Магия: значение, правила и последствия. Магия

Понятие магии достаточно широко и вряд ли его можно выразить в двух словах. Магия является одновременно и наукой, и искусством, и религией, которая позволяет определенным образом взаимодействовать с миром, изменять его, воздействуя на него силой своей воли. При этом под волей надо понимать не личное желание чего-либо достичь, а – единение своей воли и воли Всевышнего для достижения задуманной цели.

В большинстве случаев у людей складывается предвзятое отношение к магии, как о некотором способе делать что-то приятное для себя, не предполагая при этом никакого духовного развития. Это – обывательский подход. Если ты собираешься действительно заниматься магией, тогда тебе стоит выйти за рамки понятий, обусловленных человеческим представлением, и смотреть на магию, как на всенауку, высочайшее искусство и путь духовного развития (по отдельности каждое из этих трех понятий магией не является).

Для чего магия дана человечеству?

Магия не дана человечеству для того, чтобы мы делали свои диваны мягче, кошельки – толще, а еду – вкуснее, хоть это тоже магии под силу. Если целостно рассматривать это понятие, то можно увидеть предназначение магии , как высшего учения, позволяющего уже развитым душам, находящимся здесь на земле, быть в единстве с высшими силами и поддерживать земной порядок.

К сожалению, в наши дни мало кто из практикующих придерживается такой же точки зрения. Чаще всего люди, приобретающие какие-либо магические знания и умения, воплощают их в своей работе: ведут личный прием, либо занимаются частичным обучением (знания, которые направлены на решение тех или иных задач с помощью магии). Маг, конечно, может этим заниматься – запретов нет, но, прежде всего, он должен заниматься целым рядом вещей, которые позволяли бы гармонизировать окружающий его мир. Гармония, порядок – это основная из задач магии.

Традиционное и современное обучение магии

Магию нельзя выделить и рассматривать отдельно от истории всего человечества. Нет такой даты, которую можно считать началом магической практики, поскольку магия появилась на земле вместе с человеком и этим миром. Что же касается тех традиций, которыми наполнены различные магические учения (например, Пифагорейская школа, последователи Магизма), среди них есть отличия, но во многом они схожи. К примеру, один из таких традиционных взглядов разных магических учений касается обучения.

Традиционная модель обучения выглядела следующим образом: передача знаний происходила непосредственно от учителя к ученику, и, за частую, ученик переезжал к своему учителю в дом, жил с ним, работал вместе с ним и перенимал знания. В старину были и учреждения наподобие современных монастырей, где люди обучались магии, но это было редким явлением.

И в первом и во втором случае, была душевная близость между теми, кто учится и учит. Если сегодня, человек, выбирая куда пойти учиться, может ориентироваться по ценам, то в старые времена стоимостью обучения было служение учителю: выполнение каких-либо поручений, дел и т.п. работы «на мельнице». Это было не только платой за знания, но и важным этапом в обучении, когда ученика подвергали разного рода испытаниям для того, чтобы проверить истинность его желания стать магом. Если он не был в состоянии преодолеть свое эго и сдавался на этапе «черного ученичества» (выполнение пыльной работы), ворота на магическом пути для него были закрыты. Но, если ученик стойко преодолевал этот этап, он проходил дальше, приобретая силу и уверенность в своей цели и намерении.

Такой обычай распространен чуть ли не во всех традиционных школах, за исключением современных, потому что последние не всегда ставят перед собой цель изучать и расширять мировоззрение, постигать Силу и учиться управлять ею. Как правило, современные школы – это в большей степени коммерческие проекты, где просто создают дорогие курсы, проводят их и дают сертификат по окончанию. Конечно, у тех, кто преподает и сам занимается тем, чему он учит, нарабатывается некоторое мастерство, но их рост в магии будет ограничен уровнем их мотивации. Если их мотивируют деньги, следовательно, они не будут заниматься бесплатными исследованиями, исходя из чистого желания постичь секреты Силы. Именно поэтому современная модель обучения уступает традиционной.

Кроме этого стоит отметить, что современная модель обучения не предполагает ухода человека из социума или утрату каких-то его социальных позиций, т.е. является более доступной, но при этом и не столь углубленной. В традиционной же напротив – человек меняет свою жизнь кардинально. Сейчас нет такого подхода в обучении магии, именно по этой же причине нет и действующих учебных заведений, которые бы готовили учеников, не просто рассказывая 3-х-7-ми часовую программу, а давая им систематическое, пошаговое, рациональное обучение, постижение разных дисциплин, пересечения этих дисциплин, исследовательские и практические работы.

Как видно, традиционная модель обучения сложнее, чем современная. Чтобы стать магом недостаточно сходить на семинар, прочесть десяток книг или посмотреть чьи-то видеозаписи. Из этого можно вынести какие-то полезные магические приемы, стать человеком, приближающимся к практике или практикам. Но это не всегда делает человека магом, поскольку магом делает в первую очередь мировоззрение и обладание Силой. При этом, стоит иметь в виду, что одной Силы будет недостаточно. Сила очень изменчива и без определенного образа жизни, без должного мировоззрения она имеет эпизодическое проявление: сегодня есть, завтра – нет. Из-за этого страдает очень много людей-самоучек.

Какие виды магии бывают?

Поскольку магия – это взаимодействие с Силой, ее классификацию стоит прежде всего рассматривать, исходя из вариантов этого взаимодействия. Соответственно, различают три вида магии:

  • Личная магия – магия, осуществляемая в том числе на личной силе человека.
  • Эгрегориальная магия , которая совершается силами группы людей.
  • Техническая магия , осуществляемая силой соединенных элементов.

(Это – не канонические, а условные понятия.)

Техническая магия предполагает действие засчет энергии, вырабатываемой при соединении разных элементов. Например, рубин усиливает в человеке энергию Марса и увеличивает внутренний огонь, делая его более активным, более воинственным и волевым. Если этот минерал оправить в золото, это усилит его действие, а если оправить серебром, то это серьезным образом уменьшит силу рубина.

Личная магия действует не только засчет личных сил человека. Она предполагает управление энергией, например, взаимодействие с местами Силы, с планетами, со Стихиями, т.е. это – магия определенного канала, определенной энергии.

По этому виду магии есть распространенный вопрос: можно ли считать личную магию магией? Если мы даем себе определенную установку и начинаем как-то действовать или не предпринимаем действий, но это меняет наше состояние, какую-то ситуацию во внешнем мире, тогда это можно назвать магией. Для того, чтобы реализовать что-то в мире не всегда нужно обращаться к Духу или Божеству (по мелочам, их точно беспокоить не стоит), бывает достаточно и своего личного ресурса. Поскольку человек – это прямой носитель жизненной силы, он изначально обладает энергией, которую можно направить на материализацию определенных событий (т.е., реализуется то, на что хватит сил). К примеру, можно привести такой вид личной магии, как чарование (магия взгляда).

Если типировать магию по тем Силам , к которым обращается маг для материализации желаемого, то здесь можно выделить много разных направлений: магию Стихий (самую распространенную), некромагию (обращение к мертвым), также и магию личной силы, руническую магию, магию мест Силы, магию планет и т.п. Т.е., сюда относится все, что обладает каким-то потенциалом, к которому можно обратиться и взаимодействовать с ним.

Примечание. В таком ключе нельзя рассматривать эгрегориальную магию, потому что она требует некого разделения. В данном случае отдельно будет стоять и церковная магия, где также есть система с определенным энергетическим потенциалом, с которым можно взаимодействовать. Эгрегоры религий во многом разумны в виду того, что они соприкасаются с божественным и являются каналами между верующими и богами. Люди, которые считают, что религиозный эгрегор – это просто перераспределение энергии от всех верующих одному верховному жрецу, патриарху или еще кому-то, очень сильно заблуждаются. Причины такого заблуждения лежат в непонимании одного из принципов эгрегориальной магии: создания эгрегора религии, который выступает каналом связи с божеством.

Современный взгляд на магию

Рассмотрим три современных взгляда на магию от людей, которые в той или иной степени имеют к ней непосредственное отношение.

1. Первый взгляд обусловлен потребительским отношением к магии. В представлении людей, которые научились паре магических приемов, магия носит утилитарный характер, т.е. помогает в каких-то мелких делах и ничего более.

2. Есть мнение, что знания приобретаются интуитивным образом, т.е., не прикладывая каких-то особенных усилий, человек может приобрести некое тайное знание. Это далеко не так. Озарение может прийти интуитивно, но при должном обучении, когда у тебя достаточно знаний и где-то внутри эти знания соединяются. Это нормально. Так происходит во всех течениях, науках и искусствах. Вспомним, например, Менделеева Д.И., которого любят упоминать приверженцы второго взгляда на магию. Он создал свою таблицу во сне, однако, Менделеев всю жизнь занимался химией. Просто во сне, так уж получилось в силу трансового состояния (сон – это особое состояние мозга и сознания) у него произошел синтез уже имеющихся знаний, которые получили новую форму выражения. Вот, если бы Менделеев был плотником и всю свою жизнь занимался этим ремеслом, и вдруг во сне к нему бы явилась та самая таблица химических элементов – вот тогда это было бы реальным подтверждением данного взгляда на магию. Не приходят знания по коллоидной химии, ядерной физике и пр. людям, которые не занимаются изучением этих дисциплин. Ничего просто так никому не дается, в том числе, и все новости и новейшие разработки с иного мира никому на голову просто так не падают.))

Кроме экстрасенсов, самых ярких приверженцев данного взгляда, есть целая категория людей, которая называет себя «эзотериками» . Но, это неграмотный подход, поскольку слово «эзотерика » (термин, который ввел Пифагор) с древ.греч. «esotericos» переводится, как «внутренняя земля» или «внутренний двор» . Другими словами, эзотерика – это внутреннее знание, передаваемое только посвященным какого-то учения. Когда люди говорят, что они занимаются эзотерикой , надо полагать, что они имеют какое-то посвящение в некое учение и уже обладают какими-то внутренними знаниями этого учения. Только вот само понятие «эзотерика», используемое без понимания – какого учения, теряет всякий смысл.

3. Есть третий взгляд на магию, который свойственен практикующим магам, и он мало чем отличается от традиционного взгляда, описанного выше. Магию следует рассматривать, как науку, которой нужно учиться, как искусство, которое нужно научиться выражать; и это – религия/ путь, который нужно понимать.

Современный маг с традиционным обучением старается не афишировать свои знания и опыт, и не только потому, что наше общество это как-то не так воспринимает – само по себе афиширование своих знаний часто приводит к ситуации, когда приходится кому-то что-то доказывать. Это и не удобно, и не имеет смысла. Если же ты верно практикуешь, тогда у тебя есть Сила. А, если у тебя есть Сила, самореклама тебе не нужна (если только твоя работа не связана с оказанием магических услуг, но и в этом случае лучше, когда о специалисте говорят довольные клиенты).

В наш информационный век к магическим знаниями стоит относится критически, потому что эти знания перестали во многом быть тайными и пошли в массы, и у многих желающих их передавать, могут быть свои трактовки, отличные от источника. Не всякий, кто говорит о магии, является магом, не всякий, кто передает какие-то знания, адекватно воспринимает их.

Определений понятия магии - бесчисленное множество. Однако каждое из них по-своему характеризует это слово. По одному из определений магия - это наука, созданная много веков тому назад. На основании собранных знаний совершают заговоры, привороты и другие таинственные ритуалы.

Магия - это что?

С греческого языка слово «магия» переводится как «волшебство» или «колдовство». Если углубиться еще больше в историю, то слово имеет корень «маг», что в переводе с зендского означает «жрец» или «священнослужитель», а с халдейского - «всеведущий», «мощный», «могучий». В разных источниках упоминается, что магия - это единая тайная система знаний, которая дана была человечеству по воле высших сил. Доказательством является то, что в различных уголках земли жрецы, служители и шаманы имели подобные представления об устройстве разного вида материй, о мироздании, человеческой сущности и духовной составляющей жизни.

Представление о магической сущности является первоначальной закладкой в сознание человека. Например, как всевозможные инстинкты. Склонность человечества к оккультизму в целом объясняет факт возникновения подобных знаний у людей разных национальностей, вероисповеданий, живущих на противоположных сторонах планеты.

Если взять во внимание то, что в древние времена уровень образованности и цивилизации был намного ниже среди населения, то большое значение придавалось догадкам, домыслам, а не рациональному мышлению. Если говорить в общем и целом, то магия - это знание, которое изначально дано человеку природой.

Правда и ложь

Много реальных фактов, а также выдуманных мифов окружает это таинственное понятие. Некоторые люди действительно наделены от природы необычными способностями, но большинство все же просто зарабатывает на этом деньги. Магия - это прибыльный бизнес, о чем издавна знали те, кто хорошо зарабатывал таким образом. Например, во все времена был неимоверный, хотя и неоправданный спрос на народных лекарей и целителей. Да, среди них действительно были люди, обладавшие даром исцеления больных. Но вместе с ними бок о бок находились и те, кто просто наживался на человеческом горе. Шарлатанов в сфере магии всегда было более чем достаточно. Так как народ в массе своей не был образован, отличить профессионального мага от самозванца было довольно непросто.

Черная и белая

Существует деление понятия магии в зависимости от направления воздействия. Черная магия - это деятельность, связанная с темными силами. Атрибутами ритуалов данного вида являются фрагменты живой плоти, крови и подобные предметы. С помощью черной магии часто делают приворот, сглаз, порчу и прочее. Деятелей ее принято называть колдунами. Белая магия - это действие в благих целях. С ее помощью часто лечат, устраняют последствия воздействия темных сил. Хотя даже профессиональные маги границы между темным и светлым определяют с трудом.

В зависимости от того, к какому виду чародейства относился деятель, ему необходимо было соблюдать соответствующий образ жизни. Например, колдуны и шаманы должны были осознанно избегать религиозной символики. А знахари и маги - напротив, придерживаться праведных канонов и нести благую весть в народные массы.

Лечебная

Магия - это связь с которая может быть постоянной или разовой. Последний вид обычно используется знахарями и целителями в момент излечения больного. В обычной жизни этих людей, как правило, не выдает ничего. Однако на момент, когда начинается действие заклинания, знахари полагаются на божью волю, являясь своеобразным инструментарием для проявления высшей силы.

Лечебная магия - это воздействие всевышнего на недуги путем общения с земным лекарем. Это мощный поток энергии, который концентрируется в области боли благодаря усилиям, молитвам и заклинаниям знахаря. Слова для подобных ритуалов подобраны не зря. Каждое по отдельности и все вместе они несут заряд энергии, с помощью которого происходит лечение больного.

Как действуют черные маги?

Таким же образом действуют и колдуны, приобщающиеся к темным силам во время совершения ритуалов. Только в отличие от белой магии в черной применяется принцип отвода. Колдун вначале берет темную силу на себя, чтобы совершить заговор, а затем путем заклинания перенаправляет поток негативной энергии на жертву.

У представителей черной магии есть неимоверная сила. Заключается она еще и в том, что магия - это вера в колдовство. Когда человек принимает существование потустороннего мира и высших сил, на него воздействовать легче всего. Другими словами, мощь темных сил в страхе народа перед ней. делает человека уязвимым и открытым для влияния духов.

Колдуны не всегда имеют связь с потусторонним миром по собственной доброй воле. Часто духи, бесы и черти с их помощью пытаются пробраться в мир людей. Колдуны по этой причине нередко слышат голоса, им снятся кошмары, случаются видения. Это все является проявлением темной силы. Нередко к черной магии причисляют сатанизм.

Необходимые тренировки

Магия - это выработанная или врожденная способность координировать и аккумулировать потоки энергии с помощью силы собственной воли. Такое умение, даже если оно дано с самого начала, следует тренировать. Именно поэтому часто маги и колдуны в процессе жизни лишаются каких-либо навыков или функций, например зрения. При этом они получают взамен чувствительность энергетических вибраций. Зрение магу или колдуну просто не понадобится, если его центр настроен на восприятие внешности человека по волнам, которые он излучает.

Помимо белой и черной магии, существует еще одна ее разновидность - серая. Она включает в себя действия, направленные на добро и благо.

Другие виды: описание

Также существует симпатическая магия. В ее основе лежит принцип взаимодействия различных предметов, вещей и способов поведения. Этот вид магии делится на такие подвиды: контактный, инициальный, симильный (или имитативный), контагиозный (или парциальный).

Первый подвид характеризуется передачей энергетического посыла путем непосредственного прикосновения к объекту воздействия. Атрибутами являются оберег, талисман, всевозможные снадобья.

Инициальная магия осуществляется на основании веры мага либо колдуна в высшую цель, а также с помощью проведения ритуалов с и заклинаниями. Таким образом зачастую привлекают на жертву.

Симильный (имитативный) вид характеризуется перенаправлением порчи с мертвого на живого. Атрибутами являются мягкие куклы или восковые фигурки, символизирующие жертву. Над ними производится ритуал, как правило, заключающийся в произношении заклинания и нанесении того вида увечий, которые предназначены живому человеку.

Контагиозная (парциальная) разновидность применяется при работе с личными вещами человека, на которого производится магическое воздействие. Атрибутами являются как предметы одежды, так и волосы, кровь и прочее. Эти вещи и элементы подлежат заговорам и заклинаниям, после чего, попав к жертве невидимым образом, начинают свою работу проводника темной силы.

Вербальная

Еще одним действующим видом является вербальная магия. Существует и другое ее название - сила слова. Вербальная магия - это воздействие на человека произнесенными вслух (или мысленно) фразами. Одним из наиболее известных и распространенных атрибутов этой разновидности является молитва. Не зря испокон веков матери произносили исцеляющие фразы у изголовья заболевшего ребенка. Точно так же, как и темные силы всегда изгонялись с помощью молитв.

К атрибутам вербальной магии относятся также аффирмации. Это программные установки, выраженные в словах, направленностью которых является настройка человеческого сознания на принятие, осмысление и достижение цели.

Еще одним видом атрибутики являются заклинания. Словарный код, заложенный во фразах определенного порядка, обладает особым смыслом. Поэтому заговорам, присказкам и даже пожеланиям уделяется большое внимание. Человек должен, не переставая, слышать себя, как можно чаще очищать свое пространство от ругательных слов и негативных высказываний. Таким образом, каждый может улучшить собственную жизнь, облегчив себе путь к цели.

Многие известные люди прибегают к методу аффирмаций перед важными встречами и выступлениями. Подобным образом они настраивают свой организм и энергетику на решение поставленной задачи.

Заключение

Магия - это волшебство, о котором пишут в сказках. которое каждый человек хоть один раз ощутил на себе, когда все валилось из рук. Но противодействие ей есть. Это вера в себя и в светлые силы.

За время существования магии возникло очень много определений магии. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Одно из самых распространенных определений магии дал ей Алистер Кроули - "Магия это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей используя методы не признаваемые современной наукой".

Некоторое время из магии делали некий культ таинственного и непонятного, недоступного многим. Это породило множество сказок и ложных течений. Смешно сказать некоторые люди считают, что достаточно щелкнуть пальцами и получить то, что хотелось. Это ошибочное определение .

Магия - это чародейство, волшебство, колдовство, основанное на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических усилий, совершения ритуалов.

В конечном счете, это может внести серьезные изменения в реальный мир. Например, вы совершаете магический ритуал, чтобы раздобыть денег. Ваша Воля заключается в том, чтобы разбогатеть.

Виды магических воздействий

Вы выходите на прогулку, и хотя обычно вы идете налево, что-то заставило вас повернуть направо, где вы встречаете старого друга, который возвращает вам долг. Подобных примеров можно привести много.

В настоящее время принято мнение, что то чем называется магия, по ряду причин неизвестна современному большинству людей . Они уверены, что магия это сверхъестественное колдовство, доступное только людям с паранормальными способностями, или же что это полнейшая выдумка.


Любовная магия включает в себя воздействия, направленные на усиление взаимосвязей между двумя людьми . Здесь и создание (подпитка) эмоций, чувств, приносящих радость взаимного общения, и гармонизация отношений, и воздействия, направленные на устранение соперников.

Любовная магия способна гарантировать верность партнера, помочь замужеству (или женитьбе), справиться с одиночеством, привлечь в вашу жизнь любимого или любимую.

Воздействие любовной магии поможет убрать негатив из вашей жизни, устранить венец безбрачия.


Очень сильно влияние биополя сказывается на различных предметах, длительное время служивших человеку, и особенно на его личных вещах.

В случае перехода к новому владельцу эти предметы могут оказать благоприятное или неблагоприятное действие, в зависимости от того, какое влияние было оказано на них биополем хозяина.

Вещи владельца, который погиб “у них на глазах”, могут приносить несчастье. Золото и драгоценности, полученные насильственным путем, никогда не приносят удачи.

Зная эти свойства вещей, опытные преступники обычно закапывают добытое грабежом в землю, чтобы освободить их от биополя бывшего владельца. Однако, несмотря на такие меры, награбленное частенько приносит им несчастье. Ведь стрессовые поля не снимаются землей.


Природа и магия

К процессу вызова духов многие люди относятся крайне скептически, причем, практически все они никогда не участвовали в спиритических сеансах, не знают, как проводятся такие ритуалы и какими могут быть их результаты. А ведь вызов духа – это не просто магический обряд, позволяющий поговорить с потусторонними сущностями, это еще и прекрасный способ взглянуть на самого себя со стороны, выявить собственные психологические и жизненные проблемы .

Некоторым из этих ритуалов уже несколько сотен, если не тысяч лет, и в истории сохранилось множество примеров, указывающих на то, что люди с глубокой древности умели общаться с духами и получать от них помощь и необходимую информацию. Думаю, Вам приходилось слышать о шведском ученом Эмануэле Сведенборге, родившемся в 1688 году и умершем в 1772-м. Его умение входить в контакт с душами умерших потрясало воображение современников.

Однажды сама королева Швеции решила проверить его способности и попросила кое-что спросить у своего недавно погибшего брата. Сведенборг через некоторое время принес королеве ответ, а заодно описал в мельчайших подробностях ее последнюю встречу с покойным братом, которая происходил без свидетелей. Королева от потрясения даже потеряла сознание.


Самостоятельное проведение магических обрядов требует от человека особенно тщательной подготовки и правильного настроя.

Если вы решили заниматься колдовством, то должны понимать, что это мощная сила, управлять которой может лишь человек с хорошей энергетикой. Если вы слабы духом, то магия вам не поддастся, а скорее наоборот – сделает своим рабом.

На протяжение всей жизни человека сопровождают ритуалы . Это набор определенных действий, который используется неизменным в какой-то ситуации. Самым простым и знакомым нам всем является ритуал приветствия.

Близко к ритуалам стоят обряды. Коротко их можно определить как набор ритуалов для особых случаев . Обряды проводятся в важных жизненных ситуациях. Общеизвестны свадебный обряд, обряд при помолвке, при рождении ребенка, поминальный обряд. Ритуалы входят в состав обрядов. Есть также особые обряды и ритуалы. Они связаны с магией.


Черная, белая магия, заговоры и другие известные виды практической магии и колдовства в наше время являются не только высокодоходными видами бизнеса, но к тому же широко доступны и несведущим людям.

Книг о магии и эзотерике имеется в наличии огромное количество. Люди, имеющие личные проблемы и либо не имеющие желания решать их честным путем, либо не знающие, на что они могут себя обречь, нередко самостоятельно читают заклинания и заговоры магии либо обращаются к бабкам колдуньям.

  • Белая магия - магия, направленная на совершение добрых дел и защиту от сил зла.
  • Черная магия - магия, связанная с обращением к злым духам для причинения вреда (порчи) и совершения злых дел.

Чем отличаются черная и белая Магия? Наверное, все зависит от применяющего. Нож может служить как инструментом для хирурга и защиты от нападения, так и для угроз и убийства.

древ. греки так называли совокупность таинств. обрядов, связанных с астрологией, гаданием и нар. медициной (по назв. жреч. касты в Мидии). Неоплатоники и неопифагорейцы широко пользовались понятием М. и не отожд. его с чародейством. Только в 3 в. М. стала идентична колдовству. Это значение она сохранила до наших дней.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАГИЯ

Magia, magica ars,

чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек успокаивается на этой зависимости от объективных сил, не стараясь противодействовать им, то его чувства носят религиозный характер. Напротив того, при помощи чародейства человек старается сделаться господином этих стесняющих его объективных властей и подчинить себе их силы, а именно сверхъестественным образом, не обращая внимания на естественные средства. Отсюда мы различаем два вида М. - дивинаторскую и оперативную или гадательную и действующую, т. е. мантику и собственно М. в тесном смысле. Посредством мантики (см. Divinatio, Дивинация) человек старается сверхъестественным образом узнать будущее, судьбу и т. п., посредством М., не пользуясь естественными средствами, действует на объективный мир, на природу, богов и людей. М., как и религия, существует издревле; мы находим ее, так же как и религию, у всех народов. В Азии считались великими чародеями индийцы, затем персидские маги, халдеи, египтяне; в позднейшее время были очень распространены чародеи. Малая Азия, особенно Фригия - место культа Кибелы, и Колхида являются как земли чародейства. У греков и римлян М. была в большом ходу, и она сначала, вероятно, не была сюда занесена из чужих стран, но возникла на месте. Уже у Гомера есть достаточно указаний на чародейство: волшебное питье Елены (Ноm. Od. 4, 220), заговаривание раны Одиссея сыновьями Автолика (Ноm. Od. 19, 457), обращение спутников Одиссея и других в свиней, львов и т. п. посредством жезла и питья Кирки, их освобождение от чар посредством травы????? (Ноm. Od. 10, 212, 233, 287 слл. ), некромантия Одиссея (Ноm. Od. 10, 503 слл. 11, 1 слл. ). В этих местах, приведенных нами, мы находим также волшебный язык в его главных формах, именно слова: ???????, ????????, ????????. ? более позднее время М. греков еще более расширилась вследствие азиатского и египетского влияния. Азиатская М. явилась в Греции при посредстве азиатских культов природы, которые или продолжали существовать самостоятельно, или же соединились с такими местными культами, которые, не подвергаясь общему ходу развития религиозных представлений в эллинский период, выродившемуся в отдалении олимпийских богов от природы, оставались в тесной связи с темными началами стихийной жизни. Таким образом, мистерии в честь Диониса, служения подземному миру, фригийские и египетские культы служили удобною почвою для развития чародейства, так что тут все богослужение сводилось к колдовским искупительным и очистительным обрядам. При описании чародейства у древних невозможно провести границу между более ранним и поздним, первобытным и производным, между греческою и римскою М. Начиная с самого магического персонала, мы находим, что он состоит из чародеев-богов, героев и людей. Между богами уже у Гомера является могучею волшебницею Афродита, благодаря ее волшебному поясу, и Гермес, благодаря траве????? и волшебному жезлу. По преимуществу же богинею-волшебницею считается Геката, подземная, ночная богиня, мистерии которой творились при громе и молнии и разного рода привидениях. Она сообщала силу чарам, почему и призывалась при приготовлении их. Theocr. 2, 15. Verg. Aen. 4, 511. Рядом с нею стоит Артемида, богиня луны, смешиваемая часто с Гекатою; она учит заклинаниям, наводит сумасшествие, производит чародейственные травы. Главным божеством чародейства была фригийская Мать богов, жрецы которой занимались чародейством и приготовляли яд; фригийские обряды и процессии назывались: ????????? ???? ???????? ???? ??????????? ???? ???????????? ???? ????????. К чародеям-героям принадлежал Демон Темесский (Strab. 6, 255. Paus. 6, 6. 7), лакедемонский Астрабак. Hdt. 6, 61 слл. 69. У Гомера к подобного рода волшебным существам принадлежат сирены (Ноm. Od. 12, 39 слл. ), Агамеда, дочь Авгейя (Il. 11. 740), Елена и Кирка (Цирцея), которые и впоследствии считались волшебницами (Hdt. 6, 61. Ov. met. 14, 346 слл. ), Медея , дочь волшебника Эета (???????) и Гекаты, от которой она научилась этому искусству. В поэтических сказаниях Медея представляется идеалом всякого чародейства; она правит облаками, потрясает горы и леса, вырывает деревья с корнями, сводит луну с неба и т. п. Из мужских чародеев-героев сюда принадлежат: Персей (??????), отец Гекаты, Эет, Геракл Дактиль (???????? ???????, жрецы Кибелы), италийские демоны Пик и Фавн , далее кабиры, корибанты , куреты , телхины. К подобным же демоническим существам, но второстепенным, принадлежат: керкопы , Эмпуза, ламии, геллуды (?????), по верованию лесбосцев - преждевременно умершие девицы, - они убивали детей и съедали их печень; далее стриги (Striges, ???????), птицеподобные волшебные демоны (Ov. am. 1, 12, 20. Ov. met. 7, 269. Hor. epod. 5, 20), которые высасывали у детей кровь и пожирали внутренности, а мужчин лишали силы и т. п. Далее сюда надо причислить являющиеся призраками души умерших, ларвы, которые мучили людей. К людям-чародеям принадлежит Орфей, мифический представитель майи; рядом с ним Пифагор, личность которого окружена множеством сказаний, представляющих его великим магом; сюда относятся его баснословные путешествия, посещение подземного мира, его связь с иудеями, браминами, египтянами, магами и т. п. Подобным же чародеем является Эмпедокл, учеником которого в М. был Горгий Леонтийский, а у позднейших греков - перс Осфан, учеником которого слыл Демокрит. С Орфеем и Пифагором сопоставляются Мелампод (Hdt. 2, 49), Епименид, Мусей (Hdt. 7, 6. Plat. Protag. p. 316), Бакид (Hdt. 8, 96), Абарис (Hdt. 4, 36. Plat. Charm. p. 158). Из целых семейств чародеев называют Ямидов в Олимпии и Клитидов в Трое, сюда же принадлежат сивиллы. К низшему разряду чародеев принадлежат толпы орфеотелестов, агиртов, менагиртов, метрагиртов, которые были нищими и занимались колдовством (??????????????, ?????????????, ??????????, ????????, ?????????); ? ним же принадлежали старые колдуньи (Главкотея, мать Эсхина), Theocr. 2, 92. Ov. am. 1, 8, 5. Ov. fast. 2, 571. Plat. r. p. 2. p. 364. Dem. pro cor. p. 314. Martial. 11, 85. Sen. de brev. vit. 26; далее множество чародеев, которые были распространены по всей Римской империи под именем магов, вавилонян, халдеев, математиков, жрецов Исиды и которые пользовались дурною славою вследствие их бесчестности, порочности и производимых ими обманов. Между землями, известными чародейством, главное место в мифическое время занимала Колхида, родина целой семьи чародеев, детей Эета, далее Фракия, а позже особенно Фессалия (именно город Гипата). У римлян считались чародеями следующие народы: этруски, сабиняне , марсы (Sabella carmina, Marsa naenia. Hor. epod. 5, 76. 17, 28. Horat. Sat. 1, 8. Verg. Aen. 7, 758. Ov. a. a. 2, 102). Впоследствии выводили всякое чародейство от египтян, ассирийцев, вавилонян, персов, сирийцев. Отдельные явления и средства М. О мантике см. Divinatio, Дивинация ; и Chaldaei, Халдеи . Средствами оперативной магии были: магические слова и формулы (???????, carmina, cantamina, incantationes, preces; ?????????, incantatores, arioli и т. п.); особенно действенными считались древние, варварские слова и заклинания (?????, dirae, deprecationes, detestations, defixiones). Знамениты были эфесские буквы и формулы (?????? ????????), которые были вырезаны на подножке, поясе или венце эфесской Артемиды и которыми, по преданию, воспользовался уже Крез, когда был осужден на сожжение на костре; слова эти были следующие: ´?????? или ´????, ????????? или???????, ??? или?´??, ?????? или??????, ???????????, ?´???? - и значили, говорят: тьма, свет, земля, год , солнце , истинный глас; их носили как амулеты. У римлян славились Sabella carmina, Marsae voces. Волшебные травы (???????, veneficia); сюда принадлежали: polium или tripolium, moly, verbena, scilla, malva, asphodelus и др. Рlin. 20, 32. 39. 21, 7. 25, 4, 9: вырывать их было трудно и сопряжено с большой опасностью. Ноm. Od. 10, 305, Рlin 30, 2. Волшебные камни, аэролиты или же камни, вырытые из священной земли, имели б?льшую силу, чем травы, но вместе с тем имели только целебное свойство. Далее сюда принадлежат талисманы и амулеты (amuleta, ?????????, ??????????, ????????); на талисманах написаны были известные знаки; кольца (кольцо Гигеса. Plat, r. p. 2, p. 359), волшебные узлы (??????????, ??????????. Plat. legg. 11, p. 933. fila magica. Plin. 28, 12), пояса, венки (Verg. Ecl. 7, 27), музыка , магические числа, части тела животных (гиен, лягушек, человеческие кости. Plin. 28, 8. 10, 49. 28, 2). Влиянию чародейства подчиняется, с одной стороны, природа: оно останавливает звезды, производит затмение солнца, сводит луну с неба, раскалывает землю, задерживает течение рек, потрясает горы и леса. Ov. met. 7, 199 слл. Verg. Aen. 4, 487 слл. Plat. Gorg. p. 513. Hor. epod. 5. 45. Посредством волшебных песен и различных церемоний наводятся и прогоняются тучи и бури, производится засуха, неплодородие, дождь, снег и ясная погода, отводится град и т. п. Можно было перевести рожь с поля соседа на свое поле посредством употребления понтийских зелий или верчения веретена, о чем упоминается уже в законах XII таблиц (еxcantare, pellicere fruges. Plin. 30, 1. 28, 2); превращать воду в вино; оживить статуи богов и другие неодушевленные вещи (метлы, носящие воду, Lucian. Philops., с. 55). укрощали диких зверей (Орфей , Медея . Ov. met. 7, 203; как очарователи змей были известны марсы); исцеляли от укуса ядовитых пресмыкающихся посредством камней, амулетов, заговоров; таким же образом вылечивали домашних животных и т. п. Действия волшебства на человека были очень разнообразны. Чародеи, особенно женщины с двойными зрачками, могли сглазить человека (fascinatio, ??????????, ????????) или обратить его волшебною силою в животное, навести на него болезнь, убить его (убийство Германика. Tac. ann. 2, 69). С другой стороны, подобные бедствия можно было устранять также чародейством и вообще споспешестовать благосостоянию, сообщать силу и неуязвимость, возвращать молодость. Психические болезни, наводимые М., были: сумасшествие, потеря памяти и т. п. От пожаров защищали себя формулою: arse verse; греческие заговоры, волшебные ветви боярышника и лавра, повешенные на воротах, считались целительными; мертвые головы и др. держали в мастерских от дурного глаза. Волшебники открывали двери, насылали и прогоняли домовых. Детей охраняли амулетами. Для того чтобы заставить кого-нибудь полюбить, употребляли заговоры, питья (??????), вертели на колесе птицу вертошейку (iynx), употребляли волшебные узлы и т. п. Theocr. id. 2. Verg. Ecl. 8. 64 слл. Juv. 6, 609. Horat. Sat. 1, 8. Lucan. 6, 46. Tibull. 1, 2, 8. Ov. her. 6. Ov. am. 1, 8. Prop. 3, 5. Plin. 20, 5. 22, 8. 28, 6. 30, 15. 34, 18. Волшебники летают по воздуху, разъезжая, подобно Абариду, на стреле или на копье, полученном от Аполлона, души их оставляют тела и отправляются в путешествия; они появляются в одно время в разных местах (Пифагор , Аполлоний Тианский). Заклинаниями и жертвами целые народы сдерживались в подчинении; посредством черного астробола, благородного камня, завоевывали города и флотa. Plin. 37, 9. Волшебными песнями, музыкой и очищениями прекращали повальные болезни и моровые язвы; так, в Спарте - гортинец Фалет, в Афинах - Эпименид. Ради гадания вызывали умерших из ада; самый древний пример такой некромантии (??????, ????????????, ???????????, ?????????) находится у Гомера. Ноm. Od. 11, 23 слл. Касательно церемоний при заклинаниях мертвых см. , кроме того, Horat. Sat. 1, 8, 24 слл. Tibull. 1, 2, 45. Этим занимались Аппий, друг Цицерона, Ватиний, Либон Друз, Нерон, Канидия. Cic. tusс. 1, 16. div. 1, 58. Cic. Vat. 6. Tac. ann. 2, 28. Suet. Nero. 34. Horat. Sat. 1, 8. Заклинания эти производились на известных местах (??????????????, ?????????????), как, напр., при устье Ахеронта в Феспротии (Hdt. 5, 92), в аркадской Фигалейи при Авернском озере в Нижней Италии. Но, кроме того, некроманты и вызыватели душ составляли свободные артели, подобно другим волшебникам. С некромантией находится в связи заклинание демонов. Если демоны получили власть над человеком, то такие бесноватые (??????????????, ?????????????, ??????????????) освобождаются от своих мучителей посредством эфесских формул, Соломоновых заклинаний, корней, колец, слюны, ногтей, волос и т. п. Демонов заставляли исполнять разные службы; эта служба злых демонов называлась преимущественно гоетейею (???????) в противоположность???????? и???????. Сюда же относится и заклинание богов, которое сначала свойственно было этрускам и римлянам. Сюда же принадлежит вызов (evocatio) чужих богов, практиковавшийся римлянами, призвание Hумою Юпитера Елиция посредством колдовства. У греков это волшебное воздействие на богов является в орфических мистериях (???????, ????????, ?????????, ??????, ?????????????? и т. п.), которые связаны с именами Орфея, Мелампода, Мусея, Эмпедокла и др. и преимущественно имели отношение к подземным богам (????? ????????, ??????, ?????????, ??????, ?????????, ?????????????). Заклинатели старались подчинить их своей воле посредством жертв, молитв, формул, обрядов и угроз; при этом употребляли различные волшебные орудия, критские травы, египетских птиц, иберийские кости, лемносскую землю, коловорот (????) на магических нитях, золотой круг с сапфиром и т. п. Цель заклинаний состояла в излечении болезней, причинении неприятелю вреда, устранении гнева волшебных божеств, искуплении собственных проступков и отпущении грехов умершим, особенно же в получении радости и блаженства после смерти. Кающиеся должны были подвергать себя купанию в море, постам; по целым дням должны были сидеть на земле и лежать на спине. На этих основах возникла теургическая магия новоплатоников, самая высшая степень магии, по учению которой душа, представленная эманациею абсолютного, приходит в мистическое единение с богами при посредстве строгого аскетизма, всевозможных церемоний и различных волшебных орудий и подчиняет богов своему произволу. Таким образом, философ сам делается богом и может производить те же действия, как и боги. Но философы никогда не считали эти свои действия волшебством. У греков волшебство само по себе не было запрещено и не преследовалось государством; напротив, государство даже пользовалось им в отдельных случаях, так, напр., для афинян изречения Мусея и Бакида служили государственным оракулом (Hdt. 7, 6) и Эпименид был призван для очищения и искупления города. Точно так же в Спарту были вызваны фессалийские психагоги с целью примирить призрак Павсания. Если в Афинах судили и приговаривали к смерти волшебников и волшебниц, напр., Феориду и Нину (?????), то не чародейство само по себе, а преступное пользование им было тому причиною. В Риме чародейство никогда не было прямо дозволяемо, но и никогда само по себе не было и запрещаемо. Государство выступало против чародейства и иноземных гаданий только тогда, когда они угрожали опасностью государству и религии или жизни и имуществу граждан. Когда же к концу Республики большая распространенность чужеземных гаданий, казалось, стала приносить ущерб национальным гаданиям авгуров и гаруспиков, то были приняты меры против чужеземных фигляров. Август запретил астрологам заниматься своим промыслом и сжег их книги; еще строже поступал Тиберий, прибегая к казням, ссылкам и конфискации имущества. Tac. ann. Неполное определение ↓

Колдовство, ведовство, кудесничество, волхвование, чародейство, волшебство - действия и обряды, совершаемые с целью сверхъестественного воздействия на явления природы, человека, животных, духов, божеств и так далее. Фактически Магия является обрядово-культовым элементом очень многих форм верований и религий.


В настоящее время слово Магия часто употребляется в значениях «чудо» и «неожидаемое, но произошедшее».

Магия (лат. magia, от греч. mageia) - различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности.


Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к М. позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые гос-ва, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида.


По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; на ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. - предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание. Она культивирует также свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» - шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием.


Антропологи исследуют М. в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единство племени, успешность деятельности и т.п.). Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее - психикой и физиологией человека - объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур.


Все объяснения М. строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу. Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология исходит из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез - из психической энергии; телепатия, ясновидение, предвидение - из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека; подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М.


Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики; М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. из культуры или редукции ее к чему-то иному, «рациональному».


Религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации («функционализм» Малиновского), функции культуры, функции языкового символизма. Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности, а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничности с наукой и практикой; там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М.


Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию - раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба, тайные силы) для создания политических мифологий.


Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985; Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985; Элиаде М. Космос и история. М., 1987; Заблуждающийся разум. М., 1990; Магический кристалл. М., 1992; Знание за пределами науки. М., 1996; Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII-XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция. СПб., 1999; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх