Детские сказки онлайн. Михаил михайлович пришвин "выскочка"

Главные героини рассказа Михаила Пришвина «Выскочка» — собака по кличке Вьюшка и глупая сорока. Вьюшка была родом из Сибири. Она умела охотиться и сторожить двор. Свои обязанности Вьюшка выполняла хорошо, мимо нее и муха незамеченной не пролетала.

Но однажды Вьюшку перехитрили сороки-воровки. От обеда Вьюшке перепало две косточки. Она вынесла их на улицу и стала грызть одну косточку, положив другую рядом. В этот момент к ней с разных сторон подлетели две сороки. Пока Вьюшка отвлеклась на одну из них, другая схватила лежавшую рядом с собакой косточку и унесла ее.

Сороки жили неподалеку и у них были уже взрослые птенцы. Когда с украденной косточкой было покончено, сороки решили утащить у Вьюшки и вторую косточку, которую собака еще грызла.

Крылатые воровки стали полукругом подбираться к Вьюшке, но одна из них, самая глупая и нетерпеливая, выскочила вперед и понеслась к собаке. Другие сороки пытались ее отозвать громким стрекотанием, но Выскочка их не слушала.

Она подскочила прямо к носу Вьюшки и попыталась обманом завладеть косточкой. Но собака разгадала ее планы и когда сорока схватила кость, вцепилась ей в хвост. Выронив добычу, Выскочка рванулась прочь, и ее хвост остался в зубах у собаки. Оставшись без хвоста, глупая сорока взлетела на дерево. Выскочка теперь совсем перестала походить на сороку без длинного хвоста.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пришвина «Выскочка» заключается в том, что глупость и несдержанность часто приводят к неприятностям. Сорока-выскочка решил в одиночку отобрать у собаки косточку, и поплатилась за чрезмерную самоуверенность.

Рассказ учит безосновательно не высовываться, а грамотно действовать в составе коллектива. Если бы сорока-выскочка не поторопилась, а действовала, как остальные сороки, она бы не пострадала.

В рассказе мне понравилась собака Вьюшка, которая перехитрила нахальную сороку и оставила воровку без хвоста.

Какие пословицы подходят к рассказу Пришвина «Выскочка»?

Глупая голова по ветру летает.
Не лезь вперед батьки в пекло.
Хитри, да хвост береги.

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Выскочка" Пришвин М. М. самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Сказка "Выскочка" Пришвин М. М. читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Н аша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.

Это у них значило:

– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.

Это у нее значило:

– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка» (на доске).

Цель: знакомство с произведением М.М Пришвина « Выскочка»

Образовательные задачи (предметные результаты):

  1. Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
  2. Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»

3. Учить определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.

4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

2. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательные задачи (личностные результаты):

  1. Воспитывать любовь к природе, Родине.
  2. Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;
  3. Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оборудование:

Техническая оснащенность: компьютер; проектор.

Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Меня зовут О.А., я у вас сегодня проведу урок литературного чтения.

Поприветствуйте наших гостей кивком головы.

Садитесь, сядьте ровно, спинки выпрямите, приготовьтесь слушать.

II. Актуализация знаний. (1,2,3 слайд)

– Ребята, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будите слушать, рассмотрите иллюстрации. (Звучит красивая музыка «Звуки природы», на доске иллюстрации – пейзажи, животные).

НА слайде «Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека» М.М. Пришвин.

Учитель: Что за звуки вы услышали?
(Я слышу звуки леса. А я пение птиц и дуновение ветра. Мне послышалось дыхание весны и шелест листьев).
Учитель: Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали? (Это слова о природе и о людях)

Верно, ребята. Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит более чутко, кто-то менее, кто-то вообще глух к этому. И очень я рада, что вы смогли услышать их.

Ребята, а работать мы с вами будем в группах. «Солнце», «Вода», «Трава», «Цветы». Все готовы. Молодцы. А следить за временем сегодня буду я.

Посмотрите внимательно на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? (рассказ детей о писателе по портрету каждая группа, а затем выступают). (4 слайд)

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ : - Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом он из обедневшей купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в природу своей родины: в ее красоту, в леса, поля, реки, горы. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

IV. Тема, цель урока.

- Как вы считаете, кто автор произведения, с которым мы будем знакомиться? (Пришвин).

1. Приём «Дешифратор» (карточка № 1).

Название произведения М.М. Пришвина, записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите. Придвиньте карточки под №1 и расшифруйте это название. Работаем группой. (Дети разгадывают название в группах). Молодцы.

Давайте подумаем, а какие цели (СЛАЙД 5 ) мы с вами поставим на урок? Обсудите их в группах. Пожалуйста, какая группа готова ответить. (выслушиваю ответы детей).

ИТОГ : Итак, ребята, тема нашего урока М. Пришвин «Выскочка», (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ) а цель урока (ПРОЧИТАТЬ НА СЛАЙДЕ 6 )- Знакомиться с новым произведением. Читать и понимать прочитанное.

Высказывать и доказывать собственное мнение. Уметь работать в группе.

2.Приём «Предложение»

По названию произведения предложите, о ком или о чём пойдёт речь? Молодцы.

Писатель дал своему произведению название «Выскочка». А как вы думаете, кого в народе называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание). Правильно, молодцы.

3.–Ребята, сейчас мы с вами проведём речевую разминку, и вы сможете отгадать, кто будут главными героями произведения .(7 слайд)

Читаем вместе со мной:

уаф – уаф – Франция

уон – уон - Япония

бау – бау - Англия

гау – гау - Вьетнам

гав – гав - Россия (Собака)

Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?

А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.

4. Работа со скороговоркой по группам. (8 слайд).

А теперь прочтите скороговорку, которую видите на экране про себя, и поработайте в группе, придвинув белую карточку. Отвечаем все вместе. (Три сороки – тараторки, Тараторили на горке.) ПРОВЕРИТЬ ВСЕ ГРУППЫ.

–Группа «Солнце». Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?

– Группа «Вода». Выделите голосом, что же делали сороки?

Группа «Трава». Прочитайте так, чтоб было понятно, где они тараторили?

Группа «Цветы». Покажите голосом, какие это были сороки?

(На ДОСКЕ)- Ребята, а как вы думаете, кто будет главными героями произведения? (собака, сорока).

IV. Первичное чтение.

(9 СЛАЙД) - Сейчас мы прочитаем произведение и ответим на вопрос: «Почему автор назвал его «Выскочка»?»

Ребята, кто будет помощником при чтении? Обсудите в группах и предложите . (учитель +уч-ся из каждой группы). Открыли страницу 14четвёртую.

V. Вопросы на первичное восприятие.

1.Прочитайте вопрос на слайде и обсудите в группах. (Почему произведение называется «Выскочка»? ) (Потому что одна сорока решила выделиться среди других, так зовут главную героиню).

ДЛЯ ВСЕХ: Учитель: Какой это рассказ, веселый или грустный? (этот рассказ весёлый).

Ребята, как вы считаете, от чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведётся от имени автора).

5. Физминутка

VII. Вторичное чтение.

Учитель: Итак, ребята, а теперь давайте мы прочитаем произведение еще раз. При чтении пользуйтесь карандашом, чтобы отметить яркие и важные события, описание героев, непонятные слова.

Словарная работа.

Какие слова вам были не понятными при чтении? Обсудите в группах.(обсуждают). СПРОСИТЬ, ИТАК, КАКИЕ ЖЕ СЛОВА ВАМ БЫЛИ НЕПОНЯТНЫ? (одна говорит, а другая может отвечать).

Работа в группах. (карточка № 2) Сами читаете вопрос и говорите ответ.

Придвиньте карточки №2. Прочитайте вопрос и обсудите в группах.

1 гр «Солнце»: - Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали?

Лайка приехала с берегов Сибирской реки Бии. Так ее прозвали. Бия - Бьюшка –Вьюшка).

Итак, группа «Солнце», вы готовы? Молодцы.

Учитель: Ребята, почему Бия написана с большой буквы? (Это название реки у нас в Алтайском крае. Протекает она, ребята, в г. Бийске. (Пишется с большой буквы, т.к. обозначает географическое понятие). (10 СЛАЙД)

ГРУППА «Вода», как вы ответили на свой вопрос?

2 гр «Вода»: Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

3 гр «Трава»: Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

4 гр «Цветы» : Какой была Выскочка? Сравните Выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором – шарик пёстрый с головой).

  1. Выборочное чтение в группах.

Ребята, найдите и зачитайте в рассказе самый напряжённый момент ? Обсудите в группах. Чья группа готова отвечать? С. (со слов..Только бы ещё одно мгновение..). А вы как считаете?

Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? (Выскочка поскакала дуром).

Что означает выражение «поскакала дуром»? (Бестолковый поступок). Кто готов?

Как вы понимаете крылатое выражение «в семье не без урода»? (Какой- то ни такой, как все; не все в семье похожи друг на друга, не все одинаковы, кто-то из членов семьи, может резко отличаться от родственников свойствами характера или внешность, чаще в плохую сторону).

Учитель: Какова главная мысль произведения? Обсудите в группах . (НЕ СЧИТАТЬ ДРУГИХ ГЛУПЕЕ СЕБЯ). А как вы считаете?

  1. Работа со всем классом. (ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ?)

Итак, ребята, какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание).

Что такое сострадание? (жалость, сочувствие к кому – нибудь).

Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему? Обсудите в группах.

Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.

VIII. Закрепление.

А сейчас мы с вами поработаем с таблицей. Придвиньте карточку №3.

1.Работа с таблицей в группах. (карточка № 3)

X. Домашнее задание:

Ребята, а кто из героев вам понравился больше всего? Почему?

Да, про сороку в народе очень много пословиц сложил народ, и я одну из них назову. СОРОКА НА ХВОСТЕ ВЕСТЬ ПРИНЕСЛА. Как вы понимаете?

И наша сорока принесла вам весточку о домашнем задании. (РАЗДАТЬ ПО ГРУППАМ). Как вы поняли д/з? А ваша группа? Группа «Цветы».

XI. Рефлексия: (НА ДОСКЕ)

Ребята, на парте у вас лежат символы ДВУХ цветов: лучики, капельки, лепестки, листочки. Выберите тот, который остался в вашей душе после сегодняшнего урока.

Если вам понравился урок, вы достигли целей, поставленных в начале урока, прикрепите яркий символ, если было трудно, не интересно – символ другого цвета. Работает каждый в группе. (ДЕТИ САМИ ПРИКРЕПЛЯЮТ К ДОСКЕ). Молодцы, хорошо потрудились на уроке. Посмотрите, какая яркая, радостная картина у нас получилась.

СОЛНЦЕ, ЦВЕТЫ, ТРАВА, ВОДА, БУДЬТЕ С НАМИ ВСЕГДА!

МОЛОДЦЫ. Мне понравилось с вами работать, и я считаю, что вы все сегодня заслужили оценку «5».Спасибо за урок. До свидания. (слайд 11)


Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.

Это у них значило:

– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.

Это у нее значило:

– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

План рассказа Выскочка

  1. Вьюшка получила подарок.
  2. Украденная косточка.
  3. Выскочка.
  4. Хитрость Вьюшки.
  5. Выскочка осталась без хвоста.

Текст рассказа Выскочка

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной - хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

Тра-та-та-та-та! - застрекотали все сороки.

Это у них значило:

Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

Тра-ля-ля-ля-ля! - ответила Выскочка.

Это у нее значило:

Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя - скок и подумают - наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, - гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут - сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Тест по рассказу Выскочка

после чтения рассказа предложите ребёнку пройти короткий тест

  1. Кто автор рассказа «Выскочка»
    А) А.И.Куприн
    Б) М.М.Пришвин
    В) К.Г.Паустовский
  2. Какой породы была собака Вьюшка?
    А) лайка
    Б) овчарка
  3. Откуда приехала Вьюшка?
    А) с р.Енисея
    Б) с р. Бии
    В) с о.Байкал
  4. Какую службу несла Вьюшка?
    А) охотилась
    Б) сторожила
    В) охраняла хозяина
  5. От какого слова произошла кличка собаки?
    А) «Бия»
    Б) «Байкал»
    В) «Виться»
  6. Как выглядела Вьюшка?
    А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок
    Б) ушки, как рожки, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок
    В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок
  7. Какая трава росла во дворе?
    А) майник
    Б) мурава
    В) медуница
  8. В какое время года происходят действия
    А) ранняя весна
    Б) зимний денёк
    В) поздняя осень
  9. Сколько сорок было в сорочьей семье?
    А) семь
    Б) шесть
    В) пять
  10. Что значит у сорок: - Тра-та-та-та-та!


    В) Скачу как хочу, лечу и молчу.
  11. Что значит у сорок: - Тра-ля-ля-ля
    А) Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
    Б) Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.
    В)Скачу как хочу, лечу и молчу.
  12. Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого в жизни называют «Выскочкой»?
    А) это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание
    Б) это человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.
    В) скачу куда хочу
  13. Нет в сорочьем быту большего сраму,…как
    А) как лишиться семьи
    Б) как остаться одной
    В) как лишиться хвоста.

Ответы на тест по рассказу Выскочка :
1-б, 2-а, 3-б, 4-б, 5-а, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а, 10-а, 11-б, 12-а,б, 13-в



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх