Образуются новые нейронные связи. Число нейронных связей в мозге улучшает качество жизни человека

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов - это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы - зоны контакта между нейронами . Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами . Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс .
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов.
При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками . Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз , но по мере обучения , когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее» , растет число синапсов и связей между нейронами .
Образуются новые нейронные микросети , в которые и «встраиваются» новые знания : убеждения, привычки, модели поведения . И тогда мы, наконец, чему-то научились . Эту способность мозга называют нейропластичностью . Именно число микросетей в мозгу , а не его объем или масса , имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект .

Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика - это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются . Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки . Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток , а истощение дендритов, - отростков нервных клеток , через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону . Если дендриты постоянно не стимулировать , то они атрофируются , теряя способность к проводимости , словно мышцы без физической нагрузки . Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение - наши привычки, - при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи . Так происходит встраивание нашего «автопилота» , но при этом страдает гибкость нашего мышления.

Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств ; выполнять обычные действия необычным способом , решать новые проекты , стараясь уходить от «автопилота» привычных схем . Привычка ослабляет способности мозга . Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления , новые задачи , новая информация , - одним словом - перемены .

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности - способности менять свою структуру .

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани , то есть той, из которой состоит эмбрион . Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью , воображением, визуализацией , изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей , которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг . Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга - преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении , которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры . Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети , "блок-схемы” , приспособленные для решения новых задач .

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це-лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере . Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями - это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую - это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка ”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга - нейробику , позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека - причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи . При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача - каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики стимуляция мозга . Заниматься нейробикой просто - нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств .

Например : проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего . Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым - поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики - постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра-бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем — и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи-мися ритуалами.

Зарядка очень проста в выполнении — делать ее можно практически в любое вре-мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум-ственной аэробики.

1 — НОВАЯ ОБСТАНОВКА . Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко — большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты - например, ходить на работу другой дорогой.

2 — НОВЫЕ ЗАПАХИ . Утром, сразу по-сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри-мер эфирные масла — это помогает «раз-будить» мозг.

3 — МНИМАЯ СЛЕПОТА . Упражнение на внимание и концентрацию — попробуй-те сориентироваться в комнате с закрыты-ми глазами (как вариант — примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 — ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино-гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша — правой.

5 — НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА . Почаще беритесь за работу, которую еще не при-ходилось выполнять — мозг быстро активи-зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз — хотя бы мысленно. Нейробика — очень хорошее упраж-нение - на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 — ЖУРНАЛЫ . Периодически поку-пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва-ших интересов — например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре-мени менять тему того, что читаете.

9 — НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР . Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 — НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша — ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы-га, заставьте себя все делать медленно.

Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?

Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти :

1) Чтение

2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок

3) Занятие спортом

4) Изучение иностранных языков

5) Пополнение словарного запаса

6) Выучивание текстов наизусть

7) Ведение дневника

Помимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.

Что такое нейробика

Нейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.

Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.

Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.

Упражнения на нейробику:

1) Меняем привычку и делаем все по-новому

То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.

Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.

Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.

Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.

Посещай новые места в городе, смени окружение.

Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй заставку монитора на компьютере. Увидев в магазине товар, на который ты прежде не обращал внимания, рассмотри его поближе, изучи надпись на упаковке.

Смело берись за новое дело. Находи новые увлечения или внеси что-то новое и необычное в свои старые занятия. Любишь экстремальные виды спорта - займись вязанием.

2) Меняй темп выполняемых тобой действий

То, что обычно делаешь медленно, выполняй в два раза быстрее, а то, что делаешь быстро, соответственно, наоборот.

3) Меняй ощущения

Задействуй в привычной для тебя ситуации другие органы чувств. Когда смотришь телевизор, выключи звук и наблюдай за тем, что происходит на экране. Попробуй угадать, о чем разговаривают люди, какие именно слова произносят.

В своей квартире походи с закрытыми глазами.

Попробуй определить достоинство монет на ощупь.

Таким образом ты заставишь обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти виды чувств обострятся.

4) Нестандартно мысли, подключая правое полушарие головного мозга

Переверни фотографии, которые ты постоянно видишь перед собой, вверх ногами. Привычные мыслительные "модели", натыкаясь на странное положение изображения, не сработают, и начнет работать правое полушарие.

Пиши нестандартные стихи.

Рисуй необычные рисунки.

Придумывай новые образы.

Давай новые, нестандартные ответы на привычные вопросы.

Сочиняй новые слова или умышленно ставь неправильное ударение в слове.

Придумывай свои анекдоты и шутки.

Игра на развитие правого полушария:

Раздели лист бумаги на две колонки, в каждой из них напиши любое слово. Под каждым из этих двух слов составь столбик из понятий, с которыми они у тебя ассоциируются. Затем соединяй в разном порядке слова из разных столбиков и сочиняй из них рассказ. Перебирай разные комбинации, фантазируй!

Нейробика не только разовьет твои мыслительные способности и позволит мозгу как можно дольше не стареть, но и внесет разнообразие в твою жизнь.

Учёные назвали 7 способов продлить молодость мозга, с помощью нескольких способов стимуляции работы мозга, мозговой активности.

Под руководством Стивена Смита Оксфордские эксперты проанализировали данные, полученные в рамках сотрудничества с международным проектом изучения мозга Human Connectome Project. Целью изучения этого проекта является составление подробной карты, на которой будет отражено, какая область головного мозга отвечает за определённые процессы в самом головном мозге (формирование памяти, мышления) и в организме человека, включая образование тех или иных заболеваний. Исследования по данному проекту пока не завершены, но уже достоверно известно, что многие производные от полноценного функционирования головного мозга: интеллект, память, эмоциональная составляющая - находятся в прямой зависимости от количества связей между нейронами (нервными клетками) .

Уже установлено, что для поддержания работоспособности головного мозга наиболее важную роль играют дальние нейронные связи, связывая отдалённые нейроны головного мозга, и являются определяющими в поддержании на должном уровне аналитических и мыслительных способностей.

Т.е. для увеличения нейронных связей, мозг нужно тренировать, как и тело, но нагружая не физической, а усиленной умственной деятельностью, например: изучение иностранных языков, решение логических задач различной сложности, выполнение упражнений развивающих память.

2. Усиленная деятельность опорно-двигательного аппарата

Ещё один из способов усиления нейронных связей - это усиленное стимулирование отделов мозга отвечающих за опорно-двигательный аппарат, утверждает один из участников проекта, - профессор Филипп Хайтович.

Таким образом можно не только усилить нейронные связи, но и улучшить физическую форму, поправить здоровье. Суть этого метода усиления нейронных связей заключается в овладении новыми, моторно-двигательными навыками обучаясь восточным единоборствам, танцам, катанию на роликах, лыжах, рисованию, вышиванию и т.д.

3. Ходьба задом наперёд и спуск, подъём по ступенькам

Канадские учёные из Университета Конкордия, который находится в Монреале, установили удивительный факт, чем дольше и чаще люди поднимались и спускались по лестницам многоэтажек, не пользуясь лифтом, тем меньше теряли серого вещества на определённом временном промежутке в рамках эксперимента, по сравнению с испытуемыми, которые для спуска и подъёма пользовались лифтом.

Как утверждает профессор, это вполне предсказуемо. Так, например некоторые китайцы преклонного возраста, стараются при любой удобной возможности стараются ходить задом наперёд, т.к. такой вид ходьбы способствует сохранению серого вещества и омоложению мозга. В чём же секрет такого способа передвижения? - Дело в том, что когда человек передвигается по горизонтальной плоскости или привычным способом ходьбы, то для мозга это привычно, а ходьба по ступенькам или задом наперёд требует нестандартной координации, т.к. мозгу приходится строить новые цепи нейронов, создавая новые нейронные связи. Благодаря такому способу передвижения моторная кора головного мозга и мозжечок всегда находятся в тонусе.

4. Целебный сон

Давно научно доказано, что именно во время сна происходит закрепление новых знаний и умений и восстановление организма. При этом нет разницы, дневной это сон или ночной, они одинаково полезны. Но для профилактики старения головного мозга дневной сон не так полезен, т.к. сон ночью соответствует суточным биоритмам человеческого организма, биологическим часам. Генетически так заложено, что восстановительные процессы в мозге и во всём организме происходят только ночью, - акцентирует внимание Филипп Хайтович. - Дневной сон не даст такого эффекта.

5. Мозг нуждается в тренировках, как и мускулатура

В наш век развития электронных технологий, мы всё чаще пользуемся различными гаджетами, без них никуда, но нейробиологи рекомендуют тренировать собственный мозг, давая технике передышку. Организм человека можно сравнить с машиной, если какие-то механизмы не используются долгое время, то начинают ржаветь и портиться.

Поэтому нужно стараться время от времени, периодически делать подсчёты и расчёты самостоятельно, отказавшись от смартфона с калькулятором, строить маршруты передвижения по городу без навигатора, и удерживать планы на день в голове, не пользуясь электронным календарём.

6. Общение, залог молодости мозга

Эволюционно так сложилось, что львиная доля наших мыслительных способностей предназначена для общения с себе подобными, - продолжает профессор Хайтович. А если мы избегаем общения с другими людьми, то мозг лишается получения привычной информации, в получении которой он нуждается, для которой он адаптирован. Что ускоряет процессы старения головного мозга.

7. Продукты полезные для мозговой активности

Продукты с содержанием омега-3 - это одни из самых полезных продуктов для работы мозга. Омега-3 в первую очередь содержится в жирных сортах рыб, обитающих в холодных океанических водах (рыба выращенная на рыбных фермах не годится) . Также много омега-3 содержится в печени трески, семенах льна, льняном масле, грецких орехах, кунжуте. Такой вид полиненасыщенных жирных кислот является профилактикой депрессии, нарушения памяти, инфарктов, инсультов, благотворно влияет на сердечнососудистую систему, улучшает состояние стенок кровеносных сосудов.

Гормоны влияют на механизмы образования эмоций и действие различных нейрохимических веществ, и, как следствие, участвуют в формировании устойчивых привычек. Автор книги «Гормоны счастья» заслуженный профессор Калифорнийского университета Лоретта Грациано Бройнинг предлагает пересмотреть шаблоны нашего поведения и научиться запускать действие серотонина, дофамина, эндорфина и окситоцина. T&P публикуют главу из книги о том, как самонастраивается наш мозг, реагируя на опыт и формируя соответствующие нейронные связи.

Лоретта Грациано Бройнинг

основатель Inner Mammal Institute, заслуженный профессор Калифорнийского университета, автор нескольких книг, ведет блог «Your Neurochemical Self» на сайте PsychologyToday.com

Перекладывая нейронные пути

Каждый человек рождается с множеством нейронов, но очень небольшим количеством связей между ними. Эти связи строятся по мере взаимодействия с окружающим нас миром и в конечном счете и создают нас такими, какие мы есть. Но иногда у вас возникает желание несколько модифицировать эти сформировавшиеся связи. Казалось бы, это должно быть легко, потому что они сложились у нас без особых усилий с нашей стороны еще в молодости. Однако формирование новых нейронных путей во взрослом возрасте оказывается неожиданно сложным делом. Старые связи настолько эффективны, что отказ от них создает у вас ощущение, что возникает угроза выживанию. Любые новые нервные цепочки являются весьма хрупкими по сравнению со старыми. Когда вы сможете понять, как трудно создаются в мозгу человека новые нейронные пути, вы будете радоваться своей настойчивости в этом направлении больше, чем ругать себя за медленный прогресс в их формировании.

Пять способов, с помощью которых самонастраивается ваш мозг

Мы, млекопитающие, способны в течение жизни создавать нейронные связи, в отличие от видов с устойчивыми связями. Эти связи создаются по мере того, как окружающий нас мир воздействует на наши органы чувств, которые посылают соответствующие электрические импульсы в мозг. Эти импульсы прокладывают нейронные пути, по которым в будущем быстрее и легче побегут другие импульсы. Мозг каждого отдельного человека настроен на индивидуальный опыт. Ниже приведены пять способов, с помощью которых опыт физически меняет ваш мозг.

Жизненный опыт изолирует молодые нейроны

Постоянно работающий нейрон с течением времени покрывается оболочкой из особого вещества, которое называется миелин. Это вещество значительно повышает эффективность нейрона как проводника электрических импульсов. Это можно сравнить с тем, что изолированные провода могут выдерживать значительно большую нагрузку, чем оголенные. Покрытые миелиновой оболочкой нейроны работают без затраты излишних усилий, что свойственно медленным, «открытым» нейронам. Нейроны с миелиновой оболочкой выглядят скорее белыми, чем серыми, поэтому мы разделяем наше мозговое вещество на «белое» и «серое».

В основном покрытие нейронов миелином завершается у ребенка к возрасту двух лет, по мере того как его тело научается двигаться, видеть и слышать. Когда рождается млекопитающее, в его мозгу должна сформироваться ментальная модель окружающего его мира, что предоставит ему возможности для выживания. Поэтому выработка миелина у ребенка максимальна при рождении, а к семи годам она несколько снижается. К этому времени вам уже не надо учить заново истины, что огонь обжигает, а земное тяготение может заставить вас упасть.

Если вы думаете, что миелин «зря расходуется» на усиление нейронных связей именно у молодых, то следует понимать, что природа устроила именно так по обоснованным эволюционным причинам. На протяжении большей части истории человечества люди заводили детей сразу по достижении половой зрелости. Нашим предкам нужно было успеть решить первоочередные насущные задачи, которые обеспечивали выживание их потомства. Во взрослом состоянии они больше использовали новые нейронные связи, чем перенастраивали старые.

С достижением периода полового созревания человека формирование миелина в его организме вновь активизируется. Это происходит из-за того, что млекопитающему предстоит осуществить новую настройку своего мозга на поиск наилучшего брачного партнера. Часто в период спаривания животные мигрируют в новые группы. Поэтому им приходится привыкать к новым местам в поисках пищи, а также к новым соплеменникам. В поисках брачной пары люди также нередко вынуждены перемещаться в новые племена или кланы и постигать новые обычаи и культуру. Рост выработки миелина в период полового созревания как раз всему этому и способствует. Естественный отбор устроил мозг таким, что именно в этот период он меняет ментальную модель окружающего мира.

Все, что вы целенаправленно и постоянно делаете в годы своего «миелинового расцвета», создает мощные и разветвленные нейронные пути в вашем мозгу. Именно поэтому так часто гениальность человека проявляется именно в детстве. Именно поэтому маленькие горнолыжники так лихо пролетают мимо вас на горных спусках, которые вы не можете освоить, сколько ни стараетесь. Именно поэтому таким трудным становится изучение иностранных языков с окончанием юношеского возраста. Будучи уже взрослыми, вы можете запоминать иностранные слова, но чаще всего вы не можете быстро подбирать их для выражения своих мыслей. Это происходит потому, что вербальная память концентрируется у вас в тонких, не покрытых миелином нейронах. Мощные миелинизированные нейронные связи заняты у вас высокой мыслительной деятельностью, поэтому новые электрические импульсы с трудом находят свободные нейроны. […]

Колебания активности организма в миелинизации нейронов могут помочь вам понять, почему у людей возникают те или иные проблемы в разные периоды жизни. […] Помните, что человеческий мозг не достигает своей зрелости автоматически. Поэтому часто говорят, что мозг у подростков еще не вполне сформировавшийся. Мозг «миелинирует» весь наш жизненный опыт. Так что если в жизни подростка будут иметь место эпизоды, когда он получает незаслуженное вознаграждение, то он накрепко запоминает, что награду можно получить и без усилий. Некоторые родители прощают подросткам плохое поведение, говоря, что «их мозг еще не полностью оформился». Именно поэтому очень важно целенаправленно контролировать тот жизненный опыт, который они впитывают. Если позволить подростку избегать ответственности за свои действия, то можно сформировать у него разум, который будет ожидать возможности уклонения от такой ответственности и в дальнейшем. […]

Жизненный опыт повышает эффективность работы синапса

Синапс - это место контакта (небольшой промежуток) между двумя нейронами. Электрический импульс в нашем мозгу может передвигаться только при том условии, что он достигает конца нейрона с достаточной силой, чтобы «перепрыгнуть» через этот промежуток к следующему нейрону. Эти барьеры помогают нам фильтровать на самом деле важную входящую информацию от не имеющего значения так называемого «шума». Прохождение электрического импульса через синаптические промежутки - это очень сложный природный механизм. Его можно представить себе так, что на кончике одного нейрона скапливается целая флотилия лодок, которая транспортирует нейронную «искру» в специальные приемные доки, имеющиеся у рядом расположенного нейрона. С каждым разом лодки лучше справляются с транспортировкой. Вот почему получаемый нами опыт увеличивает шансы передачи электрических сигналов между нейронами. В мозге человека имеется более 100 триллионов синаптических связей. И наш жизненный опыт играет важную роль, чтобы проводить по ним нервные импульсы так, чтобы это соответствовало интересам выживания.

На сознательном уровне вы не можете решать, какие именно синаптические связи вам следует развивать. Они формируются двумя основными способами:

1) Постепенно, путем многократного повторения.

2) Одномоментно, под воздействием сильных эмоций.

[…] Синаптические связи строятся на основе повторения или эмоций, пережитых вами в прошлом. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в ваш мозг благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям. Когда модель окружающего мира соответствует той информации, которая содержится в ваших синаптических связях, электрические импульсы пробегают по ним легко, и вам кажется, что вы вполне в курсе происходящих вокруг вас событий.

Нейронные цепочки формируются только за счет активных нейронов

Те нейроны, которые активно не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка. Как ни странно, это способствует развитию его интеллекта. Сокращение числа активных нейронов позволяет малышу не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, что свойственно новорожденному, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Двухлетний малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения типа знакомого лица или бутылочки с его любимой едой. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например драчливый товарищ по играм или закрытая дверь. Юный мозг полагается уже на свой небольшой жизненный опыт в том, что касается удовлетворения нужд и избегания потенциальных угроз.

Как бы ни строились нейронные связи в мозге, вы ощущаете их как «истину»

В возрасте от двух до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается. Это заставляет его соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. Тесно переплетенные нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта. Мы создаем их, разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. Таким образом, к семи годам мы обычно четко видим то, что уже однажды видели, и слышим уже однажды услышанное.

Вы можете подумать, что это плохо. Однако подумайте над ценностью всего этого. Представьте себе, что вы солгали шестилетнему ребенку. Он верит вам, потому что его мозг жадно впитывает все, что ему предлагается. Теперь предположите, что вы обманули ребенка восьми лет. Он уже подвергает ваши слова сомнению, потому что сравнивает поступающую информацию с уже имеющейся у него, а не просто «проглатывает» новые сведения. В возрасте восьми лет ребенку уже труднее формировать новые нейронные связи, что толкает его на использование уже имеющихся. Опора на старые нейронные цепочки позволяет ему распознать ложь. Это имело огромное значение с точки зрения выживания для того времени, когда родители умирали молодыми и детям с малых лет приходилось привыкать заботиться о себе. В юные годы мы формируем определенные нейронные связи, позволяя другим постепенно угасать. Некоторые из них исчезают, как ветер уносит осенние листья. Это помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целенаправленным. Конечно, с возрастом вы получаете все новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют активные электрические пути. Например, если наши предки рождались в охотничьих племенах, то быстро набирали опыт охотника, а если в племенах землепашцев - сельскохозяйственный опыт. Таким образом мозг настраивался на выживание в том мире, в котором они реально существовали. […]

Между активно используемыми вами нейронами образуются новые синаптические связи

Каждый нейрон может иметь много синапсисов, потому что у него бывает много отростков или дендритов. Новые отростки у нейронов образуются при его активной стимуляции электроимпульсами. По мере того как дендриты растут в направлении точек электрической активности, они могут приблизиться настолько, что электрический импульс от других нейронов может преодолеть расстояние между ними. Таким образом рождаются новые синаптические связи. Когда подобное происходит, на уровне сознания вы получаете связь между двумя идеями, например.

Свои синаптические связи вы ощущать не можете, но легко можете увидеть это в других. Человек, любящий собак, смотрит на весь окружающий мир через призму этой привязанности. Человек, увлеченный современными технологиями, все на свете связывает с ними. Любитель политики оценивает окружающую реальность политически, а религиозно убежденный человек - с позиций религии. Один человек видит мир позитивно, другой - негативно. Как бы ни строились нейронные связи в мозге, вы не ощущаете их как многочисленные отростки, похожие на щупальца осьминога. Вы ощущаете эти связи как «истину».

Рецепторы эмоций развиваются или атрофируются

Для того чтобы электрический импульс мог пересечь синаптическую щель, дендрит с одной стороны должен выбросить химические молекулы, которые улавливаются специальными рецепторами другого нейрона. Каждое из нейрохимических веществ, вырабатываемых нашим мозгом, имеет сложную структуру, которая воспринимается только одним специфическим рецептором. Она подходит к рецептору, как ключ к замку. Когда вас захлестывают эмоции, то вырабатывается больше нейрохимических веществ, чем может уловить и обработать рецептор. Вы чувствуете себя ошеломленным и дезориентированным до тех пор, пока ваш мозг не создаст больше рецепторов. Так вы адаптируетесь к тому, что «вокруг вас что-то происходит».

Когда рецептор нейрона продолжительное время неактивен, он исчезает, оставляя место для появления других рецепторов, которые могут вам понадобиться. Гибкость в природе означает, что рецепторы у нейронов должны либо использоваться, либо они могут потеряться. «Гормоны радости» постоянно присутствуют в мозге, осуществляя поиск «своих» рецепторов. Именно так вы и «узнаете» причину своих позитивных ощущений. Нейрон «срабатывает», потому что подходящие молекулы гормонов открывают замок его рецептора. А затем на основе этого нейрона создается целая нейронная цепь, которая подсказывает вам, откуда ожидать радости в будущем.

Изображения: © iStock.

Наш мозг пластичен - новые нейронные связи способны формироваться и во взрослом возрасте. Более того, с помощью специальных упражнений мы можем стимулировать развитие этих связей и тренировать определенные участки и функции мозга. Американский психиатр Дэниел Сигел в книге «Майндсайт: новая наука о личной трансформации», недавно вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» , рассказывает о способах наблюдения за собственным сознанием, позволяющих вносить в свое мышление изменения на нейробиологическом уровне. «Теории и практики» публикуют отрывок из книги.

Когда я впервые увидел Джонатана, ему только исполнилось шестнадцать и он учился в десятом классе. Он вошел в кабинет шаркающей походкой, его джинсы низко висели на бедрах, а длинные светлые волосы падали на глаза. Он сказал, что последние пару месяцев ему было плохо и грустно и периодически ни с того ни с сего он начинал плакать. Я узнал, что у него в школе была компания близких друзей, а с учебой не возникало проблем. Он равнодушно, почти пренебрежительно сказал, что дома все было нормально: старшая сестра и младший брат его доставали, а родители раздражали, как и всегда. Казалось, что ничего необычного в жизни Джонатана не происходило. И все же что-то определенно шло не так. Слезы и плохое настроение сопровождались у Джонатана неконтролируемыми приступами ярости. Рядовые ситуации, когда, например сестра опаздывала или брат брал его гитару без разрешения, вызывали у него сильнейший гнев. Просто находясь рядом с Джонатаном, я ощущал его отчаяние и моральное истощение. Он признался, что также замечал у себя проблемы со сном, пониженный аппетит и суицидальные мысли. Но я определил, что пока Джонатан не предпринимал попыток самоубийства и не планировал их.

Внезапные вспышки гнева могли говорить о раздражительности как об одном из главных признаков глубокой депрессии, особенно у детей. Но они с тем же успехом относятся к симптоматике биполярного расстройства, часто передающегося по наследству и нередко проявляющегося в подростковом возрасте.

Поначалу биполярное расстройство практически невозможно отличить от так называемой униполярной депрессии, в ходе которой настроение только падает. Однако при биполярном расстройстве депрессия чередуется с оживленным, или с активированным, состоянием мании. При мании взрослые и подростки расточительны и иррациональны, они страдают от сильных перепадов настроения, ощущают преувеличенное чувство собственной важности и силы, сниженную потребность во сне, повышенное влечение как к еде, так и к сексу. Отличать униполярное расстройство от биполярного нужно для того, чтобы подобрать подходящий курс лечения, поэтому я часто консультируюсь по поводу этого диагноза. В случае Джонатана я привлек даже двух коллег, и они оба согласились, что биполярное расстройство весьма вероятно.

С точки зрения устройства мозга биполярное расстройство характеризуется сильной дисрегуляцией: человеку сложно поддерживать эмоциональный баланс из-за проблем с координацией и устойчивостью каналов мозга, ответственных за настроение. Как вы уже знаете, подкорковые участки влияют на наши чувства и настроение, формируют мотивацию и поведение. Префронтальная кора, находящаяся прямо над подкорковыми участками, контролирует нашу способность уравновешивать эмоции.

Регулирующие каналы мозга могут отказывать по ряду причин, некоторые из них относятся к генетике или конституциональным, то есть неприобретенным аспектам темперамента. Согласно одной из современных теорий, у людей с биполярным расстройством наблюдаются структурные особенности соединения регулирующих префронтальных каналов с расположенными ниже лимбическими долями, отвечающими за формирование эмоций и настроения.

«Помимо концентрированного внимания существуют и другие факторы, содействующие нейропластичности: аэробные физические упражнения и эмоциональное возбуждение»

Иногда одна только психотерапия может повлиять на механизм работы мозга. Я рассказал Джонатану и его семье, что, согласно недавним исследованиям, хронические рецидивные эпизоды депрессии предотвращаются благодаря терапии, построенной на древней технике осознанной медитации. Правда, я не нашел похожих опубликованных работ об использовании осознанности у пациентов с биполярным расстройством, но у меня были основания для осторожного оптимизма. Контролируемые клинические исследования показали, что осознанность - важная составляющая успешного лечения многих заболеваний, характеризующихся хронической дисрегуляцией, включая тревожное расстройство, наркозависимость и пограничное расстройство личности.

Я не знал, поддастся ли расстройство Джонатана такому типу лечения, но готовность семьи попробовать и их обеспокоенность побочными эффектами препаратов убедили меня, что попытаться стоит. Я заручился согласием Джонатана и его родителей, и мы договорились, что, если осознанная медитация не стабилизирует настроение Джонатана в течение нескольких недель, мы перейдем к медикаментам.

Я объяснил Джонатану, что изменение структур мозга происходит в результате ответной реакции на определенный опыт, и новые ментальные навыки развиваются благодаря целенаправленным усилиям, осознанному вниманию и концентрации. Новые впечатления провоцируют активность нейронов, которая, в свою очередь, приводит к выработке протеинов, создающих новые связи между нейронами, и миелина - липидной оболочки, ускоряющей процесс передачи нервных импульсов. Этот процесс и называется нейропластичностью. Помимо концентрированного внимания существуют и другие факторы, содействующие нейропластичности: аэробные физические упражнения и эмоциональное возбуждение.

По всей видимости, аэробные нагрузки полезны не только для нашей сердечно-сосудистой и опорно-двигательной, но и для нервной системы. Мы более эффективно учимся, когда физически активны.

Когда мы концентрируемся на чем-то, наше внимание мобилизует когнитивные ресурсы, напрямую вызывая активность нейронов на соответствующих участках мозга. Исследования также показали, что у животных, которых поощряли за услышанные звуки, существенно увеличились слуховые центры мозга, а у тех, кого поощряли за увиденные зрительные образы, увеличивались визуальные центры. Это значит, что нейропластичность активируется не только сенсорными импульсами, но самим вниманием и эмоциональным возбуждением. Последнее наблюдается, когда животных поощряют за услышанное или увиденное или когда мы занимаемся чем-то важным с нашей точки зрения. Если мы не вовлечены эмоционально, получаемый опыт становится менее запоминающимся, а трансформация в структурах мозга менее вероятна.

Мы начали занятия, направленные на тренировку навыков осознанности. Идея была в том, что эти техники создают временное состояние активации мозга каждый раз, когда мы их повторяем. При регулярном повторении краткосрочные состояния становятся долгосрочными и постоянными. Так благодаря практике осознанность превращается в черту характера. Вот простая диаграмма, которую я нарисовал Джонатану, чтобы он визуально представил процесс концентрации внимания. Я назвал ее колесом осознанности.

Представьте себе колесо велосипеда, у которого в центре ось, а от нее к ободу расходятся спицы. Обод - это все, на что мы можем обращать внимание: мысли и чувства, восприятие окружающего мира или ощущения в теле. Ось - это внутреннее пространство сознания, из которого исходит осознанность. Спицы указывают направление внимания на определенную часть обода. Осознанность сосредоточена на оси колеса, и мы концентрируем внимание на различных объектах - точках на ободе. Ось служит метафорой префронтальной коры.

Если вы сравнительно недавно занимаетесь тренировкой осознанного внимания, вам будет полезно сравнить его с освоением музыкального инструмента. Поначалу вы концентрируетесь на определенных элементах: на струнах, клавишах или мундштуке. Потом вы отрабатываете основные навыки: играете гам-мы или аккорды, последовательно сосредоточиваясь на каждой ноте. Целенаправленная и регулярная практика позволяет выработать новую способность. Она на самом деле укрепляет участки мозга, требуемые для нового вида деятельности.

«Если вы сравнительно недавно занимаетесь тренировкой осознанного внимания, вам будет полезно сравнить его с освоением музыкального инструмента»

Тренировка осознанности тоже помогает выработать умение - ставить цель и идти к ней, - только в роли музыкального инструмента выступает сознание. Это развивается посредством наблюдения и способствует стабилизации и удержанию внимания. Следующий шаг состоит в том, чтобы научиться отличать качество осознанности от объекта внимания. Мы с Джонатаном начали этот этап со «сканирования» тела.

Ему нужно было лежать на полу и концентрировать внимание на называемой мною части тела. Мы последовательно двигались от пальцев ног к носу, периодически останавливаясь, чтобы он заметил конкретные ощущения. Когда Джонатан отвлекался, ему нужно было отметить, что его отвлекло, отпустить это и вновь сосредоточиться, так же как он делал с дыханием. Погружение в телесные ощущения направляло его внимание к новому участку на ободе колеса осознанности. Он находил области напряжения или расслабления и замечал, на что отвлекался, передвигаясь внутри сектора колеса, где располагается шестое чувство.

Затем я научил Джонатана медитации в движении: он делал двадцать медленных шагов по комнате, концентрируясь на ступнях или голенях и используя аналогичный подход. Когда Джонатан понимал, что отвлекся, он просто возвращал внимание обратно. Это готовило почву для объективности. Объект сосредоточения менялся с каждой практикой, но ощущение осознанности оставалось прежним.

Вот одна из дневниковых записей Джонатана того времени: «Я понял удивительную вещь - я прямо ощущаю это изменение - у меня появляются мысли и чувства, иногда сильные и нехорошие. Раньше я думал, что в этом весь я, но сейчас понимаю, что это просто не определяющие меня впечатления». Другая заметка описывала, как Джонатан однажды разозлился на брата. «Я был просто вне себя от гнева. Но потом я заставил себя выйти на улицу. Гуляя во дворе, я практически почувствовал эту границу в моей голове: одна часть сознания все видела и понимала, а другая была под каблуком у чувств. Было очень странно. Я понаблюдал за дыханием, но не уверен, что не без толку. Позже я, кажется, успокоился. Мне показалось, что я перестал воспринимать собственные чувства слишком серьезно».

В качестве домашнего задания Джонатан попеременно работал с дыханием, «сканированием» тела и медитацией в движении. Но в какой-то момент его раздражение вернулось в новой форме. Он рассказал, что иногда у него появляется сильнейшая «головная боль», своеобразный «голос», твердящий ему, что он должен чувствовать и делать и что он неправильно медитирует и вообще ни на что не годен.

Я напомнил Джонатану, что эти суждения - всего лишь деятельность его сознания, и убедил его, что он не одинок: у многих людей имеется внутренний оценивающий и критикующий голос. Но для следующего шага Джонатану необходимо было перестать рабски слушаться этого голоса. Мне казалось, что он готов к такому вызову.

Декартово «мыслю, следовательно, существую» немало столетий было горячо обсуждаемой цитатой. Учёные то сходились, то расходились во мнении о верности этих слов. Задуматься о том, что такая закономерность существует не только в прямом, но и в обратном значении, заставили последние исследования. На развитие головного мозга напрямую влияют наши занятия, образ жизни, физические нагрузки. Но как в суете будних дней выкроить для себя время на улучшение работы мозга? Вот несколько действенных научно обоснованных способов.

Ставить перед собой новые задачи

Национальный институт ментального здоровья более тридцати лет исследовал , как различная деятельность стимулирует когнитивные функции. Было выявлено, что люди, которые выполняют разноплановые задачи, создают новые решения и подходы, имеют большое число социальных связей, отлично справляются с когнитивными тестами. Результаты специалистов, деятельность которых связана с монотонной рутиной, оказались значительно ниже.

Любой человек может поставить для себя принципиально новую задачу. Она не обязательно должна быть сложной, главное - нестандартной для него.

Например, можно заняться сборкой больших пазлов, вышиванием или решением задач по физике из школьного курса.

Так, в Гамбурге был проведён любопытный эксперимент. Группа молодых людей начала заниматься жонглированием, и через несколько дней у всех был обнаружено увеличение доли серого вещества. Но через некоторое время после того, как они бросили новое хобби, всё вернулось на свои места. Поэтому здесь важна непрерывность: каждый раз открывать для себя что-то новое и постоянно стимулировать мозг.

Учиться, учиться, учиться

До недавнего времени считалось, что клетки мозга не восстанавливаются. Также считалось, что каждый участок мозга отвечает за конкретную область задач. Сейчас же утверждение о клетках опровергнуто, а рамки ответственности размыты. Причиной тому стали труды французского нейрохирурга Поля Брока. Его исследования показали, что мозг очень пластичен и способен создавать новые нейронные связи.

На фоне этого утверждения было поставлено немало экспериментов . Так, в Калифорнии от обезьян требовали выполнять действия одним пальцем. После чего на снимках до и после занятий наблюдался прирост нейронных связей.

Также было выявлено, что пациенты с дислексией (специфическим расстройством чтения) улучшают свои способности после продолжительных занятий по распознаванию звуков. Ответственная за эту способность часть мозга становилась больше и активней.

Важно и то, что человеческий мозг способен перенести навыки из «нерабочей» области в «рабочую». Таких результатов достигали люди, которые после инсульта утратили работоспособность части этого органа, но непрерывно его тренировали. Всё это и есть рождение нейронных связей - нейрогенез.

О живости ума людей, которые всю жизнь занимаются научной деятельностью, не стоит и говорить. Поэтому вывод напрашивается сам собой: нейроны, как и мышцы, нуждаются в постоянной тренировке.

Есть резон убить одним выстрелом двух зайцев: учиться не только для увеличения нейронных связей, но и с прямой пользой для жизни. Можно пройти курс «Развитие феноменальной памяти» . Упражнения для развития памяти полезны и как тренировка, и как получение нужного навыка. Можно начать легко запоминать все номера мобильного, большие объемы информации и быстро учить иностранные слова.

Заниматься музыкой

Неврологи доказали , что во время игры на музыкальных инструментах мозг человека «зажигается» - его участки активируются и находятся в непрерывной работе долгое время.

Любопытно, что ученые из Канзаса выявили: IQ профессиональных музыкантов не снижается даже в старости.

Неслучайно родители часто отдают своих детей заниматься в музыкальную школу. Студенты и школьники, которые умеют играть на скрипке, показывают лучшие результаты в обучении, чем другие их сверстники.

Если душа лежит и есть свободное время, то почему бы не уделить его музыке? Взять в руки классическую гитару или начать играть на укулеле - в сети есть немало видеоуроков для детей и взрослых, которые помогают легко и быстро осваивать музыкальные инструменты.

Устроить себе голодовку

Физиолог из Гарварда Ричард Джоулл выявил, что даже при правильном питании редкое употребление быстрых углеводов ускоряет запоминание сложной информации и стимулируют мозг. Однако есть способ думать лучше без вреда для здоровья. Речь идет о правильной голодовке.

Также этому способствует увеличение интервалов между приемами пищи. Такой эксперимент не требует дополнительных временных и денежных затрат, но подходить к переменам в своём питании следует очень аккуратно.

Составить конспект

Существует любопытный способ , испытанный студентами кафедры теоретической физики, которые два месяца вели конспекты особым образом.

Конспект составляется так:

  • Нужно вдумчиво прочитать текст два раза.
  • Дословно переписать его, имея перед собой оригинал.
  • Перечитать написанное.
  • Резюмировать полученную информацию, не заглядывая в пример.
  • После прочтения своего резюме написать весь текст самостоятельно.

Способ полезен не только тем, что заставляет мозг находиться в непрерывной работе: чтение, запоминание, воспроизведение, структурирование. Дело в том, что нервные окончания на пальцах рук влияют на мнемонические способности. Работая карандашом или ручкой, человек неизбежно тренирует их.

Как говорил Альбер Камю, мыслитель движется вперёд, лишь если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными. Не бойтесь попробовать все способы, даже если вам кажется, что они вам не подходят.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх