Существительные только единственного числа примеры. Число существительных: существительные, имеющие форму только множественного числа, и другие примеры

ЦЕЛИ:

  • знать : об именах существительных, имеющих форму только единственного числа;
  • уметь : употреблять указанные имена существительные в сочетании с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени.

Ход урока

1. САМОДИКТАНТ.

2. Со.нце воздух и влага (по)вышают ур.жайность.

а) Списать предложение.

б) Вставить пропущенные буквы.

в) Раскрыть скобки.

г) Объяснить орфограммы.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

а) Выпишите имена существительные в столбик: солнце, воздух, влага, урожайность.

б) Определите род и число: единственное число.

в) Можно ли от этих имён существительных образовать форму множественного числа?

С помощью каких окончаний это можно сделать? (- Ы, -И; -А,-Я).

г) - Какой можно сделать вывод? (Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа .)

д) Дать характеристику предложения:

1) (Что?) «солнце, воздух, влага» – это подлежащие, выраженные именами существительными.

2) О них (что говорится?), что они «повышают». Это сказуемое, выраженное глаголом.

3) «Повышают» (что?) урожайность. Это дополнение, выраженное именем существительным.

4) «Солнце», « воздух», «влага» - однородные подлежащие, так как они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Первое и второе подлежащие соединяются интонацией перечисления, они разделяются запятой, Второе и третье – соединяются союзом «и», который является одиночным, в этом случае запятая не ставится.

5) Предложение по интонации - повествовательное, по цели высказывания – невосклицательное.

6) Распространенное.

4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Тема сегодняшнего нашего урока, дружно читаем на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». Будем учиться различать имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа от тех, которые имеют два числа. Стоят хорошие «погоды». Можно так сказать? Слово «погода» не имеет формы множественного числа. Могут быть и «затяжные дожди», проходить «сильные грозы», свирепствовать «сильные вьюги и метели», но «погода» - отличная, хорошая, переменная, плохая, отвратительная - все же останется «погодой», именем существительным в единственном числе.

5. РАБОТА С КНИГОЙ.

Стр.206, читаем правило.

На доске плакат, сделанный самостоятельно к этому уроку.

1. Вещественные: молоко, сметана, бензин, керосин, кефир.
2. Отвлеченные: любовь, дружба, краснота, доброта, строгость.
3. С обирательные: учительство, боярство, кулачество, листва.
4. Собственные: Кавказ, Урал, журнал «Крокодил», Электросталь.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ .

Я читаю текст, а вы выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число.

Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!

В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай.

Во второй столбик - дрожжи, сливки.

– Какие ещё слова можно добавить в эти столбики?

7. НА ДОСКЕ слова. Выписать их в 3 столбика:

ед.ч.и мн.ч.

Ц.фра, заморо.ки, ш.пот, тьма, в.рота, будни, с.ребро, ш.рох, мрак, р.стение, ц.рк, т.мнота, праз.ник, (по)тёмки, злость.

– Каких слов в русском языке больше? (Те, которые имеют два числа ).

– Каких грамматических признаков не имеют имена существительные, которые имеют форму только множественного числа? (Род, склонение ).

– Что такое синонимы? Найди их в наших словах.

8. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.

Подобрать к именам существительным антонимы. Они должны употребляться только в форме единственного числа.

– Что такое антонимы? На доске:

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (устно подобрать антонимы к именам существительным).

Оттепель – заморозки; праздник – будни; рассвет – потемки.

Придумать предложение с одним из слов.

10. ВСТАВИТЬ имена существттельные, которые употребляются только в форме единственного числа.

У…(природы) нет плохой …(погоды) . Каждая …(погода) … (благодать). Шура …(сено) ворошил, …(грабли) в …(сене) позабыл.

Под снегами спит … .Пусть …(пурга) в полях прядёт. … (Февраль) седой по дороге бредет. Пусть опять похолодало, а …(весна) все же придет.

11. ИТОГ УРОКА.

Что нового узнали на уроке?

12. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Муниципальное образовательное бюджетное Учреждение Лицей №6 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Конспект урока

на тему

«Имена существительные,

которые имеют форму только

единственного числа»

(5 класс по программе «Школа 2100»)

Составил учитель

русского языка и литературы

Исанова И.Г

Мелеуз, 2013г.

Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

1) М/п (метапредметная): извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),

перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему),

владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

2) 6ЛР (знание о языке как речевой деятельности): опознавать имена существительные, имеющие формы только единственного числа,

определять их тематическую принадлежность,

различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного).

3) 3ЛР (овладение умениями различных видов устной и письменной речи): находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа, правильно употреблять их в речи.

Оборудование.

1) Учебник «Русский язык. 5 кл.»: учеб. для образоват.учреждений: в 2-х кн. Кн. 2/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2012.

2) Презентация к уроку prezent _ rus _5 kl _ ur 96 (сайт «Образовательная система «Школа 2100»)

3) Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы. Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Сегодняшний урок начнем с проверки домашнего задания:

1) прослушивание вопросных планов, составленных учениками по заданию к упражнению 399;

2) устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».

Примерный вопросный план

1. Что обозначает имя существительное в единственном числе и во множественном числе?

2. С помощью чего передается изменение имя существительного по числам?

3. Что собой представляет форма двойственного числа имени существительного?

4. Какие группы имен существительных имеют форму только множественного числа?

Примерный рассказ на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».

В русском языке одним из непостоянных морфологических признаков имени существительного является категория числа. Имя существительное имеет форму единственного числа, когда предмет единичен, например: стол, окно. Имя существительное имеет форму множественного числа, когда предметов два и более, например: столы, окна.

Изменение имя существительного по числам передается с помощью окончаний: месяц – месяцы, вечер – вечера.

В древнерусском языке существовала особая форма двойственного числа, которая употреблялась для обозначения двух предметов, например: стол – единственное число, стола – двойственное число, что обозначало «два стола»; столы – множественное число. Когда формы двойственного числа стали исчезать из языка, дольше всего они сохранялись у слов, называющих парные предметы: глаза, бока, рога, рукава. Эти формы сохранились до нашего времени, но уже как формы именительного падежа множественного числа.

Еще есть имена существительные, имеющие форму только множественного числа. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы – очки, брюки; вещества – чернила, сливки; явления природы – сумерки, заморозки; события – именины; отрезки времени – каникулы, сутки; игры – жмурки, шахматы; географические названия – Альпы, Карпаты.

III . Мотивация целеполагания и определение цели урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

1) Проблемная ситуация. Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися.

Работа с презентацией (prezent _ rus _5 kl _ ur 96).

В своих лингвистических рассказах вы говорили о такой грамматической категории, как число. Давайте понаблюдаем еще. Посмотрите на картинки и скажите, что на них нарисовано.

(На картинках - молоко, сахар, рис.)

Что общего у этих слов?

(Эти слова обозначают вещества.)

(Нет. Эти предметы нельзя подсчитать.)

Попробуйте «взвесить» или «налить» эти вещества.

(Налить молока, взвесить два-три килограмма сахара, четыре тонны риса).

Какое число вы получили?

(Получилось двойственное число.)

Попробуйте образовать от этих слов форму множественного числа. С какой проблемой вы столкнулись?

(Проблема состоит в том, что форму множественного числа от данных слов образовать нельзя.)

Сделайте вывод из сложившейся ситуации.

(У данных слов нет формы множественного числа.)

3) Формулировка темы урока и его целей обучающимися (при участии учителя).

В начале урока мы говорили, что у имен существительных есть формы единственного и множественного числа, есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. Такие существительные можно распределить по тематическим группам. Сейчас перед нами слова, у которых нет формы множественного числа. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Что узнаем нового? Сформулируйте цель нашего урока.

(Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа и выделять группы таких слов).

Давайте сравним вашу формулировку с формулировкой в учебнике на стр.223 к параграфу №45 (Обучающиеся читают).

IV . Деятельность обучающихся по освоению первичных знаний и умений по теме урока.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию (текст в схему).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

1) Первичная деятельность учеников по добыванию знаний на основе наблюдения над учебным (языковым) материалом.

Прочитайте слова (работа с презентацией - prezent _ rus _5 kl _ ur 96).

Человечество, человек, родственник, родня, железка, железо, листок, листва, горох, горошина.

Выпишите в одну колонку существительные, которые можно подсчитать, в другую – обозначающие предметы, которые нельзя подсчитать.

Давайте посмотрим, на какие группы вы разбили слова.

Слова можно разбить на две группы. Первая – в ней то, что подсчитать нельзя, во второй - можно

человечество человек

родня родственник

железо железка

листва лист

горох горошина

Попробуйте образовать от слов каждой группы формы другого числа.

От слов первой группы образовать форму множественного числа нельзя, а вот от слов второй группы можно. Человек – люди, родственник – родственники, железка – железки, лист – листы, горошина – горошины.

2) Предварительные выводы и их обобщение в графической форме (схема, таблицы и т.п.).

Какой вывод вы можете сделать?

В русском языке есть имена существительные, имеющие форму

только единственного числа.

В самом деле, в русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Примеры таких существительных представлены на слайде (продолжение работы с презентацией).

Масло, смелость, детвора, нефть, доброта, золото, синева, мебель, студенчество.

Разделите слова на тематические группы, продолжите ряды слов своими примерами.

1. Названия веществ: мало, нефть, золото (рис, сахар, молоко)

2. Названия совокупности чего-либо: детвора, мебель, студенчество (крестьянство, молодежь, старьё)

3. Названия отвлечённых понятий: смелость, доброта, синева (любовь, храбрость, злоба)

Давайте попробуем составить схему-опору по теме урока «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» Поработайте в парах.

(После работы в парах на доске записываются несколько схем-опор).

V. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Сейчас проверим на практике, как можно использовать полученные знания о тематических группах. Например, упражнение 401 (развивается умение подбирать существительные только единственного числа) . (Читается задание) . Подсказка: слово должно называть либо совокупность чего­либо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт).

Дети - детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие); горошина – горох (продукт); молочный – молоко (продукт); нефтяник – нефть (вещество);пшеничный – пшеница (продукт); добряк – доброта (отвлеченное понятие); смельчак – смелость (отвлеченное понятие);синеет – синева (отвлеченное понятие); удалец – удаль (отвлеченное понятие);масленка – масло (продукт).

(Упражнение выполняется устно)

Это задание было легким, и делали мы его все вместе. Усложним. Сейчас каждый из вас, выполняя упражнение 403 (развивается умение находить в тексте и группировать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа) самостоятельно выпишет имена существительные по группам: 1) имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа;

2) имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

3) имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Затем мы проведем взаимопроверку, а потом вместе поразмышляем о смысле данного стихотворения.

1) Имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа – простор, бор, ствол, смола, даль, чаща, муравейник, белка, стрелка, сосна, лес, старик, след, год, игла, шишка, муравей;

2) Имена существительные, имеющие форму только множественного числа – ворота;

3) Имена существительные, имеющие форму только единственного числа – кров, полумрак, зной, кора, глушь, сушь, вышина, детство.

После плодотворной практической работы перейдем к обобщению. Теперь мы все знаем о такой категории, как число имён существительных. Попробуем наши знания преобразовать в таблицу, т.е. систематизировать.

( Коллективное составление обобщающей таблицы «Число имён существительных».)

Заполните таблицу.

Число

Значение

Пример

(Обучающиеся заполняют таблицу)

Число

Значение

Пример

Ед.ч. – мн.ч.

один предмет – много предметов

друг – друзья, лес – леса

Только мн.ч.

1) составные («парные») предметы

2) вещества (продукты)

3) явления природы

4) события

5) отрезки времени

6) игры

очки, клещи

духи, рожки

заморозки, сумерки

крестины, проводы

сутки, будни

шашки, прятки

Только ед.ч.

1) вещества (продукты)

2) совокупность

3) отвлечённые понятия

золото, мясо

молодежь, старьё

отвага, баловство

Проверьте себя (проецируется на экран таблица). Вы справились с этим заданием.

VI . Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

1 ) Рефлексия обучающихся (Я ЗНАЮ…; Я УМЕЮ…).

Наш урок подходит к концу, и хотелось бы подвести итог. Сделать его нам поможет фраза: «Я знаю ключевые слова сегодняшней темы…». Продолжите мое предложение.

Имена существительные только единственного числа, тематические группы имен существительных только единственного числа: 1) вещества (продукты); 2) совокупность; 3) отвлечённые понятия и т.д.

2) Оценивание обучающимися своей учебной работы на уроке (в рамках первичной проверки сформированности умений).

По каким критериям будете оценивать себя?

3) Оценивание учителем достижений учеников на уроке (общая оценка коллективного труда на уроке; оценка учебной деятельности учеников в парах и группах; индивидуальная оценка, выставленная отдельным ученикам).

VII . Домашнее задание упражнение 405 (учитель предлагает дополнить каждую группу тремя-четырьмя словами). Остальные задания выполняются в полном объеме.

§ 30. Группы имен существительных, имеющих формы только единственного числа. Функции категории единственного числа

Большое количество имен существительных имеет формы словоизменения или только единственного, или только множественного числа. Только формы единственного числа присущи тем словообразовательным разрядам имени существительного, в которых с реальным значением слов не сочетается либо представление о числе вообще, либо представление о множественности вообще, либо представление о множественности, выраженной в числах в количественном измерении.

Обзор этих разрядов можно начать с переходных типов. Сюда относятся слова, которые имеют формы обоих чисел, но которые во множественном числе употребляются почти исключительно с числительными количественными: два, три, несколько и т. п. (а также со словами весь, никакой, многие ) или с предлогами, означающими количество, обладание, лишение, а без предлогов — лишь в функции родительного количественного (кроме, конечно, указательно-номинативного или индикативного употребления со словом этот). Это слова с суффиксом -ин(а) , означающим отдельный, единичный предмет, обособленный от группы, массы или вещества. Например: пять картофелин; несколько горошин; двумя хворостинами; не досчитаться многих тесин; все жемчужины оказались на месте и т. п. Сюда же примыкают и уменьшительно-ласкательные образования с тем же суффиксом в форме -инк(а) : несколько дробинок попали в голову; ср. употребление слов песчинка, пылинка, крупинка, соринка, чаинка и т. п. (но ср.: ни одной кровинки в лице; с изюминкой и т. п.; ср. употребление слов на -инк(а) с отвлеченным значением, например, у Лескова в "Воительнице": "Была у нее, как у русского человека, и маленькая лукавинка" ).

Сходные же оттенки развиваются в некоторых словах с суффиксом -ин(а) , имеющим в современном языке увеличительно-уничижительное значение, например: бычина, детина .

  • 1. Слова, обозначающие совокупность лиц, предметов, мыслимых как коллективное или собирательное единство, как одно неделимое целое. Эти слова образуются или образованы с помощью разных суффиксов "собирательности": разговорного -ьё , например: старичьё, бабьё, вороньё, бельё, гнильё и т. п. (ср. у Блока "С солдатьём гулять ходила" ); книжного суффикса -ств(о) [-еств(о), -енств(о), -инств(о)] , например: большинство, меньшинство, множество, купечество, дворянство, учительство, чиновничество и т. п.; непроизводительного -от(а) : беднота, мелкота (все ушли в поле, дома — одна мелкота ); вымирающего просторечного -ия : комсомолия, пионерия и т. п. (но ср.: кавалерия, гвардия, армия ); презрительно-просторечного -ня в единичных словах (солдатня, матросня ); ср., впрочем, родня , а также устар. дворня ; презрительного -щин(а) : армейщина, деревенщина, военщина и т. п. Ср. у К. А. Полевого в повести "Эмма" в речи лакея: "Ведь и с нашим братом, лакейщиной: как приглянулся кто, так вот голова и одуреет" .

Ср. несколько собирательных слов на -ина : складчина, убоина, всячина . Ср. немногие слова с непродуктивным суффиксом -в(а) : листва, ботва, плотва , жарг. братва; с мертвыми суффиксами -б(а) : гурьба, голытьба ; -ор(а), -ур(а) : детвора, немчура, мошкара . Ср. также слова с заимствованными суффиксами собирательности: -ур(а) : адвокатура, прокуратура, профессура, аспирантура и т. п.; -am : пролетариат, старостат и т. п.; ср. единичные: вольница, конница .

Категория собирательности находит свое грамматическое выражение в отсутствии форм множественного числа. Поэтому формы единственного числа имен существительных, обозначающих лицо, животное или предмет, нередко — в синекдохическом употреблении — приобретают значение собирательности. "Единственное число существительного конкретного... является образом сплошного множества" (139). Например: "Всякого зверя и в степях и лесах было невероятное количество" (Аксаков, "Семейная хроника"); "Литератор — это народ все млекопитающийся" (Салтыков-Щедрин, "Губернские очерки"); "Не чумазый же... дал нам литературу, науку, искусство" (Чехов, "В усадьбе").

"Это — синекдоха, если под этим словом не разуметь сознательного выбора единицы из множества. Между лист (лист сухой валится осенью ), листы и листье , во мн. ч. листья — разница в образе, т. е. в исходной точке и способе, каким получается значение множественности: в одном случае — единица, служащая символом множества, в другом — раздельное множество, в третьем — сплошное множество, понятое как единица или как множество" (140).

Особенно часто употребление форм единственного числа в собирательном значении у слов, которые обозначают маленьких животных: домашняя птица, рыба, саранча, тля и т. п.

  • 2. Слова, обозначающие вещество (в том числе и минералы, металлы, химические элементы и соединения) или материал, имеют только формы единственного числа. Например: тесто, молоко, табак, масло, мясо, медь, золото, серебро, фосфор, фарфор и т. п.; матрац из конского волоса; камень уступает место железобетону; ярославское полотно, продажа готового платья; мебель красного дерева ; "Орешника, березника и вязу мой Мишка погубил несметное число" (Крылов) и т. п.

Но те же слова со значениями сортов вещества, больших количеств вещества (жиры, пески ), а иногда изделий из соответствующего материала могут употребляться и во множественном числе (особенно в специальных диалектах, например: высококачественные стали, лаки и т. п.). Ср. у Пушкина: "Картины, мраморные статуи, бронзы... поразили его" ("Египетские ночи").

  • 3. К кругу слов вещественного значения, располагающих формами только единственного числа, примыкают слова, означающие овощи, злаки, произрастания, ягоды: репа, морковь, картофель, малина, крыжовник, овес, сено, зелень и т. п.

Но некоторые из тех же слов со значением посевных площадей, сборов, вообще с сельскохозяйственным значением засеянных полей или совокупности сортов употребляются и во множественном числе: овсы, ячмени, даже сена и т. п.

  • 4. Особенно ярко негативная, лишенная непосредственного отношения к числу, счету функция единственного числа выступает у слов с отвлеченными значениями свойства-качества, действия-состояния, эмоции, чувства, настроения, физического явления или явления природы, идейного направления, течения, вообще у обозначений абстрактных понятий. Таким образом, категория отвлеченности находит свое грамматическое выражение в обладании только формами единственного числа. Например, не имеют форм множественного числа такие слова: спасенье, бегство, тоска, ненависть, скука, желтизна, белизна, скрытность, угрюмость, борьба, социализм, марксизм, коллективизм, военизация и т. п. Правда, в поэтическом языке от названий многих отвлеченных понятий образуются формы во множественном числе (ср., например, в языке В. Брюсова). Но функция этих форм не прямая, количественная, а экспрессивно-поэтическая.

Вообще, конкретизация и индивидуализация отвлеченных понятий, сопровождающаяся возникновением в соответствующих словах новых значений и оттенков, нередко обогащает эти слова формами множественного числа.

Однако у слов, образованных с помощью отвлеченного суффикса -щин(а) , формы множественного числа невозможны.

Точно так же отвлеченные имена существительные, восходящие к формам среднего рода имен прилагательных и оканчивающиеся на -ое, -ее , никогда не употребляются во множественном числе. Например: "Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное" (Л. Толстой, "Война и мир").

  • 5. Формы множественного числа не свойственны собственным именам, если те употребляются в основном своем значении индивидуализующего прозвания. Например: Москва, кино "Ударник" и т. п.
  • 6. Смешанное употребление единственного и множественного числа и даже — при стилистическом уклоне к общему отвлечению, к родовому обозначению — преобладающее использование форм единственного числа наблюдается в том случае, когда какой-нибудь предмет относится к нескольким лицам или предметам и присущ каждому из них порознь. Например: "Да прикажи в городе купить колокольчиков — моим коровам на шею" (Тургенев, "Нахлебник"); "Люди шли обвязавши носы и рты платком" (Л. Толстой, "Война и мир"); "Слуги в черных кафтанах, с гербовыми лентами на плече и со свечами в руках" (Пушкин, "Пиковая дама"); "Бунтовщики потупили голову" (Пушкин, "История Пугачева"); "Повелено брить им бороду" (Пушкин) и т. п.;

Все привстали, важно хмуряся,

Низко, низко поклонилися

И, подправя ус и бороду,

Сели на скамьи дубовые.


Цель: 1. Знать разряды имён существительных, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. 2. Уметь отличать имена существительные, имеющие одну числовую форму, от других существительных. 3. Уметь подбирать антонимы к существительным.




Разряды имён существительных, имеющих форму только множественного числа 1. Названия парных предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др. 2. Названия игр: горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др. 3. Обозначения отдельных временных промежутков: сутки, будни, сумерки, каникулы и др. 4. Вещественно–собирательные существительные: макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др. 5. Имена собственные: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.




Разряды имён существительных, имеющих форму только единственного числа 1. Вещественные существительные: масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь и др. 2. Собирательные существительные: ельник, молодежь, студенчество и др. 3. Отвлечённые (абстрактные): белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др. 5. Имена собственные (Ф.И.О.): Лев Николаевич Толстой


Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок Нержавеющая сталь (ед.) – легированные стали (мн.); оливковое масло (ед.) – технические масла (мн.); непроходимая грязь (ед.) – лечебные грязи (мн.); спинной мозг (ед.) – приготовить мозги (мн.)








Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в ед.ч. (10 б.) Сила – слабость; правда – ложь; богатство – бедность; слёзы – смех; веселье – грусть; старость – молодость; злость – доброта; белизна – чернота; беготня – ходьба; свет – тьма.





Класс: 6 «Б»

Учитель: Татаринова А. В.

Тема урока: «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа».

Структура урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой

2. Проверка усвоения ранее изученного.

3. Этап открытия новых знаний.

4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему).

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником..

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Домашнее задание.

9. Подведение итогов урока.

Цели урока:

1) коррекционно-образовательная : формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.

2) коррекционно-воспитательная : формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.

3) коррекционно-развивающая : коррекция и развитие речи, внимания, мышления.

Планируемый результат :

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Оборудование : проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), «смайлики» для проведения рефлексии, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .

    Организационный момент. Психологический настрой.
    На урок все собрались!
    Просыпайся! Не ленись!
    Чтобы многого добиться,
    Нужно хорошо учиться!

Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник»)

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.
2. Проверка усвоения ранее изученного.

Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево ) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья).

А теперь прочитаем текст на слайде:

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара . Добавьте по полстакана сметаны и кефира . Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку , сливкам. Приятного аппетита!

Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.

Всё ли у вас получилось?

3. Этап открытия новых знаний .

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает ).

Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).

4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему) .

Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа).

Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

5. Изучение нового материала.

1) - А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты).

Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира ).

2) - Посмотрите на картинки и расшифруйте слова. В чём их особенность?

Ребусы


Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.

Зарядка для глаз «Семицветик»

3) - А теперь попробуем разгадать кроссворд. Если у нас возникнут затруднения, то нам помогут те, для кого он был домашним заданием.

Кроссворд

Приложение 1.

Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа).

- Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?

    Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов:

брюки, весы, ворота, ножницы, носилки, очки, грабли, тиски.

    Название материалов или их отходов, остатков: белила, духи, консервы (кон- (лат.) «со», серво – хранить (лат.)), опилки, отруби.

    Названия игр: горелки, салки, жмурки, шахматы.

    Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы.

    Географические названия: Афины, Альпы, Карпаты, Мытищи, Сочи.

6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником.

1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность:

1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

Устная работа с упр.184:

    называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа );

    определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

Письменная работа с упр.184 в парах:

    выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

Этап контроля.

Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.

Лимонад, ножницы, кислород, жмурки, храбрость, каникулы, шахматы, серебро, молодость, радость, санки.

«Допиши словечко».

    По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

    Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Мучила-то мучила,

Да получилось _________.

    Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

    Четверть снова началась,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

Вы часто кричите: «Ура! Каникулы!» Это простое земное слово обязано своим появлением небу.

Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас говорим: летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы.

    – Определите, верно ли образовано число имён существительных.

1. восстание - восстания

2. ворота - вороты

3. серебро - серебра

4. оттепель - оттепеля

5. цитата - цитаты

6. консервы - консерва

7. свёкла - свёклы

8. щавель – щавеля

Проверяем.

Верно: 1. восстание – восстания

5. цитата – цитаты

    Музыкальный диктант.

Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.

    Ах вы сени, мои сени, сени новые мои

Cени новые, кленовые, узорчатые.

    Если я чешу в затылке - не беда!
    В голове моей опилки - да! да! Да!

В какой форме употреблены слова сени и опилки ? (В форме множественного числа).

    Обобщение и систематизация знаний.

Что нового узнали на уроке?

(Ориентируясь на материалы урока, ученики отвечают на вопрос)

    Домашнее задание.

А теперь домашнее задание. У каждого оно будет индивидуальное.

    Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке. (Выставление оценок).

А теперь оцените своё настроение и работу на уроке. Уходя, на доске при помощи «смайлика» оцените ваше самочувствие. (На слайде изображены «смайлики» и комментарии к ним: весёлый «смайлик» – «Мне было интересно!»; хмурый «смайлик» - «Мне было скучно…»; грустный «смайлик» - «Мне было трудно»).

Приложение 2.

Дополнительные задания.

1.Списать и отгадать загадки. Записать отгадки в два столбика.

Ед.ч. Мн.ч.

Ну, кто готов свои две шпаги

Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы.

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. Шахматы.

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. Санки.

Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал. Сахар.

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. Лыжи.

Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Мел.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Морковь.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. Соль.

    Заполни колонку толкового словарика. Запиши получившиеся предложения в тетрадь.

Сельскохозяйственное орудие с редкими

зубьями для сгребания сена.

Металлический инструмент для

выдергивания гвоздей.

Инструмент для резания с двумя острыми

Инструмент для зажимания обрабатыва-

емого материала.

    Напиши знакомые тебе игры в два столбика.

Настольные игры Подвижные игры

Отметь существительные, имеющие только одно число.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существительными, которые имеют только форму множественного числа.

Берёзовые дрова, ранние заморозки, пчелиный воск, выкрасили перила, дубовая мебель, дорожная пыль, заменили очки, купили часы, точные весы, туалетное мыло, распустилась сирень, пасмурная погода, отборная пшеница, начались каникулы.

Ед.ч. Мн.ч.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существи-тельными, которые имеют только форму множественного числа.

Кожаная обувь, мелкие деньги, синие чернила, белоснежное бельё, беззаботный смех, каштановые кудри, крепкая дружба, весёлые именины, лишние хлопоты, цветная капуста, французские духи, липовый мёд, жгучий перец.

Ед.ч. Мн.ч.

В недрах земли много полезных ископаемых: (…). 2. В гастроном поступили необходимые продукты: (…). 3. Летом мы собирали в лесу ягоды: (…).

    Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только форму единственного числа.

    Положительные качества человека: доброта, …., …. ; отрицательные качества: грубость, …., …. .

    В огороде мы посеяли морковь, …., … и посадили картофель, …., …. .

    Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

    Употребляющиеся только в единственном числе;

    Употребляющиеся только во множественном числе;

    Употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

    Отгадайте загадки. Запишите их вместе с отгадками.

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)

Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)

Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх