Путешествия васко да гамы. Что открыл Васко да Гама? Путешествие Васко да Гама

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Путешествие Васко да Гама

Васко да Гама (рожд. 3 сентября 1469 г. – смерть 23 декабря 1524 г.), португальский мореплаватель, первый проложил маршрут из Лиссабона в Индию и обратно. Как и большинство его коллег, занимался пиратским промыслом. Граф Видигейра (с 1519 г.), губернатор Португальской Индии, вице-король Индии (с 1524 г).

Происхождение

Знаменитый Васко да Гама, своими морскими путешествиями изменивший коренным образом политическую и экономическую ситуацию в Европе и Азии, родился в 1469 году в маленьком приморском городке Синише в самой южной португальской провинции Алемтежу. Род Гама не мог похвастаться ни богатством, ни знатностью, однако был достаточно древним, чтобы от поколения к поколению служить королям Португалии. Среди предков Васко были доблестные воины и даже королевский знаменосец. Его отец, Иштеван да Гама, был алькайди (градоначальник) Синиша. А у матери, Изабеллы Судре, среди предков были английские графы. Васко был их третий сын, у него было двое старших братьев и сестра.

Детство и юность

Несмотря на дворянское происхождение, дети Гама тесно общались с простонародьем. Товарищами их игр были сыновья рыбаков и матросов. Васко со своими братьями рано научились плавать, грести, умели управляться с рыбачьими сетями и парусом. Но в Синише невозможно было получить хорошего образования, потому на учебу Васко отправили в Эвор, любимую резиденцию короля. Здесь он обучался математике и тонкостям навигации.

Мы знаем, что в юности будущий открыватель морского пути в Индию принимал участие в осаде марокканского города Танжера. Есть предположение, что он совершил несколько морских экспедиций вдоль африканских берегов. Возможно, именно это заставило королевский двор обратить на него внимание. Может быть, были другие причины. Как бы то ни было, Васко оказался на службе у Жуана II и смог быстро выдвинуться.

Согласно хронике, еще в молодости юноша отличался твердым, решительным характером, изрядной долей вспыльчивости и властными повадками.

До путешествия в Индию

Португальцы и испанцы – народы, родственные по языку и культуре. Португалия постоянно соперничала с Испанией во всем, что касалось открытий и освоений новых земель и морских путей. Когда в свое время король Жуан II отказал , который предлагал организовать экспедицию для поиска западного пути в Азию, он, как видно, не мог предположить, что этот настойчивый генуэзец сможет добиться своей цели под флагом испанских королей. Но вот «Западная Индия» открыта, к ее берегам проложены маршруты, и между Европой и новыми землями систематически курсируют испанские каравеллы. Наследники Жуана II поняли, что следует торопиться с закреплением своих прав на Индию Восточную. И уже в 1497 г. снарядили экспедицию для разведки морского пути из Португалии в Индию – вокруг Африки.

Первое путешествие в Индию (1497-1499 гг.)

Начальником экспедиции по выбору короля Мануэла I назначили Васко да Гама (португальцы произносят «Вашку») – молодой придворный знатного происхождения, который пока не зарекомендовал себя ничем, кроме лихого захвата каравана французских торговых судов. И хотя королю предлагали кандидатуру такого известного мореплавателя, как Бартоломеу Диаш, который в 1488 г. первым обогнул Африку с юга, миновав открытый им мыс Доброй Надежды, предпочтение он отдал молодому аристократу с пиратскими наклонностями. На предложение Мануэла I возглавить экспедицию Васко да Гама отвечал: «Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни». Такого рода заверения в то время давались отнюдь не для «красного словца»…

Отплытие Васко да Гамы в Индию

Флотилия Васко да Гамы состояла из четырех кораблей. Это были два 150-ти тонных корабля – флагманский «Сан-Габриэл» (капитан Гонсалу Алеариш, опытный моряк) и «Сан-Рафаэл» (капитан Паулу да Гама, брат адмирала), а также легкая 70-ти тонная каравелла «Берриу» (капитан Николау Куэлью) и транспортное судно с припасами. Всего под командованием адмирала да Гамы было 168 человек, в том числе дюжина уголовников, специально освобожденных из тюрем – они могли понадобиться для выполнения наиболее опасных поручений. Главным штурманом назначили бывалого моряка Педру Аленкера, десятью годами раньше плававшего с Бартоломеу Диашем.

1497 год, 8 июля — флотилия вышла из гавани Лиссабона. Пройдя без приключений до Сьерра-Леоне, адмирал да Гама, обоснованно избегая противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, направился на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. На эти маневры ушло около 4-х месяцев, и только 1 ноября португальцы увидали на востоке землю, а спустя 3 дня вошли в широкую бухту, которую назвали Святая Елена.

Высадившись на берег, португальские моряки впервые увидали бушменов. Это – группа народов, представляющая из себя древнейшее население Южной и Восточной Африки. Бушмены в значительной степени отличаются от большинства негритянских племен Африканского континента – они низкорослые, цвет их кожи скорей смуглый, чем черный, а в лицах есть некоторое сходство с монголоидами. Эти жители кустарниковых зарослей бушей (отсюда и европейское название «бушмены» – «люди кустарника») имеют удивительные способности. Они могут в течении длительного времени находиться в пустыне без запасов воды, так как добывают ее способами, неизвестными другим народам.

Путешественники попытались наладить с бушменами «культурный обмен», предлагали им бусы, бубенцы и прочие безделушки, однако бушмены оказались «неплатежеспособными» – у них не было даже самой примитивной одежды, а их первобытные луки и стрелы не были нужны португальцам, которые были вооружены арбалетами и огнестрельными бомбардами. Кроме этого, из-за оскорбления, нанесенного бушмену каким-то хамоватым моряком, возникла конфликтная ситуация, в результате чего несколько моряков были ранены камнями и стрелами. Сколько «кустарниковых людей» европейцы поразили из арбалетов, осталось неизвестным. А потому как никаких признаков золота и жемчуга у бушменов не заметили, флотилия подняла якоря и отправилась дальше на юг.

Обогнув южную оконечность Африки, португальские корабли, двигаясь на северо-восток, в конце декабря 1497 г. подошли к высокому берегу, которому да Гама дал название Натал («Рождество»). 1498 год, 11 января — моряки высадились на берег, где увидали множество людей, резко отличавшихся от известных им африканских дикарей. Среди моряков нашелся переводчик с языка банту, и контакт двух разных цивилизаций установился. Негры встретили португальских моряков очень дружелюбно. Землю, которую Васко да Гама назвал «страной добрых людей», населяли крестьяне и ремесленники. Люди здесь обрабатывали землю и добывали руду, из которой выплавляли железо и цветные металлы, делали железные ножи и кинжалы, наконечники для стрел и копий, медные браслеты, ожерелья и другие украшения.

Двигаясь дальше на север, 25 января корабли вошли в широкий залив, куда впадало несколько рек. Общаясь с местными жителями, которые хорошо приняли португальцев, и заметив присутствие предметов явно индийского происхождения, адмирал сделал вывод, что флотилия подходит к Индии. Там довелось задержаться – суда нуждались в ремонте, а люди, многие из которых болели цингой, в лечении и отдыхе. Португальцы в течении целого месяца стояли в устье реки Кваквы, которая оказалась северным рукавом дельты Замбези.

Мозамбик и Момбаса

Васко да Гама в Индии

В конце концов флотилия, полностью готовая к плаванию, направилась на северо-восток и 2 марта достигла острова Мозамбик. Здесь заканчивались земли «диких» племен и начинался богатый мир, который контролировали арабо-мусульмане. До прибытия португальцев в их руках сосредотачивалась вся торговля в Индийском океане. Для общения с арабами необходимы были недюжинные дипломатические способности, которыми Гама, увы, не обладал. Именно с этого момента стали проявляться его горячность, недостаток такта и рассудительности, бессмысленная жестокость.

Поначалу шейх и жители Мозамбика отнеслись к португальским морякам терпимо. Они приняли их за мусульман, но были недовольны подарками, которые прибывшему на корабль шейху пытался вручить Васко. Это был никому не нужный хлам, а восточные правители привыкли к иному отношению. В скором времени стало известно, что люди с непривычных взорам арабов кораблей являются христианами. Напряжение возрастало, и 11 марта на португальцев напали. Атаку удалось отбить, но для решительного сражения у команды, значительно сократившейся после эпидемии цинги, не было сил. Пришлось спешно покидать негостеприимный берег.

7 апреля португальцы прибыли в Момбасу, но вскорости, не заходя в гавань, вынуждены были покинуть и ее, узнав о намерении момбасского короля захватить корабли и взять команду в плен (сведения были получены от заложников, которых пытали кипящим маслом). В восьми милях от гавани взбешенные португальцы захватили барку, груженную золотом, серебром и съестными припасами.

Малинди

14 апреля флот подошел к Малинде, богатому мусульманскому городу. Местный шейх враждовал с правителем Мозамбика и был рад заключить союз с Гамой. В ответ на знаки внимания со стороны правителя португалец отослал ему воистину «царский дар»: монашескую рясу, две нитки кораллов, три шляпы, тазики для омовения рук, бубенчики и два куска дешевой полосатой материи. В другой ситуации шейх, может быть, не стерпел бы такого неуважения, но сейчас он боялся непрошеных гостей и согласился дать искусного лоцмана, который был нужен для дальнейшего плавания. Им стал Ахмед ибн Маджида, носивший арабско-санскритское прозвище Малемо Кана – «ведущий по звездам». С его помощью в середине мая 1498 года экспедиция добралась до Малабарского берега. Суда бросили якоря близ крупнейшего индийского города Каликут (Кожикоде). Долгожданный морской путь в Индию был разведан.

Каликут (Индия)

Местный правитель, саморин, который был заинтересован в развитии торговли с любыми странами, в том числе и христианскими, принял посланца Гамы радушно. Но дальнейшее поведение Гамы накалило ситуацию.

28 мая командир португальцев в сопровождении 30-ти человек отправился на свидание с саморином. Португальцев поразила роскошная обстановка дворца, дорогие одежды царя и придворных. Тем не менее Васко, не ощущая разницы между племенными вождями Африки и саморином, собрался преподнести ему жалкие подарки: 12 кусков все той же полосатой грубой материи, несколько шапок и шляп, 4 нити из кораллов, тазики для мытья рук, ящик сахара, по два бочонка масла и меда.

Увидав это, один из царских сановников презрительно рассмеялся и заявил, что даже бедные купцы преподносят саморину более дорогие подарки. Царя надо одарить золотом, а такого рода предметов он попросту не примет. Случившийся казус быстро стал известен и во дворце, и в городе. Этим сразу же воспользовались мусульманские купцы, которые видели в португальцах опасных конкурентов. Они настроили против гостей и так уже оскорбленного саморина, убедив его в том, что в Каликут прибыли жестокие, кровавые пираты, благо, до них уже дошли слухи о событиях в Мозамбике и захвате арабского корабля.

На другой день правитель несколько часов продержал делегацию в приемной, а при свидании вел себя холодно. В результате Гаме не удалось получить разрешение на основание здесь португальской фактории. С трудом португальцы смогли обменять товары на пряности. А 5 октября мореплаватели, захватив шесть заложников, чтобы показать их своему королю, покинули индийские воды.

Возвращение домой

Открытие морского пути в Индию

Уже знакомым путем к сентябрю 1499 года они смогли добраться до родного порта, потеряв два корабля и 105 из 160 человек команды. Среди умерших был и единственный горячо любимый Васко человек, его брат Паулу. Он умер от чахотки. Герой индийского плавания чрезвычайно тяжело переживал эту потерю. Некоторые из историков сообщают, что он на протяжении 9-ти дней в полном одиночестве предавался скорби и не желал никого видеть.

К сожалению, многие из документов, освещающие события после приезда Гамы в Португалию, погибли при страшном лиссабонском землетрясении 1755 года. Однако можно не сомневаться, что и король, и сограждане встречали путешественников с великим почетом и ликованием. В честь эпохального события отчеканили золотую монету, получившую название «португеш», стоимостью в 10 крузаду.

Васко да Гама в одночасье стал национальным героем, причем вполне заслуженно. Именно благодаря его воле, энергии и напористости экспедиция смогла выполнить все возложенные на нее задачи и вернуться обратно. Команда любила, но и панически боялась неистового и жестокого предводителя. Его нахмуренные брови ввергали в панику матросов, чьими действиями он был недоволен. А ведь это были отчаянные люди, всю жизнь проведшие в морских походах. Король осыпал героя индийского похода наградами. Во владение ему был передан г.Синиш, предоставлены льготы на торговлю с Индией. Ему и его потомкам был дарован титул дона и назначена пенсия. Он стал официально зваться «адмиралом Индийского океана». Однако сам путешественник, будучи алчным и жадным, остался недовольным.

О периоде жизни Гамы между первым и вторым путешествиями известны только отдельные факты. К примеру то, что в это время он женился на донне Катарине ди Атайди. От этого брака у него было шесть сыновей – Франсишку, Иштеван, Педру, Паулу, Криштован, Алвароу, – а также дочь Изабелла.

Второе путешествие в Индию (1502-1503 гг.)

На следующий год по этому же пути направилась экспедиция Педру Алвариша Кабрала. Прошло несколько лет, и король Мануэль, не удовлетворившись индийскими экспедициями Кабрала и Жуана да Нова, решил отправить в Индию большой флот. Командовать им поручили Васко да Гаме.

Флот состоял из 10-ти кораблей. Еще 10-ю, входящими в 2 вспомогательных флота, командовали близкие родственники адмирала. На этот раз экспедиция носила абсолютно иной характер. Вероятно, пиратский опыт близ Момбасы не прошел даром. По приказу короля надлежало силой брать товары, если их невозможно было получить мирным путем. Пряности необходимо было оплачивать золотом и серебром, которых Португалия, как и любая другая из европейских стран, в те времена не имела в достаточном для этого количестве. Это было началом португальской колониальной экспансии.

Во время пиратского рейда флотилия принудила правителей Мозамбика и Килвы уплатить дань, сожгла и разграбила купеческие корабли, уничтожила арабский флот и г.Каликут, заставила города западного индийского побережья признать верховную власть португальцев и выплачивать дань.

Среди в особенности кровавых злодеяний Гамы – захват каликутского судна, на котором было 380 пассажиров. Гама отдал приказ всех их запереть в трюме и сжег корабль вместе с пленниками. Когда судно загорелось, несчастные смогли вырваться на палубу. Мужчины топорами сбили пламя, а женщины с детьми на руках знаками умоляли пощадить малышей и предлагали свои золотые украшения. Адмирал был непоколебим. Он велел взять корабль на абордаж и вновь поджечь его. Потом флагманский корабль, как коршун, следовал за погибающим судном, не давая никому спастись, а Гама с каменным лицом наблюдал за душераздирающими сценами, происходящими на борту корабля-жертвы.

Не менее ужасающими были события, которые развернулись, когда флот подошел к Каликуту. Здесь множество рыбачьих лодок подплыло к кораблям. Адмирал велел схватить около 30-ти рыбаков. Их тут же повесили на реях. Ночью тела сняли. У трупов отрезали руки, ноги и головы, бросили их в лодку, а туловища выбросили за борт. В скором времени их прибило к берегу. Страшное содержимое лодки вывалили на берегу, а к куче прикрепили записку на арабском языке. В ней было написано, что еще более ужасная судьба постигнет весь город, если тот окажет сопротивление. Такого рода действия адмирал совершал не в порыве гнева, а с обдуманной и холодной жестокостью.

Экспедиция принесла колоссальную прибыль. Васко да Гама получил титул графа Видигейры, а в 1524 году был назначен вице-королем Индии.

Третья экспедиция в Индию и смерть (1524 год)

Новый наместник направился в Индию во главе крупной эскадры из 16-ти судов. В полностью завоеванном Кочине Васко да Гама основал административный центр. Но он не успел проявить свои административные способности, так как в том же году 24 декабря скончался в Кочине. Его тело было доставлено в Португалию и с честью похоронено в Видигейре.

Португалия высоко оценила деяния Васко да Гамы. Спустя 50 лет после его смерти поэт Луиш ди Камоэнс воспел их в эпической поэме «Луизиады». В литературе XVI века он представлен как смелый руководитель и бесстрашный администратор. На взгляд же современного человека, как пишет историк Дж. Бейкер, «он был жесток и упрям. Он не останавливался перед тем, чтобы обливать допрашиваемых заложников кипящим маслом; не стеснялся бросить в открытое море на произвол стихий триста мертвых и умирающих людей с их женами и детьми; по его приказанию непослушных португальских женщин гнали розгами по улицам одного из индийских городов.

В то же время он братски делил все трудности и лишения с экипажем и однажды во время землетрясения мужественным обращением к своим людям предотвратил панику. Если как вице-король он и проявил себя жестоким, то поразил как индийцев, так и португальцев тем, что наотрез отказался принимать какие-то подарки и ревниво следил за тем, чтобы его уважали».

Результаты же главного открытия Васко да Гамы были огромны – как с научной, так и с политической и экономической точек зрения. Благодаря ему стали окончательно известны очертания Африки. Индийский океан, до того считавшийся внутренним морем, был переведен в разряд океанов.
Пряности теперь начали попадать в Европу без посредников. Кончилось продолжавшееся веками господство арабов в торговле на Ближнем Востоке. Пришли в упадок процветавшие до того времени Венеция и Генуя. Началось превращение Португалии в одну из главных колониальных держав XVI века.

П

осле открытия испанскими экспедициями Колумба «Западной Индии» португальцам нужно было спешить, чтобы закрепить за собой «права» на Восточную Индию. В 1497 г. была снаряжена эскадра для разведки морского пути из Португалии - вокруг Африки - в Индию. Подозрительные португальские короли остерегались прославленных мореплавателей. Поэтому начальником новой экспедиции стал не Бартоломеу Диаш , а молодой, ничем ранее себя не проявивший придворный знатного происхождения Васко (Башку) да Гама , на которого, по невыясненным причинам, пал выбор короля Мануэла I . В распоряжение Гамы он предоставил три судна: два тяжелых корабля, 100–120 т (т. е. 200–240 метрических т) каждое,- «Сан-Габриэл», на котором Васко поднял адмиральский флаг (капитан Гонсалу Алвариш , опытный моряк), и «Сан-Рафаэл», капитаном которого был назначен по просьбе Васко его старший брат Паулу да Гама , также ничем себя ранее не проявивший, и легкое быстроходное судно «Берриу» в 50 т (капитан Николау Куэлью ). Кроме того, флотилию сопровождало транспортное судно с припасами. Главным штурманом шел выдающийся моряк Перу Аленкер , плававший раньше в той же должности с Б. Диашем. Экипаж всех судов достигал 140–170 человек, сюда входили 10–12 уголовных преступников: Гама выпросил их у короля, чтобы использовать для опасных поручений.

8 июля 1497 г. флотилия вышла из Лиссабона и прошла, вероятно, до Сьерра-Леоне. Оттуда Гама по совету бывалых мореходов, чтобы избежать противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. Более точных данных о пути Гамы в Атлантике нет, а предположения, будто он подходил к берегу Бразилии, основаны на маршрутах позднейших мореплавателей, начиная с Кабрала. После почти четырех месяцев плавания 1 ноября португальцы усмотрели на востоке землю, а через три дня вошли в широкую бухту, которой дали имя Св. Елены (Сент-Хелина, 32° 40" ю. ш.), и открыли устье р. Сантьягу (теперь Грейт-Берг). Высадившись на берег, они увидели двух почти нагих низкорослых мужчин (бушменов) с кожей «цвета сухих листьев», выкуривавших из гнезд диких пчел. Одного удалось захватить. Гама приказал накормить и одеть его, дал ему несколько ниток бус и бубенцы и отпустил. На следующий день пришли десятка полтора бушменов, с которыми Гама поступил так же, через два дня - около полусотни. За безделушки они отдавали все, что было при них, но эти вещи не представляли никакой ценности в глазах португальцев. Когда же бушменам показывали золото, жемчуг и пряности, они не проявляли к ним никакого интереса и не видно было по их жестам, что у них имеются такие вещи. Эта «идиллия» закончилась стычкой по вине матроса, чем-то обидевшего бушменов. Три-четыре португальца были ранены камнями и стрелами. Гама же применил против «врагов» арбалеты. Неизвестно, сколько туземцев при этом было убито и ранено. Обогнув южную оконечность Африки, португальцы стали на якорь в той «Гавани пастухов», где Бартоломеу Диаш убил готтентота. На этот раз моряки вели себя мирно, открыли «немой торг» и за красные шапки и бубенцы получили от пастухов быка и браслеты из слоновой кости.

концу декабря 1497 г. к религиозному празднику рождества, португальские суда, шедшие на северо-восток, находились приблизительно у 31° ю. ш. против высокого берега, который Гама назвал Натал («Рождество»). 11 января 1498 г. флотилия остановилась в устье какой-то реки. Когда моряки высадились на берег, к ним подошла толпа людей, резко отличавшихся от тех, которых они встречали на побережье Африки. Моряк, живший раньше в стране Конго и говоривший на местном языке банту, обратился с речью к подошедшим, и те его поняли (все языки семьи банту сходны). Страна была густо населена земледельцами, обрабатывавшими железо и цветные металлы: моряки видели у них железные наконечники на стрелах и копьях, кинжалы, медные браслеты и другие украшения. Португальцев они встретили очень дружелюбно, и Гама назвал эту землю «страной добрых людей».

Продвигаясь на север, суда 25 января вошли в лиман у 18° ю. ш., куда впадало несколько рек. Жители и здесь хорошо приняли чужеземцев. На берегу появились два вождя, носившие шелковые головные уборы. Они навязывали морякам набивные ткани с узорами, а сопровождавший их африканец сообщил, что он - пришелец и видел уже корабли, похожие на португальские. Его рассказ и наличие товаров, несомненно азиатского происхождения, убедили Гаму в том, что он приближается к Индии. Он назвал лиман «рекой добрых предзнаменований» и поставил на берегу падран - каменный гербовый столб с надписями, который ставился с 80-х гг. XV в. португальцами на африканском побережье в важнейших пунктах. С запада в лиман впадает Кваква - северный рукав дельты Замбези. В связи с этим обычно не совсем правильно говорят, что Гама открыл устье Замбези, и переносят на низовье реки название, которое он дал лиману. Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. Они болели цингой, и смертность была велика. 24 февраля флотилия вышла из лимана. Держась подальше от берега, окаймленного цепью островков, и останавливаясь но ночам, чтобы не сесть на мель, она через пять дней достигла у 15° ю. ш. порта Мозамбик. Арабские одномачтовые суда (доу) ежегодно посещали порт и вывозили оттуда главным образом рабов, золото, слоновую кость и амбру. Через местного шейха (правителя) Гама нанял в Мозамбике двух лоцманов. Но арабские торговцы угадали в пришельцах опасных конкурентов, и дружелюбные отношения вскоре сменились враждебными. Воду, например, можно было забирать только после того, как «противника» рассеивали пушечными выстрелами, а когда часть жителей бежала, португальцы захватили несколько лодок с их имуществом и по распоряжению Гамы разделили его между собой как военную добычу.

Путь Васко да Гаммы, 1497-1499 гг.

1 апреля флотилия ушла из Мозамбика на север. Не доверяя арабским лоцманам, Гама захватил у берега небольшое парусное судно и пытал старика, его хозяина, чтобы получить сведения, нужные для дальнейшего плавания. Через неделю флотилия подошла к портовому г. Момбаса (4° ю. ш.), где тогда правил могущественный шейх. Сам крупный работорговец, он, вероятно, почувствовал в португальцах соперников, но сначала хорошо принял чужеземцев. На следующий день, когда суда входили в гавань, арабы, бывшие на борту, в том числе оба лоцмана, спрыгнули в близко подошедшее доу и бежали. Ночью Гама приказал пытать двух пленников, захваченных у Мозамбика, чтобы выведать у них о «заговоре в Момбасе». Им связали руки и лили на голое тело кипящую смесь масла и дегтя. Несчастные, конечно, сознались в «заговоре», но, так как они, естественно, не могли сообщить никаких подробностей, пытка продолжалась. Один пленник со связанными руками вырвался из рук палачей, кинулся в воду и утонул. Выйдя из Момбасы, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди (3° ю. ш.).

Ахмед Ибн Маджид и путь через Аравийское море

М

естный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ахмеда Ибн Маджида , который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая.

Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно гора Дели (у 12° с. ш.). Тогда лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против г. Каликут (ныне Кожикоде).

тром флотилию посетили чиновники саморина - местного правителя. Гама отправил с ними на берег преступника, знавшего немного арабский язык. По рассказу посланца, его отвели к двум арабам, заговорившим с ним по-итальянски и по-кастильски. Первый вопрос, который ему задали, был: «Какой дьявол принес тебя сюда?» Посланец ответил, что в Каликут пришли португальцы «искать христиан и пряности». Один из арабов проводил посланца обратно, поздравил Гаму с прибытием и закончил словами: «Благодарите бога, что он привел вас в такую богатую страну». Араб предложил Гаме свои услуги и действительно был ему очень полезен. Арабы, очень многочисленные в Каликуте (в их руках была почти вся внешняя торговля с Южной Индией), настроили саморина против португальцев; к тому же в Лиссабоне не догадались снабдить Гаму ценными подарками или золотом для подкупа местных властей. После того как Гама лично вручил саморину письма от короля, он и его свита были задержаны. Выпустили их только через день, когда португальцы выгрузили на берег часть своих товаров. Однако в дальнейшем саморин держался вполне нейтрально и не препятствовал торговле, но мусульмане не покупали португальских товаров, указывая на их низкое качество, а бедняки индийцы платили гораздо меньше, чем рассчитывали получить португальцы. Все же удалось купить или получить в обмен гвоздику, корицу и драгоценные камни - всего понемногу.

Так прошло более двух месяцев. 9 августа Гама послал саморину подарки (янтарь, кораллы и т. д.) и сообщил, что собирается уходить и просит отправить с ним представителя с подарками королю - с бахаром (более двух центнеров) корицы, бахаром гвоздики и образцами других пряностей. Саморин потребовал внести 600 шерафинов (около 1800 золотых рублей) таможенных сборов, а пока отдал приказ задержать товары на складе и запретил жителям перевозить оставшихся на берегу португальцев на суда. Однако индийские лодки, как и раньше, подходили к кораблям, любопытные горожане осматривали их, а Гама очень любезно принимал гостей. Однажды, узнав, что среди посетителей есть знатные лица, он арестовал несколько человек и известил саморина, что освободит их, когда на суда пришлют португальцев, оставшихся на берегу, и задержанные товары. Через неделю, после того как Гама пригрозил казнить заложников, португальцев доставили на корабли. Гама освободил часть арестованных, обещая отпустить остальных после возвращения всех товаров. Агенты саморина медлили, и 29 августа Гама оставил Каликут со знатными заложниками на борту.

уда медленно продвигались на север вдоль индийского берега из-за слабых переменных ветров. 20 сентября португальцы стали на якорь у о. Анджидив (14°45" с. ш.), где отремонтировали свои корабли. Во время ремонта к острову подходили пираты, но Гама обратил их в бегство пушечными выстрелами. Оставив Анджидив в начале октября, флотилия почти три месяца лавировала или стояла без движения, пока, наконец, не подул попутный ветер. В январе 1499 г. португальцы достигли Малинди. Шейх снабдил флотилию свежими припасами, по настойчивой просьбе Гамы послал подарок королю (бивень слона) и установил у себя падран. В районе Момбасы Гама сжег «Сан-Рафаэл»: сильно сократившаяся команда, в которой много людей болело, была не в состоянии управлять тремя кораблями. 1 февраля он дошел до Мозамбика. Понадобилось затем семь недель на переход до мыса Доброй Надежды и еще четыре - до о-вов Зеленого Мыса. Здесь «Сан-Габриэл» разлучился с «Берриу», который под командой Н. Куэлью 10 июля 1499 г. первым прибыл в Лиссабон.

Васка да Гамма

Паулу да Гама был смертельно болен. Васко, очень привязанный к нему (единственная человеческая черта его характера), хотел, чтобы брат умер на родной земле. Он перешел у о. Сантьягу с «Сан-Габриэла» на нанятую им быстроходную каравеллу и пошел к Азорским о-вам, где Паулу умер. Похоронив его, Васко к концу августа прибыл в Лиссабон. Из четырех его судов вернулось только два,Неизвестно, где и при каких условиях брошено или погибло транспортное судно, не выяснена и судьба его экипажа. из команды - менее половины (по одной версии - 55 человек) и среди них моряк Жуан да Лижбоа , принимавший участие в плавании, вероятно, в качестве штурмана. Позже он многократно водил португальские корабли в Индию и составил описание маршрута, включающее характеристику берегов Африки - не только крупных заливов и бухт, но устьев рек, мысов и даже отдельных заметных пунктов побережья. Этот труд по детальности превзойден лишь в середине XIX в. «Африканской лоцией» британского Адмиралтейства.

Экспедиция Гамы не была убыточной для короны, несмотря, на потерю двух судов: в Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков, немалый доход принесли пиратские операции Гамы в Аравийском море. Но, конечно, не это вызвало ликование в Лиссабоне среди правящих кругов. Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с Индией при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869 г.) основная коммерция Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан - мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с Южной и Восточной Азией и удерживала ее 90 лет - до разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.).

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar

Васко да Гама был мореплавателем, который открыл путь в Индию. Он родился в 1469 году в небольшом португальском городе Синиш, но о его ранних годах существует не очень много информации. Он получил неплохие знания в математике, астрономии и навигации. Его отец был моряком. Васко был с ранних лет привязан к морю и часто участвовал в сражениях на воде. Его жизнь была насыщенной, и в своём докладе я расскажу о биографии известного первооткрывателя.

Первая поездка

Правительство Португалии решило всерьез заняться налаживанием торгового сообщения с Индией, но для этого было необходимо найти туда морской путь. Колумб уже пробовал отыскать его, но его открытие оказалось ложным. Индией для Колумба ошибочно стала Бразилия.

Васко да Гама отправился на поиски пути в Индию с командой на четырёх кораблях.

Сначала его корабли отнесло течением к Бразилии, однако Васко не повторил ошибки и нашёл верный курс.

Экспедиция заняла много времени. Корабли были в пути несколько месяцев. Судна пересекли экватор. Они шли по направлению к южному полюсу вдоль берегов Африки и обогнули её через мыс Доброй Надежды.

Оказавшись в водах Индийского океана, корабли, спустя некоторое время, сделали остановку в африканской стране Мозамбике. Здесь Васко решил взять с собой проводника. Им стал арабский путешественник, который хорошо ориентировался в близлежащих водах и территориях. Он-то и помог экспедиции закончить путешествие и привел её прямо к полуострову Индостан. Капитан остановил корабли в Каликут (сейчас он называется Кожикоде).

Сначала мореплавателей встретили с почётом и приняли ко двору. Васко да Гама договорился с правителями о налаживании торговли в их городе. Но другие торговцы, приближённые ко двору заявили, что не испытывают доверия к португальцам. Товары, привезённые экспедицией, продавались очень плохо. Это привело к возникновению споров между моряками и правительством города. В итоге корабли Васко отплыли обратно на родину.

Дорога домой

Обратный путь оказался трудным для всего экипажа. Морякам пришлось несколько раз сражаться с пиратами, защищая себя и товар. Они везли домой пряности, медь, ртуть, драгоценности, янтарь. Многие люди из корабельных команд начали болеть и умирали. Потребовалось сделать небольшую остановку в Малинди, портовом городе, расположенном в Кении. Путешественники смогли отдохнуть и набраться сил. Да Гама был очень благодарен местному шейху, который тепло принял их и оказал помощь. Дорога домой заняла более 8 месяцев. За это время была потеряна часть команды и одно судно. Его решили сжечь его, потому что оставшиеся моряки не справлялась с управлением и просто пересели на другие корабли.

Несмотря на то, что торговля не задалась, экспедиция окупила себя выручкой, полученной в Индии. Поездка считалась успешной, за что руководитель экспедиции получил почётный титул и денежную награду.

Открытие морского пути в Индию предоставило возможность постоянно отправлять туда суда с товарами, чем и стали регулярно заниматься португальцы.

Последующие визиты в Индию

Спустя некоторое время португальские власти решили отправить в Индию несколько кораблей, чтобы подчинить себе страну. В составе команды был и Васко да Гама. Португальцы напали на несколько индийских городов на берегу океана: Онор, Мири и Каликут. Такую реакцию повлекло несогласие властей Каликута на создание фактории. Факториями назывались торговые поселения, основанные иностранными торговцами в каком-либо городе. Команда жестоко обошлась с местными жителями и захватила большую добычу.

В третий раз Васко отправился в Индию, чтобы разобраться с администрацией португальских колоний в Африке и Индии. Были подозрения, что управляющий состав злоупотреблял своим положением. Но эта поездка оказалась менее удачной для мореплавателя. Он заболел малярией и умер. Его тело было привезено на родину. Он похоронен в Лиссабоне.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх