Малые детские инфекции. Наиболее распространенные детские заболевания

Детские инфекционные болезни известны с древности.

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, Древнего Египта указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей.

И только с 20-го века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний.

Детские инфекции - это группа инфекционных заболеваний , которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребёнку и способны приобретать эпидемическое распространение.

И, как правило, это происходит один раз, а стойкий иммунитет сохраняется на всю жизнь.

К детским инфекциям относятся: корь, краснуха, ветряная оспа (ветрянка), скарлатина, коклюш и эпидемический паротит (свинка).

Основным проявлением кори, краснухи, ветряной оспы и скарлатины является сыпь на коже, характер и последовательность появления которой различаются в зависимости от конкретного заболевания. Появлению сыпи практически всегда предшествует повышение температуры, слабость, головная боль.

Для инфекционного паротита (свинки) характерно увеличение и болезненность одной или двух околоушных желез - при этом лицо больного приобретает характерную грушевидную форму.

Основное проявление коклюша - типичные приступы спазматического кашля. При спазматическом приступе после свистящего вдоха следует серия коротких судорожных кашлевых толчков, которые без остановки следуют друг за другом на протяжении одного выдоха.

Некоторые из этих болезней (ветряная оспа, краснуха) в детском возрасте протекают относительно легко, другие - могут давать осложнения и иметь самые серьёзные последствия.

Однако наиболее тяжело и длительно детские инфекции протекают у людей, заболевших ими в зрелом возрасте. Вот почему считается, что детскими инфекциями лучше переболеть в детском возрасте.

Корь

Корь - вирусная инфекция, для которой характерна очень высокая восприимчивость.

Если человек не болел корью или не был привит от этой инфекции, то после контакта с больным заражение происходит практически в 100% случаев. Вирус кори отличается очень высокой летучестью.

Вирус может распространяться по вентиляционным трубам и шахтам лифтов - одновременно заболевают дети, проживающие на разных этажах дома. После контакта с больным корью и появлением первых признаков болезни проходит от 7 до 14 дней.

Заболевание начинается с выраженной головной боли, слабости, повышения температуры до 40° С.

Чуть позднее к этим симптомам присоединяются насморк, кашель и практически полное отсутствие аппетита. Очень характерно для кори появление конъюнктивита - воспаление слизистой оболочки глаз, которое проявляется светобоязнью, слезотечением, резким покраснением глаз, в последующем - появлением гнойного отделяемого.

Эти симптомы продолжаются от 2 до 4 дней. На четвёртый день заболевания появляется сыпь: мелкие красные пятнышки различных размеров (от 1 до 3 мм в диаметре), с тенденцией к слиянию.

Сыпь возникает на лице и голове (особенно характерно появление ее за ушами) и распространяется по всему телу на протяжении 3–4 дней. Для кори очень характерно то, что сыпь оставляет после себя пигментацию (темные пятнышки, сохраняющиеся нескольких дней), которая исчезает в той же последовательности, как появляется сыпь.

Корь достаточно легко переносится детьми, но при неблагоприятных условиях чревата серьёзными осложнениями. В их число входят воспаление легких (пневмония), воспаление среднего уха (отит).

Такое грозное осложнение как энцефалит (воспаление мозга), к счастью, происходит достаточно редко. Необходимо помнить о том, что после перенесенной кори на протяжении достаточно продолжительного периода времени (до 2-х месяцев) отмечается угнетение иммунитета, поэтому ребёнок может заболеть каким-либо простудным или вирусным заболеванием, поэтому нужно оберегать его от чрезмерных нагрузок, по возможности - от контакта с больными детьми.

После кори развивается стойкий пожизненный иммунитет. Все переболевшие корью становятся невосприимчивы к этой инфекции.

Краснуха

Краснуха - это вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем.

Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в одном помещении с ребёнком, являющимся источником инфекции. Краснуха по своим проявлениям очень похожа на корь, но протекает значительно легче. Инкубационный период (период от контакта до появления первых признаков болезни) длится от 14 до 21 дня.

Начинается краснуха с увеличения затылочных лимфоузлов и повышения температуры тела до 38° С.

Чуть позже присоединяется насморк, иногда и кашель. Через 2–3 дня после начала заболевания появляется сыпь. Для краснухи характерна сыпь мелкоточечная, розовая, которая начинается с высыпаний на лице и распространяется по всему телу. Сыпь при краснухе, в отличие от кори, никогда не сливается, может наблюдаться небольшой зуд. Период высыпаний может быть от нескольких часов, в течение которых от сыпи не остается и следа, до 2 дней.

В связи с этим может быть затруднена диагностика. Если период высыпаний пришелся на ночные часы и остался незамеченным родителями, краснуха может быть расценена как обычная вирусная инфекция. Осложнения после кори бывают редко.

После перенесенной краснухи также развивается иммунитет, повторное инфицирование происходит крайне редко.

Эпидемический паротит

Эпидемический паротит (свинка) - детская вирусная инфекция, характеризующаяся острым воспалением в слюнных железах.

Инфицирование происходит воздушно-капельным путем. Восприимчивость к этому заболеванию составляет около 50–60% (т. е. 50–60% бывших в контакте и неболевших и непривитых заболевает).

Свинка начинается с повышения температуры тела до 39° С и выраженной боли в области уха или под ним, усиливающейся при глотании или жевании. Одновременно усиливается слюноотделение. Достаточно быстро нарастает отек в области верхней части шеи и щеки. Прикосновение к этому месту вызывает у ребёнка выраженную боль.

Сама по себе эта болезнь не опасна. Неприятные симптомы проходят в течение 3–4 дней: снижается температура тела, уменьшается отек, проходит боль.

Однако достаточно часто эпидемический паротит заканчивается воспалением в железистых органах, таких как поджелудочная железа (панкреатит), половые железы.

Перенесенный панкреатит в некоторых случаях приводит к сахарному диабету.

Воспаление половых желез (яичек) чаще случается у мальчиков. Это существенно осложняет течение заболевания, а в некоторых случаях может закончиться бесплодием.

В особенно тяжёлых случаях свинка может осложниться вирусным менингитом (воспалением мозговой оболочки), который протекает тяжело, но не приводит к летальному исходу. После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет. Повторное инфицирование практически исключено.

Ветряная оспа

Ветряная оспа (ветрянка) - типичная детская инфекция. Болеют в основном дети раннего возраста или дошкольники.

Восприимчивость к возбудителю ветряной оспы (вирус, вызывающий ветряную оспу, относится к герпес-вирусам) тоже достаточно высока, хотя и не столь высока, как к вирусу кори.

Около 80% контактных лиц, не болевших ранее, заболевают ветрянкой.

Этот вирус тоже обладает высокой степенью летучести. Заразиться ребёнок может в том случае, если он не находился в непосредственной близости от больного. Инкубационный период составляет от 14 до 21 дня.

Заболевание начинается с появления сыпи. Обычно это одно или два красноватых пятнышка, похожих на укус комара. Располагаться эти элементы сыпи могут на любой части тела, но чаще всего впервые они появляются на животе или лице.

Обычно сыпь распространяется очень быстро: новые элементы появляются каждые несколько минут или часов. Красноватые пятнышки, которые вначале выглядят как комариные укусы, на следующий день приобретают вид пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. Пузырьки эти очень сильно зудят. Сыпь распространяется по всему телу, на конечности, на волосистую часть головы.

К концу первого дня заболевания ухудшается общее самочувствие, повышается температура тела (до 40° С и выше).

Тяжесть состояния зависит от количества высыпаний: при скудных высыпаниях заболевание протекает легко, чем больше высыпаний, тем тяжелее состояние ребёнка.

Для ветряной оспы не характерны насморк и кашель, но если элементы сыпи есть на слизистых оболочках глотки, носа и на конъюнктиве склер, то развивается фарингит, ринит и конъюнктивит из-за присоединения бактериальной инфекции.

Пузырьки через день-два вскрываются с образованием язвочек, которые покрываются корочками. Головная боль, плохое самочувствие, повышенная температура сохраняются до тех пор, пока появляются новые высыпания.

Обычно это происходит от 3 до 5 дней. В течение 5–7 дней после последних подсыпаний сыпь проходит.

Элементы сыпи необходимо смазывать антисептическими растворами (как правило, это водный раствор зелёнки или марганца). Обработка красящими антисептиками препятствует бактериальному инфицированию высыпаний, позволяет отследить динамику появления высыпаний.

Важно следить за тем, чтобы у малыша были коротко подстрижены ногти на руках (чтобы он не мог расчесывать кожу - расчесы предрасполагают к бактериальному инфицированию).

К осложнениям ветряной оспы относятся миокардит - воспаление сердечной мышцы, менингит и менингоэнцефалит (воспаление мозговых оболочек, вещества мозга), воспаление почек (нефрит).

К счастью, осложнения эти достаточно редки. После ветряной оспы, так же как и после всех детских инфекций, развивается иммунитет. Повторное заражение бывает, но очень редко.

Скарлатина

Скарлатина - единственная из детских инфекций, вызываемая невирусами, а бактериями (стрептококком группы, А).

Это острое заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Также возможно заражение через предметы обихода (игрушки, посуду). Болеют дети раннего и дошкольного возраста.

Наиболее опасны в отношении инфицирования больные в первые 2–3 дня заболевания. Скарлатина начинается очень остро с повышения температуры тела до 39° С, рвоты. Сразу же отмечается выраженная интоксикация, головная боль.

Наиболее характерным симптомом скарлатины является ангина, при которой слизистая зева имеет ярко-красный цвет, выражена отечность. Больной отмечает резкую боль при глотании. Может быть беловатый налет на языке и миндалинах. Язык впоследствии приобретает очень характерный вид («малиновый»): ярко-розовый и крупнозернистый.

К концу первого - началу второго дня болезни появляется второй характерный симптом скарлатины - сыпь. Она появляется сразу на нескольких участках тела, наиболее густо локализуясь в складках (локтевых, паховых).

Ее отличительной особенностью является то, что ярко-красная мелкоточечная скарлатинозная сыпь расположена на красном фоне, что создает впечатление общей сливной красноты. При надавливании на кожу остается белая полоска.

Сыпь может быть распространена по всему телу, но всегда остается чистым (белым) участок кожи между верхней губой и носом, а также подбородок. Зуд гораздо менее выражен, чем при ветряной оспе. Сыпь держится от 2 до 5 дней. Несколько дольше сохраняются проявления ангины (до 7–9 дней). Скарлатина также имеет достаточно серьёзные осложнения.

Скарлатиной болеют практически исключительно дети, потому что с возрастом человек приобретает устойчивость к стрептококкам. Переболевшие также приобретают стойкий иммунитет.

Розеола

Долгое время врачи не могли объяснить причину этой болезни. Возбудитель трёхдневной лихорадки (розеолы) был обнаружен сравнительно недавно. Им оказался вирус герпеса 6 типа.

Розеола начинается с повышения температуры до 38,5–40° С. Ребёнок становится вялым, у него пропадает аппетит, он часто плачет и капризничает. Немного увеличиваются лимфоузлы на шее. Иногда бывает насморк. Но при этом нет гнойных выделений из носа, а отек носоглотки проходит всего за несколько дней.

Через 3–4 дня малышу становится лучше, температура спадает. Однако спустя 10–12 часов после снижения температуры у малыша появляется мелкая розовая сыпь, как при краснухе, в основном на животе, спине и шее. Она держится от нескольких часов до 3–7 дней и при этом не доставляет ребенку беспокойства. Затем точки исчезают сами по себе, кожа остается гладкой.

Осложнения инфекции связаны с воздействием вируса на центральную нервную систему. Наиболее часто родители сталкиваются с судорогами.

Как только у вас возникло подозрение на ту или иную инфекцию у вашего малыша, необходимо обратиться к педиатру, который установит точный диагноз и назначит лечение.

Итак, если у вашего ребёнка:

1) Высокая температура (38° С и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость).
3) Появилась сыпь.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Другие симптомы на фоне высокой температуры.

Будьте внимательны, предпримите нужные меры, помогите своему малышу как можно легче перенести инфекцию.

Нравится

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Инфекционные болезни - это болезни, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи от заболевшего человека, животного здоровому человеку.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ У ДЕТЕЙ

Характеристика патогенных микроорганизмов

Все микроорганизмы, распространенные в природе, делят на патогенные (болезнетворные), способные вызывать различные заболевания, и непатогенные (сапрофитные), которые не вызывают заболеваний.

Существуют также условно- патогенные микроорганизмы, вызывающие заболевания только в определенных условиях при снижении устойчивости (резистентности) организма под влиянием неблагоприятных факторов.

В зависимости от формы все бактерии подразделяются на палочки (бациллы), кокки, имеющие круглую форму (стрептококки, стафилококки), вирусы, грибы, простейшие и т.д.

К числу важнейших свойств микроорганизмов относятсяпатогенность ивирулентность .

Под патогенностью понимают способность микроорганизма вызывать инфекционное заболевание, а под вирулентностью меру патогенности, которая различна у тех или иных болезнетворных микроорганизмов.

Тот или иной тип микроорганизмов вызывает строго определенный специфический вид заболевания, выделяя при этом токсины (экзо- и эндотоксин).

Экзотоксин выделяется при жизни клетки (бактерии столбняка, дифтерии, ботулизма). Они могут быть специфичны по своему влиянию на организм человека. Одни из них преимущественно действуют на ЦНС (токсины ботулизма, столбняка), а другие - на те или иные системы организма.

Эндотоксин выделяется при разрушении микробной клетки и вызывает общую интоксикацию.

Патогенные микроорганизмы в естественных условиях питаются за счет питательных веществ, находящихся в клетках и межклеточных жидкостях макроорганизма.

Все микроорганизмы по типу дыхания делятся на две группы: 1)аэробы , которые хорошо развиваются при наличии кислорода (дизентерийные бактерии, холерный вибрион и др.) и 2)анаэробы , которые хорошо размножаются только при отсутствии кислорода (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены и др.).

Изменчивость микроорганизмов

Под действием неблагоприятных для микроорганизмов факторов (физических и химических) в процессе жизнедеятельности может изменяться ряд их признаков и свойств, которые в ряде случаев могут закрепляться и передаются по наследству. Так образуются устойчивые к лекарственным препаратам и другим вредным воздействиям микроорганизмы, имеющие по сравнению с исходными формами ряд новых признаков: измененную антигенную структуру, пониженную вирулентность и др.

Изменчивость имеет большое практическое значение: изменяется клиническая картина заболеваний, затрудняются диагностика, лечение и профилактика; изменяется лекарственная устойчивость. Можно контролировать эту изменчивость, направлять ее с целью получения антигенных штаммов с определенными свойствами. Это используется при получении вакцин.

Инфекционный процесс у детей и его развитие

Инфекцией в биологическом смысле называют возникшее в процессе эволюции взаимоотношение между микро- и макроорганизмами, при котором микроорганизм обитает в макроорганизме. Применительно к человеку и высшим животным понятие «инфекция» означает состояние зараженности, проявляющееся в виде болезни или носительства.

Возбудитель (патогенный микроб), проникнув в организм человека, находит в нем оптимальные условия для питания, роста, размножения. В свою очередь организм человека, используя механизмы защиты, стремится воспрепятствовать проникновению микробов в свою внутреннюю среду, органы, ткани и ведет борьбу с возбудителем - болезнь не возникает. Если возбудитель проник во внутреннюю среду организма, но защитные силы организма воспрепятствовали развитию патологического процесса, развивается носительство.

Таким образом, сущностью инфекционного процесса является антагонистическое противоборство двух живых систем - организма человека с болезнетворными микробами. В тех случаях, когда сила воздействия микробов высока, а защитно-приспособительные механизмы человека оказываются не в состоянии противостоять их вредоносному воздействию, возникают повреждение анатомических структур и нарушение нормальной жизнедеятельности организма как целого, т. е. развивается клиническая картина болезни.

В течении инфекционной болезни различают следующие периоды развития: 1) инкубационный (скрытый); 2) начальный, или продромальный; 3) период основных проявлений болезни; 4) период выздоровления (реконвалесценция).

Период от момента проникновения микробов в организм до видимого проявления болезни называютинкубационным (скрытым ). Этот период в зависимости от характера возбудителя и состояния организма может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев. В этот период микробы размножаются в организме человека, не вызывая внешних болезненных проявлений. Знание продолжительности инкубационного периода различных болезней необходимо для определения сроков изоляции лиц, соприкасавшихся с больным (карантина).Начальный , илипродромальный ,период характеризуется общими проявлениями болезни, обусловленными симптомами интоксикации: недомогание, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д. Как правило, в этот период отсутствуют специфические симптомы болезни. Начало заболевания может быть острым или постепенным.

Период основных проявлений болезни характеризуется появлением специфических симптомов болезни. Так, характер температуры тела (температурная кривая) при многих заболеваниях типичен и является важным диагностическим признаком. При многих инфекционных болезнях появляется сыпь. Характер сыпи, ее локализация и время появления также являются важными диагностическими признаками. Жидкий стул, его характеристика, время появления, кашель, характер мокроты, наличие судорог и т.д. - важные симптомы при диагностике инфекционного заболевания.

Период реконвалесценции - это период, в котором происходят постепенное улучшение самочувствия больного, исчезновение симптомов заболевания, восстановление трудоспособности.

Эпидемический процесс у детей, его основные факторы и закономерности

Эпидемический процесс - это процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе. Он состоит из трех взаимодействующих звеньев: источник инфекции, механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания, восприимчивость населения. Без этих звеньев не могут возникнуть новые случаи заражения.

Источником инфекции является зараженный человек или зараженное животное. Они могут быть источником инфекции на протяжении болезни, в период выздоровления (реконвалесценции) и в период носительства. Предметы внешней средыне могут быть источниками инфекции, так как на них возбудители выживают ограниченный срок, а организм человека или животного для патогенных микробов является единственной и оптимальной средой для размножения.

Механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания это способ перехода возбудителя из зараженного организма в незараженный. Существует три фазы перемещения возбудителя: выделение из источника во внешнюю среду, пребывание во внешней среде и внедрение в новый организм.

Известны четыре основных механизма передачи инфекционных заболеваний, каждый из которых определяется первичной локализацией возбудителя в той или иной системе организма:фекально-оральный ,капельный (аэрогенный ),контактный игемоконтактный (гемотрансфузионный).

Элементы внешней среды, обеспечивающие переход возбуди теля из одного организма в другой, называются путями и факторами передачи.

Прифекально-оральном механизме возбудители выделяются в окружающую среду с испражнения. Путями передачи являются водный, пищевой контактно-бытовой а факторами передачи зараженные продукты питания, вода, грязные руки, предметы обихода и ухода за больным

Капельный механизм передачи возбудителя реализуется двумя основными путями передачи - воздушно-капельным и воздушно-пылевым. К факторам передачи относятся микроскопические капельки слизи больного пыль, на которую осели возбудители стойкие к высушиванию

Приконтактном механизме передач и возбудитель передается при непосредственном общении больного человека со здоровым (прямой контакт) или через зараженные патогенными микроорганизмами предметы окружающей среды (непрямой контакт) Факторами передачи могут быть зараженные вещи больного или изделия из кожи и шерсти больных животных

Гемоконтактный механизм передачи реализуется при попадании возбудителя непосредственно в кровь здорового человека Путями передачи могут быть переливание крови или ее компонентов, а факторами передачи - инфицированные инструменты, кровососущие насекомые в организме которых возбудитель дополнительно размножается (вши, комары, блохи, клещи),

Третьим звеном эпидемического процесса является восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Она характеризуетиндексом контагиозности - отношением числа заболевших к числу контактных, не болевших данной инфекцией. Индекс контагиозности выражается десятичной дробью или в процентах. Так, при кори этот показатель равен либо приближается к 1, или 100 %, что указывает на степень вероятности заболевания при контакте с источником инфекции. Следует учитывать, что иммунизация населения приводит к снижению индекса контагиозности.

Эпидемией называется значительное (в 3-20 раз) увеличение заболеваемости в данной местности или появление нескольких случаев заболевания, ранее не встречавшихся в данной местности. Можно говорить об эпидемии дизентерии, если из каждой 1000 населения города заболели 25-30 человек, и об эпидемии холеры или чумы, если в городе появился хотя бы один случай данного заболевания.

Необычно большую эпидемию, охватывающую многие области, страны и континенты, называютпандемией . Так, например, известны пандемии гриппа, сыпного тифа в 1918-1920 гг., холеры в 70-х годах прошлого столетия.

Для предупрежденияраспространения инфекционных болезней необходимо знать конкретные условия возникновения каждого случая заболевания. Это достигается регистрацией и учетом всех случаев инфекционных болезней. Получив извещение (карту экстренного извещения, сообщение по телефону), эпидемиолог организует эпидемиологическое обследование очага и намечает план мероприятий, направленный на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Он включает: выявление всех источников инфекции, механизма передачи данной болезни и возможных путей дальнейшего ее распространения, конкретные мероприятия дня обезвреживания источника инфекции, разрыва путей передачи инфекции и защиты восприимчивого коллектива .

Неспецифические факторы защиты. Иммунитет у детей

Организм человека обладает рядом средств, защищающих его от болезнетворных микробов. Здоровая кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, покрытые особыми клетками, имеющими постоянно двигающиеся кнаружи реснички (мерцательный эпителий), механически задерживают микробов на своей поверхности. Кроме того, губительное влияние на них оказывают химические вещества, выделяемые кожей и слизистыми оболочками. Одно из таких веществ - лизоцим. Оно хорошо изучено и обнаружено на коже, в слизи носа, слюне, слезной жидкости, кишечном соке, грудном молоке. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. В полости рта, носа, кишечника, влагалища постоянно присутствуют безвредные для человека микробы, которые также препятствуют размножению болезнетворных микробовВ случае, если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Однако и тут организм не остается безоружным, так как в сыворотке крови постоянно присутствует специальное защитное вещество алексин (от греч. alexin - защищаю) - особые клетки крови, в частности лимфоциты, захватывающие и переваривающие микробов, и др. Эту способность лимфоцитов впервые наблюдал выдающийся русский ученый И. И. Мечников. Он назвал эти клетки фагоцитами (пожирателями), а само явление захватывания и пожирания микробов -фагоцитозом .

Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными -антигенными - свойствами. Иммунитет - это очень сложный процесс, в образовании которого принимает участие ряд органов и тканей: вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные образования в кишечнике, ряд клеточных элементов крови и др.

Иммунитет, возникающий в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов или их ядов, носит название естественного, активного. Он достигается с помощью сложной системы взаимосвязанных защитных механизмов организма. Один из таких основных механизмов - образование так называемыхантител в ответ на проникновение в организм болезнетворных микробов или их ядов (токсинов). Антитела относятся к белкам (глобулинам), поэтому их образование тесно связано с общим белковым обменом организма, на который влияют функциональное состояние отдельных органов и тканей, гормоны, нервная система, особенности питания, факторы внешней среды. Этим объясняется различная степень способности к борьбе с болезнями у разных людей.

Они борются только с теми микробами, в ответ на присутствие которых в организме они образовались. Нейтрализация микробов антителами происходит разными способами: склеиванием, осаждением, растворением. В результате микробы и их яды обезвреживаются, человек выздоравливает, приобретая послеинфекционныйестественный иммунитет (невосприимчивость), предохраняющий его впоследствии на продолжительное время, а иногда и на всю жизнь от данной болезниИногда здоровые, закаленные люди, подвергаясь воздействию небольшого количества микробов или их ядов, не заболевая, приобретают к данным возбудителямбытовой иммунитет .

Невосприимчивость к тому или иному инфекционному заболеванию можно создать иискусственным путем , вводя в организм здорового человекавакцину (убитые или ослабленные микробы),анатоксин (ослабленный яд микробов),сыворотку крови предварительно иммунизированного против данной болезни животного или переболевшего этой болезнью человека.

При вакцинации - введении ослабленных или убитых микробов, а также их ядов организм, не заболевая типичной болезнью, активно вырабатывает против нее антитела. Такой вид искусственного иммунитета носит названиеактивного .

При введении сыворотки крови, содержащей готовые антитела, организм в их выработке активного участия не принимает. Такой вид иммунитета называетсяпассивным .

На образование активного иммунитета уходит несколько недель; пассивный иммунитет проявляется через несколько часов после введения сыворотки. Активный иммунитет сохраняется продолжительное время, а пассивный всего 2- 3 недели после введения сыворотки. Сыворотки чаще всего вводят для быстрого обезвреживания микробов и их токсинов, когда человек уже заболел или контактировал с больным.

Иммунопрофилактика у детей

Для профилактики наиболее опасных и часто встречающихся заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста на базе поликлиник и дошкольных учреждений проводится вакцинация с целью создания искусственного (приобретенного) иммунитета.

Все вводимые вакцины делят на 2 группы. К первой относятся прививочные материалы: живые, но ослабленные микроорганизмы, лишенные вирулентных свойств (против туберкулеза, полиомиелита, эпидемического паротита, кори), ко второй - препараты, которые называют убитыми вакцинами (коклюшная, дифтерийный анатоксин). Вакцинный препарат, изготовленный на основе одного вида микроорганизма или одного токсина, называетсямоновакциной . Сложные препараты, состоящие из двух, трех или более моновакцин, называютсяассоциированными вакцинами . К их числу относится широко применяемая для иммунизации против коклюша, дифтерии и столбняка адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС).

В настоящее время вышел приказ Минздрава РФ от 27.06.01 № 229 «0 национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям». В соответствии с национальным календарем прививок в Российской Федерации проводится вакцинация против следующих заболеваний: вирусного гепатита В, туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи .

Все поствакцинальные осложнения подразделяются на местные и общие.

Общая реакция характеризуется недомоганием и повышением температуры тела: реакция иногда имеет некоторое сходство с симптомами той болезни, против которой были сделаны прививки.

Местная реакция выражается в появлении на месте прививки припухлости, красноты и болезненности, иногда при этом припухают и соседние лимфатические железы.

И общая, и местная реакция обычно быстро проходят и легко переносятся, однако при появлении после прививки болезненных симптомов у ребенка его обязательно следует показать врачу. Консультация с врачом необходима еще и потому, что под влиянием прививки могут обостриться имеющиеся у ребенка хронические заболевания -очаговая реакция (воспаление среднего уха, почек и др.).

Вакцины вводят однократно или многократно в зависимости от типа препарата. Для поддержания стойкого иммунитета в соответствии с календарем прививок проводят повторное введение прививочного материала (ревакцинация).

В период проведения массовых прививок воспитатели должны активно помогать медицинскому персоналу. В каждой группе необходимо провести беседы с детьми о значении прививок для предупреждения инфекционных заболеваний.

– группа инфекционных заболеваний различной этиологии, протекающих с преимущественным поражением пищеварительного тракта, токсической реакцией и обезвоживанием организма. У детей кишечная инфекция проявляется повышением температуры тела, вялостью, отсутствием аппетита, болями в животе, рвотой, диареей. Диагностика кишечной инфекции у детей основана на клинико-лабораторных данных (анамнезе, симптоматике, выделении возбудителя в испражнениях, обнаружении специфических антител в крови). При кишечной инфекции у детей назначаются антимикробные препараты, бактериофаги, энтеросорбенты; в период лечения важно соблюдение диеты и проведение регидратации.

Наиболее часто регистрируются спорадические случаи кишечной инфекции у детей, хотя при пищевом или водном пути инфицирования возможны групповые и даже эпидемические вспышки. Подъем заболеваемости некоторыми кишечными инфекциями у детей имеет сезонную зависимость: так, дизентерия чаще возникает летом и осенью, ротавирусная инфекция - зимой.

Распространенность кишечных инфекций среди детей обусловлена эпидемиологическими особенностями (высокой распространенностью и контагиозностью возбудителей, их высокой устойчивостью к факторам внешней среды), анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы ребенка (низкой кислотностью желудочного сока), несовершенством защитных механизмов (низкой концентрацией IgA). Заболеваемости детей острой кишечной инфекцией способствует нарушение нормальной микробиоты кишечника, несоблюдение правил личной гигиены, плохие санитарно-гигиенические условия жизни.

Классификация

По клинико-этиологическому принципу среди кишечных инфекций, наиболее часто регистрируемых в детской популяции, выделяют шигеллез (дизентерию), сальмонеллез , коли-инфекцию (эшерихиозы), иерсиниоз , кампилобактериоз , криптоспоридиоз , ротавирусную инфекцию, стафилококковую кишечную инфекцию и др.

По тяжести и особенностям симптоматики течение кишечной инфекции у детей может быть типичным (легким, средней тяжести, тяжелым) и атипичным (стертым, гипертоксическим). Выраженность клиники оценивается по степени поражения ЖКТ, обезвоживания и интоксикации.

Характер местных проявлений при кишечной инфекции у детей зависит от поражения того или иного отдела ЖКТ, в связи с чем выделяют гастриты , энтериты , колиты , гастроэнтериты, гастроэнтероколиты, энтероколиты . Кроме локализованных форм, у грудных и ослабленных детей могут развиваться генерализованные формы инфекции с распространением возбудителя за пределы пищеварительного тракта.

В течении кишечной инфекции у детей выделяют острую (до 1,5 месяцев), затяжную (свыше 1,5 месяцев) и хроническую (свыше 5-6 месяцев) фазы.

Симптомы у детей

Дизентерия у детей

После непродолжительного инкубационного периода (1-7 суток) остро повышается температура (до 39-40° C), нарастает слабость и разбитость, снижается аппетит, возможна рвота. На фоне лихорадки отмечается головная боль, ознобы, иногда – бред, судороги , потеря сознания. Кишечная инфекция у детей сопровождается схваткообразными болями в животе с локализацией в левой подвздошной области, явлениями дистального колита (болезненностью и спазмом сигмовидной кишки, тенезмами с выпадением прямой кишки), симптомами сфинктерита. Частота дефекации может варьировать от 4-6 до 15-20 раз за сутки. При дизентерии стул жидкий, содержащий примеси мутной слизи и крови. При тяжелых формах дизентерии возможно развитие геморрагического синдрома, вплоть до кишечного кровотечения .

У детей раннего возраста при кишечной инфекции общая интоксикация преобладает над колитическим синдромом, чаще возникают нарушения гемодинамики, электролитного и белкового обмена. Наиболее легко у детей протекает кишечная инфекция, вызванная шигеллами Зоне; тяжелее - шигеллами Флекснера и Григорьеза-Шига.

Сальмонеллез у детей

Наиболее часто (в 90% случаев) развивается желудочно-кишечная форма сальмонеллеза, протекающая по типу гастрита, гастроэнтерита, гастроэнтероколита. Характерно подострое начало, фебрильный подъем температуры, адинамия, рвота, гепатоспленомегалия . Стул при сальмонеллезе жидкий, обильный, каловый, цвета «болотной тины», с примесями слизи и крови. Обычно данная форма кишечной инфекции заканчивается выздоровлением, однако у грудных детей возможен летальный исход вследствие тяжелого кишечного токсикоза.

Гриппоподобная (респираторная) форма кишечной инфекции встречается у 4-5% детей. При данной форме сальмонеллы обнаруживаются в посеве материала из зева. Ее течение характеризуется фебрильной температурой, головной болью, артралгией и миалгией, явлениями ринита , фарингита , конъюнктивита . Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечаются тахикардия и артериальная гипотония .

На тифоподобную форму сальмонеллеза у детей приходится 2% клинических случаев. Она протекает с длительным периодом лихорадки (до 3-4-х недель), выраженной интоксикацией, нарушением функции сердечно-сосудистой системы (тахикардией, брадикардией).

Септическая форма кишечной инфекции обычно развивается у детей первых месяцев жизни, имеющих неблагоприятный преморбидный фон. На ее долю приходится около 2-3% случаев сальмонеллеза у детей. Заболевание протекает крайне тяжело, сопровождается септицемией или септикопиемией, нарушением всех видов обмена, развитием тяжелых осложнений (пневмонии , паренхиматозного гепатита , отоантрита , менингита , остеомиелита).

Эшерихиозы у детей

Данная группа кишечных инфекций у детей крайне обширна и включает коли-инфекци, вызываемые энтеропатогенными, энтеротоксигенными, энтероинвазивными, энтерогеморрагическими эшерихиями.

Кишечная инфекция у детей, вызванная эшерихиями, протекает с субфебрильной или фебрильной температурой, слабостью, вялостью, снижением аппетита, упорной рвотой или срыгиваниями, метеоризмом. Характерна водянистая диарея (обильный, брызжущий стул желтого цвета с примесью слизи), быстро приводящая к дегидратации и развитию эксикоза. При эшерихиозе, вызываемом энтерогеморрагическими эшерихиями, диарея носит кровавый характер.

Вследствие обезвоживания у ребенка возникает сухость кожи и слизистых оболочек, снижается тургор и эластичность тканей, западает большой родничок и глазные яблоки, снижается диурез по типу олигурии или анурии.

Ротавирусная инфекция у детей

Обычно протекает по типу острого гастроэнтерита или энтерита. Инкубационный период в среднем длится 1-3 дня. Все симптомы кишечной инфекции у детей разворачиваются в течение одних суток, при этом поражение ЖКТ сочетается с катаральными явлениями.

Респираторный синдром характеризуется гиперемией зева, ринитом, першением в горле, покашливанием. Одновременно с поражением носоглотки развиваются признаки гастроэнтерита: жидкий (водянистый, пенистый) стул с частотой дефекаций от 4-5 до 15 раз в сутки, рвотой, температурной реакцией, общей интоксикацией. Длительность течения кишечной инфекции у детей – 4-7 дней.

Стафилококковая кишечная инфекция у детей

Различают первичную стафилококковую кишечную инфекцию у детей, связанную с употреблением пищи, обсемененной стафилококком, и вторичную, обусловленную распространением возбудителя из других очагов.

Течение кишечной инфекции у детей характеризуется тяжелым эксикозом и токсикозом, рвотой, учащением стула до 10-15 раз в день. Стул жидкий, водянистый, зеленоватого цвета, с небольшой примесью слизи. При вторичной стафилококковой инфекции у детей кишечные симптомы развиваются на фоне ведущего заболевания: гнойного отита , пневмонии, стафилодермии, ангины и пр. В этом случае заболевание может принимать длительное волнообразное течение.

Диагностика

На основании осмотра, эпидемиологических и клинических данных педиатр (детский инфекционист) может лишь предположить вероятность кишечной инфекции у детей, однако этиологическая расшифровка возможна только на основании лабораторных данных.

Главную роль в подтверждении диагноза кишечной инфекции у детей играет бактериологическое исследование испражнений, которое следует проводить как можно ранее, до начала этиотропной терапии. При генерализованной форме кишечной инфекции у детей проводится посев крови на стерильность, бактериологическое исследование мочи, ликвора.

Определенную диагностическую ценность представляют серологические методы (РПГА, ИФА, РСК), позволяющие выявлять наличие Ат к возбудителю в крови больного с 5-х суток от начала болезни. Исследование копрограммы позволяет уточнить локализацию процесса в ЖКТ.

При кишечной инфекции у детей требуется исключить острый аппендицит , панкреатит, лактазную недостаточность, дискинезию желчевыводящих путей и др. патологию. С этой целью проводятся консультации детского хирурга и детского гастроэнтеролога .

Лечение кишечной инфекции у детей

Комплексное лечение кишечных инфекций у детей предполагает организацию лечебного питания; проведение оральной регидратации, этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.

Диета детей с кишечной инфекцией требует уменьшения объема питания, увеличения кратности кормлений, использования смесей, обогащенных защитными факторами, употребление протертой легкоусвояемой пищи. Важной составляющей терапии кишечных инфекций у детей является оральная регидратация глюкозо-солевыми растворами, обильное питье. Она проводится до прекращения потерь жидкости. При невозможности перорального питания и употребления жидкости назначается инфузионая терапия: внутривенно вводятся растворы глюкозы, Рингера, альбумина и др.

Этиотропная терапия кишечных инфекций у детей проводится антибиотиками и кишечными антисептиками (канамицин, гентамицин, полимиксин, фуразолидон, налидиксовая кислота), энтеросорбентами. Показан прием специфических бактериофагов и лактоглобулинов (сальмонеллезного, дизентерийного, колипротейного, клебсиеллезного и др.), а также иммуноглобулинов (антиротавирусного и др.). Патогенетическая терапия предполагает назначение ферментов, антигистаминных препаратов; симптоматическое лечение включает прием жаропонижающих, спазмолитиков. В период реконвалесценции необходима коррекция дисбактериоза, прием витаминов и адаптогенов.

Прогноз и профилактика

Раннее выявление и адекватная терапия обеспечивают полное выздоровление детей после кишечной инфекции. Иммунитет после ОКИ нестойкий. При тяжелых формах кишечной инфекции у детей возможно развитие гиповолемического шока , ДВС-синдрома , отека легких , острой почечной недостаточности, острой сердечной недостаточности , инфекционно-токсического шока.

В основе профилактики кишечных инфекций у детей – соблюдение санитарно-гигиенических норм: правильное хранение и термическая обработка продуктов, защита воды от загрязнения, изоляция больных, проведение дезинфекции игрушек и посуды в детских учреждениях, привитие детям навыков личной гигиены. При уходе за грудным ребенком мама не должна пренебрегать обработкой молочных желез перед кормлением, обработкой сосок и бутылочек, мытьем рук после пеленания и подмывания ребенка.

Дети, контактировавшие с больным кишечной инфекцией, подлежат бактериологическому обследованию и наблюдению в течение 7 дней.

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха , ветряная оспа , коклюш , дифтерия , корь , скарлатина , эпидемический паротит , полиомиелит , пневмококковая инфекция , гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция , инфекционный мононуклеоз , острые респираторные заболевания , острые кишечные инфекции , острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Заболевание Начало заразного периода Заразен ли ребенок во время болезни Заразен ли ребенок после исчезновения жалоб (выздоровления)
Период в котором можно заразить других (заразный период)
Краснуха за 3-4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Корь за 4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Ветрянка с первых симптомов болезни весь период сыпи + 5 дней
Скарлатина с первых симптомов болезни первые дни болезни не заразен
Коклюш за день до появления симптомов болезни 1 неделя болезни = 90-100% «заразности», 2 нед.=65%, 3 нед. = 35%,
4 нед. = 10%
более 4 недель
Дифтерия с началом болезни – первыми симптомами 2 недели более 4 недель, «носительство» более 6 месяцев
Эпидемический паротит (свинка) за 1 – 2 дня до первых симптомов до 9 дней болезни не заразен
Полиомиелит за 1-2 дня до первых жалоб 3-6 недель
Гепатит А с 3 – 23 дня весь период желтухи, 1 месяц месяцы
Дизентерия с первых симптомов болезни весь период болезни 1 – 4 недели, месяцы
Сальмонеллез с первых симптомов болезни весь период болезни 3 недели, далее более года у 1 – 5% пациентов

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения : воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Инкубационный период при детских инфекциях

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный , что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

Однако, одним из частых проявлений детских инфекций является сыпь (инфекционная экзантема) . Именно сыпь является «пугающей визитной карточкой» инфекций у детей и требует правильной расшифровки. Сыпь может возникать одномоментно или поэтапно.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).


Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Менингококковая инфекция (менингококцемия) характеризуется появлением геморрагической сыпи сначала мелкой, а затем сливного характера в виде «звезд». Сыпь чаще появляется на ягодицах, голенях, руках, веках.

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Врач инфекционист Быкова Н.И.

Когда болеет ребенок, думаешь – лучше бы заболел сам. Спеша на помощь своим деткам, не занимайтесь самолечением. Некоторые болезни имеют особенность «маскироваться» под совершенно другие заболевания и тут без помощи специалиста не обойтись.

Какие бывают детские болезни

Одно из главных мест занимают — это наиболее частые детские болезни. Сразу после рождения ЖКТ малыша начинает работать в «новом режиме», и первые проблемы начинаются с всем известного плача от «газов в животике». Педиатры рекомендуют чаще выкладывать младенца на живот, сухое тепло, укропные капли, кормление по часам. К трем месяцам боли обычно проходят и благополучно забываются.

Если в начале жизни мы приучаем детей к режиму, то с течением времени, зачастую, все меняется. Нерегулярное питание, обилие продуктов плохого качества, напичканных всякими «Е», отражаются на ЖКТ ребенка возникающим гастритом.

Рефлюкс

Когда ребенок жалуется на боли в животе, страдает отрыжкой с неприятным запахом, можно подозревать рефлюкс – воспаление в пищеводе. Причина – забрасывание содержимого желудка обратно в пищевод, попадание желчи в желудок.

Запор и понос

Запор и – расстройства кишечника, связанные с неправильным питанием и стрессами. Даже есть такое понятие – «нервный желудок». Также могут быть следствием и инфекционного заболевания. Главное, найти причину и назначить соответствующее лечение. Если причина – инфекция, потребуется прием противомикробных препаратов.

Аутоиммунные заболевания происходят из-за сбоя в иммунной системе ребенка. Организм «борется» сам с собой. Нужна консультация и помощь врача иммунолога.

Ожирение у детей

Поистине болезнью века можно назвать детское ожирение. К сожалению, побочным эффектом компьютеризации стало, проведение детьми перед экраном монитора больше времени, чем на улице. Недостаток подвижных игр, обилие жирной и вредной пищи, состоящей из множества консервантов, является провоцирующим фактором. Чревато сахарным диабетом, заболеваниями печени, ИБС и даже ранним инфарктом и инсультом.

Такие органы пищеварения как желудок, толстый и тонкий кишечник, а также двенадцатиперстная кишка имеют ряд взаимосвязанных между собой болезней – , гастроэнтерит, энтероколит, дуоденит, язвенная болезнь.

Перечисленные болезни имеют общую симптоматику и причины возникновения.

Инфекционные заболевания у детей

Довольно разнообразны и заразны. С распространением вакцинации риск заболеть некоторыми болезнями практически сведен к нулю. Но, несмотря на это, знать об этих заболеваниях необходимо.

Вирусный паротит (свинка), скарлатина, полиомиелит, дифтерия. Довольно внушительный список. Источник заболеваний – вирус, передающийся от больного человека. Все заболевания имеют определенный инкубационный период – время развития болезни в организме. Инфекционные заболевания вовсе не безобидны, опасны осложнениями. Лечение проводится строго под наблюдением врача! От всех этих болезней делаются прививки, и не стоит пренебрегать ими.

Грипп

Если вышеописанными заболеваниями человек болеет один раз, то инфекция преследует нас на протяжении всей жизни. Укрепляйте иммунитет ребенка, закаливайте организм, запишите его в спортивную секцию, раз в год возите дитя к морю. Дизентерия – болезнь грязных рук. Не разрешайте детям есть немытые овощи и фрукты, обучайте правилам личной гигиены, не покупайте продукты в подозрительных товаров.

Заболевания мочевой системы

Дети, как и взрослые подвержены . Не редко родители приводят ребенка с жалобами на боль в почках, резь при мочеиспускании, кровянистые выделения. Как правило это симптомы таких заболеваний как, уретрит и другие. Своевременно начатое лечение позволит избежать осложнений, например камни в органах мочевой системы.

Болезни органов дыхания у детей

Пневмония – бактериальное с признаками ОРЗ. Своевременно начатое лечение – залог быстрого выздоровления. Не запускайте , всегда обращайтесь за медицинской помощью.

Возникает из-за распространения простуды на бронхи. Может протекать в легкой форме, а может, и в тяжелой, с высокой температурой. Сопровождается сильным сухим кашлем с отхождением мокроты или без, в зависимости от степени заболевания. Современные лекарственные препараты прекрасно справляются с данным заболеванием. Народная медицина тоже имеет в своем арсенале действенные рецепты.

Стоматологические заболевания

Стоматологические болезни детей – это заболевания слизистой оболочки рта. Низкая сопротивляемость к инфекциям, различные травмы, вирусы, являются причиной развития , заед. Болезни ротовой полости хорошо лечатся полосканием средствами народной медицины и медицинскими препаратами в домашних условиях.

Лор заболевания у ребенка

ЛОР болезни у детей могут возникнуть с первых дней жизни. Воспалительные заболевания могут возникнуть как осложнения инфекции. Часто , которые выражаются и , затягиваются из-за развивающегося , . Очень важно своевременно лечить заболевания ушей, горла и носа, так как существует опасность развития воспалительного процесса мозговой ткани, что может быть угрозой жизни. К таким заболеваниям относятся , воспаление и другие.

Мы рассмотрели список детских болезней наиболее частых, которые могут возникнуть с первого года жизни и приносят переживания родителям.

И напоследок. Чтобы дети меньше болели надо начинать заботиться об этом с первого дня жизни – не пренебрегайте грудным вскармливанием. Только с молоком матери ребенок получает все необходимые витамины, сильный иммунитет, сопротивляемость болезням.

Закаляйте ребенка, позвольте ему побегать босиком, не кутайте слишком тепло, не спешите при любом заболевании давать антибиотики. Дети – наше будущее. Пусть они будут здоровы и прекрасны!


Процесс привыкания к внешнему миру зачастую связан c проблемами, некоторые из которых имеют отношение к работе ЖКТ. Довольно часто у малышей наблюдается затруднение отхождения каловых масс, в простонародье именуемое запором. Неприятное явление требует тщательной...


Каждая женщина, ставшая матерью, беспокоится о здоровье малыша. Чаще всего маленьких детей и их родителей беспокоит проблема нерегулярного стула. Чтобы избавиться от подобной неприятности и облегчить процесс дефекации у ребенка необходимо использовать проверенное...


Отит – заболевание ушей, которое появляется преимущественно у детей. Рынок фармакологии предлагает значительное количество лекарственных препаратов, которые помогают бороться с этим недугом, на сегодняшний день. Одним из таких средств выступает Отипакс, рассмотрим...


Насморк – это один из симптомов простудного заболевания. Помимо жидких выделений из носа, у человека проявляется заложенность, которая мешает спать по ночам. Избавиться от этого состояния помогают специальные спреи или капли. Но бывают случаи, когда заложенность не...


Болезнь малыша – большой стресс для родителей. Привычный распорядок дня и процедуры подвергаются кардинальным изменениям, как только у младенца проявляются малейшие признаки заболевания: сокращается время прогулок, ограничивается двигательная активность крохи....


Все дети очень подвижны и любят проводить время на воздухе, где видят много интересного и удивительного. Но бывают обстоятельства, при которых время прогулки следует урезать, или на время отменить ее. Главнейшей причиной ограничений является болезнь. Необходимо ли...




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх