Недоразвитие (отставание) речевого развития. Задержка психического развития у детей: как понять, что ребенок особенный

«Ваш ребенок неадекватный. Он явно отстает в развитии. Если вы хотите, чтобы он хоть что-то освоил, нанимайте репетиторов. Иначе школу закончит со справкой», – таким заявлением огорошила меня учительница, вызвав в школу.

Сегодня мой сын пришел из школы очень гордый – в дневнике красуется пятерка. Более того, он пришел не один – к нему в гости заглянул школьный товарищ. Мальчишки весело играли и дурачились, разговаривая на своем, не совсем понятном мне языке. Обсуждались какие-то «бакуганы», их сила, еще что-то…

Глядя на мальчишек, я почувствовала, как одинокая слеза скатилась по моей щеке…

Год назад…

«Ваш ребенок неадекватный. Он явно отстает в развитии. Если вы хотите, чтобы он хоть что-то освоил, нанимайте репетиторов. Иначе школу закончит со справкой» , –таким заявлением огорошила меня учительница, вызвав в школу. Я была повергнута в шок, это ведь не заявление о том, почему ребенок отстает в росте.

На тот момент мальчик успел проучиться в первом классе две недели.

«Ваш сын не слушает меня на уроках, может встать в любой момент и тупо пялиться в окно вместо того, чтобы заниматься. Он абсолютно не умеет общаться с ровесниками, шарахается от детей, на переменах сидит в сторонке, не играет ни с кем. А вчера он чуть не сорвал линейку: во время исполнения гимна заткнул уши и начал орать диким голосом. Я ничего не могла с ним сделать. И проверьте ему слух – он постоянно переспрашивает меня…»

Сказать, что я расстроилась, это ничего не сказать. Мир затянуло черной пеленой холодного липкого ужаса. Получается, мой ребенок – ненормальный?..

Почему? Ведь в пять лет он самостоятельно научился читать. А в шесть лет уже лучше меня разбирался в компьютере. А теперь – отстает в развитии?

Как мама, имеющая медицинское образование, я надеялась, что медицина даст ответы на возникшие у меня вопросы. Пытаясь выяснить, почему ребенок не может адаптироваться в школе, почему он отказывается работать на уроках, я повела его к невропатологам, психологам и прочим специалистам.

Пройдя все возможные обследования, я получила на руки заключение врачей, в котором значилось, что у ребенка физиологических отклонений нет, но наблюдаются «поведенческие расстройства». Слух в норме. Врач даже пошутила, что мой сын слишком хорошо слышит. Я не придала этому значения.

Тогда же я впервые услышала термин «расстройства аутического спектра».

Естественно, я задалась вопросом, почему эти расстройства возникли, и что с ними делать. На первую половину вопроса я так и не получила вразумительного ответа. Невропатолог сказала, что у ребенка, возможно, повышено внутричерепное давление, так как объем его головы превышает норму, положенную в его возрасте. Однако обследование патологии не выявило.

Психолог заметила, что такие поведенческие отклонения могут быть следствием родовой травмы, но не всегда проявляются сразу. А еще она попросила меня нарисовать портрет сына. Рассматривая рисунок (а я изобразила сына в костюме и шляпе), она мягко заметила, что я хочу, чтобы мой ребенок поскорее стал взрослым, и оказываю на него излишнее давление.

Что касается вопроса, что делать, то я получила внушительный список препаратов для улучшения кровоснабжения головного мозга, которые нужно было употреблять в виде таблеток и уколов. Помимо этого был назначен массаж воротниковой зоны и несколько физпроцедур.

С массажем возникла проблема: ребенок при малейшем прикосновении так сжимался, что вся эффективность процедуры сводилась на нет.

Психолог предложила пройти курс занятий «для коррекции поведения».

Я добросовестно выполняла все назначения, параллельно дополнительно занимаясь с сыном – нужно было наверстать то, что он не освоил в школе. К моему большому изумлению, программу, рассчитанную на месяц занятий в школе, дома мы освоили за неделю. Без особых усилий…

Однако проблемы не исчезли. Учительница по-прежнему жаловалась на то, что мальчик отказывается выполнять задания, не слушается на уроках, не может наладить контакт с одноклассниками. Я поняла, что мне надо искать другое решение, как заниматься с отстающим в развитии ребенком.

Однажды, придя за сыном в школу, я увидела, что парту, за которой он сидел в одиночестве, отодвинули от остальных детей, «потому что мешает заниматься». Мой сын становился изгоем…

Звуковой вектор и аутические проявления

Ответы на вопросы, роящиеся в моей голове, я нашла там, где совсем не ожидала. Случайно попав на тренинг по системно-векторной психологии, я узнала, как помочь своему ребенку.

На тренинге, темой которого был звуковой вектор, меня озарило: описывается мой ребенок!

«Около 5% детей рождается со . Их эрогенная зона – сверхчувствительное ухо. Видовая роль – ночной охранник стаи…

Звуковой вектор в детстве может проявляться по-разному.

Маленького звуковика отличает от его сверстников взгляд – не по возрасту серьезный, внимательный. Ты к нему уси-пуси, а малыш, восседая на руках у мамы, отвечает внимательным взглядом, смущающим взрослой серьезностью…

Подрастая, эти молчаливые дети чаще предпочитают тишину своей комнаты, чем шумную компанию сверстников. Они быстро утомляются от активных игр, зато спокойно играют в одиночестве. Такие дети любят прятаться в шкафах – им нравится сидеть в тишине и полумраке…

Нередко звуковики поздно начинают говорить, хотя возможна и другая картина – говорить начинают рано и сразу связными фразами…

У детей со звуковым вектором часто наблюдается так называемое нарушение сна – они путают день с ночью. Однако взглянув в корень проблемы, можно понять, что это отнюдь не нарушение – эти дети природой запрограммированы на ночное бодрствование. Это позволяет им выполнять свою видовую роль.

Следует учитывать, что такой ребенок может спокойно спать под громкую музыку, но в тоже время мгновенно проснется, стоит кошке в соседней комнате зашуршать бумажкой. Подобная реакция легко объяснима: музыка не несет в себе опасности, а вот малопонятный шорох в темноте мгновенно пробуждает в глубинах подсознания ребенка инстинкты ночного охранника стаи…

Дети со звуковым вектором часто задают почти философские вопросы: «Мама, а откуда это все? А зачем есть я? А что такое звезды? Мама, а что такое жизнь?» Их с раннего детства интересует смысл жизни…»

Слушая лекцию, я пыталась избавиться от навязчивой мысли, что ведущий ясновидящий. Иначе как он может так точно описать ребенка, которого никогда в жизни не видел?

Проблема со сном у нас наблюдалась практически с рождения, одному Богу известно, сколько километров я намотала, выхаживая ночами по комнате с малышом на руках. В кроватке ему лежать было неинтересно, а вот окружающую обстановку мы изучали с любопытством. Зато с утра встать для нас до сих пор целая проблема.

В какой-то период настигла новая проблема – вечером у нас был «кричательный час». В течение часа ребенок заходился криком, несмотря на все мои попытки успокоить его. Я обратилась к специалистам – однако никаких отклонений не нашли. Решение проблемы нашлось случайно: стоило выключить свет и создать полную тишину, как малыш затихал и успокаивался.

Когда сын подрос, я заметила еще одну странность: он крайне скупо выражал свои эмоции. Там, где я бы уже билась в истерике или хохотала, он в лучшем случае мог поморщиться либо улыбнуться.

Однажды, идя домой из садика, мы с ним поругались, и я заявила, что «раз он меня не слушается, значит, он мне больше не сын, и я его брошу». Я ожидала слез, извинений… Но за спиной повисла гнетущая тишина. Пройдя десяток шагов, я обернулась – мальчик стоял на месте и просто смотрел мне вслед. Сердце больно кольнуло – ну что ж такое? Он даже слезинки не проронил...

Если бы я знала, чем такое «воспитание» обернется для моего маленького звуковичка…

Читать мой ребенок научился лет в пять, причем обнаружилось это случайно. Я заметила, что он с легкостью ориентируется в компьютерных играх, требующих чтения правил. При этом читает он исключительно энциклопедии. Другие книжки ему просто не интересны. Уморил воспитательницу в детском саду заявлением, что кирпич можно сделать живым, если добавить к его составу атомы углерода. С точки зрения физики он абсолютно прав.

А в школе отстает в развитии…

На тренинге я поняла, в чем причина школьных проблем моего сына. Ухо – особо чувствительная (эрогенная) зона звукового ребенка. Тихие гармоничные звуки доставляют звуковикам удовольствие. Однако истинное наслаждение они способны испытать, только вслушиваясь в абсолютную тишину.

Дети со звуковым вектором от природы, в потенциале, наделены самым большим интеллектом. Сосредотачиваясь в тишине в поисках тревожных звуков на «звуках» своего внутреннего мира, маленькие звуковики развивают ум, чтобы в будущем в их головах зарождались гениальные идеи.

Школа – для такого ребенка. Шум, крики, громкая музыка – все это вынудило его сузить слуховое восприятие. Это, в свою очередь, привело к тому, что он не смог усваивать информацию. Чем больше учитель пытался добиться от него реакции, тем глубже мальчик погружался в свою «ракушку».

Чтобы понять, что испытывает ребенок со звуковым вектором, на которого ежедневно обрушивается какофония, свойственная школе, попробуйте на минутку представить, что у вас , нуждающаяся в одежде из тончайшего шелка. Но вместо шелка вам предлагают облачиться в колючую дерюгу, раздирающую кожу до крови. Малоприятные ощущения – дерюгу хочется немедленно сбросить.

Какофония, крики, скандалы – все это погружает звуковика в такой же сверхстресс, какой испытывает человек с нежной кожей, облаченный в колючее рубище.

Однако звуковик не в силах избавиться от «рубища» - его сверхчуткий слух всегда на страже. Громкие крики, скандалы в семье, звуки ремонта, доносящиеся с соседней стройки – постоянный шум раскаленным гвоздем вгрызается в чувствительное ухо звуковика.

Ребенок, пытаясь защититься от звуков, травмирующих его психику, неосознанно уменьшает восприимчивость к внешним раздражителям, постепенно уходя в себя и теряя способность контактировать с внешним миром. Если маленький звуковик постоянно находится в такой обстановке, начинается самое страшное: организм включает систему самозащиты и нейронные связи головного мозга постепенно отмирают. В результате психологи получают возможность в очередной раз зафиксировать диагноз «аутизм».

Но громкие звуки и крики – это лишь одна из причин, способных привести к развитию подобных отклонений у звукового ребенка. Не стоит забывать о том, что его сенсор чутко улавливает не только сам звук, но и его интонацию.

Некоторые слова, даже произнесенные шепотом, губительно сказываются на психике ребенка.

Дети со звуковым вектором отличаются некоторой отрешенностью от мира. Они задумчивы, порой кажутся медлительными и даже заторможенными. Мать, не понимая причины подобного поведения, раздражается, начинает понукать ребенка. В таком состоянии и могут прозвучать страшные для психики звуковика слова: «Тормоз! Идиот! Зачем я тебя родила…»

И ребенок, пытаясь спрятаться от них, начинает все реже и реже выходить «наружу», прячась по ту сторону барабанной перепонки – внешний мир для него становиться все более иллюзорным. Не зря говорят, что страшнее материнского проклятия нет ничего. Именно мамы, из самых лучших побуждений подчас губят собственных детей.

Не осознано, нет. По незнанию

Тем страшнее цифры – за последнее десятилетие количество аутистов увеличилось в 4 раза…

Слушая Юрия Бурлана, я внутренне похолодела: когда в школе начались проблемы, я заняла очень жесткую позицию и постоянно прессовала ребенка. Порой срывалась и на крик…

Мамина нетерпеливость, смена домашней обстановки на шумный гвалт школы, активность одноклассников, безапелляционность учительницы, громогласная музыка на линейках – все это заставляло моего сына прятаться глубоко в себе.

А я вместо того, чтобы создать ребенку тихую спокойную обстановку, в которой он бы мог прекрасно развиваться, зависла над ним, как вертолет, и нетерпеливо понукала: «Ну что ты замер? Это простая задача – решай быстрее! Как ты пишешь? Ты что, не можешь провести ровную палочку? Переписывай!»

Сегодня…

Я смогла избавить своего ребенка от ярлыка «отстающий в развитии».

Понимание того, что многие проявления характера моего сына являются не симптомами заболевания и не патологией, как утверждает современная психология, а специфическими свойствами, которые присущи только ему и отсутствуют у детей с другим набором векторов, помогло мне решить многие проблемы.

Я твердо убедилась в одном, не важно, каким вы задаетесь вопросом, почему ребенок отстает в росте или отчего возникают проблемы адаптации, знание о человеческой природе способно пролить свет на любую проблему.

Юрий Бурлан предъявляет к своим слушателям одно жесткое требование: «Не верьте! Не верьте ни единому слову, сказанному на тренинге. Все перепроверяйте в жизни!»

Я перепроверила

Я стала разговаривать с ребенком благожелательным шепотом – и он слышит меня! А ведь не так давно я не могла докричаться до него, и мир затягивало черной пеленой от осознания собственного бессилия. Я включаю тихую музыку на ночь – и сын спокойно спит, не вскакивая среди ночи.

Мы выполняем домашние задания в тишине на фоне едва слышной классической музыки – и учительница с изумлением констатирует, что мой ребенок уверенно догоняет лучших учеников класса, а порой и превосходит их.

Я объяснила домочадцам, что испытывает наш маленький звуковичок при громких звуках и как реагирует на размолвки родителей – и теперь у нас четко соблюдается экология звука, а все выяснения отношений переносятся на то время, когда сын отсутствует дома.

У этого правила оказался весьма забавный побочный эффект: выяснилось, что спорные вопросы вполне можно решать, совершенно не повышая голоса. Постепенно размолвки практически сошли на нет.

Я поговорила с учительницей, объяснила ей, что у ребенка сверхчуткий слух, и громкие звуки его травмируют. Кроме того, я донесла до неё мысль, что его заторможенность объясняется очень просто – ему требуется время на то, чтобы выйти в нашу реальность из своего внутреннего мира. Теперь сын сидит на первой парте и дружит с девочкой Лизой, а учительница относится к нему совсем по-другому. Ни о каких репетиторах речи больше не заходит.

Сегодня мой сын пришел из школы очень гордый – в дневнике красуется пятерка. Более того, он пришел не один – к нему в гости пришел школьный товарищ. Мальчишки весело играли и дурачились, разговаривая на своем, не совсем понятном мне языке. Обсуждались какие-то «бакуганы», их сила, еще что-то…

Глядя на них, я почувствовала, как от счастья перехватывает дыхание.

Счастье моего ребенка – это и есть мой результат от тренинга. И я думаю, что для каждой матери это самое большое, что может произойти в жизни... И я не одна. Более 600 родителей деляться своими уникальными . Поэтому приглашаю вас на бесплатные онлайн лекции Юрия Бурлана – осознанный подход неизмеримо лучше, чем воспитание вслепую. Зарегистрироваться можно

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

В моем круге общения достаточно людей с детьми. Редко о ком из детей родители или знакомые не говорили, что он отстает от других детей. У кого-то не выговаривается буква «Р» в 6,5 лет, два мальчика в 3,5-4,5 года не говорят более 3 слов, моя дочка не пошла в год, а в 2 не катается сама с горки.
В каждом случае, как я считаю, нужно понимать причины такого отставания. В зависимости от них и реагировать на то или иное свое беспокойство по поводу умений ребенка. Не разобравшись в истинных мотивах волнующего родных поведения или неумения чада, можно своими стараниями навредить ребенку.

Причины



Порой предпосылки к отсталости ребенка в развитии закладываются еще на стадии беременности мамы: недоразвитие или поражение мозга, центральной нервной системы в этот период, в момент родов или уже после рождения.

Это возможно из-за длительного токсикоза, вредных привычек, приема противопоказанных лекарств мамой, ее инфекционных или хронических болезней, перенесенных в период беременности. Травмы во время родов,
болезни малыша до 2-х лет могут быть причиной для недолжного развития.

Также для естественного развития ребенка важны такие факторы как спокойная психологическая обстановка в семье, своевременное удовлетворение потребностей ребенка, безусловное принятие ребенка таким, какой он есть, чувство безопасности его пребывания где-либо и прочее.

Большинство мам может возразить, что у нее половина из списка выше была в наличии, но ребенок вполне нормальный. Тогда вы либо не считаете это проблемами, либо еще не увидели их, либо не хотите их видеть, либо вам повезло.

Что считать проблемой?



Обычно родители, бабушки или дедушки считают неверным то, что, по их представлению, происходит не так, как они хотели бы. И тогда начинают волноваться и искать методы устранения в развитии ребенка.

Моя дочь не ходила до 1,2 года, физически здорова. Моя мама говорила, что дочка отстает от сверстников. Я, со слабой спиной, потому что меня научили ходить за ручки, чтобы в яслях удобнее воспитателям было, имела иное мнение. И моя дочь ползала на прогулках вплоть до 1,2 года, а порой и после этого возраста.

Если бы я планировала свою дочь водить в ясли с 1 года, то ее неумение ходить было бы для меня проблемой. Но я не собиралась отдавать дочь в ясли и потому не считала, что у моей дочери отставание в развитии. Через 2 месяца бабушкина проблема по поводу прямохождения дочки, рассосалась.

В 2 года дочка все еще каталась на горке только со мной. Она не общалась со взрослыми, пугаясь их, и не подходила к детям на площадках. Для бабушки дочери и моих знакомых налицо снова проблема - ребенок несоциализирован: «Нужно, чтоб общалась». А это была тревожность.

Но в сад я дочку водить не планировала, поэтому для меня проблемы не было. Я не считала нужным подгонять и давить на дочку своим обучением, считала, что раз не делает – значит, еще не готова. Я предпочитаю дать вырасти дочери естественным образом.

Примеры, когда дети идут «не в ногу» со сверстниками



Далее, приведу пример еще одного малыша. Ему 4,5 года, физически вполне здоров и очень развит. Но он говорил максимум 3 понятных слова, остальное – молчание или громкий крик. В 2 года он сам уже играл в простую игру на компьютере, его дедушка думал, что растет вундеркинд.

Когда ребенку исполнилось 3 года, семья потеряла папу. Мама в депрессии, горе объяло дом. Трагедия не могла не отразиться на мальчике, внимания мамы было немного. Мама и так была не особо разговорчива, а после смерти мужа и подавно. Сама мама своего ребенка понимала прекрасно и без слов.

Затем мама малыша, немного оправившись от горя, занялась им: старается читать книги непоседливому сыну, общается с ним, встречается с другими мамами и их говорящими детками. Ребенок теперь говорит достаточно понятных слов, стал все более общительным, прогресс очень заметен.

Еще один сын моей подруги в 3,5 года тоже практически не говорил. Подруга давно мечтала выйти на работу, дабы почувствовать себя реализованной. И, как только, это удалось сделать – стала водить малыша в садик.

У них дома были постоянные истерики по поводу непонимания подругой ее мальчика. Конечно, в саду истерик меньше не стало. Логопед отказался заниматься с ребенком до исполнения 4-х лет, обосновав это тем, что до этого возраста у дитяти еще физически речевой аппарат мог и не сформироваться.

Зато невропатолог, к которому отвела моя подруга своего малыша, приняла его на консультацию и выписала множество медицинских препаратов для улучшения кровоснабжения мозга. К 4,5 годам мама стала лучше понимать своего сына, поскольку он начал говорить. Подруга довольна.

Правда, лично я не уверена, что ее сын не стал бы точно также говорить, не принимай он этих всех таблеток, микстур и уколов.

Девочка 6,5 лет, которую готовили к школе, не умела писать и произносить букву «Р» в словах. Родители считали это неудобным для школы. И стали действовать. Букву «Р» за полгода у разных логопедов поставили так, что девочка рычала эту букву в словах получше амурского тигра.

С письмом пришлось потрудиться самим. Девочке оно никак не давалось, занимались по прописям, а это было ребенку скучно и совсем не занимало ее внимания. Каждое утро она должна была написать по 2 страницы прописи. Затем стали писать в тетрадях, буквы выходили кривые, менялись местами.

Трудом и потом, ценой отношений мамы и дочки к школе она писала хорошо. В классе же только 4 ребенка умели писать, остальных обучали практически с нуля. Мама жалеет то время, а главное, свои нервные клетки и дочери, что так спешила научить ее навыку, считая это отсталостью в развитии.

Варианты решений при отставании детей



Если наследник или наследница физически здоровы, то, по-моему, в зависимости от желания и терпения родителей, ему можно помочь развиться в волнующих родителях областях жизни двумя способами:

  • 1. Заняться проблемой самим и ненавязчиво, в форме игры, подавать пример, показывать как можно делать. Дети, имеющие хорошую привязанность к своим родителям, стремятся им подражать и вскоре вы вместе будете радоваться успехам вашего чада.
  • 2. Передоверить своего ребенка специалистам, которые буду работать по заданному вами направлению. При это считаю важным заметить, что выбор специалистов и их метод – это отдельная тема, достойная для разговора, ибо все должно быть на благо ребенка. Потому стоит подойти к этому основательно, расценив возможный вред от некоторых методов, вроде медицинских вмешательств и препаратов.
В обоих случаях не стоит ожидать мгновенного успеха, не стоит «гнать лошадей», как вышло в случае с девочкой 6,5 лет в примере выше. Стресс от давления также может затормаживать развитие. Пройдет довольно много времени, пока ваш ребенок «догонит» других детей.

Если диагноз на всю жизнь



Аутизм отличается психологическими особенностями ребенка. Можно считать это болезнью, а можно считать ребенка просто другим и не сравнивать с остальными детьми.
Ценить его индивидуальность, учитывать личные особенности и участвовать в жизни со своим ребенком, помогая ему адаптироваться в этом мире. Вы - его путеводитель, надежная защита и опора. Очень советую посмотреть фильм «Звездочки на земле», он очень проник мне в душу по этой теме.

Если физически ребенок не очень здоров, то, скорее всего, это скажется и на его психологическом развитии. Тому примеры детей, страдающих детским церебральным параличом, причиной которых зачастую бывают нефизиологические роды.

И даже в таком случае можно помочь ребенку, не сильно прибегая к медицинским препаратам. Есть остеопаты, надежность и действо методов которых я опробовала на себе и дочери. В случае с ДЦП они также приносят ощутимые результаты, судя по отзывам людей, посетивших остеопатов.

Одна моя знакомая работает в реабилитационном центре, занимающимся диагностикой, профилактикой, реабилитацией и лечением детей с отклонениями в нервно-психической, двигательной сфере, это включает в себя и лечение детей с ДЦП, ППЦНС.

При работе она находится в тесном контакте с детьми, обучая их необходимым навыкам. Особенно ее радуют положительные сдвиги у детей. Они происходят у всех, даже у самых тяжелых. Для таких деток существенна каждая малость: стал лучше держать голову, улучшилась опора на ручки, стал эмоциональнее...

То, что для нас естественно - для них невероятно трудно. А родители бывают разные: неверящие в успех или сомневающиеся. Как сказала моя знакомая, хочется, чтобы родители были сотерапевтами, а не наполняли занятия скепсисом. Потому работа с родителями для них едва ли не на первом месте.
Ведь вера, безусловная любовь и поддержка мамы для ребенка важна в первую очередь, будь он здоров или, тем более, болен. Он - индивидуальность, непохожая на других, он такой один! Материнская любовь творит чудеса! Тогда и развитие вашего ребенка не заставит себя ждать.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ ОТ СВЕРСТНИКОВ?

Возможно, но если у вас возникли сомнения, обратитесь к специалистам: дефектологу , психологу, логопеду , для обследования ребенка. Если в вашем саду нет таких специалистов, вы можете обратиться в «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Специалисты Центра проведут диагностическое обследование вашего малыша, и, если действительно имеют место нарушения развития, предложат вам обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В состав комиссии входят: психиатр , невропатолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Только ПМПК, всесторонне рассмотрев возможности ребенка, может поставить тот или иной диагноз.

Диагноз "задержка психического развития", который слышат родители, пугает, заставляет серьезно задуматься над неожиданно возникшей проблемой. Растерянность, подавленность, одни и те же мучительные вопросы: «Что это такое? Почему УЗИ не показало никакой аномалии развития? Насколько это серьезно? Что же делать дальше?".

Обо всем по порядку. Итак, что такое задержка психического развития? Насколько это серьезно?

Причины ЗПР выделяют следующие:

1. Биологические:

Недоношенность;

Заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;

Генетическая обусловленность.

2. Социальные:

Длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

Неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка . У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревожные состояния, агрессивное поведение.

Они мало знают об окружающих предметах и явлениях;

Они не могут сосредоточить свое внимание на чем-либо, часто отвлекаются от своих дел, не могут завершить начатое;

Плохо запоминают, или не могут вовсе запомнить простую и доступную информацию;

Не умеют сравнивать предметы, явления окружающего мира, анализировать свою деятельность (отвечать на вопрос: почему?)

Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные словосочетания или неграмотные фразы. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития, и соответствуют психике ребенка более младшего возраста.

Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью (быстро устают на занятиях). Такие дети более ярко и живо чем их сверстники реагируют на различные ситуации: если им радостно, то они громко и долго смеются, если грустно, то могут расплакаться. Настроение может меняться очень быстро: от веселого, до мрачного. Поведение детей часто зависит от их настроения: если у ребенка что-то не получается – он раздражен и мрачен, если все хорошо – он радостный и счастливый.

Общение со сверстниками. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, часто не принимают их в свои игры. Да и большинство детей с ЗПР предпочитают играть в одиночку, так как их сверстники играют в более «сложные» для них игры. Когда такие дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.

Что же делать дальше? Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной специализированной помощи большинство из них хорошо постепенно выравниваются, и догоняют в развитии своих сверстников к 10 – 12 годам.

Родителям, в свою очередь, нужно принять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу, педагогу – психологу, и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. В нашем городе помощь для таких детей можно получить в «Центре психолого-медико-социального-сопровождения».

В течение учебного года с детьми с ЗПР ведется комплексная целенаправленная работа специалистами Центра (учителем – дефектологом, педагогом – психологом, учителем – логопедом). Занятия с детьми проводятся еженедельно, в индивидуальной и групповой формах.

Литература: Соколова детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009

"Дети" сайт рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.

Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет. Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова , а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова , консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова .

Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано "Руководство по развитию детей от рождения до трех лет", которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.

Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в "Дневнике развития детей от рождения до 7 лет". Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование "Дневника развития ребенка" для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.

ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на "Дневник развития детей от рождения до 7 лет", которые можно оставить в комментариях.


Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала сайт , что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.

Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.

Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.


Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети "выстреливают" в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз "аутизм" в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.

Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.

Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?

При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).

Ребенок 1-2 года

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  1. Имеет плохой аппетит.
  2. НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
  3. НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
  4. НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
  5. НЕ следит за движущимися предметами.

  1. НЕ отвечает на свое имя.
  2. НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.

  1. НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
  2. НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.

Ребенок 2-3 лет

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ играет в подвижные игры.
  2. Неуверенно двигается, часто падает.
  3. НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
  4. Плохой аппетит.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ отвечает на свое имя.
  2. НЕ общается с детьми и взрослыми.
  3. Ребенок сосет большой палец руки.
  4. У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
  5. НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.

УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ

  1. Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
  2. НЕ реагирует на других.
  3. НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
  4. НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
  2. НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
  3. НЕ отвечает на простые вопросы.
  4. НЕ выражает словами свои потребности и желания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ от 1 года до 3 лет

Эмоции:

  1. Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
  2. Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
  3. Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
  4. Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.


Общение:

  1. Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
  2. Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.

Движение:

  1. Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую "выбрал" мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
  2. Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.

© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 13.01.2019

На сегодняшний день количество детей с проблемами в созревании речи стремительно растет. Причины здесь могут быть различными. Замедление в развитии речи – это не особо опасное отклонение в том случае, если обусловлено ранним обнаружением и не запущено. Ответственность за данный фактор полностью ложится на родителей, так как крайне важно не только раннее выявление, но и направление ребенка на диагностику, а также выбор квалифицированных специалистов в данной области.

Возрастные особенности развития речи

Многие, особенно новоиспеченные и неопытные родители, задаются вопросом: в каком возрасте малютка должен начать радовать их первыми словами? Строжайших рамок не существует, однако, есть некоторые нормы.

За первый год жизни малышу требуется выучить около десятка слов и быть ознакомленным с 200-ми предметами. До 2-х лет словарный запас должен увеличиться до 50–100 терминов, крохе следует уметь воспроизводить словосочетания или короткие предложения. По достижении 3 – летнего возраста, малютке необходимо четко выговаривать предложения, отвечать на вопросы, узнавать наименования животных, элементов обихода и прочих предметов.

Для того чтобы выявить отклонения, достаточно провести простой эксперимент: крохе нужно поговорить с человеком, которого он не знает. Если слушатель понял свыше 75% беседы с малюткой, то с формированием говора все в порядке.
Сложности начинаются в более старшем возрасте. С 4-х лет следует проявлять интерес к разговорам малыша, в случае отставания от нормы следует воспользоваться помощью специалиста. Если вовремя этого не сделать, у крохи могут наблюдаться проблемы, связанные с коммуникабельностью, а посещение дошкольного учреждения или школы будет стоять под вопросом.

Причины задержки речи

Речевое отставание подразумевает исключительно трудности с разговором, мыслительный процесс и физиологическое формирование при этом находятся в пределах нормы. Маленький член семьи исполняет требования и осмысливает то, что ему говорят взрослые. Отклонения в психо-речевом созревании гораздо более серьезная проблема, так как в этом случае наблюдается торможение развития интеллекта.

До 4 лет заключение «задержка в речевом развитии» ставится крайне редко. Однако, после 5 лет у малютки может начаться замедление психического созревания. Поэтому первый диагноз непосредственно связан со вторым.

Основные факторы задержки речи:

  • Тяжелое течение беременности;
  • Роды с осложнениями;
  • Инфицирование плода во время беременности;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Недоношенность;
  • Болезни почек или сердца;
  • Рахит;
  • Повреждение слуха или зрения в запущенной форме;
  • Недостаточное или чрезмерное внимание родителей;
  • Частое перенесение стрессов;
  • Постоянная работа телевизора;
  • Общение внутри семьи на нескольких языках;
  • Невнятный говор родителей или окружающих и пр.

Следует помнить о том, что заболевание не появляется из ниоткуда, оно является следствием нарушений в функционировании нервной системы или головного мозга. Причинами также могут послужить нарушения на генетическом уровне или же психические расстройства. В случае тяжелых заболеваний в первые три года жизни, таких как понижение слуха или травмы головы, малыш может быть подвержен торможению речи.

Симптомы задержки развития речи

Сегодня вопрос о торможении развития речи психологами обозначен, как крайне важная проблема в психологической и педагогической деятельности. В возрасте от 4 лет родителям рекомендуется нанести визит специалисту в том случае, когда наблюдаются явные проблемы с разговорной функцией: ребенок невнятно произносит слова, говорит слишком медленно или быстро, не в силах составлять словосочетания или предложения. Дополнительными признаками можно назвать повышенное слюноотделение и трудности с пережевыванием или глотанием пищи.
Дети с проблемами в психо-речевом созревании испытывают трудности в коллективном общении, развивающих занятиях и игровой деятельности. Такие малыши зачастую рассеяны, их внимание слабо развито. Эмоциональное состояние маленького человечка подвержено перепадам, при малейшей неудаче ребенок с отклонениями может замыкаться в себе. Восприятие окружающей информации производится искаженно, мыслительная активность занижена.

Самостоятельная проверка задержки речи

В возрасте 6 лет, дошкольник уже должен бегло разговаривать, знать на память несколько стихотворений и песен, и четко формулировать свои мысли и вопросы. Многие детки этого возраста уже овладевают основа чтения и письма.

Проверить отстает ли ваше чадо от сверстников, возможно с помощью нескольких простейших признаков-тестов:

  • Ребенок 6 лет должен знать счет до 10 и уметь совершать элементарные математические действия. В игровой форме предложите ему сосчитать сколько предметов он видит, разместив при этом перед ним три кубика. Затем спрячьте один за спину и попросите ответить сколько осталось на виду, а сколько вы спрятали.
  • Малыш четко должен разделять понятия один – много, большой – маленький, знать геометрические фигуры, буквы алфавита и цифры.
  • Знать все цвета и оттенки.
  • Уметь заниматься различными видами творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать конструктор. Причем его работы, должны напоминать творение взрослого человека, нарисованные люди должны походить на людей, вылепленные собачки и ежики на животных, а сконструированные дома и машины напоминать реальные.

Если кроха не в состоянии ответить на ваши вопрос по поводу счета, или до сих пор не умеет определять цвета, или же достигнув возраста 6 лет, рисует сплошные абстрактные картинки – это довольно веский повод для обращения к специалистам.

Диагностика и лечение отклонений

При обнаружении у ребенка признаков, говорящих о задержке речевого развития, необходимо посетить нескольких специалистов:

  • дефектолога,
  • логопеда,
  • психолога
  • психотерапевта.
  • невролога

Для исследования используются шкала Бейли, тест IQ и другие. Доктор может назначить ЭЭГ или МРТ головного мозга для определения отклонений в функционировании. Все эти исследования необходимы для обнаружения факторов задержки и построения рациональной коррекции или лечения.

Общая оценка созревания речи ребенка включает следующие критерии:

  • Анамнез развития в раннем возрасте;
  • Формирование речи;
  • Память, способы мышления;
  • Восприятие (цветов, форм, предметов и пр.);
  • Уровень внимательности;
  • Игровая деятельность;
  • Наличие навыков и их исполнение;
  • Коммуникабельность.

Комплексное исследование подразумевает также проверку слуха, зрения, моторику лицевых мышц.

Коррекционная работа над развитием речи подразумевает такие действия со стороны родителей:

  • Проговаривание всех действий, совершаемых малышом или родителем;
  • Организация благоприятной среды для развития речи;
  • Индивидуальные творческие занятия, чтение;
  • Правильный подбор речевого материала.

Задачи специалистов несколько иные: коррекция психического состояния, социальная адаптация малыша, исправление предыдущих ошибок воспитания, усовершенствование памяти, интеллекта и внимания.
Если причиной является нарушение мозговой деятельности, помимо коррекционной работы крохе назначается массаж, магнитотерапия, а также медикаментозное лечение. Магнитотерапия не имеет ограничений, эта методика позволяет оказать влияние на зону головного мозга, которая отвечает за дикцию, интеллектуальные способности и память. При медикаментозной терапии могут назначаться нейротропные средства и витамины. Крайне важно, чтобы все препараты назначались и принимались исключительно под контролем специалиста.

Следует как можно раньше развивать у ребенка любознательность, с раннего детства приучать к занятиям, связанным с мелкой моторикой и творчеством.

Различают несколько типов отклонений речи от нормы:

  1. Нарушение артикуляции. В данном случае кроха понимает все то, что ему говорят. По внешним и физиологическим показателям совершенно здоров, однако воспроизведение слов нечеткое, его едва понимают даже мама и папа.
  2. Экспрессивная запоздалость. В такой ситуации говор малыша в значительной степени отстает от нормативных показателей, малютка разговаривает мало или совершенно не говорит.
  3. Рецептивное нарушение. Малыш не понимает того, что ему говорят, однако расстройства слуха не обнаружены.
  4. Комбинированное нарушение. Все предыдущие факторы в комплексе.

Если не произвести лечение до 7 лет, ребенок будет отставать от сверстников. Пренебрегать лечением нельзя ни в коем случае, так как в его дальнейшей жизни могут появиться более серьезные проблемы: ребенок не сможет адаптироваться в коллективе, возникнет необходимость перевода в специализированную школу для детей с отклонениями.

Профилактика задержки развития речи

Чем раньше родители начинают тренировочные упражнения с малюткой, тем менее он подвержен задержке в речевом и психическом становлении. С раннего возраста требуется развивать ребенка, заниматься рисованием, лепкой, читать сказки малышу, описывать предметы, приучать к музыке и творчеству. Помимо этого, не стоит забывать и о полноценном физическом формировании. С 3 лет малышу нужны такие игры, как конструктор, пазлы, различные кубики, пирамидки, сортеры. При помощи специальных карточек необходимо обучать ребенка цветам, формам и цифрам.

При психо-речевой задержке показан массаж, родители могут совершать общеукрепляющие движения, а профессиональный массаж следует доверить специалисту. Любое из перечисленных занятий требует систематики, поэтому проводить их нужно на ежедневной основе. Каждый урок должен проводиться в игровой форме и ни в коем случае не принудительно. Необходимо мотивировать малыша к занятиям, вызвать у него желание и интерес к играм такого плана. Нужно помнить, что задержание речевого или психического созревания – это не приговор и в период терапии малышу необходима поддержка родителей, их забота и понимание.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх