Понятие и роль стратегии в логистике. Виды логистических стратегий. Реализация логистической стратегии

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых/комплексных показателей эффективности логистики (см. п. 43),. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких (многокритериальная задача оптимизации) ключевых показателей.
В терминологическом словаре А.Н. Родникова логистическая стратегия определена как «стратегия долгосрочного планирования (на уровне предприятия или района) размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складское хозяйство и другие элементы инфраструктуры; формирования длительных хозяйственных связей, методик расчета за логистические операции и другие элементы хозяйственного механизма на перспективу»11.
А.И. Семененко трактует логистическую стратегиюкак «стратегию экономической (предпринимательской) структуры, т.е. обобщенную модель действий, необходимых для достижения главных (долгосрочных) целей путем координации и распределения ресурсов структуры (компании, фирмы) на основе ее логистизации». В обоих приведенных определениях отражены основные моменты, характеризующие логистическую стратегию фирмы при построении ЛС. С учетом концептуальных положений, изложенных выше, можно дать следующее определение:
логистическая стратегия - долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.

* Логистика - бухгалтерия (своевременное предоставление счетов-фактур, накладных для обработки информации, контроль за своевременной оплатой за поставленный товар на склады).
* Логистика - логистический посредник (контроль и управление транспортировкой, складированием и грузопереработкой, своевременное предоставление необходимых документов для импорта, таможенного оформления груза).
Основные задачи отдела логистики: сокращение запасов, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, контроль и управление уровнями запасов, оптимизация логистических затрат.
Эффективность логистики в Компании в соответствии с выбранной логистической стратегией, описанной выше, во многом определяется используемой информационной интегрированной системой (класса ERP), затрагивающей все структурные подразделения, а также поддерживающей оперативный обмен данными с логистическим посредником, поставщиками и потребителями.
Интеграция отдела логистики с другими функциональными подразделениями Компании позволяет обеспечить наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Так, взаимодействие с менеджерами по продажам позволяет сделать более точный прогноз спроса потребителей и соответственно сократить транспортные расходы, расходы на хранение. Взаимодействие с техническим отделом и высшим руководством позволяет вывести на рынок новый продукт в нужное время и в нужном количестве, расширить ассортимент согласно маркетинговой стратегии Компании в целях удовлетворения спроса потребителей и снизить себестоимость продукции.

Логистическая стратегия - это направление логистики, которое является качественным и долгосрочным направлением. Данное направление касается форм и средств реализации логистики в фирме, которое формулируется высшим менеджментом компании. Формирование происходит в соответствии с теми целями, которые поставлены перед всей компанией. Стратегия же описывает принципиальный образ действий, которого следует придерживаться, чтобы достичь поставленных целей.

Общее описание понятия

У логистической стратегии (как и у любой другой) есть цели. В данном случае цели зависят от того, какого профиля и вида деятельности придерживается предприятие, от уровня экономического развития конторы. При разработке целей также важно учитывать качество обеспечения предприятия информационными и материальными ресурсами. Важную роль играет уровень подготовки персонала. К примеру, целью логистической стратегии торговой фирмы может стать внедрение новых подходов, инновационных идей, прогнозирование будущего потребительского спроса и способность его удовлетворения. Что касается других производственных фирм, то к тем целям, что уже были перечислены, можно добавить еще и такие, как обеспечение высококачественного логистического сервиса.

Стоит отметить, что существует огромное количество логистических стратегий, которыми могут пользоваться предприятия и фирмы. Однако же стоит выделить несколько базовых направлений, которые являются основами для развития других, более узконаправленных стратегий.

Основные направления

Первый основной тип логистических стратегий называется минимизацией логистических издержек. Чтобы реализовать это направление, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Необходимо начать сокращение логистических издержек в отдельно взятых
  2. Второй шаг заключается в том, что нужно правильно оптимизировать уровень запасов в логистической системе.
  3. Третий шаг - это подбор наилучшего варианта действий, к примеру, складирование - доставка. Суть заключается в смене основного логистического направления на второстепенное.
  4. Еще один способ реализации данной основной стратегии заключается в оптимизации решений в отдельных областях функционирования. Оптимизация происходит по принципу минимальных издержек логистического типа.
  5. Если выбрана данная стратегия, то еще одним способом ее реализации является 3PL подход. Применение данной технологии говорит о том, что предприятие будет оказывать целый комплекс логистических услуг, которые будут начинаться от доставки товара и адресного хранения до управления данными заказами, а также предоставления услуг по отслеживанию, доставляемого товара. Если компания является 3PL-провайдером, то она занимается всеми видами услуг, которые касаются перевозки, отслеживания грузов, работы с документацией и так далее.

Второй основной тип логистической стратегии - это улучшение качестве сервиса. Чтобы реализовать эту стратегию, существует несколько методов, которыми можно воспользоваться:

  1. Существенное повышение качества выполнения всех которые предоставляет компания.
  2. Еще один путь развития - это поддержка предпродажного и послепродажного сервиса.
  3. Оказание услуг сервиса с добавленной стоимостью.
  4. Необходимо использовать логистические технологии для поддержки жизненного цикла продукта.
  5. Необходимо создать систему, которая будет управлять качеством логистического сервиса.
  6. Возможно также использование бенчмаркинга и прочих направлений.

Еще одна основная логистическая стратегия заключается в том, чтобы минимизировать инвестиции в логистическую инфраструктуру. Чтобы реализовать этот метод, нужно придерживаться следующих принципов:

  1. Оптимизировать конфигурацию логистической структуры: возможно, настроить прямую доставку грузов потребителям, чтобы миновать этап складирования.
  2. Если есть такая возможность, то стоит использовать склады общего назначения.
  3. Можно использовать логистических посредников в таких типах услуг, как перевозка, складирование и переработка имеющихся грузов.
  4. Существует такой логистической метод, как "точно в срок". Это также один из способов реализации подобной стратегии.
  5. Можно также оптимизировать расположение объектов, входящих в системную структуру.

Стратегия логистического аутсорсинга - это четвертый вариант. Для реализации этой стратегии есть пять способов:

  1. Необходимо принять решение "делать или покупать".
  2. Стоит сосредоточить свои логистические возможности на решении ключевых операций. Для решения второстепенных логистических процедур стоит найти посредников.
  3. Необходимо оптимизировать выбор источника внешних ресурсов.
  4. Необходимо оптимально разместить имеющиеся промышленные объекты, а также все логистические центры инфраструктуры.
  5. Следует использовать только инновационных поставщиков, а также оптимизировать число посредников и четко распределить функции, которые за ними закреплены.

Стратегия логистического аутсорсинга (как и три других варианта) основывается на том, что нужно минимизировать или же максимизировать показатели одного ключевого направления. К примеру, можно заняться общими логистическими издержками. Однако у такого подхода имеется недостаток, который заключается в том, что придется ввести ограничения на развитие других показателей. Если речь идет об основной логистической стратегии, целью которой является минимизация логистических издержек, то в таком случае придется пожертвовать качеством сервиса. Если говорить несколько проще, то чем выше будут потребительские требования к качеству сервиса, тем выше будут издержки, необходимые для реализации требуемого уровня.

Что нужно учитывать при разработке

При разработке любого вида логистической стратегии есть несколько факторов, которые стоит учитывать. К примеру, исходной точкой для разработки любой стратегии будет становится всесторонний анализ стратегии с более высоким уровнем. Таким образом, удастся понять как правильно и каким образом можно внедрить стратегию так, чтобы она могла максимально улучшить качество сервиса.

Кроме того, нужно учитывать несколько следующих положений:

  1. Важно учитывать среду, в которой ведутся дела. Сюда же стоит включить и те факторы, влияющие на логистику, однако которыми сама логистика управлять не в состоянии.
  2. Сюда входит особое поведение организации, которое определяется некоторыми факторами. Первые из них - это те, которыми компания сможет управлять, а вторые - это те, что используются для того, чтобы фирма могла выделиться из общей массы других.

Тут важно понимать, что среда и особая компетенция, как факторы, влияющие на логистику, это лишь те опции, которые могут указать на нынешнее положение компании на рынке. Стратегия же более высокого уровня будет указывать на то положение, которое компания сможет занять в будущем в том случае, если двигаться по этому пути. В таком случае стратегия сможет показать, каким образом будет совершаться переход от нынешнего положения к будущему.

Чтобы собрать необходимые сведения об особой компетенции, а также о среде, в которой ведется бизнес, используется процедура, называемая логическим аудитом. Цель данного вида логистической стратегии заключается в том, чтобы собрать всю важную информацию о приемах, показателях и условиях, в которых проводится логистическая деятельность. Кроме того, здесь стоит обратить внимание на то, что аудит может быть внешним и внутренним. Внешний занимается средой действия логистики, в то время как внутренний необходим для того, чтобы проанализировать способы выполнения процедур внутри организации, а также определить, какие участки нуждаются в усовершенствовании.

Основные цели проведения такой процедуры заключаются в следующем:

  1. Первое - это выявление сильных и слабых сторон логистики внутри корпорации.
  2. Второе - это определение угроз, которые возникают в той среде, в которой ведется бизнес.

В среде ведения бизнеса есть ключевой фактор, которым выступает тип спроса. В зависимости от его положения логистическая стратегия компании может быть "тощей" или же динамичной. К примеру, "тощую" стратегию лучше всего применять в том случае, если фирма может спрогнозировать или хотя бы немного предсказать спрос, который будет на рынке услуг в будущем. Динамическая стратегия применяется в условиях, когда ассортимент продукции очень широкий, когда спрогнозировать спрос и его тип достаточно сложно.

Еще один важный фактор, который должен присутствовать в логистической стратегии компании еще на стадии ее проектирования - это системность подготовки решений. Они должны приниматься не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов младшего класса. Их основная задача - это и есть реализация стратегии. Стоит также отметить, что при проектировании любой стратегии необходимо рассматривать способность реализации выбранной стратегии, а также последствия, возникающие при ее применении.

Шаги для разработки стратегии

На сегодняшний день есть некоторые основные шаги, которые стоит использовать при разработке логистической стратегии:

  1. Во время разработки стратегии нужно делать упор на те логистические области деятельности, которые способны в долгосрочном периоде усилить конкурентоспособность предприятия.
  2. Не стоит часто менять стратегию, чтобы извлечь краткосрочные выгоды. Такой ход приведет лишь к небольшим мимолетным улучшениям и не более того.
  3. Нужно очень осторожно принимать стратегии, которые считаются жесткими. Негибкие стратегии могут устареть, что лишит возможности маневра предприятия в будущем.
  4. Во время разработки логистической стратегии необходимо избегать тех, которые могут привести к успеху лишь в том случае, если сработает наиболее оптимистичный прогноз. Руководствоваться необходимо тем, что конкуренты способны принять какие-либо меры, которые могут привести к неблагоприятным условиям развития рынка для компании.
  5. Собственную стратегию необходимо разрабатывать таким образом, чтобы она могла нанести вред слабым сторонам конкурентов.

Этапы развития компания и формирования стратегии

Нужно понимать, что стратегия - это вещь, которая является практически индивидуальной и уникальной для каждой компании. Однако необходимо добавить, что существуют этапы разработки логистической стратегии, которые придется пройти любой компании.

Первый этап - это конфигурация сети. На данной стадии необходимо определить структуру, цели, количество и качество состава звеньев логистической цепи. Второй этап - это разработка организационной системы сети. В данном случае необходимо определить вариант структуры отдела, который будет применяться. Кроме того, необходимо решить вопрос о реинжиниринге в случае необходимости. Это обязательный элемент стратегии.

Далее необходимо озаботиться разработкой направлений и технологий координации стратегии. В настоящее время менеджмент предполагает развитие двух направлений - это межорганизационное и межфункциональное. После этого следует этап определения стратегических требований к качеству продукции, а также логистического потребительского сервиса. На сегодняшний день суть логистической стратегии в области продвижения продукции заключается в том, что она полностью ориентируется на потребителя. В таком случае от логистики требуется четкое формирование уровней качества данного сервиса. В будущем все эти уровни будут превращаться в полноценную систему плановых показателей. Эти показатели в дальнейшем должны контролироваться и поддерживаться персоналом, который отвечает за управление логистикой. Основная цель на данном этапе, которую должны преследовать сотрудники логического центра, это минимизация затрат на реализацию, но при этом с сохранением качества обслуживания, которого требует стратегия.

Одним из последних этапов стал процесс интегрирования Данный элемент уже стал традиционным, так как он присутствует абсолютно в любой стратегии, то есть у любого предприятия. Последний шаг - это выбор логистической системы. Данный этап является одним из важнейших, а его основная задача - это разработка и выбор информационной сети, которая сможет связать все информационные и телекоммуникационные звенья одной сети.

План и разделы стратегии

Планирование логистической стратегии (как и ее разработка) не имеют универсального метода. Стратегия состоит из ряда факторов. Общее представление о разработке логистического плана содержит несколько следующих разделов:

  1. Первый этап - это составление общего резюме, в котором излагается точная суть будущей стратегии, а также показывается то, как именно она будет взаимодействовать с другими отделами предприятия.
  2. Второй шаг - это описание цели логистики в самой организации, а также способы измерения качества ее работы и показатели деятельности.
  3. Следующий момент должен включать в себя описание деятельности, которая способна привести к достижению целей, поставленных перед фирмой. Также нужно рассмотреть варианты, при помощи которых будет осуществляться управление этими целями и изменениями.
  4. Далее следует описать как отдельные функции логистики в будущем будут вносить определенный вклад в то, чтобы добиться поставленных целей.
  5. Важно составить план, в котором будут учтены все ресурсы, необходимые для его выполнения.
  6. Также необходимо иметь план по планируемым затратам и по выбранным финансовым показателям.
  7. Последний пункт - это описание того, как выбранная стратегия логистики будет влиять на развитие бизнеса в будущем. Также очень важно рассмотреть то, какой вклад выбранное развитие сможет внести в улучшение сервиса и удовлетворение потребительского спроса.

Анализ логистики

Важно понимать, что с одной стороны предприятие рассматривается как часть более развитой системы, то есть на уровне регионального или национального. С другой - компания также рассматривается и в качестве обособленной самостоятельной экономической системы. По этим причинам понятие логической стратегии и ее формирование осуществляется исходя из такого фактора, как анализ внешней и внутренней среды логистики.

Внешняя среда логистики представляет собой совокупность всех факторов, сил и субъектов, которые находятся за границами конкретной фирмы, но в то же время они способны повлиять на функционирование логистики предприятия. Влияние такой среды на оказывается нерегулярно и не напрямую. В качестве внешних неконтролируемых факторов могут выступать, к примеру, потребительские предпочтения и вкусы, привычки покупателей, технологические изменения, влияние конкурентов и другие факторы. Их все необходимо учитывать при планировании логистической стратегии. В таком случае план должен быть ориентирован на то, чтобы максимально удовлетворить спрос потребителей, определить возможное влияние конкурентов, оценить отношения с различным государственными ведомствами, вести наблюдение за состоянием экономики и прочее.

Также стоит отметить, что внешняя среда логистики будет изменяться с течением времени, будут меняться компоненты, входящие в ее состав, а также входящие в них связи, их сохранения между ними во время функционирования. Стоит также отметить, что охватить и учесть все факторы, которые оказывают некое воздействие, невозможно. Можно лишь их упорядочить на основе определенной классификации факторов логистики. Вместе с тем нужно понимать, что эти факторы будут достаточно неоднородными, так как все они будут возникать в результате взаимодействия систем самого разного уровня.

Существует также и внутренняя среда логистики предприятия. Анализ логистической стратегии в данном случае заключается в исследовании совокупности факторов, которые поддаются контролю со стороны высшего руководства, а также со стороны работников функциональных подразделений.

Описание внутренней среды логистики

К внутренней среде логистики можно отнести такие показатели, как, к примеру, капитал, технологии, средства производства, персонал, систему менеджмента и так далее. При исследовании внутренней структуры очень важно тщательно рассмотреть такие действия менеджмента, как определение сферы деятельности, которую охватывает менеджмент.

К понятию данной сферы стоит отнести общие категории продукции, а также услуг. Также в качестве сферы деятельности нужно определить территориальные границы логистической деятельности. Это может быть город, регион, страна и так далее. Нужно определить функции, которые будут определять положение предприятия в данной цепочке. Определяется также вид собственности. Это может быть как частное предприятие, так и корпоративное и т.д. У логистической деятельности должна быть четкая направленность.

Далее должна идти формулировка целей, а также задач логистического менеджмента. Важно отметить, что в стратегии логического обслуживания формируются лишь общие цели, которые стоят перед предприятием. В таком случае руководство должно сформулировать главную цель, которую преследует развитие логистической отрасли, а также поставить конкретные задачи перед службами исполнения. Эти задачи в итоге должны привести к достижению общей конечной цели. Формирование задачи основывается на стратегической политике всей компании. Только при выполнении всех данных условий можно будет сказать, успешно ли выполняется логистическая стратегия или же ее постигла неудача. Кроме того, достаточно важно оценить и исследовать все предыдущие стратегии, которые были приняты. Это позволит выявить их возможные проблемы. Во время принятия решений, направленных на разработку способов реализации логической стратегии, необходимо следовать одному четкому принципу: должны ставиться общие цели, после чего нужно переходить к принятию конкретных решений, чтобы их достичь. В данном случае отлично подходит метод параллельно-последовательного принципа. Вместе с разработкой общих целей логистической стратегии разрабатываются и промежуточные решения, которые нацелены на достижение общего результата.

Очень важно определить место для логистического менеджмента в общем менеджменте всего предприятия. Значимость логистики становится очевидна, когда она имеет решающий голос и власть. Это возможно в том случае, если у руководителя логистического отдела есть все необходимые ресурсы.

Стратегия бизнес-единицы

Стоит добавить, что в качестве реализации логистической стратегии может использоваться разделение на бизнес-единицы. Для каждой такой единицы осуществляется отдельное развитие индивидуальной стратегии. Бизнес-единица для сетевого предприятия это, к примеру, отдельный филиал. Если это диверсифицированное предприятие, то бизнес-единицей может выступать разное направление предпринимательской деятельности и т.д. Можно лишь добавить, что логистическая стратегия организации, если она достаточно маленькая, может быть аналогичной стратегии бизнес-единицы. В этом случае предприятие само по себе и будет этой единицей.

Установление логистической стратегии на таком уровне позволит открыть следующие возможности:

  1. Органам управления предприятием удастся сосредоточиться на отдельных логистических задачах, которые относятся к их направлению. При этом появится возможность оценки их возможностей, а также значимости.
  2. Появится возможность определить наиболее значимые факторы, которые помогут добиться конечной цели в данном направлении. Также это поможет распределить все цели по их значимости для всего предприятия в целом.
  3. Появится возможность четко определить, на каких именно целях стоит сосредоточиться сразу, почему. Кроме того, это поможет определиться в том, куда вкладывать средства в первую очередь.
  4. Это поможет определить наиболее проблемные зоны, которые имеются в выбранной стратегии.
  5. Понимание сути стратегии в данном случае поможет также внести структурные изменения в логистическую систему.
  6. Появится возможность достичь сбалансированного положения на рынке в целом за счет того, что будет возможность четко определить перспективы развития для установленных основных направлений логистической деятельности предприятия.
  7. Это поможет создать прочную основу для того, чтобы в будущем была возможность расширить принятие стратегических решений, которые будут напрямую связаны с расширением и диверсификацией логистической деятельности.

Примеры действия

Примеры логистических стратегий, обслуживания их и влияние на развитие предприятия в целом можно увидеть на состоявшихся фирмам. К примеру, можно обратить свое внимание на компанию "Нестле Фуд". Эта фирма представлена на российском рынке с 1996 года. Основное направление деятельности данной компании - это производство и продажа различных продуктов питания.

Основными стратегическими направлениями данной компании стали следующие пункты:

  • производитель стремится поддерживать высокую производительность, при этом затрачивая как можно меньше ресурсов на производство, но сохраняя мировой уровень качества своей продукции;
  • постоянно развиваются проекты, которые несут в себе идею выпуска новой продукции;
  • используются передовые производственные и информационные технологии;
  • в компании используются самые современные методы для разработки методов планирования и управления.

Ключевой фактор, который делает разработку логистической стратегии предприятия максимально эффективной, - это тщательное изучение рынка. Постоянно ведутся работы по анализу рынка, по динамике его развития, изучаются отношения, которые возникают между самой компанией, а также ее потребителями. Большое внимание уделяется такому фактору, как анализ деятельности конкурентов в данной области.

Основными задачами данной фирмы являются внедрение новых подходов к работе и решению задач, инновационных идей на стратегических направлениях развития.

Кроме того, важно обратить внимание на то, что контора руководствуется тремя основными стратегиями, а не одной.

Основная цель первой выбранной стратегии - это увеличение прикладываемых усилий в области исследования и развития. Такой подход позволяет предприятию улучшать свои показатели в будущем (за счет действий в настоящем).

Вторая стратегия заключается в том, что предприятие старается применять лишь то оборудование, которое будет удовлетворять рыночным переменам и будет максимально снижать себестоимость продукции, которую оно производит.

Последнее основное направление - это максимальная децентрализация управления бизнеса в регионах. Это делается для того, чтобы была возможность максимального приближения к региональным производственным решениям, которые будут направлены на продвижение торговых марок, а также на улучшение обслуживания клиентов.

На российском рынке данная фирма применяет самые разные способы реализации логистических стратегий, рыночные и организационные возможности для того, чтобы максимально усилить свой отрыв от конкурентов.

Можно дать следующее определение логистической стратегии: логистическая стратегия - это долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.

Среди большого числа логистических стратегий, применяемых компаниями, можно выделить несколько базовых, наиболее широко используемых в бизнесе при построении логистической системы. Эти стратегии, а также основные пути их реализации представлены в виде таблицы.

Таблица. Основные логистические стратегии

Стратегия

Пути реализации

Минимизации общих логистических издержек

Сокращение логистических издержек в отдельных логистических функциях;

Оптимизация уровней запасов в логистической системе;

Выбор оптимальных вариантов «складирование - транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную);

Оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических функциях по критерию минимума логистических издержек;

3PL подход и т.п.

Улучшения качества логистического сервиса

Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.);

Поддержка предпродажного и послепродажного сервиса;

Сервис с добавленной стоимостью;

Использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта;

Создание системы управления качеством логистического сервиса;

Сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000);Бечмаркинг и т.д..

Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру

Оптимизация конфигурации логистической сети:

прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование;

использование складов общего пользования;

использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке;

использование логистической технологии точно в срок оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.

Логистический аутсорсинг

Решение «делать или покупать»;

Сосредоточение компании на своих ключевых областях компетенции, поиск логистических посредников для выполнения неключевых функций; Оптимизация выбора источников внешних ресурсов;

Оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры;

Применение инноваций поставщиков; оптимизация числа логистических посредников и закрепляемых за ними функций.

Логистические стратегии построены на основе минимизации или максимизации одного ключевого показателя, например общих логистических издержек. Однако при этом необходимо ввести ограничения на другие, существенные с точки зрения стратегии фирмы, показатели. Для стратегии минимизации общих логистических издержек таким показателем будет качество логистического сервиса.

В общем случае - чем выше требования потребителей к качеству логистического сервиса, тем выше должны быть логистические издержки, обеспечивающие этот уровень. Поэтому естественным ограничением является ограничение на базовый уровень качества потребительского сервиса. В ряде случаев стратегия минимизации общих логистических издержек может быть трансформирована в стратегию максимизации отношения: уровень качества сервиса/общие логистические издержки. Реализация стратегии минимизации общих логистических издержек осложняется слабой формализуемостью параметров качества логистического сервиса и субъективной оценкой качества сервиса со стороны потребителей.

Логистические стратегии в действии

1. "Нестле Фуд". Корпорация Societe pour I"Exportation des Produits Nestle S.A. представлена на российском рынке с 1996 г. Основной профиль компании «Нестле Фуд» - это производство и продажа продуктов питания.

Сегодня «Нестле Фуд» (далее Компания) является лидером российского рынка кофе, рынка шоколадных изделий и детского питания. Также Компания проявляет большую активность в сфере производства мороженого и бульонных кубиков. Многолетний успех Компании на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов. В первую очередь, Компания укрепила позиции и расширила присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта. Компания владеет контрольными пакетами акций 7 фабрик по производству различных продуктов питания.

Для управления логистикой Компания использует дивизиональную линейно-функциональную структуру. Такая структура позволяет обеспечить эффективное руководство логистической деятельностью Компании и предусматривает функциональное разделение управленческого труда в структурных подразделениях и интеграцию логистического процесса в пределах всей Компании.

Корпоративная стратегия Компании заключается в осуществлении долгосрочных инвестиций в производство и логистику. В рамках этой стратегии Компания активно вкладывает средства в местное производство, разработку продуктов, отвечающих российским вкусам и традициям, а также использует местное сырье и компоненты.

Основными компонентами производственной и маркетинговой стратегии в Компании являются:

стремление быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами и качеством продукции мирового уровня;

развитие проектов выпуска новой продукции;

применение современных производственных и информационных технологий;

применение современных методов планирования и управления.

Ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность Компании, является тщательное изучение рынка, анализ, его динамика, изучение отношений, складывающихся между компанией и потребителями, анализ деятельности конкурентов, прогнозирование конъюнктуры рынка, разработка предложений по выпуску новых товаров, управление ассортиментом выпускаемой продукции, формирование марочной политики, повышение

конкурентоспособности товаров, формирование стратегии и тактики изменения цен, установление скидок и надбавок к ценам, учет затрат на маркетинг, реклама, персональные продажи, стимулирование продаж.

Основными задачами в корпоративной и маркетинговых стратегиях являются: постоянное внедрение новых подходов и инновационных идей на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса, а также прогнозирование потребительского спроса и его удовлетворение.

Для поддержки производства Компания применяет логистическую концепцию/систему ERP, которая рассматривается как эффективный инструмент планирования и реализации стратегических целей компании в логистике, маркетинге, производстве, финансах.

Компания имеет разветвленную систему складского хозяйства, она использует только крупные региональные или национальные склады, находящиеся в основном в непосредственной близости от производителей продукции. Главная задача склада - накопление сбалансированного ассортимента продукции для удовлетворения потребительского спроса.

Дистрибьюция продукции 7 фабрик осуществляется только через головной московский офис и через региональные представительства Компании. Дистрибьюция является неотъемлемой частью логистической системы Компании, обеспечивающей наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Дистрибьюция охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.

Поставщики, услугами которых пользуется Компания, обеспечивают производственные подразделения комплектующими изделиями, полуфабрикатами, запасными частями, сырьем, материалами, рабочей силой, топливом и энергией, различного рода услугами, необходимыми для организации производства и дистрибьюции продукции.

Основная логистическая стратегия Компании - стратегия ECR (немедленного реагирования на потребности рынка).

Для оценки результативности работы логистики на корпоративном уровне в Компании используется информационная система, позволяющая оценить все аспекты логистических операций в соответствии с выбранной логистической стратегией. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики.

Современная корпоративная информационная система класса ERP позволила интегрировать управление движением материальных потоков, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, хранением запасов и дистрибьюцией. Современные логистические технологии, применяемые Компанией, обеспечивают своевременное поступление и обработку необходимой информации в масштабе реального времени. Компания рассматривает компьютеризацию всех функциональных логистических подразделений в качестве важного источника увеличения прибыли.

Логистика Компании совершенствуется и путем тесной взаимосвязи, сотрудничества с партнерами по хозяйственным связям, поставщиками, оптовыми фирмами и т.д. Для этого в Компании применяются логистическая технология и программное обеспечение SCM - «Управление цепями поставок». Тщательная разработка логистических операций, привлечение квалифицированных кадров и их дальнейшее обучение обеспечивают высококачественное проведение всех логистических операций, способствуя росту прибыли и повышению конкурентоспособности Компании.

Компания использует несколько информационных систем: ЕМЕ и Opal (системы складского и производственного учета продукции), которые используются на каждом складе и производстве. Объединяет эти программы операционная система учета NEZUM (разработка «Нестле»), которая служит для координации поставок, производства и распределения. К примеру, система координации цепей поставок заключается в разбиении физических потоков на независимые периоды транспортировки и складирования, подготовке информации о фазе и состоянии потока в реальном масштабе времени. Благодаря периодической модернизации данных систем Компании удается постоянно улучшать управление постоянно усложняющимися логистическими процессами и повышать эффективность бизнеса.

2. "Авентис Анималь Нютрисьн Евразия". Общество с ограниченной ответственностью «Авентис Анималь Нютрисьон Евразия» (Aventis Animal Nutrition Eurasie) со 100%-ным иностранным капиталом, создано решением единственного учредителя - акционерного общества «Авентис Анималь Нютрисьон С.А.» (Aventis Animal Nutrition С. А), созданного по законам Франции, в соответствии с действующим законодательством РФ в апреле 2001 г.

Компания «Авентис» (далее Компания) - международная компания, имеющая большой опыт в области сельскохозяйственного производства и фармацевтики. Центральный офис компании расположен во Франции в г. Страсбурге. Основными видами деятельности Компании являются научные исследования в области питания и здоровья сельскохозяйственных животных, производство и продажа продуктов питания и продукции, связанной со здоровьем сельскохозяйственных животных.

Компания следует трем стратегиям:

1. Преумножать свои усилия в области исследований и развития. Увеличивая возможности в области исследования и развития, Компания таким образом готовится к будущему. Ее исследования направлены на поиски:

Новых способов производства более простых, менее дорогостоящих продуктов, новых технологий, позволяющих улучшать качество продуктов, продаваемых в настоящее время;

Новых способов применения своих продуктов (так, из отдельных витаминов «Авентис Анималь Нютрисьон» разработаны и внедрены в производство специально сбалансированные витаминные смеси с учетом разных возрастов птиц и животных);

Новых продуктов, которые дополняют фирменную гамму пищевых добавок Компании и открывают новые рынки.

2. Применять оборудование, которое лучше отвечает рыночным переменам и снижает себестоимость производства.

3. Усилить децентрализацию управления бизнесом в регионах, чтобы приблизить к региональным производствам решения, направленные на продвижение торговых марок и улучшение обслуживания клиентов.

На российском рынке Компания использует рыночные и организационные возможности для улучшения своего положения относительно конкурентов. Высшее руководство Компании следит за тенденциями рынка сырья, оно определяет варианты действий для департамента закупок. Компания постоянно контролирует тенденции в своей отрасли и следит за тем, что планируют сделать или делают конкуренты, а также пытается предвидеть такие изменения. На мировом рынке Компания занимает третье место. В России Компания является лидером: 90% по производству продукта метионин, 68% - по отдельным витаминам. Компания конкурирует по технологии и отдельным продуктам, ценам, качеству, ассортименту продукции, технологии ее продвижения.

Для осуществления маркетинговой стратегии компания проводит следующую работу:

Установление лицензионных соглашений с отечественными товаропроизводителями.

Инвестиции в отечественных товаропроизводителей.

Расширение ассортимента продукции.

Включение в ассортимент продукции товаров и услуг других фирм (зарубежных и отечественных).

Лоббирование интересов в государственных структурах.

Сегментация клиентов (по признакам значимости на рынке РФ и СНГ, прибыльности для Компании, приверженности интересам Компании) с целью определения того, какие компании необходимо привлекать в клиентскую базу.

Основные элементы стратегии Компании состоят в следующем:

Качество. Цель - обеспечить постоянное улучшение качества продукции, закупка сырья и комплектующих более высокого качества, что позволит сократить производственные расходы и расходы, связанные с внутренним контролем качества (план нулевого уровня дефектов, контроль качества процесса, сертификация качества). Технический отдел компании проводит сертификацию качества, в рамках которой происходят согласованные испытания качества партии товара и покупателю предоставляется информация о результатах испытаний. Инвестирование в научно-исследовательские проекты, государственные структуры.

Управление запасами. Анализ оперативной информации о запасах по всем важным позициям номенклатуры сырья, материалов, готовой продукции с учетом соглашений о партнерстве с ключевыми поставщиками. Применение информационной системы мониторинга своевременности поставок и закупок товаров.

Логистические технологии снабжения . Электронный обмен данными с основными поставщиками для упрощения сделок и ускорения взаимодействия. Концепция управления цепью снабжения предусматривает интеграцию информационных потоков от поставщика до конечного потребителя и совместное управление запасами продукции на складах Компании.

Инновации. Предложить покупателю инновационные технические решения и качественное оборудование для производства премиксов для сельскохозяйственных животных из витаминов, поставляемых Компанией.

Закупка материальных ресурсов. Покупка сырья под собственную марку. Компания приобретает сырье для производства отдельных витаминов у других компаний (производителей), имея с ними соглашение о покупке сырья и продвижении продукта под собственным брендом.

Закупка готовой продукции . Приобретение готовой продукции у отечественных производителей, что позволяет иметь полный ассортимент продукции для удовлетворения потребностей основной клиентуры и извлечения прибыли.

Логистическая стратегия Компании состоит в обеспечении высокого качества логистического сервиса в снабжении при оптимизации цен на закупаемые материальные ресурсы и готовую продукцию под влиянием рыночной конъюнктуры.

Для реализации данной стратегии Компания предусматривает решение следующих задач:

1. Развитие отношений с поставщиками:

Paзумный учет взаимных корпоративных интересов между поставщиками и Компанией.

Налаживание с поставщиками партнерских отношений, резервные поставщики по некоторым продуктам с целью свести риск недопоставок к минимуму.

Обеспечение хорошо налаженных информационных каналов связи с поставщиками.

Стабильный поток точной информации о требуемых поставках.

Использование логистических технологий VMI и JIT.

2. Оптимизация уровней запасов в складской системе при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей.

Сокращение запасов с 6 до 4 недель для продуктов, поставляемых из Франции, и установление тесного сотрудничества с российскими поставщиками, позволяющими иметь минимальный запас продукции на складе Компании либо вовсе не иметь его, а доставлять товары по мере поступления заказа от клиентов в режиме JIT.

Управление процедурами заказов (управление и контроль заказов клиентов осуществляются отделом «Забота о клиентах» при взаимодействии с отделом логистики и коммерческой командой) обеспечивает высокое качество обслуживания клиентов при минимальных размерах страховых запасов.

Управление производственными запасами (отдел логистики информирует ежемесячно производителя о потребностях в продукции на три месяца вперед с целью планирования графиков производства, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, сокращения длительности производственного цикла).

В основе оптимизации параметров логистики закупок лежат:

Долгосрочные партнерские отношения по кредитованию закупок с «Авентис АН Франция», а также с отечественными поставщиками.

Внутренние приоритеты производства и распределения, поиск компромиссов между различными структурными подразделениями Компании.

Учет различий в поставках продукции разных номенклатурных (ассортиментных) групп:

товары производства «Авентис АН Франция», которые поставляются на склад Компании согласно расчетам потребностей и прогнозам продаж, предоставляемым коммерческой группой;

товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не требующие длительного хранения, закупаются в сроки, близкие к их потреблению. Разовые поставки с целью удовлетворения потребностей клиентов Компании (отечественные и зарубежные товары, которые расширяют стандартный ассортимент);

регулярные поставки, которые доставляются через определенные интервалы времени в соответствии с графиком потребности в них.

Для реализации логистической стратегии и тактики в целом для Компании используются следующие приоритеты:

Большинство запасов - страховые, не превышающие 4 недель. Для отдельных продуктов страховые запасы отсутствуют.

Поддержание длительных профессиональных отношений с поставщиками. По ряду продуктов имеется несколько поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция.

Качество. Цель - ноль дефектов. Эффективная информационная поддержка процедур закупок.

Цель Компании в логистике состоит в создании единой команды, при минимальном использовании формальных процедур и правил с целью организации и выполнения эффективного логистического процесса. Функциональные обязанности структурных подразделений и должностных лиц по параметрам и процессам, относящимся к логистике, увязаны технологически с задачами, выполняемыми другими подразделениями Компании. Существует общая организационная идея, которая направляет все действия на достижение целей сформулированной логистической стратегии.

Деятельность отдела логистики направлена на интегрирование основных логистических бизнес-процессов и межфункциональную координацию - поддержание взаимосвязи с производителями, со всеми функциональными подразделениями компании для решения сложных, конфликтных проблем, возникающих на всех уровнях управления:

Логистика - высшее руководство (осуществление корпоративной, маркетинговой, производственной, логистической стратегий).

Логистика - отдел заботы о клиентах (своевременная доставка необходимых продуктов в необходимых количествах на склады).

Логистика - коммерческая команда (планирование уровней запасов на основе прогнозов продаж Коммерческой команды).

Логистика - технический отдел (своевременное предоставление образцов продукции для лабораторных анализов, научных исследований, получение необходимой технической документации).

Логистика - бухгалтерия (своевременное предоставление счетов-фактур, накладных для обработки информации, контроль за своевременной оплатой за поставленный товар на склады).

Логистика - логистический посредник (контроль и управление транспортировкой, складированием и грузопереработкой, своевременное предоставление необходимых документов для импорта, таможенного оформления груза).

Основные задачи отдела логистики: сокращение запасов, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, контроль и управление уровнями запасов, оптимизация логистических затрат.

Эффективность логистики в Компании в соответствии с выбранной логистической стратегией, описанной выше, во многом определяется используемой информационной интегрированной системой (класса ERP), затрагивающей все структурные подразделения, а также поддерживающей оперативный обмен данными с логистическим посредником, поставщиками и потребителями.

Интеграция отдела логистики с другими функциональными подразделениями Компании позволяет обеспечить наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Так, взаимодействие с менеджерами по продажам позволяет сделать более точный прогноз спроса потребителей и соответственно сократить транспортные расходы, расходы на хранение. Взаимодействие с техническим отделом и высшим руководством позволяет вывести на рынок новый продукт в нужное время и в нужном количестве, расширить ассортимент согласно маркетинговой стратегии Компании в целях удовлетворения спроса потребителей и снизить себестоимость продукции.

Роль стратегии в логистике достаточно подробно описана в зарубежной логистической литературе. Однако к настоящему времени не все вопросы, связанные с логистической стратегией, решены. Прежде всего требуется определить, что же действительно означает термин «логистическая стратегия». Определение логистической стратегии является основой для дальнейшего описания ее элементов. В традиционной литературе логистическая стратегия рассматривалась узко - как эффективность отдельных видов деятельности. Сейчас это понятие рассматривается шире; кроме эффективности подчеркивается и связь между логистической стратегией и общей бизнес-стратегией. Согласно современному определению логистичеекая стратегия есть средство для достижения главной цели фирмы - получения преимуществ в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Для определения и обоснования потенциальных источников преимуществ в конкурентной борьбе на мировом рынке предлагается использовать стоимостную цепочку, описанную М. Портером. Стоимостная цепочка дезагрегирует производственную деятельность предприятия на отдельные стратегически важные виды деятельности, которые обслуживают основные элементы организации в построении и поддержании ее конкурентоспособности. Исходя из общих целей логистики на микроуровне можно выделять три типа стратегии: ориентированную на стоимость; ориентированную на обслуживание; ориентированную на поток продукции.

Для проведения аудита логистической стратегии используются экспертные методы и анкетирование. Логистический аудит направлен на проверку операций и деятельности системы в существующем окружении. При этом различают аудит внешней и внутренней логистики.

Аудит внешней логистики характеризует: рынок (размер, динамику, структурные изменения, потенциал); конкуренцию (количество потенциальных конкурентов, системы физического распределения, стандарты обслуживания потребителей и др.); потребителей (их число, образцы заказов, стабильность заказов, размеры заказов, качество обеспечиваемого сервиса); каналы распределения (их функционирование, описание посредников, систему физического распределения, осуществляемого посредниками, альтернативные методы распределения, стоимость каналов распределения и их ограничения); государственную политику регулирования и общественное мнение (анализ политики в сфере торговли, транспортного регулирования, конкуренции и монополии и др.). Новым объектом является европейская интеграция, воздействующая на всю мировую логистическую систему.

Для оценки внешних факторов в анкетах используется следующий масштаб оценок: от 1 (нет эффекта) до 4 (сильный эффект). В дополнительной опции 0 заключено мнение респондента об отсутствии в деятельности фирмы данного фактора.


Внутренний логистический аудит включает: транспортировку (описание объемов, стоимости, основных маршрутов перевозок, тенденции изменения стоимости транспортировки, тарифов, ограничений); управление товарными запасами (описание объемов, стоимости товарных запасов, складских мощностей, объемов заказов, обслуживаемых мощностями, стоимость одного заказа и др.); логистическую информационную систему (описание процесса документирования и контроля, процесс принятия решений, баз данных); логистическое обслуживание (время выполнения заказа, гарантийное обслуживание, предлагаемый сервис, возможности и др.). В этом виде аудита анализируются факторы, усиливающие способность компании выстоять в конкурентной борьбе, и факторы, которые уменьшают эффективность ее функционирования.

Масштаб оценок: «-2» - заметная слабость, «+2» - заметная сила. Каждому пункту оценок предшествует индикация респондентом логистической активности.

Оценку логистического сервиса проводят по трем категориям элементов: элементы, предшествующие сделке (связывающие корпоративную политику и планы по распределению продукции согласно заказам потребителей); элементы сделки (включающие пригодность продукции, время и цикл заказа, информацию о статусе заказа и возможности доставки); элементы после проведения сделки (включающие гарантийный срок продукции, ремонтное обслуживание, процедуры для удовлетворения жалоб потребителя и замены продукции).

Респонденты оценивают способность своего предприятия к возникновению разнообразных требований в логистическом сервисе в диапазоне от 1 (требования сервиса встречаются плохо) до 5 (великолепная встреча требований). Анализируются следующие компоненты: быстрая доставка, подготовка продукта к доставке на складе, готовность вести дела несмотря на специфические требования потребителя, быстрое размещение заказов, возможность получения потребителем информации о статусе заказа, готовность заключения контрактов на международные перевозки, пунктуальность доставки (строгое соблюдение времени поставки), надежность доставки, готовность реагировать на жалобы потребителя, обслуживание доставки по почте. Кроме этого, в анкету включают вопросы, отражающие стоимость логистической деятельности (состав, конфигурацию, координацию); внутренние звенья (логистика-производство, логистика-маркетинг/ сервис, логистика-распределение, логистика-персонал, логистика-финансы); внешние звенья (поставщики, потребители, горизонтальные звенья). Масштаб оценки включает 5 пунктов: с 1 (не важный) до 5 (очень важный).

После проведения анкетирования анализируются компоненты стратегии с применением факторного анализа. С этой целью все вопросы, включенные в анкету, группируются по девяти факторам.

Первый фактор (F 1) связан с транспортировкой. Он отражает структуру логистической деятельности (приобретение собственного или лизингового транспортного оборудования), координацию (консолидация перевозок) и внешние звенья (маршрутизация доставок, периодичность поставок, кооперация).

Второй фактор (F 2) называют «логическим обслуживанием»; он отражает связь между логистикой и маркетингом. В этот фактор включают «время доставки» и «требования по прогнозированию заказов потребителей».

Третий фактор (F 3) - структура логистической системы, оценивает конфигурацию логистической система.

Четвертый фактор (F 4) связан с логистической информационной системой. Он включает применение методов прогнозирования, производственного планирования и систем управления товарно-материальными запасами.

Пятый фактор (F 5) - организация логистики, описывает связь логистических звеньев с персоналом.

Шестой фактор (F 6)состоит из компонентов, описывающих метод «точно вовремя» (just-in-time).

Седьмой фактор (F 7) отражает снабженческую сторону логистики (долгосрочные контракты по снабжению и увеличение зарубежных источников снабжения и т.д.).

Восьмой фактор (F 8) описывает конкурентоспособное обеспечение и стремление к достижению количественных скидок в цене.

Девятый фактор (F 9) трудно интерпретировать; он включает основные виды логистический деятельности, не вошедшие в первые восемь факторов.

Кроме факторного анализа полезно использовать методы корреляционного анализа как инструмента дополнительной проверки связи между наблюдаемыми оценками и факторами стратегий. Использование кластерного анализа в исследовании позволяет определить типологию логистической стратегии.

Стратегия - набор общих правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. При разработке стратегии развития предприятия логистическая политика должна стать частью производственной функциональной стратегии; последняя, наряду с маркетинговой и организационной стратегией, является элементом общей хозяйственной стратегии.

Процесс разработки любых стратегий называется стратегическим планированием. В более широком смысле стратегическое планирование - это требующая определенных ресурсов совокупность мероприятий, осуществляемых организацией для выполнения задач на основе принятых стратегий. Встречается в литературе и такая трактовка - процесс определения главных целей и стратегических линий исследуемого объекта, которым подчинено развитие, использование и распределение имеющихся ресурсов для достижения этих целей.

Исходя из принципов стратегического планирования и требований, предъявляемых к нему, сформулируем основные положения современной философии стратегии:

■ рассматривает альтернативные пути развития объекта исследования, используя прогнозы, опыт и интуицию специалистов;

■ адаптивна к изменениям внешней среды, акцент ставится на предвидение и упреждение;

■ обеспечивает координацию и эффективную интеграцию деятельности, учитывая слабые и сильные стороны объекта исследования;

■ ориентируется на долгосрочную перспективу, используя ситуационные методы принятия оперативных решений;

■ ориентирует структуру объекта исследования на достижение общих целей;

■ предусматривает разработку альтернативных вариантов достижения целей;

■ не завершается немедленным действием, но устанавливает общие направления функционирования объекта исследования;

■ необходимость отпадает при достижении желаемых событий;

■ нельзя предвидеть все возможности и тонкости реальной действительности, допускается неопределенность;

■ при появлении альтернатив, изменяет стратегический выбор.

ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Принято выделять пять этапов стратегического планирования: определение целей, анализ внутренней и внешней среды предприятия, выбор стратегии и определение альтернатив, реализация выбранной стратегии; контроль за выполнением (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Общая модель стратегического планирования систем

Первый этап - определение целей (целевых ориентиров) функционирования и развития. Основной целью логистической системы являются оптимизация управления материальными и информационными потоками во внутренней и внешней среде.

Определение целей базируется на применении системного анализа. Цели отдельных подразделений не должны противоречить общим целям предприятия. Главным методом разработки долгосрочных и краткосрочных целей может стать «дерево целей» развития предприятия (рис. 3.2).

Число уровней, количество ветвей «дерева целей» и качественные характеристики определяются различными экспертными методами (Дельфи, «мозговая атака», анкетирование). Приоритетные направления (ветви) в «дереве целей» могут быть количественно оценены разными методами, в том числе методом анализа иерархий (МАИ), методами ПАТТЕРН и Черчмена - Акоффа.

Рис. 3.2. Фрагмент «дерева целей» развития предприятия

На втором этапе проводится стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия. Диагностика внутренней среды должна содержать оценку состояния системы, формирование модели системы, анализ сильных и слабых ее сторон (SWOT-анализ). При анализе внешней среды основное внимание должно уделяться прогнозу развития социально-экономической системы региона (страны) на перспективу. Учитываются угрозы и возможности со стороны внешней среды: изменения в институциональной сфере, прогноз объемов промышленного производства, уровня цен и тарифов, объема продаж конкурентов, спрос потребителей, возможности поставщиков и пр.

На третьем этапе, при выборе стратегии и определении альтернатив, должны формироваться варианты функционирования логистической системы с учетом целей ее деятельности и результатов анализа внутреннего потенциала и внешней среды. Допускается корректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития. На этом этапе также оцениваются варианты стратегий с точки зрения достижения целей (целевых ориентиров) функционирования. Целевые ориентиры могут быть заданы нормативно. В этом случае с помощью нормативного прогнозирования можно определить, что необходимо сделать для их достижения.

Четвертый этап - реализация выбранной стратегии. На этом этапе создается организационная структура для осуществления стратегии, определяются субъекты реализации стратегии, проектируется механизм их мотивации, определяются источники (финансовые, материальные, информационные) для проведения стратегии в жизнь.

С учетом промежуточных результатов (если они отклоняются от целевых установок) стратегии могут модифицироваться. Их корректировка может также происходить после получения объективной информации о внешней среде (ее изменении).

Заключительный, пятый этап - стратегический контроль. Результаты реализации стратегии сравниваются с целевыми ориентирами логистической системы. После их достижения устанавливаются новые цели; если цели не были достигнуты, то они корректируются (или корректируются предыдущие этапы).

Один из стандартных приемов разработки логистической стратегии заключается в анализе равновесия между услугами и издержками. К этому добавляется еще один элемент - комплексность. Она включает: источники снабжения и запасов; товарную и упаковочную номенклатуру; количество источников поступления товаров и точек отгрузки товара; сезонность; количество уровней в списке материалов.

Решение проблем логистики должно проводиться в два этапа.

На первом этапе выявляется стратегическая цель и направления хозяйственного развития фирмы. При этом изучаются следующие вопросы.

1. Изменение рыночных потребностей. Анализ рынков может выявить, что в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу определенного канала.

2. Повышение требований к логистике. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на сроках, надежности доставки, комплектности заказа.

3. Разбивка продукции с учетом эффекта Парето (на ограниченное число товаров приходится основной поток).

4. Размер запасов и гибкая производственная система. Производственная система фирмы должна реагировать на изменения рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальной.

5. Усиление внимания к некоторым видам деятельности. Обращается внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды деятельности: маркировку и упаковку потребительских товаров или специальное производство и упаковку.

6. Гибкость. В меняющейся конъюнктуре рынка логистическая система должна обладать способностью к быстрой адаптации, поэтому важна гибкость стратегии.

7. Повышение логистических возможностей поставщиков. Обеспечивается мероприятиями по поставке продукции.

На втором этапе составляется подробный план, подтверждающий стратегическое направление первого этапа. Он включает следующие данные.

1. Производственные мощности. Логистическая группа, используя компьютерные модели объема производства, ассортимент продукции, рынки, мощности по обеспечению выпуска продукции, определяет производственные мощности.

2. Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощностях национальной системы распределения.

3. Подъемно-транспортные работы. Эффективная работа подъемно-транспортной системы - необходимое условие для всех частей общей цепи «поставщик - потребитель».

4. Виды транспорта. Исследуется использование различных видов транспорта в плане издержек и возможности удовлетворения логистических потребностей производственной системы.

5. Контрольные системы. Измерение и контроль за результатами деятельности.

6. Поставщики. Анализируются финансовые результаты их деятельности.

7. Хозяйственный план. Логистические проекты по каждой функциональной области увязываются с единым хозяйственным планом. Он включает в себя финансовую оценку, распределение ресурсов, управление логистической системой.

Анализ предложений, связанных с продвижением материального потока и его прогнозированием, а также альтернативный выбор наилучших вариантов оцениваются по двум показателям: отдача от вложенного капитала, или доход на капитал; объем инвестиций - капитал, вложенный в производство и дополненный частью полученной прибыли, который реинвестируется в активы для получения дохода и прибыли в будущем.

Инвестиционные проекты в логистической системе могут оцениваться различными способами. Приведем три метода оценки капиталовложений.

1. Метод окупаемости. Этот метод основан на применении в качестве исходных данных количества лет, за которое необходимо окупить начальные инвестиции в логистическую систему И н, и размера ежегодной прибыли, получаемой от инвестирования средств; последняя рассчитывается как разность между годовыми доходами (Д г) и годовыми затратами (З г).

Достоинством этого метода является простота расчетов, определенность суммы начальных капиталовложений, возможность ранжирования проектов в зависимости от сроков окупаемости. Недостаток метода в том, что он дает одинаковую оценку равным объемам инвестиций независимо от срока окупаемости (т.е. 1 тыс. дол., полученная через год, оценивается так же, как 1 тыс. дол., полученная через пять лет).

2. Метод среднего уровня отдачи. Учитывает амортизацию и вложенный капитал. Преимущество этого метода - простота расчетов, учет амортизации и возможность сравнения альтернативных проектов. Недостаток данного метода аналогичен недостатку метода окупаемости.

3. Метод дисконтирования средств. Основан на утверждении, что деньги, получаемые либо расходуемые в будущем, будут иметь меньшую ценность, чем в настоящее время.

К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» логистическую стратегию, динамичную логистическую стратегию и логистическую стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее.

«Тощая» логистическая стратегия

«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» логистическая стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Первые попытки осуществления «тощих» операций были произведены в производственной сфере по инициативе Toyota. Использованные для этого методы привели к таким высоким результатам, что их начали использовать и в других областях деятельности предприятия и в конечном итоге возникла идея «тощего» предприятия. Известный специалист в области менеджмента Роберт Таунсенд утверждает, что «во всех организациях по крайней мере 50% ресурсов (людей, усилий, места, времени) тратится впустую». Компания Toyota выявила следующие участки в ЛЦ, где, скорее всего, могут впустую теряться ресурсы.

· Качество поставляемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих, деталей и т.д.) и ГП может быть слишком низким, чтобы удовлетворить запросы потребителей.
· Неправильный уровень производства или мощностей . Имеет место производство продукции или мощности, которые в настоящее время не нужны.
· Плохо отлаженный процесс . Наличие ненужных операций, слишком сложных или потребляющих слишком много времени.
· Ожидание . Операциям приходится ожидать начала или завершения, материалам – поступления; оборудованию – производства ремонтных работ.
· Перемещение . Продуктам во время операций приходится совершать ненужные, слишком длинные или неудобные перемещения.
· Запас . Наличие слишком большого запаса приводит к излишним сложностям и к повышению затрат.

Типичным подходом к реализации «тощей» логистической стратегии является: подробный анализ текущих операций и последующий отказ от операций, не добавляющих ценности; устранение остановок, упрощение перемещений; использование более совершенной технологии для повышения эффективности; размещение мощностей ближе к потребителям с целью сократить транспортные расходы; поиск возможностей получить экономию на масштабах; устранение из цепи поставок ненужных звеньев.

Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой логистической стратегией, основанной на динамичности.



Динамичная логистическая стратегия

Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:
· скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;

· способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Организации, использующие динамичную логистическую стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е.:

· стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей;

· создают удобный доступ потребителей к своей организации;

· гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы;

· проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их;

· совершают послепродажные проверки, чтобы убедиться, что потребители остались удовлетворенными и после совершения покупки;

· заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.

Организации, имеющие удовлетворенных потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям.

На первый взгляд цели и характеристики «тощих» и динамичных операций кажутся противоречивыми (табл.7.1).

Таблица 7.1

Сравнительная характеристика «тощей» и динамичной логистик

Фактор «Тощая» логистика Динамическая логистика
Цель Эффективные операции Гибкость, обеспечивающая удовлетворение спроса
Метод Удаление всех непроизводительных участков Удовлетворение потребителей
Ограничения Обслуживание потребителей Затраты
Динамика изменений Долгосрочная стабильность Динамичное реагирование на изменяющиеся обстоятельства
Параметры деятельности Производительность, полнота использования Время выполнения заказов, уровень обслуживания
Работа Унифицированная, стандартизированная Переменная, контроль осуществляется более локально
Управление В рамках формализованных циклов планирования Менее структурировано и осуществляется персоналом, наделенным необходимыми полномочиями

Но на практике никакого строгого разграничения между ними нет и организациям не обязательно выбирать только одну из логистических стратегий в ущерб другой. Например, если поставщик улучшает связь со своими заказчиками через электронный обмен данных или продает материалы через веб-сайт, то этим он одновременно сокращает издержки и улучшает качество обслуживания. По существу обе стратегии считают удовлетворение потребителей и низкие затраты доминирующими направлениями, но по-разному описывают процесс достижения цели.

Стратегические союзы

Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.

Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие.

· Логистическая Стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей.

· Логистическая Стратегия на основе временных параметров . В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. Примером такой стратегии является стратегия «сжатия времени», которая похожа на «тощую» стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется.

· Логистические Стратегии на основе защиты окружающей среды . Например, в таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д.

· Логистические Стратегии повышенной производительности . Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «тощая» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).

· Логистические Стратегии с добавленной стоимостью имеют цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту. Например, в ходе распределения стиральных машин компания может организовать доставку, установку, подключение машины, обучение ее использованию, организовать вывоз старых машин, предложить заключить контракт на обслуживание и т.д.

· Логистические Стратегии диверсификации или специализации . Эти стратегии ориентированы соответственно на максимально широкий либо узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности. Например, существуют транспортные компании, предлагающие перевозку любых грузов: от письма до контейнеров. Другие транспортные компании занимаются доставкой только нефти танкерами или только небольших упаковок груза.

· Логистическая Стратегия фокусирования характеризуется концентрацией на удовлетворении потребностей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель стратегии –удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты.

· Логистические Стратегии роста основаны на стремлении получить экономию на масштабах, путем расширения обслуживаемых географических зон, освоения большего количества видов деятельности, увеличения доли рынка и т.д.

3. Влияние внешней и внутренней среды на логистическую стратегию фирмы, разрабатываемой логистической стратегии

При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ.

При разработке необходимо учитывать;

· среду , в которой ведется бизнес, включающую факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может;

· особую компетенцию организации , определяемую факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других.

Среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого уровня – какое она хочет занимать в будущем. Тогда логистическая стратегия показывает, как организация будет переходить от нынешнего положения к будущему.

Рис. 7.4. Факторы, учитываемые при разработке логистической стратегии

Для получения информации о среде ведения бизнеса и об особых компетенциях применяют так называемый логистический аудит . Его цель состоит в сборе значимой информации о существующих приемах, показателях и условиях проведения логистической деятельности. В соответствии с двумя указанными направлениями поиска информации логистический аудит делится на внешний, который занимается средой действия логистики, и внутренний, анализирующий способ выполнения операций внутри организации и выявляющий участки, требующие усовершенствования. Этот подход аналогичен анализу SWOT, в ходе которого изучаются

· сильные и слабые стороны организации, т.е. ее внутренние операции и особые компетенции;
· возможности и угрозы, проявляющиеся в среде, в которой ведется бизнес.

Ключевым фактором среды, в которой ведется бизнес, является тип спроса , который обуславливает выбор «тощей» или «динамичной» логистической стратегий. Так, «тощая» логистическая стратегия работает лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или, по крайней мере, предсказуем. Динамичная логистическая стратегия лучше работает в ситуациях широкого ассортимента продукции, когда сложно точно спрогнозировать спрос, когда он резко меняется, когда операции выполняются на заказ, например, массовое выполнение заказов на модную продукцию и т.п.

Еще одним фактором проектирования логистической стратегии является системность подготовки стратегических решений, т. е. не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов, которые будут непосредственно заниматься реализацией логистической стратегии. В течение всего процесса разработки логистической стратегии должны рассматриваться практические последствия и практическая возможность реализации любого из принимаемых решений.

1) отдавайте приоритет тем областям логистической деятельности, которые обеспечивают долгосрочное улучшение конкурентной позиции предприятия;

2) часто изменяемая логистическая стратегия, направленная на использование краткосрочных рыночных возможностей, приносит мимолетные выгоды;

3) будьте осмотрительны, принимая жесткие, негибкие логистические стратегии, которые могут устареть и при этом лишить предприятие возможности маневра;

4) исключайте логистические стратегии, которые могут привести к успеху только при условии реализации наиболее оптимистичных прогнозов. Исходите из того, что конкуренты предпримут ответные меры и могут наступить времена с неблагоприятными рыночными условиями;

5) атакуйте слабые, а не сильные стороны конкурента и др.

Единого, универсального метода разработки логистической стратегии не существует. Логистическая стратегия состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д., которые представляются в виде стратегического логистического плана, содержащего следующие разделы:

1. Общее резюме, в котором демонстрируется суть логистической стратегии и показывается ее связь с другими частями организации.
2. Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы ее измерения.

3. Описание способа, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей, изменений, которые для этого будут осуществлены, и того, как будет осуществляться управление ими.
4. Описание того, как отдельные функции логистики (снабжение, транспорт, контроль над запасами, грузопереработка и т. д.) будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.

5. Планы, показывающие ресурсы, необходимые для выполнения логистической стратегии.

6. Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.
7. Описание того, как логистическая стратегия повлияет на бизнес в целом, особенно с точки зрения целевых показателей этого бизнеса, вклада логистической стратегии в получение ценности для потребителей и удовлетворение их запросов.

4.Тактическое и оперативное планирование в логистике

Достижение целей ЛС находится в прямой зависимости от качества оперативного планирования . Оперативный логистический план представляет собой кратковременное действие, направленное на пошаговое достижение долговременных стратегических целей логистической системы. Составляется на период не больше бюджетного года (обычно рассчитывается по месяцам на год). Логистическая стратегия определяет перспективные цели, в рамках которых краткосрочные оперативные планы детализируют такие задачи, как планирование отдельных логистических операций/функций, оперативный реинжиниринг и финансовое логистическое планирование.
Ориентируется на краткосрочные показатели деятельности . Предназначен для интеграции отдельных логистических затрат .

Тактическое планирование характеризуется приуроченностью принимаемых решений к конкретным временным интервалам: году, полугодию, кварталу, месяцу. При этом детализируются объемы производства и работ, конкретизируются связи с поставщиками и потребителями.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх