Классификация частиц по значению. Русский язык (7 класс)_248

Частицы по значению подразделяются на три основные группы:

I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений. К таким частицам относятся:

а) указательные: вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Кр.);

б) определительно-уточняющие: именно, почти, точно и др. Купцы первые его очень любили именно за то, что не горд (Г.);

в) выделительно-ограничительные: только, только лишь, хоть, единственно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).

II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и модальные. Сюда относятся:

а) модально-волевые: пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну (Твард.);

б) модальные с их разновидностями: утвердительные: да, так, точно. Да, наша жизнь текла мятежно... (Н.); отрицательные: нет, не, ни. Нет! Весь я не умру! — Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы — стоять на крыльце и ни с места! (Т.), вопросительные: ли (ль), разве, неужели. Хорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-модальные: пожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. Пожалуй, ты прав. И, пожалуй, — силен сатана, — натворил бы я бед (Н.); Нам с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.); ...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство (Ч.); сравнительные: как бы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной передачи чужой речи: дескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол, Филиппов отец (Т.).

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки значения. Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и усиливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и др. Как! Разве все тут! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое... (Ч.)

Эмоционально-экспрессивные частицы могут составлять сочетания частиц: так вот, где уж, куда как, что за и др. Куда как чуден создан свет! (Гр.).

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

Во время изучения базового курса русского языка ученики с каждым годом сталкиваются с новыми терминами и углубляются в изучение уже знакомых тем. И рано или поздно они знакомятся на уроке русского языка с частицами. Поскольку частицы не самостоятельная часть речи, многим кажется, что в их использовании не может возникнуть каких либо сложностей. Это же не существительное или глагол. Но, на самом деле, все не так. Существуют разряды частиц по значению и функции. Их нужно уметь различать и использовать. И чтобы было проще выполнять упражнения на разряды частиц, разберем все их особенности на примерах.

Что такое частица?

Начнем с определения, чтобы лучше понять, что же представляет собой частица. Прежде всего, это служебная часть речи. Она используется, чтобы выразить оттенки значений слов.

Что значит служебная часть речи? Самостоятельные части речи, такие как существительное, глагол и т. д. служат как бы кирпичиками для построения предложений. Служебные части речи используются для обозначения отношений между самостоятельными частями, то есть как бы соединяют их в одно целое.

Понятие о частице: разряды частиц

Необходимо запомнить, что частица не является членом предложения, как, к примеру, самостоятельные части речи. Однако существуют разряды частиц, выполняющих разные функции. В грамматике русского языка их выделяется три:

  • модальные частицы;
  • формообразующие частицы;
  • отрицательные.

Разберемся, чем отличаются эти разряды.

Модальные частицы

Этот разряд частиц еще называют смысловым, поскольку они помогают внести разнообразные смысловые оттенки в речь, выразить чувства говорящего и его отношения к предмету разговора.

Модальные частицы так же могут делиться на несколько групп, в зависимости от того, какой смысловой оттенок они носят.

Виды модальных частиц

Модальные частицы могут носить значение вопроса. Например: разве, неужели.

  • Неужели мы не пойдем туда?
  • Разве это верное решение?

Так же с помощью модальных частиц можно указывать на что-либо, в этом случае они обретают значение указания. Примеры: вот, вон и т.д.

  • Можно мне вот это пирожное?

Также этот разряд частиц может иметь значение уточнения, наример: именно, точно и т. д.

  • Именно это платье я и хотела купить.

Также частицы имеют значение выделения или ограничения. Примеры: только, исключительно, лишь и т. д.

  • Только посмотри, но не трогай.
  • Использовать можно лишь одну подсказку.

Это были виды модальных частиц, выделенные согласно смысловым оттенкам. Но также различают частицы согласно чувству, которое они помогают выразить.

К первому виду относятся восклицательные частицы. Примеры: что за, ну и, как и др.

  • Что за красота!
  • Ну и выбор он сделал!

В отдельной группе состоят частицы, помогающие выразить сомнение. Примеры: едва ли, вряд ли.

  • Едва ли мы пойдем туда завтра.
  • Вряд ли стоит покупать эти цветы.

Так же частицы могут быть использованы для усиления. Примеры: даже, ведь, ну.

  • Даже не пытайся!

Формообразующие частицы

Данный разряд частиц может помогать образовывать формы условного и повелительного наклонения, сравнительной степени. Эти частицы могут оказывать воздействие на значение глагольных форм. Таким образом, они влияют на самостоятельные части речи.

Виды формообразующих частиц

К первому виду относятся частицы, помогающие образовать форму повелительного наклонения. Примеры: пускай, давай, пусть и др.

  • Давайте дружить!

Также формообразующие частицы используются для образования сослагательного наклонения. Примеры: б, бы и т. д.

  • Я хотел бы купить мороженое.

Кроме того, частицы могут участвовать в образовании формы сравнительной степени:

  • Эта фотография менее интересная.

И, как уже было сказано, частицы могут влиять на глагольные формы:

  • Выйдет, бывало, на улицу…

Отрицательные частицы

Само название этого разряда частиц подсказывает, какую функцию они выполняют в предложении. Очевидно, что отрицательные частицы служат для обозначения отрицания действий, признаков, предметов и т. д. Всего отрицательных частиц две: не и ни.

Употребление частиц "не" и "ни"

Частица "не" в предложении обычно употребляется в роли основного отрицания.

  • Он сегодня не будет читать эту книгу.

Также стоит запомнить, что частица "не" может входить в состав устойчивых сочетаний. Их важно замечать в предложениях. Например: едва ли не, вовсе не, чуть ли не и т. п. Примеры употребления:

  • И вовсе не вру я!
  • Чуть ли не все гости собрались в маленькой комнате.

Так же частица "не" может встречаться в восклицательных или вопросительных предложениях при условии, если они начинаются с местоимений, наречий или частиц. Примеры: кто не, где только не, как не и т. д.

  • Где только не был он!
  • Как не согласиться на такое!
  • Кто не захочет пойти с нами?

Парадоксально, но отрицательная частица не в сочетании с составным глагольным сказуемым при повторе служит для передачи утвердительного смысла.

Пример подобного предложения:

  • Он не может не позвонить нам.

Частица "не" в этом предложении встречается два раза, но служит для утверждения определенной мысли, а не для отрицания.

И если она выступает в роли основного отрицания, то "ни" служит для его усиления:

  • Вокруг нет ни одного дома.

Частица "ни" так же может быть частью устойчивых сочетаний. К ним относятся: ни пуха ни пера, ну слуху ни духу и др.

  • Пропал совсем, и теперь от него ни слуху ни духу.

Как и частица "не", "ни" так же может быть использована для усиления утвердительного смысла высказывания, если сочетается при этом с местоимениями или наречиями (кто ни, куда бы ни, что ни и т. д).

  • Что ни предложи, ему все не нравится.
  • Куда бы ни пошел, везде одно и то же.

Сложности использования частиц "не" и "ни"

В отличие от других, описанные две частицы вызывают достаточно большое количество трудностей при использовании. Поэтому в этом пункте разберемся в особенностях написания частиц "не"/"ни".

Главный вопрос, связанный с правописанием, когда в предложении встречается "не", такой - писать эту частицу вместе или раздельно? Давайте выясним. Если частица "не" является частью двойных союзов или повторяющихся, она пишется раздельно.

  • Написал он не только эту картину, но и другую.
  • Работу он выполнил не столько поспешно, сколько небрежно.

Частица "ни" может писаться слитно с отрицательными наречиями и местоимениями, находясь при этом в безударном положении: никто, нигде и т. д. Такие местоимения и наречия обычно употребляются в отрицательных предложениях. Стоит отметить, что в этом случае при сказуемом уже будет использоваться основное отрицание, а местоимение/наречие будет выступать в роли его усиления.

  • Никого он так не любил, как ее.
  • Ничто у нее в душе не вызывало такого отклика, как эта картина.

В этих предложениях частица "не" выступает в роли основного отрицания.

Частица "ни" с местоимениями и наречиями будет писаться раздельно, если между ними стоит предлог. Например: никому - ни к кому.

  • Ни к кому не подошел он тем вечером.

Также необходимо видеть разницу между отрицательными местоимениями и наречиями и сочетанием местоименного слова с частицей "ни". Последние употребляются только в роли придаточных частей в сложноподчиненных предложениях. Сравните два предложения:

  • Никто не подошел к нему.
  • Он не знал, ни кто это был, ни где его искать.

Также довольно часто ученики путают следующие сочетания: "не один" и "ни один", "не раз" и "ни разу".

"Не один" используется в значении "много":

  • Не одно яблоко, а несколько.

"Ни один" используется в значении «никто»:

  • Ни один человек тебе не поможет = никто тебе не поможет.

"Ни разу" используется в значении "никогда":

  • Ни разу я не видел такой красоты!

"Не раз" используется в значении "часто":

  • Не раз я просил его о помощи.

Очень часто возникает ситуация, когда сложно понять, где ставить частицу "ни", а где "не"? Для этого стоит проанализировать предложение и найти, где в нем расположено главное отрицание. Там и будет стоять частица "не". Дальше в предложении может быть использован, к примеру, повторяющийся союз "ни…ни" с отрицательной частицей, которая будет служить усилением:

  • Мне не помог ни первый совет, ни второй.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что существует три разряда названных частей речи — модальные, формообразующие и отрицательные. Все эти разряды частиц с примерами приведены в статье. В каждый разряд включены различные виды частиц, имеющие разное значение и выполняющие разнообразные функции.

Чтобы понять, какой из разрядов частиц был использован, необходимо проанализировать предложение, поскольку частицы влияют на выражение оттенков значений слов.

Также необходимо усвоить, в каких случаях употребляются "не" и "ни", поскольку они имеют разное значение и могут дополнять друг друга в предложении. И, конечно, следует запомнить, в каких случаях частицы "не"/"ни" пишутся слитно с местоимениями и наречиями, а в каких - раздельно.

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

смысловые оттенки значений. К таким частицам относятся:

    а) указательные: вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Кр.);

    б) определительно-уточняющие: именно, почти, точно и др. Купцы первые его очень любили именно за то, что не горд (Г.);

    в) выделительно-ограничительные: только, только лишь, хоть, единственно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).

II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и модальные . Сюда относятся:

    а) модально-волевые: пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну (Твард.);

    б) модальные с их разновидностями: утвердительные: да, так, точно . Да , наша жизнь текла мятежно... (Н.); отрицательные: нет, не, ни. Нет! Весь я не умру! - Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы - стоять на крыльце и ни с места! (Т.), вопросительные: ли (ль), разве, неужели. Хорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-модальные: пожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. Пожалуй , ты прав. И, пожалуй , - силен сатана, - натворил бы я бед (Н.); Нам с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.); ...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство (Ч.); сравнительные: как бы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной передачи чужой речи: дескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол , Филиппов отец (Т.).

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки значения. Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и усиливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и др. Как! Разве все тут! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое... (Ч.)

Эмоционально-экспрессивные частицы могут составлять сочетания частиц: так вот, где уж, куда как, что за и др. Куда как чуден создан свет! (Гр.).

Словообразующие частицы образуют новые слова: 1) -то, -либо, -нибудь, кое- служат для образования неопределенных местоимений и наречий: что-то, где-то и т.п.; 2) ни образует отрицательные местоимения и наречия: никто, нигде и т.п.; 3) не в сочетании с некоторыми частями речи служит для образования антонимов: друг - недруг, верный - неверный и т.п.

Формообразующие частицы образуют грамматические формы: 1) бы образует форму сослагательного наклонения: Да, пожалуй, я поел бы и ушел (Ч.); 2) да, пусть, пускай служат для выражения повеления, приказания (образуют формы повелительного наклонения): Пусть все знают, пусть все видят , что я делаю! (А. Остр.); 3) бывало, было (последняя с модальным оттенком) образуют особые формы прошедшего времени: Прекратившийся было дождь вдруг снова полил (Сим.); Бэла, бывало , нам поет песни иль пляшет лезгинку (Л.).

По функциям выделяются частицы:

  • 1) формообразующие,
  • 2) отрицательные,
  • 3) вопросительные,
  • 4) характеризующие действие по протеканию во времени или по результативности,
  • 5) модальные,
  • 6) частицы -- утверждающие или отрицающие реплики.

К формообразующим частицам относятся: 1) частицы, с помощью которых образуются формы слов; это частица давай(те), образующая форму повелительного наклонения: давай(те) петь; частица бы, образующая форму сослагательного наклонения: читал бы, пошел бы; частицы, с помощью которых образуются синтаксические формы предложений со знач. ирреальности:

  • а) частицы пусть, пускай, да, а также всегда безударная частица чтоб, с помощью которых образуются формы синтаксического побудительного наклонения;
  • б) та же частица бы, с помощью которой образуются формы синтаксических наклонений сослагательного, условного и желательного; в) модификации частицы бы, с помощью которых образуется форма синтаксического желательного наклонения.

К отрицательным частицам относятся частицы не и ни. Частица не вводится в предложение для выражения общего и частного отрицания (Он не приехал сегодня; Он приехал не сегодня; Сегодня приехал не он).

Отрицательное значение частицы не ослабляется в следующих случаях.

  • 1) Частица соединяет две слитно произносимые одинаковые формы одного и того же слова, выражающие: а) неуверенное отрицание; в) безразличие для последующего (плачь не плачь, былого не воротишь; рад не рад, а встречай; метель не, метель -- едем); в первых двух случаях частица оформляет разделительные отношения ("то ли -- то ли").
  • 2) Частица соединяет две одинаковые формы однокоренных глаголов (второй -- всегда префиксальный), и все сочетание имеет значение полноты и длительности действия: возить вам не перевозить, таскать не перетаскать, черпать не исчерпать, радуется не нарадуется, гляжу не нагляжусь, спит не проспится.
  • 3) Частица вместе с глаголом сов. вида с приставкой на-, обозначающим восприятие, отношение, образует сочетание со знач. высокой степени и длительности эмоционального состояния: не налюбуется, не надышится, не надивлюсь на тебя, не нарадуюсь.
  • 4) Частица в сочетании с как (как же, да как, да как же, уж как) в диалоге открывает собой утверждающую реплику-повтор.
  • 5) Частица соединяет инфинитив и личную форму одного и того же глагола, образуя сочетание, целостно выражающее категорическое отрицание.

В инфинитивных предложениях типа Не ночевать же тут, Не бегать же мне за ним, означающих субъективно осознаваемую невозможность, частица не вместе с частицей же образует составную расчленяемую частицу не … же.

Частица ни выражает отрицание или в сaмом строении нераспространенного предложения (Ни души; Ни звука; Ни малейшей надежды; Ни шагу назад!; Ни с места!), или при распространении отрицательного предложения, совмещая значение отрицания со знач. усиления (Мы не слышали ни звука) либо со знач. союзного перечисления (Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы). В частице ни присутствует элемент значения полноты отсутствия или категоричности отрицания.

К вопросительным частицам относятся частицы а, ли (ль), не... ли, неужели, никак (прост.), ужели (устар.), разве, что за, что, что ли, как. Все эти частицы совмещают значение вопросительности с более или менее ярко выраженной модальной окрашенностью.

Частица ли оформляет как собственно вопрос (Давно ли он ушел?; Приносили ли почту?), так и вопрос с оттенком сомнения (Так ли это?; Верно ли?; Может ли это быть?). Частица не... ли вносит в вопрос оттенок смягченности, некатегоричности, иногда -- неуверенности (Не устал ли ты?; Не ошибся ли он?; Не гроза ли?). Частицы неужели, разве, никак (прост.) всегда вносят в вопросительное предложение оттенок сомнения, неуверенности или удивления. Частицы ли, не... ли, разве, неужели оформляют также риторический вопрос (Не я ли помог тебе?; Могли ли мы предположить измену!; Разве так поступают друзья?; Неужели ты мог поверить!).

Частица что за обычно оформляет вопрос -- требование уточнения, объяснения: Что за человек?; Что это за письмо?

Частицы что, что ли, а, как относятся к разговорной, непринужденной речи. Частица что или открывает собою вопросительное предложение, или следует за вынесенным в начало предложения именем. Частица что ли, вносящая оттенок фамильярности, обычно заключает собою предложение (Заснул что ли?; Опять скандал, что ли?), но может и открывать его. Эта частица очень часто употребляется вместе с частицей что; они обрамляют предложение (Что, заснул, что ли?; Что, опять скандал, что ли?).

Частица а заключает собою вопрос; она вносит значение побуждения к ответу (Пойдем, а?) или выражает переспрос (--Пойди сюда. -- А?).

Вопросительные частицы часто выступают в свободном соединении друг с другом.

К частицам, характеризующим признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте осуществления, по результативности или нерезультативности, относятся частицы было, бывало, бывает, чуть (было) не, едва (было) не, как, мало не (прост.), ну (с инфинитивом), только что не, нет-нет (да) и, так и. Во всех этих частицах присутствуют также и модальные значения.

Модальные частицы вносят в предложение разные значения субъективного отношения к сообщаемому. Это отношение может быть ничем не осложнено, или оно может быть соединено со знач. объективного отношения сообщаемого к действительности. Однако субъективное отношение, намек на ту или иную реакцию, оценка в модальных частицах присутствуют всегда. Этот элемент отношения, субъективной реакции в разной степени присутствует и в других частицах -- отрицательных и формообразующих.

Модальная окрашенность характерна для класса частиц в целом.

В самом общем виде модальные частицы со стороны вносимых ими значений объединяются в следующие группы: 1) частицы, вносящие эмоциональные и другие оценки, выражающие непосредственные реакции говорящего; 2) частицы, выражающие волеизъявление; 3) частицы, устанавливающие разнообразные связи и отношения сообщения с его источником, с другими частями сообщения, с другими событиями и фактами. Как уже сказано, разные значения могут совмещаться в одной частице.

1) К первой группе относятся частицы, подчеркивающие (усиливающие, акцентирующие) сообщение или какую-то его часть; выражающие ту или другую оценку, качественную характеристику; согласие или несогласие; предупреждение, угрозу; опасение; предложение, принятие, допущение; сомнение, неуверенность, неопределенность отношения; удивление; уверенность; стремление к смягченности, сглаженности, нерезкости выражения.

Таковы частицы а, ведь, вон, вот, всего, всего-навсего, да, еще, же, и, и есть, или, именно, как есть, ли, лишь, ну, оно, просто, прямо и др., вносящие разные оттенки подчеркивания, ограничения, акцентирующего выделения: Хотел было даром отдать, но теперь вот не получишь же! (Гоголь).

  • 2) Ко второй группе относятся частицы, выражающие волевую направленность, волеизъявление: призыв к согласию, к ожиданию, просьбу дать возможность сделать что-нибудь; решимость. Таковы частицы: дай, дай-ка, давай(те), сём: -- А впрочем, дай-ка я прочту еще раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану. Захар! (Гончаров).
  • 3) К третьей группе относятся частицы, выражающие завершение или выявление предшествующего состояния; соответствие или несоответствие ожидаемому; связывание с известным, отнесение к известному; предпочтительность чего-нибудь, перед чем-нибудь; независимость, несвязанность с чем-либо; своевременность; единственность и исключительность; противопоставленность; обусловленность или необусловленность; уступительное отграничение; отношение сообщения к его источнику. Таковы частицы: (и) без того, вот и, вот тебе (те) и, всё, да, де, дескать, единственно, еще, знай (знай себе), и так, и то, исключительно, лучше, мол, на что, нет, но, ну и, однако, так и, тебе, только, то-то и др.: И ты зря не думай. Знай себе, посматривай вперед! (Станюк).

Частицы-союзы совмещают разные модальные значения со значениями связующих слов.

Многие частицы по своему значению и по своим синтаксическим функциям не противостоят резко словам других классов -- союзам, вводным словам, междометиям, наречиям, а совмещают в себе качества частицы и слова одного из этих классов. Соответственно внутри класса частиц выделяются частицы, совмещающие в себе признаки частиц с признаками названных слов: частицы-союзы, частицы-наречия, частицы-междометия и частицы-вводные слова.

Частицы-союзы совмещают разные модальные значения со значениями связующих слов.

Многие частицы близки к наречиям. Это частицы, совмещающие значение акцентирования со значениями указательными (вот, вон), количественным (только, всего-навсего, вовсе, совсем, еще), качественно-характеризующим (действительно, совершенно, единственно, просто, просто-напросто, прямо, лучше, больше, более), местоименным (как, так, так и, туда же, всё).

К междометиям близки многие частицы, выражающие экспрессивную оценку, эмоциональное отношение; с другой стороны, в определенных условиях междометия приобретают качества модальных частиц.

Такие частицы, как бывало, бывает, вишь, дескать, гляди, смотри, поди и ряд других, при интонационном их обособлении сближаются с вводными словами.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх