Преподобномученица Мария Гатчинская. Благодатная страдалица и утешительница в скорбях. Житие

Среди имен новомучеников и исповедников Российских имя монахини Марии Гатчинской стоит несколько обособленно и по необычности подвига, который она несла, и по обстоятельствам последних двух месяцев ее жизни, проведенных в тюремной больнице, где она и скончалась, будучи уже осужденной…

Родилась Лидия Александровна Лелянова (имя матери Марии до пострига) в 1874 году в Санкт-Петербурге. Леляновы проживали в доме №101 на Забалканском проспекте, неподалеку от Новодевичьего монастыря. Отец Лидии, Александр Иванович Лелянов имел сургучный завод и собственный дом при нем. Родной брат Александра Ивановича – Петр – был владельцем крупного мехового магазина на Большой Морской и принимал деятельное участие в общественной и городской жизни: он несколько лет был гласным Петербургской Думы. Купеческая династия Леляновых была в столице известной, уважаемой и богатой, ибо давно числилась по первой гильдии.

Первые скорби начались для Леляновых, когда умер глава семьи. Тогда Лидии было 3,5 года, а ее сестре Юлии – 1,5. Для Лидии это было лишь началом великих испытаний, которые будут ей посланы Господом. Через тяжкую неизлечимую болезнь она будет призвана Божественным Промыслом к равноангельскому служению Богу и ближнему. Отрешение ее от мира и всецелое предание в руки Божии совершались постепенно.

В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг – болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и за границей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Со временем и руки ей отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

В том, что болезнь будущей матери Марии протекала таким образом, видится особое действие Промысла Божиего. Тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводят также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м. Марии, протопресвитер Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

С 1912 года раба Божия Лидия полностью потеряла подвижность и вынуждена была лежать все время на спине. Руки и ноги у нее не действовали.

В 1913 году сестры, мать и братья переехали в Гатчину, где жил брат болящей, Владимир Александрович, в дом №41 по улице Багговутовской (ныне ул. К. Маркса), неподалеку от Гатчинского Павловского собора. Именно этому зеленому двухэтажному деревянному дому в центре Гатчины суждено было на два десятилетия стать местом паломничества многочисленных людей, ехавших в Гатчину с одной целью: посетить смиренную страдалицу, чтобы от нее получить и утешение, и духовный совет. Среди посетителей матери Марии были люди всех сословий и положений: простые крестьяне и мещане, бывшие генералы, священнослужители, монашествующие, и даже архиереи.

Но до времени великий дар утешения и молитвы, которым наградил Господь подвижницу, был скрыт от людей. Открытие этого дара совершилось через замечательного священника протоиерея Иоанна Вакуловича Смолина (1867- †1927), служившего в 1920-х годах Гатчине на Покровском подворье Пятогорского женского монастыря.

Добрый пастырь стал духовником монахини Марии. Основой молитвенного союза о. Иоанна и матушки Марии было твердое и безкомпромиссное стояние в православной вере. Духом исповедничества дышат слова пастыря: «Нет, не уступим ни на один шаг врагам веры и Церкви; постоим за истину Христову твердо, даже до крови, как и постояли уже многие, и сохраним во всей целости и чистоте веру апостольскую, веру церковную, веру православную». Эти слова очень точно отражают жертвенный христианский дух, который был присущ многим лучшим представителям Православной Церкви того времени. Несомненно, был он присущ и монахине Марии, которая сподобится принять за Христа страдания, которые приведут к смерти страдалицы.

Ее высокий молитвенный настрой, исключительная добросердечность и сострадательность, в сочетании с даром прозорливости и духовного рассуждения обнаруживали в матушке Марии подлинную угодницу Божию, щедро наделенную дарами Духа Святаго.

Поначалу к болящей приходили лишь знакомые, потом они приводили своих знакомых, и так число посетителей постоянно росло. Как вспоминала дочь протоиерея Иоанна Смолина, «верующий народ стал к ней [матушке Марии] ходить за утешением и добрым советом… К ней стало приезжать и <…> духовенство, ее постригли в монахини и дали имя Мария».

На стенах большой комнаты, которая служила приемной и прилегала к келье м. Марии, можно было увидеть фотографии священномученика митрополита Вениамина Петроградского и митрополита Иосифа (Петровых).

Владыка Иосиф оставил на своей фотографии большую выписку из своего духовного дневника «В объятьях Отчих». Именно по благословению священномученика Вениамина раба Божия Лидия была пострижена в монахини с наречением имени Мария в честь равноапостольной Марии Египетской. Произошло это в год мученической кончины владыки.

Постриг совершил архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский), который в 1922-1924 годах был благочинным монастырей и подворий Петроградской епархии. Постриг проходил торжественно. «Помню, – пишет сестра из кружка при м. Марии Анна Алексеевна Епанчина, – что было много приезжих из Санкт-Петербурга архиереев, священников, диаконов, <…> было очень торжественно, огромный монастырский храм был полон народу».

Ровно десять лет после принятия ангельского чина продолжалось благословенное Господом служение матери Марии. Мать Мария лежала всегда на спине; тела ее не было видно; от шеи она была покрыта, до конца постели, черной мантией. На голове был черный монашеский апостольник. Руками она не владела совершенно, но на мантии ее всегда лежали четки. Многие посещали Матушку…и пользовались ее советами, мудрыми, полными нежной любви к каждому наставлениями.

«Мать Мария пользовалась большой известностью, к ней приходила масса народу, особенно из окружающих деревень», – вспоминает современница. Вдова вице-адмирала Сильман на следствии показала: «Живу я в г. Красногвардейске [Гатчине] 25-26 лет, за это время уже давно слышала, что в городе по ул. К. Маркса [Багговутовской] живет Мария, которая слыла в городе как исцелительница и святая. Нередко проходя по улице, меня останавливали прохожие и священники и спрашивали, где живет святая Мария».11 Таких свидетельств в следственном деле множество. Приходившие приносили деньги и продукты, а сестра матушки Юлия Александровна раздавала их нуждающимся, среди которых были бывшие генералы и их семьи. Таких «бывших людей» (как они именуются в следственном деле) было немало. Постоянными посетителями матушки были генерал Алексей Епанчин, генеральша Екатерина Теляковская, генеральша Ираида Дубровина, вдова адмирала Пац-Помарнацкая и другие.

Почитание м. Марии усиливалось с каждым годом. Ее имя постепенно сделалось известным далеко за пределами Гатчины. Как явствует из материалов следственного дела, фотографии подвижницы «распространялись по всему СССР». Среди верующего народа м. Марию называли не иначе как «святая Мария». Такое именование было укоренившимся и обиходным. Большая комната, примыкавшая к келье монахини Марии и служившая приемной, бывала полна приезжих не только из Петрограда и Москвы, но и из разных концов России. «Посещало м. Марию очень много народу, – показывала на следствии Александра Ивановна Анц, – служились у нее на квартире молебны и бывало духовенство. В городе она пользуется большой известностью и если она помолится, то после все сбывается. Поэтому к ней ходит народ и просят помолиться для того, чтобы исполнилось какое-либо желание». Лишь в последние годы количество посетителей м. Марии уменьшилось, поскольку многие были арестованы, некоторые умерли. Но и тогда к матушке приходило по 5-10 человек в день.

Среди посетителей м. Марии были такие известные личности, как архиепископ Димитрий (Любимов), священномученик протоиерей Викторин Добронравов, священник Алексий Кибардин, м. Варсонофий, служивший в Федоровском соборе Царского Села, архимандит Лев (Егоров), его брат Гурий (будущий митрополит) и другие. Многие из посетителей м. Марии позже примут мученическую кончину. В непоколебимом стоянии за истину Христову и Его Церковь укрепляла этих исповедников и мучеников благодатная страдалица.

Живую картину служения монахини Марии запечатлел в своих воспоминаниях профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший в марте 1927 года у праведницы и получивший от нее духовную помощь. Сила слов и молитвы матери Марии была такова, что посетитель, по его собственному признанию, вышел от нее «другим человеком». Он пожаловался матери Марии на приступы тоски, на что та сказала ему: «Тоска есть крест духовный – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаиваться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение – сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов. От мысли этой – в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся…»13 На этих глубоких, безценных словах лежит отпечаток святоотеческой мудрости, глубокого смирения и личного опыта терпения скорбей, приведшего м. Марию ко всецелому покаянию перед Господом и полной покорности Его святой воле.

Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни.

Воспоминания современников м. Марии, собранные в последние годы, говорят о силе молитвы матушки и ее даре прозорливости.

Большое влияние оказала личность м. Марии и на духовную атмосферу Гатчины 1920-х годов. Среди мрака воинствующего безбожия и нравственного растления появляется община девушек, чьи чистые души тянулись ко Господу и стремились выстраивать свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Вокруг матери Марии образуется православное сестричество, занимающееся молитвой, чтением и изучением Священного Писания и помощи ближним. Сестричество это называлось кружком почитания о. Иоанна Кронштадтского. Матушка Мария с самого начала направляла духовную жизнь кружка, определяла необходимость тех или иных дел, которые осуществляли во славу Божию сестры. Со смертью отца Иоанна, последовавшей в январе 1927 года, значение ее руководства еще более возросло. ­Молитвенно поддерживая сестер кружка, мать Мария стала его фактической духовной руководительницей, направляя и ориентируя сестер в сложной обстановке церковной и общественной жизни тех лет, уча их непоколебимой твердости в вопросах веры и благочестия.

После кончины о. Иоанна Смолина духовником матери Марии становится молодой батюшка о. Петр Белавский (1892-1983), служивший в это время в церкви святителя Алексия митрополита Московского в Тайцах. Отец Петр был рукоположен во священника священномучеником митрополитом Вениамином 19 декабря / 1 января 1921 г. Таким образом, и он, и матушка Мария получили благословение на служение у этого святого архиерея. Светлый образ священномученика Вениамина являл им пример стойкости и непреклонности в отстаивании правды Божией, и вместе с тем, – молитвенности, смирения и любви к ближнему.

Матушка Мария подарила служившему у нее в комнате, исповедовавшему и причавшавшему ее о. Петру небольшой складень с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы и св. Георгия Победоносца, который чудом сохранился и прошел вместе с пастырем-исповедником все тюрьмы и ссылки…

Духовное окормление отцом Петром матушки Марии и сестер Иоанновского кружка длилось без малого три года. Осенью 1929 г. он вместе с архиепископом Димитрием (Любимовым) был арестован в своем доме в Тайцах и затем отправлен в Соловки. С заключенным в Соловки о. Петром м. Мария поддерживала переписку. Она диктовала свои письма сестре Юлии. Одно из писем к о. Петру, пришедшее в Соловки, сохранилось. Духом христианской любви и надежды веет от его проникновенных строк. Написано оно в Прощеное воскресенье, 22 февраля 1931 года, то есть за год до ареста страдалицы, и подписано мирским именем монахини Марии - Лидия (для глаз тех, кто будет его просматривать).

Из письма мы узнаем, что и после ареста о. Петра кружок вокруг матери Марии продолжал существовать, а также, что ее физические страдания невероятно усилились, и даже любое прикосновение вызывало сильную боль. «Сестра и птенцы низко кланяются, поздравляют, целуем твою отеческую руку. – Говорится в письме. – Скажу несколько слов о себе. Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болезненность во всем, стала недотрога, но все же Господь милостив ко мне».

Дочь о. Петра Белавского Ксения Петровна свидетельствует, что когда они с матерью Ксенией Васильевной и сестрой Александрой приходили к матери Марии, Ксения Васильевна предупреждала девочек, чтобы они ни в коем случае не сделали неосторожного движения: не толкнули кровать, на которой лежала мать Мария или не задели ее саму, так как любое прикосновение приносило ей тяжкие физические страдания. Это подтвердит и медицинское заключение, сделанное главврачом дома предварительного заключения…

…В изголовье кровати, на которой лежала м. Мария, неизменно находилась икона Спасителя, несущего Свой крест, безмолвно напоминая всем, кто приходил к ней, о необходимости мужественного перенесения всех тягот и скорбей жизни, которое святые называют безкровным мученичеством. Умерщвление своей воли и подчинение ее святой и всесовершенной воле Божией ради служения Богу и ближнему стало для матери Марии ее крестным путем. Видя перед своими духовными очами Господа, мать Мария являла собой пример безропотного крестоношения и самоотвержения, и путем мученичества земного шла к славе небесной.

18 февраля 1932 г. повсеместно прошли массовые аресты монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры закрытого Нежадовского монастыря и сестры Покровского подворья Пятогорского Вохоновского женского монастыря.

А на следующий день, в пятницу 19 февраля арестовали и мать Марию с сестрой Юлией Александровной. В постановлении на арест м. Марии прямо вменялось в вину исповедание веры: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду».

Как вспоминали современники, «мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград». Можно представить, какие невероятные физические страдания испытывала м. Мария и во время ареста, и во время транспортировки в кузове промерзшего грузовика. Но на этом ее муки не кончатся…

Страдалицу привезли в больницу, которая находилась на Фонтанке и называлась больницей им. 25 октября (бывшая Александровская). На следующий день после ареста в больнице ДПЗ безпомощную монахиню подвергли осмотру. Главным врачом было подписано медицинское освидетельствование тяжелого заболевания м. Марии, в котором говорилось, что больная страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость и болезнь ее в данном состоянии неизлечима». Здесь же было отмечено, что больная нуждается в постоянном уходе не менее 2-х человек. Кроме того, главврач указал, что больная подлежит переводу в гражданскую больницу или в дом призрения… Но жестокий механизм не дал обратного хода…

Проходила м. Мария по делу «группы монашек Вохоновского, Нежадовского монастырей, Покровского подворья Пятогорского монастыря и Сергиевой пустыни». Монахине Марии было предъявлено обвинение по статье 58/10.

На самом же деле причиной ареста было огромное духовное и общественное значение матушки Марии. Она, как отмечается в уголовном деле, «была настолько популярна, что ее считают даже ясновидящей и предсказательницей… Слава ее святости была большая и далеко за пределами района».

Показания Юлии Александровны Леляновой и жителей Гатчины дали Коллегии ГПУ вполне ясную картину жизни и служения матери Марии, а ее собственные показания, зафиксированные 16 марта 1932 г., подписали ей приговор. Мать Мария заявила следователю, что по религиозным убеждениям она является истинно православной. Кроме того, она сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за соввласть, так как ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет…» На вопрос следователя о том, кто приходил к ней, мать Мария отвечала кратко, что «народ меня посещал, но не в большом количестве. Приходили за советами по разным вопросам». Имен тех людей, кто приходил, м. Мария не назвала, кроме имен нескольких священнослужителей, которые были хорошо известны «органам», и были к тому времени уже отправлены в ссылку …

В обвинительном заключении по делу, подписанном 19 марта 1932 г., говорится: «В условиях обостренной классовой борьбы и ожесточенного сопротивления, оказываемого контр-революционными элементами развитию социалистических форм хозяйства, активную роль играют церковные сектанты, пытаясь всяческими способами противодействовать делу социалистической стройки…» 33. Приговор Коллегии ОГПУ от 22 марта 1932 года гласил: «Лелянову Лидию Александровну лишить права проживания в Московской, Минской, Харьковской, Одесской областях <…>, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничный округах сроком на 3 года, с 22/III-32 г. с прикреплением к избранному месту жительства». Это означало ссылку в глухую провинцию, что было равносильно смертному приговору, потому что этого пути мать Мария выдержать бы не смогла.

Но Господь избавил мученицу от дальнейших страданий. Однажды тем, кто носил передачи для матери Марии было объявлено: «Скончалась в госпитале». По сведениям из архива ЗАГСа смерть последовала 17 апреля 1932 г. Скончалась страдалица в больнице 2-го отделения дома предварительного заключения.

Честные останки блаженной страдалицы были выданы ее невестке. Похоронить тело матери Марии было велено без огласки. Погребение состоялось на Смоленском кладбище неподалеку от часовни Ксении Петербургской.

В 1981 году монахиня Мария Гатчинская была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил м.Марию к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских.

26 марта 2007 г. состоялось обретение святых мощей преподобномученицы, которые были затем торжественно перенесены в Гатчинский Павловскийсобор,где покоятся ныне в резной раке для поклонения.

Собираются свидетельства о новых чудесах преподобномученицы Марии Гатчинской, к святым мощам которой в Гатчину притекают верующие люди со всех концов нашей страны и из-за рубежа, ища утешения и духовного укрепления по молитвам благодатной страдалицы.

Детство будущей праведницы прошло в Санкт-Петербурге неподалеку от Новодевичьего монастыря, рядом с новой приходской Преображенской церковью. В доме N 101 на Забалканском проспекте в 1874 году и появилась на свет Божий малышка Лидочка. Отец девочки, купец первой гильдии Александр Иванович Лелянов, был владельцем сургучного завода и собственного дома при нем, а дядя Петр Иванович содержал престижный меховой магазин на Большой Морской.

Жизнь казалась безмятежной и радостной, пока в эту идиллию не вторглось горе. Лида окончила женскую гимназию, но прийти на выпускные экзамены самостоятельно не смогла, прилежную ученицу привезли из дома… в инвалидной коляске: в начале 1890-х годов девушку поразила коварная болезнь - энцефалит, причем, в очень тяжелой форме. Старания российских врачей, консультации медицинских "светил" в Европе - все оказалось тщетно. За одной напастью последовала другая - неизлечимая болезнь Паркинсона. В течение десятилетий недуг прочно расставлял сети-щупальца, не отпуская свою пленницу ни на секунду...

В 1909 году, когда близкие уже оставили всякую надежду на выздоровление, 35-летнюю мученицу перевезли в Гатчину к старшему брату Владимиру. Здесь, в двухэтажном доме в самом центре Гатчины, Лелянов содержал аптеку. По описанию современников, Владимир Александрович, "слабенький, маленький благообразный старичок", самоотверженно ухаживал за страдалицей вместе с сестрой Юлией.

В 1912 году больную полностью парализовало. Все тело словно окаменело: казалось, кто-то опутал его невидимыми оковами, тяжелыми, как свинец, и надел на застывшее лицо восковую маску. Говорить было мучительно трудно. Монотонная медленная речь напоминала режущий звук на поцарапанной грампластинке. Прогнозы медиков были неутешительными: болезнь Паркинсона должна привести к резким изменениям психики. Раздражительность, навязчивые идеи, эгоцентризм, и в итоге полное разрушение личности и слабоумие - по мнению специалистов, неминуемый исход, а, следовательно, верный путь страдалицы в психиатрическую больницу. Но, к изумлению скептиков, матушка безропотно несла свой тяжкий крест, поражая всех своей необыкновенной кротостью, смирением, покорностью, сосредоточенностью. Углубленная в постоянную молитву, праведница без малейшего ропота переносила лишения, выпавшие на ее долю. Словно в награду за нечеловеческое терпение Гатчинская подвижница получила редкий дар утешения душевной тоски, уныния, печали и скорби.

Долгое время о недужной знал лишь узкий круг знакомых семьи Леляновых. Но постепенно вокруг матушки сплотилась настоящая духовная семья. По воспоминаниям Ольги Эдуардовны Вейерт, уроженки Гатчины и духовной дочери матери Марии, в 1921 году был организован молитвенный кружок почитания, названный в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Организатором и руководителем этого православного сестричества выступил священник Покровского собора протоиерей Иоанн Смолин, ласково называвший матушку "многострадальной, многосострадательной и любвеобильной".

В первой половине 1922 года Лидия была пострижена в монахини с именем Мария архимандритом Александро-Невской Лавры Макарием (Вос­кре­сен­ским) по благословению будущего новомученика митрополита Вениамина (Казанского). Келья матушки напоминала церквушку: множество икон, огоньки лампадок, мерцание золотых окладов, аромат воска. В этой уютной комнатке постоянно собирались для молитвы, чтения святых отцов и духовных бесед сестры. В основном, это были гатчинские девушки из благочестивых семей, считавшие своей спасительной целью жить по монашеским обетам и помогать матушке принимать посетителей. А посетителей было множество, лю­ди ожи­да­ли оче­ре­ди в при­хо­жей, мно­гие при­но­си­ли про­дук­ты и день­ги, ко­то­рые мать Мария в свою оче­редь раз­да­ва­ла нуж­да­ю­щим­ся. Она име­ла огром­ный дар уте­ше­ния и ис­це­ле­ния скор­бя­щих душ. Вот «юно­ша, уны­вав­ший по­сле аре­ста и ссыл­ки от­ца-свя­щен­ни­ка, вы­шел от ма­туш­ки с ра­дост­ной улыб­кой, сам ре­шив­шись при­нять сан диа­ко­на. Мо­ло­дая жен­щи­на от гру­сти при­шла к свет­лой ра­до­сти, так­же ре­шив­шись на мо­на­ше­ство. По­жи­лой муж­чи­на, глу­бо­ко стра­дав­ший о смер­ти сы­на, вы­шел от ма­туш­ки вы­прям­лен­ный и обод­рен­ный. По­жи­лая жен­щи­на, во­шед­шая с пла­чем, вы­шла спо­кой­ная и твер­дая».
По­се­тив­ший мо­на­хи­ню Ма­рию в мар­те 1927 го­да про­фес­сор Иван Ан­дре­ев по­жа­ло­вал­ся ей на одоле­вав­шую его тос­ку, ко­то­рая дли­лась ино­гда до несколь­ких недель и от ко­то­рой он не знал сред­ства из­ба­вить­ся. «Тос­ка есть крест ду­хов­ный, – от­ве­ти­ла ему матушка, – по­сы­ла­ет­ся она в по­мощь ка­ю­щим­ся, ко­то­рые не уме­ют рас­ка­ять­ся, то есть по­сле по­ка­я­ния впа­да­ют в преж­ние гре­хи. А по­то­му – толь­ко два ле­кар­ства ле­чат это по­рой крайне тяж­кое ду­шев­ное стра­да­ние: на­до или на­учить­ся рас­ка­и­вать­ся и при­но­сить пло­ды по­ка­я­ния, или – со сми­ре­ни­ем, кро­то­стью, тер­пе­ни­ем и ве­ли­кой бла­го­дар­но­стью Гос­по­ду нести этот крест ду­хов­ный, тос­ку свою, па­мя­туя, что несе­ние это­го кре­ста вме­ня­ет­ся Гос­по­дом за плод по­ка­я­ния. От мыс­ли этой в уми­ле­ние прий­ти на­до, а то­гда тос­ка по­сте­пен­но рас­та­ет и ис­тин­ные пло­ды по­ка­я­ния зач­нут­ся…»
От этих слов ма­туш­ки Ма­рии у ме­ня в ду­ше точ­но кто опе­ра­цию сде­лал и уда­лил опу­холь ду­хов­ную… И вы­шел я дру­гим че­ло­ве­ком», – вспо­ми­нал про­фес­сор.

прмц. Мария в своей келье. Фото конца 1920-х гг.

За наставлением и умиротворением к Божией избраннице приезжали паломники из Петрограда, Москвы, из самых отдаленных уголков необъятной России. В доме Марии с утра до поздней ночи ожидал приема народ, изнемогавший под тяжестью скорбей революционной эпохи, богомольцы самого разного возраста, положения и образования: от неграмотных прачек до университетских профессоров, от приходских батюшек до архиереев. Многочисленные дарственные фотографии на стенах приемной от благодарных посетителей стали своеобразной летописью жизни Гатчинской праведницы: вот памятный снимок убиенного митрополита Иосифа с трогательным посвящением матушке - цитатой из духовного дневника "В объятиях Отчих", рядом - фото митрополита Вениамина с надписью "Глубокочтимой страдалице, матушке Марии, утешившей среди многих скорбящих и меня грешного».

В лихую годину монахиня стала настоящим столпом непоколебимой твердой веры, до конца отстаивая правду. Когда среди духовенства возник протест против Декларации митрополита Сергия, в которой многие увидели признаки недопустимого компромисса и порабощения свободы Церкви, Мария оказалась на стороне сподвижников митрополита Петроградского Иосифа (Пет­ро­вых). Окормлявший ее отец Петр Белавский и многие священники, миряне, монашествующие и иерархи также не согласились с декларацией, сохраняя верность митрополиту Петру, которого считали своим законным правящим архиереем.

19 февраля 1932 года матушку в ходе акции по "изъятию монашек и монахов", которую ОГПУ проводило тогда по всей стране, арестовали. При аре­сте двое со­труд­ни­ков ОГПУ по­до­шли к по­сте­ли мо­на­хи­ни и, ухва­тив ее за вы­вер­ну­тые ру­ки, по­во­лок­ли по по­лу и по зем­ле, а за­тем, рас­ка­чав за ру­ки и за но­ги, за­бро­си­ли в ку­зов гру­зо­ви­ка. Од­на­ко на­хож­де­ние мо­на­хи­ни Ма­рии в тюрь­ме из‑за ее бо­лез­ни бы­ло невоз­мож­но, и ее по­ме­сти­ли в тю­рем­ную боль­ни­цу. Здесь сле­до­ва­тель и до­про­сил ее. Под­твер­див, что она яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­цей мит­ро­по­ли­та Иоси­фа, мо­на­хи­ня Ма­рия ска­за­ла: «Я счи­таю, что мит­ро­по­лит Сер­гий на­прас­но ве­лел мо­лить­ся за со­вет­скую власть, – ей это не нуж­но. И во­об­ще, пусть за нее молится, кто сам хо­чет».
Сви­де­те­ли, до­про­шен­ные сле­до­ва­те­ля­ми ОГПУ, еди­но­душ­но по­ка­за­ли, что в го­ро­де и окрест­но­стях мо­на­хи­ню Ма­рию все счи­та­ют свя­тым че­ло­ве­ком, на­де­лен­ным от Бо­га да­ром про­зор­ли­во­сти.

22 марта чекисты вынесли приговор: "Лишить права проживания на три года (в центральных и пограничных областях - в 17-ти городах) с прикреплением к избранному месту жительства", что означало высылку в глухую провинцию.

По состоянию здоровья Марию перевели из тюрьмы в больницу на Фонтанке (бывшую Александровскую). Врачи поставили калеке свой диагноз: "Страдает ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем состоянии на спине на протяжении всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость, и болезнь ее в данном состоянии неизлечима". На основании этого медицинского заключения в больнице монахиню подвергли мучительным пыткам: подрезали сухожилия…. После этих чудовищных операций-опытов 4 апреля 1932 года матушка покинула бренный мир.

Тело страдалицы выдали двоюродной сестре для погребения на Смоленском кладбище, строжайше запретив предавать огласке место захоронения. Но весть о том, где находится могилка праведной Марии Гатчинской, быстро разнеслась по городу. Святое место стали навещать паломники. Православные брали с собой горстки землицы "от матушки", маслице из неугасимой лампады, огарки свечей - дорогие православной душе святыньки…

Мария Гатчинская была канонизирована Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, а в 2006 году Священный Синод Русской Православной Церкви прославил ее в лике Новомучеников и Исповедников российских.

Утром 26 марта 2007 года могила схимонахини, похороненной на старейшем погосте северной столицы в 1932 году, была вскрыта после молебна, совершенного епископом Петергофским Маркеллом. В могиле, кроме мощей, были обнаружены части монашеской мантии, кожаный монашеский пояс, параманный крест, перламутровый крест от четок и нательный металлический крест. Экспертов поразила сохранность мощей, в частности, честной главы новомученицы и пальцев рук. «Мы думали, - признавались они, - что найдем только прах земной».

Утром 30 марта мощи были перенесены в Павловский собор г. Гатчины на постоянное местопребывание. 19 апреля 2007 года состоялось всенародное прославление преподобномученицы Марии Гатчинской.

Изменить размер текста: A A

В воскресенье православные отмечают День Всех Святых. В Санкт-Петербурге и пригородах ест ь множество мест, куда можно отправиться в небольшое паломничество. Сегодня мы расскажем о некоторых. Квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского Как добраться: г. Кронштадт, Посадская ул., 21. Маршрутка от ст. м. «Черная речка» - К-405; от ст. м. «Старой Деревни» - К-510 или автобус № 101; от ст. м. «Проспект Просвещения» - К-407. Именно в этой квартире, где святой прожил больше полувека, ему четырежды являлась Матерь Божия. Верующие считают, что здесь на посетителей снисходит особая благодать, недаром квартиру называют царством «Тихого Света». Мощи Марии Гатчинской Как добраться: г. Гатчина , Соборная ул., 36. Павловский собор. Электричка от Балтийского вокзала. Схимонахиня Мария (в миру - Лидия Лелянова) после перенесенного в юности энцефалита была полностью парализованной. К прикованной к постели монахине за утешением и молитвенной поддержкой приезжали люди из многих уголков России . В 1932 году Мария Гатчинская была осуждена по сфабрикованному делу и умерла в тюремной больнице. Она обладала даром прозорливости, любви, утешения в скорбях, молитвенной помощи в трудных жизненных обстоятельствах. К святой с молитвами до сих пор идут сотни паломников. Матушка была причислена к лику святых в 2006 году.

Часовня Ксении Блаженной Как добраться: Санкт-Петербург, Смоленское кладбище. От ст. м. «Василеостровская» маршрутка № 249 А. Ксения Григорьевна Петрова родилась между 1719 и 1730 годами в Петербурге. После смерти мужа, Андрея Федоровича, она раздала все свое имущество бедным и «принесла Господу в жертву свой разум», стала юродивой. Жила подаяниями, спала на голой земле. Когда на Смоленском кладбище строился храм, Ксения Блаженная по ночам носила кирпичи. Известна даром провидения и способностью помогать людям в их бедах, особенно в семейных делах. После смерти Ксении на ее могиле стали происходить чудеса: пришедшие сюда излечивались от болезней. Считается, что особенно святая Ксения благоволит к женщинам. В июне 1988 года Ксения Блаженная была канонизирована. Могила Матренушки Босоножки Как добраться: Санкт-Петербург, подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, пр. Обуховской Обороны, 24. Трамваи № 7, 44. Мещанка Матрена Петровна Мыльникова взяла на себя подвиг юродства во Христе. В самые лютые морозы носила только летнюю одежду, обязательно белую, как символ ангельской чистоты. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. К ней приходили несправедливо обвиненные в воровстве. Матренушка успокаивала, молилась, и вскоре недоразумение разрешалось, к человеку возвращались и честное имя, и должность. Высокопоставленные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Часто по молитвам блаженной устраивались судьбы ставших одинокими или потерявших работу людей. По молитвам блаженной многие избавлялись от недуга пьянства, исцелялись болящие. Также в храме подворья находится чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками).

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Как добраться: Санкт-Петербург, наб . р. Монастырки, дом 1. Ст. м. «Площадь Александра Невского». Святыни: мощи святого благоверного князя Александра Невского. Их перенес в Санкт-Петербург Петр I при основании лавры. Святой считается небесным покровителем русского воинства. А также он помогает больным. Есть сведения о чудесах исцеления от слепоты, хромоты и даже исцеления бесноватых. Мощи преподобного Александра Свирского . Святой известен многими чудесами, например, рождение детей у бездетных пар, исцеление помешанных и так называемых «расслабленных», то есть парализованных людей. А еще известен случай, когда святому молились воины, попавшие в плен. Он явился им и возвестил о близком избавлении. И действительно, вскоре их выкупили греческие купцы. В лавре находятся мощи десятков святых. Можно попросить помощи и заступничества у того святого, имя которого вы носите.

Часовня над могилой святого Серафима Вырицкого Как добраться: п. Вырица , пр. Кирова , 49. Электричка от Витебского вокзала, направление на Вырицу или Поселок. Святой прославился подвигом молитвенного стояния. Во время Великой Отечественной войны он 1000 дней молился, стоя на камне неподалеку от храма Казанской Иконы Божией Матери. Обладал пророческим даром, помогал в семейных нуждах, исцелял. В часовне можно получить освященный елей, который, по свидетельствам верующих, помогает даже больным с онкологическими заболеваниями. Серафим Вырицкий был канонизирован в 2000 году.

Казанская икона Божией Матери - самая чтимая в Северной столице Как добраться: Казанский кафедральный собор. Санкт-Петербург, Невский пр., между домами 25 и 27. Ст. м. «Невский проспект». Икона датируется концом XVI века, появилась в Петербурге в 1710 году, ее, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке» - деревянной часовне у Невки, на Посадской улице (Петроградка). Икона уже в те годы считалась чудотворной. Режим работы Двери любого храма открыты ежедневно с 09.00 до 20.00. Но если вы хотите попасть на службу, то нужно подходить к 10 утра или 17.00 - 18.00. В Александро-Невской лавре есть еще ранняя литургия в 07.00, а по воскресеньям - средняя литургия в 08.00.

В ТЕМУ Председатель отдела религиозного образования и духовного просвещения епархии Санкт-Петербургской протоиерей Александр Зелененко: - Отправляясь поклониться святыням, важно настроиться. Потому что молитва с холодным сердцем - это оскорбление для Бога. Очень важно трепетное отношение к святыням, живое чувство богопочитания. Если человек может, то лучше пойти к святым местам пешком с молитвенным настроем.

- В народе матушку Марию давно святой считают, - рассказала нам петербурженка Анна Павловская. - Потому что она до сих пор чудеса творит. Я сама могу свидетельствовать. В том году было мне очень тяжко, болел ребенок, я ночи не спала. Одна знакомая женщина посоветовала сходить на могилку матери Марии и помолиться. Я пошла. Молилась долго, но ничего не произошло. Я уже было отчаялась, а ночью вижу сон - женщина с очень белым лицом говорит, а губы у нее не шевелятся. Кое-как разобрала слова: "Дом сгорит, уноси ребенка!"

Утром Анна Васильевна стала думать, куда можно увезти дочь. Родственников и знакомых, у которых можно пожить, у нее нет. Но и не последовать совету она не могла. В конце концов вызвала "скорую". Сказала, что дочке стало хуже, и упросила принять их в больницу. А через два дня муж позвонил - был пожар! Квартира этажом ниже вся выгорела. Анна Васильевна уверена, что точно сама задохнулась бы в дыму и не успела бы ребенка вынести...

При жизни монахиня Мария тоже предсказывала людям будущее. Отвести беду было не в ее силах, но она предупреждала, чтобы человек мог подготовиться. Жительница Гатчины Зинаида Пугачева рассказала нам историю, которую узнала от своей матери Ольги Николаевны:

Однажды бабушка взяла с собой в Гатчину мою маму, тогда еще 9-летнюю девочку. Бабушка хотела спросить у матушки Марии совета, как ей быть. Ходили слухи, что будут раскулачивать крепких крестьян. А мои родные были довольно зажиточными, потому что работали много. Мария встретила гостей очень приветливо. Особенно моей маме запомнилось ее лицо необыкновенной красоты, словно высеченное из мрамора. Матушка сказала: "Твою семью ожидает трагедия. Хозяина посадят в тюрьму, где он и сгинет. Семья распадется, а ты вот с этой девочкой поедешь через всю страну в ссылку".

Через пять лет все случилось, как сказала святая: ночью в дом ворвались какие-то люди. Дедушку арестовали и увезли в тюрьму. Бабушке разрешили взять маленький узелок с вещами, погрузили на подводу и повезли на станцию Александровскую. Там был целый эшелон раскулаченных крестьян, их отправили в ссылку в Красноярский край. Вместе с бабушкой поехала и моя мама, четырнадцатилетняя девочка. Долгих пять лет они проработали на лесоповале. Когда им удалось вернуться домой, им сказали, что дедушка умер в тюрьме. Где его могилка, мы так и не знаем. Так сбылось предсказание матушки Марии.

Маме Зинаиды Пугачевой Мария Гатчинская предсказала будущее.

Дар в обмен на боль

Откуда у матушки Марии этот дар? Может, он был дан ей за страдания? Судьба Лидии Леляновой, так ее звали в миру, выпала непростая. Родилась она в 1874 году в Петербурге, в богатой купеческой семье. Получила хорошее образование, считалась завидной невестой. Но внезапно 16-летняя девушка тяжело заболела. Врачи подозревали болезнь Паркинсона. Ее тело потеряло подвижность, лицо стало похожим на маску. Говорить Лидия могла только сквозь зубы, медленно и монотонно.

Помочь не смогли ни медики Петербурга, ни заграничные светила. Ведь болезнь Паркинсона до сих пор считается неизлечимой. Больные люди страдают приступами раздражительности и повышенной возбудимости, они часто становятся капризными. Но Лидия не поддалась болезни. Она, напротив, стала чрезвычайно кроткой и непритязательной. Сосредоточилась в себе и проводила время в постоянных молитвах. Без малейшего ропота переносила свое тяжкое состояние. И случилось чудо - у девушки проявился дар утешения скорбящих.

В 1909 году родные перевезли Лидию в Гатчину. Она поселилась в комнате на втором этаже небольшого домика около от Павловского собора. Около этой комнатки люди, приехавшие со всех концов России, часами ждали своей очереди, чтобы поговорить с Лидией, спросить у нее совета или просто попросить благословения.

"Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решив принять сан диакона, - писал в своих воспоминаниях очевидец, учитель Иван Андреевский. - Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая".

ПОДРОБНОСТИ

Калека-антисоветчица

В 1922 году Лидия приняла постриг и стала зваться монахиней Марией. Она по-прежнему продолжала утешать людей. Новым властям это очень не нравилось. 17 февраля 1932 года мать Мария была арестована в ходе акции по "изъятию монашек и монахов", которую ОГПУ проводило тогда по всей стране. Ее бездвижное тело за руки стащили с постели и поволокли к грузовику. Женщине было предъявлено обвинение по статье 58-10. В деле говорилось: "Участвует в нелегальных сборищах, где читает Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию".

В доме предварительного заключения монахиню продержали недолго и переправили в Александровскую больницу. Через месяц передачи для матери Марии принимать не стали. Родным сказали, что она умерла. От нянечек двоюродной сестре удалось узнать, что бедняжке сделали операцию - подрезали сухожилия. Этого она не перенесла. Тело выдали для погребения, предупредив делать это без большой огласки.

За несколько дней до смерти матери Марии выездная сессия коллегии ОГПУ вынесла ей приговор: "Лишить права проживания на три года в центральных и пограничных областях с прикреплением к избранному месту жительства", что означало высылку в глухую провинцию. Но мученица уже обрела покой в другом месте - на Смоленском кладбище, неподалеку от могилы Ксении Петербуржской.

Весть о том, где похоронена Мария Гатчинская, быстро разнеслась по городу и окрестностям, и ее могила вскоре стала местом паломничества. С нее до сих пор берут землю, деревянное маслице из неугасимой лампады, огарки свечей...

СПРАВКА "КП"

В Соборе новомучеников и исповедников российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек.

Уважаемые читатели, а вы получали когда-нибудь помощь свыше? Ваших звонком мы ждем сегодня 3 августа по телефону 310-34-21 с 12.00 до 13.00.

Память Марии Гатчинской совершается 17 апреля. Ее имя смело можно поставить рядом с такими известными именами, как или . Верующие с любовью поклоняются своей соотечественнице, жившей не в глубине веков, а всего сто лет назад.

Святая исповедница веры, обладавшая даром прозорливости и молитвенного утешения скорбящих и страждущих, еще при жизни пользовалась таким почитанием, что ее называли святая мать Мария, а ее скромный дом сделался местом всеобщего паломничества.

При рождении будущая святая Мария Гатчинская получила имя Лидия и была дочерью петербургского купца Александра Ивановича Лелянова, владельца небольшого завода и собственного дома на нынешнем Московском проспекте. Александр Иванович скончался, когда Лидии было три года, и с этого момента начались ее беды.

В подростковом возрасте Лидия перенесла энцефалит, после которого ее поразила болезнь Паркинсона, постепенно лишавшая девушку возможности двигаться. На выпускные экзамены в гимназию Лидию привезли в инвалидной коляске, а еще через некоторое время ей стало трудно даже сидеть. У семьи были средства для лечения за границей, но ничто не помогало - с каждым годом состояние больной ухудшалось, и к сорока годам бедная женщина могла лишь неподвижно лежать на спине, руки и ноги ее бездействовали.

Казалось бы, в таком состоянии впору прийти в самое черное отчаяние, но будущая мать Мария, напротив, обрела успокоение. «Она обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние» , - писал о матушке Марии ее первый биограф, протопресвитер Михаил Польской.

Конечно, подобное утешение далось нелегко и не сразу - сначала матушка сильно страдала от плотской брани, но позже, пройдя через этот опыт, получила дар понимать и утешать других: «Уткнитесь в подушку и плачьте - и почувствуете Христа, узнаете, какой Он любящий, какой чистый» , - говорила она.

Мария в Гатчине

За несколько лет до того, как страдалица обрела полную неподвижность, семья переехала в Гатчину и поселилась в небольшом двухэтажном доме на улице Багговутовской (ныне улица Карла Маркса). Именно сюда начали стекаться к матушке Марии самые разные люди - от простых крестьян до генералов и архиереев. Все они жаждали духовного совета и утешения. Будущий священномученик написал ей на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного» . Именно по благословению владыки Вениамина Лидия постриглась в монахини с именем Мария в честь равноапостольной Марии Египетской.

Десять лет после пострига продолжалось служение матушки Марии. Она продолжала лежать на спине, но теперь ее с головы до пят укрывала черная мантия, а на голове был монашеский апостольник. Она не владела своими руками, но по ее просьбе сверху на мантии всегда лежали четки. За матушкой ухаживала ее младшая сестра, Юлия Александровна. Она же распределяла между нуждающимися деньги и продукты, которые приносили в благодарность матушке те, кто их имел.

После Октябрьской революции

Среди бедных и скорбящих после разразившейся Октябрьской революции оказалось много людей «из бывших»: одним из частых посетителей матушки Марии был генерал Епанчин и его семья. Приходили и самые простые люди - одна из жительниц Гатчины вспоминала, что ее часто спрашивали на улице: «Где живет святая Мария?» О ней распространилась слава не только доброй советчицы и великой утешительницы, но и чудотворицы: говорили, что если матушка Мария о чем-нибудь помолится, то это непременно сбудется.

Кроме того, стал известен ее дар прозорливости: сохранились свидетельства людей, которым матушка с точностью предсказывала события их жизни, от ближайших и самых простых, вроде возвращения домой пьющего мужа, до отдаленных и трагических, таких как последовавший спустя пять лет арест главы семьи и высылка в Сибирь его жены с детьми.

Кроме того, мать Мария Гатчинская была покровительницей всех увечных, страдающих, как она сама: у нее находила утешение слепая дочь генерала Епанчина, инвалид Лилия Тюлина при поддержке матушки занималась иконописью, а мать безрукого юноши нашла работу, помогая в доме по хозяйству.

Хранительница веры

Но, пожалуй, главной заслугой матушки Марии было то, что в безбожное время, наступившее после революции, она помогала сохранить в сердцах людей веру. Вокруг нее собралась небольшая община девушек, которые хотели продолжать молиться, читать Священное Писание, помогать ближним. Участницы этого малого сестричества особым образом чтили память не так давно скончавшегося о, ходили по домам верующих на праздники, посещали больных, отпевали покойников, собирались у одра самой матушки Марии, молились вместе с ней и выслушивали ее духовные наставления.

Кружок просуществовал более десяти лет и помог сформироваться целому поколению молодых людей, родившихся незадолго до революции. Без преувеличения можно сказать, что мать Мария оказала огромное влияние на духовную атмосферу всей Гатчины в атеистические 1920-е годы.

Конечно, долго такое положение вещей при советской власти сохраняться не могло, десять лет и так были достаточно большим сроком. 18 февраля 1932 года началась массовая акция властей по арестам монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры уже закрытого Нежадовского и Пятогорского монастырей, на следующий день арестовали мать Марию с сестрой Юлией Александровной и нескольких человек из их общины. В обвинении, предъявленном обездвиженной матушке, говорилось: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду» .

Дальше началось настоящее мученичество матери Марии. Раньше, собираясь в ее комнате-келье, девушки боялись хотя бы ненароком задеть кровать, на которой покоилась матушка, потому что знали - любое, даже самое легкое, движение или прикосновение причиняет ей сильные страдания. «Стала недотрога», - с горечью говорила она про себя. Теперь же два дюжих чекиста схватили ее под руки и поволокли по лестнице вниз, на улицу, где швырнули в кузов промерзшего грузовика. Трясясь на ухабах, грузовик поехал в Ленинград... Можно только с ужасом представить себе невыразимые страдания матушки.

Врач в тюремной больнице освидетельствовал ее и подписал заключение о тяжелой, неизлечимой болезни, о необходимости перевода в обычную больницу и тщательном уходе за нею по крайней мере двоих человек... но власти не обратили на медицинское заключение никакого внимания. Неподвижная монахиня представляла для них опасность своей духовной силой, они сознавали ее влияние на верующих не только в Гатчине, но и далеко за ее пределами.

На допросе мать Мария признала, что к ней приходили люди «за советом по разным вопросам», но не назвала ни одного имени, кроме нескольких священников, которые к тому моменту уже находились в ссылке. Матушка заявила, что по религиозным убеждениям является истинно православной, и тем самым подписала себе приговор. Подобного открытого исповедания веры власти простить не могли и приговорили мать Марию к ссылке на три года. Однако всем было ясно, что дальнего пути она не перенесет.

Матушка Мария Гатчинская скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года и была похоронена на Смоленском кладбище, неподалеку от могилы Ксении Петербургской. После смерти к могиле матушки началось такое же паломничество, какое было к ее дому при жизни.


Прославление Марии Гатчинской

В 1981 году Русская Православная Церковь за рубежом прославила Марию Гатчинскую в сонме Новомучеников и Исповедников Российских, а спустя двадцать пять лет Русская Православная Церковь причислила матушку к лику святых. Это произошло 17 июля 2006 года, а еще через год на Смоленском кладбище состоялось обретение святых мощей преподобномученицы Марии.

В торжественной процессии, с пением и крестным ходом, при большом стечении народа они были перенесены в , где верующие поклоняются им по сей день. Так мать Мария вернулась на свою духовную родину.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх