План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В заколдованном лесу». Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников

Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на третьем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Пособие предназначено логопедам, учителям начальных классов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических ВУЗов.

Занятие.
ТЕМА:
Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

ЦЕЛИ;
· формировать умения писать изложение по плану, опорным словам;
· повторить признаки, строение текста-описания;
· формировать умение составлять план текста;
· учить точно употреблять слова в тексте. ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, рассказ Е. Чарушина «Морж», сюжетная картинка, опорные таблицы текста-описания (см. приложение 2 части пособия).

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Беседа-повторение
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
Какие вы знаете типы текстов?
Каково содержание текста-описания?
Как строится текст-описание? (Учитель-логопед прикрепляет на доску опорные таблицы текста-описания: общий признак, признак частей, оценка предмета (см. приложение 2 части пособия)).

Содержание
Введение
Раздел I. Письменная связная речь. Изложение
Занятие 1. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению
Занятие 2. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам
Занятие 3. Редактирование текста изложения
Занятие 4. Изложение-повествование по памяти. Свободный диктант,
Занятие 5. Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам
Занятие 6. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам
Занятие 7. Изложение-описание по памяти
Занятие 8. Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам
Занятие 9. Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам
Занятие 10. Изложение-повествование с элементами описания по памяти. Свободный диктант
Занятие 11. Изложение-повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам
Занятие 12. Изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам
Занятие 13. Изложение-рассуждение по памяти. Свободный диктант
Занятие 14. Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам
Занятие 15. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам
Занятие 16. Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам
Раздел II. Письменная связная речь. Сочинение
Занятие 1. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам
Занятие 2. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам
Занятие 3. Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам
Занятие 4. Анализ и редактирование сочинений
Занятие 5-6. Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»
Занятие 7.Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. «Наша собака (кошка)»
Занятие 8-9. Сочинение по наблюдениям. «Ранняя весна»
Занятие 10. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Занятие 11-12. Сочинение-рассуждение. «Моё любимое занятие»
Занятие 13. Письма
Приложения
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Письменная связная речь, Часть 3, Андреева Н.Г., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Тема: «Весна»

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы

Задачи:

1. Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

2. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Поведение птиц, животных весной».

3. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до семи элементов.

4. Развивать общую моторику.

5. Воспитывать доброту, отзывчивость.

6. Формировать правильное отношение к объектам природы.

Оборудование:

Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, снег, земля, птицы и животные), ландыши из бумаги; магнитофон; диск с записью музыки; контурные изображения подснежников на каждого ребенка.

Организационный момент:

Л: Послушайте внимательно загадку.

Снег снова тает.

День прибывает,

Ночь убывает.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает? (Весной)

Л: Сколько весенних месяцев? Как они называются? Какой месяц самый холодный (теплый)?

Что вы знаете о весне как о времени года?

Д: Весной солнце пригревает и тает снег. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают из теплых краев. В лесу на проталинах появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и появляются листочки.

Л: Вы назвали приметы весны. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Основная часть

1. Составление предложений по схемам

Л: Сегодня я к вам пришла с букетом из ландышей – это тоже весенние цветы, они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о весне. Вот наш первый помощник первый ландыш-сюрприз. (Логопед размещает на доске схему «солнца»). О чем мы будем составлять предложения?

Д: О солнце.

Л: Какое бывает солнце?

Д: Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

Л: А как солнце светит и греет весной?

Д: Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом.

Л: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Логопед размещает на доске схему «неба»).

Д: О небе.

Л: Что можно сказать про весеннее небо?

Д: Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое.

Л: Что вы можете сказать о снеге весной? (Логопед размещает на доске схему «снега»).

Д: Снег темнеет, тает, превращается в воду.

Л: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале весны, какими в конце? (Логопед размещает на доске схему «дерева»).

Д: Сначала на деревьях появляются почки, а потом первые листочки.

Л: О чем теперь будем составлять предложение? (Логопед размещает на доске схему «земли»).

Д: О земле.

Л: Что вы можете сказать о земле весной?

Д: Земля освобождается от снега, появляется трава и цветы.

Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

Л: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. Выполняют резкие взмахи руками как крыльями. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют руки в виде цветочного бутона.

Л: Пока мы играли, появился новый ландыш со схемой. (Логопед размещает на доске схему «птицы»). О ком мы будем говорить?

Д: О птицах.

Л: Какие изменения происходят в жизни птиц весной?

Д: Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда.

Л: Для чего птицы вьют гнезда?

Д: Чтобы отложить яйца и вывести птенцов.

Л: Как люди могут помочь прилетающим птицам?

Д: Они строят для птиц скворечники.

Л: Что делают животные весной? (Логопед размещает на доске схему «животные»).

Д: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

2. Развитие психологической базы речи

Логопед собирает букет из ландышей-схем и предлагает детям разместить их на доске в том же порядке. Дети выполняют задание.

3. Составление описательного рассказа по схемам

Л: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про весну, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа.

Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом. Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое. Снег темнеет, тает, превращается в воду. Появляется трава и цветы. На деревьях сначала появляются почки, а потом первые листочки. Птицы прилетают из теплых краев и начинают вить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Итог занятия

Л: Дети, что вам запомнилось, понравилось?

Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам подснежники. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о весне – прекрасном времени года, ее приметах.

прислала

Лукина Т. А.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

Тема занятия: «Домашние животные»

Цели:

  • Обучение сравнительному описанию внешнего вида животных.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Составление сложных предложений с противительным союзом «а».
  • Развитие логического мышления.

Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, сюжетная картинка «Сельский двор».

Ход занятия

Организационный момент.

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Узнав животное по голосу, ребенок показывает картинку и садится на место.

Основная часть.

Игра «Сельский двор»

Логопед показывает картинку «Сельский двор».

Логопед: Послушайте небольшой рассказ и ответьте на вопросы.

В деревне Сосновка жил- был крестьянин Иван Петров. У него были большой двор и много домашних животных. За ними он хорошо ухаживал, и животные были благодарны своему хозяину.

Логопед : Ребята, а теперь назовите, какие животные жили у Ивана Петрова?

Дети рассказывают опираясь на сюжетную картинку «Сельский двор»

Дети : Корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка.

Логопед : как вы думаете, каким образом они благодарили своего хозяина?

Дети : Корова давала молоко, лошадь возила грузы, овца давала шерсть, собака сторожила дом, кошка ловила мышей.

Логопед: У всех животных был свой дом. Назовите, каких домах жили животные Ивана Петрова?

Дети: Корова жила в коровнике, лошадь – в конюшне, овца –в хлеве, свинья – в свинарнике, собака – в конуре, кошка –вместе с хозяином в доме.

Игра – упражнение «Угадай животное по описанию»

Логопед: Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная, злая, вислоухая.

Дети: Собака.

Один из детей показывает собаку, помещает ее в «Сельский двор» и повторяет все слова- признаки. То же делается со всеми другими животными.

Логопед: Спокойная, большая, ласковая, грустная, рогатая, бодливая.

Дети: Корова.

Логопед: Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая.

Дети: Лошадь.

Логопед: Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная.

Дети: Свинья.

Логопед: Кудрявая, короткохвостая, глупая.

Дети: Овца.

Логопед: Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, мурлыкающая.

Дети: Кошка.

Логопед: Гладкошерстная, тонконогая, рогатая, бодливая, остромордая, бородатая, спокойная.

Дети: Коза.

Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Логопед:

Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь.

Лягу и в кольцо свернусь,

А теперь пора проснуться.

Распрямиться и проснуться. Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну,

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Описание лошади и коровы по плану

Логопед: Назовите, чем похожи корова и лошадь.

Дети: Лошадь и корова – это большие (крупные) домашние животные. У них продолговатая голова, сильные и крепкие ноги с копытами, длинные хвосты, тело покрыто короткой, гладкой шерстью.

Логопед: А теперь скажите, чем корова и лошадь отличаются друг от друга?

Дети: У коровы есть рога, а у лошади их нет. У лошади есть грива, а у коровы –нет. У лошади копыта сплошные, а у коровы – раздвоенные.У лошади хвост похож на метлу, ау коровы – раздвоенные. У лошади хвост похож на метлу, а у коровы- на кисть. Корова дает молоко, а лошадь перевозит грузы.

Итог занятия

Логопед: О каких животных говорили?

Дети: О домашних.

Логопед: Назовите домашних животных.

Дети: Корова, лошадь, кошка, овца, собака, свинья.

Конспект логопедического занятия «Домашние животные»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 Ромашка»,

г.Губкин Белгородская область

Картинный материал для данного занятия можно подобрать в рубрике

Наталия Рыжова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи

Конспект логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Тема : Составление рассказа «Зимние заботы» по картине с проблемным сюжетом.

ЦЕЛИ : Расширить словарный запас по теме «Зима» . Развивать связную речь .

ЗАДАЧИ :

Коррекционно-образовательные :

Обучать детей составлению рассказа по картине «Зимние заботы» ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение составлять распространённые предложения;

Активизировать глагольный словарь;

Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

Коррекционно-воспитательные :

Упражнять наблюдательность, внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ : презентация по теме «Зима» , картина «Зимние заботы» из пособия Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом» , мультимедийная техника.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение и обсуждение произведений И. С. Никитина «Встреча зимы» , Е. Трутневой «Первый снег» , Г. Скребицкого «Зима» . Игра «Подбери родственные слова» .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Подобрать слово по теме «Зима»

Снежный (что) -- снежная (что) --

Морозный (что) -- ледяная (что) --

Белый (что) -- трескучий (что) --

Холодная (что) -- сильный (что) --

2. Знакомство с темой.

1. Игра «Подбери действие»

Снег (что делает) -идёт, падает, кружится, летит, скрипит…

мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает, рисует…

2. Рассматривание картины «Зимние заботы» .

3. Беседа по картине :

Какое время года изображено на картине? Как можно догадаться?

Где живут дети, изображённые на картине : в городе или в деревне?

Они ходят в школу или в детский сад?

Как одеты дети? Почему?

Что они слепили из снега?

Какой снег, если он хорошо лепится?

Из скольких комков обычно лепят снеговика?

Почему комки разной величины?

Нравится детям, когда зимой много снега? Почему?

Что это за домик?

Почему он такой маленький? Для кого он предназначен?

Есть ли у собачки, изображённой на картине, дом, хозяин или она бездомная? Почему вы так думаете?

Что сказали мальчишки, когда увидели замёрзшую собаку?

Как поступили дети?

Что детям больше понравилось лепить : снеговика или домик для собачки?

4. Составление предложений по опорным словам :

Дети - школа-уроки – двор.

Синички- ветка- мёрзнуть- сало.

Друзья- комки- снеговик- морковка.

Собачка- дрожать- скулить- мёрзнуть.

Лепить – строить- ровнять- поселить.

Мама- звать- мальчик – обед.

Дети – строить- снег- горка.

Дворник- заливать- горка- шланг.

5. Физкультминутка «Снег» .

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

6. Составление рассказа.

Логопед говорит , что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.

Примерный рассказ.

Был воскресный зимний день. Трое друзей вышли во двор на прогулку. Ребята решили слепить снеговика и стали катать комки из снега. Снег был липким, хорошо лепился и скоро посреди двора появился снеговик с красной морковкой вместо носа.

Вдруг под деревом ребята заметили маленькую серую собачку. У неё была гладкая шерсть, совсем не спасавшая от мороза. Бедная маленькая дворняжка дрожала от холода и поднимала то одну, то другую лапку. Она грустно смотрела на детей, как будто хотела сказать : «Помогите мне!»

Серёжа первым предложил построить домик для бедняжки. Ребята быстро слепили будку из снега : сделали ровные стены, покатую крышу, маленький полукруглый вход. Когда постройка была готова и друзья уже собирались поселить в неё собачку, раздался крик : «Тишка! Тишка! Ко мне!» Всем сразу стало очень весело и было совсем не жалко напрасного труда.

7. Рассказы детей.

3. Итог занятия . Релаксация.

О каком времени года говорили?

Чем занимались дети зимой во дворе?

Чем понравился рассказ?

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в средней группе «Как мы искали кораблик» I г. о. Тема: «Как мы искали кораблик». Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: - активизировать и расширять словарь.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание» Цели: Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; Работать над лексическим значение.

Цвета у радуги Цель: заучивание стихотворения «Цвета у радуги» с опорой на свою поделку. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей запоминать.

«Летний луг. Насекомые». Цель: учить составлять рассказы-описания с опорой на схему. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей пересказывать.

Подсолнухи Цель: учить составлять рассказ-описание о подсолнухе с опорой на свою поделку. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей пересказывать.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх