Как развить периферическое зрение? Упражнения для развития периферического зрения Как задействовать периферическое зрение во время чтения

Когда человек смотрит прямо перед собой, он все равно улавливает то, что происходит сбоку. В просторечии это называют «уловить краем глаза». Научное же название — периферическое зрение. Оно есть у всех без исключения позвоночных, является важным аспектом зрения. Его еще называют «боковым».

В литературе часто можно найти еще и понятие «периферийное зрение». Возникают споры, а какое все же у нас зрение, периферическое или периферийное? Правильно и так, и так. Это по разному названо одно и то же явление.

Периферическим зрением лучше всего воспринимается белый свет, а дальше, в порядке убывания все цвета спектра, начиная от красного. также оно слабо воспринимает форму предметов, но зато чувствительно к движению, мельканию предметов. И чем это мелькание быстрее, тем лучше его воспримет глаз.

Есть еще центральное зрение — в него попадают все объекты, когда мы смотрим непосредственно вперед. Значит, в «зону ответственности» периферического попадает большая часть того, что мы видим. А сколько мы видим, зависит от нашего поля зрения. Так что при проверке у окулиста обязательно будет проведено и исследование периферического зрения.

Поле зрения

Когда мы в расслабленном состоянии смотрим вперед, то помимо находящихся там объектов замечаем и то, что находится по бокам. Все, что таким образом захватывает глаз, и есть поле зрения. Чем выше острота зрения человека, тем он видит дальше, но от этого практически не зависит боковое зрение.

Под «полем зрения» понимают не только то, что человек видит по горизонтали, но и по вертикали тоже.

Исследование состояния этого зрения очень важно при диагностике заболеваний сетчатки, глазных нервов и остроты зрения. При заболеваниях сетчатки врач исследует поле зрения больного в динамике, на протяжении длительного времени. И именно состояние периферического зрения может указать на особенности протекания патологического процесса в глазу, помогает подобрать эффективное лечение.

В определенной степени поле зрения сужено из-за выступающих частей лица — носа, скул, бровей. Если человек носит очки, то и их оправа может несколько ограничивать обзор.

Исследование поля зрения — главный способ диагностики периферического зрения. И самый простой из всех — контрольный способ. При нем не нужно никаких приборов, врач со здоровым и полным полем обзора сравнивает таковое у обследуемого со своим.

Для более точного определения проводится компьютерная диагностика — пациент смотрит в окуляры, врач демонстрирует различные предметы, которые возникают по бокам и приближаются к середине обзора. Чуть только пациент их замечает, он нажимает на кнопку, компьютер фиксирует.

Исследование периферического зрения проводят на каждом глазу отдельно.

Зачем нам нужно периферическое зрение

Этот вид зрения есть у всех позвоночных и у птиц. Только у разных видов живых организмов оно охватывает разный радиус. У человека со здоровым зрением этот угол составляет 120 градусов каждым глазом. по вертикали и горизонтали. При некоторых глазных заболеваниях этот угол сужается. Ухудшится периферическое зрение может и в случае травмы самого глаза — его сотрясения, ожога, ушиба, либо перенапряжения самого глаза.

Сужение периферического зрения может быть следствием и болезней головного мозга.

Строение сетчатки глаза: палочки и колбочки

Человеческий глаз — сложный оптический инструмент. Он воспринимает, анализирует и передает информацию на сетчатку, дает представление о цвете, расстоянии, и т.д. В различное время суток за все это отвечают различные области сетчатки, ее различные рецепторы. Эти рецепторы преображают световое раздражение в нервное. Другими словами, свет преобразуется в электрические импульсы, а зрительный нерв передает их в мозг. Благодаря сходности формы, их назвали

  • палочки — те, которые отвечают за восприятие в темное время суток
  • колбочки — ответственны за остроту зрения и

И именно палочки больше всего участвуют в работе периферического зрения.

В глазу здорового человека находится около 120 млн палочек, и всего 7 млн. колбочек.

Палочки очень светочувствительны, им достаточно лишь 1 фотона света, чтобы они отреагировали, но они не могут различить цвет предмета. Так как палочек несоизмеримо больше, они располагаются в основном «на периферии» сетчатки, тогда как колбочки — в основном в ее центре. Благодаря большому количеству палочек на периферии глаза, человек и замечает в темноте окружающие его предметы.

Периферийное зрение хорошо действует в темноте, когда цветовосприятие неактуально, поэтому оно черно-белое. То, что мы в светлое время суток воспринимаем боковым зрением цвета, обусловлено работой колбочек.

Функции

Оно нам необходимо, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Его осуществляет большей частью палочковый аппарат, поэтому это еще и . Благодаря ему мы можем двигаться в темное время суток, различать предметы даже в практически полной темноте, ведь палочки реагируют на мельчайшие световые излучения.

У травоядных млекопитающих глаза всегда расположены по бокам, и угол их обзора составляет практически полную окружность. Зато центральное зрение у них не очень хорошее, его острота довольно низкая.

Развитие периферического зрения

Глаза у эмбриона человека начинают развиваться еще в первый месяц после зачатия, такой это сложный орган и столько времени надо на его формирование. Тогда же закладывается сетчатка, палочки и колбочки.

У новорожденного ребенка оно развито очень слабо, малыш им практически не пользуется. Ограничивается оно в это время только реагированием на свет. Ребенок может поворачивать голову в сторону источника, но еще не следить глазами.

С возрастом ребенка зрительная функция возрастает, уже к трем годам малышу не нужно поворачивать голову к заинтересовавшему его изображению, а к 6 годам периферическое зрение практически полностью сформировано. Теперь оно только развивается и укрепляется — до пубертатного возраста. Угол зрения подростка уже ничем не отличается от такового у взрослого.

Однако уже сформировавшееся периферическое зрение можно улучшать и укреплять. Этому способствуют специальные упражнения для развития широты зрения.

Чтобы не перепутать, какие рецепторы сетчатки за что отвечают, можно запомнить — днем ученые работают с колбочками, ночью, чтобы не упасть, пользуются палочкой.

Зачем развивать

Боковое зрение возникло у человека еще в доисторические времена, когда человека на каждом шагу подстерегала опасность, надо было ее вовремя выявлять.

Периферическое зрение физиологически слабее центрального, оно имеет свойство сужаться с возрастом. Но его можно развить при помощи нескольких довольно несложных упражнений.

Вполне резонно будет звучать вопрос — а зачем его развивать?

В том-то и дело, что это необходимо, во многих случаях хорошо развитое периферическое зрение может спасти жизнь.

  • Ситуации на дороге. Самая распространенная ситуация в городе — человек переходит дорогу, из-за поворота на большой скорости появляется машина. Боковым зрением человек замечает ее и успевает среагировать, остановиться. То же самое и с водителями — надо перестроиться в соседний ряд, но появляется другая машина, которую лучше пропустить. Боковым зрением ее успели уловить, оценить ситуацию. Да и просто идя по дороге видеть других участников движения.
  • В спорте. В групповых видах спорта это зрение помогает замечать то, что происходит рядом, лучше взаимодействовать с командой, видеть соперника. Во время встреч единоборств спортсмены также улавливают любые движения соперника.
  • Скорочтение. Основным принципом скорочтения является умение «захватывать» большие объемы текста при расширении угла зрения. Таким образом тренируется навык «чтения по диагонали».

И еще в очень многих жизненных ситуациях невозможно обойтись без периферического зрения.

Нарушения периферического зрения

Нарушения периферического зрения довольно часто носят временный характер, например, поле зрения сужается при сильном алкогольном опьянении. Оно восстанавливается, когда человек приходит в норму.

При сильной кровопотере, при травмах, шоковом состоянии, стрессе, азотном отравлении — все это приводит к кратковременному нарушению периферического зрения.

Бывает органическое повреждение сетчатки, когда проблема практически неразрешима, и течение болезни можно только замедлить, вылечить невозможно, например, как при глаукоме.

  • Случается отсутствие периферического зрения, когда есть только центральное. В таком случае человек видит все предметы, как будто бы через трубу. Такое нарушение называется . Если подобное состояние вызвано глаукомой или дегенерацией сетчатки, возможно назначение лечения. Такое же состояние зачастую возникает у людей в экстремальных ситуациях, когда есть перегрузка зрительного нерва — у космонавтов, военных летчиков, водолазов, альпинистов на большой высоте, при прочих случаях кислородного голодания. Но в таком случае туннельное зрение долго не держится и глаза быстро приходят в норму без лечения. Им просто надо дать отдохнуть.
  • Случается и обратное — периферическое зрение присутствует, а центрального нет. Это состояние носит название центральная скотома. Их существует несколько видов, часто скотома обусловлена угнетением коры головного мозга. Тогда человек в центральной части глаза видит мерцание, тогда как по периферии изображение четкое.

В обоих случаях функции зрения нарушены.

Ишемическая нейропатия зрительного нерва

Это поражение зрительного нерва, случающееся при внезапном ухудшении его кровоснабжения. Тогда внезапно и резко сужается поле и острота зрения, страдает периферическое зрение. Подвержены ей в основном мужчины после 40 лет, и это не самостоятельное заболевание глаз — оно сопутствующее другим системным заболеваниям. Это очень серьезное состояние, при отсутствии лечения чаще всего приводит к полной необратимой слепоте.

Чаще всего приступ бывает на одном только глазу, но у трети пациентов бывает и двусторонние нарушения. Обычно второй глаз подвергается атаке спустя несколько дней, но бывает, что проходит от двух до пяти лет. Приступ развивается внезапно и стремительно — после сна, физического напряжения, сауны, горячей ванны, стресса. Сразу же наступает ухудшение зрения, вплоть до десятых долей. Может наступить полная потеря светоощущения, тотальная слепота. Причем болезнь может развиться в течение нескольких минут, так что при обращении к врачу больной с точностью до нескольких минут укажет время начала приступа.
Часто случаются так называемые симптомы-предвестники — кратковременное помутнение в глазах, боли «за глазом», резкие головные боли. При таких признаках нельзя откладывать консультацию у врачей.

При первых же симптомах немедленно начинают лечение периферической нейропатии — сразу назначают противоотечные препараты, антикоагулянты, витамины, проводится тромболитическая, спазмолитическая терапия, магнитотерапия, электро- и лазерстимуляция зрительного нерва.

Прогноз, чаще всего, неблагоприятен, так как происходит быстрая атрофия зрительного нерва. В редких случаях удается поднять зрение на 0,1 единицу.

Для профилактики этого заболевания проводят общую сосудистую терапию, лечение остальных системных заболеваний организма. Пациентов, перенесших это заболевание на одном глазу, ставят на учет у офтальмолога, они находятся на пожизненном диспансерном учете, им прописывается соответствующая профилактическая терапия.

Упражнения для развития периферического зрения

Эти упражнения хороши тем, что многие из них можно выполнять, не привлекая ничьего внимания, даже идя по улице или сидя в транспорте. Для других понадобится спокойная обстановка, чуть больше места. Но в любом случае, их выполнение не потребует от вас большого количества времени, и научиться правильно их делать можно за один день. Общее у этих упражнений то, что выполнять их надо без напряжения, находясь в расслабленном состоянии.

  1. Сосредоточьтесь на одной точке впереди себя. Старайтесь не двигать зрачками. При этом фиксируйте все, что вы видите вокруг, вне поля прямого взгляда — по бокам, сверху, снизу. Сначала выполняйте это упражнение сидя и дома, через какое-то время можно потренировать его и на природе. Не беда, если при этом некоторые объекты будут двигаться, например, самолет.
  2. Возьмите в руки карандаши. Смотрите прямо перед собой. Выдвиньте вперед руки, начинайте их разводить в стороны, пока не перестанете их видеть. Сначала это будет совсем небольшое расстояние, затем угол зрения значительно увеличится. В дальнейшем двигайте руки с карандашами в разных плоскостях, важно только не двигать зрачками.
  3. Нарисуйте на листке А3 квадрат с цифрами от 1 до 9, в центре поставьте большую точку. Читайте цифры, глядя только на точку. В дальнейшем цифр можно сделать мельче, а их количество увеличить.

Приложение: | Бесплатно | Универсальное приложение | Установить

Если вы имеете проблемы со скоростью чтения, основная причина этого заключается в том, что у вас слабо развито периферическое зрение, которое также отвечает за общий уровень внимательности и концентрации. Сегодня очень хороший день для того, чтобы исправить этот недочет, так как лучшее приложение для развития периферического зрения в App Store доступно абсолютно бесплатно. Речь идет о приложении с названием "Таблица Шульте - Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга".

Говоря простым языком, периферическое зрение отвечает за все то пространство, которое находится вне точки нашего внимания. К примеру, если вы неподвижны и смотрите на какой-нибудь объект, вы отчетливо видите его форму, цвет, размеры и так далее — все это возможно человеку благодаря центральному зрению. Но, помимо этого объекта, в поле зрения находятся и другие предметы, которые мы видим не так четко, но все же способны улавливать их и реагировать на их движение — именно эта возможность и достигается при помощи периферического зрения.


Развить периферическое зрение можно при помощи приложения «Таблица Шульте», которое имеет простой и понятный принцип работы. Нашему вниманию предоставляется таблица, состоящая из 25 ячеек. В каждой ячейке в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Упражнение требует сфокусировать взгляд в центре таблицы, далее, используя лишь периферическое зрение, находить цифры в порядке их возрастания и нажимать на них.


Если данная задача слишком сложна для вас, советую зайти в настройки приложения и выбрать наиболее удобный для вас шрифт. В день необходимо практиковать не больше 10 таблиц. После того как вы заметите, что ваши показатели скорости прохождения таблицы значительно возросли, опять зайдите в настройки для того, чтобы выбрать таблицу с большим количеством ячеек.


«Таблица Шульте — Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга» — это удобное приложение, которое имеет понятный интерфейс, подходящие звуковые эффекты, которые нам приходится слышать при нажатии на ячейки таблицы, а также широкие возможности настроек: мы можем цифры переключить на буквы, изменить количество ячеек в таблице, шрифт, цвета, размеры. Использование бесплатной версии приложения омрачает только наличие рекламы, платная версия обойдется вам в 59 рублей.

Боковое зрение (его еще называют периферическим) – это способность воспринимать предметы, находящиеся в стороне от прямого взгляда. Объекты, воспринимаемые боковым зрением, отбрасывают свет на периферию сетчатки, поэтому человек способен определить наиболее ярко выраженные их свойства, хотя и не видит их четко.

Для чего нужно тренировать боковое зрение? Во-первых, это повышает общую работоспособность мозга, во-вторых, помогает лучше ориентироваться в пространстве, в-третьих, способствует формированию навыка скорочтения. Кроме того, хорошее боковое зрение необходимо для водителей, спортсменов, работников силовых структур, военных и т.д. Даже если природа не наградила вас возможностью хорошо различать предметы вне поля прямого взгляда, комплекс специальных упражнений поможет исправить ситуацию.

  1. Зафиксируйте взгляд на определенной точке, находящейся на уровне Ваших глаз. Теперь постарайтесь различить предметы, находящиеся по сторонам от нее.
  2. Возьмите в руки по карандашу и выберите на стене предмет, находящийся на расстоянии 3 м от глаз. Зафиксируйте взглядом центральный предмет, карандаши расположите по бокам от него. Далее постепенно разводите карандаши в стороны, при этом их изображение будет раздваиваться. Продолжайте упражнение, перемещая карандаши произвольно и продолжая фокусироваться.
  3. Возьмите в руки карандаши, фокусируя на них взгляд, медленно разведите их в стороны, насколько сможете. Далее поднимайте правый карандаш вверх и следите за ним правым глазом. А левый опускайте вниз, наблюдая за ним периферическим зрением левого глаза. Затем снова сведите карандаши в центр. После этого карандаш, находящийся в правой руке, ведите по диагонали вверх и влево, а карандаш левой руки – вниз и вправо, следите за ними периферическим зрением. Затем так же медленно сведите карандаши обратно в центр.
  4. Распечатайте или нарисуйте разными цветами на листах бумаги крупные цифры или буквы. Сядьте на стул и положите листы возле себя, поочередно поднимайте их так, чтобы они были расположены в поле бокового зрения, попытайтесь различить, что на них нарисовано. Постепенно увеличивайте угол обзора. После того, как Вы научитесь различать разноцветные цифры или буквы, сделайте карточки меньшего размера и проделывайте это упражнение до тех пор, пока не научитесь различать достаточно мелкие шрифты.
  5. Следующее упражнение лучше всего выполнять вне дома, например, в общественном транспорте. Зафиксируйте в центральном поле зрения предмет, расположенный на уровне глаз. Далее, продолжая удерживать его в поле зрения, выберете еще одну точку и зафиксируйте ее боковым зрением. Далее – еще одну, и т.д. Развивайте навык до тех пор, пока одновременно сможете концентрироваться на 6-8 предметах, часть из них при этом может двигаться.
  6. Два карандаша расположите на уровне глаз на расстоянии 30 см. Рисуем в воздухе воображаемые круги сначала в одну, потом в другую сторону. Взгляд должен быть расфокусирован вдаль.
  7. Стоя на ногах, взгляд прямой, расфокусированный. Постарайтесь уловить боковым зрением объекты, расположенные справа и слева от вас, переводите периферический взгляд (не двигая зрачками) из стороны в сторону.
  8. Найдите в газете узкую колонку и прочертите сверху вниз яркую линию по центру. Постарайтесь прочитать текст по диагонали, не двигая зрачками.
  9. Сядьте в кресло или на диван, ладонь поместите над носом так, чтобы закрыть центральную область для обзора. Для большей эффективности упражнения можно сделать специальную маску из подручных средств. Время, необходимое для этого упражнения – 1 час. Первые 20 минут проведите в маске, вторые – без нее, и последние 20 минут – снова в маске, занимайтесь при этом своими обычными домашними делами.
  10. Прогуливаясь по улице, старайтесь сконцентрировать снимание на трещинах и объектах на асфальте, взгляд при этом направлен вперед, на дорогу.

В первое время выполнение упражнений по развитию бокового зрения может показаться вам слишком утомительным. Приучать глаза к упражнениям следует постепенно, начиная с 15 минут в день. Между упражнениями делайте паузы, если чувствуете, что глаза болят, поморгайте, сделайте передышку.

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 - 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино ». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» ).

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но... можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк . Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментахпринципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны . Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям , т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.

8 комментариев к записи “Поле зрения при скорочтении”

    Николай, спасибо за полезную информацию! Ваши статьи хочется читать не в сутолоке рабочего дня, а в тишине и на «свежую» голову. Ловлю себя на мысли, что при прочтении профессиональной литературы именно так и воспринимается моим мозгом текст. Но мне сейчас хочется прочитать как можно больше классической литературы. Ведь, согласитесь, что истинное понимание классиков приходит с годами, а не в юности, как бы нам не «разжевывали» в школе. Поэтому для меня важно научиться технике быстрого чтения именно с этой целью. Помню, Вы писали, что техника быстрого чтения не применима для чтения художественной литературы. Возможно, я не правильно поняла Вас. Посоветуйте, пожалуйста.

    • И Вам спасибо Галина за отклик и вопрос!

      Художественная литература. Она ведь тоже разная. Если детектив хочется читать как можно быстрее стремясь к развязке, но как можно быстро читать Паустовского, Пришвина, Нагибина?

      Или пример которой я приводил в серии статей по чтению комедии «Горе от ума» начиная с этой статьи

      Попробуйте прочесть две страницы за минуту.

      Почувствуйте результат. Удалось что-то понять, прочувствовать. В книге 300 страниц — при такой скорости — затратится 2,5 часа. Можно ли выдержать такой темп 2,5 часа? При этом получив удовольствие от чтения и проникнув в атмосферу, созданную писателем.

      Этот простой опыт показывает, что при такой скорости упускаются детали, пропускаем описательную часть. Следим только за сюжетом.

      Но можно читать и так. В своей книге «Как прочитать все самое лучшее» я описывал три стадии прочтения — первая — это только сюжет. Отследили сюжет, далее второе прочтение — это уже детали,атмосфера, третье — более глубокое проникновение в произведение. По другому я слабо представляю чтение, ведь это все таки художественное произведение, а не новости.

      Техника быстрого чтения может быть применена к чтению художественной литературы, но вряд ли от такого чтения можно получить удовольствие, которое автор закладывает в детали и описания, которое при быстром прочтении пропускается.

      Хотя есть вариант быстрого чтения художественной книги, опишу в ближайшей статье.

      А пока у меня к Вам вопрос — как прошел эксперимент с чтением двух страниц за 1 минуту? Если вы ответите, то я возможно смогу помочь советом, какие навыки вам следует развить.

      Кстати три последние статьи направлены на устранение физиологических моментов тормозящих скорость чтения. Даже это позволит повысить скорость до 500 слов при этом не теряя качества погружения. Но для этого нужна длительная тренировка. Вcе ли готовы к этому?

      С уважением, Николай.

      • Осилила только одну страницу (250 слов) за минуту, да и этот темп для меня велик. Вы правы, упускаешь тонкости, детали. Хочется перечитать. Буду благодарна, если дадите конкретный совет. Спасибо.

        • Вот теперь Вы на собственном опыте знаете, что стоит за быстрым чтением художественной литературы. Потеря качества.

          Устранение внутреннего проговаривания, без регрессий и расширив поле зрения. Об этом три моих последних статьи.

          Но... даже такая скорость не дает возможности прочитать все то что хотелось бы.

          Если при скорости 250 слов/минуту книгу в 300 страниц можно прочесть за 5 часов. При скорости 500 — за 2,5 часа. Это свободное время еще можно можно найти в течении дня. Но это дает 1 книгу в день.

          Вас устраивает такой результат? Если да — то стоит освоить обычную технику скорочтения, устранив три ограничения.

          2 книги — 3 часа и тд.

          Все эти сказки про 1 000 слов в минуту и более — относятся к технике извлечения информации из нехудожественных книг. Поэтому не стоит слишком верить различному фоточтению и тд.

          Хотя чисто теоретически можно читать страницу за секунду — но... в таком случае нужно развивать не технику скорочтения, а целостное восприятие. На это могут уйти годы, не меньше. Требуется отработка множества навыков на тысячах объектов.

          Если кратко — то тренируется наблюдательность. В любом объекте без подготовки человек видит с десяток деталей. Задача видеть сотни. Постепенно формируется целостное видение. Постепенно — это годы.

          Результата достигают поистине гении, я по крайне мере таких не встречал. Хотя знаю что они есть — несколько человек, но вряд ли они могут описать технологию. Скорее — это природное свойство.

          Поэтому будем исходить из реалий. Если интересует теоретические возможности — я остановлюсь на них подробнее. Но все же это возможности теоретические.

          Если интересует практические возможности, то одну технику нестандартного чтения я опишу в следующей статье.

          Например по этой технологии я «прочел» буквально вчера книгу Уоррена «Дебри» за 1 час.

          Но все же это одна книга в день. Нужно время и на другие дела.

          С уважением, Медведев Николай.

          • Николай, огромное спасибо за ответ! Для меня достаточно научиться быстрому чтению в 500 слов в мин. Две книги в день — в голове будет каша от прочитанного. Я бралась однажды за освоении техники быстрого чтения по книге О.А. Андреева. Все три принципа мне знакомы. Но применять их на практике так и не получилось: то ли терпения не хватило, то ли внимания, то ли времени. В любом случае, это должно зависеть от меня, моих способностей, возможностей, желания. Буду признательна любому Вашему совету. Если у меня не получается освоить технику самостоятельно, то может попробовать приобрести какие-то он-лайн программы. Какого Вы о них мнения?

            Все школы скорочтения настроены на работу с нехудожественной литературой. Методики по устранению недостатков чтения предполагают длительную практику. Обычно в этих школах даются некоторые алгоритмы рационального чтения, отсюда возникает иллюзия, что стали читать быстрее. На самом деле — стали пользоваться алгоритмами чтения. Влияние базовых недостатков (допустим что их 3) несколько уменьшилось, но не существенно. Поэтому для нехудожественной литературы вроде бы и нормальные результаты.

            Но в отношении с художественной несколько другой результат. За те 2-3 недели от недостатков не избавишься. А для художественной литературы именно они являются ограничением, поскольку текст читается без пропусков фрагментов и требуется банально увеличить скорость, а не рационально искать нужную информацию.

            Для начала нужно определить для себя желаемый уровень извлечения информации из художественной книги. Только сюжет или все же что-то еще.

            Вариант: прочитать книгу со скоростью 1 минута — 2 страницы, улавливая главную нить и делая пропуски деталей. Всю книгу. Затем отложить — подумать, если есть необходимость второго прочтения, то уделить внимание деталям. Большинство книг даже не требует второго прочтения — достаточно сюжета. Если очень понравилась — третье прочтение — получить удовольствие от художественности. Любимые книги — перечитывают всю жизнь.

            Что касается навыков по устранению недостатков, тренировать их следует на практике чтения, а не абстрактно. Курсы уже не нужны — Вы же знаете о них, поэтому читаете и применяете: не проговаривая, не возвращаясь. Время сделает свое дело и результат будет. Это хотя бы для начала. Всего не опишу сейчас — подготовлю отдельную статью.

            С уважением, Николай.

    Николай, большое спасибо! Буду тренировать свою технику чтения. Из Ваших комментариев я поняла, что чтение художественной литературы, во всяком случае для меня, достаточно в том темпе, какой есть. Иначе теряется смысл самого чтения. И все-таки... «нет предела совершенству»! Буду стремиться к нему.

    Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» не эффективно (помню из своего детства). Возможно у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях. Спасибо за участие! Всего Вам доброго!

Также полезно практиковать такое же упражнение не буквах, особенно если глаз уже привык к цифрам. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв .

Таблицы Шульте

Игра «Визуальная геометрия»

«Визуальная геометрия» - упражнение поможет ускорить ход ваших мыслей, повысит запоминаемость и память. С каждым уровнем игра становится сложнее. Прекрасная игра для развития мозга . Сколько уровней Вы сможете пройти?

Игра «Математические сравнения»

Представляю прекрасную игру «Математические сравнения», с которой вы сможете расслабиться телом, а напрячься мозгом. На скриншоте показан пример данной игры, в которой будет вопрос, связанный с картинкой, а вам надо будет ответить. Время ограниченно. Как много вы успеете ответить?

Игра «Найди пару»

В этой игре Вам понадобятся такие навыки, как умение искать нужные объекты среди других, скорость мысли, реакция, навык сравнения, навык поиска. А игра в свою очередь поможет эти навыки развить до более высокого уровня. Отличная игра для развития мозга , как и все остальные упражнения с этого сайта. Регистрируйтесь и развивайтесь вместе с нами!

Игра «Угадай операцию»

Это одно из лучших упражнений для тренировки мозга , потому что вам потребуется вставить правильно математические знаки, чтобы получить верный результат. Представленное упражнение поможет вам развить устный счет , логику и скорость мысли. С практически каждым верным ответом сложность увеличивается.

Игра «Копилка»

Не могу удержаться, чтобы не посоветовать вам игру «Копилка» с того же самого сайта, на котором вам нужно зарегистрироваться, указав только E-mail и пароль. Эта игра сможет устроить вам отличный фитнес для мозга и отдых для тела. Суть игры в том, чтобы указать 1 из 4 окошечек, в котором сумма монет наибольшая. Сумеете ли вы показать прекрасный результат? Мы ждем вас!

Итог

В этой статье я рассказал про периферийное зрение , как его тренировать, разобрал упражнения для тренировки периферического зрения и рассказал, как наиболее эффективно его тренировать. Желаю удачи в освоении навыка скорочтения и развитии периферийного зрения !



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх