Вводная лекция. Предмет этики. Этика: предмет и значение

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Например, Гераклит считал, что этос человека – это его божество. Такое изменение смысла понятия выражало связь между кругом общения человека и его характером.

Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Они имеют отличия, с одной стороны, от аффектов, свойств тела, а с другой стороны, от дианоэтических добродетелей, свойств ума. В частности, страх является природным аффектом, а память – свойством ума. Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое, как и в греческом, использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Цицерон, например, рассуждал о моральной философии, имея ввиду ту же область знания, которую Аристотель назвал этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появился и термин «moralitas» (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия «этика».

Эти слова, одно греческого, другое латинского происхождения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit». Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином. Со временем ситуация изменилась, В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами. Так, порой этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения некоторых моральных (нравственных) явлений используют термин «этика» (например, экологическая этика, этика бизнеса).

В новое время этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравственно-этических проблем стала все более соотносится с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально-правовой характер. Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются социальными значениями. Этика- это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека и общества. Причем, нравственность - это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является условием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу.

Этика возникла как регулятор поведения человека в обществе других людей. Такими регуляторами помимо этики являются религия, право, экономика, политика и др. Этика отличается от них (например, права) тем, что моральным регуляторами поведения является добрая воля человека, в то время как в праве, например, действуют запреты, наказания (штрафные, административные санкции), силовые методы (лишение свободы) и институты (тюрьмы). Ныне этика трактуется как наука, система универ­сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни; как наука о морали нравственности.. При этом мораль является теоретической частью этики: это принципы, нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добро­вольный характер. Нравственность – это практическая часть этики, область реальных поступков, поведения человека. Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, предметом (что изучает) – их мораль и нравственность. Как и всякая наука, этика имеет свои законы, например, «золотое правило» : «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Главные категории этики: 1) Добро, в самой общей форме, - всё то, что способ­ствует благу; зло - все то, что подрывает и разрушает благо, противостоит ему. 2) Категория долга отражает совокупность обязаннос­тей человека по отношению к обществу, коллективу, семье, отдельным людям. Долг вырастает из общего интереса, кото­рый одновременно является и личным. 3) Совесть - внутренний регуля­тор поведения человека, его самосуд. Это одно из наиболее силь­ных человеческих чувств, свидетельствующих о высо­кой степени нравственного развития личности, ее са­мосознания и ответственности. 4) Подлинное достоинство личности связано с ее об­щественной значимостью, с тем, насколько в деятель­ности человека реализуются конкретные принципы и требования добра. Достоинство личности должно быть правильно оце­нено как обществом, так и самим человеком. 5) Чувство чести формируется в человеке по мере того, как он соотносит себя с той социальной группой лю­дей, членом которой он является. Честь коллектива трансформируется в личную или профессиональную, которая требует ответственного отношения к исполнению про­фессиональных обязанностей 6) Свобода - это характеристика действия, совершенного со зна­нием и учетом объективных ограничений по собственному произволе­нию (не по принуждению) и в условиях выбора возможностей; осознанная необходимость. 7) Ответственность – умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно выполнять обязанности. Категории этики одновременно предполагают друг друга.

Этика соотносит в себя 2 типа ценностей: - позитивные, являются общественными идеалами (добро, совесть, стыд, честь), которые в реальной практике людей преобразуются в конкретные формы поведения и состояния. Эти состояния являются абсолютными и в реальной жизни недостижимыми не только в их совокупности, но и каждое в отдельности. Именно они религией освещается свыше. С другой стороны этика постулирует нижний порок поведения и состояния общества в форме греховных нормативов или отрицательных ценностей (зло, цинизм, эгоизм) за нарушение которых люди несут ответственность в виде общественного осуждения. В отличие от морали право лишает человека позитивных ценностей и идеалов, внушая лишь мысль о необходимости придерживаться норм закона, не переступая нижнего предела в поведении. Право не совершенно, это система произвольных, умышленных факторов, которые предусматривают лишь систему наказаний, но не дают общественных идеалов. По происхождению мораль коренится в 2-х тенденциях:

    Восходит к Канту и признаёт, что мораль носит внешний автономный по отношению к человеку характер, не зависит не от психики человека, ни от его опыта.

    Идёт от Фейербаха и основана на позиции, предполагающей, что человек, природа и опыт формируют и совершенствуют нравственные нормы.

Это убеждение корениться в специфике общества, состоящая в том, что в отличии животных, которые приспосабливаются к окружающей среде, люди создают новую среду, которая называется культура. Отсюда вытекает положение, что развиваясь, культура способствует преобразованию животных инстинктов в коллективные формы осознанного сотрудничества, а затем в нравственные состояния. Моральные нормы являются образцовыми правилами нормального поведения людей. Мораль носит оценочно назидательный, поучительный характер.

Так например, этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.

Под этикой в широком смысле слова понимается система универсальных и специфических правил и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах поведения, этические нормы деловых отношений имеют некоторые особенности.

В настоящее время этике деловых отношений уделяется огромное внимание при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе выполнения сотрудниками своих обязанностей. Соблюдение этики деловых отношений – один из главных критериев профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Следует подчеркнуть, что этика включает в себя целую систему универсальных и специфических требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений базируется на общих нормах поведения, выработанных человеком в процессе совместной жизнедеятельности. Поэтому многие нормы взаимоотношений в деловой сфере справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных отношений находят свое отражение в служебной этике.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить, используя основные методы общения с людьми. Эти правила очень просты, и их соблюдение способствует установлению благоприятных деловых отношений с партнерами. В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

Деловая этика базируется на моральных и нравственных принципах, на определенных правилах поведения как на фирме, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров (предпринимателей) важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов.

Каждый менеджер (предприниматель) должен овладеть хотя бы азами деловой этики и основами этикета. Основу деловой этики составляет профессиональная этика, предписывающая определенный профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений деловых людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий противопоставление одних другим. Деловая этика должна базироваться на общих принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности.

Независимо от типа предпринимательской деятельности и его отдельных видов деловая этика и этикет должны учитывать также национально-этнические традиции и вытекающие отсюда правила поведения.

Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Остановимся на некоторых из них:

    внешний облик делового человека – первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и удачливости в делах;

    соблюдение общих правил этики: вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу в нужное русло, компетентность в решении той ли иной проблемы, отказ от критических высказываний или суждений в адрес партнера и др.

    владение некоторыми навыкам риторики, умение слушать собеседника и воздействовать на него. Согласно высказыванию Д. Карнеги, "Есть лишь один способ оказать влияние на другого человека – это говорить ему то, что он хотел бы услышать и показать ему как он мог бы достичь желаемого".

Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает хорошо отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Необходимо отметить, что указанный подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.

Таким образом, правила деловой этики сходны с правилами поведения человека в повседневной жизни. Кроме того, все правила деловой этики построены исходя из основополагающих этических принципов:

· уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека;

· понимание интересов и мотивов поведения окружающих;

· социальная ответственность и др.

Еще раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

Человек - существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившееся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с себе подобными. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.

Что такое этика

Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика - это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Одним из главных аспектов этики является мораль. Что же такое мораль? Это не что иное, как система ценностей, признанных человеком. Это важнейший способ регулирования отношений в разных сферах нашей жизни: в быту, семье, труде, науке и др. Помимо моральных основ, этика еще изучает правила этики - этикет.

Этикет - система знаков

Наши действия несут некоторую информацию: при встрече мы можем похлопать товарища по плечу, кивнуть головой, поцеловать, приобнять за плечи или кинуться в объятия. Похлопывание по плечу говорит о фамильярном отношении; когда мужчина встает, если в комнату входит женщина, то это свидетельствует о его уважении к ней. Позы, принятые человеком, движение головы - все это тоже имеет этикетное значение. Во фразеологизмах тоже можно наблюдать формы этикета: бить челом, преклонить голову, преклонить колено, поворачиваться спиной, бросить перчатку, положа руку на сердце, гладить по головке, бить поклоны, красивый жест и т.д.

Этикет - явление не только историческое, но и географическое: не все знаки этикета, воспринимаемые положительно на Западе, будут одобрены на Востоке. А некоторые жесты, приемлемые сегодня, категорически осуждались в былые времена.

Правила хорошего тона

Что такое этика, и какие правила она в себя включает, должен знать каждый человек. Ниже будут представлены основные понятия хорошего тона.

То общение, которое мы позволяем себе дома с близкими людьми, не всегда приемлемо в обществе. И помня утверждение, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, мы стараемся при встрече с незнакомыми людьми придерживаться общепринятых правил поведения в обществе. Вот некоторые из них:

  • в компании или на официальной встрече необходимо представить незнакомых людей друг другу;
  • постарайтесь запомнить имена представленных вам людей;
  • при знакомстве мужчины и женщины представительница слабого пола никогда не представляется первой, исключением считается ситуация, если мужчина президент или же встреча несет сугубо деловой характер;
  • младшие представляются старшими;
  • при представлении необходимо встать, если вы сидите;
  • после знакомства, разговор начинает старший по положению или по возрасту, исключение составляет тот случай, когда возникает неловкая пауза;
  • оказавшись с незнакомыми людьми за одним столом, прежде чем приступить к трапезе, необходимо познакомиться с вашими соседями;
  • пожимая руку, смотрите в лицо тому, с кем здороваетесь;
  • ладонь должна быть протянута строго вертикально, ребром вниз - это означает «общение на равных»;
  • помните, что любой невербальный жест значит не меньше, чем сказанное слово;
  • при рукопожатии на улице обязательно снимите перчатку, исключение составляют женщины;
  • при встрече первым вопросом после приветствия должен быть «Как поживаете?» или «Как дела?»;
  • во время разговора не затрагивайте вопросы, которые могут быть неприятны собеседнику;
  • не обсуждайте то, что касается мнений и вкусов;
  • не расхваливайте себя;
  • следите за тоном разговора, помните, что ни работа, ни отношения в семье, ни ваше настроение не дают вам право быть невежливыми с окружающими;
  • в компании не принято шептаться;
  • если прощаясь, вы знаете, что скоро встретитесь, следует говорить: «До свидания!», «До встречи!»;
  • прощаясь навсегда или на длительный срок говорите: "Прощай!»;
  • на официальном мероприятии необходимо говорить: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте попрощаться!».

Обучение детей светской этике

Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.

Что такое

Существует такое понятие, как кодекс профессиональной этики. Это правила, регулирующие профессиональную деятельность. У каждой профессии свой кодекс. Так, у врачей существует правило неразглашения врачебной тайны, адвокаты, бизнесмены - все придерживаются кодекса этики. У каждой уважающей себя компании есть свой корпоративный кодекс. Такие предприятия дорожат своей репутацией больше, чем финансами.

Заключение

Человек без этикета - дикарь, варвар. Именно правила морали дают человеку право считать себя венцом творения. С ранних пор рассказывая ребенку, что такое этика, вы увеличиваете его шансы вырасти полноценным членом общества.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх -- природный аффект, память -- свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость -- свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores -- мн. число) -- латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это -- в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichlkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже -- новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» -- разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) -- изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью -- сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль -- то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность -- то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью -- приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя -- моральными.

В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статуе не вышли за рамки академических опытов, В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами. В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл придается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса).

В рамках учебной дисциплины «этикой» называют науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синонимы, -- то, что изучается этикой, ее предмет.

Что такое мораль (нравственность)? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль -- больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Она выступает одновременно как: задача, которая требует для своего решения, помимо всего прочего, также и теоретического размышления. Мораль -- не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.

Мы рассмотрим некоторые наиболее общие определения (характеристики) морали, широко представленные в этике и прочно закрепившиеся в культуре. Эти определения в значительной степени соответствуют общераспространенным взглядам на мораль. Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях: а) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; 6) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому мы сведем общий анализ морали в две рубрики: моральное измерение личности и моральное измерение общества.

1. Основные понятия этики

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер.

Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit» . Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином.

Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные понятия культурологии 1. Ценности. Нормы. Культурные традиции Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

ЛЕКЦИЯ № 1. Основные понятия этики 1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую

Из книги История культуры автора Дорохова М А

1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

Из книги Этика автора Зубанова Светлана Геннадиевна

1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

4. Основные понятия культуры Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.Артефакт (от лат. artefactum– «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким

Из книги Китай управляемый. Старый добрый менеджмент автора Малявин Владимир Вячеславович

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин).Существует множество определений культуры и различные толкования

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Лекция 8. Основные понятия культурологии 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

1 ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина –

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

Из книги Профессиональная этика библиотекаря автора Алтухова Галина Алексеевна

II. Основные положения и понятия 1. Понятие и характеристика адаптации сложных систем к окружающей среде Любая знаковая система, в том числе и язык, функционирует как средство передачи и получения информации. Однако не существует какой-либо единой знаковой системы,

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

1. Терминология (основные понятия) Трудности изучения феномена массовой коммуникации связаны прежде всего с его поистине всеобъемлющим характером, проникновением практически во все поры современного общества, ролью и влиянием, подчас имплицитным, скрытым, которое

Из книги автора

3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

Из книги автора

1.1. Основные понятия Прежде всего, определим смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender) и терминов, непосредственно с ними связанных. В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex». В русском языке слово «пол» подразумевает

Кажется, что у каждого человека своя пирамида ценностей создается на протяжении всей жизни. На самом деле ее закладывают в подсознание еще в детстве. Информация, получаемая ребенком в возрасте до 6 лет, идет туда напрямую. Это касается также этических норм поведения, которые дети получают, наблюдая за действиями родителей и слушая их разговоры.

Этика - понятие очень древнее, направленное на изучение поступков людей и их правомерности, их моральных и нравственных качеств.

Наука о добре и зле

Употребленное когда-то Аристотелем слово ethika стало впоследствии наукой, изучению и развитию которой посвятили себя многие философы мира. Если древнего мыслителя интересовал поиск ответа на вопрос, что лежит в основе поступков человека, то последующие поколения мудрецов интересовало понятие этики и морали в пирамиде человеческих ценностей.

Как наука она изучает:

  • какое место в общественных отношениях занимает мораль;
  • существующие ее категории;
  • основные проблемы.

Понятие и предмет этики касаются следующих отраслей:

  • нормативные показатели, главным изучением которых являются поступки людей с позиции таких категорий, как добро и зло;
  • метаэтика занимается исследованием ее видов;
  • прикладная наука этого плана изучает отдельно взятые ситуации с позиции морали.

Современная этика - понятие более широкое, чем представляли ее древние философы. Сегодня она помогает не только оценить любые действия с позиции правильности, но и пробуждает оценочное сознание в людях.

Этика в древности

Мудрецы античности не выделяли ее в отдельную научную дисциплину, а причисляли к разделам философии и права.

Больше всего в те времена она напоминала нравоучительные афоризмы, способствующие пробуждать в людях их лучшие и благородные черты характера. Именно Аристотель выделил ее в отдельную дисциплину, поместив ее между психологией и политикой.

В работе под названием «Эвдемова этика» Аристотель затрагивает вопросы, касающиеся человеческого счастья и причин его возникновения. Глубокие размышления этого ученого были направлены на то, что, по сути, человеку для благоденствия требуется иметь цель и энергию для ее осуществления. Как он считал, неподчинение жизни ее достижению - это большое безрассудство.

Для самого Аристотеля понятие и содержание этики стало фундаментом для формирования в сознании его современников таких норм, как человеческие добродетели. Античные философы относили к ним справедливость, и другие.

Еще до появления греческого слова ethika, которое стало обозначать науку, изучающую мораль и правомерность поступков людей, в разные времена человечество интересовали вопросы добра, зла и смысла жизни. Именно они являются основополагающими и сегодня.

Понятие нравственности

Главным критерием нравственности того или иного человека является умение различать понятия добра и зла и выбор ненасилия, любви к ближнему, следование духовным законам добра.

Иногда понятия считают синонимами, обозначающими одно и то же. Это не так. На самом деле мораль и нравственность - это категории, которые этика как наука изучает. Духовные законы, обозначенные людьми еще в древности, требуют от человека жить по правилам чести, совести, справедливости, любви и добра. За изучением и соблюдением законов нравственности когда-то следила церковь, преподавая верующим 10 заповедей. Сегодня этим больше занимаются на уровне семьи и школы, где преподается этика.

Человек, применяющий на практике и пропагандирующий духовные законы, во все времена назывался праведным. Понятие этики нравственности - это соответствие категорий добра и любви поступкам, которые совершает человек.

Истории хорошо известны примеры разрушения сильных империй, после того как подменялись духовные ценности их народов. Самым ярким примером является уничтожение Древнего Рима - мощной процветающей империи, побежденной варварами.

Мораль

Мораль - это степень совершенствования человека в таких добродетелях, как добро, справедливость, честь, свобода и любовь к окружающему миру. Она характеризирует поведение и поступки людей с позиции этих ценностей и делится на личную и общественную.

Общественной морали свойственны такие признаки, как:

  • соблюдение запретов, общепринятых для конкретной группы населения или вероисповедания (например, евреям нельзя есть свиное мясо);
  • свойственная данному обществу (например, в мурси женщинам в губу вставляется тарелка, что совершенно неприемлемо для народов других стран);
  • действия, предписанные религиозными канонами (например, соблюдение заповедей);
  • воспитание в каждом члене общества такого морального качества, как самопожертвование.

На основе моральных ценностей строятся не только межчеловеческие отношения, но и между странами и народами. Войны происходят, когда одна из сторон нарушает принятые нормы, бывшие ранее основой для мирного сосуществования.

История профессиональной этики

Понятие профессиональной этики появилось так же давно, как и первые ремесла. Известная всем врачам клятва Гиппократа, например, - один из видов подобных древних уставов. Свои этические нормы были у солдат, спортсменов-олимпийцев, жрецов, судей, сенаторов и других представителей слоев населения. Некоторые излагались в устной форме (в чужой монастырь со своим уставом не лезь), другие были записаны на табличках или папирусах, дошедших до наших дней.

Некоторые подобные правила древности сегодня воспринимаются как рекомендации и запреты.

Больше похож на понятие цеховой устав, который составлялся в 11-12-м веках в каждом ремесленном сообществе на свой манер. В них указывались не только обязанности каждого цеховика по отношению к коллегам и артели, но и их права.

За нарушение подобного устава следовало исключение из сообщества ремесленников, что было равносильно разорению. Хорошо известно такое понятие, как купеческое слово, которое также можно назвать примером устного договора между представителями одной или разных гильдий.

Виды профессиональной этики

Понятие и в каждой профессии подразумевает те особенности деятельности, которые присущи именно этой работе. Существующие для каждой профессии определяют действия работников в рамках принятых правил и порядка.

Например, есть такое понятие, как врачебная, юридическая, экономическая, военная тайна и даже исповеди. К профессиональной этике относятся не только и правила поведения, свойственные какой-либо деятельности человека, но и отдельно взятого коллектива.

Если при нарушении рабочего устава сотрудника ожидает административное наказание либо увольнение, то при несоблюдении морального кодекса профессии его могут судить по законам страны. Например, при уличении медработника в проведении эвтаназии его арестуют как за убийство.

К основным видам профессиональной этики относятся:

  • медицинская;
  • военная;
  • юридическая;
  • экономическая;
  • педагогическая;
  • творческая и другие.

Главным правилом при этом является высокий профессионализм и преданность своему делу.

Деловая этика

Понятие деловой этики относится к категории профессиональной морали. Существует множество неписаных (в некоторых случаях они указываются в уставах компаний) законов, которые предписывают бизнесменам и деловым людям не только стиль одежды, но и общения, заключения сделок или ведения документации. Деловым называют только того человека, кто соблюдает моральные нормы чести и порядочности.

Деловая этика - понятие, используемое со времен заключения людьми первой сделки. В разных странах приняты свои правила ведения переговоров, не важно, касается это бизнеса или дипломатических отношений, или мест, где заключаются сделки. Во все времена существовали стереотипы успешного человека. В древности это были богатые дома, прислуга или количество земель и рабов, в наше время - дорогие аксессуары, офис в престижном районе и многое другое.

Этические категории

  • добро - добродетель, олицетворяющая все положительное, что существует в этом мире;
  • зло - противоположность добру и общее понятие безнравственности и подлости;
  • благо - касается качества жизни;
  • справедливость - категория, указывающая на одинаковые права и равенство людей;
  • долг - умение подчинить собственные интересы ради блага других;
  • совесть - индивидуальная способность человека оценивать свои поступки с позиции добра и зла;
  • достоинство - оценка качеств человека обществом.

Этика общения

В понятие этики общения входят навыки налаживания коммуникации с другими людьми. Эта отрасль науки занимается изучением уровня культуры человека посредством его речи, качества и полезности излагаемой им информации, его нравственных и моральных ценностей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх