Кто такой детский психиатр. Подробнее о деятельности. Самые распространенные болезни, при которых необходимо вмешательство специалиста

Слово "психиатр" окружено мифами, предрассудками и страхами. Тем более если речь идет о визите к психиатру со своим любимым ребенком. У него может быть насморк, гастрит, пневмония, на худой конец, но только не "это", не "психическое". Залечат, заколят, потом в нормальную школу не возьмут... Странно, что такие дремучие представления дожили до наших дней. Время "карательной" психиатрии давно ушло, но страхи остаются. Между тем, роль врача-психиатра - помочь, а не навесить ярлык психического неблагополучия. От квалифицированного психиатра-психотерапевта Вы выйдете с чувством благодарности и огромного облегчения от того, что груз Ваших страхов снят.

Детская психиатрия охватывает широкую область проблем, большая часть из которых - легкие, временные и поддающиеся коррекции. Если ребенок слишком подвижный, непоседливый, гиперактивный - психиатр к Вашим услугам, он поможет справиться с проблемой и улучшить адаптацию такого ребенка. Возбудимость, конфликтность, неуправляемость, агрессивность также требуют своевременного вмешательства врача, чтобы не допустить той грани, за которой ребенок становится изгоем среди сверстников.

За последние десятилетия во всем мире увеличилось количество детей с расстройствами психологического развития. Многие родители воспринимают это как “проблемы возрастного периода“ и пускают все на самотек, потому что у многих до сих пор присутствует боязнь психиатров.

Но при этом мало кто задумывается о том, что своевременное обнаружение проблемы увеличивает шансы на счастливое от нее избавление. Смотри, какие особенности поведения ребенка говорят о том, что вам нужно записаться на прием:

1. Отсутствует или запаздывает развитие речи

В норме первые слова у детей появляются в год-полтора, а простые предложения – в полтора-два. Если у ребенка не так, надо идти к специалисту и искать причину.Бывает и наоборот, когда первые слова появляются к 6-10 месяцам, а потом к полутора-двум годам исчезают, или приостанавливается развитие речи. Теряется интерес к игрушкам, книжкам, общению. Родители часто пропускают этот момент, а ведь речь у детей формируется только до 5 дет.

2. Особенные игры в раннем детском периоде

Нормальная игра – это стук, бросание, кусание. Аномальная игра – это кручение, вращение игрушек или предметов. Ученые открыли, что малыши до года в норме предпочитают мягкие игрушки. Дети с аутистическим спектром развития предпочитают твердые игрушки, которые выбирают сами без помощи родителей.

3. Игры с упорядочиванием предметов

Дети с расстройствами аутистического спектра выстраивают предметы или игрушки в цепочку или башню. В горизонтальную или вертикальную. Они делают это спонтанно. При этом обычно систематизируют их по размеру, цвету и форме (треугольники, квадраты, круги).

4. Отсутствие или недостаточная реакция на свое имя, человеческую речь

Симптомом аутистического расстройства может быть, когда ребенок не тянет ручки к маме, когда она хочет взять его с кроватки, не следит за родителями.

5. Бег или ходьба по кругу

Дети с расстройством аутистического развития периодически ходят на цыпочках, бегают по кругу, кружатся на месте или у них наблюдается маятникообразный бег туда-сюда. Тут не важна частота, потому что говорят “он делает, но редко“, а важен сам факт. Надо сразу начинать искать причину, бить тревогу, потому что обычно там не только этот признак, есть и другие. У большинства детей с возрастом часть симптомов уходит, часть видоизменяется.

6. Манипулирование рукой взрослых

Ребенок берет руку и использует ее как инструмент, чтобы с ее помощью что-то достали, дали ему или сделали. При этом дети не используют речь и жесты. На самом деле, использование руки как инструмента – это тоже симптом аутизма в раннем возрасте, который со временем может исчезнуть.

7. Гримасы

Ребенок как бы прищуривается, гримасничает перед зеркалом, Чаще всего он это делает в то время, когда он находится в стрессе или расстроен.

8. Избирательность в еде

Это состояние, когда ребенок избегает каких-то видов продуктов, которые ему необходимы, либо по цвету, либо по текстуре, либо по запаху. Часто они не любят жесткое мясо, рыбу, не едят красные или оранжевые фрукты или овощи. Это тоже признаки аутистического спектра развития. Для их преодоления нужно ребенка вовлекать в процесс покупки, приготовления пищи, но делать все это очень постепенно.

9. Чрезмерная или пониженная чувствительность к громким звукам, яркому свету, резким запахам, прикосновениям

Такие малыши остро реагируют на громкие звуки, закрывают уши, нюхают предметы или еду, не любят этикетки на одежде, колючие вещи. Также дети с аутистическими расстройствами не любят мыть голову, стричь волосы и ногти.

10. Проблемы с общением

Такие дети не могут найти общий язык со сверстниками. На улице такой ребенок рядом с детьми, но не вместе с ними. Он наблюдает и пытается общаться, хочет познакомиться, но не знает как. Эти дети предпочитают играть с более старшими детьми, чаще с девочками, которые более терпимы, не прогоняют его, берут в группу и опекают. Либо предпочитает общаться со взрослыми, а с детьми вообще не общается.

11. Не проявляют интерес к игрушкам

Дети интересуются не игрушками, а неигровыми материалами: инструментами, кухонной посудой, пластиковыми бутылками, дверями, шкафами, любят кнопки, пульты, флаконы от духов, включают – выключают свет, переливают воду.

12. Упрямство, негативизм и сопротивление любым изменениям

Любое изменение в привычном режиме, даже небольшое, вызывает у них стресс и ухудшение психического состояния (становятся капризными, плаксивыми, возбудимыми, отказываются подчиняться). Например, при смене одежды при резких изменениях погоды или при внезапной отмене запланированных мероприятий таких как поход в кино, цирк, в гости. С таким ребенком, когда надо идти на детскую площадку, всегда приходится ходить по одной и той же дороге.

Консультация психиатра может стать одной из важных составляющих обследования ребенка с целью оценки имеющихся симптомов (в том числе соматических) и исключения нарушений внутрисемейных отношений и стрессовых ситуаций в семье. Врачи должны информировать своих пациентов и их родителей о том, что в данной ситуации необходима консультация психиатра.

Согласие ребенка на обследование легче получить, если ему объясняют причины, которые побуждают обратиться к психиатру, и сформулируют предполагаемые результаты этой консультации. Полезную информацию при обследовании психиатром получает не только врач, но и родители ребенка. Стандартизованные вопросы психиатрического обследования опубликованы академией детской и подростковой психиатрии, свободный доступ к ним и описанию психических симптомов родители могут получить в Интернете - на нашем форуме МедУнивер, а также по контактным телефонам.
Необходимость в консультации психиатра возникает в том случае, если врач или родители желают уточнить характер имеющейся патологии для лучшего ее понимания и поиска путей коррекции как врачом, так и семьей пациента.

Врач может избежать ранних диагностических ошибок , если родители ясно и четко формулируют свои мысли с самого начала беседы. Новая и важная информация поступает к врачу постоянно в процессе беседы с родителями, и пациенты иногда начинают чувствовать больше доверия к врачу, если он задает грамотные вопросы. Кроме того, значимость данных анамнеза зависит от контекста социального уровня семьи.

Важно, чтобы врачи не примеряли свою собственную систему ценностей ко всем семьям своих пациентов и не считали, что они являются образцом для подражания. Важные индикаторы неблагополучия - признаки раздражительности, тревожности, неуверенности или депрессии в семье.

Следует определить основные проблемы . Например, родители в первую очередь предъявляют жалобы на ночной у ребенка в течение нескольких лет. Почему они только сейчас решили обратиться за помощью? Важно выяснить, что послужило поводом для обращения, вероятно, они увидели какие-то новые нарушения у своего ребенка? Кстати, это можно понять по тому, насколько критично относятся родители к ребенку. Полностью собрав все представленные сведения, в некоторых случаях врач обнаруживает, что то, что родители считают проблемой, в действительности является вариантом нормы.

В таком случае необходимо определить , какие личностные, семейные, социальные требования предъявляют родители к своему ребенку. Следует развеять их опасения, разъяснив точку зрения врача.

Если ребенок не осознает своих проблем , возможна беседа с учителями и родителями. Если это уже было сделано и ситуации, дезадаптирующие ребенка, сохраняются, то ребенка и его родителей следует проконсультировать у психиатра или в психиатрической клинике. Важно, чтобы педиатры своевременно направляли таких детей к психиатру. Подобные консультации необходимы как семье пациента, так и самому врачу для специальной экспертизы, исключающей психические заболевания, для понимания дальнейших действий с целью восстановления здоровья ребенка.

Я не раз упоминал о том, что чрезмерно хулиганистых детей «добрые» доктора могут запросто подсадить на психотерапевтические препараты с целью «вылечить» якобы существующее нарушение психики.

1. Прежде всего, проведите полное обследование детского организма!

Дело в том, что некоторые НЕ психические заболевания имеют проявления в виде нарушений поведения, схожих с психиатрическими симптомами. И чтобы докопаться до истинной причины нарушений в поведении ребенка требуется тщательное обследование.

Хочу обратить внимание вот на какой факт: «психиатрическими симптомами» может быть ни что иное, как побочный эффект от лекарства. К примеру, некоторые медикаменты могут ухудшать состояние при депрессивном расстройстве (усиливать депрессию) и даже провоцировать желание совершить суицид. Обязательно посетите врача-аллерголога, пройдите тесты на наличие аллергенов и токсинов.

2. Известно, что на эмоциональное состояние человека оказывает влияние образ жизни.

Правильно организованная физическая активность, здоровое питание (диета, насыщенная необходимыми витаминами и микроэлементами), доброжелательное окружение - все это способствует укреплению нервной системы ребенка, улучшению его эмоционального состояния.

3. Пользуйтесь своими правами! В школе не разрешайте ребенку заполнять психологические тесты или опросники. И обязательно сообщите о своем запрете педагогам.

На основании результатов подобных психологических исследований можно сфабриковать какой угодно диагноз: от неспособности к обучению до пограничного состояния. И тогда ваше чадо отправят прямиком к психиатру (хотя могут сначала к психологу, затем уже к психиатру), который выпишет целую гору «отличных» психиатрических препаратов и будет настаивать на том, чтобы вы «лечили» ребенка именно таким способом.

4. Проведите беседу со школьным учителем. Сообщите ему о своих ожиданиях по поводу обучения вашего ребенка. Школьный материал должен быть максимально прозрачным и понятным. Задача педагога следить за тем, чтобы ребенок смог объяснить все изучаемые понятия (и все слова!), а также понимать какую информацию несут изображенные в учебниках рисунки, графики и фотографии.

В противном случае на хорошую успеваемость можно не надеяться.

Как логопед и педагог акцентирую внимание: обучение чтению шустрых детей должно проводиться только фонетическим методом, а не методом целого слова. (Расшифровку понятие смотрите в разделе «словарь»)

5. Если ребенку тяжело дается изучение школьных предметов, если посещение учебного заведения не приносит ему удовольствия, ищите помощи у репетитора.

Занятия с грамотным педагогом будут способствовать росту школьной успеваемости, а как следствие, улучшению настроения и поведения ребенка.

Раздел медицины, известный как детская психиатрия - важное направление, значимость которого переоценить невозможно. Многие дети подвержены различным психическим заболеваниям, поэтому специалисту в данной сфере приходится иметь дело с психическими патологиями, их симптоматикой, причинами возникновения, особенностями диагностики и лечения, а также профилактикой психических болезней у детей и подростков. Специальная медицинская подготовка помогает врачу проводить диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию психических нарушений.

Нередко к психиатру обращаются для оказания помощи в связи с имеющейся врожденной патологией или наследственным заболеванием. Кроме проявления врожденных аномалий, психиатр, работающий с детьми, сталкивается с недугами и отклонениями, приобретенными в процессе роста ребенка. Причиной многих проблем является воспитание детей, которое часто приводит к самым серьезным нарушениям в подростковом возрасте. Часто на прием к психиатру приходят родители, которые понимают, что их ребенок страдает задержкой развития. Истинной причиной патологии могут быть изменения в организме, которые возникают в переходный период или кроются совершенно в ином, но установить это под силу только специалисту.

По роду своей деятельности доктор консультирует родителей и учителей по вопросам воспитания, а также создания благоприятной среды в семье и детском коллективе. Кроме того, детский психиатр занимается вопросами направления ребенка в специализированный детский сад или учебное заведение, определяет, должен ли ребенок заниматься индивидуально, кому необходимо освобождение от экзаменов, а кому нужно оформлять инвалидность.

Стигматизация

Совет обратиться с ребёнком к детскому психиатру воспринимается многими родителями как личное оскорбление. Этому обстоятельству есть несколько объяснений.

В нашей культуре до сих пор психические расстройства ассоциируются с чем-то «неприличным», считается, что в нормальной семье не рождается ребёнок, страдающий психическим заболеванием, поэтому родителей долгие годы может преследовать чувство вины и собственной несостоятельности. Это явление называют стигматизацией («стигматизация» - негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное со сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую).

Могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях и причин возникновения таких расстройств множество, некоторые из них всё ещё неизвестны науке.

Мотивы обращения к детскому психиатру

Что родителей должно насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?

В раннем возрасте - общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).

В дошкольном и раннем школьном возрасте - гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.

В подростковом возрасте - нарушения поведения (агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку (чрезмерная фиксация на нем), чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению.

Как следует подготовиться к посещению детского психиатра?

Постарайтесь не заострять внимание вашего ребенка на этой консультации. По возможности, он должен чувствовать себя спокойно и уверенно.

Что происходит на приеме детского психиатра?

1. Врач выслушает жалобы, расспросит о перенесенных заболеваниях и образе жизни.
2. Проведет беседу с ребенком и проанализирует состояние ребенка, развитие болезни и возможные ее причины.
3. Назначит медикаментозное лечение, либо направит к клиническому психологу для проведения психокоррекционной работы, даст рекомендации по образу жизни.
4. Решит необходимые социальные вопросы: направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе, оформление инвалидности.

Какие дополнительные обследования может назначить детский психиатр?

1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
2. Ультразвуковое обследование мозга.
3. Компьютерная томография мозга.
4. Консультации других специалистов.

Мифы о психиатрии

Миф 1: Психиатр, психотерапевт и психолог - это одно и то же

Психолог - это не врачебная специальность, он занимается психодиагностикой и психокоррекцией, но не назначает лечение. Психологи, работающие в школах - это, как правило, педагоги-психологи, которые работают со здоровыми детьми. И только клинические психологи, получившие образование в медицинских вузах, имеют представление о психической патологии и о том, как с ней работать. Психиатр - это врач, который ставит психиатрический диагноз, назначает необходимое дополнительное обследование и лечение. Психотерапевт - это врач-психиатр, прошедший специализацию по психотерапии. Он занимается немедикаментозным лечением психической патологии - специальными методами воздействует на психику, а через психику – на весь организм.

Миф 2: Если обратиться к психиатру, обязательно «поставят на учет».

В нашей стране согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру - дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет - и с согласия самого подростка. Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра.

После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:
при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения - берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости; если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения; амбулаторная карта отправляется в архив;
при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется под диспансерное наблюдение - он нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении.

Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.

Миф 3: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе.

Согласно всё тому же «Закону о психиатрической помощи» сведения об обращении или наблюдении не распространяются - они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач-психиатр может давать сведения только законным представителям ребёнка, следственным органам или суду по их запросу.

Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то когда ребенок вырастет, ему не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не будут считать годным для службы в армии.

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.

N.B. Если у родителя возникают сомнения – это болезнь или отклонение, если уже не хватает ресурсов помогать ребенку, конечно, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Забота о благополучии и здоровье ребенка – важнее всего.

Случается, что нарушения детского поведения вовсе не являются отклонениями, хотя и выглядят как нечто ужасное, неправильное.

Олег Рой - писатель, а не психолог и психиатр, сказал: «Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила - не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает».

Повод задуматься.

Воронов Виталий Андреевич - зав. отделением №1 БУЗ ВО «Вологодский областной психоневрологический диспансер №1», врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт, консультант «Службы семейного консультирования и семейной терапии благотворительного фонда «Дорога к дому».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх