Как избавиться от уныния. Как избавиться от уныния, как бороться со смертным грехом

Иногда жизнь кажется пресной, скучной и беспросветной. Беспросветность в нашем представлении - это монотонность, когда мы не видим в перспективе никаких изменений. Пресной жизнь кажется потому, что мы не испытываем ярких эмоций, а скучной - так как досуг не заполнен делами, которые способны увлечь нас до самозабвения. В таком состоянии мы видим весь мир серым, а себя в этом мире - лишними.

От такой безрадостной картины многие впадают в уныние, которое в христианской традиции, например, считается грехом, поскольку таким образом человек добровольно лишает себя радости бытия. А между тем секрет радости кроется в точке зрения на окружающее, а точнее - в том,чтобы внимательно посмотреть на собственную жизнь и перенести внимание с того, чего у нас нет - на то, что у нас есть. И тут большинство из нас обнаружит,что поводов для маленьких житейских радостей хоть пруд пруди.

Где же найти радость в обычной жизни? Многие люди живут в ожидании многих вещей: например, исполнения желания, долгожданного события, каких-либо изменений в политике или в житейской ситуации, в ожидании денег, встреч, писем. Иногда ожидание заменяет реальную жизнь, которая проходит мимо, как бы не касаясь сознания человека. Чтобы вернуть себе способность чувствовать радость, нужно вернуться в настоящий момент. Что может принести радость в настоящем?

Как ни странно - это вполне обычные и порой незаметные вещи. Они настолько просты,что могут показаться банальными. Постарайтесь включить свое внимание и прислушаться к собственным ощущениям. Иными словами - вспомните о том, что у вас есть органы чувств, благодаря которым вы обладаете зрением, слухом, вкусом, осязанием, обонянием.

Если вы будете внимательны к звукам вокруг, вы услышите пение утренних птиц, шум листвы, смех детей за окном. А давно ли вы слышали звуки любимой песни или инструментальной музыки? А ведь так можно активизировать эмоциональную память, особенно - если с этой музыкой или песней связаны приятные воспоминания. Если быть внимательным к звукам, то можно получить удовольствие даже от барабанящих по стеклам и крыше капель дождя, уютно свернувшись под одеялом. Может, вы любите читать, но вам лень напрягать глаза и хочется отдохнуть? Можно послушать какую-нибудь аудиокнигу. Не бойтесь грусти - хорошая, искренняя грусть подчеркнет очарование радости,сделает более яркой гамму испытываемых эмоций.

Побалуйте себя чем-нибудь приятным на вкус. Это может быть, например, бокал вкусного вина, который не стоит выпивать залпом, а от души посмаковать, наслаждаясь вкусовыми оттенками и нюансами. Или чашечка ароматного кофе, запах и вкус которого даст ощущение комфорта. Ощутить маленькую радость бытия может помочь любое вкусное блюдо - от свежесваренного борща до салата из свежих овощей, приправленных приятно пахнущим подсолнечным маслом или сметаной. Главное - чтобы приготовленное блюдо было свежим и в процессе готовки вы думали о чем-то хорошем, не "прожевывая" в уме надоевшие проблемы, обиды и претензии.

Массу позитивных ощущений могут доставить запахи - от свежесрезанных цветов до ванильного аромата от выпечки, от помола кофе до любимых духов. Не экономьте на душистых средствах гигиены, и тогда утренние процедуры принесут вам положительный заряд на весь день.

Пересмотрите свой гардероб. Может, стоит пополнить его удобным, приятным для кожи, новым нарядом из мягких натуральных тканей? Обновка может быть обычной домашней одеждой - главное, чтобы она была удобной и комфортной для кожи. Ложитесь спать, постелив свежую постель, запах чистого, выстиранного и выглаженного белья принесет вам удовольствие и хороший сон. Наслаждайтесь отдыхом, не думая о том, что вы не доделали, каковы ваши планы на завтра и какие вас подстерегают проблемы.

Приобретите несколько вещей, на которые вам нравится смотреть. Это может быть сувенир, ваза для цветов, стильная картина, симпатичный брелок для ключей, элегантная ручка, красивый блокнот. Не экономьте на том, что может поднять вам настроение. Полистайте красивые художественные альбомы, отправьте себя на прогулку в живописное место. А в выходные устройте себе вылазку на природу, посидите у воды отдохните у живописного пруда, а вот будет эта прогулка в одиночестве, вдвоем - или вечеринка в шумном кругу друзей, решайте сами. Вообще, старайтесь радовать глаза чем-то приятным, хорошим. Избегайте просмотра мрачных фильмов, лучше посмотреть милое семейное кино.

Старайтесь делиться хорошим настроением, и ни в коем случае не "заражать" окружающих мрачным расположением духа. Избегайте тех, кто пичкает вас неприятными разговорами, злыми сплетнями, зловещими или чрезмерно печальными историями. Постарайтесь не думать более, чем о двух проблемах одновременно. Ощущайте жизнь всеми пятью органами чувств, и тогда мир перестанет быть скучным и плоским, он обретет наполненность смыслом и глубину.

И главное: ни на минуту не забывайте о том, что настоящая радость не приходит извне, не зависит от количества денег и стечения обстоятельств. Она живет внутри каждого человека, в том числе - и внутри вас. Нужно только разбудить ее.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во время Великого поста каждому православному христианину подобает особое внимание уделить своей внутренней жизни. Как учат нас святые отцы, мы должны обрести навык познания самих себя, а вместе с познанием - выработать и навыки контроля за тем, что происходит с нашей душой, как мы реагируем на окружающий нас мир, на людей, какие слова говорим, какие мысли у нас возникают, соответствует ли все то, чем мы отвечаем миру, тем требованиям, которые Господь к нам предъявляет. И от этого самоконтроля важно переходить к самовоспитанию, потому что только мы сами способны обуздать свои страсти, удержать язык свой от зла и сделать еще многое, что поможет нам изменить нашу внутреннюю духовную жизнь к лучшему. Поэтому надлежит особым образом размышлять в дни Великого поста, как о грехах, так и о добродетелях.

Сегодня мне хотелось бы напомнить вам замечательные слова 118 псалма пророка и псалмопевца Давида: «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118:28). Псалмопевец говорит о том, что уныние привело в некую духовную спячку его душу. Он задремал, то есть заснул. И этот образ сна, который предлагает нам к размышлению о грехе уныния псалмопевец Давид, очень сильный и правильный образ. Что происходит, когда мы засыпаем? Мы теряем связь с реальностью. Все функции нашего организма перестраиваются, мы разрываем контакт с окружающим нас миром. Нередко нас посещают сновидения, которые в основном не имеют ничего общего с тем, что является нашей жизнью. Это некие отображения реальности, наших внутренних страхов или каких-то сокровенных помыслов. Но все это не имеет прямого отношения к той жизни, в которой мы призваны жить, действовать, спасаться.

Уныние вводит нас в состояние, отличное от обычного состояния жизни. И в этом опасность греха. Святой Исаак Сирин говорит о том, что причина уныния - это безделье, праздное времяпрепровождение. Да, действительно так. Очень часто праздность приводит человека в состояние уныния. Именно поэтому святые отцы, подвижники, воспитывая своих учеников, всегда говорили о том, что первейшим средством преодоления этой духовной спячки является труд. Когда человек трудится, особенно во славу Божию, то не может быть праздности и никогда не будет уныния.

С другой стороны, иной подвижник и отец Церкви Кассиан Римлянин утверждает почти обратное - что уныние порождает праздность и беспокойство. Можно подумать, что два подвижника, которые говорят об одном и том же, о связи уныния и праздности, противоречат друг другу. Но это лишь на первый взгляд. Совершенно ясно одно - что праздность и уныние связаны друг с другом, а что здесь первично, что вторично зависит от обстоятельств жизни.

Но бывает и иначе. Уверен, каждый из нас проходил через это тяжелое состояние уныния, и отнюдь не от праздности. Как часто уныние связано с большим горем, с потерей близких. У многих уныние возникает тогда, когда срываются жизненные планы, когда распадается семья, когда человек лишается работы, когда вдруг ему катастрофически не хватает средств для существования и для поддержания своей семьи, и, не находя выходов из этих трудных жизненных ситуаций, он впадает в уныние, то есть в спячку, в сон. «Воздрема от уныния душа моя», - говорит псалмопевец.

Можно ли преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства в состоянии сна? Это все равно, что задать проснувшемуся человеку вопрос: а почему ты не преодолел ту или иную проблему, когда спал? Почему ты не решил свои сложные жизненные вопросы, когда спал? Никто вам на этот вопрос не ответит и даже не поймет его, потому что в состоянии сна невозможно решать проблемы и тем более преодолевать трудности. Поэтому самым греховным, самым неверным, самым опасным для человека состоянием, которое возникает в результате житейских трудностей, является уныние. Так Иоанн Кассиан Римлянин и говорит, что уныние - это болезнь, которую нужно исторгнуть из своей души.

Но нередко ведь бывает и так, что, впадая в уныние, в какой-то момент мы начинаем к этому унынию привыкать. У нас даже меняется выражение лица. Иногда встречаешь человека с печатью некой мировой скорби на лице и понимаешь, что это не сиюминутное состояние, а человек приобрел это выражение лица от постоянного уныния. Художник может даже выразить в красках, в портрете, как выглядит этот грех. Человек унывающий становится очень тяжелым для других, он пребывает в этом сне, в этой недееспособности и начинает пытаться опираться на других, как бы отбирая у них их собственную энергию, потому что ему энергии не хватает.

Все это можно было бы отнести к разновидностям болезни, и, может быть, кто-то из медиков так и скажет: да, речь идет просто о болезни. А святые отцы говорят о грехе и, сравнивая этот грех с болезнью, предлагают вырвать его из своей души. И в самом деле, если глубже посмотреть в корень этого явления, то там, в основе этого душевного состояния человека, будет слабая вера. Не доверяет человек Богу. Он не может понять, почему он проходит через те или иные обстоятельства. А будучи расслаблен безделием, даже и не задумывается об этом, давая темным силам втянуть себя в страшную трясину, которая губит человека.

Сильная вера, надежда на Господа испепеляет всякое уныние. Хотел бы посоветовать каждому, кто меня сейчас слышит: в момент, когда уныние вас будет посещать, скажите Господу простые слова: «На все воля Твоя - и горе, которым Ты меня посетил, и скорбь, и слабость моя душевная и телесная - Ты допустил все это, Господи. Помоги мне силой Твоей выйти из этого состояния». И обратитесь с искренней, сердечной молитвой ко Господу. Господь не бывает поругаем. В ответ на эту молитву человек, опускавшийся на колени в состоянии уныния и скорби, восстает преображенным. Иногда на это уходит некоторое время. Но нельзя терять веры в то, что все в руках Божиих - и наша жизнь, и наша смерть, и наше счастье, и наше горе. В этом сила верующего человека, который предает себя в руки Божии и через это обретает возможность стряхнуть с себя эту дремоту, порождаемую унынием, и работать как над самим собой, так и над решением тех проблем, которые могут быть причинами нашего уныния.

Неслучайно святые отцы уныние называют грехом особой разрушительной силы. Здесь они почти все, кто говорит об унынии, будь то Иоанн Кассиан, Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, согласны в одном: уныние есть один из наиболее опасных грехов, препятствующих человеку полноценно жить и духовно развиваться.

В нашей современной жизни у людей есть много поводов и причин к унынию, когда нам кажется, что никаких наших сил не хватает, чтобы изменить жизнь к лучшему, и не только свою, но и жизнь вокруг нас. Иногда нам кажется, что зло господствует и торжествует, а добро такое незаметное и слабое. И порой возникает это чувство уныния от знакомства с новостными телепередачами, при чтении газет. И иногда думаешь, когда же появится просвет? Этот общий фон тоже влияет на людей. Для того чтобы освободиться от влияния этого внешнего фона, необходимо помнить, что там, в гуще жизни, тысячи и миллионы людей. И если их не охватит уныние, если они осознают, что во всем Господь, то какую же силу, какую способность мы все будем иметь, чтобы не только свою собственную жизнь менять к лучшему, помогая друг другу, но и сообща менять жизнь всего народа, страны, рода человеческого.

Великий пост открывает перед нами захватывающие горизонты духовной жизни. Он помогает нам сфокусировать свое внимание на самом важном, на том, на чем мы не способны сосредотачиваться в нашей повседневности. А через это фокусирование на самом важном мы способны действительно не только обрести особое зрение и понимание сути вещей, но и изменить свою жизнь к лучшему, спасти душу свою и обрести вечное Небесное Царство.

Всех вас поздравляю со средой первой седмицы Великого поста. Сегодня, в соответствии с церковным календарем, мы празднуем память святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Согласно церковному уставу сегодня не полагается совершать службу святителю Алексию, но мы пропели тропарь и прочитали молитву. А поскольку мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий носил имя этого Московского святителя, то сейчас совершим литию у могилы покойного Святейшего Патриарха и помолимся о упокоении его души.

Мир сейчас таков, что каждый слышал про такую проблему, как депрессия.

Не все знают, что это такое, на собственном опыте, но проблемы плохого настроения, эмоционального спада знакомы каждому.

Так или иначе, житель Земли в 21 веке задается вопросом: как победить депрессию, уныние и тоску?

Депрессия это психическая болезнь, нарушающая душевное, эмоциональное, физиологическое состояние человека. Ее еще определяют как аффективный синдром, то есть заболевание, деформирующее эмоциональную сферу личности.

К началу 21 века депрессия выходит на первое место среди самых распространенных заболеваний.

Считается, что это болезнь 20-21 веков, и это действительно так. Массовый характер она приобрела именно в это время.

Но, еще древнегреческий врач Гиппократ описывал заболевание человека с подобными симптомами. В его терминологии это заболевание называлось меланхолией.

Причины заболевания Гиппократ связывал с образом жизни, различными жизненными ситуациями, нехваткой в организме определенных элементов.

Тоска характеризуется как эмоциональное, тревожное состояние человека, сопровождающаяся ощущением грусти и скуки. Обычно в состоянии тоски человек как бы выпадает из настоящего, концентрируясь на прошлом или будущем.

Уныние определяется в христианской религии как один из смертных грехов. Уныние характеризуется как гнетущая скука, разочарование во всем, подавленность.

И тоска и уныние относятся к симптомам депрессии.

Виды депрессии

Современным врачам известны многие виды депрессии, в зависимости от критерия их классификации.

По причинам появления депрессии бывают:

По характеру симптомов депрессии делятся следующим образом:

  • Улыбающаяся.
  • Слезливая.
  • Брюзжащая.
  • Ноющая.
  • Мрачная.
  • Депрессия с «чувством бесчувствия».
  • Тревожная.
  • Тревожно-ажитированная.
  • Ажитированная.
  • Скрытая депрессия.

Факторы риска

Существует несколько групп факторов риска:

Связанные с образом жизни:

  • Алкоголизм и наркомания.
  • Синдром хронической усталости.
Связанные с периодом жизни:
  • Пожилой возраст.
  • Послеродовой период.
  • Прекращение или начало приема лекарств.
  • Психические травмы.
  • Трагические события.
  • Конфликты.
  • Критика.
  • Осенне-зимний период.

Связанные с физиологическим состоянием:

  • Наследственность.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Различные неврологические, эндокринологические, онкологические, инфекционные заболевания.
  • Нехватка в организме каких-либо элементов.

Зверобой известен своим антидепрессивным воздействием. Препараты зверобоя от депрессии описаны .

Симптомы

Симптомы депрессии разделяют на типичные или основные и дополнительные симптомы. Для диагностики депрессии врачи ориентируются на этот перечень.

Основные симптомы:

  1. Подавленное настроение в течение двух недель и больше, когда для этого отсутствуют видимые причины.
  2. Ощущение утомления, упадок сил, а иногда и полное бессилие в течение месяца.
  3. Ангедония. Это слово греческого происхождения, которое означает отрицание удовольствия. Для человека это проявляется как отсутствие радости и увлеченности, даже теми делами, которые всегда приносили удовольствие.

Дополнительные симптомы:

Проявляются в общем пессимистическом настрое, обесценивании своего жизненного опыта, вследствие этого, формируется низкая самооценка.

Приходит ощущение своей бесполезности, демотивация, неспособность и нежелание что-то решать, а тем более действовать. Человека не покидает страх и тревога.

Симптомы проявляются на всех уровнях человеческой жизнедеятельности: эмоциональном, когнитивном, поведенческом, физиологическом.

Эмоциональный:

  • Плохое настроение.
  • Уныние.
  • Грусть.
  • Тоска.
  • Плаксивость.

Когнитивный:

  • Мрачные мысли.
  • Замедленное мышление, понимание.

Поведенческий:

  • Апатия.
  • Хандра.
  • Демотивация.
  • Скованные движения.
  • Замедленные действия.

Физиологический:

  • Плохое самочувствие.
  • Витальные ощущения (ощущение реальных болей, например в сердце).
  • Нарушение сна.

Осложнения

  • Фобии различной природы.
  • Рецидивы.
  • Суицид.

Депрессия, овладевая человеком, распространяется на все сферы его личности.

Осознание причины грусти

Грусть это одна из эмоций присущих человеку. Появление грусти это нормально, каждый испытывает это чувство время от времени.

Грусть даже придает жизни свое очарование. Но все дело в мере. Если ощущение грусти приходит слишком часто и надолго, то это должно стать тревожным сигналом и для самого грустящего, и для его окружающих.

Первым шагом в решении проблемы должно стать осознание причины грусти. Нужно разобраться в себе, в жизненных обстоятельствах и попробовать ответить на вопрос: Что заставляет меня грустить?

Причины могут быть самые разные, они могут быть очевидными, а могут быть скрытыми и непонятными, как для окружающих, так и для самого человека. Есть объективные причины: разлука, расставание, конфликты, тяжелые воспоминания, неприятные события. В этом случае грусть это нормальная реакция.

Если же объективных причин вроде бы нет, то попробуйте проанализировать все аспекты своей жизни. Просто перебирайте те жизненные роли (матери, дочери, профессионала, студента и т.д.), которые вам приходится исполнять, фиксируйте свое к ним отношение. Действительно ли то, что вы демонстрируете внешне, при исполнении определенной роли, соответствует вашему внутреннему ощущению?

Соответствует ли реальность, в которой вы живете, вашим устремлениям и мечтам? Получаете ли вы удовольствие от того, что вы делаете? Делаете это из побуждения «хочу», или из побуждения «надо»? Соотнесите количество дел, которые вас радуют и тех, которые вы делаете, принуждая себя к этому. Попробуйте понять, почему вас так и тянет погрустить. Нет ли в этом какой-нибудь выгоды для вас? Грусть хорошее оправдание для бездействия. Не в этом ли причина вашей грусти?

Появление грусти — это еще не повод обращаться к психологу. Но, разобраться в причинах, когда самому они не очевидны, лучше с помощью опытного психолога или психотерапевта.

Традиционное лечение

Традиционное лечение депрессии включает в себя фармакотерапию, психотерапию (поведенческая, когнитивная, интерперсональная) и социальную терапию.

Фармакотерапия – это лечение с помощью лекарственных препаратов и назначается только врачом.

Прописывать себе самостоятельно или по совету знакомых препарат нельзя, так как можно еще более усугубить ситуацию.

Лечение осуществляется в форме монотерапии, то есть одно лекарство и комбинированной терапии, когда врач, в зависимости от состояния, подбирает несколько лекарственных средств.

Все средства для лечения депрессии делятся на три группы, в зависимости от производимого ими эффекта:

  1. Психостимулирующие, назначаются при наличии симптомов заторможенности, апатии.
  2. Тимолептические (тимолептики от греческих слов «тимос» – настроение, «лептик» – взять воспринять), то есть улучшающие настроение, назначаются при ощущении тоски.
  3. Седативно-тимолептические или просто седативные препараты, назначают при тревоге, раздраженности.

Психотерапия – лечение, направленное на работу с душой человека, его внутренним миром и регуляцию соматического, поведенческого, когнитивного состояния.

Психотерапия включает в себя:

  • Поведенческая терапия, направленная на регуляцию поведения человека, адаптацию его к социальным условиям.
  • Когнитивная психотерапия направлена на работу с самосознанием и мышлением человека. Происходит перенастройка мыслительной деятельности с негативных мыслей на позитивные. Формируется умение видеть хорошее, настраиваться на него, жить здесь и сейчас.
  • Интерперсональная терапия – лечение, направленное на регуляцию взаимоотношений человека с его окружением, так как именно близкие люди и отношения с ними способны более всего повлиять на человека. Спровоцировать не только временные переживания, но и довести до состояния депрессии.
  • Социальная терапия – работа с пациентом и его окружением. Кроме того, для усиления психотерапевтического воздействия применяют арт-терапию (лечения с помощью искусства), музыкотерапию, ароматерапию, светотерапию, акупунктуру, медитацию, магнитотерапию, электросудорожную терапию.

Современная фармакология предоставляет огромный выбор лекарств с разнообразным спектром действия. При выборе лекарства нужно обязательно обращаться к врачу. Но самое главное это желание человека справиться с депрессией и вернуться к жизни счастливого человека.

Народные средства

В качестве препаратов, успокаивающих и поднимающих настроение народная медицина советует зверобой, лимонник китайский, пустырник, мяту, корень валерьяны.

Зверобой считается средством, которое лучше всего поднимает настроение и лечит легкие формы депрессивного характера.

Все травы можно заваривать как чай и пить. Но скорого эффекта они не дают, лечение должно быть длительным и последовательным. При употреблении трав нужно контролировать прием лекарственных препаратов, особенно соблюдать осторожность со зверобоем.

Профилактика

Самая лучшая профилактика депрессий это любовь к жизни и удовлетворенность от своей работы, жизнедеятельности вообще.

Ощущение, что в жизни человек делает то, к чему имеет склонность и призвание, очень хорошо защищает от депрессии.

Стандартные способы, служащие профилактикой для любой болезни, и в случае грусти, тоски, уныния, депрессии будут актуальны. Это соблюдение режима дня, здоровый сон, полноценное и здоровое питание, физическая активность.

Защитит от депрессии умение быть благодарным за то, что имеешь, способность сопереживать и помогать другим людям, жить здесь и сейчас, не грустя о прошлом и не тревожась за будущее.

Видео на тему

Подписывайтесь на наш Телеграмм канал @zdorovievnorme

Уныние – это состояние психики и физических параметров, относящееся к астеническому полюсу человеческого самоощущения, для которого характерно присутствие апатичного настроения, подавленности. Полнейшее уныние характеризуется нежеланием что-либо делать и отсутствием всяческого интереса к собственному положению и жизни, сопровождается сильным упадком сил, и является сопутствующим моментом депрессивного расстройства аффективной сферы.

Являясь близким по своему значению и ощущению скорби, тоске, меланхолии, уныние не является их синонимом и отражает большее равнодушие к происходящему. При скорби человек чувствует боль и утрату, важность того о ком (или о чем) скорбит, при меланхолии эмоциональную сферу захватывает грусть, тогда как при унынии практически ничто не трогает человеческую душу. Подобное апатичное и бесчувственное состояние может приводить к развитию заболеваний психоневрологического спектра, вызывать суицидальные мысли и попытки, в надежде прекратить бессмысленное существование или же в надежде что-то почувствовать. Переживается уныние тяжело еще и потому, что человек не забывает, каким раньше он воспринимал мир, т.е. он помнит свою радость и восторг, боль и печаль, как горели глаза и как играл красками мир, а теперь видит лишь серость, а ощущает лишь пустоту.

Что такое уныние

Свойственна для этого состояния потеря чувства времени, когда отсутствуют перспективы будущего и постепенно затираются эмоциональные моменты прошлого, каждый становится безумно похож на предыдущий – среди подобной монотонности теряется не только всякая надежда или страсть, но и представления человека о самом себе.

Особое место состоянию уныния выделяется в религии, где оно даже причисляется к смертным грехам. Стоит отдельно отметить, что состояние уныния характеризует не только отдельную личность, но может употребляться в отношении определенной социальной группы или целого государства (к такому состоянию приводит отсутствия грамотного руководства, далеких и амбициозных целей в будущем, а также наличие лидеров, не обладающих яркой харизмой и внутриличностной силой).

Попадая в уныние, как бороться с ним человек выбирает самостоятельно – кто-то обращается в веру, кто-то идет к психологам, а кто-то самостоятельно вытягивает себя из разрушающего болота равнодушия, буквально за волосы. Но выход из подобного состояния не всегда предусмотрен, некоторые находятся в нем годами или так и оканчивают свой жизненный путь, пребывая в унынии.

Полнейшее уныние наступает, если игнорировать причины возникновения и оставить попытки выкарабкаться из серости, а вот как начинать выкарабкиваться зависит от того, какими причинами было вызвано состояние.

Уныние довольно опасное состояние упадка, при котором страдает не только психическая сфера, но могут проявляться болезненные ощущения на соматическом уровне. падает, важность окружающего мира, отношений и процессов стремится к нулю, наблюдается нарушения сна, возрастает пассивность, стремление к одиночеству, становится теоретически допустим, а иногда и практически желателен, как способ прекратить серую болотную волокиту, точно также как и психостимуляторы и галлюциногены, призванные хоть как-то разнообразить жизнь и качнуть чувственную сферу. Подобная симптоматика проявляется у людей в состоянии грусти, острого горя и печали, но если ее продолжительность выходит за недельные рамки, а степень проявления указанных аспектов возрастает, то нужно идти к друзьям или специалисту.

Если наблюдаете подобное состояние у своих близких, и они отказываются признавать наличие проблем, отказываются что-либо менять, то можно говорить о необходимости терапевтического вмешательства – сходите на консультацию к психиатру или психотерапевту, имеющему медицинскую лицензию, чтобы они подсказали, как не допустить прогрессирования уныния, возможно, понадобиться госпитализация. Как и любое эмоциональное состояние, различные степени своей выраженности имеет уныние, как бороться с ними зависит от продолжительности и причин, благоприятствующих развитию апатичного состояния.

Наиболее серьезными являются непреодолимые обстоятельства предельной силы, не находящиеся под контролем человека (войны, катастрофы, стихийные бедствия, болезни и смерти групп людей и отдельных членов). Подобные обстоятельства сильно подрывают привычные опоры человека, выбивают из колеи и служат развитием для многих негативных эмоциональных переживаний, но стоит отметить, что являясь наиболее разрушительными для человеческой психики, они являются наименее встречаемыми в качестве пусковых механизмов уныния.

Значительно чаще причиной такого состояния являются значимые отношения и негативные моменты, происходящие в них – разводы и оскорбления, обиды, невнимание и прочие разрушающие аспекты человеческих отношений. Именно они, являясь частью значимых отношений, наиболее часто проявляются, в отличие от пожаров и войн. Ожидание от близких людей заботы и благодарного отношения постоянно сталкивает человека с несоответствием действительности (это нормально, поскольку все мы проявляем как достоинства, так и недостатки), вопрос остается в том, как человек справляется с подобными происшествиями, насколько принимает слабости других и позволяет жизни течь своим чередом.

И если в одних случаях влияние окружающих людей действительно объективно влияет на человека, то изменение отношений или круга общения способно наладить эмоциональный фон, гораздо сложнее дело обстоит, если люди особо ни при чем и являются лишь объектами внутренних проекций страдающего. Собственноручно загнать себя в уныние можно при физиологических предпосылках (болезни, физическое истощение, длительное недосыпание), а также при определенном психологическом складе, основывающемся на неадекватном восприятии внешнего мира. Сдвигается восприятие мира при прохождении возрастных рубежей и кризисов, при изменении прежней жизни и социальных ролей (замужество, переезд, новая должность) и невозможности человека быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

При повышенных требованиях и ожиданиях от окружающих, страдает в итоге сам ожидающий, замечая ненужность и бесперспективность получить желаемое от внешнего мира, вместо переориентации на достижение этого самостоятельно. В принципе, фрустрация любых значимых потребностей ведет либо к скачку мотивации достижения, либо к обиде, внутренней закрытости и уходу в уныние для переживания разочарования. Таков механизм, уберегающий психику от столкновения с тем опытом, который на данный момент превышает ее ресурсы, но находиться в постоянном унынии может стать более опасным и привести к хроническому состоянию обесчувстливания.

Как избавиться от уныния

Уныние можно сравнить с погасшим внутренним огнем, когда человек не только не видит куда двигаться, но и не понимает, зачем искать этот путь. Выйти из подобного состояния поможет увлечение какой-либо идеей или деятельностью, но не стоит требовать от себя живого интереса ко всему происходящему – моментально выскочить вряд ли получится. Следует дать время, в течение которого просто присматриваться к различным направлениям и жанрам, можно приходить на секции и быть недвижимым немым зрителем, можно ходить по улицам, ища что-то, что эмоционально способно зацепить. Наличие в окружении людей, полных азарта и надежд, стремлений и позитивных взглядов, чья энергия способна сдвигать горы положительно влияет на избавление от уныния.

Человеческая психика устроена при помощи зеркальных нейронов, а настроения и отношения к жизни передаются при непосредственном контакте с человеком. Справедливо данное утверждение в отношении любых состояний и эмоций, так что даже если вы отчаянный весельчак, окружив себя депрессивными нытиками, вы рискуете очень быстро растерять свой запал. Следите за тем, с кем общаетесь, и за тем какая деятельность происходит вокруг вас. Если вы в унынии, то сознательно, контролируя процесс (ведь интерес, как ведущая система временно отключен) выбирайте все максимально противоположное унынию.

Считается, что противоположность унынию – веселье, но это довольно грубый и поверхностный взгляд, поскольку отражает только один аспект понятия. Если всмотреться глубже, то противоположностью уныния является вдохновение или творчество. Пока уныние представляет из себя пустоту, серость, незаинтересованность и бездействие, вдохновение включает созидание, наполненность, активную деятельность если не физическую, то душевную. Именно утрата связи со своей творческой составляющей является причиной потери вкуса жизни, соответственно и преодолевать недуг необходимо, возвращая творчество в свою жизнь. Нет надобности писать картины, если вы никогда этого не делали, но можно вспомнить о своей любви к выпечке и придумать новый рецепт или сделать ремонт из подручных материалов – все окружающее пространство является чистым листом для полета , нужно постараться найти свои способности и желания.

Поищите причины вашего состояния и устраняйте именно их, а не бесконечно боритесь со следствием. Если вас угнетает однообразность и скучность вашей работы, то можно сколько угодно поднимать себе настроение, но пока деятельность останется прежней результат будет неутешительным. В данном варианте следует или сменить деятельность или внести в нее увлекающие элементы. Отсутствие видимых результатов приводит к унынию с такой же вероятностью, как полное благополучие, отличается лишь формулировка – нет смысла стремиться, потому что все бесполезно или потому что все и так есть. Встряска, выход из зоны комфорта, устраивание себе авторских аскез позволяет почувствовать вначале нехватку, а потом и желания, которые рождают стремления и жажду деятельности, выметают равнодушие из основного параметра реальности.

Не бойтесь менять свою жизнь, тем более если вам и так все равно, то в худшем варианте вы останетесь в том же состоянии. Отправляйтесь в незнакомые города, увеличивайте круг общения, нагружайте себя новой работой или хобби – не обязательно, что новый город вам понравится, а новые знакомства вызовут восторг. Возможно, от активных жизненных изменений появится чувство на ограниченность людей (и это родит идею открытия собственных курсов развития), возможно, новые города ужаснут своей грязью и разрухой (и вы задумаетесь о волонтерском движении по исправлению ситуации). Все эмоции, полученные в ходе нового опыта, будут полезны для того, чтобы выпрыгнуть из уныния, а будет это влюбленность и восхищение миром или негодование и злость на имеющийся порядок вещей – не столь важно.

Позаботьтесь о физической поддержке своего организма, ведь уныние смещает работу выработки гормонов и соматического ощущения – восполняйте нехватку эндорфинов всеми возможными способами. Лучшим вариантом являются физические нагрузки (выбирайте по своему желанию пробежки, тренажерный зал, фитнесс-тренировки, бассейн), бананы и шоколад (прямые поставщики гормона счастья в организм), прикосновения и интим (при тактильных ощущениях и оргазме вырабатывается огромное количество необходимых веществ, нормализующих работу гормональной системы). Восполняйте запас необходимых витаминов (грызите овощи и фрукты, пейте их в капсулах или шипучках – главное, чтобы все микроэлементы содержались в необходимом количестве), чаще гуляйте, насыщайте организм витамином Д, являющимся одним из главных помощников в борьбе с .

Наркотические вещества и алкоголь являются депрессантами, так что их употребление в состоянии уныния загонит вас в глухой угол, выход из которого будет лежать исключительно через психоневрологический диспансер. Если чувствуете необходимость в стимуляции эмоциональных процессов, то пока лучше записаться на тренинг с применением или походить на индивидуальную психотерапию.

Не переставайте ставить себе цели, пусть это будут маленькие дела на каждый день – тренировка, знакомство с новым человеком, подбор прически. Во-первых, осознание выполнения целей помогает преодолеть ощущение собственной бесполезности, во-вторых, дает направление движения, а в-третьих, облегчает сам процесс выхода из уныния, ведь все-таки легче следовать написанному плану, который вы можете составлять по ходу чтения этого текста. В противном случае при отсутствии мотивации (а именно это ярко для подобного состояния) сведет на нет все придуманные стратегии преодоления уныния.

Уныние и печаль – как с этим бороться

Уныние, как и печаль существенно меняют жизнь человека и знакомы практически каждому взрослому. Мир, требующий находиться в постоянном маниакальном состоянии, героически преодолевать проблемы и печали еще сильнее способствует усилению таких чувств, путем их консервации. Полностью прожитая боль уходит из жизни, предоставляя место другим, более солнечным переживаниям, а если делать вид, что все в порядке, закрывая негативное чувство в темный чулан (от самого себя или от общества), то оно будет разрушать личность изнутри, забирая силы и отравляя существования, но, не отступая полностью, пока не будет выпущено наружу и прожито.

Состояние печали не приносит ничего хорошего, а в длительном своем течении способно сломать человека, поэтому многие стремятся бороться с ним быстро и радикально, ища необходимые таблетки. Проблема заключается в том, что медикаменты помогут наладить нейронные связи, обмен веществ, работу нервной системы и нормализовать гормональный фон, но они не помогут изменить мировосприятие и способы реагирования.

В большинстве случаев человек сам провоцирует развитие печали и уход в уныние, выбирая этот путь по привычке. Вспомните, насколько в обществе настороженно относятся к радости, зато трагедии и плохое настроение всегда имеют право на существование. Привычка воспринимать изменения, как проблему и потребность невероятными усилиями вернуть все на прежние места не оправдывает затрат и портит настроение, закрывая возможность разглядеть за изменениями не трагедию, а возможность новых свершений и позитивных начинаний. Стоит начать отслеживать свои автоматические мысли, привнесенные внешние реакции, подвергая их серьезной критике и принудительному поиску позитивных моментов. Берите паузу, прежде чем обвинять себя в неловкости или недалекости, объяснять плохое отношение окружающих своим уродством, а не их бескультурьем. Подобные критичные мысли часто не имеют отношения к реальности, а отражают мнение (обычно нанесшее сильную травму) из предшествующих жизненных ситуаций.

Подкрепляйте свои ресурсные состояния и следите за внутренними автоматизмами. Избегайте причин, приводящих вас к печальному состоянию, а если уже попали в уныние, то старайтесь выбрать четкий курс и следовать ему, не оставаясь без движения.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, - яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния - гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние - обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются бо льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего - смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния - неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек - из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, - уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много - и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление - тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена - глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление - совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые - ангелы и злые - бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это - враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный - внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели - точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, - таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией - покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», - пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи - даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», - означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, - это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто - доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит - они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование - залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», - учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», - советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает - это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! - Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх