Криминальная субкультура как психологическая характеристика криминальной среды. Криминальная культура: истоки и специфика воспроизведения

Психология криминальной среды

контрольная работа

1. Криминальная субкультура как психологическая характеристика криминальной среды

Можно дать следующее понятие криминальной среды с учётом современной действительности: это социальное, уголовно-правовое явление, образующееся из определённой совокупности лиц, занимающихся криминальной деятельностью, большинство из которых ранее судимые и являющиеся носителями криминальной субкультуры, имеющие цель - совершение умышленных преступлений и уклонение от ответственности.

Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является субкультура. В переводе с латинского термин "субкультура" (sub -- под; под чем-то) означает часть основной культуры. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности досуга.

Криминальная субкультура и ее атрибуты проявляются не только среди членов преступной группировки, в местах лишения свободы (здесь она имеет наиболее ярко выраженный характер), но и в других социальных общностях. Например, в профессионально-технических училищах и даже в общеобразовательной школе, где есть авторитеты и "изгои"; в армии и военном училище, где распространена "дедовщина"; на предприятии и стройке, где работает много бывших осужденных; на дискотеке и в казино, где завсегдатаями или по крайней мере частыми гостями являются преступные элементы.

Криминальная субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает добропорядочность населения, блокирует процесс социализации молодежи, формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога), создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании. Другими словами, криминальная субкультура является основным механизмом криминализации общностей и прежде всего молодежной среды.

Говоря об истоках криминальной субкультуры, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические факторы, в частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура -- это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу ("мы" -- "они").

Разработка мер по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью предполагает понимание психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры.

Основные элементы криминальной субкультуры таковы. Центральным элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Среди социальных ценностей следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово и другие ценности. Собственность как социальная ценность -- это краеугольный камень межличностных отношений в современной криминальной среде.

Рост числа убийств в России, даже воров, указывает на то, что такая социальная ценность, как "человеческая жизнь", существенно девальвирована. Если в дореформенный период большинство криминальных элементов придерживалось правил: "Не носить холодного оружия", "Не совершать убийств" и т.п., то в настоящее время для многих преступников (и не только их) главная жизненная ценность -- материальные блага, собственность, для приумножения которых хороши все средства, в том числе лишение жизни других людей. Средства массовой информации переполнены подобными сообщениями, что еще отрицательнее сказывается на правосознании граждан.

Претерпело изменение в криминальной субкультуре отношение к семье как социальной ценности. Прежние авторитетные преступники не имели права "связывать" себя семейными узами, а современные воры считают "своим долгом" не просто создать семью, но и обеспечить ей должное существование.

Специфический смысловой оттенок в криминальной среде приобретают нравственные ценности: "порядочность", "честность", "свобода", "ответственность за данное слово" и т.п. Например, все осужденные, за небольшим исключением, ценят свободу. Однако "порядочный" осужденный не имеет права освобождаться досрочно, сотрудничать с администрацией. Достаточно высока ответственность преступных элементов друг перед другом за данное слово, за высказанную оценку в адрес другого. Причина этого не в их высокой нравственности (по отношению к законопослушным гражданам эти ценности абсолютно не соблюдаются), а в том, что за нарушение криминальной идеологии следует нести ответственность и более сурово, чем по законам правового государства.

Специфическим элементом криминальной субкультуры выступают такие средства, как клички. Клички -- это персонифицированная форма жаргонного обращения к представителям криминального сообщества. Кличка не только заменяет фамилию, имя человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполняет одновременно оценочную функцию ("хороший", "плохой", "злой", "добрый" человек). Авторитетный преступник никогда не может иметь оскорбительных кличек. Истоки кличек могут отражать различные свойства личности криминальных элементов: имя или сокращенную фамилию ("Леха" -- Алексей; "Боб" -- Бобков; "Савоська" -- Савоскин и тд.); физические особенности ("Горбун", "Хромой", "Костыль", "Очкарик" и т.п.); статус личности ("Пахан", "Король", "Бриллиант" -- высокий статус; "Леди", "Петух", "Помойка", "Жаба" -- низкий статус); специфику преступной деятельности ("Робинзон" -- вор-одиночка, "Пляжник" -- пляжный вор, "Фунт" -- валютчик, "Баклан" -- хулиган, "Джек Потрошитель" -- сексуальный убийца) и др. Зная кличку, можно более оперативно найти нужного человека и составить его предполагаемый психологический портрет.

Важным элементом субкультуры является досуг членов криминального сообщества. В процессе досуга решаются такие задачи, как релаксация членов сообщества (снятие эмоционального напряжения после проведения различных криминальных операций), неофициальное знакомство, встречи с представителями других криминальных структур и даже обсуждение различных криминальных проблем. В настоящее время за многими ресторанами, казино, дискотеками, банями закрепилась "визитная карточка" той или иной преступной группировки, сами эти заведения часто являются сферой бизнеса криминальных авторитетов либо находятся под патронажем ("крышей") определенных преступных сообществ. Работники досуговых заведений, в том числе сотрудники охраны, если и не входят в преступное сообщество, вынуждены общаться с криминальными элементами, соблюдать определенный нейтралитет.

Завершая краткое изложение психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры, важно остановиться и на таком феномене, как интеграция криминальной среды, т.е. стремление к объединению, к сплочению. Криминальная среда, как диффузно рассредоточенное по всей России и за ее пределами сообщество, стремится к объединению и координации своих действий. Наиболее принятой формой такой координации являются всероссийские "сходки" криминальных авторитетов, на которых уточняется идеология, рассматриваются наиболее важные проблемы криминальной практики, назначаются ответственные за положение дел в различных регионах России, обсуждаются вопросы использования общих финансов ("общака"). При всей конспиративности "сходки" о ее проведении практически всегда становится известно правоохранительным органам. В зависимости от складывающейся оперативной обстановки руководство МВД или местных органов, на территории которых проходит встреча, принимает решение о соответствующих действиях.

Итак, криминальная субкультура -- это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности.

Агрессивность и наследственность

Особый аспект агрессивного поведения представляет криминальная агрессия, лежащая в основе насильственного преступного посягательства на личность. Её анализу посвящён ряд исследований в области юридической психологии...

Адаптация людей в коллективе

Выявление уровня агрессии у различных субкультур

Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись...

Исследование особенностей восприятия образа молодежной субкультуры эмо

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы...

Криминальное поведение подростков: причины и следствия

В последние годы мы стали свидетелями небывалого роста числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними. По данным МВД в 2005г...

Место юридической психологии в органах внутренних дел

В истории психологии и криминологии предпринимались попытки дать психологическую классификацию личностей преступников. Так, например, известный русский психолог А.Ф.Лазурский, взяв основанием для типологии...

Особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Как мы уже отметили в первой главе, при изучении лидерства необходимо учитывать не только качества лидера, но и те условия, в которых протекает данный процесс...

Причины вовлечения подростков в субкультуру готов

Субкультура - это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства людей. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этическое происхождение, религия, социальная группа или место жительства...

Психологическая сторона деятельности юриста

Понятие криминальной субкультуры коротко можно сформулировать следующим образом: криминальная субкультура -- это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций...

Формирование норм криминальной среды аналогично формированию норм любой закрытой организации или учреждения. Общими для них являются: устойчивая и продолжительная деятельность, разграничение функций (в том числе и по горизонтали)...

Психология криминальной среды

Анализ криминальной среды со стороны сотрудника органов внутренних дел предполагает: 1. Выяснение причин...

Роль общения в развитии личности подростка

Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками...

Суицид в молодёжных субкльтурах

Одним из средств социализации и самореализации современных подростков является их принадлежность к подростковым и молодёжным субкультурным течениям. Подростки, по сути своего возраста - "оппозиционеры"...

Формирование психологической культуры детей

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой общественного развития. В образовании, как явлении цивилизации, происходит также ориентация на индивида, на развитие личности...

Этапы становления и развития криминальной психологии

С момента возникновения Российского государства и до конца XYIII в. борьба с преступностью носила чисто механический характер и имела два основных метода воздействия: возмездие и устрашение. Так, «Наказ до градского благочиния касающийся»...

ШшЯШшЖi

Попович Е.В.

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена раскрытию «социального лица» человека, совершившего преступление и выступает продуктом взаимодействия социально-культурных и психо-биологических сил, которые формируются в различных видах общественной деятельности.

Ключевые слова: криминальная субкультура, преступное деяние, интерпретация преступления, уголовная идеология, субъект криминальной субкультуры, сознание преступника, социальная среда, ценностно-нормативная система личности, правомерное поведение.

THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF CRIMINAL SUBCULTURE ON THE PERSON"S CRIMINALIZATION

The article deals with the analysis of the «social face» of a person who committed a crime and be the product of the socio-cultural and psycho-biological forces that are formed in various kinds of social activities.

Key words: criminal subculture, criminal action, the interpretation of the crime, the criminal ideology, the subject of a criminal subculture, consciousness of the offender, social environment, value lawful behavior.

Попович Е.В. -normative system of the person,

Связь социальных условий с преступным поведением имеет сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. Однако в одних случаях они заранее, в процессе длительного специфического социального взаимодействия, накладывают относительно устойчивый отпечаток на личность и в результате порождают не отдельные ее преступные акты, а устойчивую неправомерную ориентацию, что проявляется в системе правонарушений. Такая личность способна совершать преступления даже при изменившихся условиях, если не изменилась она сама, приспосабливая для себя при необходимости среду и преодолевая возникающие препятствия.

Криминальная субкультура была и остается предметом пристального внимания многих правоведов, социологов, психологов, педагогов, лингвистов и других специалистов. В частности, эту проблему всесторонне исследовали В. Пирожков, Ю. Антонян, В. Верещагин, Г. Калманов, А. Баляба, Е. Вилен-ская, Э. Дидоренко, И. Мацкевич, А. Прохоров, С. Сергеев, А. Кочетков, В. Батиргареева и др.

Цель данной статьи заключается в исследовании психологического влияния криминальной субкультуры на криминализацию личности, поскольку человек не получает от рождения готовой социальной программы, она создается в нем общественной практикой в ходе его индивидуального развития. Никаких генов для «фиксирования» духовного состояния человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности людей.

Преступное поведение практически всегда рассматривалась в системе координат «среда - преступник», но при этом, по-разному решался вопрос о том, какой из двух факторов играет первичную и решающую криминогенную роль. В XIX веке отобразилась борьба двух крайних взглядов, один из которых наиболее полно был выражен в работах Ч. Ломброзо1.

Ч. Ломброзо усматривал первопричину преступности в самом преступнике и считал определяющими его врожденные анатомо-физиологические аномалии и психические осо-

1 Ломброзо Ч. Преступный человек: пер. с итал. / Чезаре Ломброзо. -Москва: Эксмо, 2005. - 880 с. - (Гиганты мысли).

бенности. Без биологических аномалий «среда физическая и среда социальная не в состоянии объяснить преступления»,

Писал ученик Ломброзо Ферри. Представители антропологической школы ставили себе в заслугу то, что обратили внимание на человека, который совершает преступления, но именно они утверждали, что против «врожденных» преступников «нет никакой терапии. Единственная мера против них

Убивать их или удерживать в исправительных учреждениях; последним способом удалось бы избежать рецидивов»2. Что касается «детей, заклейменных наследственностью», то «воспитание в подобных случаях бессильно», - писал Ломброзо3.

теории биологической природы преступлений и роли человека в их этиологической обусловленности именно как биологического, а не общественного индивида проповедуют и до настоящего времени. Они многовариантны и используют подходы как с позиций фрейдизма, «характерологического» учения, теории конституциональных наклоностей, так и многих других.

В советской литературе в свое время подвергались убедительной критике попытки биологизации преступного поведения и его причин4. Существенным, на наш взгляд, является то, что в человеке вообще нельзя выделить в каком-то «чистом виде» его биологические особенности, по отношению к нему не может стоять вопрос о «социальном» и «биологическом». Все без исключения характеристики испытывают на себе влияние процесса социализации индивида, поэтому ни одна из них не может рассматриваться в качестве чисто биологического фактора. Для выражения интеграционной сути биологии человека применяется термин «социально-биологический», потому что в ходе социального развития личности происхо-

2 Ферри Э. Преступление как социальное явление / Энрико Ферри // Проблемы преступности. - Киев: Госиздат Украины, 1924. -Сб. 2-й. - С. 20.

3 Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Чезаре Ломброзо; сост. Владимир Овчинский. - Москва: Норма-ИНФРА М, 2004. - С. 228-229. - (Библиотека криминолога).

4 Карпец И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии / И.И. Карпец. - Москва: Юридическая литература, 1976. - С. 31.

Попович Е.В.

дит дальнейшее развитие ее биологии, «включенной в состав ее интегральной социальной природы»5.

Вместе с тем, не исключена ситуация, когда в результате патологии, врожденной или приобретенной, нарушается нормальный процесс социализации индивида и он, вследствие болезненного состояния, не может в должной мере руководить своими действиями или отдавать себе в них отчет. Такие случаи исключают признания индивида вменяемым, и, следовательно, он не может быть предметом внимания криминологов. Криминологи, как специалисты по проблемам преступности решают другой вопрос: почему психически здоровые лица, которые могут осознавать свои действия и руководить ими, могут избежать соответствующие преступное деяние, все-таки его совершают?

Современные сторонники наследственной предрасположенности к преступному поведению фактически тоже избегают вопроса о вменяемости. Они объявляют ее «неуклюжим диагностическим инструментом», а лучшим средством ресо-циализации преступников с аномалиями поведения считают поселить их в специальные закрытые учреждения «независимо от степени их вменяемости». Как отмечал в связи с этим Д.Р. Лунц, «такие взгляды, происходящие из биологизации антисоциального поведения, смывают грани между психической болезнью и неболезненными проявлениями, а также между мерами наказания и принудительным лечением»6.

В ходе криминологического изучения важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение порождает не сама по себе среда или отдельное лицо, а лишь их взаимодействие.

Социальная среда - это общество, не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся деятельность людей, которые создают и изменяют указанные обстоятельства, - людей как продукта и источника социального развития7. Поскольку влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер, принципиально неправильным будет рассмотрение преступности не только с биопсихологических, биосоциальных, но и с вульгарно - социологических позиций. Расхождение взглядов большинства криминологов прошлых лет обусловлена вовсе не тем, что одни не признают факта взаимодействия, а другие отстаивают его важность и разоблачают вульгарно-социологический подход. Важно какой смысл вкладывается в такое взаимодействие. Признание сложности механизма детерминации преступного поведения, процессов взаимодействия, которые лежат в его основе, не исключает необходимости определения ведущей стороны взаимодействия, решения проблемы первичного и производного, исследования причинно-следственных закономерностей, в том числе и в «традиционно аналитическом аспекте». Сказанное тем более важно, поскольку на личность преступника практически нельзя эффективно воздействовать, не внося коррективы в ее социальную среду, не меняя способы взаимодействия с такой средой8. Но при этом нельзя не учитывать и участие в соответствующем взаимодействии личности как относительно

5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 705 с.

6 Лунц Д.Р Проблема невменяемости / Д.Р. Лунц // Руководство по судебной психиатрии / под ред. Г.В. Морозова. - Москва: Медицина, 1977. - С. 30.

7 Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека / Б.Т. Григорьян. -Москва: Политиздат, 1973. - С. 52.

8 Зелинский А.Ф. Криминальная психология: научно-практ. изд. /

Анатолий Феофанович Зелинский. - Киев: Юринком Интер, 1999. -С. 110.

самостоятельного феномена. В результате неверна и другая крайняя позиция, берущая в криминологии свое начало от Лакассаня, основателя так называемой «французской школы», противопоставляющей теории врожденного преступника теорию социальной среды. Лакассань признавал физические и психические аномалии преступников, но считал их социально приобретенными и приходил к выводу, что последнее дает основание обращать внимание только на социальные воздей-ствия9.

На сегодняшний день также не все авторы в должной мере учитывают то обстоятельство, что личность преступника представляет для криминологии самостоятельный интерес, поскольку она не просто отражает определенные внешние условия, но выступает активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Выявление причин и условий преступного поведения в случае игнорирования указанных обстоятельств основывается на прямом сопоставлении некоторых данных об объективных социальных явлениях и процессах, с одной стороны, и данных о преступном поведении, с другой стороны. Иногда сравниваются жилищные условия преступников и непреступников, уровень доходов в их семьях

БУРМИСТРОВ ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВИЧ, ЕРМАКОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ШМЫРЕВ ДЕНИС ВИКТОРОВИЧ - 2015 г.

  • ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ И ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    ДОНСКИХ ДАРЬЯ ГЕННАДЬЕВНА - 2009 г.

  • 480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

    Денисов Николай Леонидович. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08: Москва, 2002 194 c. РГБ ОД, 61:02-12/828-5

    Введение

    Глава первая. Криминологическая характеристика криминальной субкультуры и особенности ее проявления среди несовершеннолетних 14

    1. Понятие криминальной субкультуры 14

    2. Криминальная субкультура несовершеннолетних: ее генезис и основные элементы 30

    Глава вторая. Становление личности несовершеннолетнего преступника под влиянием криминальной субкультуры 53

    1. Роль криминальной субкультуры в формировании личности несовершеннолетнего 53

    2. Механизм приобщения несовершеннолетних к криминальной субкультуре 65

    3. Основные пути приобщения несовершеннолетних к криминальной субкультуре 79

    Глава третья. Основные направления нейтрализации влияния криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего и особенности противодействия ей органами внутренних дел 99

    1. Основные направления и субъекты нейтрализации влияния криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего 99

    2. Правовые основы и основные направления противодействия органами внутренних дел влиянию криминальной субкультуры на формирование личности несовершеннолетнего преступника 134

    Заключение 157

    Приложение 167

    Список литературы 175

    Введение к работе

    Актуальность темы и степень ее научной разработанности.

    Как показывают научные исследования, те, «кто совершает первое преступление, будучи несовершеннолетними, впоследствии (до 63 %) становятся рецидивистами»1. Эти данные и многочисленные результаты исследований ученых доказывают, что именно в возрасте до 18 лет закладывается основы мировоззрения и дальнейшей направленности поведения личности.

    К сожалению, это прослеживается при анализе показателей преступности несовершеннолетних и ее основных тенденций. Несовершеннолетние в нашей стране стали наиболее криминогенно активной частью населения, и преступность с их участием возрастает интенсивнее преступности взрослых. Это происходит на фоне угрожающей самому существованию российского государства тенденции к снижению рождаемости. По утверждению Министерства образования Российской Федерации и демографов через восемь - десять лет детей школьного возраста в России будет на тридцать процентов меньше, чем сегодня.

    Мотивация совершения подростками многих преступлений, например убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений, существенно отличается от мотивации совершения аналогичных преступлений взрослыми. В отличие от взрослых в основе мотивации поведения несовершеннолетних большую (если не основную) роль играют нравственные ориентиры и ценностные ориентации.

    В стране налицо угроза расползания преступности несовершеннолетних, попытка криминального мира распространить своё влияние на определённую часть подрастающего поколения для использования его в своих преступных целях1. Одной из основных причин, приведших к такому результату, признаётся и последовавшая после этого криминализация многих сторон нашей жизни, которая повлекла за собой проникновение и даже в определённой мере популяризацию в обществе присущего для представителей представителям преступного мира образа жизни и криминальной субкультуры2.

    Как отмечают многие ученые, «приобщение к криминальной субкультуре разных слоев несовершеннолетних служит одной из причин, обусловливающих их антиобщественное и криминальное поведение» .

    Носители криминальной субкультуры оказывают влияние на несовершеннолетних не только тогда, когда вместе с ними входят в преступные группировки, внутри групп, но и при опосредованном совершении противоправных деяний, часто являясь вдохновителями и организаторами их преступной деятельности. Немаловажная роль в этом принадлежит атрибутике и образу жизни так называемых «авторитетов», которые из-за кризисных явлений в нашей образовательной системе, ослабления семейных уз часто выполняют функции единственных наставников и даже кумиров для несовершеннолетних.

    Несовершеннолетние, приобщаясь к криминальной субкультуре, в силу своей психологии, во многом основанной на подражании взрослым, не только приобретают склонность к совершению преступлений, к преступной деятельности, но и сами становятся проводниками данной субкультуры среди других несовершеннолетних. Вовлекая сверстников в свой круг общения, они в свою очередь приобщают их к криминальной субкультуре, пропагандируют криминальный образ жизни, рекрутируют из их среды соучастников для совершения преступлений. Характер преступной деятельности таких групп отличается большой общественной опасностью.

    В связи с этим особенно важно знать, как формируется криминальная субкультура у несовершеннолетних, как она становится у них доминантой. Без этого нельзя эффективно осуществлять борьбу с преступностью, питательной средой которой, особенно среди несовершеннолетних, является криминальная субкультура. Очень важно при этом знать не только механизм формирования криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, но и наделить правоохранительные органы, особенно сотрудников органов внутренних дел, научными основами нейтрализации этого влияния на несовершеннолетних, что позволит более эффективно противостоять ему, разрабатывать и принимать в этих целях научно обоснованные программы.

    Это не значит, что данному феномену ранее в науке не уделялось внимания. Криминальная субкультура и воздействие криминальной среды на становление личности несовершеннолетних постоянно исследовались учеными разных поколений, такими, как Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, И.П. Башкатов, Н.И. Ветров, М.Н. Гернет, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, С.Я. Лебедев, B.C. Овчинский, В.В. Панкратов, В.Ф. Пирожков, И.В. Суханов и другими, но предметом изучения в основном являлись отдельные ее элементы: обычаи, традиции, развлечения и др. Причём это явление изучалось, как правило, применительно к взрослой среде преступников, в то время как формирование, становление личности в основном происходит в несовершеннолетнем возрасте1. Вместе с тем криминальная субкультура несовершеннолетних не является точной копией криминальной субкультуры взрослых. У неё свои отличия, во многом обусловленные особенностями данной возрастной категории, что и явилось предметом изучения в данном диссертационном исследовании.

    Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в теоретическом и методологическом изучении роли и механизма влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних и в научном обосновании мер по противодействию этому явлению. Указанная цель предопределила задачи проведенного исследования, которыми являются:

    анализ имеющихся в юридической литературе научных концепций о понятии и элементах криминальной субкультуры несовершеннолетних;

    рассмотрение проблем становления, формирования и особенностей криминальной субкультуры среди несовершеннолетних;

    выявление механизма влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних и основных путей приобщения к ней;

    определение основных направлений в организации предупреждения влияния криминальной субкультуры на формирование личности несовершеннолетних;

    проведение исследований среди несовершеннолетних преступников для выяснения механизма их приобщения к криминальной субкультуре;

    формулирование выводов по результатам исследований и внесение соответствующих рекомендаций и предложений по организации деятельности органов власти, в том числе органов внутренних дел, по нейтрализации влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних.

    Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с влиянием криминальной субкультуры на несовершеннолетних, особенностями их криминальной субкультуры и с механизмом приобщения несовершеннолетних к криминальной субкультуре.

    Предметом настоящей диссертационной работы являются:

    а) криминальная субкультура несовершеннолетних как социально- психологический и социальный феномен;

    б) внешние и внутренние детерминанты криминальной субкультуры несовершеннолетних;

    в) механизмы влияния и приобщения несовершеннолетних к криминальной субкультуре;

    г) личность несовершеннолетнего преступника, сформировавшегося под влиянием криминальной субкультуры, мотивы приобщения к ней и его преступного поведения;

    д) противодействие антиобщественному влиянию криминальной субкультуры на формирование личности несовершеннолетних и предупреждение совершения ими преступлений.

    Научная новизна диссертационного исследования состоит прежде всего в том, что впервые были уточнены и рассмотрены в комплексе понятие, генезис криминальной субкультуры несовершеннолетних, причины и механизм влияния криминальной субкультуры на формирование личности несовершеннолетнего преступника, его особенности. Теоретически обоснованы основные направления противодействия этому явлению.

    Положения, выносимые на защиту:

    8. Субкультура - это особое социальное явление, в рамках которого многие индивиды пытаются самоопределиться и самореализоваться в определенной автономности от общества. Криминальная субкультура - это разновидность субкультуры, нормы которой противопоставляются общепринятым социальным нормам и связаны с нарушением уголовно-правовых норм.

    9. Криминальная субкультура несовершеннолетних, так же как и субкультура взрослых, представляет собой особую систему и структуру определенных отношений индивидов, сложившихся на основе особых ценностных ориентации и деятельности в относительно обособленной среде, образ жизни и поведение в которой регулируются системой неформальных норм, установок, представлений (традиций, обычаев, ритуалов, правил) преступного мира, определяющих поведение и образ жизни данной категории несовершеннолетних и имеющих отражение во внешних атрибутах и проявлениях.

    10. В основе феномена криминальной субкультуры несовершеннолетних - личность с ее возрастными особенностями: эгоцентризмом, особенностями психики и ориентацией на неформальные связи и отношения со сверстниками и взрослыми, повышенной внушаемостью и склонностью к подражанию, восприятию негативных, антиобщественных ценностных ориентации.

    11. Проведенные исследования, анализ причин и условий криминализации среды несовершеннолетних свидетельствует о том, что установки на преступное поведение у многих подростков под влиянием криминальной субкультуры могут формироваться уже к 10-12 годам. Во многом это связано с микросредой, в которой они живут, воспитываются, проводят досуг, учатся.

    5. Приобщение несовершеннолетних к криминальной субкультуре служит одной из причин их устойчивого антиобщественного и криминального поведения, а сама криминальная субкультура, таким образом, становится связующим звеном между первичной и рецидивной, а также профессиональной преступностью.

    6. Воздействие криминальной субкультуры на несовершеннолетних отрицательно влияет на процесс становления личности несовершеннолетнего, противопоставляет его обществу, деформирует психику, подрывает нравственность, устои общества, угрожает национальной безопасности страны. Особую опасность представляют несовершеннолетние, объединившиеся в преступные группы, поведение и действия которых способствуют культивации криминальной субкультуры среди относительно благополучных несовершеннолетних.

    7. Предупреждение влияния криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника направлено на устранение причин и условий, благоприятных для формирования криминальной субкультуры, на создание необходимых условий, целью которых является предотвращение воздействия криминальной субкультуры на несовершеннолетнего.

    8. Особая роль в предупреждении влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних отводится правоохранительным органам, в том числе органам внутренних дел, как субъектам социальных связей и правоотношений, обладающим наиболее широким спектром общих и специальных мер, способных оказать решающее воздействие на снижение и нейтрализацию влияния криминальной субкультуры.

    Методология и методы диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составляют общетеоретические положения философии и социологии, в том числе категории и принципы материалистической диалектики и, прежде всего, учение о единстве общего и особенного, о взаимосвязи экономических, политических, социальных и правовых явлений, фундаментальные научные труды в области теории государства и права, криминологии, уголовного и уголовно-исполнительного права, психологии.

    В процессе диссертационного исследования применялись методы:

    Сравнительно-правовой - при анализе действующего законодательства, а также точек зрения исследователей, имеющихся в научной литературе по предмету исследования;

    Системно-структурный - при анализе влияния криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего как многопланового явления, а также при исследовании различных его видов;

    Статистический - для анализа состояния, динамики и тенденции влияния криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника;

    Прогностический - при прогнозировании процессов, связанных с действием механизма влияния криминальной субкультуры на личность несовершеннолетнего.

    Использовались также исторический, конкретно-социологические методы, методы анализа и синтеза, систематизации, обобщения моделирования и другие.

    Диссертантом в процессе исследования применялись различные методики получения, обобщения, анализа информации в соответствии с новейшими научными требованиями. Разработка поставленных в диссертации вопросов производилась с учетом современного состояния этих направлений научной деятельности. Использовались материалы правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, зарубежный опыт.

    Эмпирическую основу исследования составили статистические данные, в том числе МВД России и других правоохранительных органов, результаты социологических исследований учёных-криминологов, других российских и зарубежных учёных, исследования автора.

    Информационной базой исследования служили данные, полученные при изучении специально разработанных соискателем анкет, с помощью которых по вопросам исследования были проинтервьюированы 437 несовершеннолетних (287 несовершеннолетних мужского пола, находящихся в СИЗО г. Смоленска, в воспитательных колониях (далее ВК) Калужской и Брянской областей, 78 несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в ВК Рязанской области, 72 несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел г. Смоленска), 40 работников органов внутренних дел. Исследования проводились в Московской, Смоленской, Рязанской и Брянской областях.

    Обоснованность и достоверность выдвинутых диссертантом научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается глубоким и многофакторным криминологическим анализом криминальной субкультуры несовершеннолетних и особенностей механизма ее влияния на становление личности несовершеннолетних, обстоятельств совершения ими преступлений, обобщением практики деятельности правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних.

    При написании работы проводился сравнительный анализ результатов других исследований с данными, полученными автором.

    Положения диссертации основываются также на обобщенных данных и аналитических материалах МВД России, НИИ МВД России, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

    Апробация результатов исследования проводилась на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, состоявшихся в Москве и Смоленске.

    Основные идеи и положения, содержащиеся в работе, отражены в публикациях и выступлениях автора на научно-практических конференциях. Они использовались при проведении занятий по криминологии в Юридическом институте МВД России, Смоленском филиале этого же института с курсантами, слушателями, во Всероссийской Государственной Налоговой Академии при Министерстве по налогам и сборам РФ со студентами, а также сотрудниками органов внутренних дел. Научные статьи, опубликованные соискателем по теме диссертационного исследования, применяются в учебном процессе образовательных учреждений МВД России.

    Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке программ борьбы с преступностью несовершеннолетних, для совершенствования законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при определении методов выявления и анализа причин и условий, способствующих вовлечению подростков в преступную деятельность, при разработке конкретных мер по противодействию влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних. Полученные в процессе исследования выводы, обобщения, рекомендации, исследовательские материалы могут быть использованы в научной работе и учебном процессе в высших образовательных учреждениях, и прежде всего при преподавании соответствующих дисциплин, спецкурсов криминологического и уголовно-правового профиля в высших учебных заведениях МВД России, в практической деятельности правоохранительных органов, а также работниками учреждений и органов, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних правонарушителей, органов местного самоуправления и общественных организаций, по роду деятельности оказывающие влияние на формирование и воспитание личности несовершеннолетних.

    Кроме того, результаты, предложения и выводы, изложенные в диссертации, могут способствовать совершенствованию дифференциации индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними, а также могут быть использованы в деятельности по профилактике их вовлечения в преступную деятельность.

    Структура диссертации состоит из введения, включающего изложенные выше положения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы.

    Понятие криминальной субкультуры

    При рассмотрении закономерностей и путей (механизма) воздействия на преступность условий материальной и духовной жизни общества, «...неизбежно возникает вопрос о культуре как об одном из важнейших феноменов, с которым непосредственно связаны все формы человеческой деятельности, в том числе и противоправное поведение»1.

    Человек, социальная среда и культура общества составляют неразрывную связь, изучение которой позволяет выявить основные тенденции и пути развития общества.

    Преступность, преступные сообщества во все времена оказывали серьезное влияние на нравственное состояние общества, а значит и субкультуру преступников необходимо рассматривать как составную часть культуры. «Если преступность представляет собой барометр состояния нравственного здоровья общества, то и распространенность субкультуры преступников вне сфер их общения выполняет те же функции» . Таким образом, культура любого общества - это не только ценности, признанные в официальных кругах. В ее структуру входят взгляды, образ жизни, присущие криминальным сообществам и свидетельствующие об особой актуальности данной проблемы для России, в которой происходит перестройка во всех сферах и когда определяется будущее страны.

    Культура и ее разновидности, а также ее система являлись чаще всего предметом изучения таких наук как философия, социология, культурология, исторические науки и др. Однако в связи с ростом преступности, криминализацией общества и восприятием определенной частью населения ценностей и образа жизни преступных сообществ возникла необходимость в научно обоснованном противодействии этим явлениям, что потребовало более глубокого изучения этих процессов в рамках криминологии, в том числе и криминальной субкультуры, служащей духовной подпиткой для преступного мира.

    В целях уточнения понятия «криминальная субкультура» необходимо раскрыть и разграничить сходные понятия и определения, которые позволят более точно определить указанный феномен и наметить основные пути и направления преодоления его развития и распространения.

    Особенно важно определиться с понятием культуры вообще. Так, Н.П. Петрова, проанализировав имеющееся разнообразие дефиниций культуры, с учетом современного состояния социологии культуры формулирует понятие культуры следующим образом: «Культура - это совокупность ценностей и норм, продуктов материального и духовного производства и способов жизнедеятельности людей по их созиданию, распространению и потреблению»1. Структура культуры, по ее мнению, многопланова и включает в себя: а) ценности и нормы; б) продукты материального и духовного производства; в) способ создания, распространения и потребления людьми этих компонентов культуры и соблюдения ее норм2. Эти признаки в целом присущи и криминальной субкультуре, и будут нами учитываться в дальнейшем. Культура - сложное социальное образование, имеющее множество подсистем. Они различаются в зависимости от того, что лежит в основе их типологизации. Одним из таких оснований является субъект культуры, а именно: какая социальная группа является носителем данной подсистемы культуры, ее субъектом. В социологии специфические особенности культуры различных социальных групп получили обобщенное выражение в понятии «субкультура».

    Впервые понятие «субкультура» как научный термин появилось за рубежом в 30-е годы XX века, а на страницах отечественной литературы - в 60-е годы в связи с рассмотрением и критическим анализом молодежных движений на Западе (хиппи, битники, представители оккультизма, мистицизма и т.д.).

    В большинстве определений понимание субкультуры базируется на ее отличии от доминантной (господствующей) культуры.

    В основе выделения субкультуры из общей культуры, помимо субъекта культуры, лежит конфликт норм, ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится «причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в ее пространстве: он должен взаимодействовать с общей культурой»1.

    В обществе существует множество микрогрупп, имеющих отличные от общекультурных ценности и традиции. Система норм и ценностей, свойственных только определенной части населения, отличающих микрогруппу от социального общества, выделяет ее в обособленную микросреду с присущей только ей субкультурой. Так, в обществе существует ряд уважаемых субкультур (например, субкультура врачей, военных и др.).

    Криминальная субкультура несовершеннолетних: ее генезис и основные элементы

    Криминальная субкультура, в том числе и несовершеннолетних, формируется под влиянием таких факторов, как этническое происхождение, 4 религия и место жительства, семья, социальная среда. Криминальную субкультуру порождают те же объективные причины, что и преступность, которая чужда официальной культуре общества и является в нем как бы «другой жизнью». Но, с другой стороны, криминальная субкультура остается частью культуры, так как преступники - это социальная микрогруппа нашего общества. В связи с этим она «зависит от процессов, происходящих в нем (общесоциальных, экономических, идеологических, социально-демографических, социотехнических, социально-бытовых, социально-воспитательных, правовых, организационно- управленческих и др.)»

    Истоки и причины субкультуры восходят к далекому прошлому, к периоду разделения общества на классы. Как социально-психологическое явление антиобщественного поведения она стала порождением классового антагонистического общества. Ф. Энгельс писал: «Самые низменные побуждения - вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждению, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния - являются восприемниками нового, цивилизованного, классового общества, самые гнусные средства - воровство, насилие, коварство, измена - подтачивают старое бесклассовое общество и приводят его к гибели...» . И далее он же пишет: «... Чем дальше идет вперед цивилизация, тем больше она вынуждена набрасывать покров любви на неизбежно порождаемые ею отрицательные явления, приукрашивать их или лживо отрицать, одним словом, вводить в практику общепринятое лицемерие, которое не было известно ни более ранним формам общества, ни даже первым ступеням цивилизации» .

    Экономическое неравенство людей в любом обществе порождает и их социальное неравенство. Это ведет к возникновению отрицательных явлений, самым страшным из которых является преступность.

    «Передача шаблонов криминальной субкультуры в группах правонарушителей является полностью неофициальным процессом и осуществляется благодаря общению правонарушителей, связанных близкими отношениями. При этом давление межличностных отношений на членов группы, побуждающее их соблюдать принятые обычаи и традиции, чрезвычайно велико»3.

    В связи с этим, при изучении причин и истоков криминальной субкультуры «особо следует остановиться на социально-психологическом общении правонарушителей и тех средствах, при помощи которых они взаимодействуют друг с другом»4.

    Очевидно, что уголовная субкультура является продуктом преступной и антиобщественной деятельности, вырабатывается ее опытом, сохраняется и передается из поколения в поколение в среде правонарушителей Говоря о генезисе явления, В.М. Анисимков указывал на то, что всякую субкультуру следует рассматривать через призму деятельности, так как изначально культура - деятельность человека во всех сферах бытия и сознания. Именно деятельность индивида, - говорит он, - в том числе и асоциальная или преступная, является материальной предпосылкой в сотрудничестве данного индивида с другими, вызывает у него психологическую потребность с теми, кто близок к его ремеслу, взглядам, идеям, ориентациям. Ибо человек, подчеркивает В.М. Анисимков, - существо социальное и всегда стремится принадлежать к какой-либо престижной для него группе. Если же он, в силу разных причин, выбрал противоправную или антиобщественную деятельность, то со временем оказывается все более отчужденным от общественных формальных связей (семейных, служебных, профессиональных) и главных позитивных ценностей общества. Тогда он с неизбежностью ищет отношений, моральные стимулы своей деятельности и защиту в группах себе подобных людей1.

    Таким образом, истоками криминальной субкультуры явились не только социально-экономические, но и психологические факторы, в частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура - это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать себя отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, модифицируя существующие в обществе ценности и вырабатывая свои, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» - «они»).

    Роль криминальной субкультуры в формировании личности несовершеннолетнего

    В предыдущей главе мы рассмотрели понятие криминальной субкультуры, генезис, ее основные элементы и особенности проявления этой субкультуры у несовершеннолетних. В этой главе мы рассмотрим, каким образом и почему несовершеннолетние приобщаются к данной субкультуре.

    Особую важность и значение в этой связи приобретает рассмотрение процесса приобщения личности несовершеннолетнего к данной субкультуре, затем, во втором параграфе, будет раскрыт механизм приобщения, а в третьем - пути и особенности приобщения несовершеннолетнего к криминальной субкультуре.

    Необходимость рассмотрения данной проблемы в рамках науки криминологии вызвано тем, что культура личности оказывает существенное влияние на принятие решения при выборе того или иного варианта поведения в той или иной ситуации. Ниже мы рассмотрим существенное влияние криминальной субкультуры именно на выбор преступного варианта поведения.

    Прежде всего, хотелось бы отметить, что приобщение человека к культуре вообще - это объективный, необходимый процесс. «Ребенок не может стать человеком, личностью, не приобщившись к творениям уже созданной историей прошлых поколений культуры».

    Известно множество случаев, доказывающих, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества и созданной обществом культуры, то они остаются на уровне почти животных, правда значительно более сообразительных, у них отсутствует членораздельная речь и сознание, специфические человеческие формы взаимоотношения с действительностью.

    Важной особенностью культуры является то, что ее объективные структуры всегда в конечном счете замыкаются на личностное приятие (или неприятие), толкование, воспроизведение и изменение. Вхождение в культуру (инкультурация) может «автоматически» обеспечиваться механизмами культуры, но может также быть проблемой, требующей моральных и творческих усилий (что бывает, как правило, при столкновении разнородных культур или при конфликте поколений, мировоззрений и т. п.). Таким образом, соотнесение себя с культурой есть одно из фундаментальных свойств личности.

    Приобщение к культуре дает возможность личности, в частности несовершеннолетнему, стать полноценным членом общества. Социальное поведение людей в большей степени регулируется институционализированными культурными установками, чем инстинктами. В процессе приобщения к культуре у личности формируется собственная субъективная культура. Формирование культуры личности, включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей. Юричка Ю.И., подтверждая данную мысль, в своей работе указывал, что внутренняя закономерность развития человеческого общества и характеристика доминирующего социального поведения в условиях соответствующей общественно-экономической формации порождает определенный тип социального поведения, что отклонения в поведении есть не только то, что существует объективно, но и то, что в субъективной форме отражает это объективное и детерминируется конкретно-историческим, социально-экономическим состоянием общества1.

    Рассматривая процесс приобщения несовершеннолетнего к культуре, необходимо затронуть сегодняшнее состояние общества. Говоря о сегодняшней картине состояния общества, можно привести результаты изучения данного вопроса М.З. Ильчиковым и Б.А. Смирновым, которые считают, что в настоящее время «выдвигаются, по сути, новые нравственные критерии и ориентиры. Широкая конфронтация, противостояние охватывают все слои населения, все стороны жизни общества. Поэтому система социальных институтов, их целевые и регулятивные механизмы находятся в состоянии распада или модернизации. Утверждаются новые для культуры последних 70 лет ценности. Другие, которые были на периферии, выходят в ранг приоритетных. Пока трудно говорить о какой-либо устоявшейся системе ценностей, новой культуре народа. Идет процесс поиска, метаний, ломки» .

    Таким образом, современное общество дает несовершеннолетнему широкий выбор для определения нравственных ценностей и ориентации, в том числе и связанных с достижением целей преступным путем, которым он может следовать и которые может принимать за основу при выборе жизненных ориентиров и линии поведения. «Специфика современной социальной ситуации развития ребенка... - в максимальной неопределенности и изменчивости мира и, значит, требует изменяющегося мышления и поиска нестандартных стратегий поведения, различных подходов».

    Основные направления и субъекты нейтрализации влияния криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего

    Несовершеннолетние - люди с особо уязвимой психикой и сознанием. Им присущи подражание старшим и авторитетным людям и подверженность чужому влиянию. Имеющийся у них «жизненный опыт недостаточен и представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Возникающие проблемы усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных материальных возможностей»

    Сознание подростка неустойчиво, он полон неуверенности в себе и своих силах, поэтому причинами противоправного поведения часто становятся мотивы солидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или возрастным легкомыслием. Так, например, согласно исследованиям диссертанта, около 14 % несовершеннолетних респондентов совершили свои преступления «за компанию» и столько же - из-за желания повысить свой авторитет среди сверстников.

    Трудности «переходного периода» дополняются неустойчивостью психики несовершеннолетних, что также оказывает влияние на их поведение и облегчает криминалитету задачу по их переориентации в антисоциальное противоправное русло. Отсутствие прежних моральных устоев, либерализация нравов привели к состоянию, когда соблюдение многих норм цивилизованного общежития стало необязательным. Однако образовавшийся «ценностный вакуум», пришедший на смену потерпевшей крушение общегосударственной идеологии, в условиях кризиса неизбежно заполняется негативным содержанием. Несовершеннолетним приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так называемого «периода первоначального пополнения капитала». В этих условиях быстро набирают силу индивидуалистические ориентации подростков и юношей, а целью становится обогащение любой ценой. Перед молодыми людьми в более раннем возрасте и острее, чем совсем недавно, встают материальные проблемы, возникает необходимость хотя бы частично позаботиться о самообеспечении. Согласно проведенному диссертантом исследованию, примерно 17 % несовершеннолетних респондентов в качестве причины, побудившей их совершить преступление, назвали трудное материальное положение.

    В этом плане в наиболее сложном положении находятся несовершеннолетние старших возрастов. Именно в этот период во многом определяются, закладываются основные жизненные приоритеты и «происходит становление стержневых, избирательных интересов1.

    Многие аналитики правоохранительных органов среди тенденций, характерных для данной возрастной категории, отмечают выход на первое место в качестве мотива, приведшего к совершению преступлений, корысть, жажду легкой наживы. Для этого возраста отмечается также увеличение «случайных преступлений, совершенных подростками в состоянии аффекта, под воздействием алкоголя и наркотиков1, что подтверждается и исследованиями диссертанта - 25 % несовершеннолетних респондентов указали, что совершили преступления под влиянием алкоголя, токсических или наркотических средств

    Данный вопрос достаточно обширен и многоаспектен. Рассматривая пути приобщения несовершеннолетних к криминальной субкультуре можно выделить среди них три направления: - добровольное; - вынужденное; - принудительное.

    Моргунов Сергей Васильевич,кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научноисследовательского и редакционноиздательского отдела ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»[email protected]

    Социальнопсихологические детерминантырецидивной преступности

    Аннотация.Статья посвящена проблемам возникновения детерминант рецидивной преступности на социальнопсихологическом уровне. Автор раскрывает данные проблемы с позиции различного воздействия микросоциальных групп (семьи, трудового коллектива, бытового и неформального окружения) на формированиекриминогенной мотивации рецидивиста в зависимости от его возраста.Ключевые слова:социальнопсихологический уровень,рецидивист,десоциализация семьи, бытовая среда, трудовой коллектив, неформальнодосуговая среда, детерминанты рецидивной преступности.

    Рецидивисты после освобождения из мест лишения свободы теряют некоторые профессиональные навыки, сталкиваются с изменившимися условиями труда(изменение технологического процесса, оплаты труда, продолжительности труда, требований к трудовой дисциплине и т.д.). В результате опроса лиц, ранее судимых, установлено, что каждому второму (48,6%) было отказано в приеме на работу в связи с прошлой судимостью. Все это приводит к психологическому дискомфорту, на основе которого происходят эмоциональные срывы. Изза низкого образовательного и нравственного уровня рецидивисты стараются снять психологическое напряжение с помощью употребления спиртных напитков, наркотических веществ, совершения прогулов, частого перехода с одного места работы на другое. Уход от проблем в трудовом коллективе такими маргинальными способами не способствует уважительному отношению к труду у рецидивиста.У лиц данной категории в адаптационный период после приема на работу очень часто складываются непростые межличностные отношения с работодателем и другими членами трудового коллектива. Помимо низкой трудовой квалификации, первое время после приема на работу значительную роль играет фактор прошлой судимости рецидивиста, который настораживает работодателя и порой заставляет его перестраховываться, не доверять новому работнику, а также поручать контроль над ним давно работающим членам коллектива. Чрезмерная опека, недоверие к устроившемуся на работу рецидивисту не способствует выработке позитивного отношения к работодателю данного лица. В скорейшей социализации лица, ранее судимого, играют немаловажную роль межличностные отношения между ним и работниками трудового коллектива. В настоящее время воспитательная роль трудового коллектива снижена до минимума. Среда, в которой работает рецидивист, складывается не только из условий труда, но и поведения других работников в рабочее и не рабочее время. В условиях, где имеется неквалифицированный, низкооплачиваемый тяжелый физический труд, работающего рецидивиста, как правило, окружают работники с социальномаргинальной установкой, употребляющие спиртные напитки, имеющие низкую профессиональную квалификацию, не стремящиеся к повышению своего профессионального уровня. Между данными работниками на почве злоупотребления спиртными напитками вспыхивают скандалы, ссоры, участниками которых часто становятся рецидивисты, что в конечном итоге приводит к совершению преступлений. Очень часто трудовые коллективы, где имеются позитивные, устоявшиеся традиции, отторгают лиц, ранее судимых и пытающихся наладить отношения на новом рабочем месте, так как воспитательный процесс очень трудоемок и работодателем не оплачивается и поэтому большинство опытных работников отказываются от наставничества. По нашим исследованиям, после освобождения в старые трудовые коллективы вернулись только 39,4 % рецидивистов, а большая часть данного контингента –60,6 % попыталась влиться в новый трудовой коллектив. Трудность адаптации рецидивиста в трудовом коллективе приводит к эмоциональным срывам, которые очень часто сопровождаются конфликтами, злоупотреблением спиртных напитков, наркотических веществ, безразличным отношением к труду, что приводит к частой смене работы. Все это негативно воздействует на сознание рецидивиста и в конечном итоге обусловливает совершение повторных преступлений.В неформальнодосуговой среде между людьми возникают отношения, для поддержания которых используется свободное от работы и других социальных обязанностей время. Значимое место в жизни рецидивиста занимает неформальное общение, и это подтверждают наши исследования, более половины (51,2 %) рецидивистов проводили свое свободное время в сфере несемейных отношений, то есть в неформальной обстановке. При неразрешимых проблемах, возникающих в семейной, бытовой и трудовой жизни, рецидивист удовлетворяет потребность общения и другие человеческие потребности в неформальной среде. Порой неформальная среда остается для него последним местом социализации, поглощая полностью все время нахождения рецидивиста на свободе.

    В случае негативного воздействия неформальнодосуговой среды возникает частичная или полная блокировка позитивного влияния со стороны семьи, соседей, трудового коллектива в отношении рецидивиста. Нашим исследованием было установлено, что проводили время в неформальной обстановке с целью: пьянства –4,8 % рецидивистов, физического безделья –1,6 %, посещения друзей –16,2 %, нахождения на улице –8,9 %, нахождения в кафе –4,0 %, бесцельного нахождения на свободе –9,7 % и посещения развлекательных учреждений –0,4 % рецидивистов, всего –45,6 %. Почти половина рецидивистов, находясь на свободе, предпочитает вести праздный, бесцельный образ жизни, сопровождая его распитием спиртных напитков, употреблением наркотических веществ, беспорядочным сексом, потреблением низкой массовой культуры, оргиями, попойками, физическим бездельем.Неформальнодосуговая среда рецидивиста тесно связана с криминальной субкультурой, носителем которой он является. Роль преступных традиций, обычаев не только поддерживает стабильность и непрерывность рецидивных преступлений, но и является нравственнодуховным обоснованием антисоциального образа жизни рецидивиста. Совместно с криминальной субкультурой неформальнодосуговая среда ускоряет продуцирование рецидивистом самых разнообразных форм антиобщественного поведения на уровне социальнопсихологического детерминирования рецидивной преступности. В малолетнем возрасте на рецидивиста как негативное, так и положительное влияние оказывает семья, она почти полностью доминирует над влиянием других малых социальных групп(школы, улицы, соседей). В подростковом возрасте на сознание рецидивиста оказывает все большее негативное влияние неформальная среда, отчуждая его от позитивного влияния семьи, школы, соседей. В совершеннолетнем возрасте и до 25 лет на рецидивиста практически полностью воздействует неформальная среда, предавая ему некоторую обособленность, независимость от семьи, соседей и трудового коллектива. В более зрелом возрасте рецидивист пытается установить позитивные отношения с семейнобытовой и рабочей средой, но это ему зачастую не удается по причине глубоко укоренившихся в его сознании криминальных привычек и обычаев, которые приводят его к частым психологическим срывам в период социальной адаптации. В связи с этим на передний план выступает неформальнодосуговая среда, в которой рецидивист может чувствовать себя относительно комфортно и быть воспринимаемым другими людьми. Разная степень негативного влияния малых социальных групп в зависимости от возраста рецидивиста обусловливает на социальнопсихологическом уровне детерминацию рецидивной преступности в его малолетнем, несовершеннолетнем и совершеннолетнем возрасте.Таким образом, на социальнопсихологическом уровне детерминантами рецидивной преступности, с одной стороны, будут являться трудности постпенитенциарной адаптации рецидивистов в микросоциальных группах (семья, трудовые или школьные коллективы, бытовое и неформальное окружение), приводящие к полной потере статуса члена этих групп и способствующие приобретению членства в неформальном криминогенном окружении, с другой стороны, уменьшение антикриминогенного потенциала со стороны позитивных микросоциальных групп.

    Ссылки на источники1.Шеслер А.В., Смолина Т.А. Женская преступность, связанная с незаконным оборотом наркотических средств (по материалам Тюменской области): монография. Тюмень: Тюм. юрид. инт МВД РФ, 2007. 185 с.2.Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: учеб. пособие. Красноярск, 1997. 256 с.3.Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. 3е изд., стер. М.: Академия, 2004. 264 с.4.Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. –5е изд., перераб. И доп. М.: Норма: ИНФРАМ, 2015. 800 с. 5.Артеменко Н.В., Магомедов М.А. Некоторые проблемы предупреждения рецидивной преступности в РФ // Евразийское Научное Объединение.2016. № 2 (14).С. 4850.6.

    Ким Е.П., Романов Г.А. Профилактика бытовых преступлений органами внутренних дел: лекция. М.: Академия МВД СССР, 1989. 32 с.7.Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность: учебное пособие. Омск: Омская высшая школа милиции МВД СССР, 1989. 72 с.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх