Психомоторные способности (психомоторные процессы). Функции психомоторных психических образований Психомоторика движения произвольные реакции действия деятельность

Самое короткое определение гласит: психомоторика - это объективизация психического отражения. Константин Константинович Платонов отделял объективизацию от реализации, подчеркивая, что реальность существует в двух формах: как объективная реальность (существующая вне сознания) и субъективная реальность (отраженная сознанием).

В процессе отражения объективная реальность становится субъективной, а в процессе психомоторики субъективная реальность становится объективной реальностью. Психомоторика - это своеобразное соединение движения с психикой.

В психомоторных процессах выделяют:

I. простую психическую реакцию как ответ на заранее известный сигнал (поведенческая, физиологическая, эмоциональная и т.д. - например, нажатие кнопки);

II. сложные реакции (выбора, переключения, цепные, отсроченные);

ü отставленную реакцию, когда исполнительному сигналу предшествует предварительный;

ü реакцию на движущийся объект (РДО);

III. реакции слежения;

IV. сенсомоторные координации;

V. идеомоторные реакции и двигательные действия. Это двигательные действия, вызванные мыслями, идеями (думаю - делаю). Так, например, при рисовании прямой линии без линейки мысль о возможной ошибке, часто приводит к отклонениям от желаемой прямолинейности.

Широко известно возникающее у многих раздражение, когда советчики начинают “под руку” подсказывать, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Результат этого зафиксирован в реальном случае при зачетной посадке самолета ИЛ-86. Проверяющий (пилот - эксперт) умудрился “под руку” второму пилоту за 3 минуты 20 раз в нецензурной форме вмешаться в процесс посадки.

В итоге такого “дерганья” второй пилот увел самолет от расчетной глиссады и коснулся земли за 200 метров до посадочной полосы, прочертив за 0,8 сек. борозду в 65 метров. К счастью проверяемый успел дать взлетный режим и избежал катастрофы. Интересно, что в критический момент (от высоты 60 метров до окончания посадки) проверяющий не сказал ни одного слова! А он должен был взять управление самолетом на себя!

Психомоторные процессы могут существовать в форме ЗУН:

1. знаний о возможных формах и особенностях психомоторного реагирования;

2. умений, соединяющих знания с их практическим применением;

3. навыков, как автоматизированных умений, освобождающих наше сознание от контроля за однообразными, повторяющимися движениями, и направляющих мышление на принятие решения по важным, требующим оперативного вмешательства, событиям.

Психомоторика реализуется в 3-х основных сферах:

1. Силовой (характерной для ранних этапов развития техники и требующей мускульных усилий).

2. Пространственной.

3. Временной.

Последние две сферы стали преобладающими на более поздних этапах развития техники, когда появились всевозможные усилители и дистанционное управление ими. Стали преобладать не менее важные мелкие (дозированные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы) действия: удара, нажима, вращения.

Происходило также постепенное сокращение макродвижений при переходе от ручных действий (работа топором) к механизированному (штамповка деталей) а затем к автоматизированному (операторский труд).

Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря И.М. Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

Сегодня психомоторные явления анализируются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении – это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности.

Так, показано, что занятия спортом снижают в 2 раза риск соматических заболеваний и в 3 раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности.

В отечественных исследованиях установлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. И поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет – мыслящее тель», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные.

Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К.К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой – временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), то есть время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называют типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы – разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции – сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (как, например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIIIвеке английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

В практике подготовке спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки», т.е. часть тренировочного времени отводится на то, чтобы спортсмены мысленно преодолевали дистанцию или выполняли другое спортивное задание. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микросокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и т.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении.

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию.

Точность каждого двигательного движения определяется степенью его соответствия внешней форме и содержанию.

Внешняя сторона определяет направление, амплитуду, согласованность отдельных двигательных актов, т.е. форму физического упражнения.

Внутренняя сторона двигательного действия определяется взаимосвязью различных физиологических процессов в организме под воздействием определенной физической нагрузки и составляет его содержание. Чем выше согласованность этих процессов, тем экономичнее осуществляется работа. Упражнения, выполняемые с высокой степенью точности, технически совершенны. Рациональная мышечная деятельность определяется уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц благодаря строгому дозированию их активности. При достаточно эффективной организации мышечной деятельности легче усваиваются основы техники изучаемого упражнения. Детали (части техники) помогают правильно выполнить двигательное действие, способствуют экономному распределению усилий. Экономичность в значительной степени обеспечивается чередованием напряжения и расслабления мышц. Во время расслабления не только создаются благоприятные условия для концентрации усилий, но и появляется возможность принятия наиболее выгодного положения для их приложения. Поэтому в подготовительной, основной и заключительной фазах двигательного действия их распределение различно. Способность чередовать напряжение мышц с их расслаблением, рационально распределять усилия во времени - одно из важных условий точного выполнения упражнений и создания ритма движений . Без овладения ритмом двигательного действия невозможно точное воспроизведение всех его параметров. Следовательно, точность двигательного действия обеспечивается тремя основными компонентами: формой, содержанием и ритмом (см. схему). В различных двигательных действиях точность проявляется по-разному. Анализ наиболее распространенных видов спорта позволил выявить как специфические, так и неспецифические проявления точности (8). Точность воспроизведения по пространственно-временным и силовым параметрам имеет большое значение при освоении ведущего звена техники любого двигательного действия. Степень точности оценки пространственных характеристик определяет скорость движений и рациональное распределение усилий. Так, при приеме футбольного мяча необходимо в минимальное время определить нужное направление и расстояние до своего партнера, которому предназначается передача, а также силу удара. Неточность одной из составляющих этого сложного двигательного действия приведет к потере мяча.

Точность дифференцирования усилий в конкретной ситуации как следующее проявление исследуемого качества характерна для подвижных и спортивных игр, единоборств, метаний и др. Например, направление и сила ветра существенно отражаются на основных параметрах движений в беге, прыжках; резкие перепады температуры воздуха влияют на выбор способа передвижения лыжника-гонщика, состав участников соревнования определяет тактику ведения боя боксерами и борцами и т.д.

Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель - следующее проявление данного качества. Таким раздражителем является характер двигательного действия соперника в фехтовании, в теннисе и в других видах единоборств и спортивных игр; свисток судьи; резкое изменение скорости на дистанции в лыжных гонках: поворот, подъем, спуск и т.д. Лучшего результата добивается спортсмен с более высоким уровнем данного проявления точности.

Прирост данного двигательно-координационного качества зависит от ряда факторов , и в первую очередь от уровня межцентральных взаимоотношений (степени выраженности индукционных процессов, иррадиации, концентрации нервных процессов). При оптимальном сосредоточении нервных процессов внимание занимающихся акцентируется не только на ведущем звене техники, но и на деталях. Это позволяет выполнить двигательное действие с требуемой степенью точности.

Уровень функциональной лабильности нервных центров - следующий фактор, влияющий на развитие точности. Чем быстрее в нервных центрах происходит замена процессов возбуждения торможением и наоборот, тем лучше усваиваются пространственные, временные и силовые характеристики физических упражнений. Так, скорость беговых шагов в беге на короткие дистанции зависит от того, насколько быстро мышцы напрягаются и расслабляются, обеспечивая скорость восстановительных процессов.

Состояние системы анализаторов - также один из факторов, во многом определяющий уровень развития точности движений. В зависимости от характера и сложности двигательного действия ведущую роль могут играть зрительный, вестибулярный, двигательный и слуховой анализаторы. Например, при выполнении броска мяча по баскетбольному кольцу преимущественное значение имеет зрительный анализатор. В физических упражнениях, выполняемых вниз головой: стойки на руках, сальто, пируэты - основную роль играет вестибулярный анализатор. В видах спорта, использующих музыкальное сопровождение, большое место отводится слуховому анализатору. В плавании и прыжках в воду велика роль тактильного анализатора.

Следующий фактор, определяющий проявление точности движений, - степень координации деятельности двигательных и вегетативных систем. Каждый двигательный навык имеет моторные и вегетативные компоненты. Поэтому ритм и темп технически совершенного двигательного действия характеризуется высокой степенью скоординированности ритмов дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Этим движения мастеров спорта главным образом отличаются от движений новичков.

Уровень развития физических и координационных качеств как один из факторов, влияющих на проявление точности, в значительной степени обусловливается пространственными, временными и силовыми параметрами двигательного действия.

Психическое и эмоциональное состояния - еще один важный фактор, влияющий на прирост точности. Уровень эмоционального возбуждения и функционального состояния организма создает наиболее благоприятные возможности для протекания физиологических процессов и достижения высокой степени их согласованности. Так, удачное начало выступления вызывает у спортсмена дополнительный подъем душевных сил, чувства вдохновения, окрыленности. При пониженном эмоциональном настрое может возникнуть рассогласование функциональных систем как одна из причин снижения точности двигательного действия. В экспериментальных группах при организации и проведении занятий учитывались все факторы, влияющие на развитие точности.

Развитие и совершенствование точности невозможно без использования критериев, позволяющих оценить степень прироста данного качества.

В научно-методической литературе остается нераскрытым вопрос о разработке критериев оценки точности . Выявление компонентов изучаемого качества, его различных проявлений позволило прийти к выводу, что один из критериев оценки прироста данного качества - степень точного воспроизведения внешней формы двигательного действия. Физическое упражнение, как известно, имеет свои определенные параметры: положение тела и изменение его формы, амплитуду, направление движения, величину прилагаемых усилий и их рациональное распределение. Это позволяет объединить данные характеристики по трем основным критериям, дающим возможность оценивать степень прироста точности:

Качество воспроизведения внешней формы двигательного действия;

Степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам;

Качество воспроизведения ритма двигательного действия.

Спортивная деятельность, как и трудовая, многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Для успешного развития способностей к той или иной деятельности необходимо знать их структуру и состав психофизиологических задатков. Ряд специалистов указывают, что в активном отборе и ориентации спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели физического развития, а бинарный критерий - высокий исходный уровень прогностически значимых психофизических характеристик и темп роста физических качеств и психомоторных способностей (В.П.Озеров, 1983).

Один из крупнейших специалистов в этой области И.А. Бернштейн (1966) понимал под моторикой всю область двигательных отправлений. Из этого видно, что психомоторика человека как многомерная сущность во всей сложности диалектических противоречий ее проявлений - проблема необъятная.

Анализ структуры психомоторики должен идти по пути вычленения отдельных психомоторных способностей и установления взаимоотношений между ними, т.е. нахождения функциональной системы психомоторных способностей.(2)

Изучая психомоторику как психическую подсистему, полезно помнить слова И.П. Павлова о том, что «человек есть, конечно, система…, как и всякая другая в природе, подчиняется неизбежным и единым для всей природы законам, но и система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по величайшему саморегулированию …»; с этой точки зрения метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и, в конце концов, понимание на основе всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека. Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая».

В свою очередь, психомоторика является системой для подсистем, которые входят в ее состав, а именно: сенсорные, когнитивные и моторные компоненты психомоторики.

Коротко остановимся на строении каждой подсистемы психомоторной саморегуляции человека. Основной функцией сенсорных систем И.П. Павлов считал разложение сложностей внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы. И.А. Бернштейн, помимо первичного сбора информации, считал важной функцией информацию нервных центров о результатах рефлекторной деятельности, осуществление обратных связей.

Формирование и совершенствование двигательных навыков и спортивно-технического мастерства невозможно без получения сенсорной системной информации о силе и длительности выполняемых сокращений мышц, о скорости и точности перемещения тела и спортивных снарядов, об изменениях темпа и ритма движений, о степени достижения поставленной цели и т.д.

Базовыми в психомоторной саморегуляции человека являются проприорецепторы, воспринимающие раздражения из двигательного аппарата о степени сокращения скелетных мышц, натяжения сухожилий, изменении суставных углов, что необходимо для регуляции двигательных актов и поз. Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.

В строении головного мозга человека можно выделить три основных функциональных блока: энергетический, познавательный и программирующий, которые могут быть соотнесены с выделенными выше подсистемами. Энергетический блок с позиций психомоторной саморегуляции за счет регуляции тонуса коры позволяет нормально воспринимать и перерабатывать двигательную деятельность, осуществляя психомоторную деятельность. Познавательный блок получает, обрабатывает и хранит двигательную информацию.

Наконец, управляющий блок мозга играет решающую роль в процессах планирования, программирования, регуляции и контроля психомоторной деятельности, являясь центральным блоком по обеспечению целесообразной двигательной деятельности личности.

Таким образом, психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления сложной двигательной деятельностью, что согласуется с архитектоникой функциональной системы, разработанной П.К. Анохиным.

Исследования В.П.Озерова (1998) психомоторики у высококлассных легкоатле-тов-десятиборцев подтвердили следующее:

Выдающиеся атлеты международного класса зачастую имеют универ-сальное и высокое развитие различительной чувствительности движений и психомоторной памяти по всем трем изучаемым парамет-рам движений.

Уровень V может выражать универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты психомоторных способностей, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работос-пособность мышечной системы. Энергетический компонент включает следующие компоненты: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем.

Первый уровень включает широкий арсенал психофизиологичес-ких задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов. В исследованиях (В.П. Озеров, 1998 и др.) подтвер-дили, что именно II и частично I уровень психомоторных способнос-тей являются ядром общих (сложных) психомоторных способностей. Было доказано, что различительная чувствительность человека по основным параметрам управления движением (время, пространство и усилие) может рассматриваться тоже как сложная психомоторная способность, которая включает в себя ряд более простых компонентов:

1) запоминание предыдущей эталонной величины на основе кинестетической чувствительности и концентрации нервных процес-сов;

2) воспроизведение предыдущего эталона на основании точности двигательной памяти по отдельному параметру движения, который опирается на сохранение двигательного образа, концентрацию и баланс нервных процессов;

3) дифференцировочная чувствительность при минимальном увеличении предыдущей величины (эталона), которая зависит от сензитивности психики и кинестетического аппарата;

4) абсолютная чувствительность, о которой можно судить, если разделить заданный интервал различения (10 кг или 10 см) на количество правильно построенных ступеней, что, вероятно, зависит от концентрации нервных процессов и чувствительности конкретного кинестетического анализатора;

5) активность и настойчивость, которая может определяться количеством дифференцировочных ступеней независимо от того, были они правильные или ошибочные.

Как видно из этого примера, предложенная схема структуры психомоторных способностей позволяет любой, даже специальный компонент способностей разложить на ряд основополагающих психофизиологических компонентов психомоторных способностей.

Таким образом:

1. Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.

2. Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в таких элементах, как тонкая различительная (дифференцировоч-ная) чувствительность к основным параметрам и модальностям движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля, а также надежность его функционирования в усложняющихся условиях двигательной деятельности.

3. Психомоторные способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с помощью специально разработанных методических приемов (произвольность управления, поэтапность, игровой и- соревновательный метод) и комплекса психомоторных упражнений (осознание величины основных парамет-ров движений, подвижные игры, игры-задания, упражнения-тес-ты). Они способствуют большему росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство процесса непрерывного развития психомоторных способнос-тей (В.П.Озеров, 1989, 1993).

Термин «психомоторика» (от греч. psyche - душа и movere - двигаться) появился в психологии благодаря И. М. Сеченову, который в книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека. Несмотря на то, что но мере развития психологии представления об организации движений изменялись, отдельные идеи, высказанные И. М. Сеченовым, лежат в основе современных представлений о психомоторике. Сегодня психомоторные явления анализируются в трех аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов.

В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении - это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности. Ярким доказательством этого являются исследования, посвященные изучению влияния движения на здоровье человека. Так, показано, что занятия спортом в два раза снижают риск соматических заболеваний и в три раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), столь характерная для современного общества, напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям - гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности. Однако однозначно сказать, что «чем больше движения, тем лучше», судя по всему, нельзя.

Результаты научных исследований

В 1940-1950-х гг. в Великобритании было проведено исследование влияния двигательной активности на функционирование сердечно-сосудистой системы на примере труда кондукторов и водителей лондонских автобусов. У водителей работа сидячая, у кондукторов - подвижная (особенно если учесть, что в Лондоне долгое время эксплуатировались двухэтажные автобусы). В исследовании подтвердилась первоначальная гипотеза: действительно, у кондукторов частота инфарктов миокарда и смертности после них оказалась значительно ниже, чем у водителей. Также ожидаемыми получились результаты относительно полноты испытуемых, которая традиционно рассматривается в качестве фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний. Судя по размерам формы, водители были значительно полнее кондукторов. Однако немного позже обнаружилось, что различия в полноте существуют уже в момент приема на работу: оказалось, что в водители изначально стремились более полные люди, в то время как в кондукторы - более худощавые {Ильин, 2004). И что здесь причина, а что - следствие?

В отечественных исследованиях выявлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. Поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности , обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Мнение ученого

«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» (Сеченов , 1953).

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет - мыслящее тело», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно, психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные. Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К. К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сснсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой - временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), т.е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называется типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Результаты научных исследований

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 секунды, и на звук, равная в среднем 0,15 секунды, не одинакова не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы - разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции - сенсомоторная координация , при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты (от греч. idea - идея, образ), о которых уже шла речь выше (см. гл. 12), связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Сегодня проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии движений человека. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

Пример

В практике подготовки спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки». Несмотря на то что многим спортсменам, особенно начинающим, такие тренировки кажутся абсолютно бесполезными, тренеры все равно настаивают на том, чтобы спортсмены посвятили часть тренировочного времени мысленному преодолению дистанции или выполнению другого спортивного задания. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микро- сокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и г.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении (Платонов , 2011).

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Классический пример: начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию. Этот факт крайне важен для педагогики: формируя те или иные моторные навыки, готовя учеников к первоначальному выполнению тех или иных движений, не следует преувеличивать их опасность и заострять на них внимание. Приводить яркие примеры несчастных случаев из-за ошибок целесообразно лишь тогда, когда ученики в основном усвоят эти движения и будут проявлять признаки излишней самоуверенности и беспечности. Чем ярче и живее учащийся представляет себе последовательность и технику выполнения предстоящих движений и их положительный результат (этому способствует, в частности, неоднократное нроговаривание последовательности действий), тем успешнее он выполняет их при первых же попытках.

Ниже будут рассмотрены психофизиологические основы двигательной активности человека с позиций современной психологии.

Психомоторное развитие человека.

Понятие психомоторных способностей.

Психомоторная одаренность.

Время реакции и быстрота психомоторного реагирования.

Совершенствование силы и выносливости.

Долгое время проблема развития человека, в том числе и психомоторного рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), при этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, генетически детерминированных морфофункциональных механизмов психомоторики (Кречмер и др.), другие авторы приписывали ведущую роль среде (Фр. Гальтон, 1875), наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом (В. Штерн, 1935).

Впоследствии были изданы получившие мировую известность фундаментальные труды по детской психологии Л.С. Выгодского, А. Валона, Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А.В. Запорожца, Т. Бауэр и других авторов. Эти исследования содержат весьма важные экспериментальные данные о развитии конкретных психофизиологических процессов, среди которых, на наш взгляд, наиболее интересны данные о развитии интермодальных и сенсорных координаций, а также о возможности ускорения определенных этапов познавательного развития с помощью специальной тренировки.

Первые годы жизни человека являются «периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития». «В это время складываются моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия, и закладываются основы познавательных способностей, которые в дальнейшем разовьются в интеллект» (Т. Бауэр, 1979).

Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания. У младших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще невысока; много «лишних», неосознаваемых движений. Дети плохо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения – плохо их дифференцируют по основным параметрам управления. Недостаточно развиты в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков.

Интенсивный рост подростков приводит к некоторой диспропорции не только в строении тела, но и управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений подростка может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в более старшем возрасте. Отсюда громадная роль направленного и индивидуального психомоторного развития в этом возрасте. Подростки, как правило, переоценивают свои силовые и скоростные возможности. У школьников 11-15 лет существенно возрастает быстрота и темп движений, быстрота и точность запоминания движений. Если в этот период не работать над точностью движений, ловкостью и координацией движений, то у подростков могут очень быстро закрепиться неправильные навыки и двигательные стереотипы, которые будет очень трудно преодолеть в юношеском и взрослом возрастах. По мнению ряда авторов, именно в подростковом возрасте создаются благоприятные психологические, физиологические и морфологические предпосылки для специализированных занятий и первых успехов в большинстве олимпийских видов спорта.

Юношеский возраст является завершением физического созревания. Наиболее быстро в этом возрасте запоминаются временные параметры движений, несколько дольше – пространственные, и наибольшее число повторений требуется для запоминания мышечных усилий. Наилучшее запоминание движений отмечено в 16-17 лет. У юношей наблюдается более интенсивное развитие точности мышечно-двигательных ощущений, быстроты сложной реакции, темпа движений и скоростной выносливости. Исходя из теории непрерывности в процессе психического и физического развития человека, каждый из возрастных периодов характеризуется чувствительностью к определенным воздействиям, вносит свой вклад в формирование структуры специальных способностей. С другой стороны, переход от одного возраста к другому – это не только обогащение и развитие психомоторных возможностей ребенка, но и утрата некоторых психических и моторных особенностей, затухание одних и возникновение других психомоторных качеств и особенностей.

Так, например, повышенная детская память и женская сенсорная чувствительность могут выступать как «временное состояние» психики и являются возрастными и половыми предпосылками для становления психомоторной памяти и различительной чувствительности движений по основным параметрам управления.

Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению тех или иных способностей и присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой «природной способности» (С.Л. Рубинштейн), которая подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от возрастной сензитивности и соответствующих условий деятельности.

Психомоторные задатки, как и природные предпосылки индивида, представляют собой многоуровневое образование, структура которого еще недостаточно исследована психологами, хотя, по их мнению, задатки как бы задают нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей.

Исследуя роль наследственности в развитии психомоторных качеств, В.Г. Шварц обосновывает генетическую обусловленность таких показателей как: показатели максимального потребления кислорода (МПК), определяющие выносливость в циклических видах спорта; анаэробная работоспособность, оцениваемая по результатам бега на короткие дистанции; устойчивость к гипоксемии (задержка дыхания на вдохе); скорость движения по теппинг-тесту. Автор делает вывод о генетическом лимитировании развития двигательных способностей спортсменов.

Другие авторы указывают, что влияние социальных условий на природные задатки чрезвычайно велико, но, тем не менее, не безгранично (К.Д. Абульханова). Ряд авторов подчеркивают, что задатки оказывают тем меньшее влияние на развитие человека, чем более сложным оказывается соответствующее психическое образование.

Возрастное развитие психомоторных способностей протекает несколько иначе, чем развитие умственных способностей, они раньше достигают зрелости и раньше увядают. Эта их особенность делает весьма актуальной проблему своевременного формирования психомоторных способностей у молодежи, в частности, у детей и подростков.

Как известно, формировать способности – это значит придавать им определенную форму; порождать их новую, более совершенную форму. Занятия физической культурой и спортом как раз являются той школой, где прирожденные механизмы психомоторики становятся реальными способностями, причем не только в спортивной, но в других видах деятельности.

На формирование психомоторных способностей оказывают влияние не только психофизиологические задатки, условия жизни, воспитания и деятельности, но и психологические свойства личности (интересы и склонности), которые непосредственно к способностям не относятся. Зачастую интерес способствует формированию способности, которая, в свою очередь, влияет на развитие интереса, углубляет и обогащает его.

Крупнейший специалист в области психодиагностики способностей Б.М. Теплов подчеркивал, что под способностями подразумевают «индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» (Б.М. Теплов, 1985, с. 16). Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков, если исходить из трактовки понятий отечественных психологов. Важно отметить, что наследуются не сами психические способности, а лишь задатки – органические наследственно закрепленные предпосылки их развития. Кроме этого, нет единого мнения у зарубежных и отечественных ученых о трактовке таких понятий, как психомоторные способности, задатки, возможности, особенности, двигательные качества.

Исходя из сказанного, мы должны вслед за Б.М. Тепловым выразить свое отношение к тому значению слова «способность», которое вкладывают в термины «ability» и «capacity» англоязычные психологи. Американский психологический словарь определяет следующее значение: «ability» – умение выполнять действия, включающие в себя сложные координированные движения и разрешение умственных задач, или «то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития»; «capacity» – максимальные возможности индивида в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и теоретически измеряемые тем пределом, до которого может быть развита эта функция при оптимальных условиях», или «возможности организма, определяемые и ограничиваемые его врожденной конституцией» (Warren Н.С., 1934).

Таким образом, ability – совокупность навыков и умений, a capacity – врожденные возможности индивида или задатки способностей, если исходить из трактовки российских психологов. Б.М. Теплов подчеркивал неоднократно, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития «задатков».

В изучении психомоторных способностей у юных спортсменов и разработке методик формирования психомоторных способностей у школьников принято опираться на принципиальные положения учения о способностях С.Л. Рубинштейна.

Во-первых, «способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов исторического развития, но и в процессе создания человеком предметного мира и своей собственной природы».

Во-вторых, «способности человека – внутренние условия его развития, которые, как и прочие внутренние условия, формируются под воздействием внешних – в процессе взаимодействия человека с внешним миром».

В-третьих, «ни одна способность не является актуальной... способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций; но ядро способности – это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции, их функционирование регулируются, качество этих процессов» (С.Л. Рубинштейн, 1960).

Диагностика психомоторных способностей невозможна без качественного и количественного изучения структуры психомоторных способностей и их задатков. Классификация психомоторных способностей и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной или спортивной деятельности.

Представляет особый интерес изучить психомоторные особенности на модели высокоодаренных в двигательном плане людей – выдающихся спортсменов, мастеров спорта международного класса, и сравнить их структуру способностей со структурой школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.

На рис. 2 изображена схема структуры психомоторных способностей по В.П. Озерову, которая предусматривает пять уровней их строения.

Уровень V схемы выражает универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работоспособность мышечной системы. Энергетический компонент: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем. I уровень включает широкий арсенал психофизиологических задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов.

Рис. 2. Схема структуры психомоторных способностей

История развития человечества накопила массу примеров весьма раннего развития психомоторных способностей у выдающихся людей, занятых различными видами труда и спорта. Так, например, выдающийся мыслитель и ученый древности Авиценна обладал феноменальной памятью. Будучи учеником школы, он за несколько месяцев выучил наизусть огромную книгу Коран, которую другие заучивали безуспешно в течение нескольких лет, и получил редкое почетное звание хафиза. Абу Али обладал исключительной психомоторной чувствительностью по пространственной переменной. Его соученики, желая удостовериться в психомоторных качествах своего товарища, подложили в его отсутствие под коврик, на котором он сидел, лист бумаги. Через несколько минут он заметил: «То ли потолок опустился, то ли пол поднялся. Но стены стали короче».

Поражала всех чрезвычайная чувствительность рук Авиценны, когда мальчик с потрясающей точностью делил человеческий волос на сорок равных частей. Став взрослым, Авиценна использовал свой природный дар, свою феноменальную тактильную чувствительность для врачевания людей. Он мог по едва уловимым признакам пульса – малейшим изменениям характера сердечного толчка, нагнетающего кровь в артерии, – диагностировать около 120 болезней.

Очевидцы рассказывают, как Эйсебио – знаменитый португальский футболист – расстреливал бутылки, поставленные на перекладине ворот, производя удары по мячу с линии штрафной площадки. Мало кто из выдающихся футболистов решится повторить это. Однако бывают случаи, когда особо талантливым футболистам удается регулировать точность своих ударных движений, умение метко поражать цели, которые теоретически поразить невозможно.

Олимпийский чемпион в десятиборье Николай Авилов при самоконтроле времени своих слухомоторных реакций в исследованиях определял микровремя каждой седьмой реакции с точностью до 0,001 секунды. Бегун Пааво Нурми пробегал 400-метровую дистанцию «на заказ» с точностью до 0,1 с.

Значит, сличение (точное различение) – это разрешающая способность наших органов чувств. Там, где человек не имеет возможности сличить, различить, сравнить, там он не начинает или перестает сознавать.

Следовательно, оценка (чувствительность) – это разрешающая способность разума, а принятие решения – это разрешающая способность морального чувства (В.В. Клименко, 1986).

По данным B.C. Фарфеля, естественный ход возрастного развития двигательных способностей (умение управлять своими движениями в пространстве, во времени и по силе) детей школьного возраста в общем завершается к 13 годам. В дальнейшем, до 16-18 лет рост показателей двигательных способностей резко замедляется или вовсе прекращается у школьников, не занимающихся спортом. У спортсменов кривая показателей двигательных способностей продолжает свой рост и в более старших возрастах.

Любопытно, что встречаются дети 7 лет, которые при обычном стоянии показывают столь же малые колебания тела, что и взрослые люди.

По данным И.М. Фрейдберга, в 8 лет латентное время простой двигательной реакции составляет в среднем 300 мс, а в 17 лет – 200 мс. Но среди его испытуемых были дети 8-9 лет, у которых латентное время составляло всего 170 мс.

Частота постукивания кистью (теппинг-тест) возрастала с 8 до 17 лет в среднем от 6,5 до 7,7 раз в 1 с. Вместе с тем отдельные дети в 8-9 лет развивали стремительный темп – до 9,4 постукиваний в 1 с.

Поскольку эти дети не занимались спортом и в их жизни не создавались специальные условия для развития данных проявлений двигательных способностей, такие высокие показатели управления движениями следует, очевидно, объяснять их природными способностями, их особой двигательной одаренностью.

Для оценки психомоторных способностей В.П. Озеров предлагает следующие психомоторные показатели:

1. Время простой двигательной реакции (ВДР) характеризует природную быстроту реагирования и среднее время реакции испытуемого, точность самооценки (СО) микровремени своих реакций, наиболее удобный предсигнальный (стартовый) интервал (1,2 или 3 сек).

2. Максимальная сила кисти (МС), дополненная заданием 30-секундного удержания своего максимального усилия и самооценкой (СО) остаточного усилия (ОС), позволяют нам получить показатель психомоторной силовой выносливости (СВ), а также точность самооценки своих мышечных усилий (ЧУ) спортсмена.

3. Максимальный темп (МТ) движений кистью руки в течение 6 сек. говорит нам о природной быстроте движений, а снижение среднего темпа (СТ) движений за 30 секунд, дополненное самооценкой (СО) среднего темпа, говорит об уровне чувства темпа (ЧТ) спортсмена.

4. Волевое усилие (ВУ) определяется временем сопротивления кислородному голоданию, которое может выдержать спортсмен при задержке дыхания на вдохе. В конце выполнения теста спортсмен дает самооценку (СО) длительности (в секундах) своего «волевого усилия».

5. Различительная чувствительность пространства (РЧП) определяется по количеству построенных возрастающих ступенек в дозировании амплитуды движения кисти от 0 до 5 сантиметров, с помощью курвиметра (прибор, измеряющий угол отклонения движения). Зрительный контроль испытуемого исключается, поэтому количество ошибочных движений говорит о надежности данного вида чувствительности у спортсмена.

6. Самооценка самочувствия (Сам) в момент тестирования в пятибалльной шкале (5 – самочувствие лучше, чем всегда; 4 – хорошее самочувствие; 3 – недомогание, усталость; 2 – нездоров; 1 – постельно болен).

Разнообразие двигательных способностей, по мнению многих авторов, занимающихся данной проблемой, никак не укладывается в прокрустово ложе из четырех качеств – силы, быстроты, выносливости и ловкости.

Исследования времени реакции и скорости движения представляют практический интерес и сводятся к следующему:

1. Обычно в одной и той же группе спортсменов показатели времени реакции и скорости движения недостаточно высоко коррелируют между собой. Спортсмен может начинать движение быстро или относительно медленно, однако это ничего нам не говорит о том, насколько быстро он будет двигаться после того, как собственно движение уже начнется.

2. Наиболее важным фактором в двигательных навыках является скорость движения, а не время реакции. Таким образом, основное внимание при обучении двигательным навыкам следует уделять развитию у спортсмена максимально возможной (близкой к соревновательной) скорости движения. Лишь небольшая часть его общего усилия должна быть направлена на быстроту начала движения.

В определенных видах физических упражнений и отдельных действиях спортсменов (старты в спринте, розыгрыши мяча в баскетболе и введение мяча в американском футболе) решающее значение имеет время реакции. Задача тренера – принять все меры для того, чтобы по возможности снизить время реакции. Достичь этого можно различными путями:

А. Активная тренировка сложного движения может снизить время реакции, предшествующее этому движению.

Б. Обучение спортсмена умению ориентироваться и предвидеть различные варианты ситуации до начала движения также способствует снижению времени реакции. В качестве примеров для ориентации спортсмена можно назвать изменение тона голоса полузащитника, подающего сигнал перед началом атакующего рывка, напряженность руки стартера перед выстрелом, проведение тренировочных игр по отработке группового взаимодействия в баскетболе с фиксацией нарушений с помощью свистка и без свистка (в первом случае скорость реагирования игроков на сигнал совершенствуется лучше).

В. Исследования показывают, что у спортсмена, готовящегося к действию, имеется соответствующая установка, от которой зависит скорость начала движения. В зависимости от характера этой установки время реакции может быть выше или ниже. Например, если у спортсмена моторная установка, т.е. он думает о движении, ожидая подачи определенного сигнала (выстрела стартера), то движение обычно начинается быстрее, чем в случае, когда спортсмен ни о чем не думает (трудная задача) или готовится к выполнению движения с сенсорной установкой (ожидание звука или выстрела). Благодаря различию во времени реакции из-за двух различных установок перед стартом может легко определиться победитель в спринте или игрок, получающий преимущество в розыгрыше мяча.

Г. Оптимальное напряжение мышц конечностей, участвующих в движении (или во всем теле), существенно снижает время реакции. Умеренное напряжение способствует снижению времени реакции по сравнению с чрезмерным или недостаточным напряжением. Спортсмен должен в серии попыток найти наиболее подходящее для него напряжение.

Однако не целесообразно пытаться совершенствовать какое-то движение, требующее высоких скоростей перемещения конечностей (скорость метаний или сила ударов по мячу), с помощью упражнений с чрезмерными отягощениями или замедленных по своей структуре. Эти взрывные и резкие движения являются результатом (продуктом) общей «программы», исходящей из мозга, и включают в действие все части тела в качестве либо стабилизаторов, либо собственно движителей. Специфические периферические упражнения с использованием отягощений, приводящих к значительному (или даже небольшому) снижению скорости движения рук и ног, чаще всего непродуктивны и могут вызвать обратный эффект.

Для развития скорости движений специальные тренировки должны быть направлены на выполнение целостного движения со скоростью, максимально приближенной к условиям соревнований. Иными словами, следует стремиться максимально загрузить соответствующие части тела, минимально жертвуя при этом конечной скоростью.

Скорость движения можно увеличить с помощью различных методов сенсорно-перцептивной тренировки. Например, вратарь в европейском футболе, хоккее и водном поло научится быстрее выходить на мяч, если ему периодически перекрывать поле зрения и затруднять восприятие ударов, как это происходит во время обычной игры. Более того, если в ходе тренировки наносить вратарю всевозможные удары под различным углом, используя при этом самые разнообразные по технике броски и удары, то скорость его движений увеличится, а время реакции, по всей вероятности, снизится. Скорость движения и время реакции у футболиста можно улучшить, используя упражнения с быстрыми поворотами и передачами. Часто довольно трудно отделить основное время реакции от времени оценки и принятия решения или времени, в течение которого спортсмен сознательно сосредоточен на движении, которое он собирается выполнить.

Скорость движения можно также улучшить непосредственно либо косвенным образом путем развития силы. Для этого нужно, прежде всего, определить, какие группы мышц выступают в качестве стабилизаторов движения (обычно это мышцы спины и живота, часто мышцы бедра и отдельные группы мышц плечевого пояса). Развитие этих групп мышц обеспечивает более устойчивую «основу» для начала движений. Таким образом, при выполнении требуемого движения (например, гребка руками в плавании) со специально подготовленной «основой» тело пловца почти не раскачивается, в результате чего приобретается устойчивость, которая позволяет не снижать эффективность гребка и скорость. То же справедливо и для метательных движений и для движений, развивающих мышцы ног, спины и живота.

Скорость движений можно увеличить также путем специального развития силы и другими методами. Когда определенное движение требует проявления максимума силы у спортсмена при направлении конечности под определенным углом, то данную конечность можно существенно развить, если применять упражнения с отягощениями, выполняемые именно под этим углом. Прыгун в высоту, например, может увеличить силу своих нижних конечностей за счет применения упражнений на разгибание ног с отягощениями после просмотра кинограммы прыжка и определения момента и угла отталкивания. Однако основное внимание следует обращать на тренировку целостного движения с соревновательной скоростью.

Что касается силы и выносливости, то существует несколько принципов их совершенствования, которые часто упускаются из виду, несмотря на то, что их правильность неоднократно подтверждалась в исследованиях. Например, известны различные виды проявлений качества сил. Иными словами, человек может успешно решать задачу, требующую проявления одного вида силы, и показывать низкие результаты в другом упражнении, в котором также проявляется сила. На отсутствие соответствия между взрывной силой (метание) и медленной динамической силой уже указывалось ранее. В этом можно убедиться, если сравнить эти два вида силы с третьей ее разновидностью. Человек, обладающий достаточной статической силой, т.е. легко преодолевающий сопротивление в относительно неподвижном состоянии, совершенно не обязательно сможет преодолеть динамическое сопротивление (например, отжимания в упоре лежа) или показать хорошие результаты в метаниях диска, толкании ядра и т.д.

Картина еще более осложнится, если учесть, что в разных видах спортивных упражнений требуется различная степень развития выносливости сердечно-сосудистой системы.

Экспериментальными исследованиями установлено, что влияние тренировочных нагрузок различной величины, направленных на развитие выносливости и силы, весьма специфично, особенно если испытуемые – юноши и девушки. У спортсменов улучшаются обычно показатели в тех видах упражнений, в которых они специально тренировались. Таким образом, чтобы разработать наиболее эффективную программу тренировки, тренер должен тщательно проанализировать требования, предъявляемые к спортсмену (они могут различаться в зависимости от амплуа, ситуации в игре и от характера двигательного навыка, которым должен владеть спортсмен в данном виде спорта). А после этого уже подобрать средства и методы тренировки, соответствующие этим требованиям.

Если, по мнению тренера, в данном виде спорта требуются проявления определенных силовых качеств (например, скорости или силы), то он должен подобрать такие методы тренировки, с помощью которых можно было бы развить эти качества.

Совершенствованию движений, в которых необходима взрывная сила (как, например, в толкании ядра), может способствовать развитие силы вспомогательных групп мышц (туловища, спины, ног). Однако любые отягощения, направленные на совершенствование скорости движения, должны применяться без заметного снижения скорости движения плеча и кисти.

Тот же самый принцип специфичности применим при тренировке, направленной на развитие быстрых контролируемых движений (атака нападающего в американском футболе). Спортсмен должен отрабатывать быстрое движение на преодоление сопротивления, которое позволяло бы ему развивать скорость, близкую к нормальной. В данном случае использование статических упражнений (изометрические упражнения на преодоление сопротивления движению) будет малоэффективным.

Мобилизация энергии при помощи различного рода выкриков практикуется как формально, так и неформально в различных видах спорта. По данным последних исследований, подобная практика оправдывает себя, особенно если удар сопровождается возгласом. Оптимальный уровень напряжения, вызванный самовнушением перед выполнением упражнения, может способствовать проявлению большей, чем обычно, силы и улучшить результат.

Принципы дополнительной нагрузки и специфичности, положенные в основу тренировки на выносливость, аналогичны принципам развития силы и мощности. Упражнения на выносливость с нагрузкой, например, только на одну ногу не вызовут соответствующих физиологических компенсаторных изменений в мышечных клетках другой ноги. Иными словами, мышечная система специфически обучается проявлению выносливости и становится достаточно эффективной при выполнении повторной работы. Езда на велосипеде существенно не повлияет на развитие выносливости, проявляемой в беге на тредбане, хотя в одном из исследований были получены результаты, свидетельствующие о небольшом переносе. Из этого важного принципа следует, что тренер должен определить, какой именно уровень выносливости требуется в конкретном виде спорта или игре, и стремиться развивать это качество до нужного уровня. Бег по пересеченной местности, который применялся несколько лет назад для тренировки профессиональной футбольной команды, оказался менее эффективным, чем включение в тренировку многократных пробежек на 20-50 ярдов с ускорениями (число ускорений примерно соответствовало среднему количеству ускорений, выполняемых футболистами за каждую игру).

Литература:

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2002.

2. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. – Киев, 1987. – 165 с.

3. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978.

4. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: «Феникс+», 2002. – 320 с.

5. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. – М.: ФиС, 1973. – 216 с.

6. Уэнсберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – К.: Олимпийская лит-ра, 2001. – 335 с.


Активация (возбуждение) - это своеобразный синдром физиологических и поведенческих признаков, характеризующих степень готовности спортсмена действовать, тогда как тревожность связана с опасениями спортсмена по поводу выступления в предстоящем соревновании, неуверенностью в своих возможностях, переоценкой силы своих соперников.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх