Тренировка периферического зрения. Уловить краем глаза или периферическим зрением. комментариев к записи “Поле зрения при скорочтении”

Человек воспринимает окружающий мир с помощью центрального и бокового (периферического зрения). Первое отвечает за передачу формы, размеров и яркости объектов, в то время как второе позволяет ориентироваться в пространстве. Тренировка периферического зрения способствует расширению зоны видения и получению большего объема информации.

Для чего требуется зрение периферийное?

Центральное зрение позволяет человеку сформировать приоритетную точку обзора. За его работу отвечают колбочки, расположенные в центре сетчатой оболочки. Если человек не концентрируется на каком-либо конкретном объекте, то видит общую картину, например, парковый ландшафт со скамейками и деревьями, но при этом не различает деталей предметов: форму листьев, веток и пр. Благодаря центральному зрению при необходимости он может сфокусироваться на каком-либо предмете и рассмотреть его во всех деталях. Например, присмотреться к одному из деревьев, чтобы определить его породу. При этом все остальные детали пейзажа выпадают из сектора обзора и воспринимаются как размытый фон благодаря периферическому (боковому) зрению. Приоритетная фокусировка позволяет разгрузить нервную систему человека. Если бы мозг в равной степени считывал всю информацию об окружающих его объектах, сознание и подсознание были бы подвержены колоссальной нагрузке.

Острота периферического зрения значительно ниже, чем центрального. Это связано с тем, что количество колбочек в периферических отделах сетчатой оболочки значительно меньше, чем в центральной. Работу бокового зрения координируют специальные рецепторы — палочки, расположенные в большей степени по краям сетчатки. Благодаря им мы можем видеть объекты, расположенные на периферии от основного приоритетного объекта фокусировки. Научно доказано, что область наиболее четкого видения человека составляет 1.5 градуса. В свою очередь, зона ясного видения — 15 градусов, а максимальная зона видения (включая периферию) — 35 градусов. Чтобы изучить объекты, расположенные за этим сектором, человеку нужно перевести взгляд: изменить его фиксацию или «захват». Таким образом, за одну фиксацию взгляда человек может получить определенный объем информации.

Для чего требуется периферическое зрение:

  • Позволяет ориентироваться в пространстве;
  • Обеспечивает широкий угол обзора до 35 градусов (без детализации на конкретных предметах);
  • Способствует целостному восприятию картинки (сигналы от рецепторов центрального и бокового зрения передаются в головной мозг, где соединяются в целостную картинку).

Следует отметить, что периферический обзор чрезвычайно важен. Если по каким-либо причинам он пропадет, человек не сможет самостоятельно передвигаться, даже при нормальном функционировании центрального зрения.

Для чего требуется тренировка периферического зрения?

Тренировка периферического зрения позволяет несколько расширить зону видения (угол обзора) человека и тем самым увеличить объем данных, получаемых за одну фиксацию взгляда. В первую очередь она будет полезна студентам, школьникам и всем людям, деятельность которых связана с обработкой большого объема текста.

В настоящее время широкой популярностью пользуется методика скорочтения, которая базируется именно на тренировке периферического зрения. Люди, овладевшие данной методикой, могут усваивать до 500 слов за 1 минуту чтения, в то время как скорость чтения среднестатистического человека варьируется в пределах 180-210 слов. Таким образом, тренировка бокового зрения способствует значительному повышению скорости обработки текста. Суть методики скорочтения сводится к тому, чтобы уменьшить количество фиксаций взгляда на одной строке текста за счет расширения угла обзора. Нетренированный человек, как правило, видит и воспринимает слова, расположенные только в середине строки. Для восприятия остальной информации нужен очередной «захват», поскольку эти слова находятся в «темной зоне», вне угла обзора. Методика скорочтения позволяет читателю сразу видеть и воспринимать все слова в строке, фокусируя внимание в ее центральной части.

Следует отметить, что поле обзора периферического (бокового) зрения и его качество являются изменяющимися величинами. Если целенаправленно тренироваться, можно значительно их повысить. Выгоды от расширения угла видения неоспоримы, ведь «прокачка» периферического зрения позволяет увеличить объем информации, поступающей в мозг человека за одну фиксацию взгляда. Это актуально не только в области текстов, но и в повседневной жизни, в особенности для водителей, спортсменов и пр., поскольку позволяет лучше ориентироваться в пространстве.

Кому будет полезна тренировка бокового зрения?

  • Студенты и школьники;
  • Люди, деятельность которых связана с обработкой большого количества текстовых данных;
  • Водителям;
  • Спортсменам;
  • Всем, кто хочет лучше ориентироваться в пространстве.

Тренировка периферического зрения по тибетской методике

Тибетская методика тренировки бокового зрения является достаточно простой и эффективной. Она основана на систематическом выполнении простых упражнений. Тренироваться можно где угодно: дома или на работе — главное, чтобы под рукой были обычные карандаши. Первый результат не заставит себя ждать. Отзывы многих людей свидетельствуют о том, что уже спустя месяц после начала тренировок боковое зрение становится намного острее и четче. В самом начале занятий очертания карандашей будут нечеткими, что является нормой.

Тренировка зрения по тибетской методике:

Исходная позиция: возьмите по карандашу в каждую руку, соедините их вместе в горизонтальном положении на расстоянии 30 см от глаз. Затем сфокусируйте взгляд на каком-либо объекте вдали. По мере выполнения упражнений продолжайте смотреть на тот же предмет, что и вначале — важно не переводить фокус на руки или карандаши.

  • Медленно разводите руки в стороны до тех пор, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (левой и правой). Верните руки в исходную позицию, чтобы карандаши вновь соединились. Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно поднимайте одну руку вверх, а вторую опускайте вниз, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (верхней и нижней). Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно двигайте левую руку вниз, а правую — вверх — до тех пор, пока карандаши не достигнут границ угла обзора. Повторите упражнение 10 раз, а затем смените направление движения рук. Далее вернитесь в исходную позицию.
  • Очертите взглядом воображаемую окружность вокруг карандашей — сперва по часовой стрелке, а затем — против нее. Повторите упражнение 10 раз.

Тибетская методика является достаточно эффективной. Она позволяет не только развить периферическое зрение, но и основательно укрепить мышцы органов зрения.

Тренировка бокового зрения по таблицам Шульте

Сейчас одной из наиболее популярных методик улучшения качества периферического зрения является система тренировок с помощью таблиц Шульте. Она появилась более 10 лет назад и использовалась для обучения детей и взрослых скорочтению. Отзывы людей свидетельствую о том, что эти таблицы чрезвычайно эффективны и просты. Главное в данной методике — это желание развить зрительные способности и системный подход к тренировкам.

В стандартном варианте такая таблица представляет собой квадрат, состоящий из 25 ячеек, в которых на белом фоне хаотично расположены числа от 1 до 25. В процессе тренировки человек должен как можно скорее отыскать их в правильной последовательности (от меньшего к большему). Нетренированный человек, как правило, тратит на выполнение этого задания достаточно много времени, поскольку его взгляд поочередно фокусируется на каждой из 25 цифр. По мере «прокачки» периферического зрения точка фокусировки постепенно перемещается в центр, и остальные цифры легче определяются без смены фиксации взгляда. Благодаря этому человек тратит все меньше и меньше времени на выполнение упражнения. Стандартный формат таблицы для новичков содержит 25 ячеек. Однако существуют и другие виды этого простого и эффективного зрительного тренажера. Для профессионалов разработаны варианты на 100 ячеек (цифры от 1 до 100), а также таблицы с буквенными матрицами (вместо цифр в них нужно искать буквы алфавита). Кроме того, большой популярностью пользуются детские таблицы Шульте на 9 ячеек.

  • Располагать таблицу следует на расстоянии 45-50 сантиметров от глаз;
  • Тренироваться желательно в сидячем положении;
  • Фиксировать цифры в таблице нужно только взглядом (не следует проговаривать их вслух);
  • Занимайтесь минимум 3 раза в неделю. Уделяйте тренировке с таблицей примерно 20-30 минут;
  • Старайтесь избегать зрительного переутомления. Если чувствуете, что глаза устают, завершите упражнение раньше времени;
  • При желании занимайтесь онлайн, воспользовавшись специальной программой для генерации таблиц Шульте в неограниченном количестве.

Пользуетесь контактными линзами? Рекомендуем ознакомиться с широким ассортиментом высококачественной продукции от мировых брендов, таких как Air Optix , Acuvue , Soflens , PureVision , Dailies и пр., в интернет-магазине . У нас Вы сможете выгодно заказать товары и получить их в кратчайший срок!

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 - 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино ». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» ).

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но... можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк . Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментахпринципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны . Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям , т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.

8 комментариев к записи “Поле зрения при скорочтении”

    Николай, спасибо за полезную информацию! Ваши статьи хочется читать не в сутолоке рабочего дня, а в тишине и на «свежую» голову. Ловлю себя на мысли, что при прочтении профессиональной литературы именно так и воспринимается моим мозгом текст. Но мне сейчас хочется прочитать как можно больше классической литературы. Ведь, согласитесь, что истинное понимание классиков приходит с годами, а не в юности, как бы нам не «разжевывали» в школе. Поэтому для меня важно научиться технике быстрого чтения именно с этой целью. Помню, Вы писали, что техника быстрого чтения не применима для чтения художественной литературы. Возможно, я не правильно поняла Вас. Посоветуйте, пожалуйста.

    • И Вам спасибо Галина за отклик и вопрос!

      Художественная литература. Она ведь тоже разная. Если детектив хочется читать как можно быстрее стремясь к развязке, но как можно быстро читать Паустовского, Пришвина, Нагибина?

      Или пример которой я приводил в серии статей по чтению комедии «Горе от ума» начиная с этой статьи

      Попробуйте прочесть две страницы за минуту.

      Почувствуйте результат. Удалось что-то понять, прочувствовать. В книге 300 страниц — при такой скорости — затратится 2,5 часа. Можно ли выдержать такой темп 2,5 часа? При этом получив удовольствие от чтения и проникнув в атмосферу, созданную писателем.

      Этот простой опыт показывает, что при такой скорости упускаются детали, пропускаем описательную часть. Следим только за сюжетом.

      Но можно читать и так. В своей книге «Как прочитать все самое лучшее» я описывал три стадии прочтения — первая — это только сюжет. Отследили сюжет, далее второе прочтение — это уже детали,атмосфера, третье — более глубокое проникновение в произведение. По другому я слабо представляю чтение, ведь это все таки художественное произведение, а не новости.

      Техника быстрого чтения может быть применена к чтению художественной литературы, но вряд ли от такого чтения можно получить удовольствие, которое автор закладывает в детали и описания, которое при быстром прочтении пропускается.

      Хотя есть вариант быстрого чтения художественной книги, опишу в ближайшей статье.

      А пока у меня к Вам вопрос — как прошел эксперимент с чтением двух страниц за 1 минуту? Если вы ответите, то я возможно смогу помочь советом, какие навыки вам следует развить.

      Кстати три последние статьи направлены на устранение физиологических моментов тормозящих скорость чтения. Даже это позволит повысить скорость до 500 слов при этом не теряя качества погружения. Но для этого нужна длительная тренировка. Вcе ли готовы к этому?

      С уважением, Николай.

      • Осилила только одну страницу (250 слов) за минуту, да и этот темп для меня велик. Вы правы, упускаешь тонкости, детали. Хочется перечитать. Буду благодарна, если дадите конкретный совет. Спасибо.

        • Вот теперь Вы на собственном опыте знаете, что стоит за быстрым чтением художественной литературы. Потеря качества.

          Устранение внутреннего проговаривания, без регрессий и расширив поле зрения. Об этом три моих последних статьи.

          Но... даже такая скорость не дает возможности прочитать все то что хотелось бы.

          Если при скорости 250 слов/минуту книгу в 300 страниц можно прочесть за 5 часов. При скорости 500 — за 2,5 часа. Это свободное время еще можно можно найти в течении дня. Но это дает 1 книгу в день.

          Вас устраивает такой результат? Если да — то стоит освоить обычную технику скорочтения, устранив три ограничения.

          2 книги — 3 часа и тд.

          Все эти сказки про 1 000 слов в минуту и более — относятся к технике извлечения информации из нехудожественных книг. Поэтому не стоит слишком верить различному фоточтению и тд.

          Хотя чисто теоретически можно читать страницу за секунду — но... в таком случае нужно развивать не технику скорочтения, а целостное восприятие. На это могут уйти годы, не меньше. Требуется отработка множества навыков на тысячах объектов.

          Если кратко — то тренируется наблюдательность. В любом объекте без подготовки человек видит с десяток деталей. Задача видеть сотни. Постепенно формируется целостное видение. Постепенно — это годы.

          Результата достигают поистине гении, я по крайне мере таких не встречал. Хотя знаю что они есть — несколько человек, но вряд ли они могут описать технологию. Скорее — это природное свойство.

          Поэтому будем исходить из реалий. Если интересует теоретические возможности — я остановлюсь на них подробнее. Но все же это возможности теоретические.

          Если интересует практические возможности, то одну технику нестандартного чтения я опишу в следующей статье.

          Например по этой технологии я «прочел» буквально вчера книгу Уоррена «Дебри» за 1 час.

          Но все же это одна книга в день. Нужно время и на другие дела.

          С уважением, Медведев Николай.

          • Николай, огромное спасибо за ответ! Для меня достаточно научиться быстрому чтению в 500 слов в мин. Две книги в день — в голове будет каша от прочитанного. Я бралась однажды за освоении техники быстрого чтения по книге О.А. Андреева. Все три принципа мне знакомы. Но применять их на практике так и не получилось: то ли терпения не хватило, то ли внимания, то ли времени. В любом случае, это должно зависеть от меня, моих способностей, возможностей, желания. Буду признательна любому Вашему совету. Если у меня не получается освоить технику самостоятельно, то может попробовать приобрести какие-то он-лайн программы. Какого Вы о них мнения?

            Все школы скорочтения настроены на работу с нехудожественной литературой. Методики по устранению недостатков чтения предполагают длительную практику. Обычно в этих школах даются некоторые алгоритмы рационального чтения, отсюда возникает иллюзия, что стали читать быстрее. На самом деле — стали пользоваться алгоритмами чтения. Влияние базовых недостатков (допустим что их 3) несколько уменьшилось, но не существенно. Поэтому для нехудожественной литературы вроде бы и нормальные результаты.

            Но в отношении с художественной несколько другой результат. За те 2-3 недели от недостатков не избавишься. А для художественной литературы именно они являются ограничением, поскольку текст читается без пропусков фрагментов и требуется банально увеличить скорость, а не рационально искать нужную информацию.

            Для начала нужно определить для себя желаемый уровень извлечения информации из художественной книги. Только сюжет или все же что-то еще.

            Вариант: прочитать книгу со скоростью 1 минута — 2 страницы, улавливая главную нить и делая пропуски деталей. Всю книгу. Затем отложить — подумать, если есть необходимость второго прочтения, то уделить внимание деталям. Большинство книг даже не требует второго прочтения — достаточно сюжета. Если очень понравилась — третье прочтение — получить удовольствие от художественности. Любимые книги — перечитывают всю жизнь.

            Что касается навыков по устранению недостатков, тренировать их следует на практике чтения, а не абстрактно. Курсы уже не нужны — Вы же знаете о них, поэтому читаете и применяете: не проговаривая, не возвращаясь. Время сделает свое дело и результат будет. Это хотя бы для начала. Всего не опишу сейчас — подготовлю отдельную статью.

            С уважением, Николай.

    Николай, большое спасибо! Буду тренировать свою технику чтения. Из Ваших комментариев я поняла, что чтение художественной литературы, во всяком случае для меня, достаточно в том темпе, какой есть. Иначе теряется смысл самого чтения. И все-таки... «нет предела совершенству»! Буду стремиться к нему.

    Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» не эффективно (помню из своего детства). Возможно у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях. Спасибо за участие! Всего Вам доброго!

О том, что представляет собой периферическое зрение известно не многим. Периферия является окраиной, внешней частью чего-либо, противопоставленная центру. То есть, говоря простыми словами, периферическое зрение еще можно назвать боковым. Благодаря боковому зрению люди могут воспринимать очертания предметов, их форму, цвета и яркость.

В некоторых случаях происходят нарушения периферийного зрения. Причем, даже если у человека отличное центральное зрение. Поэтому с самого детства очень важно уделять внимание упражнениям, которые помогают развить боковой взор.

Интересно! Периферийный обзор имеет низкое разрешение, улавливает лишь черно-белые оттенки. У представительниц прекрасного пола данная способность видеть, развита намного больше, чем у мужчин. Это значит, что женщины наблюдают предметы по бокам лучше.

Периферическое зрение – зрительное восприятие, за которое отвечает определенная участок сетчатки. Оно помогает координироваться человеку в окружающем мире, видеть в сумеречное и темное время суток. Боковой обзор – это способность воспринимать объекты, которые находятся по сторонам от прямого взгляда.

Особенности остроты бокового зрения:

  • Острота бокового обзора меньше, чем острота центрального зрения.
  • Боковой обзор не всегда имеет определенный уровень, который дан человеку от рождения. Это восприятие можно тренировать и развивать с помощью некоторых упражнений.
  • Периферическое зрение очень важно для некоторых профессий.

Нарушение бокового обзора говорит о развитии и наличии некоторых офтальмологических патологий. Поэтому важно посещать врача для проверки зрения. Исследуют периферию сетчатки с помощью специального прибора – периметра. Обследование помогает выявить заболевания глаз, головного мозга и определить схему терапии.

Если периферический обзор по каким-то причинам пропадает, даже при нормальной остроте центрального зрения, человек не сможет самостоятельно перемещаться. Попросту он будет натыкаться на предметы, не сможет видеть большие предметы.

Учеными доказано, что у представителей сильного пола более развит центральный обзор, а у женщин – периферический. Это напрямую зависит от характера деятельности женщин и мужчин в древности.

Мужчины в древние времена охотились. Данное занятие требовало четкой концентрации внимания на определенном объекте. У женщин была другая задача – они следили за жилищем. В древности не было дверей, окон. Змеи, насекомые могли попасть в жилье без проблем. Женщины замечали даже самые неприметные изменения. С веками выработалась на генетическом уровне способность мужчинами видеть предметы лучше центральным зрением, а женщинами – периферией.

По статистике женщины намного реже попадают в аварии, связанные с боковым ударом авто. И сбивают на дорогах женщин намного реже именно по причине развитого бокового зрения. Но к сожалению, есть и минусы для женщин. Для дам очень сложно припарковаться на параллельной парковке из-за не развитого как у мужчин центрального взора.

Нарушения зрения

Основной задачей периферийного обзора является ориентировка человека в пространстве.

Если происходят травмы сетчатки, заболевания головного мозга, прочие факторы, периферийный обзор существенно снижается. Причем такая патология может поражать как один глаз, так и сразу оба. Человек видит предметы как в туннеле ().

Причины, по которым может снижаться периферическое зрение:

  1. Глаукома. При такой патологии существенно повышается внутриглазное давление. Как следствие – повреждаются зрительные нервы, сужается поле зрения. На начальной стадии наблюдаются небольшие выпадения периферии. При несвоевременном лечении происходит безвозвратное сужение границ обзора. Запущенные стадии приводят к абсолютному сужению поля обзора. Такое состояние влечет за собой утраты зрения без возможности восстановления.
  2. Повреждение сетчатки. Происходит на фоне стрессовых ситуаций, скачка артериального давления, резких физических нагрузок, повреждений и травм головы, некоторых заболеваний. При таких состояниях наблюдается повреждение зрительного нерва со всеми вытекающими последствиями. Происходит нарушение периферического зрения.
  3. Нарушенное кровообращение зрительных нервов, головного мозга.
  4. Доброкачественные и злокачественные новообразования.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Инсульты.
  7. Отслойка, расслоение, дистрофия, дегенерация сетчатки.
  8. Значительное снижение именно бокового зрения происходит после 60 лет.

Можно ли развить боковой обзор

Следует отметить, что обзор по бокам не только можно, но и нужно развивать. Для чего нужна тренировка? В первую очередь это поможет повысить работоспособность головного мозга.

И конечно же, человек будет лучше ориентироваться в пространстве. Еще один положительный момент от развитого периферийного зрения – навык скорочтения. Немаловажен развитый боковой обзор для автолюбителей, людей, занимающихся профессиональным спортом, полицейским, военным и даже учителям, воспитателям. Ведь за детьми всегда нужен «глаз да глаз». С помощью некоторых упражнений можно развивать способность видеть по бокам. Тренировка не займет много времени, выполнять ее следует регулярно.

  • Зафиксировать взор на определенном объекте, который должен находиться напротив глаз. Попытаться увидеть предметы, не двигая зрачки, находящиеся по обеим сторонам от основного объекта.
  • Взять в руки по фломастеру и выбрать на стене объект. Он должен находиться на расстоянии не менее трех метров от человека. Затем понемногу разводить фломастеры в разные стороны. Происходит раздвоение изображения. Нужно передвигать фломастеры, продолжать фиксировать взгляд на предмете.
  • Понадобятся изображения с большими символами, это могут быть и цифры, буквы. Сесть на стул, расположить изображения рядом, поочередно поднимать их таким образом, чтобы они оказывались в поле периферии. При этом нужно попытаться различить, что на них изображено. Постепенно увеличивать угол обзора. Когда человек сможет различать изображения, можно перейти на следующий этап тренировки – нарисовать символы по размеру меньшие, и проводить занятия.
  • Зафиксировать объект перед глазами. Смотря на него, выбрать еще один объект, зафиксировать боковым взором. Потом еще один объект. Тренировка должна продолжаться до тех пор, пока человек не сможет фиксировать 7-9 объектов. Такое упражнение помогает очень быстро улучшить боковой обзор.
  • Гуляя на свежем воздухе, стараться концентрировать внимание на изъянах земли, при этом взгляд направлять следует вперед.
  • Стать возле окна и зафиксировать взгляд на объекте, который находится на улице, не двигая зрачками, назвать предметы, находящиеся вблизи избранной точки.
  • Открыть книгу, выбрать определенное слово и сфокусировать на нем внимание. Постараться прочитать слова, которые находятся рядом.
  • В газетной узкой колонке прочертить яркую вертикальную линию в центральной части статьи. Смотреть нужно на яркую линию. Стараться прочитать слова, которые находятся в поле периферии.

Диагностика и лечение

Изменение периферического зрения определяется с помощью специализированной техники. Человеку предлагается присесть на стул, который находится на расстоянии одного метра от офтальмолога. Поочередно человек закрывает глаза. Врач перемещает какой-либо объект, пока обследуемый, не увидит его.

Также исследование проводится с помощью периметра (специализированное оборудование):

  • Во время обследования на этом оборудовании человеку предлагают зафиксировать глазами небольшой маятник в центральной части оборудования.
  • Боковой обзор будет определяться по светящимся маятникам, которые находятся в разных участках обозрения. При этом учитывается количество точек, яркость.
  • После компьютерной обработки, врач получает результаты, по которым определяется выраженность и качество периферического зрения.

Нет такого понятия «лечение бокового зрения», потому как нарушение не является самостоятельной патологией и возникает только на фоне каких-либо второстепенных болезней.

Причем очень часто выявляются нарушения на приме у невропатолога. Главное – вовремя выявить причину, по которой произошли изменения, и назначить адекватное лечение. Если терапия выполнена своевременно, то боковой обзор восстановится. Помогут в этом и упражнения.

Мало кто знает, что такое периферическое зрение. И лишь единицы людей пользуются им ежедневно. А ведь с помощью периферического зрения можно расширить границы видения окружающего мира. Та область картинки, которая находится по краям поля обзора, и является периферией. За четкость ее изображения отвечают периферические отделы сетчатки глаза. Основным показателем продуктивности такого зрения является угол обзора человека. Он включает в себя ту часть пространства, которую охватывает человеческое зрение при неподвижном фиксировании взгляда на предмете. Основной функцией периферического зрения считается ориентация в пространстве.

Взгляните на какой-нибудь предмет и отметьте, сколько информации вы получили за одну секунду обо всех видимых объектах. А теперь представьте, сколько всего нового вы для себя откроете, если сможете видеть предметы, находящиеся за областью фактического видения. О том, как можно развить такую полезную способность, поговорим далее.

Плюсы периферического зрения

Развивая свою функциональную область зрения, вы сможете быстро и в большем объеме воспринимать информацию. Умение видеть периферию пригодится фотографам, водителям, и просто тем людям, которые стремятся ко всему новому и интересному. Кроме того, в экстремальной ситуации периферическое зрение может спасти вам жизнь, ведь способность вовремя увидеть опасность позволит предотвратить тяжелые последствия. С помощью такого зрения вы сможете легче ориентироваться в пространстве.

Как развить периферическое зрение?

Оказывается, сделать это не так уж и сложно. Все, что от вас требуется, - ежедневно уделять внимание простой и очень эффективной гимнастике для глаз . Упражнения для развития периферического зрения выглядят следующим образом:

  1. Идя по тротуару и глядя строго вперед, считайте трещины в асфальте. Это упражнение важно для велосипедистов и мотоциклистов, потому что учит собирать информацию, не отрывая взгляд от дороги.
  2. Глядя на толпу, сфокусируйте взгляд на одной точке. Отслеживайте движения людей, не переводя глаза. Это упражнение полезно для тех, кто часто ездит по оживленным улицам, потому что учит видеть других участников движения, не отводя взгляда от дороги.
  3. Возьмите книгу, резко откройте ее и мгновенно закройте. Что вы успели прочесть? Сколько картинок вы успели увидеть? Это упражнение помогает быстро усваивать информацию, что особенно полезно при выезде на оживленную улицу и проверке ситуации сзади с помощью зеркал или взгляда через плечо.
  4. Возьмите по карандашу в каждую руку и держите их на расстоянии 30 см перед глазами. Смотрите вдаль как бы сквозь эти предметы, не сосредотачивая взгляд непосредственно на них. Очень медленно передвигайте карандаши в стороны от глаз настолько, чтобы видеть их периферическим зрением. Повторите упражнение вперед и в стороны не менее 10 раз, затем передвигайте карандаш в правой руке по направлению вверх, а в левой - вниз. Двигайте канцелярский предмет в правой руке по диагонали вверх, в левой руке - по диагонали вниз, используя боковое зрение. Поменяйте направление. Теперь правая рука двигает карандаш по диагонали вниз, левая - по диагонали вверх. Каждое из упражнений повторите 10 раз. В завершение расположите карандаши на расстоянии 30 см прямо перед собой и, смотря на них, описывайте глазами окружности. Сначала двигайтесь 10 раз по часовой стрелке, затем столько же в обратном направлении.
  5. Существуют специальные таблицы для развития периферического зрения, иначе называемые таблицами Шульте. Основной их задачей является заставить вас фокусировать взгляд не по центральной точке визуального экрана, как в игре от первого лица, а осознанно, как бы перемещая курсор по всей области поля. Эти таблицы бывают разной сложности, начиная с девяти ячеек. В ячейках в произвольном порядке записаны цифры от 1 до 9. Ваша задача состоит в том, чтобы, глядя на красную точку в центральной ячейке, сосчитать все цифры по порядку. После того как вы освоите простые упражнения, переходите к следующей таблице - сложностью в 25 и более ячеек.
  6. Итак, мы выяснили, что периферическое зрение дает нам возможность получать и запоминать большее количество информации; улучшает скорость чтения; помогает в стрессовых ситуациях; позволяет лучше ориентироваться в пространстве. Поэтому разрабатывать такую уникальную способность не помешает никому.

    Удачи вам и прекрасных результатов!

Приложение: | Бесплатно | Универсальное приложение | Установить

Если вы имеете проблемы со скоростью чтения, основная причина этого заключается в том, что у вас слабо развито периферическое зрение, которое также отвечает за общий уровень внимательности и концентрации. Сегодня очень хороший день для того, чтобы исправить этот недочет, так как лучшее приложение для развития периферического зрения в App Store доступно абсолютно бесплатно. Речь идет о приложении с названием "Таблица Шульте - Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга".

Говоря простым языком, периферическое зрение отвечает за все то пространство, которое находится вне точки нашего внимания. К примеру, если вы неподвижны и смотрите на какой-нибудь объект, вы отчетливо видите его форму, цвет, размеры и так далее — все это возможно человеку благодаря центральному зрению. Но, помимо этого объекта, в поле зрения находятся и другие предметы, которые мы видим не так четко, но все же способны улавливать их и реагировать на их движение — именно эта возможность и достигается при помощи периферического зрения.


Развить периферическое зрение можно при помощи приложения «Таблица Шульте», которое имеет простой и понятный принцип работы. Нашему вниманию предоставляется таблица, состоящая из 25 ячеек. В каждой ячейке в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Упражнение требует сфокусировать взгляд в центре таблицы, далее, используя лишь периферическое зрение, находить цифры в порядке их возрастания и нажимать на них.


Если данная задача слишком сложна для вас, советую зайти в настройки приложения и выбрать наиболее удобный для вас шрифт. В день необходимо практиковать не больше 10 таблиц. После того как вы заметите, что ваши показатели скорости прохождения таблицы значительно возросли, опять зайдите в настройки для того, чтобы выбрать таблицу с большим количеством ячеек.


«Таблица Шульте — Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга» — это удобное приложение, которое имеет понятный интерфейс, подходящие звуковые эффекты, которые нам приходится слышать при нажатии на ячейки таблицы, а также широкие возможности настроек: мы можем цифры переключить на буквы, изменить количество ячеек в таблице, шрифт, цвета, размеры. Использование бесплатной версии приложения омрачает только наличие рекламы, платная версия обойдется вам в 59 рублей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх