Роль партий в политической системе общества. Государство как политическая организация в обществе. Общие отличительные признаки политических партий

Составной частью, элементом политической системы общества являются и политические партии.

Термин "партия" происходит от латинского слова "pars" – часть. Политические партии представляют собой часть общества, но наиболее активную и организованную. Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы социальных групп, классов, реализующая эти интересы через завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Первые политические партии появились в XVI в., после буржуазной революции в Голландии, и были связаны с борьбой за власть. Затем – в середине XVII в., в Англии, в период английской буржуазной революции. Эти партии уже имели программные документы. В период французской революции конца XVIII в. партийная борьба (монархисты, жирондисты, якобинцы и др.) положила начало новому политическому явлению – формированию центра, левого и правого крыла. В конце XVIII начале XIX вв. появляются первые политические партии (федералисты и республиканцы) в США, а к 30-м годам XIX в. там формируется двухпартийная система, составившая впоследствии основу буржуазной демократии в этой стране. Итак, появление политических партий в Европе и Америке было связано с развитием буржуазных отношений, формированием классов буржуазного общества, со становлением буржуазной демократии, с усложнением задач управления экономикой и т.д. В конституциях государств статьи о партиях появились лишь в XX в.

Партии отражают общегрупповые интересы и цели разных слоев населения (социальных и национальных, религиозных и т.д.) Через партии люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращение за поддержкой в решении тех или иных политических проблем. Партия выступает как бы посредником между государством и обществом. Главным отличием политических партий от общественных организаций является их четкая нацеленность на политическую деятельность.

Политическим партиям присуща организационная структура, которая отражается в уставе партии, членстве, внутрипартийных отношениях, политическом лидерстве, в наличии программных документов, где закрепляются идейно-политические и организационные основы партии, определенная идеология. Каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. В этом существенную роль для политического веса и влияния партий играют находящиеся вне ее партийный электорат (те, кто голосует за нее на выборах) и меценаты (те, кто оказывает ей финансовую поддержку). Однако политическая партия не всегда получает поддержку социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы данной группы могут представлять и другие партии, особенно сегодня, в связи с углублением демократических процессов в обществе. Современные политические партии, как правило, пытаются быть выразителями интересов большинства общества, а не меньшинства – одной только социальной группы. Они стремятся сочетать социально-групповые интересы в политике с общенациональными, с общечеловеческими.

Из главной цели политических партий – борьбы за власть – вытекают и функции партий: 1) создание программы, формирование идеологии партии; 2) формирование общественного мнения для идеологической поддержки партии; 3) борьба за участие в осуществлении от самого верхнего уровня (скажем, федерального) до местного самоуправления; определение форм, средств, методов этой борьбы; 4) взаимодействие партии с государственными и общественными организациями и движениями; 5) подготовка и проведение избирательных кампаний в высшие и местные органы власти, выдвижение в них своих кадров, организация контроля за их деятельностью.

Партии очень многообразны и различны, поэтому их принято классифицировать.

Существует много критериев классификации политических партий: 1) по социальному признаку; 2) по организационной структуре и характеру членства; 3) по месту в системе власти; 4) по идейным установкам, способам и формам действия и т.д.

Выделим лишь некоторые группы партий.

Консервативные партии стремятся к сохранению традиций, норм. Они доказали свою основательность, они – против непродуманных социальных преобразований, ратуют за нравственные устои и обычаи. Либеральные и социал-демократические партии относятся к реформистским партиям, которые учитывают изменения, происходящие в обществе, стремятся к постепенному позитивному изменению общественного строя путем реформ. Коммунистические партии в ряде стран бывшего социального лагеря (КНДР, Куба) стоят и сегодня на революционных позициях. Есть еще экстремистские партии, цель которых насильственное ниспровержение существующих порядков (фашистские, ультралевые). Харизматическо-вождистские партии объединяют своих членов не столько во имя идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя (КНДР – Ким Ир Сен, Китай – Мао-Цзе-Дун, СССР – Сталин и др.)

Политологами выделяются партии демократической и тоталитарной направленности по таким признакам как отношение партии к политической жизни общества, характер внутрипартийных отношений и т.д. Демократическими являются партии, конкурирующие с другими партиями, стремящиеся учитывать взгляды большинства общества, опирающиеся на правовые нормы, широкий плюрализм и т.д. Тоталитарные партии еще называются монополистическими, т.к., находясь у власти, они стремятся подчинить своим интересам все слои общества, законы подчинить партийным целям. Во внутренней жизни для них характерна жесткая дисциплина, централизм, отсутствие фракций и др.

Политология классифицирует партии на четыре типа: 1) парламентские (борьба за власть опирается на законные методы, стремление объединить различные группы общества с общей целью); 2) радикально-оппозиционные (выступают за насильственное изменение существующих порядков разными методами, под крайними лозунгами); 3) авангардные (партии авторитарных режимов, удерживающие в своих руках всю политику, допускающие "послушную" оппозицию); 4) монопольно-государственные (партии тоталитарных режимов, выступают за контроль над всеми сторонами жизни общества и личности, не допускают инакомыслия, партийный аппарат подменяет собой государство и т.д.)

Существуют различные политические системы – однопартийные и многопартийные.

Однопартийная система – неустойчива, препятствует разделению властей. Отсутствие конкурирующей партии делает правящую партию "самодержавной". Любая оппозиция считается преступлением против режима. Не существует идейного и политического плюрализма, партийный аппарат подменяет собой государство, что усиливает бюрократизацию общества. Существует при тоталитарных режимах.

Многопартийная система – основа демократического общества: сдерживает бюрократизацию; заставляет правительство действовать эффективно; позволяет исключить монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действия.

Множество партий еще не критерий демократизма, т.к. небольшие партии не в состоянии конкурировать с более крупными по характеру и возможностям действия на массы. Многопартийная система – это процесс длительного развития общества, она должна созреть. В государствах развитой демократии законы предусматривают преимущественное положение крупных, влиятельных партий, т.к. парламентский анархизм может оказать негативное воздействие на демократию.

В отличие от западных стран, где длительное время укреплялись демократические традиции, в том числе и многопартийность, в России политические партии возникают в конце XIX начале XX вв., что, конечно, было связано с господством самодержавия, слабостью либерально-демократических традиций и т.д. После Октябрьской революции в России складывается тоталитарная система, устранившая все политические партии, кроме партии большевиков (РКП(б)). В результате в стране сложилась однопартийная система, где партия выступала в роли главного элемента государственного аппарата.

Демократизация российского общества, начавшаяся после 1985 г. привела к возникновению множества партий, часть из которых малочисленны, недостаточно организованы, не оформлены программно. Особенностью современного развития многопартийной системы в России является то, что создающиеся партии не опираются на определенные слои общества, чьи бы интересы они выражали. Процесс образования партий начался раньше, чем процесс образования, складывания социальных групп нового общества в России. Это и предопределяет неустойчивость, нестабильность современного партийного движения в стране. Незрелость социальной структуры общества, слабость "среднего класса", незрелость политического сознания народа, недостаток политического опыта как масс, так и лидеров, слабость политических знаний – всё это факторы, которые затрудняют процесс партийного строительства в обществе, его стабилизации и четкой демократической направленности. Конечно, в перспективе, в процессе демократизации общества произойдет и кристаллизация партийной системы, в результате чего останутся лишь те партии, которые будут иметь глубокие социальные корни.

Характер и типология партийных систем в каждой стране напрямую связана с типом избирательной системы.

Наиболее распространенными избирательными системами являются: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная.

При мажоритарной системе избранным на выборах считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос – система абсолютного большинства), или кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности (система относительного большинства).

Мажоритарная система применяется в Англии, США, Франции. Японии, она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на большинство в парламенте.

При пропорциональной системе выборы проводятся по партийным спискам, создаются большие по численности избирательные округа. Число поданных голосов делится на количество депутатских мест, в результате чего определяется избирательная квота. Каждая партия получает столько мест, сколько раз избирательная квота одного депутата уложится в число поданных за нее голосов. Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии. Италии, Финляндии, Германии и других странах.

В ряде стран законом предусмотрен процентный барьер, преодолев который партия может быть представлена в парламенте (в Германии – 5% голосов, в Швеции – 4%, в России – 5%).

Обе избирательные системы отдают приоритет влиятельным партиям, помогают преодолевать элемент случайности в политике, не допускают, чтобы на исход выборов решающее влияние оказали деклассированные слои.

В России сегодня действует смешанная мажоритарно- пропорциональная избирательная система. Половина депутатов Госдумы (225 человек) избирается по мажоритарной системе (1 депутат от округа); вторая половина (225 человек) – по пропорциональной системе – по партийным спискам, и количество депутатов от партий соответствует проценту набранных ими голосов. Кроме того, избирательное законодательство предусматривает количественные параметры, при которых выборы считаются состоявшимися (необходима явка избирателей от 25 до 50%).

Об­щества, политические партии выполняют в ней ряд важных функций. Их можно классифицировать как функции, характеризующие связь партии с социальной группой и по отношению к политической систе­ме общества, и ее отдельным институтам:

1. Функция представительства интересов. Это исходная функция, которая характеризует связь партии с определенными социальными интересами и отражает ее самую существенную черту - связь с опре­деленной социальной группой (классом). При этом следует учитывать социальную базу и социальный состав партии, ее роль в обществе, организационное построение, идеологию, программу, стратегические цели и задачи, практическую деятельность.

2. Функция социальной интеграции. Ее основная задача и цель - смягчить классовые и иные социальные противоречия, стремясь ин­тегрировать различные социальные группы, классы, слои в орбиту правящего класса и существующей политической системы.

3. Функция политической социализации или, как ее называют иначе, функция оказания помощи в передаче традиций от одного поколения к другому, воспитательной деятельности. Главное в реализации этой функции - воспитание масс в духе основных идей, лежащих в основе программных документов партии.

4. Идеологическая функция партий . В данном случае партии высту­пают как защитники интересов социальной группы. Эта функция вы­ражается в том, что партии выступают инициаторами разработки и непосредственными создателями той или иной социально - политической теории; приспосабливают и уточняют другие общест­венные концепции; занимаются широкой пропагандой различных по­литических доктрин; ведут в различных формах идейную борьбу с другими партиями и общественными организациями; участвуют в формировании общественного мнения.

5. Борьба за власть для реализации своих классовых интересов и це­лей. Отсюда главная задача партий сводится к тому, как победить на выборах и сформировать новое правительство;

6. Кадровая функция партии (или функция политического рекрути­рования). Под этой функцией понимается подбор и выдвижение кад­ров, как для самой партии, так и для других , в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства. Партии в со­временных условиях выступают в качестве основных поставщиков кадров для формирования всей политической элиты. Когда между го­сударством и народом уже утвердилось промежуточное звено в виде политических партий, добиться избрания в органы власти иначе как через них практически невозможно. Избиратели зачастую отдают предпочтение не тому или иному кандидату, а определенной полити­ческой партии,

7. Функция разработки и осуществления политического курса. Она осуществляется на основе программных целей и задач партии с учетом их конкретизации в зависимости от сложившихся условий.

8. Участие партии в образовании политической системы общества. Оказание влияния на выработку принципов и методов се функциони­рования, участие в формировании государственных органов, опреде­ленная поддержка общественных организаций и т. д.

Группа функций внутреннего порядка не имеет существенною зна­чения для политической науки и относится к проблемам внутрипар­тийной жизни и партийного строительства. Они регламентируют внутреннюю жизнь самих партии. Эти функции изучаются специаль­ной дисциплиной пиртологией, основоположниками которой считают М. Осгрогорското, Дж. Брайса, Р. Михельса.


В политической сфере носителями политической деятельности и политических отношений являются различные организации, а в первую очередь политические партии . Политическая партия - это организация, объединяющая на добровольной основе самых активных представителей тех или иных классов, социальных слоев и групп. Основным назначением партии является политическое просвещение масс и предоставления целенаправленного и организованного характера действиям этих масс для защиты собственных интересов. Как показывает историческая практика, политические партии во всех странах создавались как инструмент борьбы за власть и перенос интересов различных идейно-политических течений в реальную политику государства. Отсюда вытекает и главная цель их деятельности - защита социально-политических интересов определенных групп населения. Именно ради реализации этих интересов и ведется борьба за завоевание и удержание власти.

Политические партии, как правило, имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более-менее разветвленную организационную структуру, они возлагают на своих членов определенные обязанности и устанавливают нормы поведения. Это дает возможность партиям стать мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни. В тех обществах, где существует развитая система политических партий, деятельность которых базируется на правовых нормах, господствует и политическая стабильность. Общество при таких условиях способно цивилизованно решать все политические проблемы, которые возникают, используя для этого различные средства, не боясь ни кризиса, ни анархии.

Вот почему ошибочными являются утверждения некоторых политиков о том, что партии в современных условиях не нужны, поскольку им на смену, мол, приходят «широкие социальные движения». Вот как, например, высказался по этому поводу лидер Ливии М. Каддафи: «партия - это современная диктатура, это власть части над целым, обесценивание демократии». «принадлежность к партиям - это предательство. Причем количество партий не меняет сути дела» . Попытка противопоставить политические партии «широким социальным движениям», как это делает практически М. Каддафи, выливается в господства жестокого тоталитарного режима, в котором нет не только политических партий, но и самой демократии.

Процесс становления политических партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества создает реальные возможности привлечения к политике все более широких слоев населения. Эффективность функционирования партий определяет возможность их реального влияния на политическую власть в государстве.

Известный немецкий политолог М. Вебер выделял три периода в развитии партий как субъектов политической деятельности: в XVI-XVII вв. в Европе - это аристократические группы, объединявших небольшое количество представителей политической элиты; в XVIII-XIX вв. - это уже политические клубы, которые ориентировались на привлечение к активной политической деятельности людей, влиятельных не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни; в XIX-ХХ вв. формируются современные массовые партии.

Содержание и сущность партий раскрывается через их классификацию. В основу классификации политических партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологическое лицо, принципы организации и др. Исходя из природы социальной базы, можно выделить партии, выражающие интересы: 1) отдельных классов (буржуазные, пролетарские, крестьянские и т.п.); 2) отдельных социальных слоев и групп (интеллигенции, мелкой буржуазии); 3) нескольких классов и социальных групп (политические партии, которые возникают на основе национально-освободительных движений). С идеологической точки зрения различают: 1) идейно-политические или мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются определенными идеологическими принципами; 2) прагматичные или партии избирательной кампании, которые не имеют определенных идеологических программ и берут себе за цель мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. В свою очередь, среди идейно-политических партий можно выделить консервативные, что пытаются сохранить существующий строй, допуская лишь незначительные изменения; реформистские, что ориентируются на значительные преобразования существующего строя, но при условии сохранения его засадних принципов; революционные, что отрицают существующий строй и ставят себе за цель его полную замену другим; реакционные, что ориентируются на частичное или полное возвращение к старому укладу.

По принципам организации различают:

1) кадровые партии, объединяющие небольшое количество профессиональных политиков и опираются на финансовую поддержку привилегированных слоев общества;

2) массовые партии, ориентирующиеся на привлечение в свои ряды как можно большего количества членов с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности;

3) партии, основанные на четких, формально определенных принципах членства (устав, формы и условия вступления в партии, партийная дисциплина и т.п.);

4) партии, в которых нет института официального членства, а принадлежность к партии оказывается, например, через голосование за ее кандидатов на выборах;

5) парламентские партии . Основные функции последних имеют много общего со всеми другими. Однако деятельность парламентских партий более разнообразна и охватывает все аспекты парламентской деятельности: разработку стратегии и тактики избирательных кампаний и программ, осуществлению которых они будут способствовать в органах власти; зондаж общественного мнения относительно ситуации в различных регионах и в стране в целом; оценку формальных и неформальных лидеров, отбор и выдвижение кандидатов и их соответствующую подготовку к участию в избирательной кампании, а впоследствии и к деятельности в органах власти; идеологическую и организационную работу среди населения по месту жительства для обеспечения победы своих кандидатов на выборах; решение технических и финансовых вопросов, связанных с избирательной кампанией; организацию различных акций для ослабления влияния конкурирующих партий и их кандидатов; осуществление соответствующего контроля за деятельностью избранных от партии депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и т. п. Современные парламентские партии характеризует наличие четкой организационной структуры и постоянно функционирующих органов управления. Организация их внутренней жизни позволяет деятельность различных течений и даже фракций внутри партии. Именно такой вид партий сейчас очень распространен во многих странах мира. Парламентскими партиями можно назвать и некоторые партии, возникшие в последние 2-3 года в Украине, государствах Восточной Европы и СНГ;

6) «карманные партии», - это очень малолюдные организации, которые создаются определенными лидерами «под свою программу» для осуществления «вождистских» и эгоистических устремлений. Такие партии, как правило, не имеют постоянной социальной базы и осуществляют свою деятельность, руководствуясь прежде всего установками самого лидера. В этих партиях лидеры, писал один из видных политологов прошлого Г. Михельс, «пользуются таким неограниченным влиянием», что влиять на членов партии можно только повлияв на лидера .

Политические партии различаются также по месту, которое они занимают в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.

До основных функций политических партий в обществе относятся: представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.д.

Роль и место политических партий в политической системе общества обстоятельно рассмотрел один из самых влиятельных политологов современности - французский теоретик М. Дюверже . Анализируя эти проблемы, Г. Дюверже рассматривает два главных вопроса: во-первых, насколько политические партии демократические, то есть насколько они реально выражают и отстаивают интересы и чаяния широких масс; во-вторых, какой является демократичным: партийный или беспартийный? Давая ответ на первый вопрос, Г. Дюверже подчеркивает, что организация современных политических партий во многом не соответствует демократическим принципам. Внутренняя структура этих партий в основных чертах автократической и олигархической.

Постоянную тенденцию к олигархизации структуры и деятельности партий, к противопоставлению интересов руководителей партии и рядовых ее членов заметил еще Г. Михельс: «призвание организации - это всегда проявление тенденции к олигархизации. Сущность любой организации (партии, профсоюзы и т. п.) содержит в себе аристократические черты. Организационная машина, которая создает массовые структуры, вызывает в организованных массах серьезные изменения. Отношения вождя и масс она превращает в свою противоположность. Организация завершает окончательное распределение любой партии или профессионального союза на управляющую меньшинство и управляемую большинство» . Руководители современных политических партий, как правило, определяются центром или кооптуються ним. А потому в партиях фактически возникают замкнутые группы, действия которых направлены не только на изоляцию от общества, но и от рядовых членов партии.

Такая эволюция современных политических партий оказывает существенное влияние и на их парламентскую деятельность. Ее все больше определяют партийные функционеры, а не избиратели. Реальная политическая жизнь складывается так, что на избирателей постоянно «давит» определенная группа членов партии и активистов, которая в то же время во всем подчиняется руководящим органам партии. Партийные функционеры формируют общественное мнение в выгодном для себя направлении с помощью телевидения, радио, прессы и других средств.

Усматривая в деятельности партии, которая действует на постоянной и организованной основе, источник формирования частного интереса руководителей, что отличается от интересов остальных членов партии, другой авторитет в теории политической партии - М. Острогорський вообще предлагал «отказаться от практики постоянных партий, которые имеют своей конечной целью власть и... сохранить истинный характер партий как групп граждан, что специально организованные для осуществления определенных политических требований» . Ограничения деятельности партии только реализацией конкретного политического задачи, проблемы, замена ее свободной и временной ассоциацией людей могли бы, по его мнению, предотвратить неминуемую олигархизации. В то же время современная политическая партия, чтобы быть влиятельным в обществе, должен серьезно заботиться о выявление и подготовку настоящих лидеров, способных занять высокие посты в партии и системе власти. Нехватка таких лидеров оборачивается трагедией для партии. По этому поводу Г. Вебер отмечал: если партия остается без обычно признанного вождя, то «поражения наступают одна за другой» .

Что касается вопроса о том, какой режим является более демократичным: партийный или беспартийный, то, отвечая на него, Г. Дюверже приходит к выводу, что при всех своих недостатков партийный режим все-таки является более предпочтительным, чем режим беспартийный. Режим без партий является гораздо дальше от демократии, чем партийный, потому что приводит к увековечению руководящих элит, созданных по праву рождения, богатства или должности, отвергает вековую традицию поиска народными массами тех организационных форм влияния на политическую жизнь, которые бы активно противостояли государстве. Вот почему, по мнению М. Дюверже, политические партии были и остаются гарантами прогрессивных изменений в политической жизни общества. А потому ограничения или даже полное исключение политических партий из активной политической жизни, как того желают политики типа М. Каддафи, означало бы усиление реакции в ее стремлении парализовать действие прогрессивных сил в обществе.

Характерным признаком 80-х годов ХХ в. стало значительное уменьшение влияния многих традиционных партий, в том числе и коммунистических, серьезное усиление в многих из них центробежных процессов: состоялась самоликвидация ряда партий, раскол в них или коренная реорганизация. Одной из причин этих процессов стала их бюрократизация, устарелость организационных структур и методов партийной работы, догматизація идеологических и программных установок, неспособность к самообновления, неумение учитывать в политике новые реалии. Сейчас руководство и актив многих политических партий проводят переоценку ценностей, ища способы модернизации партийных структур, программных установок, повышение эффективности политической работы.

Чрезвычайно важной проблемой сегодняшней политической жизни всех стран мира является соотношение однопартийности и многопартийности. Политический опыт свидетельствует: однопартийность присуща, как правило, политической жизни общества, где не хватает развитой социально-классовой структуры, функционирует отсталая экономика, наблюдается низкий уровень политической культуры большинства населения, а демократия находится в зачаточном состоянии. Такой характер отношений в обществе неизбежно порождает политическую пассивность граждан. Вот почему далеко не случайно в таком обществе формируется одна партия, которая сосредоточивает в своих руках не только функции политического руководства, но и административно-хозяйственные, что неизбежно приводит к ее слияния с государством. Именно такими были в недалеком прошлом КПСС и правящие коммунистические партии в так называемых странах реального социализма. Другие партии в этих странах, если и функционировали, то выступали в качестве филиала при правящих партиях. Именно в такой роли существовали демократические партии в недалеком прошлом в бывших ГДР, Чехословакии, Польше и в других странах.

Как показала политическая практика, главным недостатком однопартийности является торможение экономического и социального развития общества, замедление демократических процессов его развития, использования партией государственных методов воздействия на массы. Вся власть сосредотачивается в руках партийно-государственной бюрократии, а все это, в конечном итоге, «отрицает саму партию, ставит ее в положение просто ненужной» . Партия за таких условий, как отмечал известный в прошлом политический теоретик Дж. Милль, не может чувствовать своей «партийной веса», поскольку на ее весы «будет возложена и вес государства» .

Вот почему в современном мире в большинстве государств функционируют многопартийные политические системы, потому что именно такие является важным условием демократизации всех сторон жизни общества. Это наиболее развитая форма политического плюрализма, который отражает многообразие интересов классов, социальных групп и общностей, которые проявляются в политической сфере.

Существования и функционирования общественно-политических объединений - характерный признак любого демократического общества. Деятельность общественных организаций и движений, в отличие от государственных институтов, характеризуется тем, что эти организации и движения не имеют никаких властных полномочий. Они отличаются и от политических партий, потому что не имеют целью овладения государственной властью, хотя их деятельность при определенных условиях может набирать политического характера. Исходя из этой разницы, общественные движения и организации можно классифицировать как массовые добровольные объединения, возникающие в результате волеизъявления граждан на основе их общих интересов. В демократическом обществе государство не вмешивается в их деятельность, хотя и регулирует ее согласно действующему законодательству. Главные принципы деятельности общественных объединений - это добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправления, равенство всех членов, законности и гласности.

Очень важно в политической практике уметь отличать общественные организации от общественных движений. Общественные организации - это массовые объединения граждан для осуществления целей, которые уходят в далекую перспективу. такие организации принимают соответствующий устав, а их подразделения имеют четко определенную структуру.

В отличие от общественных организаций, общественные движения, имея также массовый характер, создаются преимущественно для реализации ближайших целей, а потому могут быть структурно не оформлены и объединять много организаций с различной социально-политической ориентацией. Как правило, общественные движения не всегда состоят из единомышленников, а могут включать группы объединяются лишь на короткое время из тактических соображений. Таким был в Украине в недалеком прошлом «Народный рух», объединивший тогда сторонников независимости и реформ из разных политических течений и организаций.

Необходимо также подчеркнуть, что существуют формы объединений, в которых сочетаются признаки общественных организаций и движений. Это так называемые фронты, например, Народный фронт, Фронт национального спасения, Патриотический фронт и т.д.

Важной проблемой в политологии есть критерии классификации общественных организаций. По наиболее важный обычно принимают характер взаимосвязей членов организации или род их деятельности. В основу типологии общественных организаций можно также положить задачи организации: защита гражданских, политических, экономических и культурных прав и свобод граждан (например, профессиональные союзы, Союз предпринимателей, общество потребителей и т. п.), удовлетворение профессиональных и любительских интересов (союзы журналистов, писателей, художников и т. п.), участие в благотворительной деятельности (общество милосердия, Фонд мира).

Разница в целях различных организаций дает возможность типологізувати и по видам их деятельности. По этому показателю можно выделить экономические, религиозные, научно-технические общества, общества в сфере образования и культуры, спортивные и туристические, здравоохранения и т.д.

Понятно, что базой для типологии общественных организаций могут быть и другие критерии: классовые и национальные признаки, демографические факторы, масштабы деятельности, методы и способы действий и т. д.

Наличие разнообразных целей общественных объединений порождает и многообразие их функций. Так, главными функциями общественных объединений могут быть: представления и защиты интересов граждан, поощрения людей к управлению государственными и общественными делами (политическая социализация). Все существующие в обществе объединения выполняют также функции связи с другими политическими институтами и организациями. Общей для всех общественных объединений можно считать функцию влияния и соответствующего давления на органы власти.

Все сказанное выше об роль и место политических партий и общественно-политических объединений в политической системе следует из анализа отечественного и мирового опыта. Для формирования в нашей стране политических партий и общественно-политических объединений, способствующих утверждению демократического, гуманного общества, эти рассуждения имеют не столько теоретическое, сколько практическое значение, потому что указывают основные способы укрепления их авторитета и повышения роли в общественной жизни.

Реферат подготовил Фоменко В.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия- это политическая общественная организация, которая за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций.

Политические партии с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии, партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с возникновением массового рабочего движения. Существование сейчас политические партии по организационной структуре можно к двум основным типам-организационно оформленным и организационно неоформленным. В партиях первого типа члены партии получают партийные билеты и платят партийные взносы. В организационно неоформленных партий нет официального членства, а для того чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

Общее, что присуще современным политическим партиям и что отличает их от партии начала и первой половины 19 в., - наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая деятельность является профессией. Структура партийного аппарата отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.

Существование в партии нескольких фракции, направлений не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,- ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.

Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.

Во-первых это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей "сверху вниз" и "снизу вверх". Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.

Во-вторых партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти "отборные" интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые "носятся воздухе" и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.

В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствует ее политической социолизации. под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.

Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп- групп, на которые индивид ориентирует поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.

Классификация политических партии обычно начинают по признаку внутрипартийных структур. В рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии, различающиеся по количеству членов, основным направлениям деятельности, организационной стабильности и принципам руководства. Массовые партии отличаются прежде всего многочисленностью состава.

Массовые партии отличаются тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Основная деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательную направленность. Они активно участвуют в избирательном процессе. Руководства в массовых партиях принадлежат профессиональным политикам, постоянной профессиональной бюрократии, причем центр власти находится в самой партийной организации. Иное дело- кадровые партии. Это объединение так называемых "нотаблей" с целью подготовки выборов и сохранение контактов с уже выбранными представителями.

Различают несколько категорий "нотаблей". Во-первых это люди, которые своим именем или престижем повышают авторитет кандидата в депутаты завоевывают ему голоса; во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих, финансисты.

Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, а в промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствием механизма официального приема в эти партии. Руководство осуществляется "нотаблями", причем особенно широкие полномочия концентрируются в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

Ряд партий рассматривают, как полумассовые- промежуточный тип, не имеющие своего места в классификации. Это партии, состоящие только из коллективных членов, например британские лейбористы в первые годы своего существования. С финансовой точки зрения, это была массовая партия, так как выборные расходы покрывались за счет взносов членов тред-юнионов (которые и входили в партию на правах коллективного членства)

По характеру первичных организаций выделяют четыре разновидности: партии-комитеты; партии-секции; партии-ячейки; партии-милиции.

1. Партии-комитеты являются кадровыми. Это- организационно рыхлые ассоциации "нотабелей", и первичные организации здесь просто отсутствуют. Примерами может служить Консервативная и Либеральная партия Великобритании в 19в.

2. Партии-секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Это централизованные партии с довольно жесткой внутренней дисциплиной, но в то же время допускающее "горизонтальные связи" между низовыми подразделениями.

3. Партии-ячейки отличаются еще более жесткой структурой. "Ячейки" создаются, как правило, на рабочих местах (по производственному или по территориально-производственному признаку) Внутрипартийные связи носят по преимуществу "вертикальный" характер: "сверху" идут директивы, "снизу"- отчеты об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строго централизованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно участвовать в их работе.

Политическая партия – это формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.

Важнейшими признаками политической партии являются: 1)

участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении; 2)

стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть; 3)

связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти; 4)

форма организации социальных групп и слоев населения; 5)

носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс; 6)

средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых определяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем, они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного, и одна партия является не только правящей, но и государственной.

14. Общественные объединения: понятия, виды, роль в политической системе.

Политическая организация общества включает неполитические общественные объединения, отличающиеся от специальных активных участников политического процесса – политических партий тем, что они не учреждаются специально для участия в политической жизни, а создаются для решения экологических, культурных, правозащитных и иных целей. Их деятельность также закономерно носит общественно-политический аспект.

Организация и деятельность общественных объединений связана с конституционным правом граждан на общественное самоуправление, являющимся одной из форм гражданской активности. Конституция России закрепляет данное право в статье 30. Неполитические общественные объединения образуются гражданами для совместного решения каких-либо совместных задач, защиты интересов без обретения властных полномочий.

Деятельность общественных объединений проявляется в различных сферах, это профессиональные объединения (профсоюзы), благотворительные организации, экологические движения и другие. Их объединяет одно – через них осуществляется самоуправление посредством организационной работы среди заинтересованных лиц.

Право граждан на общественное самоуправление включает четыре правомочия:

– право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей;

– право вступать в уже сформированные общественные объединения;

– право воздерживаться от вступления в них;

– право беспрепятственного выхода из общественных объединений.

Организация и деятельность общественных объединений основана на принципах:

– добровольности участия в деятельности общественного объединения;

– равноправия участников общественного объединения;

– самоуправляемости общественного объединения;

– соответствия требованиям законности.

Лица, воспользовавшиеся правом на общественное самоуправление, могут быть отнесены к одной из следующих групп.

Учредители, лица выступившие инициаторами образования общественного объединения. Ими могут быть как физические, так и юридические лица (уже существующие общественные объединения). Образовывается общественное объединение путем созыва собрания (съезда) учредителей, на котором принимаются программные документы, устав, формируются руководящие, ревизионные и иные органы.

Члены общественного объединения. Ими являются лица, чья деятельность и заинтересованность в существовании общественного объединения фиксируется документально. Это могут быть списки, членские билеты, заявления о приеме в состав объединения, что позволяет вести количественный учет членов.

Участники общественного объединения. Их деятельность в работе общественного объединения не документируется. Главным образом их деятельность сводится к выражению поддержки общественного объединения, участию в отдельных акциях.

В Российской Федерации сложились следующие организационные формы общественных объединений:

– общественная организация;

– общественное движение;

– общественный фонд;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на фиксированном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся профессиональные союзы, спортивные, молодежные и иные объединения.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использования этого имущества на общественно полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи: накопление имущества для реализации социально полезных целей и не нуждается в массовом членстве.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки и т. д.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Это родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства, и т. д.

На организацию общественных объединений имеет влияние форма политико-территориального устройства страны. В Российской Федерации выделяют:

– общегосударственное общественное объединение, его деятельность организована в более чем половине субъектов Российской Федерации, на территории субъекта созданы представительства объединения;

– межрегиональное общественное объединение, функционирует менее чем в половине субъектов Российской Федерации, имеет там свои структуры;

– региональное общественное объединение, организовано на территории одного субъекта Российской Федерации.

– местное общественное объединение, его деятельность ограничена пределами одного муниципального образования.

На общественную самоорганизацию оказывает влияние глобализация – процессы всемирной политической, экономической, культурной интеграции и унификации. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от его субъектов, т. е. различных государств, межгосударственных организаций. Происходит как увеличение общего числа совместных для государств проблем, так и расширение числа интегрирующих субъектов, в качестве которых следует рассматривать и уровень общественного самоуправления. Это, прежде всего, связано с культурной глобализацией между различными странами мира и ростом международного общения. Происходит популяризация отдельных видов национальных культур (например, права в его романо-германском понимании) по всему миру. Что может повлечь вытеснение национальных культур интернациональными. Огромное влияние на культурную глобализацию имеет наука, распространение интернета, международного туризма.

Проявлением процессов глобализации является появление международных общественных объединений. В Российской Федерации – это общественное объединение, в соответствии с уставом которого в зарубежных государствах создаются и осуществляют свою деятельность структурные подразделения этого общественного объединения.

Общественные объединения как институты политической системы тесно взаимодействуют с государством. Во-первых, государство является гарантом реализации права на общественное самоуправление и объединение. Во-вторых, государство создает нормативную базу деятельности общественных объединений. В-третьих, осуществляет поддержку общественных объединений (например, путем предоставления льгот, помещений и т. д.). В-четвертых, контролирует законность деятельности общественных объединений. В-пятых государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не вправе стать учредителем или участником общественного объединения.

В процессе функционирования элементов политической системы государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, в том числе и путем формирования общественного мнения.

Государство запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание национальной, социальной или религиозной розни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх