Выскочка - михаил пришвин. Детские сказки онлайн

19.04.2017

Тема: Произведения о природе М.Пришвина. М.М.Пришвин «Выскочка».

Форма проведения: урок- проект.

Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика») у обучащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»

Задачи:

познакомить учащихся с рассказом М.Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;

умение выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; развивать речь, память, внимание, воображение;

развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы)

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
- Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь? (Ученики отвечают)

Вот видите, каждый человек по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако был такой удивительный человек, писатель, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им - солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем его произведений, была природа.

2. Актуализация знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.

Как называется раздел,который мы изучаем? (Природа и мы)

И сегодня продолжим знакомство с произведением, которое входит в раздел «Природа и мы».

- Сегодняшний урок -самый обычный, а его форма - проект. (Слайд 2) Что это?

(Щелчок). (Проект - это план действий, планировка, цепочка действий и обязательно какой-то результат (продукт).)

1) Определение темы проекта.

От чего отталкиваются при работе над любым проектом? (Определяют тему проекта, т.е. то, над чем будут работать.)

1) В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед. («Ребята и утята», М.Пришвин)

2) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво. («Золотой луг» М.Пришвин)

3) А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

Откуда же это в лесу взялся хлеб? («Лисичкин хлеб», М.Пришвин)

4) И часто-часто я думаю: что,если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! («Моя родина», М. Пришвин)

Что объединяет все эти произведения? (Автор М.Пришвин).

О чем все прочитанные вами отрывки? (О природе).

Сформулируйте тему урока-проекта.

Обсуждение. Дети в проектных группах формулируют тему проекта и записывают её на картах.

(Слайд 3) Тема проекта: Произведения о природе М.Пришвина.

Вы определили тему урока на основе отрывков из произведений М. М. Пришвина.

(Слайд 4)

(Учащиеся зачитыват свои отзывы о прочитанных рассказах).

(Слайд 5)

- Посмотрите внимательно на портрет писателя. Что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд). Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: (Щелчок).

«Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Возьмём эти слова эпиграфом нашего урока.

2). Постановка целей и задач урока в сотворчестве с детьми.

Мы уже прочитали достаточное количество произведений М. Пришвина. Поняли тему его произведений.Может быть, этого и достаточно? Нужно ли продолжать работу по этой теме и читать произведения писателя? Ведь и так всё ясно?! (Ответы детей)

Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка».

На доске тема М.М.Пришвин «Выскочка»

Сформулируйте цель своего проекта, т.е. (учитель помогает) закончите мою мысль:

(Слайд 6,7)

Совершенствовать знания о…..(творчестве М.М. Пришвина)

Проверка. Обсуждение.

А теперь определите план действий по заданной теме и задачи проекта по наводящим глаголам:

-Продолжить знакомство с…(творчеством М.Пришвина)

-Проанализировать …. (характеры главных героев).

-Понять…(главную мысль произведения)

3) Выдвижение гипотезы: (Слайд 9)

А к какому выводу мы обязательно должны прийти?

4) Конечный результат ( учебная стратегия «Пирамида критика»)

Показателем всей работы на уроке по литературному чтению что может быть?

Конечный результат сегодняшнего проекта вы запишете в конце урока в специально отведённом месте на карте. Это и будет результат и показатель вашей работы в группе.

3. Деятельностная стадия.

1).Биография писателя.

Вы лучше поймёте произведения М.М. Пришвина, сюжет его книг, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Текст для 1 группы:

(Слайд 10)

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии и провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Что узнали о жизни Пришвина?

Текст для 2 группы:

(Слайд 11)

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору - принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы

(Слайд 12)

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.

Где побывал Пришвин М.?

Текст для 4 группы

(Слайд 13)

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Чем любил заниматься Пришвин?

2). Чтение и анализ рассказа «Выскочка».

Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)

Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова. Как там раскрыто значение этого слова?

Выскочка - это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам («Толковый словарь», Ожегов)

Открываем учебники с.92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. (с карандашом в руке)

Чтение 1 части с.92 - до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Кто является героем рассказа?

Какой породы была Вьюшка?

Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

Чем же отличалась одна из сорок?

Как вы думаете нравилось ли это сородичам сороки?(они были недовольны, возмущены, им было досадно)

А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо).

Как про таких говорят?

Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

Что же произошло между героями?

За что сороки осуждали Выскочку?

Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия - Бьюшка - Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует .(с. 94. И только бы ещё одно мгновение …)

С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)

Здесь М. Пришвин использует художественный прием - иронию.

Какая сорока была до схватки?(заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная).

После схватки? - жалкая, общипанная, без хвоста.

А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?(стыда).

Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.

Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

3) Составление отзыва о прочитанном (работа в группах).

Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика.

Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта.

Презентация «пирамид». (Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге.)

4. Рефлексия.

- Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? (Не надо быть выскочкой)

Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).

Какие задачи мы решали, двигаясь к цели.

Гипотеза нашего проекта подтвердилась? (Обращение к эпиграфу урока)

Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин : (Слайд 15)

«Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Как вы понимаете смысл этих слов?

Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.

Что такое природа для вас?

Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».

5. Итог урока.

- С творчеством какого писателя мы познакомились?

Как называется рассказ?

Какие рассказы M.M Пришвина вы посоветовали бы прочитать своим друзьям. Почему?

Почему человеку надо знать и понимать жизнь природы?

(Слайд 16)

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

6. Домашнее задание.

1) Подготовить подробный пересказ рассказа.

2) Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.Попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно - умно, хитро - хитро, просто - просто, как это делал М.М.Пришвин.

Идёт один из весенних дней.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и гостям и подумайте: как хорошо, что мы сегодня были здесь вместе!

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной - хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
- Тра-та-та-та-та! - застрекотали все сороки.
Это у них значило:
- Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
- Тра-ля-ля-ля-ля! - ответила Выскочка.
Это у нее значило:
- Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя - скок и подумают - наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.
Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, - гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут - сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Выскочка" Пришвин М. М. самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Сказка "Выскочка" Пришвин М. М. читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Н аша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.

Это у них значило:

– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.

Это у нее значило:

– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Урок литературное чтение

Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»

Цели: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные УУД: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постоянным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух,

Метапредметные УУД:
Р . - формулирование учебной задачи; планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; оценивание своей работы на уроке;
П.- анализ художественного и научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск информации в учебной и справочной книге, самостоятельной и целенаправленный выбор книги;
К. -ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, работа в паре и в группах;

Личностные УУД: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям,уважение к старшим).

Оборудование : выставка книг М.М.Пришвина, портрет писателя, карточки с заданиями, презентация, компьютер,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

1.Организационный момент.

Самоопределение к деятельности

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;регулятивные : целеполагание;коммуникативные : планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Знакомство с жизнью и творчеством писателя по группам.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

– О чем мог писать Пришвин?

2 группа:

Учащиеся заполняют таблицу

Каждая группа рассказывает о писателе.

1.Карточка

– О чем мог писать Пришвин?

Что мы можем сказать о таком человеке?

2.Карточка.

– Что волновало писателя больше всего?

Почему он не мог быть равнодушным к природе?

3 карточка

Коммуникативные:планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина. Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать.

Повторяйте за мной:

гуау – гуау – Испания
уаф – уаф – Франция
уон – уон - Япония
бау – бау - Англия
гау – гау - Вьетнам
гав – гав - Россия

Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?

А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

– Работая в парах, определите цели урока. У вас на партах лежат листочки. Прочитайте и определите главное. Итак, сегодня на уроке…

Отгадать загадки

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)

Непоседа, пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая.
Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (Сорока)

Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть.

А что вы знаете о сороках?

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

1.Познакомиться

произведения

с новым произведением

не понимать

понимать прочитанное

3. Высказывать и доказывать

недовольство

собственное мнение

пожелание

(это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

Регулятивные:целеполагание;коммуникативные:

постановка вопросов;познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические -формулирование проблемы

Словарная работа

Пользуясь словарем, определить значение слов и словосочетаний. (Работа в парах)

Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз.

Бдительность– внимание, настороженность.

Выводок – птенцы, выведенные одной птицей.

С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении.

Поскакала дуром – двигалась странно.

Срам –стыд и позор.

На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные : моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Построение проекта выхода из затруднения

Первичное закрепление

Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки.

«Чтение с остановками»

(1,2,3 часть рассказа читает учитель, 4 часть – ученик) 1 остановка – Это у неё означало тревогу и начало бдительности.

– Как вы думаете, почему Вьюшка тревожилась?

2 остановка– и одна только Выскочка поскакала дуром…
Как поведет себя Выскочка?

3 остановка – наступали шесть умныхсорок… – Как вы думаете, кому достанется косточка?

4 остановка– и торчал из пасти ее… – Как закончится рассказ?

– Понравился ли вам рассказ? – О ком говорится в рассказе? Кто больше понравился? – Какой представляете Вьюшку? А Выскочку? – Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изображен?

Устанавливает осознанность ситуации.
- Понравился вам рассказ?
- Кто действует в рассказе?
- Что показалось особенно интересным?

Читаем и обсуждаем группами вопросы и отвечаем на вопросы;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;познавательные :общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные : управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа по рассказу.

Повторное чтение рассказа «цепочкой», деление на части и составление плана.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Составляют план рассказа:

    Вьюшка получила подарок.

    Украденная косточка

    Выскочка.

    Хитрость Вьюшки.

    Выскочка осталась без хвоста

Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.
Бия - Бьюшка – Вьюшка
- Как вы думаете, почему?

Прочитайте описание Вьюшки, её поведение и повадки.
-Какое отношение автора к собаке? (с любовью, нежностью, обращается ласково).
- Как сорокам удалось украсть косточку? (хитростью: одна отвлекала, другая украла).
- Как озаглавим эту часть? (Вьюшка получила подарок. Веселая собачка Вьюшка).

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные: самоопределение

7.Итог по уроку

– Какой вывод делает Пришвин? О чем предупреждает? М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать.

– И мы сегодня познакомились с такой ситуацией, где сорока ведет себя как выскочка.

– У Пришвина есть слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»

– Как понимаете?

Тест напечатан на карточках.
- Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы.
1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка
2. Откуда приехала Вьюшка?
А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал
3. Какую службу несла Вьюшка?
А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина
4. От какого слова произошла кличка собаки?
А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»
Проверка теста. На слайде ответы. Оцените себя.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Рассказ «Выскочка»………..

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные : рефлексия;личностные :

смыслообразование

9. Домашнее задание

Описать главных героев.

Список литературы

    Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011

    Родная речь: учебник для 4 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост. Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006

    Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: 1992

    Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 4 класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.:

Приложение 1.

Карточки для работы в парах.

1.Познакомиться

с новым произведением

не понимать

понимать прочитанное

3. Высказывать и доказывать

недовольство

собственное мнение

пожелание

Приложение 2.

    Карточка

Пришвин родился в имении Хрущёво в Орловской губернии, повел здесь свое детство. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются»

– О чем мог писать Пришвин?

Что мы можем сказать о таком человеке?

2 Карточка.

Михаил Михайлович Пришвин – человек, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для ее охраны. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу. Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

– Что волновало писателя больше всего?

Почему он не мог быть равнодушным к природе?

3 карточка

Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Приложение 3.

Просмотр содержимого презентации
«ПРИШВИН. Выскочка»

урок литературное чтение

4класс Брагина Светлана Анатольевна МАОУ «Ошибская СОШ» учитель начальных классов


  • Выскочка

  • Какое чудесное утро!
  • Какое чудесное утро!
  • Какое чудесное утро!






гуау – гуау -Испания

уаф – уаф – Франция

уон – уон - Япония

бау – бау -Англия

гау – гау - Вьетнам

гав – гав - Россия


С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

(собачка)

Трещала самого утра:

«Пор-р-ра! Пор- р-ра!»

А что –пора?

Такая с ней моррока

Когда трещит …



Словарная работа

полено – кусок распиленного бревна для растопки;

сородичи – родственники.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью; (с

срам – подберите синонимы: стыд, позор;

бдительность – подберите синонимы: внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;


Чтение рассказа по частям

1 часть -Это у неё означало тревогу и начало бдительности. 2 остановка– и одна только Выскочка поскакала дуром…

3 остановка – наступали шесть умныхсорок… 4 остановка– и торчал из пасти ее…


ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

ВЬЮШКА

ВЫСКОЧКА


  • Вьюшка получила подарок.
  • Украденная косточка.
  • Выскочка.
  • Хитрость Вьюшки.
  • Выскочка осталась без хвоста

Рефлексия:

Рассказ «Выскочка» ….

Сегодня я задал вопрос……. Сегодня на уроке я задумался……...



Вы можете использовать данный шаблон при создании своих презентаций. Но при этом обязательна ссылка на источник шаблона.

учитель английского языка

Бугаева Светлана Васильевна

МБОУ ООШ № 30 имени майора П.Ф.Баштовенко

ст. Петровской Славянского района

Сайт: lanabugaeva.ucoz.ru


Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной - хвать! другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
- Тра-та-та-та-та! - застрекотали все сороки.
Это у них значило:
- Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
- Тра-ля-ля-ля-ля! - ответила Выскочка.
Это у нее значило:
- Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя - скок! и подумают - наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, - гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут - сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх