Как прокачать мозг: упражнения для развития памяти, внимания и мышления. Как прокачать мозг при помощи обыкновенной ручки Как прокачать мозг за 1 месяц

Итак, как известно, мозг - важнейший орган нашего тела. Кто-то говорит, что он - самая сложная вещь во вселенной. И незнание некоторых его особенностей может очень плачевно сказать на жизни человека.

Но обо всем по порядку.

Понимание роли мозга

Нет невежества страшнее, чем невежество по отношению к самому себе.

Мозг управляет почти всем в нашем организме - от дыхания, работы органов чувств до сложных мыслительных процессов и воображения. Существует множество методик и советов по развитию, однако, как я убедился, мало какие делают упор на роль мозга в процессе.

Мозг - хорошо изучаемый орган, и, обладая знаниями о работе мозга, можно понять, как те или иные методики влияют на мозг и стоит ли их применять. Кроме того, можно выработать свои подходы, основанные не на теоретических рассуждениях, а на научных знаниях.

Питание

Мозг - чрезвычайно требовательный к энергии орган. Поэтому питание должно быть равномерным в течение дня, и включать в себя совершенно особые вещества. Их много и они разные, но в целом рекомендуются белки, сложные углеводы, а также жиры омега-три. К примеру, мой завтрак обычно состоит из яблока и яичницы (иногда из кусочков рыбы), обед - из овощей/фруктов и мяса, ужин - также из овощей и мяса. Также я каждый день пью витамины, выпиваю много воды (около 2-3 л) и 2-4 кружки зеленого чая.

Тут надо сказать, что питание и работа мозга связаны непосредственным образом. Если во время еды заниматься другими делами - пища не будет усвоена, так как для полноценного усвоения нужно всеми органами чувств воспринимать пищу, и позволить мозгу сосредоточиться на этом непростом процессе.

Также, если кушать много сразу, мозг не будет должным образом получать энергию и работать бесперебойно. Можно сравнить с огнем - либо вы держите огонь равномерным, подбрасывая понемногу дрова через определенное количество времени; либо же ждете, пока все сгорит, потом снова накидываете поверх углей кучу и разжигаете огонь снова, тратя лишнее время и имея неравноценно распределенное во времени пламя.

Кроме того, как я напишу позднее, здоровое питание позволяет легко выполнять физические нагрузки, а это очень полезно для мозга.

Поэтому к питанию нужно отнестись очень внимательно - нужно чтобы объем пищи за один раз был небольшим, само питание должно наполнять энергией равномерно в течение дня.

Окружающая обстановка

Прежде всего, воздух. Помимо питания, с которым мы имеем дело каждый день (помните правило Парерто, что 20% причин дают 80% результата?), очень важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был полон кислородом. Поэтому нужно проветривать помещения, по возможности спать с открытым окном, и периодически делать гимнастику с глубоким дыханием.

Во-вторых, порядок. Как ни странно, именно порядок снаружи позволяет привести в порядок дела внутри. При этом порядком я называю такое состояние окружающих предметов и людей, когда обстановка не раздражает. Иногда, правда, агрессия бывает скрытой - скажем так, наличие порядка определяется тем, хочется ли вам находится в определенной обстановке, или нет.

Далее, это количество отвлекающих и раздражающих факторов, и количество расслабляющих и вдохновляющих. Они у каждого свои, но обычно к первой группе относится лишний шум, неприятные запахи, неудобная мебель, беспорядочно расположенные предметы в области зрения, слишком яркий или тусклый свет, слишком яркая или блеклая цветовая гамма вокруг, и так далее. Нужно отметить, что к постоянно имеющимся факторам мозг умеет приспосабливаться и игнорировать их - вроде шума из окна. А к другим - вроде ремонта за стеной - ему приспособиться очень тяжело.
И что касается вдохновляющих факторов - они у каждого свои.
В общем и целом, нужно иметь это в виду и стремиться создавать вокруг себя такую обстановку, чтобы сосредоточиться было легко

Сон

Сон - это один из самых важных факторов здоровой работы мозга. Можно выделить следующие моменты:
  • Сна должно быть достаточно. В среднем это 7-8 часов сна без пробуждения
  • Отход ко сну должен быть таким, чтобы уснуть можно было за 15 минут нахождения в кровати.
  • Сон должен быть в достойной обстановке. Желателен свежий воздух, темнота, тишина.
  • Сон должен совпадать с внутренними часами человека (обычно начинается до 12 ночи и заканчивается в 6-10 утра).

Я стараюсь спать по 8-10 часов и вставать рано утром.

Физические нагрузки

Говорят, гармония - отсутствие дисбаланса. В данном случае речь о том, что для мозга лучшим отдыхом является смена вида деятельности, например, смена умственной деятельности на физическую. У меня стоит в Убунту настройка, которая блокирует на десять минут через каждые пятьдесят компьютер, и я вынужден идти и прогуляться. (соотношение в районе 10-50 установлено наукой и рекомендовано для работающих за компьютером). Каждый вечер я стараюсь погулять на свежем воздухе не менее получаса, либо совершить велопрогулку (1-1.5 часа).
Также люблю отжиматься в перерывах между деятельностью, работать с гантелями.

Кроме того, физические упражнения в течение дня играют следующие роли. Во-первых, как средство для поддержания организма в активном состоянии - физическая активность поднимаете температуру тела, и мозг лучше работает. Во-вторых, снимает психологические нагрузки - известно, что заглушаемые эмоции переходят в зажимы в теле, физнагрузки и спорт снимают это вместе со стрессами и так далее. В-третьих, регулярные физические нагрузки приводят к выработке эндорфинов - гормонов радости и счастья - и тем самым в течение дня занимающийся человек поднимает себе настроение. Поэтому, кстати, зарядка так хорошо бодрит - разгоняет кровь, как говорится.

Много еще чего есть. Например, переключаясь и идя на прогулку, вы даете задачу своему подсознанию, которое ее решит лучше вас. Кроме того, регулярные физические нагрузки держат тело в хорошем тонусе и позволяет вам выглядеть настолько стройно, насколько решите вы сами.

Таким образом, регулярное сочетание обычной деятельности за компом с разной физкультурой резко повышает эффективность работы и жизни в целом.

По себе - катаясь регулярно не менее 5 часов в неделю, делая разные физнагрузки, и бросив употреблять алкоголь вообще, я за эти полгода болел всего 1 неделю. Против месяца как минимум ранее.

Обучение

Все наверняка читали статьи, когда долгожители реже лишаются ума, если работают и занимаются интеллектуальным трудом. И это действительно так, и в любом возрасте - если мозг не развивать, то он начинает, образно выражаясь, черстветь. Мозг - наше самое главное дарование, и относиться к нему надо трепетно.

Для хорошего состояния мозга его желательно регулярно обучать каким-либо новым видам деятельности в разных сферах, умственных и физических. При этом в течение длительного периода - от месяца до года. Очень хорошо влияют на мозг: освоение новых сложных физических действий (танцы, боевое искусство, новый вид спорта), музыка, освоение новых языков.

Восприятие мира

Мозг воспринимает мир в искаженном виде, и это очень важно знать и постоянно знать. Картинка из квадратов в начале статьи - пример тому.

Однако гораздо более сильными являются искажения в восприятии на уровне сознания (я уже писал об этом в статье ). По сути дела, именно эти искажения являются причиной большего количества конфликтов и недопонимания во всем мире. Вот почему важно всегда подвергать сомнению как факты и истины, поступающие извне, так и своим убеждения и представления о мире и о себе.

Лично для меня стал откровением следующий случай. Я всегда считал ворон хитрыми, и, видя этих птиц, искал и находил в их поведении что-то хитрое. Однажды, проходя мимо нескольких птиц, я поглядел в глаза вороне - и не нашел там ничего хитрого, ничего человеческого; только непонятное ощущение осталось. И понял - наделяя в своем сознании объект какими-либо свойствами, я его начинал видеть таким же и в реальности. С тех пор я стараюсь людей постоянно переоценивать, понимания, что текущее восприятие может быть ошибочным.

Это соображение можно заставить работать на себя следующим образом. Осознав, что можно управлять своим восприятием реальности, и что оно всегда будет неполным, сформировать его по своему вкусу. Взять то, что не нравится - люди, работа, дом, и так далее - затем найти положительные стороны, и стремиться дальше воспринимать относящиеся к рассматриваемым явлением события только в положительном ключе. И, убедив себя в том, что происходящее позитивное и полезно в каком-то смысле (даже научиться шутить на данную тему), вы заметите, как ваше отношение начнет меняться на положительное - ранее нелюбимые люди начнут нравится, появится уважение к ним; нудные задачи возбудят интерес и заиграют новыми красками.

А если позитивно взглянуть не получилось - опять же, вы в силах менять не только модель явления в своем мозге, но и реальность. Просто поменяйте то, что раздражает, на то, что является желаемым - да, придется приложить усилия, но оно того стоит.
Я бросил курить и пить именно поэтому - позитивные моменты находить было все тяжелее, а потери в виде денег, здоровья, времени были очевидны и отрицательны для моей жизни.

В итоге можно сказать, что постоянное и активное освоение новых полей деятельности всесторонне влияет на человека в положительном ключе - как на его мировоззрение, уважение к себе, к своей личности, осознание своей многогранности, так и на мозг, который щедро благодарит за то, что его одаривают новой пищей для ума, что называется.

Развитие характера

В прошлом разделе я слегка коснулся, а тут попробую подробнее раскрыть тему работы над собой. Оказывается, почти на 100% жизнь человека - дело его рук, а точнее, его мозга. Наши мысли - вот что определяет наши поступки и наш характер. Можно сказать, что ответственность за практически все аспекты в жизни человека лежит на нем, осознает он это, или нет.

Практические моменты, которые оказались мне полезны (над большими из них я продолжаю работать и сейчас):

  • Контроль речи. Мы слышим почти все, что говорим. И если постоянно повторяем что-либо вслух, вскоре начинаем сами верить в это, и своими поступками делать это в реальности. Это к тому, что если постоянно говорить другим, что вы больны, и самому слышать свои слова - в конце-концов заболеете; то же самое про нехватку времени - времени будет не хватать, и так далее. Посему стараюсь говорить уверенно, позитивно, и мало.
  • Контроль мыслей - все то же самое. Именно мысли определяют образ жизни, и правильное мышление сразу дает огромное преимущество над 95% людей, которые про это не знают. Мне это дается трудно, но я пробую разные способы - от медитации для расслабления, музыки для создания положительного настроя, блокнота и психологической готовности для генерации идей, до волевых усилий по пресечению мыслей о волнении, неудачах, тревогах, страхах и так далее.
  • Эмоциональный контроль. Feelings are much like waves, we can’t stop them from coming but we can choose which one to surf. Jonatan Mårtensson. Очень помогает чувство юмора - я всегда стараюсь в грустном положении вспомнить какой-нибудь анекдот или афоризм, чтобы улыбнуться. Также помогает умение быть спокойным, например, в очереди в Сбербанке - со временем я начал удивляться, чего людей так раздражает ожидание. Дело в том, что эмоции слабо совместимы с концентрацией и сосредоточенной умственной работой, поэтому научиться самоконтролю стоит, чтобы дать мозгу работать в полную силу.
  • Волевые качества, лидерские качества. Упорство, воля, умение идти до конца, терпение - это очень помогает. Однажды я решал 8 часов «завальную» задачу устного экзамена ВМК, чтобы потом опубликовать решение на форуме и получить удовлетворение собой. Полезное качество, помогает добиваться результатов и наслаждаться ими.
  • Умение общаться. Я начал жизнь белой вороной, и в школе трудно общался, был замкнутым и депрессивным человеком. Со временем усилиями сделал себя оптимистичным, жизнерадостным, и научился находить общий язык с практически любыми людьми. Все свелось к развитию адекватности и умению слушать собеседника в сочетании с эмпатией, ну и конечно - море практики.

Литература

Я много читаю, но из книг всегда можно выделить те, которые повлияли на меня больше всего.
  • Роберт Энтони, «Секреты уверенности в себе». Книга, после которой я бросил пить, съехал от родителей, и вообще волосы стали гладкими и шелковистыми:) Если серьезно, то книга по плотности полезной информации и детализации в чем-то для меня была сопоставима с «Совершенным кодом». В ней есть рецепты по выкорчевыванию почти всех типов тараканов - низкой самооценки, чувства вины, субъективности и осуждения других людей, страхов, чувства одиночества, и так далее.
  • Мэтью Макдоналд, «Научи свой мозг работать». Научное обоснование множеству моментов, о которых я читал в других книгах и статьях, в тч. книги Энтони. Обо всем подробно и со вкусом.
  • Тимоти Феррис, «Как работать 4 часа в неделю». Заразила оптимизмом, подходом к жизни, и просто отношением к тайм-менеджменту.

Список из трех книг, на самом деле их были сотни. Даже в научной фантастике Азимова и творениях Гессе всегда есть что-то, о чем можно задуматься и изменить в себе или окружающем мире.

Всем привет! Все мы с детства слышали, что нервные клетки не восстанавливаются, однако сейчас наука доказала, что это не так. Нервные клетки – это наши интеллектуальные способности, наша память, эмоции и многое другое. Сегодня вы познакомитесь с тем, какой механизм лежит в восстановлении и создании новых нервных клеток, а так же, как все-таки на биологическом уровне увеличить количество нейронов, став потенциально более умным человеком, как бы громко это не звучало.

  1. ДНК, РНК и Белки

Если представить наш организм как лук или матрешку, то верхние слои — крупные части тела, а нижние, более глубокие – это такие термины как ДНК, РНК, Рибосомы и другие составляющие клеток. Процессы памяти мы начнем копать из глубины.

Верхний слой – это голова как часть тела, затем идет мозг. Мозг – это центральная нервная система, которая, в основном, состоит из глиальных и нервных клеток. В клетках находятся ядра, «центры управления». И уже в ядрах расположены пресловутые ДНК и РНК.

ДНК как фундамент нашего организма, именно эта штука бережно хранит весь опыт создания и развития предков конкретного человека, под названием наследственная информация. Можно даже сказать, что это «память» о предках, самая крупная база данных нашего организма и одна из самых защищённых, не просто так мы часто слышим о «расшифровке генетического кода». И даже внешний вид, характер, предрасположенность к чему бы то ни было конкретного человека, тесно связаны с «базой данных» его родителей.

Для любых изменений, перестроений в организме нужны белки, а точнее – аминокислоты. Да, именно те, что есть в продуктах! Для начала трансформации существует много процессов связанных с ДНК. Один из них – секвенирование, грубо говоря, процесс, который раскодирует определенный участок ДНК. Далее подключаются транскрипция, осуществляемая РНК-полимеразами. Это действие создает матричную РНК через копирование информации из «базы данных» ДНК. На языке компьютера: ДНК – это жеский диск, общая память, а мРНК – оперативка. И крайний процесс – трансляция, когда скопированная информация считывается Рибосомами, и происходит создание или изменение в организме. Это упрощенная схема.

Еще раз! Для изменений наше тело обращается к ДНК – базе данных, ДНК любезно предоставляет информацию в виде мРНК, в дело вступают рибосомы, которые распаковывают мРНК. Рибосомы начинают что-то строить из данных, переданных от ДНК и мРНК, причем строится все из аминокислот! Грубо говоря, хороший повар оставил записку, как приготовить спагетти Карбонару повару-новичку, так ДНК помогает РНК и рибосомам строить белковые соединения.

  1. Как РНК связана с мозгом?

Сейчас уже точно известно, что в процессах памяти замешаны нейроны и синаптические связи между ними. Чем активнее используется эта связь – тем лучше память. При обучении, получении новой информации, начинают выстраиваться новые цепочки между нейронами. Человек изо дня в день занимается программированием – через год становится одним из самых умных и успешных в этой области, другой ответственно занимается спортом и следит за питанием с детства и становится выдающимся спортсменом. Это называется «долговременная потенциация». Интерес состоит в ускорении этого процесса, это возможно! Даже несколькими путями.

Один из главных таких путей – ускоренное создание синаптических связей через влияние на синтез РНК. Ведь именно Рибонуклеиновая кислота «отдает приказ» на их постройку. Мы как бы раскручиваем, разгоняем стройку нервных клеток. Увеличим создание РНК – ускорим процессы обучения и улучшим память. Но какой смысл в подобных утверждениях без практики?

  1. Практика, как управлять РНК.

Начнем с более простых вещей.

3.1. Белок . Для крупной стройки, для формирования памяти и хорошей работы мозга, в первую очередь нужен так называемый «строительный материал» — белок, который состоит из аминокислот. Без выполнения этого пункта – все пойдет насмарку. Все равно, что возводить песчаный домик, который разрушится за короткое время.

BDNF например, это комплекс, который строит и защищает нервные клетки, синтезируется в эндоплазматическом ретикулуме в качестве белкового предшественника с молекулярной массой 32 кДа и аминокислотной последовательностью в 249 аминокислотных остатков. (http://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/bdnf). Кушайте мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, орехи!

3.2. Бег . Да, именно бег! Проводился эксперимент на мышах, где исследовали гиппокамп, это участок мозга, ответственный за память. Суть: одна мышь не имела колеса в клетке, у другой оно было, и она в нем любила побегать. Какое же было открытие, когда ученые увидели разницу в образовании новых нейронов и соответственно, связей между ними в этом участке мозга. (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25203492)

Это крайне недоизученное открытие, тут еще копать и копать. Нет данных как долго эта мышка бегала, нет данных с какой скоростью, неизвестно даже какая была бы разница, если бы мышка ходила или ползала по лабиринту. Есть факт – бег усиливает нейргенез, синтез РНК! Какой вывод: начинайте регулярно бегать. Тут же возникает много вопросов с параметрами. Поэтому пусть это будут средние значения для каждого индивида. Маловероятно, что мышь носилась на износ. Есть данные для человека о «здоровом беге», который тренирует сердце. А здоровое сердце – это хорошее кровообращение, доставка питательных элементов, в том числе и к мозгу. Наверно, именно такая нагрузка и способствует синтезу РНК. Запишите в план: бег в среднем/легком темпе 3-4 раза в неделю по 30-60 минут .

3.3. Меньше сахара . http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18651634 Избыточное потребление сахара через 8 месяцев приводит к заметному снижению белкового комплекса BDNF в гиппокампе. Рекомендация тут одна: сократите потребление сахаров на 30% от своего обычного рациона . Полностью отказываться не желательно, глюкоза – это топливо нашего мозга.

3.4. Попробуйте периодическое голодание . Эта рекомендация может быть опасна для людей с проблемами щитовидной железы, пониженным уровнем сахара в крови или диабетом. Если у кого-то из ближайших родственников были такие болячки – пробуйте аккуратно и следите за самочувствием. Суть: вы едите в восьми-десяти часовой интервал, затем, 14-16 часов только на воде. Например, проснулись в 8 утра, первый раз поели в 10-11, последний в 18-19.

3.5. Сон . Спать не меньше 6 часов (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25093703), чем хуже сон – тем хуже выработка новых нейронов, действие прямо пропорционально. Однако, сон более 9 часов так же вреден.

3.6. Похудение . Этот пункт не относится к тем, кто и так худой. Однако, если ваш рост 175 см и вес 75 и вы видете несколько складок на животе, то вперед к ограничению рациона (урезаете в первую очередь углеводы на 20-30% от стандартных порций хлеба, сладкого, макарон и т.д.). Ссылки на исследования будут в текстовой версии статьи.

И вот вам еще ссылочки под переводчик: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24524285 http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24548578

Остановимся на фармакологии, увеличивающей нейротрофические факторы:

— Нейропептиды: семакс, селанк (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19662538), церебролизин (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23152192), ноопепт (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19240853) и их аналоги.

— Ресвератрол (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21221775). Компонент красного вина, так же помогает строить BDNF.
— Lion’s Mane Mushroom + витамин С (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24266378). Сорт гриба, на западе уже давно используется как ноотроп, в СНГ мало известен. Стимулирует создание NGF – этот комплекс по функциям схож с BNDF, но имеет больший уклон в создание нервов, а не защиту.

— CoQ10/Идебенон (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8058112) 3МГ/кг (http://examine.com/supplements/idebenone/). Мощный антиоксидант, есть данные о нейрогенезе.

— Ашваганда (http://examine.com/supplements/ashwagandha/). Традиционно применяется как антидепрессант, формирует дендриты – это одна из частей нервной клетки и снижает уровень кортизола. (http://journals.lww.com/neuroreport/Abstract/2000/06260/Dendrite_extension_by_methanol_extract_of.35)

— Антагонисты ГАМК (http://medbiol.ru/medbiol/bdnf/00004739.htm). Увеличивают мРНК для BDNF и NGF.

— Дексаметазон РНК (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1370790). Ускоряет создание РНК.

Дорогой читатель, у меня для тебя две новости: плохая и хорошая. Если ты, по какой-либо причине, читаешь эту статью стоя, то лучше присядь, потому что я начну с плохой.
Ученые, после долгих исследований, доказали, что большинство людей используют свой лишь на 0.01%. Шокирующая цифра, не правда ли?
Но есть и хорошая новость – мозг можно “прокачать” .
Статья и сегодняшняя статья содержат ответ на вопрос: как?

Пробуди спящую сторону

В одном из маленьких городов на юго-востоке США проживал человек, который обладал доминирующим правым полушарием. У него была своя хозяйственная палатка, и он знал, интуитивно, что необходимо покупателю, еще до того, как тот переступал порог магазина. Когда же покупатель подходил к прилавку, то все, что он собирался купить, было уже подготовлено.

Результат: владелец магазина терпел убытки. Основное количество покупателей предпочитали совершать покупки там, где они не были столь предсказуемы.

Мораль этой истории состоит в том, что мы можем навлечь на себя , делая упор только на одну половину мозга. Необходимо достичь баланса обоих полушарий.

Чтобы это сделать максимально эффективно, нужно, в первую очередь, разбудить спящую половину головного мозга. В нашем мире большинство людей имеет доминирующее левое полушарие, поэтому нам необходимо развить свое правое полушарие.

Вот несколько игр и упражнений:

1. Левая рука

Прокачивать можно через свое тело. За правое полушарие мозга отвечает левая рука, поэтому необходимо максимально ее задействовать.
Начните с простых действий: ешьте левой рукой или начните рисовать несложные фигуры (круг, квадрат, треугольник). Постепенно усложняйте. Начните писать слова, состоящие из трех букв, потом из четырех, потом пробуйте писать целые предложения.

2. Игра “радуга”
Правила: посмотрите на слова, которые представлены на картинке и быстро назовите их цвет. Необходимо не читать слово, а именно назвать цвет, которым оно написано.

3. Арабское чтение

Как вы уже понимаете, необходимо будет читать справа налево.
Для этого воспользуйтесь сервером http://agakids.ru/spy/contrary.html
Введите в первое окошко любой текст и во втором (который снизу) появиться этот же текст в перевернутом виде. Читайте снизу вверх, справа налево.


Правила: смотрите на картинку и быстро вслух назовите несколько образов, которые вы смогли там разглядеть.

Используйте разные картинки. Например, хорошо для этой игры подойдут облака.

5. Мандалы
Вам необходимо смотреть в центр картинки расслабленным взглядом. Через некоторое , левому полушарию станет скучно, включится правое и рисунок начнет “играть”.

Найдите для себя в интернете красивую мандалу и просто созерцайте ее.

Время строить мосты Прокачай свой мозг

После развития правого полушария головного мозга, необходимо синхронизировать работу обоих полушарий, т.е. создать нейронные мосты между полушариями.

Простые упражнения для синхронизации полушарий головного мозга:

1. “Ухо-нос”.

Левой рукой беремся за кончик носа, правой за левое ухо. А теперь с хлопком поменяли руки местами. У вас должно получиться так: правая рука держится за кончик носа, а левая за правое ухо. Хлопок. Поменяли.

2. Оберукость.

На листе бумаги начните рисовать левой - круг, правой – треугольник. Делайте это не поочередно, а одновременно.
Потом переходите на слова. Левой пишите – Кот, правой – Мир. Одновременно.

3. “Фига - все хорошо”.

Сожмите левую руку в кулак и просуньте большой палец между указательным и средним. Сделайте “фигу”. Затем сожмите правую руку в кулак и оттопырьте большой палец вверх. У вас должен получиться знак символизирующий “все хорошо”. А теперь с хлопком поменяйте их местами. Правая – “фига”, левая – “все хорошо”. Хлопок, поменяли. Постепенно увеличивайте темп.

4. Цифры.

Рисуйте левой рукой в воздухе цифру один, правой два. Далее, левой рукой три, правой четыре и так до девяти. Сначала делайте это поочередно, потом сразу двумя руками одновременно.

Используйте свой мозг по максимуму. И это приведет вас к новым , новым открытиям и к новой жизни.

Состав мозга кажется до банального простым – 78% воды, 15% жира, соль, гидрат калия и белки. Но в то же время не существует более сложного и «многослойного» органа. Мозг находится в состоянии обучения постоянно, просто мы не всегда это замечаем. При этом, по словам знаменитого нейролингвиста Татьяны Черниговской, мы зависим от нашего мозга на все 100%. Думаете, что анализируете и воспринимаете окружающий мир самостоятельно? Но что значит это «самостоятельно», если вы (ваше «я», ваши привычки, знания, интересы и убеждения) – это и есть ваш мозг? Только мозг решает, что и как нам показать и как это интерпретировать. Но несмотря на свое совершенное строение, этот невероятный орган все равно требует тренировки. Вот этим сейчас и займемся.

1. Развиваем мелкую моторику

Развитие этого навыка полезно не только детям. Наша повседневность – это клавиатура, сенсорный дисплей смартфона или планшета с их многочисленными приложениями-планировщиками и социальными сетями. Мы не контролируем свою реакцию на тактильные ощущения, выполняя какие-то скрупулезные действия. И не осознаем, какой мощный эффект они оказывают на наш мозг. Если у детей моторика развивается естественным образом благодаря разным упражнениям – от письма до лепки из пластилина, то взрослый человек может усовершенствовать навыки, приобретенные в детстве (и с тех пор, возможно, слегка покрывшиеся пылью). Неслучайно сейчас все большую популярность набирает арт-терапия. Активизируя рефлекторные точки пальцев рук, мы позволяем сигналу поступать прямо в центральную нервную систему и получаем прекрасный результат. Проходит усталость, активизируется работа мозга, улучшается самоорганизация, появляется ясность мысли и восстанавливается энергетический баланс.

Для развития мелкой моторики пальцев рук подходит масса занятий – найдется на любой вкус. Можно освоить новый музыкальный инструмент, даже если вы уже умеете играть на клавишных, переходите на струнные! Лепка «выключит» любые негативные мысли – останутся только ваше внимание, фантазия, кусок глины/пластилина/воска и максимальная концентрация. Лепить пирожки из теста – тоже вариант: совместите вкусное с полезным. Массаж пальцев, одновременное использование обеих рук (например, при письме или рисовании), техника десятипальцевого метода печати и даже жонглирование – остается только выбрать.

2. Пишем утренние страницы

Хорошо известный, но редко используемый инструмент. Техника проста: сразу после утреннего пробуждения нужно взять листок и ручку и выплеснуть на бумагу все, что роится в голове. Бездумно, бесконтрольно отдаться потоку мысли, которая материализуется в слова. И даже если мыслей нет вовсе – об этом тоже стоит написать. Главное – не перечитывать и не пытаться отредактировать текст.

Методика такого «потокового письма» стала широко известна после выхода , в которой она подробно рассказывает об этом способе, называя его своеобразной . Вместе с выходом любых хаотичных или вполне себе связных мыслей Кэмерон обещает полное погружение в себя и уверяет, что такая привычка помогает понять свои истинные желания и принимать правильные решение, которые сами собой интуитивно возникают в голове. Мозг таким образом освобождается от мусора, лучше концентрируется, внимание становится острее, а ум успокаивается.

3. Выбираем комплекс упражнений для брейн-фитнеса

Упорные труды в тренажерном зале помогут увидеть в зеркале рельефное тело, но для «мозговой мышцы» тоже можно подобрать эффективную программу прокачки. Выполняя простые упражнения, можно задействовать оба полушария головного мозга, в результате чего улучшаются его когнитивные функции. Всего несколько минут в день – и ваше внимание, память, логика, скорость восприятия и обработки информации будут на высоте.

Для брейн-фитнеса можно применять комплекс очень простых упражнений. Например, чтение наоборот по пути на работу. Все надписи, вывески, рекламные сообщения – вы не поверите, пока не попробуете, но эта практика доставляет массу удовольствия. Во-первых, увидите, как забавно звучат некоторые русские слова в таком вот виде, вывернутые «наизнанку». Такое невинное лингвистическое хулиганство может подарить вам искреннюю радость от возникающего ощущения тотального несоответствия между тем, что видишь, и тем, что читаешь. А еще этот метод увеличивает вашу скорость чтения.

Еще один эффективный метод брейн-фитнеса – отключить один из органов чувств. Например, можно помолчать в течение часа или даже двух, пока коллеги бурно что-нибудь обсуждают. Даже если к вам будут обращаться с вопросами, отвечать нужно односложно – «да» или «нет». Так ваш речевой аппарат не совершает никаких действий, остается только слушать. Вот тут и происходит магия – «спящие» органы чувств начинают активно работать. То же самое можно проделать и в своей комнате или ванной – просто зайти туда с закрытыми глазами и попытаться делать все, как обычно, но только по памяти – принимать душ, вспоминая, где стоит шампунь, включать ноутбук, доставая его из-под груды бумаг, и много чего еще. Отлично активизируются тактильные ощущения.

В результате таких упражнений в мозгу появляются новые нейронные связи, развивается интуиция. Кстати, это помогает и в личных отношениях. Когда вы натренируете органы чувств, попеременно включая и выключая некоторые из них, в дальнейшем вам будет достаточно одного запаха или прикосновения, чтобы понять о новом знакомом практически все.

4. Осваиваем «Поиск Оракула» и «Серфинг по кнопкам»

Эти методики относятся к креативным технологиям, которые очень хорошо помогают в разрешении творческих задач и способствуют появлению нестандартных идей. «Поиск Оракула» похож на старый добрый метод гадания по книге. Все просто: перед вами стоит задача. Дальше нужно загадать номера страницы и строки, открыть книгу и соотнести прочитанное с поставленной задачей. Например, вам нужно придумать концепцию презентации, а в книге попалась строчка «Кот свернулся калачиком на теплом полу». И вы решаете провести мероприятие в теплой уютной обстановке, где все гости будут ходить в домашних тапочках. Люди выйдут из привычного состояния и смогут воспринимать ваши мысли со свежей головой.

Хоть сейчас и модно говорить «У меня дома нет телевизора», в этой методике как раз телевизор может неплохо помочь. Опять нужно задать себе вопрос и уточнение: что, кто, где и предмет. Дальше начинаем серфить по телеканалам. Первая картинка на экране отвечает на вопрос «что?», переключаем канал и видим ответ на вопрос «кто?», и так далее. На канале первой кнопки увидели, как кто-то стоит на призовом месте и получает медаль? Отвечаете – победа, воля, любые ассоциации из головы, вызванные этим изображением. Потом – кто? Переключаем канал – там девушка едет за рулем, а может, и в общественном транспорте. И дальше этими вопросами-ответами можно управлять как угодно – связь обязательно найдется. Для начала можно потренироваться на простых вопросах, которые не имеют отношения к работе, и потом переходить к более серьезным задачам.

5. Смотрим под другим углом

Тут подойдут многие техники. Первая и самая очевидная – рефрейминг. Освоив этот способ, можно забыть о стереотипах, однозначном взгляде на вещи и сохранить позитивный взгляд в любой, самой безумной повестке дня. По сути, вы пытаетесь «вставить в новую рамку», по-новому сформулировать тревожные проблемы или сложные задачи и в любой ситуации увидеть положительные стороны.

В книге «Взлом креатива» Майкла Микалко этому методу посвящена целая глава, внимание уделено еще и положению наблюдателя – получается такая своеобразная ролевая игра с самим собой. Так, например, Уолт Дисней время от времени отождествлял себя с героями своих мультфильмов или со зрителями. Тесла создавал новую реальность, пытаясь посмотреть на настоящее из будущего. Нейролингвист Татьяна Черниговская тоже советует периодически смотреть на мир глазами других людей. Так вы разовьете , сможете легко вставать на место другого человека и понимать логику его позиции изнутри, а это даст вам значительное преимущество хоть на работе, хоть в отношениях.

К сожалению, на сегодняшний день люди используют свой мозг не на полную мощность (ученные утверждают, что мы используем свои полушария на 5-15 %). Человек заботится о своей внешности, следит за питанием, исключая что-то из рациона, пытаясь сбросить лишний вес, или же наоборот набрать его, следит за модой и стремится к чему-то новому. Однако мало кто задумывается о том, чтобы тренировать свой мозг и использовать его на все 100%. Мозг нуждается в стимуляции и упражнениях, хотя большинство людей не обращают внимания на то, как поддерживать мозговую деятельность на должном уровне. Решили тренировать свой мозг и использовать его на полную «катушку», тогда следуйте советам данной статьи, начинайте делать упражнения, и вы существенно увеличите свои навыки и умения.

  • Нейробика – зарядка для ума

Нейробика - это зарядка для ума, разработанная американским нейробиологом Лоуренсом Катцом. Ее суть заключается в организации работы всех пяти чувств человека необычным способом. Принцип нейробики в том, что человеческий мозг необходимо постоянно удивлять и заставлять его по-разному работать и это позволяет увидеть окружающий мир по-другому, по-новому.

Упражнения нейробики:

— Старайтесь как можно больше бывать в незнакомых и новых местах (магазины, парки и т.д.);

— Ходить на работу по разным путям, изменяя каждый день маршруты;

— По вечерам не включайте свет, пытайтесь передвигаться по квартире по памяти, и даже некоторые привычки совершайте с закрытыми глазами;

— Если вы правша, то проделывайте аналогичные действия левой рукой, например, чистить зубы, писать;

— Старайтесь отвечать на стандартные вопросы непривычными ответами, каждый раз придумывая что-то новое;

— Смотрите телевизор при этом убрав полностью звук и пытайтесь читать по губам;

— Читайте новые книги, газеты, журналы на темы, которые вы никогда не обращали внимания;

— Измените свой распорядок дня на выходные, если вы ходили в город отдыхать, то измените и сходите на природу;

— Знакомьтесь с новыми людьми, пробуйте говорить на незнакомых языках.

Данные упражнения нейробики лишь немногие из тех, что вы можете регулярно выполнять, развивая свой мозг – для него основное это разнообразие, ищите его везде и придумывайте сами для себя новые упражнения.

Всевозможные игры – шашки, шахматы, логические задачи, загадки, различные пазлы, головоломки являются отличным способом, который заставляет мозг думать, работать и развиваться. Старайтесь как можно чаще разгадывать загадки, при этом каждый день усложняя их, и активность мозга с каждым днем будет расти и поможет вам при решении в жизни сложных задач.

  • Больше информации – чтение, кроссворды

Решение кроссвордов, ребусов позволяет стимулировать активность мозга. Стремитесь поглощать как можно больше информации, читайте книги, изучайте иностранные языки, общайтесь с интересными и знающими людьми, при этом постоянно узнавая что-то новое. Уже не раз доказано, что именно чтение отлично стимулирует мозг, позволяет напрягаться и тренироваться, развивать фантазию. Чтение является одним из лучших упражнений для тренировки мозга.

  • Физические упражнения

Ученные доказали, что физические упражнения, нагрузки также положительно влияют на развитие головного мозга и улучшают кровообращение во всем организме, что позитивно сказывается на мозге. Считается, что после физических упражнений улучшается мышление, поэтому лучше тренировку тела выполнять перед нагрузкой для мозга. Вот таким способом тренируясь в спортзале вы частично развиваете свой мозг.

  • Ведение дневника

Ведение дневника – это еще одна тренировка для мозга , которая поможет развивать память и улучшит воображение. Каждый день записывайте все ваши действия, какие-либо впечатления, воспоминания, мнения, выполняемы процессы, происходящие ситуации и т.д. Это будет стимулировать творческие способности и затем перечитывая ваши записи вы будете прокручивать в голове картинку происшедшего за прошлые дни. Тем более многие знают, что, записывая какой-либо текст вручную – хорошее упражнение для мозга на память.

Прочитав эту статью до конца, вы сделали первый шаг к тренировке и развитию вашего головного мозга. Выбирайте для себя упражнения, придумывайте что-то новое и это вам поможет для полного развития и использования вашего мозга для достижения поставленной задачи перед вами. По началу будет непривычно и тяжело, но уверяю вас затем это войдет в вашу привычку и вам это понравится и будете удивляться полученным результатам. Надеюсь эта статья помогла Вам в ответе на вопрос какими способами и упражнениями развивать мозг.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх