вверх лапами. Ниже в большом круге надпись: ЯР РОД, которая повторяется многократно, справа в малом круге надпись, выполненная наискосок надпись: АРЕЕА.

    Рис. 5а. Стены монастыря

    Рис.5б. Надписи на стенах монастыря - чтение

    При внимательном рассмотрении стен и башен Юрьев-Польского можно встретить множество посвятительных надписей ведическим богам! Это феноменальное явление в нашей народной истории и культуре вполне объяснимо. Факт двоеверия на Руси продолжал существовать на протяжении 1700 лет: от проповеди и крещения апостолом Андреем славянорусов до времени царствования царя Алексея Михайловича Романова. Доказательством этого непреложного фата являются все доныне сохранившиеся храмы и монастыри, построенные до времени царствования дома Романовых.


    Рис.6а. Алтарная апсида


    Рис.6б. Надписи на Алтарной апсиде

    На алтарной апсиде Георгиевского собора по нижнему поясу видны надписи, слева направо: ЯР, ЯР, ЯР, ХРАМ РОДА.

    Рис.7а. Еще одна Алтарная апсида

    Рис.7б. Надписи на Алтарной апсиде

    На фото - западная стена Михайло-Архангельского монастыря города Юрьев-Польского. На переднем плане видна угловая башня, на которой имеются надписи: ХРАМ ЯР РОД, рядом изображены три «колеса Рода». Вдоль нижней части крепостной стены, под бойницами, видна крупная надпись «в строку»: МИР ЯР МИР, а на следующей башне - ЯР РОД.

    Выводы

    1. Город Юрьев-Польской является одним из древнейших на Руси святилищ посвящённых русским ведическим богам Роду и Яру. Судя по планировке детинца, город представляет собой гигантское колесо, внутренняя часть которого разделена крестообразно на четыре равные части. Древнейшие деревянные стены города образовывали собой ведический крепость-храм. Во время христианизации Руси древнерусские строители не нарушили эту планировку. Ныне город также разделяется на четыре части: Михайло-Архангельский монастырь, Соборная площадь с двумя соборными храмами, два посада, расположенные с юго-западной и северо-западной стороны. Земляной вал, окружающий древний город, никогда не носил оборонительный характер, а выполнял функцию кольцевого земляного обрамления древнего святилища.

    2. По хорошо сохранившемуся архитектурному ансамблю Михайло-Архангельского монастыря XIV-XVI вв., а также Георгиевскому собору XII в., можно констатировать факт непрерывной ведической традиции на Русской земле с доисторических времен, то есть палеолита (культ Рода, Макоши, Яра и Мары восходит ко времени палеолита), вплоть до царствования Алексея Михайловича Романова. Судя по везде присутствующим ведическим надписям на стенах, башнях и храмах города Юрьев-Польского, религиозная ведическая народная традиция просуществовала здесь до XVII в.

Юрьев-Польский находится нынче во Владимирской области, хотя было время, когда в нём заседал удельный князь (XIII век). С Польшей город никак не связан (если не вспоминать, что поляки сожгли его во время Смуты). Польским же он стал из-за того, что находится в Ополье - природном районе, занимающем часть Владимирской области. (Нужно было отличать города со схожими названиями один от другого). На плодородных землях Ополья издавна занимались земледелием. Деревни сохранились и до наших дней. Церковь в одной из них, снятая через окно автобуса.

Несмотря на свой немалый возраст, Юрьев-Польский не вошёл в новый перечень исторических городов России. Наверное, обидно должно быть жителям. С другой стороны, список этот он покинул вместе с Москвой, Великим Новгородом, Псковом и другими известными туристическими центрами. Может быть, для них просто готовят иной перечень, ещё более почётный, чем тот, который они оставили?...
Городская застройка обычна для подобных мест, о существовании которых обычно вспоминают только перед выборами. В основном это дома в один-два этажа.

Из нового строительства можно отметить, разве лишь, огромный спорткомплекс и торговые центры.

И Сбербанк, естественно.

Управление образования.

Рядом с ним красочный жилой дом. (Покрашенный потому что...).

Храм Рождества Христова.

Рядом с ним небольшая Борисоглебская церковь. Расположены они на одной территории. И то, и другое постройки XVIII века.

Тут же памятник архитектуры "Амбар".

Центр внешкольной работы выглядит вполне прилично.

Заглянем во двор. Бабуля на скамейке, увидев фотоаппарат, расправила плечи. И помолодела сразу, конечно...

Две школы. Обе дореволюционные и интересные.

От Петропавловского монастыря не осталось почти ничего.

Чудом уцелела колокольня. Вход внутрь забит досками и железом.

Рядом с ней Вознесенская церковь. Храм и окружающая его территория гармонично дополняют друг друга...

В городе есть ещё одна высокая колокольня. Принадлежит она Свято-Покровской церкви.

На этой же территории выстроена церковь Никиты Мученика. Всё XVIII век.

Местный детдом находится в шикарном старинном здании. Когда-то оно принадлежало Свято-Введенскому Никоновскому монастырю.

Монастырь лишился значительной части своих земельных владений и недвижимости. Но стоит признать, что отобранное всё равно служит людям. Кроме детдома на бывшей территории расположено общежитие студентов. Монахов в настоящее время немного. Человек двадцать, не больше. Навряд ли их число сильно возрастёт. Живут послушники в кельях, расположенных в пристройке, которая в советское время служила какой-то конторой. О которой напоминает специфический интерьер, сохранившийся местами. Снизу коричневый пластик в метр высотой, его завершает полочка, куда ставили цветы и разбрасывали всякие нужные бумаги (чтобы всегда были под рукой). Выше обои. Удобства частично на улице. (Умывальник в помещении). Нужно серьёзно разочароваться в современной жизни, чтобы уйти сюда. И, главное, остаться... Т.к. музыка и другие звуки (которые могут быть ещё более привлекательными тёплыми летними вечерами) из соседней общаги слышны здесь очень хорошо...
Территория находится в состоянии медленного благоустройства. Кто-то из служителей коротенько поясняет "Здесь будет проходить Крестный ход... Там построим..." Но когда это произойдёт, сказать пока тяжело. Нет средств. Трудно сказать, привлекаются ли к ремонтным работам монахи? Или перед ними теперь теперь иные задачи поставлены Богом? На тот момент службы проходили в церкви Николая Чудотворца.

Более крупный Введенский собор пока к этому не готов.

Начинается исторический центр.

Конечно же, здесь есть историческая личность.

Педагогический колледж.

Оригинальный цветочный киоск.

Михайло-Архангельский монастырь располагается в кольце древних земляных валов XII века.

Ограда с башнями строилась в течение XV - XVII веков.

Монастырь в настоящее работает, как музей. Собор Михаила Архангела. 1792 - 1806 годы.

Колокольня. 1685 - 1688 годы.

Геjргиевская церковь из села Егорье. 1718 год. И надкладезная часовня.

Архимандритский и Братский корпуса.

Валы вокруг монастыря оказались местом достаточно оживлённым. К вечеру сюда стали стягиваться компании любителей свежего воздуха.

Внизу памятник Юрию Долгорукому.

Расположенный на берегу реки Колокша, в 68 километрах от столицы области. Площадь населенного пункта составляет 10 квадратных километров.

Первое поселение на месте современного города появилось в 1152 году. Населенный пункт представлял из себя круглую крепость, внутри которой был построен Георгиевский собор.

В начале 13 века в этих местах произошла известная Липецкая битва. В 1340 году Юрьев-Польский стал частью великого Московского княжества. В 17 веке населенный пункт сожгли польские интервенты.

В 1708-м был включен в Московскую губернию, а в 1796-м в Владимирскую.

В 1778 году населенный пункт был преобразован в уездный город. В 1920 в городе были открыты два музея: художественный и историко-архитектурный.

Промышленные предприятия города : Ткацко-отделочная фабрика, производство электросилового оборудования, мясокомбинат, спиртовой завод, молочный завод, мясо-молочное животноводство.

Телефонный код г Юрьев-Польский - 49246. Почтовый индекс - 601800.

Климат и погода

В Юрьев-Польском преобладает умеренно-континентальный климат. Зимы умеренно холодные и длительные. Лето относительно короткое и теплое.

Самый теплый месяц Июль - средняя температура 18,8 градусов, самый холодный месяц Февраль - средняя температура -9 градусов.

Среднее годовое количество осадков составляет 590 мм.

Погода в Юрьев-Польском

Численность населения города Юрьев-Польского на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2017 год составляла 18,6 тысячи человек.

Данные с графика показывают стабильное падение численности населения с 21430 человек в 2006 году до 18610 человек в 2017 году.

На январь 2018 по числу жителей Юрьев-Польский занимал 706 место из 1114 городов РФ.

Достопримечательности Юрьев-Польского

1.Георгиевский собор - это религиозное сооружение было построено в в начале 13 века князем Святославом Всеволодовичем. Этот собор был возведен на месте церкви Георгия, которая была построена в середине 12 века.

2.Михайло-Архангельский монастырь - это православное религиозное учреждение было основано в 13 веке. Рядом с монастырем распологаются историко-архитектурный и художественный музеи.

3.Памятник Юрию Долгорукому - этот монумент выполнен по проекту известного скульптора И.Черноглазовым в 2002 году. Эта достопримечательность располагается на центральной площади города Юрьев-Польского.

Транспорт

В городе находится железнодорожная станция, которая связывает Юрьев-Польский с Владимиром, Москвой , Гаврил-Посадом, Иваново , Колчугино , Александровым , Киржачем .

Общественный транспорт представлен автобусами и маршрутными такси. С автовокзала города осществляются автобусные рейсы в Москву, Кольчугино, Александров, Владимир,

С древних времен жители Владимирского Ополья занимались сельским хозяйством. Плодородные земли в долине Колокши позволяли им выращивать зерно и выпасать скот. По одной из версий, именно активное земледелие и большие пастбища стали причинами появления здесь обширных лесостепей.

В 1152 году по воле Московского князя Юрия Долгорукого на торговом перепутье основали городище. Его назвали по имени князя Юрия и месту расположения – на поле, правда, в первое время о городе писали «Гюргев» или «Гергев». Юрьев-Польский быстро рос и к началу XIII века стал центром небольшого княжества.

В 1238 году на Русь напали войска монголов, и город был сильно разорен. Воинственные кочевники еще несколько раз совершали набеги и опустошали русские земли. Большой урон городу нанесли нашествия ханов Тохтамыша (1382 год) и Едигея (1408 год). В XIV веке Москва была выбрана столицей княжеских земель, и роль Юрьева-Польского заметно снизилась. В течение долгого времени он не развивался и превратился в тихий уездный городок.

В 1968 году на улицах города сняли одну из серий фильма «Золотой теленок» – киноверсии одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Старые дореволюционные здания и Торговые ряды послужили декорациями придуманного писателями города Арбатова. Через некоторое время «Золотой теленок» стал одним из туристических брендов Юрьева-Польского, и сегодня такое название носит популярное у туристов кафе.

На улице 1 Мая, в 100 метрах от городского центра, стоит белокаменный Георгиевский собор. Первый храм на этом месте был заложен еще во времена правления князя Юрия Долгорукого. Он просуществовал всего полвека и, согласно летописи, был разрушен во время сильного землетрясения. Когда это произошло, правивший князь Святослав Всеволодович распорядился разобрать каменные руины и построить новый собор.

Георгиевский собор возвели в 1234 году. Он отличался богатой белокаменной резьбой. Стены храма покрывали изображения животных, птиц и христианских святых. Вместе с орнаментом они составляли картины, связанные общим сюжетом.


К середине XV века Георгиевский собор обветшал и частично обрушился. Великий князь Московский Иван III Васильевич, узнав об этом, повелел немедленно восстановить святыню. Реставрировать храм взялся известный зодчий из Москвы Ермолин. Рядом с Юрьевом-Польским не существовало каменных карьеров, поэтому строителям пришлось возводить обрушенные стены из старых камней. Храм получился более низким, но зато стал гораздо прочнее. Граница между новой и старой кладками хорошо заметна и в наши дни. Поставленные в XV веке камни идут по диагонали сверху вниз, от северо-западного угла здания.

В XVII веке у собора возвели шатровую колокольню. Потом ее заменили на четырехъярусную. А в XIX веке возле собора появился теплый храм Воздвижения Креста. Позже проходило несколько реставраций Георгиевского собора, во время которых разобрали колокольню и поздние храмовые пристройки.

Одноглавый собор имеет кубический четверик и три полукруглых апсиды. На приземистом световом барабане покоится массивный купол с крестом. Северный портал сохранился лучше других и выглядит великолепно. Раньше он выходил на главную площадь Юрьева-Польского.

На стенах собора можно увидеть изображения Христа, Георгия Победоносца, святых воинов – покровителей владимирских князей, львов, кентавра, павлинов и затейливые растительные орнаменты. Большинство вырезанных белокаменных барельефов образуют единый сюжет, но некоторые расположены по отдельности. Такое несоответствие появилось после реставрационных работ XV века. Средневековые строители использовали камни от обрушившегося здания и некоторые из них были поставлены в произвольном порядке.

Резного слона следует искать на северном фасаде. Он находится над колонной, увенчанной женской головой. Чтобы разглядеть слона, советуют немного отойти от собора, и тогда его не будут закрывать ниже расположенные барельефы.

Откуда же взялось изображение слона в Юрьеве-Польском? Работавшие в Древней Руси резчики могли увидеть его только на страницах манускриптов. Если приглядеться внимательнее, на Георгиевском соборе изображен не слон, а мифологическое животное. Хобот и бивни в него слоновьи, уши – заячьи, а конечности – птичьи.

В наши дни богослужения в храме проходят редко. В остальное время он открыт для туристов как музей. Внутри выставлены образцы древнерусской белокаменной резьбы. Здесь же находится «Святославов крест», который был сделан по распоряжению родоначальника юрьевских князей – Святослава Всеволодовича (1196-1252).

Михаило-Архангельская обитель

С севера от Георгиевского собора, ближе к центру Юрьева-Польского, раскинулась территория мужского монастыря. Постройки Михаило-Архангельской обители стоят в кольце мощных земляных валов и крепостных стен, поэтому внешне напоминают кремль. Обитель была основана в XIII веке сыном Всеволода Большое Гнездо – князем Святославом. Первоначально ее церкви и кельи были деревянными, и когда войска монголов нападали на Русь, они без труда сжигали монастырь.

Юрьев-Польский пережил не одно вторжение ордынцев, поэтому около двух столетий обитель даже не пытались восстанавливать. Перемены наступили только в XVI веке, когда вместо деревянного частокола построили каменную стену и башни. Первый храм из камня появился здесь в 1560 году. Он был возведен на деньги князя Ивана Михайловича Кубенского. Как эта церковь выглядела, нам не известно, потому что она не сохранилась.

Михаило-Архангельская обитель считалась богатой. Она получала немало подношений от князя Дмитрия Михайловича Пожарского, вотчина которого располагалась неподалеку от Юрьева-Польского, в селе Большелучинское.

Сегодня монастырь представляет собой красивый архитектурный ансамбль, состоящий из построек XVII-XVIII веков. Он имеет небольшую, но очень ухоженную территорию, на которой размещены экспозиции историко-краеведческого и художественного музея. Одновременно здесь живет монашеская община, и в храмах регулярно проходят церковные службы. Рядом с обителью установлен памятник основателю Юрьева-Польского – князю Юрию Долгорукому.

Центральное место в монастыре занимает Михаило-Архангельский собор. Пятиглавый храм был выстроен на рубеже XVIII-XIX веков на деньги, собранные жителями Юрьева-Польского. Собор богато декорирован рустом, карнизами и резными фризами. Здесь хранится икона Архангела Михаила, которая, вместе с солдатами 5-го полка Владимирского ополчения, прошла по дорогам Отечественной войны 1812-1814 годов.





С северо-запада от собора возвышается красивая многоярусная колокольня XVIII века. Стройное восьмигранное здание со всех сторон украшено резными орнаментами, а на верхней части шатра установлено три ряда «слухов».

С юга от собора стоит Знаменская церковь, появившаяся в 1625 году. Низкий одноглавый храм имеет просторную трапезную. Его первый этаж используется для хозяйственных целей, а крытые переходы ведут в архимандритский и братский корпуса.

С запада монастырскую территорию ограничивает участок крепостной стены с башнями. Эти укрепления соорудили в середине XVI века. Над воротами, ведущими в обитель, возвышается Иоанно-Богословская церковь, построенная в 1670 году. Пятиглавый храм обладает широким карнизом и по архитектуре перекликается с Михаило-Архангельским собором.

Возле колокольни можно увидеть небольшую надкладезную часовню и церковь Георгия Победоносца, привезенную сюда из села Егорий. Они были построены в начале XVIII века для Георгиевского монастыря и перенесены в Юрьев-Польский в 1968 году. Часовня и церковь являются прекрасные примерами русского деревянного зодчества. Они очень красивы и органично вписываются в архитектурный ансамбль обители.

Музеи Юрьева-Польского

Музейные экспозиции занимают здания Михаило-Архангельского монастыря, на улице 1 Мая, 4. Основной раздел музея посвящен истории крестьянства и земледелия Владимирского ополья. Собранные здесь предметы позволяют познакомиться с обычаями и традициями жителей Юрьева-Польского, начиная с древних времен. В витринах выставлены найденные археологами украшения, кольчуга, фрагмент окошка из слюды и окаменевшая рожь XI века. В залах можно увидеть коллекцию амбарных замков, русскую печь и интерьеры крестьянских жилищ.

Один из разделов музея рассказывает о жизни русского полководца Петра Ивановича Багратиона. Центральное место в нем занимает карета, в которой тяжело раненного Багратиона после Бородинского сражения привезли в село Сима под Юрьевым-Польским. Здесь он умер и был похоронен в семейном склепе князей Голицыных.

В арке под переходом, который соединяет Знаменскую церковь и архимандритский корпус, размещена выставка резных наличников. Красивые деревянные наличники привезли в музей из сел и деревень, стоящих неподалеку от Юрьева-Польского. Искусные изделия местных мастеров висят также на стенах церкви и братского корпуса.

На втором этаже архимандритского корпуса развернута экспозиция, знакомящая посетителей с историей развития ткацкой мануфактуры в Юрьеве-Польском. Здесь выставлены красивые изразцовые печи, веретена, прялки, образцы набивных тканей и швейные машинки. А украшают интерьеры современные гобелены, сделанные руками мастеров ткацкой фабрики «Авангард».

Одна из музейных экспозиций расположена в высокой шатровой колокольне. На первом этаже здания показывают монашескую келью. На втором этаже представлена экспозиция, посвященная колокольным звонам, а еще выше находится отличная смотровая площадка. Туристы поднимаются на нее, чтобы полюбоваться на монастырь и центральные улицы Юрьева-Польского. На входе колокольня имеет небольшую дверь, высота которой составляет всего 2/3 от среднего роста человека. Пройти через нее, не согнувшись, могут только маленькие дети.

Если подняться на второй этаж надвратной церкви Иоанна Богослова, можно увидеть художественную выставку. На ней экспонируются иконы XVI-XIX веков, картины художников-передвижников и коллекция старого фарфора. Большая часть фарфоровых изделий попала в музей из родового имения Голицыных. Самыми интересными экспонатами считаются оригинальные напольные вазы.

Для посетителей двери музея открыты в любой день, кроме вторника. По понедельникам он работает с 9.00 до 15.00, а в другие дни – с 9.00 до 17.00. Следует иметь в виду, что касса закрывается на час раньше.

Старинные храмы

Недалеко от монастыря расположен храмовый комплекс, который состоит из двух церквей – Покровской и Никитской. Первая была построена в 1769 году, а вторая – в 1799 году. К белоснежному пятиглавому храму Покрова Богородицы примыкает четырехъярусная колокольня – самое высокое здание Юрьева-Польского. Через него верующие попадают внутрь Покровской церкви.

Одноглавая Никитская церковь небольшая по размеру. Она возведена в традициях классицизма и с четырех сторон декорирована треугольными фронтонами и белоснежными колоннами. Стены церкви окрашены контрастно, в кирпичный и белый цвета. Храмовый комплекс окружен красивой кованой оградой и смотрится очень гармонично.

В Авангардном переулке, 6, стоит белоснежная церковь Рождества Христова. Она была построена в XVIII веке на месте обветшавшего деревянного храма. Холодная церковь примечательна шестью куполами. В 1930-е годы ее, как и большинство храмов Юрьева-Польского закрыли, а в помещениях разместили типографские станки и оборудование молокозавода. Потом церковь восстановили, и сейчас она действующая.

Где остановиться

Большинство путешественников приезжает в Юрьев-Польский на однодневные экскурсии. Но те, кто хочет задержаться здесь подольше, могут остановиться в одной из городских гостиниц. Все они находятся в центре города и предоставляют примерно одинаковый набор услуг.

В гостинице при заводе «Промсвязь» селят не только командировочных (ул. Заводская, 1А). По выходным дням здесь останавливается много туристов. Кафе или столовой в этой гостинице нет, но, воспользовавшись СВЧ-печью, чайником, плитой и посудой, постояльцы могут приготовить еду самостоятельно.

На улице Владимирской, 22 находится небольшая гостиница «Покровская» . При размещении в ней включены завтраки, а в номерах-люкс существуют отдельные мини-кухни с микроволновкой, посудой и чайником.

На площади Советской стоит гостиница «Юрьевская». Ее постояльцы получают не только номера, но и завтраки. Удобно, что прямо возле гостиницы расположено популярное у гостей города кафе «Золотой теленок».

Мини-гостиница «Жемчужина», вероятно, самая недорогая в Юрьеве-Польском. Она предлагает путешественникам четыре аккуратных номера. Гостиница находится на улице Шибанкова, 72, всего в 5 минутах ходьбы от центра города.

Как добраться

Юрьев-Польский расположен на северо-западе Владимирской области в 180 км от Москвы. Ближайший международный аэропорт находится в Иваново. Дорога на автомобиле от Москвы до Юрьева-Польского занимает около 3 часов и проходит через Киржач и Кольчугино по автотрассе А-105.

Железнодорожный вокзал стоит в 1,5 км южнее центра города. Через него идет ветка из Александрова в Иваново, по которой ежедневно курсирует несколько поездов дальнего следования, а также две электрички. Из Москвы до Юрьева-Польского за 4.15-4.50 ч можно доехать на поездах, которые следуют в Кинешму и Иваново.

Рядом с железнодорожным вокзалом разместилась городская автостанция. Сюда приходят рейсовые автобусы из Владимира, Александрова, Переславля-Залесского и Москвы. От столичного автовокзала, который находится возле станции метро «Щелковская», в Юрьев-Польский каждый день ходит 3-4 автобуса. Дорога на них до города занимает 4 часа.

ЮРЬЕВ (с 1030 по 1224 и с 1893 по 1919 - Юрьев, с 1224 по 1893 - Дерпт, после 1919 - Тарту), один из древнейших русских городов Прибалтики в 30 км от Чудского озера. Постоянное городище возникло в V в. В “Повести временных лет” Юрьев (городище) упоминается в 1030 как град Юрьев, занятый и перестроенный Ярославом Мудрым. Юрьев имел большое стратегическое значение в борьбе с немецкими рыцарями-крестоносцами (1206-27). Защита Юрьева эстами в союзе с кн. Кокнесе Вячко с осени 1223 по лето 1224 окончилась разгромом эстов и решила дальнейшую судьбу материковой Эстонии. Юрьев стал центром епископства (княжества). Был основан замок епископа, вокруг которого возник и город. Городские права Юрьев получил в 1-й пол. XIII в. Со 2-й пол. XIII в. до сер. XVI - член Ганзейского союза, имел важное значение в торговле Ганзы с Псковом и Новгородом. Во время Ливонской войны гарнизон Юрьева в 1558 капитулировал перед русскими войсками; в н. 1570-х разрушен. По Ям-Запольскому миру в 1582 отошел к Польше. В польско-шведской войне в 1600 был захвачен Швецией, а в 1603 - Польшей. С 1625 вновь перешел к шведам. В 1630 в Юрьеве была открыта академическая гимназия, в 1632 преобразованная в университет, который работал с перерывами до 1699 (1699-1710 - в Пярну). Во время Ливонской и др. войн в Юрьеве отмечалось падение торговли и ремесла. В к. XVII в. в Юрьеве было 2 тыс. жителей. Во время Северной войны 13 июля 1704 шведский гарнизон Юрьева капитулировал перед русскими войсками; в 1708 полностью разрушен. По Ништадтскому миру 1721 возвращен России. Дальнейшее развитие Юрьева связано с основанным здесь русским Юрьевским (Дерптским) университетом, сыгравшим видную роль в истории науки и культуры России.

Дерпт (нем. Dorpat) - город в Эстонии (ныне Тарту, эст. Tartu) - один из древнейших городов Прибалтики (в X- XI вв. был известен как поселение древних эстов - Tarpatu, хотя постоянное городище на этом месте датируется уже V в). Расположен на обоих берегах р. Эмайыги, в 30 км от её впадения в Чудское оз. Впервые упом. в «ПВЛ» (1030) как град Юрьев, занятый и перестроенный вел. кн. киев. Ярославом Мудрым (и названный по его по христ. имени - Юрий). До нач. XIII в. Юрьев находился в тесной связи с близлежащими Псковом и Новгородом Великим. В 1215 был захвачен немцами, но в 1223 освобождён в результате общего восстания эстов. Для защиты города из Новгорода прибыл отряд в 200 чел. во главе с кн. Вячеславом Борисовичем (Вячко). В 1224 после длит. осады Юрьев был вновь захвачен ливон. рыцарями, переименовавшими его в Д. и сделавшими его центром Дерпт. епископства. С кон. XIII до сер. XVI вв. входил в Ганзейский союз и играл важную роль в его торговле с Новгородом и Псковом. Под 1328 в Моск. летописи отмечен большой пожар в Д.: «Того же лета погоре город Немецкыи Юрьев весь, и божници и полаты каменые падоша, и згоре в полатах Немец 2000 и 500 и 30, а Руси 4 человекы». Часто Д. упом. в Новгородских летописях и в разрядных записях времён Ливонской войны 1558-1583. В 1558 гарнизон Дерпта капитулировал перед русскими. По Ям-Запольскому миру (1582) город отошёл к Польше. В 1600 захвачен шведами, а в 1603 - снова поляками. Летом 1656, в период рус.-швед. войны, был взят русскими, но после неудачной 2-мес. осады Риги, они вынуждены были оставить Ливонию, в т. ч. и Д. Из древних построек здесь сохранились лишь развалины 3-нефного Вышгородского собора (XIII-XV вв.) и Ивановской церкви (XIV в.).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх