В.38.Проблема общества в историко-философской мысли. Современный анализ общества как саморазвивающейся социокультурной системы. Основные проблемы философии

? Философское понимание личности и ее универсального статуса рассматривается в:

Персонализме;

Неотомизме;

Фрейдизме.

? Кант отмечал, что все философские вопросы, в сущности, сводятся к одному вопросу:

Что есть общество;

Что есть человек;

Что есть космос;

Что есть природа.

? В древнегреческой философии человек выступает как:

Часть общества;

Микрокосмос;

Творение бога.

? Судьба человека и человеческая история предстает как «Божий промысел». Этот тезис:

Христианской антропологии;

Античной философии;

Философии Возрождения.

?«Из рожденных небом и землей человек является самым ценным». – Эта мысль принадлежит:

Конфуцию;

Аристотелю;

Согласно древнекитайской философии сущностное единство всех людей заключается в врожденной склонности каждого человека к:

Насилию.

Согласно концепциям, основанным на натуралистическом подходе к пониманию общества и человека, ход истории не определяется:

Ритмами космоса и солнечной активности;

Действиями великих личностей;

Особенностями природно-климатической среды;

Эволюцией природной организации человека, его генофонда.

В истории философии предлагались различные варианты по вопросу о смысле человеческой жизни. Согласно одному из них: удел человека – мужественно вести себя перед реальной угрозой беды, катастрофы, лишений, смерти. Подобной позиции придерживались:

Стоики;

Эпикурейцы;

Материалисты;

Гилозоисты.

В настоящее время можно выделить такие самостоятельные антропологические концепции как (указать ошибочный вариант):

Постиндустриальная (Д.Белл);

Культурная (Ротхакер, Ландман);

Религиозная (Хенгестенберг);

Педагогическая (Больнов);

Биологическая (Гелен, Портман).

Условием свободы личности является возможность выбирать. Проблема выбора в истории философии рассматривалась с разных позиций (указать не верный вариант):

Детерминизма;

Конвенционализма;

Индетерменизма;

Альтернативизма.

Какие признаки человека отличают его от животного?



Разумность;

Бессознательное;

Осознанная деятельность;

Действия.

Укажите определяющие критерии общественного прогресса:

Уровень развития производительных сил;

Степень развития свободы и демократии;

Уровень развития духовной культуры;

Эффективность решения глобальных проблем.

Какие формы познания относятся к вненаучным?

Религия;

Естествознание;

Искусство;

Мифология.

Какой подход выводит сущность человека из характера общественных отношений?

Социологизаторский;

Биологизаторский;

Метафизический;

Марксистский.

Какие ценности относятся к витальным?

Справедливость;

Здоровье;

Комфорт;

Удобство, безопасность.

Личность – это (наиболее подходящий вариант):

Человек как социальное существо;

Конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода;

Выдающийся представитель определенного народа.

Мировоззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначальной предопределенности, всех взглядов и поступков человека

Детерминизм;

Волюнтаризм;

Фатализм;

Гедонизм.

Ошибочный вариант:

Свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями;

Свобода личности – это отсутствие преград и ограничений в реализации ее желаний и воли;

Свобода всегда относительна, ибо ограничена различными факторами.

Социальная структура общества – это:

Социальные институты и политические организации;

Территориальные и региональные объединения;

Совокупность социальных общностей;

Все указанное.

В характеристике социальной структуры современного общества наиболее распространенным является понятие:

Страты;

Маргиналы.

К современным концепциям общественного развития относятся (не точный вариант):

Постиндустриального общества;

Глобального общества;

Коммуникативного общества;

Азиатского общества.

Мыслители - создатели социально-философских теорий (указать ошибочный вариант):

Т.Гоббс;

Дж.Локк;

И.Гердер;

Н.Коперник.

По мнению исследователей современное постиндустриальное общество характеризуется (ошибочный вариант):

Ведущей ролью науки, образования, информатики;

Преобладанием сферы промышленности, а не сфера услуг;

Высоким уровнем научных и технических достижений;

Упадком литературы, искусства и духовных ценностей.

Прогресс науки, техники и производства не ведет к прогрессу самого человека» – такой взгляд на проблему прогресса характерен для социально-философской мысли:

Античности;

Нового времени;

ХХ - ХХI вв.;

Для всех указанных эпох.

Представители какой эпохи считали, что смысл жизни можно так же объяснить человеку, как и математическую теорему:

Античности;

Средневековья;

Нового времени;

Просвещения.

? Основное положение гедонизма как жизненного принципа - это:

Стремление к познанию мира;

Стремление к наслаждениям;

Стремление к самопознанию;

Все указанные варианты.

? «Живи сам и дай жить другим» -этот принцип:

Гедонизма;

Рационализма.

Антропогенез – это процесс:

Развития логического мышления;

Развития членораздельной речи;

Формирования человека как социального существа;

Формирования анатомо-физиологических особенностей человека.

Представителями натуралистического подхода в определении сущности общественной жизни являются:

Л.Гумилев, Л.Мечников;

Аристотель, Аквинский, Гегель;

К.Маркс, У.Ростоу, Д.Белл.

Основное значение фактору случайности в самоорганизации общества отводит:

Марксизм;

Синергетика;

Позитивизм;

Экзистенциализм.

? «Социальная мобильность» – это (наиболее подходящий вариант):

Возможность перехода из одной социальной группы в другую;

Динамика общественных изменений;

Подвижность мировоззренческих установок личности.

Элементы социальной структуры общества (указать лишний вариант):

Профсоюзы.

Идею «конца истории» вследствие ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств выдвинул:

Ж.Руссо;

Г.Маркузе;

Ф.Фукуяма;

Э.Фромм.

? Мир организмов отличается от всей остальной действительности благодаря:

Сознанию;

? Человек – существо (наиболее подходящий ответ):

! биологическое;

Социальное;

Биологическое и социальное;

Биосоциальное.

Укажите ошибочный вариант:

! + «трудовая теория» происхождения человека является единственной и общепризнанной;

Существуют различные теории происхождения человека;

Вопрос о происхождении человека остается открытым.

Человек не является злым по природе, таковым его делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Этой позиции придерживались:

Схоласты;

Перипатетики;

Просветители;

Пантеисты.

? Социально значимые черты индивид получает:

Непосредственно при хождении;

Генетическим путем;

Вырабатываются и закрепляются в процессе жизнедеятельности.

? Процесс становления человека как общественного существа - это:

Филогенез;

Антропогенез;

Онтогенез.

Утрата человеком контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном счете, утрата им своей идентичности, своего «Я» называется:

Отчуждением;

Эмансипацией;

Автономией.

Общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей в концепциях, основанных на:

Марксистском подходе;

Натуралистическом подходе;

Идеалистическом подходе.

Позитивисты выделяли следующие стадии развития общества (ошибочный вариант):

Традиционную;

Доиндустриальную;

Индустриальную;

Информационную.

Общество и культура – это явления (правильный ответ):

Тождественные;

Взаимоисключающие;

Взаимодополняющие.

В гуманистическом аспекте культура рассматривается как развитие:

Материального производства;

Науки и техники;

Самого человека;

Государства.

Неправильный вариант:

Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества;

Природа – это та среда, в которой проходит жизнь человека и общества;

Природа – продукт деятельности человека.

Ход истории и судьбы народов в основном определяется эволюцией природной организации человека, его генофонда, – считают представители:

Социобиологии;

Позитивизма;

Неотомизма.

Общественное производство в более широком, философском смысле – это:

Производство орудий труда;

Производство сферы услуг;

Производство и воспроизводство жизни.

Общественное сознание – это (наиболее подходящий вариант):

Идеи и взгляды мыслителей эпохи;

Господствующая идеология в обществе;

Духовная жизнь общества.

Объектом рассмотрения философии не является:

Знание о человеке, его сущностные качества;

Жизнь конкретного человека;

Проблема смысла жизни человека;

Проблема происхождения человека.

Личность – это: (наименее подходящий вариант):

Единичный представитель вида «гомо сапиенс»;

Индивид, наделенный системой общезначимых качеств, которые позволяют ему включиться в общественную жизнь;

Индивид, который обладает определенными правами и обязанностями;

Свобода – это: (наименее подходящий вариант):

Отсутствие ограничений и преград;

Наличие выбора и возможность его реализации;

Осознание необходимости действовать определенным образом.

Обыденное;

Политическое;

Правосознание;

Нравственное сознание.

? «Государство есть единое лицо, которому люди передают управление и доверяют свои судьбы в результате договора каждого с каждым» – так считал:

Аристотель;

Последовательный и непримиримый враг демократии, который утверждал: «типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден»:

Платон;

Маккиавелли;

? Отождествление общества и государства является типичным для:

Востока;

Как для Запада, так и Востока.

? Концепция «открытого общества» была обоснована:

Лениным;

Поппером;

Расселом.

? Изучением проблем общества и социальных групп занимается:

Антропология;

Синергетика;

Социология.

? Какая позиция представляется не верной:

Общество вырастает на базе природы, но в процессе его становления и развития начинает все более и более отличаться от своей исходной основы;

Общество и природа – принципиально различные системы, не связанные между собой;

! «вторая природа (искусственная среда) – результат деятельности людей.

? Основой существования общества является:

Человеческая деятельность;

Политические отношения;

Природные процессы.

? Концепция ноосферы разработана:

Эйнштейном;

Вернадским;

Расселом.

? Объективные факторы развития общества:

Это такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности;

Это поступки и деятельность выдающихся личностей;

Это реформы, способствующие прогрессу общества.

? Природно-климатические условия – это:

Субъективный фактор развития общества;

Объективный фактор, оказывающий влияние на развития общества;

Не имеет отношения к развитию общества.

? Одним из подходов в трактовке развития человеческой истории является:

Цивилизационный;

Антропологический;

Структурно-функциональный.

? Учение об общественно-экономических формациях было выдвинуто:

Гегелем;

Марксом.

? Современное общество многими исследователями определяется как:

Аграрное;

Индустриально-аграрное;

Информационное.

? Управление обществом и государством высшими религиозными авторитетами характеризуется как:

Бюрократия;

Теократия;

Технократия.

Основными сферами жизни общества являются (ошибочный вариант):

Экономическая;

Эстетическая;

Социальная;

Духовная;

Политическая.

Концепция «общественного договора» была сформулирована:

Средневековье;

Эпоху Возрождения;

Новое время;

Античную эпоху.

Формационный подход в понимании общества оформился в рамках:

Материалистического понимания общества;

Идеалистического понимания общества;

Религиозных концепций общества;

Натуралистических теорий общества.

Духовная жизнь общества: это (наименее подходящий вариант):

Сфера религиозных отношений;

Духовное освоение действительности;

Нематериальная сторона жизнедеятельности общества.

Один из уровней общественного сознания:

Нравственность;

Общественная психология;

Гражданское общество.

В рамках какой концепции общества разрабатывались категории «базис» и «надстройка»:

Формационной;

Цивилизационной;

Натуралистической;

Постиндустриального общества.

? В конце ХХ в. Ф.Фукуяма выдвинул идею о:

Конце истории;

Постиндустриальном обществе;

Сверхчеловеке;

О глобальных проблемах.

Основное значение фактора случайности в реализации идеи самоорганизации общества признают представители:

Социобиологии;

Синергетики;

Марксизма.

Античный мыслитель, который утверждал, что «человек вне общества есть абстракция реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, которому она принадлежит»:

Демокрит;

Аристотель.

Немецкий философ, который утверждал, что человек существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе:

Фейербах;

Мыслитель, автор «Афоризмов житейской мудрости», который писал, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно, никакое высшее благо не может доставить удовольствия…»:

Шопенгауэр;

Формула, которая была выдвинута З.Фрейдом, человек -:

Не хозяин в своем собственном доме;

Венец природы;

Биосоциальное существо;

Политическое животное.

Согласно теории антропогенеза, основными факторами становления человека являются: (указать не правильный вариант):

Трудовая (орудийная) деятельность;

Речь и мышление;

Сплочение в общность;

Переход от мифологии к религии и философии.

Основоположником современной социобиологии, автор книги «Социобиология: новый синтез» является:

Э.Уилсон;

З.Фрейд;

К.Маркс.

? Основоположником социологии является:

М.Вебер;

К.Маркс.

? Одной из форм исторической общности людей является:

Л.Гумилев;

В.Вернадский;

Д.Лихачев.

Ядром политической подсистемы общества является:

Политические партии;

Государство;

Массовые общественные объединения.

Разделом философии, изучающей общество, является:

Социология;

Социальная философия;

Философия истории;

Философская антропология.

В основе экономической подсистемы общества находится:

Материальное производство;

Распределение материальных благ;

Обмен произведенной продукции;

Научно-техническая революция.

Что является высшим критерием общественного прогресса:

Развитие духовной культуры;

Развитие науки и техники;

Развитие производительных сил;

Самосовершенствование человека, качества его жизни.

Для какой сферы жизни общества характерны глобальные проблемы человечества?

Экономической;

Социальной;

Политической;

Для всех перечисленных.

Рассматривая первый вопрос "Общество как система. Концепции общества: натуралистическая, идеалистическая, диалектико-материалистическая" необходимо заметить, что предметом социальной философии является общество, взятое как целостная система, а также законы функционирования и развития общества.

Общество возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы и может рассматриваться как под- система объективной реальности, обладающей определенной спецификой.

Понятие "общество" является одной из центральных проблем социальной философии. Наиболее распространенным в современной науке является следующее определение.

Общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Это система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой

Общество - это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Латинский глагол "социо" означает "соединить, объединить, затевать совместный труд". Отсюда понятия "социальный" и "общественный"; "общество" и "социум" равнозначны.

Исторически помимо общества существуют и другие общности людей. Таковы, к примеру, семья, народ - большая группа людей, связанных общим языком и культурой, нация - объединение людей на основе экономической, национально-языковой, культурной и политико-территориальной близости, государство - форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и власти.

В истории философии складывались разные подходы в понимании общества (см. схема 80).

В античной философии возникновение общества объясняюсь естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступали понятия "общежитие", "община", рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь понятиями "государство", "страна", "народ". Представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличного от существования природы и человека, Сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия: этические, политические, экономические и др.

Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (ХVII-ХVIII вв.). С этого времени история стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривал общество (гражданское общество) как сферу "всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех". Еще более конкретно об обществе как самостоятельном объекте изучения было заявлено в позитивной философии О. Коша, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки - науки об обществе, социологии.

Большинство философов признает, что общество - это объективно существующая система которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.).

Основными элементами общества рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы.

Основными сферами жизни общества являются:

  • экономическая (создание материальных благ);
  • социальная (налаживание связей между людьми);
  • политическая (управление обществом);
  • духовная (создания и сохранение духовных ценностей); Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ.

Экономическая сфера включает в себя такие важнейшие компоненты, как материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей.

Социальная система состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей, социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры.

Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом.

Главными элементами политической системы общества выступают: политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

Основным элементом политической системы общества является государство.

Духовная сфера - это область создания и освоения духовных ценностей.

Главным элементом духовной сферы являются духовные ценности, существующие в виде идей и получающие свое материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т. д.

Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика эстетика, религиоведение).

Общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и которые оказывают друг на друга то или иное воздействие. Достаточно условно общественные отношения можно изобразить такой схемой (см. схема 81).

Взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество постоянно изменяется. "Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего" - вот вечные темы размышлений философов об обществе и его истории.

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т. е. изучает его как процесс. Процесс - это последовательное изменение состояния объекта. Общественно-исторический процесс - это последовательное изменение состояний общества.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Социальная философия использует понятия процесса и регресса для характеристики направленности развития.

Прогресс - это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

Регресс - это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Среди философов не существует единого мнения о том, какой из видов развития общества является основным.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией - резкие переходы от одного состояния к другому.

В современной философии, социологии и культурологии понятие "общество" нередко употребляют наряду с понятиями "культура" и "цивилизация". С нашей точки зрения, эти понятия не являются одинаковыми. Общество как живой развивающийся организм можно представить в качестве совокупности различных общественных отношений. Культура - совершенно другое.

Универсального определения понятия "культура" нет. Понятие "культура" (от латинского cultura возделывание, обрабатывание) изначально связано с "хорошо сделанным". Исходная форма культуры это человеческий труд вместе с его результатами.

Культура это совокупность различных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает сущностные силы человека.

Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы (см. схема 82).

Материальная культура показатель уровня практического освоения человеком природы.

Духовная культура - это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа и разума.

Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удастся сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиск> общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.

В рамках этого диалога взаимодействуют противоположные идеи, свойственные культуре Запада (индивидуализм, рационализм, актив-кость), с одной стороны, и идеи, характерные для культуры Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное "недеяние"), с другой. Обратимся к схеме (см. схема 83).

Изучая вопрос "Глобальные проблемы современности и пути их решения", следует обратить внимание на то, что указанные проблемы являются проблемами общечеловеческого масштаба.

В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; уменьшение природных рес>рсов; предельное обострение выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.

Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Решить их силами одного государства или даже группы государств нельзя. Здесь необходимо мировое сотрудничество на основе полного равноправия, уважения, суверенитета каждого участника, выполнения принятых обязательств, норм международного права.

Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к природным ценностям.

Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального (всеобщего) уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства.

Перечислим и коротко сформулируем самые важные из глобальных проблем.

  • 1. Проблема урбанизации. Рост городов и населенных пунктов привел к существенным изменениям Земли, сокращению числа одних видов, росту численности - других, в том числе вредных для человека и народного хозяйства. Каким способом можно скомпенсировать эти нарушения?
  • 2. Проблема демографического кризиса. Сущность проблемы состоит в следующем, приведет ли дальнейший рост населения к необратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы?
  • 3. Проблема сырьевого кризиса. Здесь суть проблемы - приведет ли рост использования сырья (как органического так и минерального) к его исчерпанию?
  • 4. Проблема энергетического кризиса - не будут ли исчерпаны в результате научно-технического прогресса и экстенсивного развития производства все доступные для человечества источники энергии?
  • 5. Проблема экологического кризиса - может ли рост человечества и научно-технической прогресс необратимо разрушить биосферу Земли?

Существует ряд других глобальных проблем, являющихся составными частями перечисленных - проблема глобального потепления, разрушения озонового слоя, распространение особо опасных заболеваний и т.д. Классификация глобальных проблем:

  • 1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.
  • 2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы- Они связаны с ограниченной возможностью окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера, ira такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.
  • 3. Третью irrynny глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы (см. схема 84).

Основные глобальные проблемы.

Качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, духовной культуре, выявление основных стратегий интерпретации общества в истории философской мысли, целей и общественных идеалов, направленности истории и перспектив общества в социокультурной динамике описывается в таком разделе философии, как социальная философия , или философия общества .

Социальная философия – это философия общества. Она выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, т. е. предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии . Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет и не может отменить задачи философского исследования общества, построения различных моделей социальной онтологии, выявления специфики социальной реальности, взаимодействия различных феноменов общественного сознания и социальных явлений друг с другом, поиска приоритетов и предельных мировоззренческих ориентиров сознательного отношения к миру, осуществляющихся в рамках социальной философии.

Центральным понятием социальной философии является "общество" в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие , а учение о нем как социальная онтология . В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе его жизнедеятельности. В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).

Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных социумом.

В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, а это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем. В понятии общества отражаются и его объективно-материальные (экономические) факторы (Лафарг, Смит, Маркс и др.), и духовные параметры (Франк, Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер и др.), и субъектно-личностные измерения (Фрейд, Фромм, Юнг и др.).

Как теоретически обоснованная система философских знаний социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки начиная с конца XVIII – первой половины XIX в., когда возникают попытки построения систематического обществоведения. К этому времени сложились многообразные теоретико-методологические парадигмы (или исследовательские программы ) как системы принципов, идеалов и норм, определяющих механизмы описания и объяснения общественных явлений, критерии научности в их познании и прогнозировании, выступающие в силу своей интегративности трансляторами социально-философского знания в сферу конкретно-научного знания, а через него способствующие приданию смысла деятельности практического мышления в экономике, политике и других сферах социальной жизни.

Философия - это наука, которая задает множество вопросов, требующих решения. Все они специфичны, а многие из них являются крайне сложными. Данная дисциплина имеет сложную структуру, а значит, сложно определить, какие давние или современные проблемы философии являются первостепенными. Все зависит именно от ее направления.

Все же заметим, что существуют и основные вопросы философии - то есть те вопросы, которые интересуют всех философов, работающих в любых направлениях данной науки. В первую очередь стоит отметить важность вопросов, которые так или иначе связаны с соотношением материального и идеального. Спор о том, что из перечисленного является основой всего сущего на Земле, ведется с древних времен. В основные идеализм и материализм входят не случайно - существует множество доводов в поддержку и того и другого. Споры здесь могут вестись бесконечно. Материальное и идеальное играют важную роль в толковании бытия. По сути дела, бытие как раз состоит из материального и идеального, а ничего другого в нем нет.

И в материализме, и в идеализме имеется огромное количество категорий, а также принципов. И те и другие способствуют раскрытию философии как некой общей методологии познания.

Философские учения различны, но по сути дела они рассматривают одни и те же проблемы. Почти всегда так или иначе затрагиваются вопросы бытия. Отметим, что само бытие в большинстве случаев затрагивается в универсальном смысле. Основные проблемы философии - это соотношение бытия и небытия, бытия идеального и бытия материального, бытия человека, общества, а также природы. Онтология - такое название получило учение о бытие.

Основные проблемы философии - это проблемы связанные с познанием. Пожалуй, самым важным относящимся к познанию вопросом является то, познаваем ли мир вообще. Агностики утверждают, что понять его человеку никогда и ни за что не удастся, а гностики же уверяют, что человеческий разум не имеет границ, и рано или поздно ему откроются все тайны мирозданья. Также философов интересует сущность самого познания, особенности отношения и так далее. Философия не игнорирует но все-таки отводит им второстепенную роль - сама суть данного процесса интересует философов намного больше. Гносеология - так называется учение о познании.

Основные философии также должны быть упомянуты в данной статье. Общество - это то, что постоянно подвергается изучению. Интересуются им самые разные науки. Конечно же, философия не является исключением. Частично проблемы общества затрагиваются онтологией, однако онтология имеет свои вопросы, которые мало связаны с нравственностью, личностью, коллективом и прочим. Социальные качества человека изучаются отдельным разделом - то есть социальной философией.

Основные проблемы философии включают в себя и проблемы самого человека - то есть проблемы не личности, а конкретно индивида. Изучить человека важно в первую очередь потому, что именно он является исходным пунктом всего философствования.

Подводя итоги, мы приходим к выводу, что круг вопросов, которые решает философия, является очень широким. Данная наука ищет ответы на вопросы, которые связаны с самим человеком, его личностью, устройством мира, сущностью бытия, богом, мирозданием и так далее. Вопросы философии, как правило, являются глубокими. На многие из них просто невозможно однозначно ответить. Существует много проблем философии, которые великие умы решают веками. Останутся ли какие-либо вопросы без ответа даже через тысячу лет? Вполне возможно, что они действительно останутся нерешенными.

План


Введение

Заключение

Введение


Слово "философия" возникло на базе двух древнегреческих слов: "любовь" и "мудрость". В буквальном переводе "философия" означает "любовь к мудрости" (или "любомудрие", как называли ее ранее на Руси).

По преданию, первым слова "философия" и "философ" ("любящий мудрость") употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, - это стремиться к мудрости, любить ее.

Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию сначала предфилософии, а затем и самой философии. С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не четкое, не вполне последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколение философов. Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и можно ли установить критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совестью, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и каковы ее место и роль в обществе? В чем смысл человеческой жизни, существует ли цель истории? Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь?

Цель данной контрольной работы - осветить круг проблем философии, показать ее роль в обществе.

1. Дофилософское мировозрение и картина мира


Философия возникает на основе мифологии и раннерелигиозного мировоззрения, она - преемница мифологии и религии. Включенность религии в философию демонстрируют и различные религиозные направления философии, существующие и поныне. Западная религиозная философия существует уже два тысячелетия. Русская религиозная философия XIX - начала XX вв. имеет мировое значение. Выдающиеся русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, Н. Лосский, И. Ильин, С. Булгаков и другие разрабатывали свою философию на основе религиозного мировоззрения. Одно из ведущих направлений современной западной философии - неотомизм является официальной философией католицизма. Единство дофилософских (мифологии и религии) форм мировоззрения и философии основывается на их общей направленности и совпадении определенной тематики.

Мифология и, особенно, религия также включали в себя наиболее общие вопросы бытия, осуществляли поиск оснований мира, его происхождения, причин тех или иных событий. И мифология, и религия, и философия пытались ответить на вопросы: Кем создан мир и в чем его сущность? Кто или что нами управляет? Но мифология, религия, философия отвечали на эти вопросы по-разному, так как разными путями и формами осваивают мир.

Первой исторической формой мировоззрения была мифология. Ее основу составляет собрание мифов. Миф в переводе с греческого, означает "сказание, предание, рассказ", но мифология - это не просто представления о богах, не свод только "преданий старины глубокой", а, прежде всего, это способ понимания природы, общества и человека, особенно на ранних этапах человеческой истории. Мифология представляет собой творческий способ миропонимания, основанный на включенности природы и сил природы в человеческий жизненный порядок. Поэтому мифологические образы обращены, прежде всего, к вечным началам бытия. Некоторые довольно сложные мифологические образования свидетельствуют о том, что мир сознания даже первобытного человека не исчерпывался только одними физическими явлениями, а включал то тайное, невидимое, что впоследствии стали обозначать как духовное, идеальное. Человек уже тогда чувствовал, что за видимым миром стоит невидимый мир, который сложнее и главнее видимого. Поэтому человек с мифологическим сознанием наделял мир чудесами, мистикой, таинствами, в которых и отражалась эта сложность. Хотя большинство мифов характеризовало внешнюю сторону бытия, мифология была попыткой заглянуть и в себя, в свой внутренний мир. Мифология была не только способом миропонимания, но и способом миропознания, а главное - она была необходимым средством регуляции отношений человека с миром и с себе подобными.

Мифологическое мировоззрение основывалось на нераздельности человека и природы, было синкретическим. Неодушевленные предметы, силы природы одушевлялись и мыслились как реально существующие. Русалки, ведьмы, водяные, нимфы - все они были для человека того времени реальными существами. Они дополняли мир первобытного человека и олицетворяли силы, превосходящие возможности человека, которые с помощью магии можно и нужно было склонить на свою сторону.

Мифологическое сознание отличается от научного и философского характером мировосприятия. Отличие в следующем:

)Мифологическое сознание воспринимает мир личностно, пропускает через себя, идентифицируя себя с окружающим. Научное сознание мир рассматривает как нечто внешнее, безличное, противоставленное, как объект анализа;

2)Мифологическое сознание не анализирует события и не делает теоретических выводов, а строит образный мир, воспринимает события как данность и, в лучшем случае, их пересказывает;

философия научное познание общество

3)Мифологическое сознание воспринимает события как непреложный факт, причины которых скрыты, но они и не ищутся;

4)Мифологическое сознание отражает мир не в системе понятий, а в образно-символической форме. Символика мифов - это определение содержания бытия, его значения и его ценности. Огромную часть в мифологии занимает обрядность, ритуал. С помощью символики, обрядов и ритуалов мифологическое сознание устанавливало природную закономерность. Ритуал есть выражение закона, а участие в ритуале - личностное участие в закономерном мировом порядке. Символика и образность в мифологии, ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символически-мифологическое содержание художественных произведений придает им философскую окраску. Мифологическое мировоззрение органически сочеталось с ранними религиозными, политеистическими формами мировосприятия (анимизмом, тотемизмом, фетишизмом и др.), поэтому точнее называть этот тип мировоззрения - мифологически-религиозным или религиозно-мифологическим.


2. Философия и ее основные проблемы, предмет и метод


Коренные проблемы мировоззрения традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Раскрытие их исторического характера означало переосмысление этих вопросов, существенное изменение процедур философского исследования. Так, казавшееся вечным отношение "человек - природа" предстало как исторически изменчивое, зависящее от форм труда и уровня знаний, от склада мысли и образа жизни людей в тот или иной период истории. Оказалось, что в разные эпохи - в зависимости от способов практического, познавательного, духовного освоения природы людьми - меняется характер данной проблемы. Наконец стало понятно, что отношение "человек - природа" может перерасти в напряженную глобальную проблему, как это случилось в наши дни. В историческом ключе иначе толкуются и все другие аспекты философской проблемы "мир - человек". Издавна присущие философии вопросы (об отношениях "человек - природа", "природа - история", "личность - общество", "свобода - несвобода") и при новом подходе сохраняют свое непреходящее значение для миропонимания. Эти реальные взаимосвязанные "полярности" неустранимы из жизни людей и потому принципиально неустранимы и из философии.

Но, проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; меняется смысл, назначение философии. Иначе говоря, если подходить к философским проблемам с позиции историзма, то они мыслятся как открытые, незавершенные: ведь таковы черты и самой истории. Вот почему их нельзя решить раз и навсегда. Но означает ли это, что мы никогда не располагаем решением философских проблем, а всегда лишь стремимся к этому? Не совсем так. Важно подчеркнуть, что философские учения, в которых обсуждались серьезные проблемы, в чем-то рано или поздно устаревают и вытесняются иными, нередко более зрелыми учениями, предлагающими более глубокий анализ и решение ранее изучавшихся вопросов.

Таким образом, в свете культурно-исторического подхода к философии ее классические проблемы утрачивают облик неизменных и лишь умозрительно решаемых проблем. Они выступают как выражение фундаментальных "противоречий" живой человеческой истории и приобретают открытый характер. Вот почему их теоретическое (и жизненное) решение уже не мыслится как окончательное, снимающее проблему. Динамичное, процессуальное, как сама история, содержание философских проблем накладывает печать и на характер их решения. Оно призвано подытоживать прошлое, улавливать конкретный облик проблемы в современных условиях и предвосхищать будущее. При таком подходе меняет свой характер, в частности, одна из важнейших проблем философии - проблема свободы, решавшаяся прежде в сугубо абстрактной форме. Ныне обретение свободы осмысливается как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретающий в каждый период истории наряду с общими также особые, нестандартные черты. Современный философский анализ проблем свободы предполагает умение различать, что конкретно являлось, а что представлялось "свободой" (соответственно "несвободой") людям различных эпох и формаций.

Внимание к конкретному опыту истории позволяло мыслителям разных эпох совершать "прорыв" к пониманию философских проблем не как "чистых" проблем сознания, а как проблем, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философы должны осмысливать такие проблемы не только "чисто" теоретически, но и в практическом плане.

Культурно-исторический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо абстрактного, умозрительного изучения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует не только особого понятийного аппарата, но и глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

Даже самое общее отношение "мир - человек" ("бытие - сознание" и т.п.) тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Стоит только представить себе данную проблему более или менее конкретно, в ее реальных обличьях, как становится понятным, что различные человеческие связи с миром многообразны и развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, спустившись с "абстрактных высот" на "грешную землю", осознаешь, что главный предмет философского осмысления - поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру - явление всецело историческое.

Человеческая история - реальность особого рода. Это сложный комплекс общественной жизни людей - характера труда, тех или иных социально-экономических, политических структур и всевозможных форм знаний, духовного опыта. Причем "бытие" и "мысль, сознание" переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в сознании людей - с другой. Осмысление с философской точки зрения политики, права и т.д. предполагает разграничение соответствующих реалий и отражающих их взглядов, учений.

Однако может показаться, что сказанное не распространяется на природу как на предмет философского интереса, что к природе философский разум обращается прямым образом, вне всякой связи с человеческой историей, практикой, духовным опытом, познанием. Склонность думать именно так укоренена в нашем сознании, но это иллюзия. Ведь на самом деле вопрос, что собой представляет природа - пусть даже в ее самых общих чертах, - по сути равнозначен вопросу, каковы наши практические, научные и другие знания о природе, что дает их философское обобщение. А это значит, что философские концепции природы тоже формируются на основе критического анализа, сопоставлений, отбора, теоретической систематизации различных исторически возникавших, сменявших, дополнявших друг друга образов природы в сознании людей.

В общественно-исторической жизни людей в целом и в каждом из конкретных ее "пластов" тесно переплетены объективное и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное. Ведь сознание включено во все процессы, а стало быть, и в результаты человеческой деятельности. Любые предметы, создаваемые людьми (будь то машины, архитектурные сооружения, полотна художников или что-то еще), - это овеществленный человеческий труд, мысль, знания, творчество. Вот почему философское мышление, связанное с осмыслением истории, требует сложных процедур разграничения мыслимого и реального. Этим и объясняется "биполярный", субъектно-объектный характер всех типично философских размышлений. Не случайно важной задачей философов, как и других специалистов, изучающих общественно-историческую жизнь людей, стало объяснение механизмов появления и существования не только истинных, но и искаженных представлений о действительности, преодоление всяческих деформаций в понимании объективного содержания проблем. Отсюда необходимость для философа критической позиции, учета факторов, искажающих верное понимание. Одним словом, и эта часть задачи связана с уяснением характерного для философии смыслового поля "мир - человек - человеческое сознание".

Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами - на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук - по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики" (Б.М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек". Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.

В процессе познания и практической деятельности люди ставят перед собой определенные цели, выдвигают те или иные задачи. Но поставить цель, сформулировать задачу - это еще не значит осуществить задуманное. Очень важно найти правильные пути к цели, эффективные приемы решения задач. Пути достижения цели, совокупности определенных принципов, приемов теоретического исследования и практического действия и составляют метод.

Без применения определенного метода невозможно решать никакие научные и практические задачи. Метод не есть механическая сумма тех или иных приемов исследования, выбираемых людьми по своему желанию, вне связи с самими исследуемыми явлениями. В значительной степени сам метод обусловлен природой этих явлений, присущими им закономерностями.

Научная философия, обобщая достижения различных наук и практики человечества, выработала свой метод познания - материалистическую диалектику. Этод метод отличается от метода конкретных науктем, что дает ключ к пониманию не каких-то отдельных областей действительности, а всех без исключения областей природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом. Диалектика расматривает мир в постоянном движении и развитии, то есть видит его теким каков он он есть, поэтому она и является единственнонаучным методом.

Объясняя процессразвития, борьбу нового со старым, неизбежность победы нового, диалектика служит передовым общественным силам в их борьбе против отживших социальных порядков,реакционных классовых сил.

Методом, в корне противоположным материалистической диалектике, является метафизика.


3. Место и роль философии в научном познании


Функционируя в системе культуры общества, философия занимает важное место, так как она разрабатывает теоритические основы мировозрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциаци научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных прцессах, в систезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Философия характеризуется многофункциональностью. Посредством ее функций раскрывается роль философии и ее значение для человека и общества, определяется ее место в научном познании.

Выделяют разные функции, но наиболее значимыми можно назвать следующие:

мировоззренческая, философия - это мировоззренческое знание; оно помогает формировать мировоззрение в целом и выполняет роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения;

методологическая - философия выступает общим методом для других видов и форм знания. Философия разрабатывает и предлагает наиболее приемлемые и рациональные способы и подходы человека к действительности, выступает общей духовной базой для частных видов знания и человеческой деятельности;

гносеологическая - философия формирует способ познавательного отношения человека к миру. Она дает общие установки на познание, разъясняет смысл основных понятий познавательной деятельности. Через философию человек познает не только и не столько конкретный мир, а существующие способы отношения человека к миру как культурные феномены разных эпох. Философия совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает сам механизм мышления, пополняет понятийный аппарат, что также способствует повышению культуры мышления;

ценностно-ориентирующая - философия приобщает человека к миру духовных ценностей. Она не только дает знание о ценностях, но еще и направляет (ориентирует) человека в мире ценностей, ориентирует его на высшие человеческие ценности, предоставляет ему более широкое и аргументированное поле для выбора своей системы ценностей, определения смысложизненной позиции;

критически-преобразующая - философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать себя и действительность. Должна учить ставить жизнесмысловые вопросы. Философия - это всегда сомнение, размышление, вопрос, а не точка, не истина в последней инстанции. Плюрализм философии создает для думающего человека возможность иметь разнообразие взглядов на ту или иную проблему и возможность выбора для себя своей собственной позиции. Под преобразованием философия, прежде всего, имеет в виду преобразование в своей собственной душе, в своих помыслах и оценках, совершенствование себя в личностном плане. Как говорил Н. Бердяев: будет лучше человек, лучше будет и общество;

культурологическая - философия не просто часть культуры, а главное сосредоточение духовной культуры. Постигая философию, человек познает и взращивает в себе и окружающем мире культуру, то есть духовно развивается сам и увеличивает духовность бытия.

Заключение


Философия есть выраженное в понятиях наукообразное мировоззрение (базирующееся на обобщении совокупных научных знаний, отражении реального бытия, интеграции духовной культуры общества), проявляющееся через многообразие исторически сменяющихся учений, течений, школ, стержнем которых является выяснение сущности человека и мира, обнаружение наиболее общих познавательных, ценностных, социально-политических, нравственных, эстетических отношений человека к миру, поиск ответа на вопрос, что есть Истина, Доброта, Справедливость и Красота.

Философия сегодня размышляет над новыми вопросами, серьезными и напряженными. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Раздумья на такие темы рождены потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире. Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей.

К фундаментальным философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании, по-видимому, будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность

Список использованных источников


1.Основы современной философии: Учебник для вузов. - СПб, 1997

2.Современная западная философия: Словарь. - М, 1999

.Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия: Учебник. - М., 2003

.Спиркин А.Г. Философия. - М., 2002


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх