Почему ребенок плохо спит: кошмары, апноэ, сонные старты и другие ночные проблемы. Почему нарушается сон у детей

Добрый день, сударыни!

Текста будет много, так как боюсь упустить что-то важное.

С ребенком сидит муж. Он постепенно приучил дочку засыпать самостоятельно в кроватке. У них укладывание выглядит так: он говорит ей, что пора спать, спрашивает "Где твоя кроватка?". Когда она тычет пальчиком в сторону спальни, несет ее в кроватку, кладет. Одеялом не накрывает, сам садится рядом на нашу с ним постель с книжкой или ноутбуком. Если дочка не сильно уставшая, она сначала немного по кровати ползает. Не встает на ножки, а просто "перекладывается" туда-сюда, то головой в сторону ног, то наискось, то попой кверху зависнет. Если устала очень, то просто лежит, машет соской и подушкой, поет песенки.

Потом она засыпает, муж может переложить ее, если видит, что она уснула в совсем неудобной позе, а может и не трогать, только накрыть одеялом. Все, ребенок спит.

Так он ее укладывает утром и днем, 3 раза. Вечером с работы прихожу я и на ночь, на длинный сон укладываю ее я. Вот здесь и проблема: ложиться спать по той же схеме со мной она не хочет. Я могу ее уложить, только держа на руках. С трудом добилась того, что хотя бы я при этом сижу, а не стою/хожу, и не качаю ее, максимум чуть-чуть покачаю вначале.

Держу-держу, пока не заснет, кладу в кроватку. Если повезет, получается с первого раза. Чаще она тут же просыпается и надо снова ее брать, усыплять на руках и и снова пытаться положить в кроватку...

Мне становится все тяжелее ее укладывать - болят спина и руки, она же растет. Но самая большая проблема в том, что она ночью просыпается по нескольку раз, начинает плакать и ее можно успокоить и усыпить только взяв на руки и укачав. Просто поговорить, погладить и т. д., не доставая из кроватки - не помогает. В результате, ни я, ни муж толком не высыпаемся. Опять же, постоянные ночные пробуждения и слезы явно не на пользу нервной системе дочки.

Кроме того, муж считает, что ночные пробуждения связаны именно с тем, что я ее укладываю на руках, и именно из-за этого она ночью подскакивает - ищет мамины руки. Мол, когда он ее днем укладывает, она спит без пробуждений, пока не выспится.

Еще одна проблема, связанная с этим, заключается в том, что при моих укладываниях время на засыпание увеличивается в разы, а сон укорачивается, она не отдыхает нормально, сбивается весь режим дня (в выходные). То есть, либо даже в выходные не давать мужу отдохнуть или выйти из дома, либо получаем сбитый режим дня и капризного ребенка (ну и замученную маму заодно).

Что УЖЕ испробовано.

1) Попытки поступать так, как делает днем муж. Положить в кроватку и сесть рядом. Не работает - дочка не ложится. Я ее кладу, она тут же подскакивает и стоит, держась за бортик. Если сидеть и ждать, то возможны два варианта - либо она начнет играть в кровати (бегать вдоль бортиков, махать подушкой, соской, одеялом и т. д.), игнорируя все мои запреты, либо разревётся от того, что мама сидит и не берет ее на ручки. Взять, чуть покачать, успокоить и положить обратно - все начинается сначала. Либо игры, либо рев. Мой рекорд - это 2 часа, 2 часа в течении которых ребенок то скакал, то ревел в кровати, но так и не лег спать. Когда я не выдержала и сбежала, а к ней пришел папа, она легла и уснула за 2 минуты.

2) Укладывать вдвоем, сидеть рядом обоим. Не работает. Пока она видит меня в спальне, она будет реветь и истерить, но спать не будет.

3) Положить в кроватку и держать, не давая встать. Истерика. Спать не будет.

4) Совместный сон. Не работает вообще, она будет ползать, играть, пытаться спуститься на пол. Если держать - истерика. К тому же я не очень понимаю, как удерживать ребенка, если сама лежишь? Уж проще тогда на руках укачивать...

5) Открыть окно в спальне, погулять перед сном, накупаться перед сном и т. д. - никакого эффекта. Ребенок никакущий, трет глазки и лезет на руки, но стоит положить в кроватку - весь сон с нее слетает и она подскакивает...

Вопрос: как переучить дочку засыпать не у мамы на руках, а в кровати? Какие есть советы и идеи? У кого был схожий опыт?

Ну или что-нибудь утешительное скажите... Мол, каких-то 18 лет и она точно будет спать сама...

Нормальный сон . Большинство детей спят в течение не менее 5 ч в возрасте 3 мес (имеется в виду ночной сон), но периоды ночных пробуждений в конце первого года жизни часто ассоциируются с болезнью. При созревании количество быстрых движений глаз (REM) во время сна увеличивается с возрастанием сложных переходов между стадиями сна. У большинства людей в начале ночи преобладает медленный сон с увеличением быстрого сна в течение ночи. Таким образом, He-REM-явления группируются в начале ночи, REM-явления происходят позже. Дифференциация между истинным сном (REM или He-REM-связанными явлениями) и поведением при пробуждении может указать лечение.

Важно определить, воспринимают ли родители, что ребенок спит с ними, как проблему, потому что есть много культурных различий между привычками сна.

Кошмары . Кошмары - страшные сны, которые происходят во время быстрого сна. Ребенок после кошмара может полностью проснуться и ярче вспомнить детали своего сна. Кошмары не являются причиной для беспокойства, если они не происходят очень часто. Они могут возникать во время стресса или когда ребенок видел фильм или телевизионную программу, содержащую пугающие сцены. Если кошмары происходят часто, родители могут вести дневник, чтобы понять, могут ли они определить причину.

Ночные страхи и лунатизм . Ночные страхи - He-REM-эпизоды неполного пробуждения и крайнего беспокойства вскоре после засыпания - являются наиболее распространенными в возрасте от 3 до 8 лет. Ребенок кричит и выглядит испуганным, у него учащенное сердцебиение и дыхание. Кажется, что ребенок не знает о присутствии родителей, может сильно метаться и не реагирует на утешение. Он может говорить, но не в состоянии отвечать. Как правило, ребенок возвращается ко сну через несколько минут. В отличие от кошмаров, ребенок не может вспомнить эти эпизоды. Ночные страхи драматические, потому что ребенок кричит и безутешен в течение эпизода. Около 1/3 детей с ночными страхами также страдают от лунатизма (вставание с постели и хождение во время поверхностного сна, также называемое сомнамбули imom). Около 15% детей в возрасте 5-12 лет имели по крайней мере один эпизод лунатизма.

Ночные страхи и лунатизм почти всегда прекращаются сами по себе, хотя случайные эпизоды могут возникать в течение многих лет. Как правило, никакого лечения не требуется, но если расстройство сохраняется и в подростковом или взрослом возрасте и является серьезным, лечение может быть необходимо. У детей, которые нуждаются в нем, воздействовать на ночные страхи иногда получается с помощью седативных препаратов или некоторых антидепрессантов. Существует ряд доказательств, что нарушения сна, связанные с периодическими движениями ног, часто поддаются лечению препаратами железа даже при отсутствии анемии. Если дети храпят и дергаются, должна быть проведена оценка на наличие обструктивного ночного апноэ.

Сопротивление отходу (укладыванию) ко сну . Дети, особенно в возрасте 1-2 лет,часто сопротивляются сну из-за разлуки с родителями, в то время как на старших детей могут влиять разные аспекты окружающей среды. Маленькие дети часто плачут, когда остаются одни в своей кроватке, или просыпаются и ищут родителей. Другая распространенная причина сопротивления сну - задержка времени засыпания. Такие ситуации возникают, когда детям разрешают проснуться позже и спать дольше, чем длится ночь, чтобы перевести внутренние часы на более позднее время наступления сна. Это может вызвать трудности с засыпанием в более раннее время, но непродолжительное лечение отпускаемыми без рецепта антигистаминами первого поколения или мелатонином может помочь детям перевести свои часы.

Сопротивление засыпанию нельзя преодолеть, если родители остаются в комнате, чтобы обеспечить комфорт, или позволяют детям вставать с постели. На самом деле эти ответы укрепляют ночные пробуждения, когда дети пытаются воспроизвести условия, при которых они заснули. Чтобы избежать этих проблем, родители могут спокойно сидеть в коридоре на глазах у ребенка и видеть, что он остается в постели. Затем ребенку устанавливается обычное засыпание в одиночку, и он узнает, что вылезать из постели не рекомендуется. Ребенок также узнает, что родители рядом, но не будут рассказывать больше сказку или играть с ним. В конце концов ребенок успокаивается и засыпает. Предоставить ребенку объект привязанности (например, плюшевого мишку) часто бывает полезно. Небольшой ночник, белый шум или оба фактора также могут утешать.

Пробуждения в течение ночи . Все пробуждаются несколько раз каждую ночь. Большинство, однако, снова засыпает без вмешательства. Дети часто просыпаются ночью после переезда, болезни или других стрессовых событий. Проблемы со сном могут усугубляться, когда дети отключаются в конце дня или из-за чрезмерной стимуляции при игре перед сном.

Позволять ребенку спать с родителями -значит способствовать ночным пробуждениям. Контрпродуктивно играть с детьми или кормить их в течение ночи, шлепать и ругать. Вернуть ребенка в кровать, утешив его, как правило, более эффективно. Рутинное поведение при отходе ко сну включает чтение небольшого рассказа, вручение любимой куклы или одеяла и использование небольшого ночника (для детей >3 лет). Чтобы предотвратить возбуждение, условия, при которых ребенок пробуждается в течение ночи, должны быть такими же, при которых он засыпает. Родители и опекуны должны придерживаться одинакового поведения каждую ночь, чтобы ребенок знал, чего ждать. Если дети физически здоровы, плач в течение нескольких минут часто позволяет им успокоиться самостоятельно, что снижает ночные пробуждения.

Содержание:

Список новых проблем у детей более старшего возраста и подростков велик: домашние задания, внешкольные занятия, индивидуальные уроки, вечеринки, больше домашней работы, свидания, машины, наркотики и алкоголь. Для родителей здоровый образ жизни детей может стать менее важным, чем развитие их академических, социальных, спортивных или художественных навыков. Но, как вы сами увидите, вклад здорового режима сна в благополучие вашего ребенка с возрастом не снижается.

Проблемы со сном у детей 7–12 лет

Более позднее укладывание

Школьники с возрастом спят все меньше и меньше по мере того, как начинают ложиться все позже и позже. Большинство 12-летних подростков ложатся около 21:00 – это время может варьировать от 19:30 до 22:00. Продолжительность сна у них составляет примерно 9–12 часов. Эти данные, которые я собирал среди семей среднего класса, согласуются с данными еще продолжающегося исследования, проводимого Стэнфордским университетом. В ходе него ученым удалось показать, что до начала пубертатного периода подросткам для поддержания оптимального уровня деятельности в течение дня требуется 9,5–10 часов сна.

Если не поддерживать здоровый режим сна, результатом будет усугубляющаяся дневная сонливость.

Трудности с засыпанием

При исследовании примерно 1000 детей, средний возраст которых составлял семь-восемь лет, было обнаружено, что около 30 % из них сопротивлялись укладыванию не менее трех раз в неделю. На это чаще всего жалуются родители. Около 10 % детей испытывают трудности с засыпанием после того, как ложатся в постель. У многих на то, чтобы заснуть, более трех раз в неделю уходит до часа. Некоторые дети отказываются ложиться, а когда ложатся, испытывают трудности с засыпанием; у них возникает и целый набор прочих проблем: страхи, тревожность, ночные пробуждения, необходимость в успокаивании и близости родителей, жалобы на утомление, а также наличие трудностей с самостоятельным успокаиванием в прошлом.

Кое-что из практики

С возрастом вашему ребенку для поддержания оптимального уровня внимания и активности будет требоваться больше, а не меньше сна.

Если ваш ребенок отказывается ложиться спать, но у него нет трудностей с засыпанием, скорее всего, ему поможет более раннее или более регулярное укладывание и другие методы, описанные далее в этой статье. Но если у ребенка также имеются трудности с засыпанием, он никогда не спал хорошо и проявляет признаки легкой хронической тревожности, возможно, вам понадобится помощь детского психолога или другого специалиста в области психического здоровья.

Это исследование также подтвердило другие наблюдения, согласно которым в младшем школьном возрасте ночные пробуждения имеют тенденцию сохраняться, если они уже наблюдались в прошлом. Устойчивость нарушений сна является темой многих научных статей, и только невежеством некоторых специалистов может объясняться совет: «Не переживайте, ребенок это перерастет».

В двух других исследованиях примерно 1000 подростков, проведенных в Бельгии и на Тайване, было обнаружено еще кое-что. У тех, кто спал плохо, гораздо чаще наблюдались трудности с обучением. Среди тех учеников, которые собирались поступать в колледж, меньше спали те, кто более усердно занимался. Итак, мы видим здесь глобальную проблему: маленькие дети, испытывающие проблемы со сном, вырастают в школьников, имеющих проблемы с успеваемостью. Однако те из них, которые добиваются успехов в обучении, рискуют недополучить необходимый им сон!

Периодические жалобы

Многие дети в этом возрасте жалуются на различные боли в животе, конечностях, голове и грудной клетке, которым не находится никакого медицинского объяснения. У детей, страдающих такими болями, часто оказывается серьезно нарушен сон. Принято считать, что к таким жалобам приводят эмоционально напряженные ситуации, такие как реальное или вымышленное отдаление родителей от детей или детей от родителей; боязнь выразить недовольство, которое может повлечь за собой наказание или обиду; давление со стороны сообщества или школы; страх не оправдать надежды родителей.

Эти боли у детей реальны, точно так же как реальны мигрени у взрослых, которые слишком много работают или слишком мало спят. Все лабораторные анализы и исследования людей, испытывающих такие головные боли, показывают, что у них все в порядке. Точно так же все анализы, проводимые у детей с подобными соматическими жалобами, дают нормальные результаты. За исключением тех случаев, когда имеются серьезные основания подозревать наличие какого-либо органического заболевания, лучше отказаться от проведения лабораторных обследований и анализов, потому что боль при взятии крови, риск облучения, стоимость процедур и в первую очередь – возможный результат создают в сознании ребенка убежденность в том, что он действительно болен. К тому же слегка отклоняющиеся от нормы результаты обследования могут привести к новым и новым процедурам, которые в конечном итоге покажут, что в основном все в порядке.

Проблемы со сном у подростков

Не хватает времени на сон, особенно по утрам

Исследования режима сна тинейджеров показывают, что постепенное снижение общей продолжительности сна прекращается приблизительно в 13–14 лет. На самом деле многим молодым людям в возрасте 14–16 лет требуется даже больше сна! Судя по полученным данным, большинство подростков могли бы отдыхать гораздо лучше, если бы им удавалось дольше спать по утрам. Раннее начало школьных или спортивных занятий часто заставляет подростков спать днем, что мешает им вечером ложиться в разумное время.

Кое-что из практики

Многим молодым людям старше 15 лет требуется больше сна, чем раньше, чтобы поддерживать дневную деятельность на оптимальном уровне.

Исследование, проведенное среди примерно 10 000 учеников японских средних и старших школ, показало, что 50 % из них хотя бы раз в неделю спят после школы. Из-за того, что поздний дневной сон заставляет подростка ложиться позже вечером, ночной сон становится короче. Мне кажется, что лучше не спать днем, а ложиться пораньше вечером, а утром тоже просыпаться намного раньше, чтобы доделать незавершенные домашние задания. На мой взгляд, выполнять их поздно ночью, после короткого дневного сна, гораздо менее эффективно, чем рано утром, после многих часов ночного сна.

Кое-что из практики

Социальное давление и раннее начало занятий в школе приводят к снижению продолжительности сна и хроническому его недостатку.

Накапливающая усталость, дневная сонливость или снижение уровня внимания днем развиваются у многих подростков – для них в сутках оказывается просто слишком мало часов. Затраты времени на учебу, спорт и социальную деятельность невероятно высоки. Даже если не считать переживаний о сексе, наркотиках, алкоголе и громкой музыке, родителям приходится волноваться из-за того, что их дети могут пострадать от недостатка сна.

В исследовании ученых из Стэнфордского университета, в котором участвовали более 600 старшеклассников, у 13 % был обнаружен хронический дефицит сна. Те, кто плохо спал, объясняли это переживаниями, напряжением, а также личными, семейными и социальными проблемами. У учеников наблюдались признаки легкой депрессии. Конечно, мы не знаем, что здесь первично – нарушения сна или изменения настроения. Возможно, и эти изменения, и нарушения сна развиваются в результате одних и тех же гормональных изменений, которые естественны для этого возраста. Однако здоровый образ жизни, в том числе и разумный режим сна, поможет предотвратить или облегчить депрессивные состояния, так характерные для юного возраста. Ученые из Стэнфорда определяют хронические и тяжелые нарушения сна у подростков следующим образом:

1. Более трех раз в неделю на то, чтобы заснуть, требуется 45 минут или более,

2. Три или более раз в неделю наблюдается одно или более ночных пробуждений, за которыми следует 30 или более минут бодрствования,

3. Три или более раз в неделю наблюдается по три или более пробуждений за ночь.

Итак, если у вашего ребенка-подростка такая структура сна, не стоит считать это «нормальной» частью взросления.

В Новой Зеландии точно так же, как и в Калифорнии, около 10 % подростков страдают нарушениями сна. У них наблюдаются тревожность, подавленность и невнимательность, а также чаще встречаются поведенческие расстройства по сравнению с подростками без нарушений сна. Тревожность и депрессия также оказались типичными симптомами у плохо спящих тинейджеров в Италии, доля которых в этой стране составляет около 17 %.

Судя по результатам очень серьезного исследования, опубликованного в 1991 г., за последние 20 лет продолжительность сна учащихся уменьшилась на один час. Данные, полученные в самых разных странах – Бельгии, Тайване, Китае, ЮАР, Новой Зеландии, Италии и т. д., свидетельствуют о растущем риске переутомления подростков.

В двух независимых исследованиях об ограничении сна у детей в возрасте от 10 до 14 лет ученые уменьшали продолжительность их ночного сна либо до семи часов в течение трех дней, либо до пяти часов на одну ночь. Хотя подростки справлялись с повседневными стандартными задачами, такие высшие когнитивные функции, как творчество и абстрактное мышление, оказались нарушены. Это подчеркивает важную мысль о том, что наши дети могут достаточно хорошо справляться с небольшой нехваткой сна, если не сталкиваются со слишком сложными заданиями, связанными с письменной речью или творчеством.

Таким образом, слабовыраженному недостатку сна часто не придают должного значения или вообще не обращают на него внимания, так как стандартные задания на память и спортивные упражнения подростки выполняют достаточно успешно.

Еще один эксперимент с ограничением сна был проведен с участием 11– и 12-летних детей. Тех, кто спал в течение шести ночей по 10,5 часа, сравнивали с теми, кто в течение шести ночей спал по 6,5 часа. Ограничение сна вызвало поддающиеся измерению невнимательность, раздражительность, несговорчивость и проблемы с обучением. В другом исследовании, где наблюдали за 3136 детьми в возрасте от 11 до 18 лет, было обнаружено, что у 17 % из них сон не обладает достаточными восстановительными свойствами. Эти данные совпали с теми, которые приводились в итальянском исследовании.

В Израиле был проведен эксперимент с различным временем начала школьных занятий. У одной группы учащихся уроки начинались в 7:10 как минимум дважды в неделю, а у другой всегда начинались в 8:00. Дети из первой группы в общей сложности спали меньше, у них наблюдались выраженное утомление и сонливость в дневные часы, они больше жаловались на трудности с вниманием и концентрацией по сравнению с учащимися из второй группы. Доктор Мэри Карскадон, пионер в области исследования сна подростков, указывает на то, что раннее начало школьных занятий – это новшество, влияние которого на недостаток сна учеников только теперь постепенно начинает оцениваться должным образом.

Доктор Карскадон также считает нерегулярное время ночного сна серьезной проблемой, которая развивается независимо от недостаточной продолжительности сна. Ее исследования показали, что чем больше вариабельность времени начала ночного сна, тем хуже школьные оценки, тем более вероятен вред, наносимый здоровью в результате приема алкоголя и наркотиков, и тем чаще ученики пропускают занятия. Более ранние исследования дошкольников также указывали на важность регулярного укладывания и его влияние на последующую приспособляемость к школе.

Поведение подростков может вызывать у родителей стресс; однако, если начать пораньше, как это сделала семья из следующего рассказа, справиться с некоторыми проблемами сна может быть легче.

С привилегиями приходит ответственность

Мы с мужем, будучи родителями пятерых детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет, уже много лет используем мудрые советы доктора Вайсблута для установления режима сна в нашем доме.

Мы начали обучение процессу сна 15 лет назад с нашей старшей дочерью Тришей. Доктор Вайсблут объяснил нам, как распознать усталость, чтобы укладывать ее спать до того, как она переутомится. Когда родилась Джулия, мы подумали, что она будет подавать те же сигналы и легко привыкнет к такому же режиму сна, какой был у нашей старшей дочери. Но мы очень сильно ошиблись. Но несмотря на то, что режим оказался другим, мы применяли тот же метод: распознать усталость и уложить Джулию спать до того, как она переутомится. К моменту рождения пятого ребенка мы чувствовали себя настоящими профессионалами.

Мы с мужем заметили, что каждый ребенок подает свои «намеки», сигнализирующие о том, что ему пора спать. Один из сыновей начинал перебирать пальцами волосы, другой тер глаза, а третий забирался на колени к тому, кто был ближе. Так они давали нам понять, что пришло время отдохнуть. Все это происходило с ними в таком возрасте, когда действия были красноречивее слов.

Но на этом обучение не закончилось. Дети росли, и мы меняли режим, продолжая руководствоваться одной и той же идеей: переутомленный ребенок не может быть счастливым, а его деятельность не будет продуктивной. Это оказалось особенно верно для подростков. Иногда привилегия лечь попозже оказывала отрицательное влияние на весь ход их жизни. Переутомленный и всем недовольный не может достаточно хорошо проявить себя в спортивных соревнованиях или на экзамене. В эти годы бьют через край, и мы поняли, что ребенок лучше всего справляется с собственным растущим организмом, когда хорошо отдыхает. Мы старались внушить нашим детям мысль о том, что с привилегиями дается и ответственность. Подростки должны научиться отвечать за свои самостоятельные действия (к этому относится и здоровое питание, и здоровый режим сна). Хотя мы допускаем определенную гибкость и по особым случаям, а также в каникулы позволяем детям ложиться позже, чем обычно, затем все естественным образом снова входит в привычную колею.

Доктор Вайсблут как-то сказал мне, что, если ребенок утверждает, что ему скучно, скорее всего, он устал. Если мои дети говорят, что им скучно, я предлагаю им немного поспать днем.

Сон в нашем доме так же важен, как и здоровое питание, регулярные спортивные упражнения и добропорядочное поведение.

Кроме трудностей с засыпанием и сном без пробуждений существуют аномальные формы и специфические проблемы сна, возникающие в предподростковом и подростковом возрасте.

Синдром отсроченной фазы сна

Замечали ли вы, что ваш подросток ложится спать все позже и позже? Со временем он может решить, что ему больше нравится ночной образ жизни. Наверное, вы слышали о совах и жаворонках, и если вы сами – сова, то вполне можете решить, что если у вашей дочери или сына начинает проявляться тенденция ложиться позже, то это нормально. Но на самом деле может происходить совсем иное – развитие неспособности засыпать в социально и биологически приемлемое время. Переход к более позднему засыпанию может также объясняться биологическими процессами, связанными с половым созреванием. Если дело в этом, тогда в позднем засыпании нет проблемы – скорее, проблему представляет слишком раннее начало занятий в школе.

При синдроме отсроченной фазы сна у ребенка нет проблем с засыпанием или сном без пробуждений, но только в том случае, если наступление сна отодвигается вплоть до 1:00, 2:00 или даже 3:00. Если он пытается лечь раньше, то не может заснуть. По выходным и праздничным дням подросток может спать дольше по утрам, поэтому общее время сна остается нормальным. Но в учебные дни такого ребенка всегда очень сложно поднять, чтобы он пошел в школу.

Из-за этого страдает обучение, а у подростка наблюдаются сильные перепады настроения. Все это является долговременными последствиями слишком короткого сна в учебные дни и хронически ненормального режима сна.

Синдром Клейне – Левина

Это редкое заболевание, но иногда его путают с другими психическими или неврологическими синдромами. К основным симптомам относятся чрезмерная сонливость, переедание и неспособность к сексуальному воздержанию. Точная причина данного нарушения не выяснена, но если вы заметили у своего ребенка очень сильные отклонения в сне, питании или других типах поведения, не стоит просто думать, что это проблемы переходного возраста. Другие редко встречающиеся заболевания, связанные с аномальным сном, могут быть связаны с изменениями температурной чувствительности, чувством жажды или настроения.

Синдром фибромиалгии

Фибромиалгия – это нетипичная проблема, которая обычно возникает у девочек, а иногда и у их матерей. Дети с фибромиалгией ощущают утомление и испытывают боли различной локализации. Они жалуются, что «все время чувствуют себя усталыми» или у них «все болит». Боль возникает как в левой, так и правой части тела, и ниже, и выше талии. Кроме таких диффузных болей существуют особые чувствительные точки, при нажатии на которые возникает острая локальная боль.

У всех девочек с этим заболеванием нарушен сон. Их родители на протяжении многих лет могут замечать, что они спят очень беспокойно. Из-за активных движений во сне, или «моторного возбуждения», простыни и одеяла оказываются разбросаны вокруг кровати характерным для фибромиалгии образом. Более того, дети, страдающие этим заболеванием, обычно просыпаются утром с ощущением усталости, или «неосвеженными», как будто у них не было нормального ночного сна. Такой невосстанавливающий сон – еще одна детей с фибромиалгией. Некоторые из них еще и просыпаются по ночам. Другие симптомы – скованность во всем теле и утомление по утрам, головные боли, нехватка энергии, плохое настроение и депрессия. Такие дети очень страдают из-за хронических болей; они не могут участвовать в большинстве видов деятельности, которыми увлекаются подростки.

Интересно, что сам ребенок не воспринимает беспокойный сон с разбросанными простынями и одеялами или ночные пробуждения как проблему, потому что уже к этому привык. Из-за того, что она всегда так спала, и девочка, и ее родители думают, что это для нее нормально. Такие дети не жалуются на плохой сон; они говорят только об утомлении и боли, но во время приема врач обычно выявляет у них нарушения сна.

Чувство утомления и боль могут мешать ребенку посещать школьные занятия, участвовать в различных развлекательных и спортивных мероприятиях. Это может вести к пониженной самооценке и «детренированности» тела, что внешне напоминает признаки депрессии. Не забывайте, что фибромиалгией чаще всего страдают девочки предподросткового и подросткового возраста, и многие симптомы заболевания нередко принимают за перемены, связанные с половым созреванием.

Поскольку причины фибромиалгии до сих пор не установлены, не существует никакого специфического лечения этого заболевания. Однако хорошо то, что существующие методики все-таки со временем приводят к положительной динамике. Детские ревматологические центры специализируются на программах лечебной физкультуры, а иногда врачи прописывают антидепрессанты. Это помогает детям преодолеть трудности, нарушающие их сон, например, выпускные экзамены. У большинства девочек примерно после двух лет лечения отмечаются улучшения.

Любопытно, что их последовательность очень предсказуема. Вначале исправляются нарушения сна. Затем, через много недель, начинается облегчение симптомов мышечной боли. Если не происходит улучшения сна, то вероятность облегчения других симптомов значительно снижается. Тот установленный при наблюдениях факт, что снижению утомляемости и болезненных ощущений должно предшествовать улучшение сна, позволяет предположить, что причиной других симптомов может быть именно плохой сон. Более того, среди взрослых, страдающих этим синдромом, также выявляется закономерность: чем хуже сон, тем сильнее боли. Это также свидетельствует в пользу существования причинно-следственной связи между нарушениями сна и другими симптомами фибромиалгии.

Хронический мононуклеоз

Инфекционный мононуклеоз вызывается вирусом. У подростков начиная с 14 лет иногда вслед за острой стадией диагностируется хроническое заболевание, которое характеризуется очень сильной дневной сонливостью. Из-за нее страдает обучение в школе. Неудивительно, что у таких детей тоже иногда ошибочно определяют депрессию. Правильный диагноз устанавливается после лабораторных анализов, подтверждающих наличие вирусной инфекции.

Предупреждение и устранение проблем со сном

Давайте рассмотрим две основные группы проблем для детей этой возрастной группы, а именно проблемы с засыпанием и поддержанием здорового режима сна. Для лечения этих нарушений мы попытаемся разрушить бесконечную цепь, в которой нарушения сна вызывают перевозбуждение, которое, в свою очередь, еще больше мешает нормальному сну.

Проблемы с засыпанием

Работая с психотерапевтом, дети более старшего возраста могут научиться спать лучше с помощью методик расслабления, похожих на те, что используют взрослые. Они направлены на снижение уровня возбуждения, что позволяет наладить сон. Вот несколько таких методик:

1. Прогрессивная релаксация – метод, при котором нужно напрягать определенные группы скелетных мышц, затем расслаблять их и фокусироваться на появляющемся чувстве расслабления.

2. Биологическая обратная связь требует сосредоточенности на визуальных или аудиостимулах, которые меняются пропорционально напряжению в скелетных мышцах. И прогрессивная релаксация, и биологическая обратная связь помогут снизить мышечное напряжение, что позволит вам заснуть.

3. При расслабляющем самовнушении вы повторяете про себя, что ваши руки и ноги становятся тяжелыми и теплыми.

4. Парадоксальное намерение основано на идее, что попытки заснуть могут создавать заколдованный круг, который можно разорвать, сосредоточившись на бодрствовании.

5. В медитативной релаксации существуют различные, но простые инструкции, позволяющие сосредоточиться на физическом ощущении дыхания, что некоторым людям помогает заснуть.

Регуляция поведения стимулами и контроль за временем

Метод регуляции поведения стимулами заключается в том, чтобы сделать обстановку в спальне соответствующей для сна. Если вы длительное время проводите в постели за просмотром телевизора, чтением или едой, то эти занятия напрямую конкурируют со сном, поэтому от них следует отказаться. Контроль за временем означает установление регулярного и здорового режима сна.

Психолог Ричард Буцин, специализирующийся на бессоннице, включает элементы контроля за стимулами в разработанные им инструкции.

ИНСТРУКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СТИМУЛАМИ

1. Ложитесь с намерением заснуть только тогда, когда вы ощущаете сонливость.

2. Не используйте кровать ни для чего, кроме сна – не делайте в ней домашние задания, не читайте, не смотрите телевизор, не ешьте и не проводите время просто так.

3. Если вы обнаружили, что не можете заснуть, встаньте и уйдите в другую комнату. Бодрствуйте столько, сколько хотите, а затем вернитесь в спальню, чтобы спать. На часы смотреть не нужно, и если вы сразу же не заснули, вставайте. Помните, что ваша цель – стойкая ассоциация постели с быстрым засыпанием! Если вы провели в постели более десяти минут, не заснули, но и не встали, значит, вы не выполняете эту инструкцию.

Если вы все равно не можете заснуть, повторите 3-й шаг. Делайте это столько раз, сколько нужно на протяжении ночи. Поставьте будильник и вставайте каждое утро в одно и то же время, независимо от того, сколько вы проспали ночью.

4. Не спите днем.

Доктор Розалинд Картрайт, пионер в области исследований сна у взрослых, разработала другой вариант методики контроля за стимулами Ричарда Буцина, который помог некоторым детям научиться засыпать.

1. Занимайтесь чем-нибудь приятным на протяжении определенного времени, установив таймер на 15–20 минут. Делайте все, что хотите, но не в спальне.

2. Принимайте в течение 15–20 минут самую горячую ванну с лавандой, которую только можете выдержать. Эта процедура служит расслаблению, поэтому не нужно читать в ванне книгу или слушать музыку. Ванна помогает предотвратить натиск мыслей и переживаний, которые осаждают мозг, подобно метеоритам, когда защитный щит, состоящий из работы, спорта или домашних заданий, отключается.

3. После ванны с пеной сразу же ложитесь в постель. Не начинайте заниматься другими делами – никаких книг, музыки или телефонных звонков. Закройте глаза и постарайтесь заснуть.

Если выполнение этих инструкций не помогает вашему ребенку, попробуйте убедить его заняться каким-либо видом спорта, чтобы увеличить физические нагрузки. Если и это не помогает и ваш ребенок все равно спит плохо и кажется вымотанным, слишком уставшим и потерявшим интерес ко всему, может, проблема действительно в депрессии.

У детей диагностируется такое заболевание, и некоторые глупые рискованные поступки переутомленных подростков, ведущие к «несчастным случаям», на самом деле могут быть целенаправленными попытками самоубийства. Если вы думаете, что проблема вашего ребенка именно в этом, сразу же обратитесь за помощью к специалисту.

Поддержание здорового режима сна

Как мы уже обсуждали ранее, некоторые подростки страдают от так называемого синдрома отсроченного наступления фазы сна. При этом нарушении подростки не могут заснуть в желаемое и удобное для всех время, но при этом намного позже полуночи засыпают без труда. По выходным дням продолжительность сна у них нормальная, они не просыпаются ночью и, просыпаясь поздним утром или в середине дня, чувствуют себя отдохнувшими. Проблема заключается в нарушенном режиме сна, который часто развивается в школьные годы, когда спать допоздна невозможно.

Этот синдром лечится хронотерапией, или переустановкой часов сна. Допустим, ваш ребенок легко засыпает в 2:00. Терапия заключается в том, что он не ложится до 5:00, после чего наступает естественный сон. (Конечно же, мы не будем делать это в течение учебного года!) В следующий раз ребенку нужно лечь спать в 8:00, на третий день – в 11:00. Иными словами, каждый раз сон должен начинаться на три часа позже, чем в предыдущий день. В несколько последующих дней ребенок должен ложиться в 14:00, в 17:00, в 20:00, и, наконец, в 23:00. Теперь, продолжая внимательно следить за часами, всегда старайтесь, чтобы ребенок ложился в 23:00. Вы перевели часы сна на более приемлемое время, и обычно такой режим удается сохранить, поддерживая постоянный график ночного сна.

Лекарства и продукты, которые способствуют сну

Лекарствами решить проблемы сна невозможно. Чтобы инициировать сон у детей, часто используют димедрол или другие антигистаминные препараты. Как правило, люди применяют эти или другие лекарства в качестве временной меры, «просто чтобы дать всем передышку». Звучит замечательно – отдохнуть, прежде чем вновь собраться с силами и решить проблемы, вызванные вашими собственными неверными действиями, но я много раз видел, что родители, которые настоятельнее всего просят выписать ребенку лекарства, в наименьшей степени готовы менять собственное поведение, так что проблемы не исчезают. Ни одно исследование не подтверждает, что снотворные препараты на самом деле полезны и безопасны для детей. Установлено, что димедрол неэффективен как снотворное средство для взрослых. Такие лекарства, как фенобарбитал, на самом деле могут приводить к развитию нарушений сна, тревожности и раздражительности в дневное время.

Кое-что из практики

Не полагайтесь на лекарства в решении проблем со сном у вашего ребенка.

Мешать здоровому сну могут и такие сосудосуживающие средства, как псевдоэфедрин или кофеин. Так что давайте спать лучше, не принимая никаких медикаментов. Важным исключением являются препараты, которые прописывает аллерголог или педиатр для облегчения дыхания во сне, если ребенок страдает аллергией.

Некоторым людям помогает спать пища с высоким содержанием углеводов и аминокислоты триптофана. Не исключено, что диета кормящей матери отражается на содержании углеводов в грудном молоке, а это может косвенно влиять на уровень триптофана в крови ребенка. В одном из исследований грудных детей было показано, что триптофан вызывает начало фазы медленного сна на 20 минут раньше обычного, а быстрого сна – на 14 минут раньше. Однако на общую продолжительность сна триптофан не влияет. Поэтому давать его детям для того, чтобы они дольше спали, вероятно, бессмысленно. Более того, прием триптофана взрослыми может привести к развитию серьезных заболеваний, несмотря на то что он является природной аминокислотой. Еще одно натуральное химическое соединение, которое рекламировалось в качестве способствующего сну, – мелатонин, но его безопасность и эффективность для детей любого возраста не доказана.

Пища с большим содержанием углеводов или белка по-разному влияет на взрослых разного пола и возраста. Данные по детскому питанию, на основании которых можно было бы составить способствующую сну диету, отсутствуют. Исключение из рациона рафинированного сахара, который якобы приводит к детской гиперактивности, тоже, по-видимому, никак не влияет на режим сна.

В еще одной научной работе сообщается о том, что причиной бессонницы может быть аллергия на коровье молоко. Однако эти результаты можно интерпретировать как эффект плацебо, так как родители знали, когда давали ребенку молоко, а когда исключали его из рациона. Испытания и исключения определенных продуктов лучше всего проводить, если ни родители, ни сами исследователи не знают, когда ребенок получает определенный продукт, а когда – нет. Только в этом случае, когда желаемое не выдают за действительное, данные получаются достаточно объективными.

Многие дети школьного возраста испытывают трудности с засыпанием из-за того, что переживают по поводу оценок, экзаменов, внешности или спортивных достижений. Боязнь не достичь желаемого в учебе или спорте может привести к реальному ухудшению результатов. В психологии это так и называется – «страх перед возможной неудачей». Аналогичным образом нарушения сна возникают, когда человек слишком сильно переживает или слишком много думает о том, что он спит недостаточно. Чересчур сильные переживания по поводу сна создают тревожность или стресс, мешая расслаблению, необходимому для успешного выполнения задания, в данном случае – засыпания. Попросите вашего педиатра направить вас к детскому психологу, который сможет дать вам информацию о том, как решить проблему, и научить техникам расслабления. Если вам кажется, что вашему сыну или дочери в любом возрасте требуется больше сна и он сам хочет спать, но испытывает трудности с засыпанием, подумайте о том, чтобы поработать со специалистом и помочь ребенку научиться расслабляться и избегать страха возможной неудачи.

Здравствуйте! В начале декабря у дочки начались проблемы с засыпанием. Ребенку 1год 10 мес. Видно по ней, что хочет спать – часто зевает, трет глазки, но заснуть не может. Уложить невозможно: брыкается, орет, бьется в истерике, меня бьет... Все было, как и обычно, никаких потрясений не было, чтобы сказать, что это явилось причиной. Началось все в одночасье. Питается нормально. Теперь днем не спим вообще. За месяц днем спали только три раза. На ночь засыпаем в промежутке с 24.00 До 2.00. Раньше режим был такой. 8-8.30 – Подъем, умывание, затем завтрак. После завтрака шли гулять на 1-2 ч. В 13.00-13.30 – Обед, после ложила спать, спали 1-2 ч (чаще 2 ч). После сна – полдник и опять шли гулять. В 20.00 – Ужин и перед сном (21.30-22.00) – Бутылочка со смесью, к 11-ти ночи мелкая уже дрыхла. Засыпала и днем, и ночью тоже не сразу, но не было истерик, выкручиваний, как-то поспокойнее было. За час до сна стараюсь ограничить подвижные игры, чтобы не возбуждалась, но когда получается, когда нет. Сейчас засыпаем по такому графику. Встаем в 10-11 утра и засыпаем в 11 ночи. Это если не спит днем. При дневном сне: подъем тот же, дневной сон с 14.30 До 16.30, Ночью засыпаем в 24.00-1 Ч. Второй вариант: подъем тот же, дневной сон с 16.30 До 18.30, Ночью засыпаем в 2 ч. Днем ведет себя нормально: бегает, прыгает, в игрушки играет и т.Д. На улицу пока не ходим, т.К. Большой минус. Сам сон до проблемы и во время проблемы был хороший – засыпала и ночью спала не просыпаясь. Бывает, плачет во сне, но быстро успокаивается, я даже дойти не успеваю к ней)) воду ночью пьет редко. Иногда бывает под утро, почему-то в одно и тоже время всегда, просыпается на полчаса-на час, потом обратно засыпает. Были у педиатра и невролога. Диагноз – гипервозбудимость, нарушение цикла сна. Выписали лекарства в два цикла. 1 Цикл – дормикинд по 1х3раза, магне б6 по 2-3 млх2-3 раза. Всё на 1 месяц. 2 Цикл: 1/4глицина 3 раза и 3кап нотта тоже 3 раза и тоже месяц. Хвойные ванны или с корневищем валерианы. При всей своей любви к воде, дочь просто категорически отказывается лезть в воду, где кроме воды еще какие-то наполнители. Поэтому от таких ванн отказались. Пьем еще первый цикл до 10 января. Засыпает, так как описала выше. У дочки 16 зубов. Особенно под вечер она очень сильно чешет во рту. Прорезывателем не достает, я дала ей соску, там дюбка длинная и ею она там чешет, слюней море. Зубы не вылезли самые последние. Стул нормальный. Иногда день-два заложен нос, потом эта заложенность сам по себе проходит. Истерики начинаются на пустом месте. Ни я, ни бабушка успокоить не можем. Более-менее успокаивается, когда музыку в телевизоре включаем. Отвлекать на что-то – не отвлекается, пробую читать ей – хватает книжку и выбрасывает, тоже с игрушками. Сидим, слушаем и смотрим европу-плюс. 1) Возможно ли такое поведение из-за прорезывания зубов? 2) Сейчас темнеет рано и поздно светлеет. Может у ребенка из-за этого что-то сбилось? Я пытаюсь ее будить в 8-8.30 (Если она заснула в 10-11 ч), а реакции никакой, спит как убитая, вообще не реагирует. 3) В сентябре нам идти в сад, если места будут. А дети в саду днем спят. Я переживаю, она-то днем не спит. Восстановится ли дневной сон и вообще как можно войти в старый режим? 4) Есть ли какие-то альтернативные способы справится с этой проблемой (может массаж какой-нибудь и т.Д.). Спасибо.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх