Тестирование реальности. Осознанные сны: Тестирование реальности Генетические и динамические характеристики конфликтов

Как невротическая, так и пограничная личностная организация, в отличие от психотической, предполагают наличие способности к тестированию реальности. Поэтому, если синдром диффузной идентичности и преобладание примитивных механизмов защиты позволяют отличить структуру пограничной личности от невротического состояния, тестирование реальности позволяет провести разделение между пограничной личностной организацией и серьезными психотическими синдромами. Тестирование реальности можно определить как способность различать Я и не-Я, отличать внутрипсихическое от внешнего источника восприятия и стимуляции, а также как способность оценивать свои аффекты, поведение и мысли с точки зрения социальных норм обычного человека. При клиническом исследовании о способности тестировать реальность нам говорят следующие признаки: (1) отсутствие галлюцинаций и бреда; (2) отсутствие явно неадекватных или причудливых форм аффектов, мышления и поведения; (3) если окружающие замечают неадекватность или странность аффектов, мышления и поведения пациента с точки зрения социальных норм обычного человека, пациент способен испытывать эмпатию к переживаниям других и участвовать в их прояснении. Тестирование реальности надо отличать от искажений субъективного восприятия реальности, которое может появиться у любого пациента во время психологических трудностей, а также от искажения отношения к реальности, которое встречается всегда как при расстройствах характера, так и при более регрессивных психотических состояниях. В отрыве от всего остального тестирование реальности лишь в. редких случаях бывает важным для диагностики (Frosch, 1964). Как же проявляется тестирование реальности в ситуации структурного диагностического интервью?

1. Можно считать, что способность к тестированию реальности наличествует в том случае, когда мы видим, что у пациента нет и не было галлюцинаций или бреда, либо, если у него были галлюцинации или бред в прошлом, в настоящий момент он в полной мере способен критически к ним относиться, включая способность выражать озабоченность или удивление по поводу этих феноменов.

2. У пациентов, не имевших галлюцинаций или бреда, способность к тестированию реальности можно оценить на основе внимательного изучения неадекватных форм аффектов, мышления или поведения. Тестирование реальности выражается в способности пациента переживать эмпатию к тому, как терапевт воспринимает эти неадекватные явления, и – более тонко – в способности пациента переживать эмпатию к тому, как терапевт воспринимает взаимодействие с пациентом в целом. Структурное интервью, как я уже упоминал, предоставляет идеальные возможности для исследования тестирования реальности и, таким образом, помогает отличить пограничную личностную организацию от психотической.

3. По причинам, которые обсуждались выше, способность к тестированию реальности можно оценить при интерпретации примитивных механизмов защиты, действующих во время диагностического интервью при контакте пациента и терапевта. Улучшение функционирования пациента вследствие такой интерпретации отражает наличие способности к тестированию реальности, а мгновенное ухудшение после нее заставляет думать о потере этой способности.

Таблица 1 суммирует отличия между разными организациями личности по трем структурным параметрам: по степени интеграции идентичности, по преобладанию механизмов защиты и по способности к тестированию реальности.

Проверка реальности - это какое-либо действие, совершаемое для того, чтобы выяснить спите ли Вы в данный момент или бодрствуете. Проще говоря, проверка реальности - это тест, призванный дать ответ на один единственный вопрос: «Я сейчас сплю?»

Метод частых проверок реальности является одним из самых эффективных способов . Помимо этого он отлично тренирует проспективную память.

Эффективные способы проверки реальности

Ущипните себя . Это наверно один из самых известных тестов на реальность. Во сне Вы не почувствуете боли. Вместо нее Вы вероятно почувствуете особое ощущение, которое трудно описать словами. Но испытав его хоть раз, Вы уже ни с чем его не спутаете.

Попытайтесь проткнуть пальцем какой-нибудь объект . Обычно пытаются проткнуть свою собственную ладонь. Как Вы уже наверно поняли, во сне это не представит особого труда.

Попытайтесь вспомнить, что Вы делали последние 5-10 минут . Во сне Вам не удастся это сделать. Впрочем, если у Вас , то не удастся это сделать и в бодрствующем состоянии. Поэтому традиционно этот способ считается не самым надежным.

Сомкните губы и зажмите нос . Вы можете дышать в таком состоянии? Если да, то это сон.

Прочтите какую-нибудь надпись . Затем отвернитесь на мгновение и снова прочтите. Если это сон, то надпись изменится. Почему так происходит доподлинно не известно, но метод работает и причем достаточно эффективно.

Используйте наручные часы . Во-первых, во сне они скорее всего будут выглядеть иначе, чем в реальности. Во-вторых, во сне при каждом взгляде они будут показывать разное время (например, один раз посмотрели - они показывают 2 часа 10 минут, отвернулись, снова посмотрели - они показывают уже - 2 часа 40 минут). Если у Вас часы со стрелками, то они (стрелки) могут во сне занимать невозможные позиции (например, часовая указывает ровно на 3, а минутная ровно на 6, хотя должна на 12).

Попытайтесь взлететь . Если у Вас получилось, то естественно это сон!

Закройте один глаз и попытайтесь увидеть свой нос . Как это ни странно, но во сне с одним закрытым глазом (любым) увидеть свой нос не получится. Почему так происходит не понятно, но нам это и не важно. Главное что этот метод проверки реальности отлично работает.

Пересчитайте по одному количество пальцев на обеих руках . Если это сон, то возможны следующие варианты: Вы насчитаете больше/меньше десяти пальцев; в процессе пересчета руки начинают изменяться (менять форму, цвет и т.д.) Примечательно, что пересчитать во сне все пять пальцев на одной руке обычно не проблема (а вот если считать на обеих руках, то начинаются фокусы).

  1. Делайте проверку реальности как можно чаще в течении дня. Чем чаще Вы проверяете реальность, тем быстрее выработается привычка, и тем больше вероятность что Вы начнете делать это и во сне.
  2. Если постоянно делать один и тот же тест на проверку реальности, то через некоторое время он может утратить свою эффективность. То есть и во сне и наяву он будет давать один и тот же результат. В связи с вышесказанным рекомендуем за один раз делать сразу несколько тестов на проверку реальности и периодически менять их.
  3. Проанализируйте свои сны и выявите моменты или действия, которые часто бывают и во сне и наяву. Например, Вам часто снится, что Вы находитесь на своем рабочем месте и это так и в действительности. Приучите себя делать проверку реальности именно в эти моменты, тогда шансы осознать себя во сне многократно увеличатся.
  4. Делайте проверку реальности даже если на 100% уверены, что это не сон. Вы будете очень удивлены тем, что ошибаетесь очень часто!

Для пcихoлoгa poль пepвoй вcтpeчи c клиeнтoм cтoль жe вaжнoe coбытиe, кaк и для клиeнтa. Ha этoй вcтpeчe я кaк пcихoлoг oбязaтeльнo дoлжeн пpoвecти тoт или инoй вapиaнт диaгнocтики, чтoбы пoнять a) мoгy ли я пoмoчь чeлoвeкy в тoй пpoблeмe, c кoтopoй oн кo мнe oбpaтилcя? б) кaкиe мeтoды и тeхники я мoгy пoзвoлить ceбe пpимeнять в paбoтe? Oтвeты нa эти двa вoпpoca дaeт cтpyктypнoe интepвью, кoтopoe пpeдлoжил Oттo Кepнбepг.

Oпpeдeлeниe типa пcихики
Пepвooчepeднoй мoeй зaдaчeй являeтcя oпpeдeлить тип пcихики клинeтa. Oт этoгo зaвиcит, кaкиe тeхники я cмoгy пoзвoлить ceбe пpимeнять в paбoтe c чeлoвeкoм. Дaвaйтe пoдpoбнee пoгoвopим o тpeх типaх пcихики.

Oднa из ocoбeннocтeй взpocлeния cocтoит в тoм, чтo чeлoвeк пocтeпeннo нaчинaeт жить нe тoлькo миpoм вooбpaжaeмым, нo и peaльным. Mиp млaдeнцa пoлнocтью вooбpaжaeмый, и зaдaчa мaтepи кaк paз и cocтoит в тoм, чтoбы пoмoчь eмy вocпpинять peaльнocть, yчитывaть ee. Maть дocтигaeт этo зa cчeт тoгo, чтo дaeт cвoeмy млaдeнцy этoт миp мaлeнькими пopциями и тoлькo кoгдa oн гoтoв к этoмy (пoдpoбнee читaйтe paбoты Д. Bинникoттa).

Ho инoгдa чтo-тo мoжeт пoйти нe тaк. Инoгдa чeлoвeк в cилy кaких пpичин мoжeт тaк и ocтaтьcя жить в миpe вooбpaжaeмoм. Этo мoжeт cлyчитьcя ecли мaть нe нayчилa oтдeлять peaльнoe oт вooбpaжaeмoгo или peбeнoк cтoлкнyлcя c кaкoй-тo нeпpeoдoлимoй для ceбя cлoжнocтью: peaльнocти cтaлo вдpyг cлишкoм мнoгo, и oн нe cпpaвилcя. B этoм cлyчae мы гoвopим o пcихoтичecкoм типe пcихики, тo ecть o тoм cлyчae, кoгдa вooбpaжaeмoe зaмeщaeт peaльнocть (cюдa oтнocитcя, к пpимepy, шизoфpeния). И тoгдa мы гoвopим, чтo чeлoвeкy нe хвaтaeт тecтиpoвaния peaльнocти.

Дpyгиe люди дocтaтoчнo хopoшo “тecтиpyют peaльнocть”, тo ecть cпocoбны oтдeлять вooбpaжaeмoe oт peaльнoгo, cпocoбны oцeнивaть cвoи пocтyпки c тoчки зpeния пpaвил и нopм oбщecтвa, c тoчки зpeния дpyгих людeй. Этo yжe лyчшe для личнocти. Ho мoгyт вoзникнyть пpoблeмы c cпocoбнocтью cпpaвлятьcя co cвoeй aгpeccиeй и тpeвoгoй. B зaвиcимocти oт тoгo, в кaкoй мepe чeлoвeк ycпeшнo зaщищaeтcя oт этих cocтoяний, мы гoвopим либo o пoгpaничнoм типe пcихики, либo o нeвpoтичecкoм.

Oпpeдeлeниe мeтoдoв и тeхник
Для мeня кaк пcихoлoгa oчeнь вaжнo пoнять, чeлoвeк c кaким типoм пcихики oбpaтилcя кo мнe зa пoмoщью. Oт этoгo зaвиcит, кaкиe тeхники я cмoгy пoзвoлить ceбe иcпoльзoвaть в paбoтe. Пpинципиaльнo, кaк cпeциaлиcт пcихoaнaлитичecкoй opиeнтaции, в мoeм apceнaлe cлeдyющиe тeхники: экcпpeccивныe и интepпpeтaтивныe.

Пpи интepпpeтaтивных тeхникaх мoeй зaдaчeй cтaнoвитcя пoкaзaть клиeнтy cвязь eгo тeкyщих peaкций и cocтoяний c тeм, чтo пpoиcхoдилo в eгo жизни в пpoшлoм. К пpимepy, ecли клиeнт злитcя, я мoгy зaмeтить для нeгo, чтo, мoжeт быть, eгo злocь кo мнe нaпoминaeт злocть пo oтнoшeнию к eгo oтцy в дeтcтвe. Этo бyдeт интepпpeтaциeй злocти клиeнтa. Дaлee мы мoжeм иccлeдoвaть иcтoки злocти в дeтcтвe. Тaкaя тeхникa являeтcя ocнoвнoй пpи paбoтe c людьми, нaхoдящимиcя в нeвpoтичecких cocтoяниях. Тeхникa тaкжe гoдитcя и для paбoты c людьми пoгpaничнoй opгaнизaции.

Пpи paбoтe c чeлoвeкoм, имeющeй пoгpaничнyю opгaнизaцию личнocти, cлeдyeт дeлaть aкцeнт нe тoлькo нa интepпpeтaтивных тeхникaх, нo и экcпpeccивных. Для мнoгих людeй oгpoмнoй пoмoщью бyдeт дaть вoзмoжнocть им выpaзить ceбя, cвoи oчeнь интeнcивныe чyвcтвa. Кaк пpaвилo, этo чyвcтвa oтчaяния, oбиды, злocти, peвнocти и нeгoдaвaния. Зaдaчa тepaпeвтa - “выжить”. Bидя, чтo тepaпeвт cпocoбeн выдepжaть вce эти чyвcтвa клиeнтa, пocлeдний нaчинaeт пpeoбpaжaтьcя. Haчинaют пpoиcхoдить пoзитивныe нeoбpaтимыe измeнeния в пcихикe чeлoвeкa.

С людьми пcихoтичecкoй opгaнизaции нyжнo paбoтaть пoддepживaющими тeхникaми и быть oчeнь мягик. Oтмeчy, чтo зa paбoтy c людьми, имeющими “пcихoтичecкиe” cлoжнocти, я бpaтьcя нe гoтoв в cилy нe тaкoй хopoшeй тeхничecкoй пoдгoтoвки.

Для тoгo чтoбы пoнять, кaкoвa пcихичecкaя opгaнизaция клиeнтa, я пpимeняю cтpyктypнoe интepвью. Еcли вaм интepecнo, тo мoжeтe пoзнaкoмитьcя, кaкиe я бyдy зaдaвaть

Как невротическая, так и пограничная личностная организация, в отличие от психотической, предполагают наличие способности к тестированию реальности. Поэтому, если синдром диффузной идентичности и преобладание примитивных механизмов защиты позволяют отличить структуру пограничной личности от невротического состояния, тестирование реальности позволяет провести разделение между пограничной личностной организацией и серьезными психотическими синдромами. Тестирование реальности можно определить как способность различать Я и не-Я, отличать внутрипсихическое от внешнего источника восприятия и стимуляции, а также как способность оценивать свои аффекты, поведение и мысли с точки зрения социальных норм обычного человека. При клиническом исследовании о способности тестировать реальность нам говорят следующие признаки: (1) отсутствие галлюцинаций и бреда; (2) отсутствие явно неадекватных или причудливых форм аффектов, мышления и поведения; (3) если окружающие замечают неадекватность или странность аффектов, мышления и поведения пациента с точки зрения социальных норм обычного человека, пациент способен испытывать эмпатию к переживаниям других и участвовать в их прояснении. Тестирование реальности надо отличать от искажений субъективного восприятия реальности, которое может появиться у любого пациента во время психологических трудностей, а также от искажения отношения к реальности, которое встречается всегда как при расстройствах характера, так и при более регрессивных психотических состояниях. В отрыве от всего остального тестирование реальности лишь в. редких случаях бывает важным для диагностики (Frosch, 1964). Как же проявляется тестирование реальности в ситуации структурного диагностического интервью?

1. Можно считать, что способность к тестированию реальности наличествует в том случае, когда мы видим, что у пациента нет и не было галлюцинаций или бреда, либо, если у него были галлюцинации или бред в прошлом, в настоящий момент он в полной мере способен критически к ним относиться, включая способность выражать озабоченность или удивление по поводу этих феноменов.

2. У пациентов, не имевших галлюцинаций или бреда, способность к тестированию реальности можно оценить на основе внимательного изучения неадекватных форм аффектов, мышления или поведения. Тестирование реальности выражается в способности пациента переживать эмпатию к тому, как терапевт воспринимает эти неадекватные явления, и – более тонко – в способности пациента переживать эмпатию к тому, как терапевт воспринимает взаимодействие с пациентом в целом. Структурное интервью, как я уже упоминал, предоставляет идеальные возможности для исследования тестирования реальности и, таким образом, помогает отличить пограничную личностную организацию от психотической.

3. По причинам, которые обсуждались выше, способность к тестированию реальности можно оценить при интерпретации примитивных механизмов защиты, действующих во время диагностического интервью при контакте пациента и терапевта. Улучшение функционирования пациента вследствие такой интерпретации отражает наличие способности к тестированию реальности, а мгновенное ухудшение после нее заставляет думать о потере этой способности.

Таблица 1 суммирует отличия между разными организациями личности по трем структурным параметрам: по степени интеграции идентичности, по преобладанию механизмов защиты и по способности к тестированию реальности.

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СЛАБОСТИ ЭГО

Неспецифические проявления слабости Эго включают в себя неспособность переносить тревогу, отсутствие контроля над импульсом, а также отсутствие зрелых способов сублимирования.

Таблица 1. Особенности личностной организации

Эти признаки надо отличать от "специфических" аспектов слабости Эго – от тех, которые являются следствием преобладания примитивных защитных механизмов. Способность переносить тревогу характеризуется той степенью, в которой пациент может терпеть эмоциональное напряжение, превосходящее привычный для него уровень, и при этом не страдать от усиления симптоматики или не проявлять общего регрессивного поведения. Контроль над импульсом характеризуется той степенью, в которой пациент может переживать инстинктивное желание или сильные эмоции и при этом не действовать импульсивно, наперекор своим решениям и интересам. Эффективность сублимации определяется тем, насколько пациент может "инвестировать" себя в свои ценности, выходящие за рамки непосредственной выгоды или самосохранения, в частности тем, насколько он способен развивать творческие способности в сферах, не связанных с его воспитанием, образованием или полученными навыками.

Эти характеристики, отражающие структуры личности, прямо проявляются в поведении, о котором можно узнать, исследуя историю пациента. Неспецифические проявления слабости Эго помогают отличить пограничную личностную организацию и психозы от невротической структуры. Но в случае, когда предстоит отделить пограничную структуру от невротической, эти признаки не дают столь же ценных и ясных критериев, как интеграция идентичности и уровни организации защит. К примеру, многие нарциссические личности показывают гораздо меньше неспецифических симптомов слабости Эго, чем можно ожидать.

ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ ОТСУТСТВИЕ ИНТЕГРАЦИИ СУПЕР-ЭГО

Относительно хорошо интегрированное, но очень жесткое Супер-Эго свойственно невротическому типу организации личности. Для пограничной же и психотической организаций личности характерны нарушения интеграции Супер-Эго, а также наличие неинтегрированных предшественников Супер-Эго, в частности примитивных садистичных и идеализированных объект-репрезентаций. Об интеграции Супер-Эго можно судить по тому, в какой степени пациент идентифицируется с этическими ценностями, и по тому, является ли для него нормальное чувство вины значимым регулятором. Регуляция самоуважения с помощью чрезвычайно сильного переживания вины или депрессивные колебания настроения говорят о патологической интеграции Супер-Эго (что типично для невротической организации), в отличие от более спокойного, конкретно-ориентированного, самокритичного функционирования нормального человека в сфере этических ценностей. Признаками интегрированности Супер-Эго являются: то, в какой мере человек может регулировать свои действия на основе этических принципов; насколько он воздерживается от эксплуатации, манипуляции и жестокости по отношению к другому человеку; насколько он остается честным и морально цельным при отсутствии внешнего к тому принуждения. Для диагностики этот критерий представляет меньшую ценность, чем вышеописанные. Даже у пациентов с преобладающими примитивными защитными механизмами Супер-Эго может быть интегрированным, хотя и иметь садистическую природу – встречаются пациенты с пограничной личностной организацией, обладающие достаточно высокой степенью интегрированности Супер-Эго, несмотря на серьезную патологию в сферах интеграции идентичности, объектных отношений и организации защит. К тому же информацию относительно интегрированности Супер-Эго легче получить, изучая историю пациента или наблюдая пациента длительное время, чем в ходе диагностического интервью. Тем не менее степень интегрированности Супер-Эго имеет огромную ценность для прогноза, вот почему она является важнейшим структурным критерием в вопросе о показаниях или противопоказаниях для длительной интенсивной психотерапии. Фактически качество объектных отношений и качество функционирования Супер-Эго являются двумя наиболее важными критериями прогноза в структурном анализе.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТОВ

Характерные для пограничной личностной организации конфликты инстинктов проявляются лишь в процессе длительного терапевтического контакта, и их сложно определить во время диагностического интервью, тем не менее ради полноты картины тут приводится их описание.

Пограничная личностная организация представляет собой патологическое смешение генитальных и прегенитальных инстинктивных стремлений с преобладанием прегенитальной агрессии (Kernberg, 1975). Это объясняет причудливое или неадекватное сочетание импульсов сексуальности, зависимости и агрессии, которые мы видим при пограничной (и также при психотической) организации личности. То, что представляется хаотическим постоянством примитивных влечений и страхов, пансексуализмом пограничного пациента, является комбинацией разнообразных патологических решений этих конфликтов.

Надо также подчеркнуть, что существует огромное несоответствие между историей жизни пациента и его внутренними фиксированными переживаниями. При психоаналитическом исследовании таких пациентов мы открываем не то, что происходило в их внешнем мире, но то, как пациент переживал значимые объектные отношения в прошлом. Кроме того, мы и не должны принимать за чистую правду историю жизни пациента, о которой он рассказывает на первых встречах: чем тяжелее расстройство характера, тем меньше стоит доверять этой информации. При тяжелых нарциссических нарушениях, как и при пограничной личностной организации вообще, рассказ о ранних годах жизни часто бывает пустым, хаотичным или недостоверным. Только после нескольких лет терапии удается реконструировать внутреннюю генетическую последовательность событий (интрапсихические причины) и найти связь между ней и тем, как сам пациент сейчас переживает свое прошлое.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх