Эмоциональная загрузка и перезагрузка. Эмоциональное переутомление: что это такое? Каковы же причины синдрома выгорания

Постоянные стрессы, напряженная обстановка в семье и на рабочем месте, отсутствие полноценного отдыха и переизбыток общения приводят к эмоциональной усталости. Человек в таком состоянии чувствует апатию и раздраженность, у него отсутствует желание общаться с людьми и появляется ощущение дискомфорта. Проявляются и физические симптомы усталости: бессонница, головная боль, обострение хронических болезней.

Эмоциональное переутомление - это профессиональная проблема людей, работающих по специальности, связанной с постоянным общением. Это врачи, медсестры, преподаватели, воспитатели, журналисты, менеджеры и многие другие. Эмоциональному переутомлению подвержены люди, чья работа связана с постоянными переживаниями и трагедиями окружающих. Почувствовать симптомы психической усталости может человек, вынужденный все время контактировать с большим количеством людей.

Человек должен знать, как избежать переутомления. Необходимо соблюдать режим труда и отдыха, обязательно высыпаться и при первых признаках утомления стараться отдохнуть. Рекомендованы физические нагрузки: посещение спортивного зала, бассейна или хотя бы обычная утренняя гимнастика. Спортивные занятия укрепляют нервную систему и дают выход накопившимся эмоциям. Человеку необходимо правильно питаться и ограничить прием спиртного и кофеина.

Чтобы предотвратить эмоциональное и психическое переутомление, человек должен реально оценивать свои силы и не брать на себя невыполнимых обязательств. Необходимо научиться планировать свое время и сортировать дела по степени важности, отодвигая менее значимые на второй план, а не стараться выполнить все одновременно. Справиться с наступлением эмоционального переутомления поможет смена обстановки и окружения, поездка в отпуск.

Эмоциональной усталости подвержены даже дети. Симптомы переутомления у ребенка такие же, как и у взрослого. Непосильные психические и эмоциональные нагрузки в детском возрасте могут привести к таким последствиям, как неврозы, психозы, нервные срывы. Родителям не стоит перегружать ребенка учебой и большим количеством внешкольных занятий, дети должны успевать играть и гулять.

Регулярное переутомление на работе, напряженная обстановка в семье, вынужденное общение с большим количеством человек и отсутствие полноценного сна вызывают сильную эмоциональную усталость. Соблюдение режима труда и отдыха, регулярные физические упражнения и отсутствие психотравмирующих ситуаций помогут предупредить и преодолеть это состояние. На симптомы переутомления обязательно следует обращать внимание, чтобы успеть принять меры, пока тяжелое эмоциональное состояние не сказалось на физическом здоровье.

СЭВ - синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания - это психологическая реакция человека на долгосрочное эмоциональное переутомление, проявляющееся в потере интереса к жизни. Такая реакция может «созревать» месяцами и даже годами. Американский психолог Херберт Фрюденбергер в 1974 г. дал определение СЭВ (по английски «burnout») как проблемы, «рожденной обществом и временем, в котором мы живем, постоянной борьбой за то, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом. Это состояние не проходит, если его игнорировать».

СЭВ может наступить практически у любого человека, и развивается он по следующему сценарию (хотя человек не всегда проходит все ступени):

Стремление самоутвердиться;

Решение работать больше;

Пренебрежение своими потребностями;

Непонимание конфликта (человек не понимает корня проблемы своего плохого самочувствия);

Изменение ценностей (теряет друзей, семью, оставляет любимые занятия и т. д.);

Отрицание нависших проблем (цинизм, агрессия и разочарование становятся очевидными);

Социальная изоляция (при этом появляется почва для алкоголизма, наркомании и т. п.);

Заметные изменения в поведении;

Внутренняя пустота;

Депрессия;

СЭВ (мысли о самоубийстве, полное умственное и физическое истощение).

Причины возникновения СЭВ:

Причиной возникновения СЭВ является стресс , вызванный обычно слишком насыщенной жизнью: большим количеством встреч, заседаний, проектов, нереальными сроками выполнения обязательств, второстепенными и ненужными делами, отвлекающими от основной работы, а также многими другими факторами, влияющими на жизнь человека в нашем перенасыщенном информацией и технологиями мире. Стресс сам по себе обычно не вызывает больших проблем, но в отношении длительных и многочисленных стрессов каждый из нас имеет свои пределы устойчивости, и когда мы переходим их, то оказываемся на грани переутомления.

Как бороться с СЭВ или предупредить его:

1. Проанализируйте свои мотивы в жизни. Обычно учителя, врачи, менеджеры и представители других профессий, часто и много общающиеся с людьми (пациентами, учащимися, клиентами и т. д., которые не всегда ведут себя «хорошо»), вынуждены вести себя учтиво и вежливо по долгу службы, не испытывая настоящей любви к людям. Со временем стимул (зарплата, карьера и др.) «любить» людей ослабевает или исчезает, и человек дает волю своим настоящим чувствам. Если такое отношение не меняется, человек вынужден менять работу, надеясь, что когда-то он окажется в таком месте, где «любить» других нужно будет не так часто или попадутся такие люди, которых любить будет легко. Как же научиться по-настоящему любить людей?

2. Упростите свою жизнь. Телевидение, интернет, мобильные телефоны и другие средства массовой информации помогают нам в работе, но одновременно через них поступает масса бесполезной для нас информации. Это отвлекает нас от наших прямых обязанностей, занимает время и ум, и, в конечном счете, создается впечатление, что мы сильно перегружены.

3. Выделяйте время для отдыха. Отдавайте предпочтение полезному физическому труду, при котором разум отдыхает: работе в саду или огороде, разведению цветов, ремеслам, прогулкам в парке или лесу и т.п. Отдых на лоне природы оказывает восстанавливающее действие. Избегайте длительного просмотра телепередач или интернет-серфинга.

4. Придерживайтесь здоровых привычек в питании. Употребляйте в основном растительную пищу, избегайте стимуляторов: кофе, чая, алкоголя и острых специй. Важно ежедневно употреблять 6-8 стаканов воды.

5. Вырабатывайте привычки регулярности в жизни в отношении режима сна и употребления пищи.

6. Не ограничивайте себя во сне. В среднем человеку необходимо спать 7-8 часов в сутки.

7. Отдыхайте хотя бы один раз в неделю. Человеку необходимо время для восстановлении духа, души и тела.

8. Не давайте обещаний, которые вы не сможете сдержать. Перегружая себя, мы становимся раздражительными и агрессивными, потому что чувствуем давление невыполненных обязательств. Реально оценивайте свои силы

Foto: Lev Dolgachov, PantherMedia / Lev Dolgachov

Все больше людей страдают от эмоционального выгорания. Во все м виноват современный образ жизни или физическое и психическое истощение гораздо более древнее явление? Разбираемся вместе с писательницей Анной Шаффнер, пишет

Несколько лет назад Анна Катарина Шаффнер (Anna Katharina Schaffner) стала очередной жертвой эпидемии эмоционального выгорания.

Все началось с умственной и физической усталости, чувства тяжести. Даже самые простые дела отбирали всю энергию, а сосредоточиться на задаче было невероятно сложно. Пытаясь расслабиться, Анна могла часами совершать однообразные и бесполезные действия, например проверять электронную почту.

Вместе с усталостью пришло отчаяние. “Я была разбита, разочарована и безнадежна”, - вспоминает она.

Если верить средствам массовой информации, переутомление - современная проблема. На телевидении часто рассуждают о напряжении, которое мы испытываем из-за избытка информации, постоянной вовлеченности в поток новостей и уведомлений. Многие считают, что наш век - настоящий апокалипсис для энергетических запасов.

Но правда ли это? Или периоды истощения и энергетические спады - такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как насморк? Шаффнер решила выяснить это. Ее книга Exhaustion: A History стала исследованием того, как доктора и философы прошлого определяли пределы возможностей человеческого тела и разума.

Эмоциональное выгорание или депрессия

Самые яркие примеры выгорания можно наблюдать там, где царит высокое эмоциональное напряжение, например в здравоохранении. Немецкие ученые выяснили, что около 50% врачей в Германии страдают от эмоционального выгорания. Они чувствуют усталость в течение всего дня, а по утрам одна мысль о работе портит настроение.

Интересно, что представители разных полов борются с выгоранием разными способами. Финские исследователи обнаружили, что мужчины чаще берут долгий отпуск по болезни, чем женщины.

Поскольку депрессия нередко сопровождается вялостью и отчуждением, некоторые считают, что эмоциональное выгорание - просто другое название расстройства.

В своей книге Шаффнер приводит статью одной немецкой газеты, в которой выгорание называют “элитной версией депрессии” у специалистов высокого класса. “Только у неудачников бывает депрессия. Участь победителей, вернее, бывших победителей - эмоциональное выгорание”, - утверждает автор статьи.


PantherMedia 15767272 Foto: Viktor Cap, PantherMedia / Viktor Cap

И все же эти два состояния принято разделять.

Теоретики соглашаются с тем, что депрессия ведет за собой потерю уверенности или даже ненависть и презрение к себе, что не характерно для эмоционального выгорания, при котором мысли о себе остаются неизменными. При выгорании гнев направлен не на себя, а, скорее, на организацию, в которой человек работает, или на клиентов, или на социополитическую или экономическую систему.
Анна Шаффнер

Не стоит путать выгорание и с другим расстройством - синдромом хронической усталости. Человек, страдающий от него, переживает длительные периоды уменьшения физических и психических сил - как минимум в течение 6 месяцев. Кроме того, многие пациенты жалуются на боль при малейшей активности.

Наш мозг не готов к современному образу жизни

Есть мнение, что наш мозг не приспособлен к длительным периодам напряжения, столь естественным для современного мира. Мы постоянно стремимся повысить продуктивность, сделать больше и лучше, доказать, чего мы стоим, и оправдать ожидания.

Мы постоянно сталкиваемся с давлением начальников, клиентов и своих мыслей о карьере и деньгах. Давление не ослабевает день ото дня, и уровень гормонов стресса постепенно увеличивается. Получается, что наше тело постоянно находится в режиме борьбы.

Города заполнены техникой, жизнь в них никогда не замирает. Днем мы заняты работой, ночью смотрим фильмы, переписываемся в соцсетях, читаем новости, без конца получаем уведомления. И, не имея возможности полноценно отдохнуть, мы теряем энергию.

Кажется, все логично: современный образ жизни слишком суров для нашего неподготовленного мозга. Но оказывается, случаи эмоционального выгорания встречались и раньше, задолго до появления гаджетов, офисов и уведомлений.

История эмоционального выгорания

Читать еще

Когда Шаффнер исследовала исторические документы, она обнаружила, что люди страдали от сильной усталости задолго до появления современных мегаполисов с напряженным ритмом жизни.

Одна из самых ранних работ о переутомлении принадлежала римскому врачу Галену. Как и Гиппократ, он верил, что все физические и психические расстройства связаны с нарушением баланса четырех жидкостей организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Так вот, преобладание черной желчи замедляет кровообращение и закупоривает пути в мозгу, вызывая вялость, слабость, усталость и меланхолию.

Да, у этой теории нет научного основания. Но мысль о том, что мозг заполняется черной вязкой жидкостью, вполне соответствует ощущениям уставших людей.

Когда христианство стало частью западной культуры, переутомление начали считать признаком духовной слабости. Шаффнер приводит в пример работы Евагрия Понтийского, написанные в IV веке. Богослов описывает “полуденного демона”, который заставляет монаха вяло смотреть в окно и ничего не делать. Это расстройство считалось недостатком веры и силы воли.

Религиозные и астрологические объяснения преобладали вплоть до рождения современной медицины, когда врачи начали определять симптомы усталости как неврастению.

В то время медики уже знали, что нервные клетки проводят электрические импульсы, и предполагали, что у людей со слабыми нервами сигналы могут рассеиваться.

Многие выдающиеся личности - Оскар Уайльд, Чарлз Дарвин, Томас Манн и Вирджиния Вулф - имели диагноз “неврастения”. Доктора винили во всем социальные перемены, связанные с промышленной революцией. Но слабая нервная система считалась признаком изысканности и развитого интеллекта, а потому многие пациенты даже гордились своим недугом.


PantherMedia 17753492 Foto: Leung Cho Pan, PantherMedia / Leung Cho Pan

В некоторых странах до сих пор диагностируют неврастению. Этот термин используется в Китае и Японии, и опять же, его нередко признают более мягким названием депрессии.

Но если проблема не нова, может, переутомление и эмоциональное выгорание - просто части человеческой природы?

Переутомление существовало всегда. Менялись только его причины и последствия.
Анна Шаффнер

В Средневековье причиной считали “полуденного демона”, в XIX веке - образование женщин, в 1970-х годах - капитализм и безжалостную эксплуатацию сотрудников.
Физическое или умственное расстройство

Мы до сих пор не понимаем, что обеспечивает прилив энергии и как можно быстро потратить ее без физических нагрузок. Мы не знаем, какова природа симптомов переутомления (физическая она или психическая), являются ли они результатом воздействия среды или следствием нашего поведения.

Наверное, правда где-то посередине. Тело и разум неразрывно связаны, а значит, наши чувства и убеждения влияют на состояние организма. Мы знаем, что эмоциональные проблемы могут усиливать воспаления и боль, а в некоторых случаях даже вызывать судороги или слепоту.

Нельзя сказать, что переутомление - это только физическое или только психическое расстройство. Обстоятельства могут затуманить наш разум и сковать тело усталостью. И это не воображаемые симптомы, они могут быть настолько же реальными, как температура при простуде.

Грамотный тайм-менеджмент как лекарство от выгорания

Шаффнер не отрицает, что в современной жизни слишком много стресса. Но она считает, что отчасти в этом виноваты наша свобода и гибкий график. Сейчас представители многих профессий могут работать тогда, когда им удобнее, и управлять своим временем.

Без четких рамок многие люди переоценивают свои силы. В основном они боятся, что не оправдают ожиданий, не получат желаемого, не удовлетворят свои амбиции. И это заставляет их работать на износ.

Также Шаффнер считает, что электронная почта и социальные сети могут подтачивать наши силы.

Технологии, которые были призваны сохранять нашу энергию, только добавляют нам стресса.
Анна Шаффнер

Если история чему-то и научила нас, так это тому, что не существует универсального лекарства от переутомления. В прошлом пациентам с неврастенией прописывали длительный постельный режим, но скука делала только хуже.

Сегодня людям, страдающим от переутомления и выгорания, предлагают когнитивно-поведенческую терапию, которая помогает управлять эмоциональным состоянием и находить способы пополнения сил.

У каждого человека свой способ борьбы с эмоциональным истощением. Вы должны знать, что восстанавливает ваши силы, а что провоцирует энергетический спад.
Анна Шаффнер

Некоторым людям необходим экстремальный спорт, другие восстанавливаются с помощью чтения. Главное - установить границы между работой и отдыхом.

Сама Шаффнер обнаружила, что исследование переутомления, как ни парадоксально, заряжало ее энергией. “Мне было интересно этим заниматься, а то, что многие люди в разные периоды истории переживали нечто похожее, успокаивало меня”, - говорит она.

В процессе выполнения работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде чувства усталости.

Утомление - снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выражающееся в количественном и качественном ухудшении его результатов.

В настоящее время наиболее популярной является теория утомления, согласно которой утомление в первую очередь возникает в центральной нервной системе. При длительном возбуждении определенных участков нервной системы наступает перевозбуждение и торможение условных рефлексов. Торможение является мерой предупреждения функционального истощения клеток, что позволяет клеткам не реагировать на поступающие импульсы.

Чрезвычайно высока биологическая роль утомления . Оно выполняет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или напряженной работе. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

В развитии утомления различают преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Это так называемое компенсированное утомление. Работоспособность в этом случае обеспечивается значительными энергозатратами. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Так, если человек занят любимым, важным для него делом, он может работать достаточно долго, не чувствуя усталости, хотя налицо признаки утомления.

Дальнейшее выполнение работы вызывает развитие некомпенсированного , явного утомления, главным признаком которого является снижение работоспособности. Проявляется утомление субъективным чувством усталости. Фаза декомпенсированного утомления характеризуется снижением общего уровня активности ЦНС (уменьшением скорости зрительно- и слухомоторной реакции, падением уровня внимания), рассогласованием активности различных областей коры большого мозга. Отмечается падение сократительной способности работающих мышц, дискоординация движений, замедление их темпа.

Необходимо так дозировать деятельность человека, чтобы возникающее в ее результате утомление исчезало за время отдыха. Если этого не происходит, то симптомы утомления накапливаются, что приводит к переутомлению.

Переутомление – это длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения и требующее для своего устранения длительного отдыха. Таким образом, переутомление – это патологическое состояние, которое не исчезает после обычного отдыха и требует специального лечения. Существует понятие синдром хронической усталости . Проведенные рядом ученых исследования показали, что хроническая усталость является основной причиной обращения к врачу около 24% взрослого населения.

Причин, приводящих к хронической усталости, множество и связаны они как с физическим состоянием человека, так и с состоянием его духа. Большинству пациентов лучше помогает комплексный подход к лечению с учетом психологических факторов. Выявление и корректировка проблем, волнующих человека, является важной частью в деле его исцеления. Среди конкретных рекомендаций преодоления состояния хронической усталости наиболее значимы следующие:

    Осознание факта, что самооценка оказывает значительное влияние на здоровье и возможности выздоровления.

    Выявление сторон жизни, вызывающих у человека стресс и поиск способов исключения стрессовых ситуаций.

    Постепенное восстановление активности: объема воспринимаемой информации, физической нагрузки, времени общения с людьми.

Физиологический механизм формирования нервного напряжения. Если ранее ученые преимущественно занимались вопросами, связанными с утомлением и переутомлением, то в настоящее время особую актуальность приобрели проблемы - напряжения и перенапряжения.

Труд не сводится лишь к физической и умственной деятельности. Он почти всегда связан с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. Кроме умственно-эмоционального перенапряжения в процессе труда могут возникнуть перенапряжения другого характера, например физическое. В рамках этой работы рассмотрим умственно-эмоциональное перенапряжение как самое распространенное пограничное состояние не только среди работников умственного труда, но и работников других современных профессий.

В сфере эмоций и умственной деятельности современного работника наблюдается значительная интенсификация, которая приводит к тому, что работающий не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается все больше неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, нерешенных задач различного характера.

Образ жизни и трудовая деятельность за последние годы настолько изменилась, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности. Возникает дисгармония между психофизиологическими и трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических констант организма. Чрезвычайно сильные раздражители все более вовлекают структуры коры и подкорки и формируют нервное напряжение. Напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, возбудительный процесс принимает застойный характер.

В отличие от переутомления, сущность которого в истощении компенсаторно-адаптивных механизмов, нервное перенапряжение - это состояние организма, когда процесс возбуждения при продолжительном воздействии какого-либо постоянного раздражителя или эмоционального комплекса достигает предельно высокого уровня, длительно сохраняющегося только благодаря постоянному включению дополнительных нервных механизмов и потенциальных ресурсов.

Умственно-эмоциональное перенапряжение - это состояние, вызванное психоэмоциональными раздражителями, воздействие которых определяется не их физическими параметрами, а информационно-вербальным содержанием и характеризуется условно-рефлекторным механизмом воздействия.

Умственно-эмоциональное перенапряжение расценивается как качественно новое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Новое физиологическое качество нервного перенапряжения заключается в том, что оно в определенных неблагоприятных условиях и на определенных этапах может смениться заболеванием.

Факторы риска возникновения нервного перенапряжения. Возникновение факторов риска в процессе умственной работы происходит из-за неумения планировать свое рабочее время, учебно-информационной перегрузки мозга, отсутствия навыков самостоятельной работы, дефицита сна, недостаточной физической нагрузки, курения, злоупотребления алкоголем, артериальной гипертонии и гипотонии, высокого уровня тревожности и неврозов, дискомфорта психоэмоциональной сферы, нарушения полового поведения.

Нервное перенапряжение возникает в результате суммарного воздействия различных факторов риска. Комплексное влияние на организм нескольких факторов риска сильнее, если они выступают одновременно и приобретают хронический характер.В зависимости от характера и специфики действия факторы риска условно можно разделить на две группы: биолого-психологической и социально-производственной природы.

Факторы биолого-психологической природы . Особую роль в развитии нервного перенапряжения играют наследственно-конституциональные факторы. Генетическая природа присуща всем психофизиологическим проявлениям организма. Без учета генотипа трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги под влиянием факторов риска и экстремальных ситуаций.

Развитие нервного перенапряжения в значительной степени определяется также наследственной отягощенностью эндокринно-гуморальной системы. При наличии у человека предрасположенности к какому-нибудь заболеванию возникновение его в результате стресса почти гарантировано.

Из психологических факторов имеет значение резкая выраженность тех или иных черт характера, которой отличаются так называемые акцентуированные личности. Формированию нервного перенапряжения могут способствовать следующие личностные особенности: мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, эмоционально насыщенная речь, напряженность мышц тела во время разговора, неуверенность в себе, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение. Индивидуумы с высоким уровнем тревожности более чувствительны к эмоциональному стрессу и с трудом выходят из эмоционально насыщенных ситуаций.

К факторам социально-производственной природы относятся: социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких), длительное эмоциональное напряжение, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени и хроническая усталость, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества в работе и чрезмерная трудовая нагрузка, хроническая гипокинезия, отсутствие трудовых навыков.

Некоторые авторы делают попытки разделить людей на предрасположенных (тип А) и непредрасположенных (тип Б) к заболеваниям в зависимости от типичных для них поведенческих актов и свойственных им психофизиологических особенностей.

Для лиц типа А характерны такие проявления, как торопливость, раздражительность, реактивность, нетерпение, тревожность, стремление к конкуренции, выраженное чувство долга. Лица типа А обычно способные люди, преуспевающие в делах, которые берутся за выполнение одновременно нескольких сложных дел. Они энергичны, стремятся к продвижению по работе, им всегда не хватает времени для отдыха, двигательной активности и сна. Эти характерные черты обостряются в стрессовых и экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени в условиях соревнований и информационной перегрузки. Лица относящиеся по поведенческим проявлениям к типу А, дают основание предполагать наличие у них хронически активной рабочей доминанты. В дальнейшем психологическое состояние торопливости и беспокойства может служить стержневым синдромом, отражающим длительное эмоциональное напряжение с повышенной реактивностью преимущественно симпатико-адреналовой системы.

Полную противоположность представляют собой люди типа Б. Они не перегружают себя работой, весьма равнодушны к ней, веселы, умеют наслаждаться жизнью, много отдыхают, неконфликтны, общительны. Знание личностных психофизиологических и социально-производственных особенностей каждого типа позволяет своевременно применить превентивные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Благодаря хроническому характеру нервное переутомление и психоэмоциональное перенапряжение являются ведущими факторами развития сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний. Статистически достоверно, что так называемые "болезни цивилизации" особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками.

Особенности развития нервного напряжения при монотонном труде. Монотонность труда - это однообразие трудовых операций и производственной обстановки. В настоящее время различные виды монотонных работ разделяются на две основные категории.

    Монотонность действия, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.

    Монотонность обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации ("сенсорный голод").

Термин "монотонность" в основном характеризует внешние объективные факторы трудовой деятельности, а термин "состояние монотонии" в большей степени относится к реакциям человека на монотонный труд. Состояние монотонии , - комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, возникающих при монотонном труде.

К факторам, потенцирующим развитие состояния монотонии, относятся гипокинезия и гиподинамия, факторы окружающей обстановки: постоянный фоновый шум и вибрация, недостаточное освещение, некомфортный микроклимат, замкнутость и однообразное оформление интерьера производственных помещений.

К факторам влияющим на устойчивость человека к монотонии относятся: характер и условия работы, профессиональная и физическая подготовленность работников, функциональное состояние человека, отношение к работе, психофизиологические особенности личности.

Состояние монотонии включает широкий комплекс изменений в различных функциональных системах организма человека, характеризующихся снижением уровня их активности. Наиболее серьезным последствием продолжительного труда в монотонных условиях может являться формирование у работающих нервного напряжения и возможное развитие перенапряжения.

Разрабатываемые мероприятия по профилактике развития состояния монотонии должны быть направлены на повышение уровня активности ЦНС, увеличение эмоционального тонуса и мотивации; обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок; устранение объективных факторов монотонного труда. Все это достигается оптимизацией характера и условий трудовой деятельности.

Адаптационные процессы и экзаменационный стресс у студентов. Для поддержания взаимосвязи между высшими координирующими центрами и периферическими исполнительными органами существуют сложные отношения, которые обеспечивают взаимную регуляцию, ведущую к оптимальной согласованности функций различных систем и органов человека. Однако при резких изменениях внешней среды или внутреннего состояния организма может возникнуть рассоглассованность между различными системами и произойти нарушение гомеостаза.

W.Selye установил, что сильное воздействие стрессоров на организм приводит к возникновению особого состояния, названного им стрессом (напряжением). Состояние стресса он включил в понятие общего адаптационного синдрома . Во время стресса происходит нарушение приспособительно-компенсаторных и защитных механизмов организма и возникают изменения, не зависящие от природы действующего стрессора.

Выделено три стадии общего адаптационного синдрома: патологии, резистентности и истощения. Патологические сдвиги в организме могут возникнуть в начале воздействия стрессора. Они характеризуются реакцией тревоги и возникают только при воздействии очень сильных раздражителей. Стадию резистентности характеризует активизация физиологического состояния организма.

Период сдачи экзаменов, как правило, сопровождается эмоциональным стрессом у студентов. Подтверждением нарушения биологической саморегуляции организма у некоторых студентов во время экзаменов служат видимые (мимика, речь, жесты, двигательные акты) и невидимые (вегетативно-эндокринные изменения) эмоциональные эффекты. С видимыми проявлениями обычно человек может справиться, подключив волю, а с невидимыми справиться бывает трудно и неизбежно наступает "вегетативная буря". При воздействии соответствующих внешних или внутренних факторов нарушение гомеостаза происходит не пассивно, а с обострением и напряжением деятельности определенных функциональных систем организма.

Учебные стресс-факторы вызывают эмоциональные реакции, вредно действующие на организм и мешающие сдаче экзаменов. Такими учебными стресс-факторами у студентов являются: плохие оценки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка предмета, ожидание неудачи, постоянный страх быть отстраненным от учебы, дефицит времени, темп и скорость экзаменационного периода, необходимость подготовки к экзамену большого объема учебного материала, частые ночные работы, состояние неопределенности.

Стрессы, возникающие во время экзаменационной сессии, принимают хронический и комбинированный характер, их причиной следует считать одновременное действие нескольких экзаменационных стресс-факторов. Когда стрессовые воздействия неоднократны и продолжительны, у студентов возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. Подобные эмоции затрудняют целенаправленную умственную работу студентов.

Многочисленные исследования показали, что под влиянием экзаменационного стресса повышаются или понижаются артериальное давление, ча­стота пульса, показатели ЭКГ, температура кожи, кровенаполне­ние сосудов мозга и нижних конечностей, уровень саха­ра, катехоламинов, липидов, форменных элементов в перифериче­ской крови.

Однократные функциональные сдви­ги в организме под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются как биологически целесообразные реакции организма для преодоления затруднительных ситуаций. Но так как экзаменационные стресс-факторы действуют многократно, то вы­званные ими функциональные сдвиги после окончания экзаменов не восстанавливаются длительное время. Положительное или отрицательное действие стресса зависит от длительности его дей­ствия и от того, восстанавливаются ли нарушенные под влиянием стресса функции организма. Адаптационные резервы организ­ма не безграничны и использовать их следует постепенно.

Установлено, что эмоциональное напряжение начинается за 4-5 дней до начала экзаменационной сессии и сохраняется на всем протяжении экзаменов даже в те дни, когда студент экзаменов не сдает. Таким образом, студенты вузов два раза в год переживают дли­тельный экзаменационный эмоциональный стресс.

Психофизио­логические и биохимические изменения, происходящие под влиянием эмоционального стресса, в од­них случаях объясняются возникновением замкнутых “эмо­циональных кольцевых кругов” между корковыми и подкорковы­ми эмоциональными зонами, которые усиливают друг друга при каждом экзаменационном стресс-факторе. В других случаях экзаменационная перегрузка мозга не соответствую­щая интеллектуальным способностям и возможностям данного студента, вызывает невротические нарушения.

Проявление эмоционального стресса часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, которые являются источником помех и неудач на экзаменах.

Для предупреждения эмоционального стресса можно рекомен­довать умеренную и равномерную учебную нагрузку в течение семестра, что будет поддерживать жизненный тонус и положительные эмоции, препятствуя возникновению стресса. Целесообразно поддержание интереса к учебному процессу. Развитие интереса необходимо для поддержания здоровья и адаптационных резервов организма студентов. Снижение инте­реса способствует накоплению не усвоенного учебного материала, что в свою очередь вызывает эмоции страха и неуверенности, особенно перед экзаменами.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх