Причины и лечение слуховых галлюцинаций. Слуховые галлюцинации Как избавиться от слуховых галлюцинаций

Слуховые галлюцинации – разновидность продуктивной патологии в психиатрии, при которой больной слышит различные звуки в отсутствие реального их источника. Важная характеристика слышимого именно как галлюцинаций – больной убеждён в их истинности. Он никогда не охарактеризует мнимые звуки словом «показалось».

Виды слуховых галлюцинаций

Непосредственно слышимое может быть различным – шум ветра, звук автомобиля, пение птиц, и самое характерное – голоса. Характеристики голосов также отличаются:

  • Голоса, комментирующие поведение больного. В большинстве случаев комментирующие галлюцинации отличаются саркастическим тоном, что вызывает недовольство и агрессию. При неудачном стечении обстоятельств эта агрессия может выплеснуться на родственников больного.
  • Голоса, разговаривающие между собой на темы, не связанные с больным. Это относительно безопасный вид слуховых галлюцинаций, в большинстве случаев воспринимаемый больным как своеобразное радио.
  • Голоса, повторяющие мысли больного или подтверждающие его идеи. Это достаточно опасный вид галлюцинаций, он может спровоцировать агрессивное поведение. В случае повторения мыслей больному кажется, что все его мысли, даже нелицеприятные или интимные, разглашаются во всеуслышание. У него может возникнуть желание устранить «свидетелей» чтения мыслей. А в случае подтверждения голосами мыслей – любые, даже самые невероятные, идеи при долгом повторении кажутся больному действительностью. Промелькнувшая мысль о том, что жена может ему изменить, под воздействием галлюцинаций превращается в свершившийся факт. А за фактом может последовать возмездие, придуманное тоже под влиянием галлюцинаций.
  • Приказывающие (императивные) голоса. Самый опасный вид слуховых галлюцинаций, так как у больного отсутствует критичность. Он верит всему, что слышит в галлюцинациях, а значит и выполняет все их приказы. А приказы могут быть очень разными – от сделать уборку в квартире до пойти и убить бабушку. Сочетающийся бред и галлюцинации императивного характера чаще всего являются симптомом тяжелого психического заболевания, например шизофрении.

Причины слуховых галлюцинаций

При решении вопроса как лечить галлюцинации крайне важно в каждом случае выяснить их причину. Именно она играет решающую роль в выборе тактики лечения. Причины галлюцинаций можно разделить на несколько основных групп:

  1. Неисправность слухового аппарата. это достаточно распространённая причина. Если на голоса жалуется пожилой человек, пользующийся слуховым аппаратом – в первую очередь нужно проверить качество его работы.
  2. Побочное действие лекарств. Некоторые препараты психотропного действия при передозировке или в качестве побочных эффектов могут вызывать галлюцинации. Также галлюцинации возможны при неграмотном сочетании препаратов. Особенно часто такое случается при самолечении. Обращаясь к врачу по поводу симптомов галлюцинаций обязательно предъявите полный список препаратов, принимаемых больным.
  3. Алкогольная интоксикация и делирий. В этом случае распознавание причины не составляет труда. Следует отличать галлюцинации при алкогольной интоксикации и делирии. При интоксикации они развиваются на высоте опьянения, особенно при употреблении суррогатного алкоголя, и носят нейтральный характер. При делирии галлюцинации угрожающего характера возникают при отмене алкоголя после длительного его употребления. Как лечить слуховые галлюцинации в этом случае – вполне понятно.
  4. Слуховые галлюцинации как симптом психического заболевания. Самый распространённый и самый тяжелый в лечении вариант. Именно в этом случае возникает всё разнообразие слуховых галлюцинаций. Они могут быть проявлением шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, болезни Альцгеймера и других заболеваний.

Лечение слуховых галлюцинаций

Подходы к лечению могут значительно отличаются в зависимости от причины галлюцинаций. Рассмотрим, как лечить слуховые галлюцинации соответственно перечисленным выше причинам.

  1. Галлюцинации вследствие неисправности слухового аппарата. Самый благоприятный вариант результатов диагностики. Лечится заменой либо ремонтом аппарата. В зависимости от вида слухового аппарата они могут самостоятельно имитировать шумы либо воспроизводить голоса из-за того, что аппарат настраивается на какую-либо радиоволну и транслирует её пациенту.
  2. Распознать галлюцинации, являющиеся побочным эффектом действия препаратов или их сочетаний, может только профильный специалист. Не всегда таким специалистом является ваш участковый терапевт. Может потребоваться обращение к психиатру, кардиологу, наркологу или другому врачу по профилю заболеваний и принимаемых препаратов. Обязательно ведите учёт всех принимаемых лекарств – названия, дозы и кратность приёма в сутки. Особенно важно это в случае пожилых пациентов, которые могут перепутать лекарство или выпить его повторно. Удобно сделать специальный «календарь назначений», в котором и отмечать принятые препараты. При визите к врачу непременно покажите ему этот «календарь» или просто список препаратов.
    Возникновение галлюцинаций вследствие приёма лекарств свидетельствует о выраженной их передозировке или длительном приёме не сочетающихся между собой препаратов. Не всегда это состояние можно устранить только отменой лекарств или сменой комбинаций. Может потребоваться интоксикация для ускорения выведения веществ, вызвавших галлюцинации. Лечение в этом случае происходит в стационарных условиях. В дальнейшем больного выписывают для долечивания дома и рекомендуют подходящий режим и сочетания лекарств для продолжения лечения.
  3. Слуховые галлюцинации при алкогольной интоксикации или делирии возникают остро, сочетаются с бредовыми идеями, зрительными галлюцинациями, манией преследования. В этом случае лечение должно быть немедленным и очень активным. Больного обязательно госпитализируют. Назначается активная дезинтоксикационная терапия, инфузии питательных и солевых растворов для скорейшего вывода отравляющих веществ из организма больного. При выраженной агрессивности, двигательном возбуждении, навязчивых идеях преследования возможно назначение транквилизаторов и нейролептиков. В дальнейшем необходима полноценная психосоциальная реабилитация больного, приобщение его к труду, профилактическая работа с семьёй.
  4. Слуховые галлюцинации при психических заболеваниях являются частью обширного симптомокомплекса, называемого продуктивной симптоматикой. Кроме слуховых галлюцинаций он включает другие их виды (зрительные, тактильные, псевдогаллюцинации), бредовые идеи разного рода, навязчивые состояния. Галлюцинации в сочетании с этими симптомами – тревожный сигнал, свидетельствующий о наличии тяжелой патологии со стороны психики. У лиц молодого возраста они в первую очередь могут свидетельствовать о шизофрении. У пожилых могут быть проявлением болезни Альцгеймера или сенильной деменции. Конкретная нозология может быть уточнена только при тщательном обследовании. Выбор тактики лечения также зависит от окончательного диагноза. В большинстве случаев лечение при такой выраженной симптоматике происходит в стационаре. Для купирования галлюцинаторных явлений применяют нейролептики, в частности атипичные нейролептики нового поколения. При выраженном психомоторном возбуждении необходимо назначение транквилизаторов. В случае патологии у пожилых лечение для купирования острого галлюциноза такое же, как у молодых. В дальнейшем терапия зависит от нозологии – существуют специфические препараты для , ноотропы при деменции и т.д.

Цель первичного лечения – уменьшить выраженность или вовсе устранить галлюцинации. В домашних условиях происходит долечивание с плановым приёмом препаратов. В большинстве случаев такие больные нуждаются в пожизненном лечении. Очень важно обучение родственников распознаванию симптомов обострения и контролю за состоянием больного.

В том случае, когда человек слышит (или ему кажется, что он слышит) звуки или голоса, которые не являются отражением изменений в реальном мире, говорят о том, что у него возникли слуховые галлюцинации. В подавляющем большинстве случаев при появлении слуховых галлюцинаций человеку незамедлительно нужна медицинская помощь — причинами этих явлений становятся болезненные изменения психики.

Как проявляются слуховые галлюцинации?

Однозначно ответить на вопрос — является или нет голос, возникающий в голове, слуховой галлюцинацией, может только квалифицированный психиатр, который оценит не только этот признак, но и другие болезненные изменения в психической сфере человека. В том случае, когда человек, совершенно до этого здоровый, в процессе активных размышлений начинает слушать свой собственный внутренний голос, то это явление галлюцинацией назвать нельзя.

Пациент не только слышит, но и понимает, что реального объекта, этот голос издающего нет — он критически относится к своему собственному состоянию. Говорить о том, что появились слуховые галлюцинации, при первом приближении можно только в тот момент, когда отсутствует критика собственных ощущений — кажется, что голос имеет реальное происхождение, но это никак не подтверждается.

Если у человека возникают болезненные ощущения, слуховые галлюцинации — причины их появления скрываются в тяжелых расстройствах психики или неврологической патологии. К таким симптомам легкомысленно относиться не стоит — грамотное и полноценное комплексное обследование поможет поставить точный диагноз, а после этого врач может назначить препараты от галлюцинаций или назначить лечение основного заболевания (сосудистой патологии, новообразования головного мозга).

Чаще всего слуховые галлюцинации становятся одним из первых проявлений шизофрении — некоторые психиатры полагают, что эти симптомы являются мыслями человека, обретшими словесную форму, а болезненные изменения психики оказывают влияние не на возникновение этого феномена, а на критическое к нему отношению. Больной человек, который страдает психическими заболеваниями, перестает критически оценивать свое состояние — слуховые и зрительные галлюцинации кажутся пациенту совершенно реальными событиями.

Человек с расстройствами психики считает необходимым выполнить все высказываемые голосами рекомендации, не осознавая их происхождения. Для него такие голоса становятся реальностью, управляющей его жизнью именно под влиянием голосов (слуховых галлюцинаций) человек начинает представлять опасность для окружающих и себя самого.

Слуховые галлюцинации у пожилых пациентов возникают чаще всего на фоне сосудистых заболеваний головного мозга или в результате воздействия лекарственных препаратов, которые им назначаются для лечения соматических заболеваний. Доказательством этого становится тот факт, что с возвратом вероятность развития слуховых галлюцинаций у пожилых пациентов прогрессирующее увеличивается.

Стоит помнить и о том, что у возрастных пациентов слуховые галлюцинации могут развиваться на фоне соматогенных депрессий, маний, болезни Альцгеймера. Ставить диагноз пожилым пациентам можно только после того, как человек будет осмотрен не только психиатром, но и сурдологом — достаточно часто слуховые галлюцинации у человека, который плохо слышит, возникают при неправильном подборе слухового аппарата или использовании прибора низкого качества, и в этом случае о психиатрическом заболевании говорить не приходится.

Как лечить заболевание

Ставить диагноз и назначать лечение может только квалифицированный и опытный специалист, который в комплексе анализирует изменения, происходящие с пациентом. К слуховым галлюцинациям врачи не относят временные, проходящие явления, которые могут появиться у человека перед отходом ко сну или при развитии депрессивных, но поддающихся коррекции состояний.

  • Если у человека возникают слуховые галлюцинации — лечение назначают не только психиатры, но и врач-терапевт, который наблюдает человек постоянно. Его задачей должен быть анализ ранее назначенных лекарственных препаратов и выявление (с последующей заменой) тех средств, которые потенциально могут вызывать появление слуховых галлюцинаций.
  • Если человек пользуется слуховым аппаратом, то его обязательно должен проконсультировать врач-судролог — часто после замены некачественного аппарата слуховые галлюцинации исчезают.
  • При неэффективности всех перечисленных методов или обнаружении симптомов расстройств психики лечением больного занимается психиатр, который подбирает эффективную для каждого больного комбинацию психотропных препаратов или антидепрессантов.
  • Экология здоровья: Наука на данный момент не имеет четкого ответа на вопрос о том, что происходит в мозге, когда человек слышит голоса...

    Галлюцинация - это восприятие в отсутствии внешнего стимула, обладающее качеством реального восприятия.

    Галлюцинации могут возникать для всех органов чувств:

    • слуховые,
    • визуальные,
    • тактильные,
    • обонятельные.

    Вероятно, самый распространенный тип галлюцинаций проявляется в том, что человек «слышит голоса» . Их называют аудиторными вербальными галлюцинациями. Они часто являются симптомами психиатрических заболеваний, например, шизофрении. Визуальные галлюцинации также могут ассоциироваться с патологиями. Хотя в шизофрении они встречаются реже, иногда визуальные галлюцинации возникают при неврологических нарушениях и деменции.

    Определение понятия

    Хотя слуховые галлюцинации обычно связывают с психиатрическими болезнями вроде биполярного расстройства, они не всегда являются признаками болезни.В некоторых случаях галлюцинации могут быть вызваны недостатком сна. Марихуана и наркотики-стимуляторы тоже могут вызывать в некоторых людях расстройство восприятия. Экспериментально было доказано, что галлюцинации может вызывать и длительное отсутствие сенсорных стимулов .

    В 1960-е годы проводились эксперименты (которые были бы сейчас невозможны по этическим соображениям), в ходе которых людей держали в темных комнатах без звука и каких-либо сенсорных стимулов. В конце концов люди стали видеть и слышать то, чего не было. Так что галлюцинации могут возникать как у больных, так и у психически здоровых людей.

    Исследования галлюцинаций ведутся уже довольно долго. Психиатры и психологи пытаются понять причины и феноменологию слуховых галлюцинаций уже около ста лет (может, и дольше). В последние три десятилетия у нас появилась возможность использовать энцефалограммы, чтобы попробовать понять, что происходит в мозге, когда люди испытывают слуховые галлюцинации. Теперь мы можем смотреть на участки мозга, задействованные при галлюцинациях, при помощи функционального магнитнорезонансного сканирования или позитронной томографии. Это помогло психологам и психиатрам разработать модели слуховых галлюцинаций в мозгу, в основном, связанные с функцией языка и речи.

    Предложенные теории механизмов слуховых галлюцинаций

    Когда пациенты испытывают слуховые галлюцинации, то есть слышат голоса, участок их мозга под названием «зона Брока», по некоторым данным, становится более активным. Эта зона расположена в малой лобной доле мозга и отвечает за речепроизводство - когда вы говорите, работает зона Брока!

    Одними из первых, кто исследовал этот феномен, были профессоры Филип Макгуайр и Сухи Шергил из лондонского Королевского колледжа. Они показали, что зона Брока у их пациентов была более активна во время слуховых галлюцинаций, чем когда голоса молчали. Это дает основания полагать, что слуховые галлюцинации производятся речевыми и языковыми центрами нашего мозга. Это привело к созданию «внутреннеречевых» моделей слуховых галлюцинаций.

    Когда мы о чем-то думаем, мы порождаем «внутреннюю речь», т. е. внутренний голос, «озвучивающий» наше мышление. Например, когда мы думаем «что я съем на обед?» или «какая завтра будет погода?», мы порождаем внутреннюю речь и, как мы считаем, активируем зону Брока.

    Но как эта внутренняя речь начинает восприниматься как внешняя, исходящая не от себя самого? Внутреннеречевые модели слуховых вербальных галлюцинаций предполагают, что голоса - это генерируемые внутри сознания мысли, или внутренняя речь, каким-то образом неверно определяемая как внешние, чужие голоса . Отсюда уже следуют более сложные модели того, как мы отслеживаем собственную внутреннюю речь.

    Крис Фрит и другие предположили, что когда мы вступаем в процесс мышления и внутренней речи, наша зона Брока посылает сигнал в область нашей слуховой коры под названием «зона Верника». Этот сигнал содержит информацию о том, что воспринимаемая нами речь нами же и порождена. Это происходит из-за того, что подаваемый сигнал предположительно приглушает нейронную деятельность сенсорной коры, поэтому она активируется меньше, чем от внешних стимулов, например, от того, что с вами кто-то говорит.

    Эта модель известна как модель самомониторинга, и она предполагает, что у людей со слуховыми галлюцинациями дефицит этого процесса мониторинга, из-за чего они не могут различить внутреннюю и внешнюю речь.

    Хотя на данный момент доказательства этой теории несколько слабы, она определенно была одной из самых влиятельных моделей слуховых галлюцинаций за последние двадцать или тридцать лет.

    Последствия галлюцинаций

    Около 70% больных шизофренией в той или иной степени слышат голоса. Иногда голоса «реагируют» на лекарства, иногда нет. Обычно, хотя и не всегда, голоса оказывают отрицательное воздействие на жизнь и здоровье людей.

    Например, у людей, слышащих голоса и не реагирующих на лечение, выше риск суицида. Иногда голоса приказывают им причинять себе вред. Можно представить, как тяжело им приходится даже в повседневных ситуациях, когда они постоянно слышат в свой адрес унизительные и оскорбительные слова.

    Однако было бы большим упрощением сказать, что только люди с психическими расстройствами испытывают слуховые галлюцинации. Более того, эти голоса не всегда злы. Существует очень активное Общество слышащих голоса, возглавляемое Мариусом Роммом и Сандрой Эшер. Это движение говорит о положительных аспектах голосов и борется с их стигматизацией.

    Многие люди, слышащие голоса, живут активной и счастливой жизнью, поэтому мы не можем считать, что голоса - это всегда плохо. Они часто ассоциируются с агрессивным, параноидальным и тревожным поведением психически больных, но это поведение может быть следствием их эмоционального расстройства, а не самих голосов. Вероятно, не так удивительно, что тревожность и паранойя, зачастую являющиеся ядром психической болезни, проявляются в том, что говорят голоса.

    Стоит отметить, что есть много людей без психиатрического диагноза, сообщающих о том, что они слышат голоса . Для этих людей голоса могут быть и положительным опытом, поскольку они их успокаивают или даже направляют в жизни. Профессор Айрис Соммер из Нидерландов тщательно исследовала этот феномен. Она обнаружила группу здоровых и хорошо функционирующих людей, слышащих голоса. Они описывали свои «голоса» как нечто положительное, полезное и придающее уверенность в себе.

    Лечение галлюцинаций

    Людей с диагнозом «шизофрения» обычно лечат «антипсихотическими» медикаментами. Эти медикаменты блокируют постсинаптические дофаминовые рецепторы в зоне мозга под названием стриатум. Антипсихотики эффективны для многих пациентов, и в результате лечения их психотические симптомы в какой-то степени ослабевают, особенно слуховые галлюцинации и мании.

    Однако симптомы многих пациентов, похоже, не самым лучшим образом реагируют на антипсихотики. Примерно на 25-30% пациентов, слышащих голоса, лекарства почти не влияют. У антипсихотиков также имеются серьезные побочные эффекты, поэтому не для всех больных эти лекарства подходят.

    Что касается прочего лечения, существует множество вариантов немедикаментозного вмешательства. Степень их эффективности тоже варьируется. Пример - когнитивная поведенческая терапия (КПТ) . Применение КПТ для лечения психоза несколько противоречиво, поскольку довольно много исследователей полагают, что она мало влияет на симптомы и общий исход. Существуют виды КПТ, разработанные специально для пациентов, слышащих голоса. Эти терапии обычно нацелены на изменение отношения пациента к голосу, чтобы он воспринимался как менее негативный и неприятный. Эффективность этого лечения под вопросом.


    В данный момент я возглавляю исследование в Королевском колледже Лондона, в ходе которого мы пытаемся выяснить, можем ли мы научить пациентов самостоятельно регулировать нейронную активность в слуховой коре.

    Это достигается при помощи «обратной нейронной связи при МРТ в реальном времени». Для измерения сигнала, идущего от слуховой коры, используется МРТ-сканер. Затем этот сигнал посылается обратно к пациенту с помощью визуального интерфейса, который пациент должен научиться контролировать (т.е. двигать рычаг вверх-вниз). В конце концов ожидается, что мы сможем научить пациентов, слышащих голоса, контролировать активность своей слуховой коры, что может позволить им более эффективно контролировать свои голоса. Исследователи еще не уверены, будет ли этот метод клинически эффективен, но в следующие несколько месяцев уже будут доступны некоторые предварительные данные.

    Распространенность среди населения

    Около 24 миллионов людей по всему миру живут с диагнозом «шизофрения», и около 60% или 70% из них в какой-то момент слышали голоса. Есть данные, что по всему населению от 5% до 10% людей без психиатрического диагноза также в какой-то момент своей жизни слышали голоса. Большинство из нас когда-либо думали, что кто-то зовет нас по имени, а потом оказывалось, что рядом никого нет. Так что есть свидетельство того, что галлюцинации могут не сопровождаться шизофренией и прочими психическими болезнями. Слуховые галлюцинации более распространены, чем мы думаем, хотя точную эпидемиологическую статистику назвать трудно.

    Самой известной из людей, слышавших голоса, наверное, была Жанна д"Арк. Из современной истории можно вспомнить Сида Барретта, основателя группы Pink Floyd, страдавшего от шизофрении и слышавшего голоса. Однако, опять же, многие люди без психиатрического диагноза слышат голоса, но воспринимают их крайне положительно. Они могут черпать в голосах вдохновение для искусства. Некоторые, например, испытывают музыкальные галлюцинации. Это может быть чем-то вроде ярких слуховых образов, а может, и просто их разновидностью - эти люди очень отчетливо слышат в голове музыку. Ученые не очень уверены, можно ли это приравнивать к галлюцинациям.

    Вопросы без ответа

    Наука на данный момент не имеет четкого ответа на вопрос о том, что происходит в мозге, когда человек слышит голоса. Другая проблема в том, что исследователи еще не знают, почему люди воспринимают их как чужие, исходящие от внешнего источника. Важно попытаться понять феноменологический аспект того, что испытывают люди, слышащие голоса.

    Например, когда люди устают или принимают стимуляторы, они могут испытывать галлюцинации, но необязательно воспринимать их как идущие из внешних источников.

    Вопрос в том, почему люди теряют ощущение собственной деятельности, когда слышат голоса. Даже если мы посчитаем, что причина слуховых галлюцинаций в чрезмерной активности слуховой коры, почему все-таки люди считают, что с ними говорит голос Бога, или тайного агента, или инопланетян? Важно также понять системы верований, которые люди выстраивают вокруг своих голосов.

    Содержание слуховых галлюцинаций и его первоисточник - еще одна проблема: происходят ли эти голоса из внутренней речи, или же это сохраненные воспоминания? С уверенностью можно лишь сказать, что этот сенсорный опыт включает в себя активацию слуховой коры в речевой и языковой зонах. Это ничего нам не сообщает об эмоциональном содержании этих голосов, которое часто может быть негативным. Из этого, в свою очередь, следует, что в мозге может возникать проблема при обработке эмоциональной информации.

    Также интересно:

    Ученые о мозге: лучшие лекции TED с русской озвучкой

    Помимо этого, два человека могут очень по-разному испытывать галлюцинации, а это значит, что задействованные механизмы мозга могут быть весьма различными. опубликовано

    Перевод: Кирилл Козловский

    Слуховые галлюцинации — один из самых распространенных симптомов при психических и некоторых видах соматических заболеваний: при этом состоянии пациент может слышать голоса, шумы, звуки, которых в объективной реальности нет, а также собственные мысли.

    Этиология

    Причиной возникновения слуховых галлюцинаций часто являются болезни центральной нервной системы. При опухолевых заболеваниях головного мозга в 75-80% случаев возникает различная психопатология, проявления которой зависят от локализации онкологического процесса. На фоне оглушенного сознания и снижения пациент может отмечать появление слуховых галлюцинаций при расположении опухоли в височной доле. Похожие проявления будут при формировании в этой области эпилептоидного очага.

    В пожилом возрасте слуховые галлюцинации наблюдаются при , прогрессировании болезни Альцгеймера, различных сосудистых заболеваний (атеросклероз, недостаточность кровообращения некоторых отделов головного мозга).

    В психиатрической практике «голоса в голове» бывают при значительном количестве заболеваний. В первую очередь сюда относят галлюцинаторно-бредовые синдромы, шизофрению, депрессивные состояния и . Причины возникновения этих расстройств до сих пор не установлены.

    Злоупотребление алкоголем также является причиной возникновения слуховых галлюцинаций, особенно в период делирия. Чаще всего они носят угрожающий, навязанный характер.

    Проявления

    При слуховых галлюцинациях пациент слышит различные голоса и звуки, которых нет в действительности.

    Если симптомы проявляются в виде голосов, осмысленных фраз, слов, то они называются фонемы. А вот если пациент слышит несуществующие в действительности звуки (шум воды, стук, царапанье, звуки музыки), то такой вид галлюцинаций называется акоазмы.

    Слуховые галлюцинации, как и любые другие, делятся на истинные и ложные.

    При истинных галлюцинациях пациент слышит звуки в окружающем его пространстве и благополучно вписывает их в реальный мир. При этом пациенты уверенны в их реальности и не подвергают сомнениям их правдивость.

    А вот ложные галлюцинации возникают в большинстве случаев внутри тела больного (голоса в голове, животе), отличаются навязчивостью и ощущением сделанности.

    Наиболее опасными для жизни пациента и его близких являются императивные галлюцинации, которые носят повелительный характер.

    Пациент в этом случае всегда принимает смысл сказанного «голосами» на свой счет. Это может быть запрет или приказ. При этом иногда посыл может коренным образом отличаться от намерений пациента или особенностей его характера: ударить кого-то, убить, нанести себе вред или увечье. Пациенты с такими симптомами требуют особого подхода и тщательного наблюдения. Как правило, причиной таких проявлений является шизофрения.

    Также слуховые галлюцинации могут быть контрастирующими или антагоническими. Они выражаются в том, что голоса в голове пациента «делятся» на две группы, которые противоречат друг другу.

    Иногда психически здоровые люди могут слышать несуществующие звуки во время перехода из сна в состояние бодрствования или при засыпании. Это называется гипнагогическими галлюцинациями и объясняется тем, что сознание человека потихоньку отключается и передает бразды правления подсознанию.

    Диагностика

    Слуховые галлюцинации являются лишь симптомом основного заболевания. Поэтому врачу необходимо выяснить причину их возникновения.

    Во всех случаях следует начинать со сбора анамнеза. Иногда это довольно трудно сделать, потому что у пациента может не сохраняться критическое отношение к происходящему, он может видеть врага в своем лечащем враче и не признаваться ему в расстройстве. В таких ситуациях можно опросить членов семьи.

    Для исключения органической патологии следует провести ряд лабораторных и инструментальных исследований. Сюда относятся анализы крови, мочи и спинномозговой жидкости, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалограмма.

    Если с жалобами на слуховые аномалии обратился пациент пожилого возраста, который пользуется слуховым аппаратом, то диагностику проблемы нужно начать именно с электронного устройства. Иногда случается, что прибор дает сбой или помехи.

    Если слуховые галлюцинации являются проявлением психической патологии, то клинический диагноз выставляется на основании имеющихся позитивных и негативных симптомов.

    О наличии слуховых галлюцинаций и иллюзий врач может догадаться по специфическому поведению пациента. Он может прислушиваться к чему-то, держать голову в пол-оборота, делать паузы перед тем, как ответить на поставленный вопрос. При беседе с таким пациентом врач-психиатр должен построить максимально доверительные отношения, чтобы получить полную картину заболевания.

    Методы терапии

    Не существует специфического лечения слуховых галлюцинаций. Так как это всего лишь симптом основного патологического состояния, то и методы терапии направлены на его устранение или купирование проявлений.

    Всем пациентам показана госпитализация в профильное отделение. Лечение подбирается индивидуально и в стадии обострения принимается под контролем лечащего врача. Не стоит заниматься самолечением, особенно следовать советам людей, которые никоим образом не связаны с медициной. Это может привести к пагубным последствиям.

    В психиатрической практике слуховые галлюцинации чаще всего сопровождают различные формы шизофрении. В этом случае назначают антипсихотические препараты, длительный и систематический прием которых может снизить вероятность рецидива.

    Если галлюцинации вызваны приемом лекарственных препаратов (противосудорожные, антимигренозные и другие), то лечащий врач должен откорректировать их дозировку или назначить более приемлемый аналог.

    В 1973 году в журнале «Сайенс» была опубликована статья, которая произвела настоящий фурор. Называлась статья: «Как чувствует себя здоровый человек в психиатрической лечебнице». В ней описывалось, как здоровые во всех отношениях люди, не имевшие в анамнезе никаких психических расстройств, ради эксперимента обратились к врачам с жалобами на то, что им слышатся голоса. Они рассказывали врачам, что по большей части не могут разобрать, что говорят эти голоса, но иногда различают такие слова как «пустота», «пустотелый» или «стук». Если не считать этой жалобы, люди вели себя абсолютно адекватно, могли вспомнить свою фактическую биографию и перечислить произошедшие в их жизни реальные события. Тем не менее всем им был поставлен диагноз «шизофрения» (за исключением одного «пациента», который «отделался» «маниакально-депрессивным психозом»). Все эти «больные» были госпитализированы на срок до двух месяцев. Всем была назначена антипсихотическая лекарственная терапия. (Правда, эти люди не глотали предписанные им таблетки.) После поступления в госпиталь эти «больные» продолжали вести себя совершенно нормально, говорили персоналу, что их «голоса» исчезли и что они прекрасно себя чувствуют. Они даже вели дневник своего опыта, не скрывая этого от персонала (в отношении одного из этих псевдобольных в записях дежурных медсестер было сказано, что «пациент ведет дневник своего поведения»). Тем не менее ни один из самозванцев не был разоблачен психиатрами. Результат этого эксперимента, спланированного стэнфордским психологом Дэвидом Розенханом (который и сам был одним из псевдобольных), показывает, среди прочего, что единственный симптом – «голоса» – может оказаться достаточным для безапелляционного установления диагноза «шизофрения» даже при отсутствии других симптомов и отклонений в поведении. Психиатры, как и все общество, оказались подвержены всеобщему заблуждению относительно того, что «голоса» – это всегда признак безумия, что они появляются только в контексте тяжелых психических расстройств.

    Кстати, это мнение утвердилось сравнительно недавно, что становится ясно после прочтения ранних работ по исследованию шизофрении. В 70-е годы появились мощные антипсихотические лекарства и транквилизаторы, вытеснившие все прочие методы лечения. А тщательный опрос больного уступил место сличению его жалоб с критериями справочника по умственным расстройствам, что ускоряет и облегчает установление диагноза.

    Эйген Блейлер, руководивший огромной психиатрической больницей «Бургхёльцли» в Цюрихе с 1898 по 1927 год, сочувственно и заботливо относился к сотням шизофреников, находившихся на его попечении. Он хорошо понимал, что их «голоса», какими бы странными и нелепыми ни казались, были тесно связаны с ментальным статусом и бредовыми идеями пациентов. Голоса, писал Блейлер, «воплощают все их устремления и страхи… все их извращенные отношения с окружающим миром… и прежде всего… с его патологическими или враждебными силами», коими эти пациенты одержимы. Он очень живо описал все это в вышедшей в 1911 году великой монографии «Раннее слабоумие, или Шизофрения»:

    «Голоса не только что-то говорят пациенту, они словно пропускают через него электрический ток; бьют больного, парализуют, лишают способности мыслить. Очень часто эти голоса воплощаются в конкретных людей или какими-то иными, подчас весьма причудливыми, способами. Например, один больной считал, что его голоса «сидят» над каждым из его ушей. Один голос немного больше второго, но оба они не больше грецкого ореха, а выглядят как большой безобразный рот.

    Иногда голоса говорят противоречащие друг другу вещи. Часто они могут быть враждебны пациенту, а потом меняют свое отношение на противоположное. При этом два разных мнения могут высказываться голосами, принадлежащими разным людям. Например, голос дочери может сказать: «Его сожгут живьем», – а голос матери возразить: «Нет, его не сожгут». Больной часто слышит не только голоса обвинителей, но и голоса защитников и покровителей.

    Часто голоса звучат в определенной части тела. Например, полип в носу может стать местом, откуда больному слышится голос. Если у пациента есть какая-нибудь болезнь кишечника, то голос может звучать из живота. Если больной страдает половыми расстройствами, то голос может звучать из полового члена или мочевого пузыря. Подчас из носа могут раздаваться непристойности… Больная с реальной или воображаемой беременностью может слышать голоса разговаривающих в ее чреве детей…

    Иногда начинают говорить неодушевленные предметы. Может заговорить лимонад; пациент может услышать, как стакан молока явственно произносит его имя. Подчас начинает говорить и мебель».

    Далее Блейлер пишет: «Почти все госпитализированные в лечебницу шизофреники слышат голоса», но тут же оговаривается, что обратное неверно, что, несмотря на то что почти все шизофреники слышат голоса, одни только слуховые галлюцинации не являются непременным диагностическим признаком шизофрении. Но в общественном сознании галлюцинаторные голоса почти всегда являются синонимом шизофрении, и это большая ошибка, ибо большинство людей, слышащих «голоса», не страдают шизофренией.

    Многие люди сообщают о своих голосах. При этом они особо подчеркивают, что эти голоса обращаются не к ним. Например, Нэнси К. писала мне:
    «У меня регулярно бывают галлюцинации, во время которых я слышу чьи-то разговоры. Чаще всего это случается, когда я засыпаю. Мне кажется, что эти разговоры абсолютно реальны, их ведут реальные люди в тот самый момент, когда я их слышу. Но я никогда не могу понять, где именно происходит разговор. Я слышу, как ссорятся супруги, или что-то другое. Голоса мне незнакомы, я не могу по голосам узнать каких-то конкретных, известных мне людей. Иногда мне кажется, что я радиоприемник, настроенный на волну какого-то другого мира. (Правда, этот мир населен людьми, говорящими на американском английском.) Эти слуховые феномены я могу расценивать только как галлюцинации. Я никогда не участвую в этих беседах, ко мне никто не обращается. Я только слушатель».

    Психиатры XIX века знали о существовании галлюцинаций у психически здоровых людей, и по мере развития неврологии специалисты стремились разобраться в их причинах. В 80-е годы XIX века в Англии было учреждено Общество психических исследований. Целью общества был сбор и исследование сообщений о призраках или галлюцинациях, особенно среди покинутых, одиноких и обездоленных людей. С обществом сотрудничали многие выдающиеся ученые – физики, физиологи и психологи (Уильям Джемс был активным членом американского отделения общества). Предметом их систематического исследования стали телепатия, ясновидение, общение с мертвыми и природа духовного мира.

    По ходу этих исследований выяснилось, что галлюцинации нередко встречаются и среди психически здоровых людей. В «Международной статистике галлюцинаций, возникающих в бодрствующем состоянии сознания», вышедшей в 1894 году, были представлены сообщения о частоте и природе галлюцинаций, переживаемых здоровыми людьми в нормальной обстановке (исследователи со всей тщательностью исключали из рассмотрения сообщения людей, страдающих явными психическими или соматическими расстройствами). Семнадцати тысячам испытуемых был по почте задан один и тот же вопрос:

    «Испытывали ли вы, находясь в состоянии абсолютного бодрствования, ясное ощущение того, что вы отчетливо видите какое-либо живое существо или неодушевленный предмет, что это существо или предмет касается вашего тела, или не слышали ли вы голоса, при том что вы ясно отдавали себе отчет в том, что это ощущение не вызвано какими-то реальными внешними причинами?»

    Около 10 процентов корреспондентов ответили на этот вопрос утвердительно, а из них около трети писали о том, что слышат голоса. Как заметил в своей книге «Слышать голоса» Джон Уоткинс, галлюцинаторные голоса, «содержание которых было религиозным или сверхъестественным, представляли значимое, но все же меньшинство всех слуховых галлюцинаций, которые в подавляющем большинстве случаев имели вполне обыденное содержание».

    Вероятно, самой распространенной слуховой галлюцинацией является ощущение, что человека зовут по имени – имя произносит либо знакомый, либо незнакомый голос. В книге «Психопатология повседневной жизни» З. Фрейд по этому поводу заметил:

    «В то время, когда я жил один в чужом городе – я был тогда совсем молодым человеком, – я часто слышал, как близкие и любимые голоса вдруг отчетливо произносили мое имя. Потом я стал записывать моменты появления этих галлюцинаций и выяснять, что происходило в это время в моем родном доме. Там в эти моменты не происходило ничего примечательного».

    Голоса, которые иногда слышат больные шизофренией, бывают, как правило, обвиняющими, угрожающими, язвительными или надоедливыми. Напротив, голоса, которые слышат «здоровые» люди, бывают, как правило, ничем не примечательными, как об этом пишет Дэниел Смит в книге «Музы, безумцы и пророки: слуховые галлюцинации и границы психического здоровья». Отец и дед Смита слышали голоса, но реагировали на них совершенно по-разному. Отец начал слышать голоса в возрасте тринадцати лет:
    «В этих голосах не было ничего примечательного, в них не было никакого тревожного содержания. Чаще всего это были простые команды. Например, голос мог приказать передвинуть стакан с одного края стола на другой или воспользоваться определенным турникетом в метро. Но подчинение голосам внутренней жизни сделало жизнь отца совершенно невыносимой».

    Напротив, дед Смита не обращал на галлюцинации особого внимания и даже играл с ними. Он, например, описывал, как пытался использовать голоса, делая ставки на скачках. («Эта тактика не работала. Голоса говорили самые разные вещи: один утверждал, что выиграет эта лошадь, а второй утверждал, что выиграть может и другая».) Голоса были полезнее, когда дед играл с друзьями в карты. Ни дед, ни отец Смита не отличались особой верой в сверхъестественные вещи; не страдали они и какими-то явными психическими заболеваниями. Они просто слышали ничем не примечательные голоса, связанные только с их повседневной жизнью – как, впрочем, миллионы других людей.

    Отец и дед Смита редко рассказывали о своих голосах. Они слушали их втайне, в тишине, вероятно чувствуя, что если начнут о них рассказывать, то могут прослыть сумасшедшими или по меньшей мере не вполне «нормальными». Тем не менее проведенные за последние годы исследования подтверждают, что слышать голоса – это не такая уж редкость и что большинство таких «слышащих» вовсе не шизофреники, каковыми не были и отец и дед Смита.

    Одним из важных моментов является отношение людей к своим голосам. Некоторых эти голоса мучают, как, например, отца Смита, некоторые же воспринимают их спокойно и относятся к ним с юмором, как, например, дед того же Смита. За этим личным отношением к слышимым голосам стоит отношение общественное, которое может быть диаметрально противоположным в разное время в разных культурах.

    Слуховые галлюцинации характерны для всех культур. Во все времена и во всех странах люди слышали голоса и часто придавали им огромное значение – боги в древнегреческих мифах часто говорят со смертными, как и единый Бог в религиях монотеистических. В этом отношении голоса считались более важными, ибо голосом можно дать объяснение или отдать недвусмысленный приказ, что невозможно сделать с помощью одних лишь зрительных образов.

    Вплоть до XVIII века голоса – так же как и видения – приписывали сверхъестественным силам: богам или демонам, ангелам или джиннам. Нет сомнения в том, что иногда эти голоса и видения появлялись у людей, страдавших психозами или истерией, но в большинстве случаев люди не видели в голосах ничего патологического. Если голоса были безвредными и глубоко личными, они считались просто неким свойством, присущим данному человеку.

    Приблизительно с середины XVIII века философы и ученые эпохи Просвещения стали придерживаться светской философии; слуховые и зрительные галлюцинации начали рассматривать как физиологические проявления избыточной активности определенных участков головного мозга.

    Но удержалась и романтическая идея о «вдохновенности» голосов и зрительных образов. Особую популярность эта идея нашла среди деятелей искусства. Художников и писателей, которые смотрели на себя как на толкователей, секретарей, пишущих под диктовку Голоса, и иногда им, как Рильке, приходилось годами ждать, когда зазвучит Голос.

    Все человеческое бытие пронизано разговорами человека с самим собой; великий русский психолог Лев Выготский полагал, что «внутренняя речь» является непременной предпосылкой любой осознанной деятельности. «Например, я большую часть дня разговариваю сам с собой: ругаю («Идиот, куда ты на этот раз дел свои очки?»), поощряю («Ты можешь это сделать!»), жалуюсь («Почему чужая машина стоит на моем месте?») и, реже, поздравляю себя с успехом («Ты сумел это сделать!»). Эти голоса звучат не извне. Я никогда не спутаю их с голосом, например, Бога.

    Но когда я однажды оказался в большой опасности, пытаясь спуститься с горы с сильно травмированной ногой, я услышал внутренний голос, не похожий на мое обычное внутреннее бормотание. Тогда мне стоило неимоверных усилий переправиться через широкий ручей с туго перевязанным вывихнутым коленом. Я нерешительно остановился перед препятствием, просто оцепенел, поняв, что не смогу преодолеть эту водную преграду. Я испытал страшную слабость, мне явилась соблазнительная мысль: а что если отдохнуть? Поспать немного, набраться сил. Но тут у меня в ушах прозвучал властный, командный, не допускавший возражений голос: «Ты не имеешь права останавливаться – ни здесь, ни в другом месте! Ты должен идти. Встань, подбери подходящий темп и иди». Этот добрый голос, голос Жизни, укрепил мою решимость, придал мне сил. Я перестал дрожать и, не колеблясь, продолжил путь».

    Джо Симпсон, совершавший восхождение в Андах, сорвался с обледеневшего выступа и упал в расщелину, сломав при этом ногу. Он начал бороться за жизнь, о чем написал в книге «Касаясь пустоты». Именно услышанный голос помог ему тогда преодолеть все трудности и выбраться из бедственного положения:

    «Вокруг был только снег и тишина. Над головой бездна безжизненного синего неба. Остался наедине с этим снегом и небом, перед единственным выбором – выкарабкаться отсюда во что бы то ни стало. Против меня не действовали никакие темные силы. Голос, звучавший в моей голове, сказал, что я сделаю это. Голос пробился сквозь овладевшее мною смятение. Он звучал отчетливо, холодно и решительно.

    Сознание мое расщепилось на две половины, которые играли между собой в орла и решку. Но голос был ясным, четким и руководящим. Голос был всегда прав, я прислушивался к нему и следовал его приказам, подчинялся решениям. Вторая половина сознания пребывала в настоящей панике – мне мерещились страшные картины; безумная надежда сменялась полным отчаянием. Я грезил наяву, но слушал только голос. Мне надо было выбраться на ледник… Голос твердо и отчетливо говорил мне, что и как делать, и я подчинялся ему, в то время как в другой половине расколотого сознания мелькали, сменяя друг друга, безумные абстрактные идеи. Голос и предельное внимание гнали меня вперед, когда нестерпимый блеск ледника погружал в состояние дремы. До захода солнца оставалось три с половиной часа. Я упрямо продвигался вперед, но вскоре до меня дошло, что я делаю это медленно и страшно неуклюже. Меня нисколько не смутило, что я ползу как улитка. Голос вел меня, и я знал, что могу на него положиться».

    «За всю мою жизнь я дважды оказывался в положениях, угрожавших моей жизни, причем оба раза осознание опасности наступало внезапно, словно какое-то озарение. Оба раза я чувствовал, что это конец. Внутренний голос лепетал что-то бессвязное, а я шевелил губами, издавая нечленораздельные звуки. Но ввиду крайней опасности я оба раза слышал голос извне, который громко выкрикивал мне в ухо отчетливые команды. Я не только слышал эти слова, я видел их написанными на листке бумаги, который висел передо мной в воздухе».

    Для объяснения того, почему люди слышат голоса, было предложено много гипотез, причем в разных обстоятельствах могут быть разные причины. Вероятнее всего, что обвиняющие и угрожающие голоса, которые слышат страдающие психозами больные, по природе своей отличаются от голосов, которые иногда – в пустом доме – окликают человека по имени; и эти голоса в свою очередь отличаются от голосов, помогающих нам в минуты крайней опасности.

    Слуховые галлюцинации могут быть обусловлены аномальной активацией первичной слуховой коры; это нарушение требует исследования не только у больных с психозами, но и среди психически здоровых людей. До сих пор большинство исследований в этой области проводилось именно на больных шизофренией.

    Некоторые ученые предполагают, что слуховые галлюцинации возникают в результате утраты способности распознавать внутреннюю речевую продукцию как свою собственную. (Другой вариант: на фоне генерирования внутренней речи одновременно происходит активация областей слуховой коры, и то, что мы в норме воспринимаем как внутренний монолог, обретает «реальный» голос.)

    Возможно, что в мозге существует физиологический барьер или механизм торможения, который в нормальном состоянии не дает нам воспринимать внутренний голос как голос извне. Может быть, у тех, кто постоянно слышит «голоса», этот барьер либо поврежден, либо недостаточно хорошо развит. Вероятно, этот вопрос можно переформулировать и спросить так: почему большинство из нас не слышат никаких голосов? В своей нашумевшей книге «Происхождение сознания связано с разрушением двухкамерного мышления», вышедшей в 1976 году, Джулиан Джейнс утверждал, что сравнительно недавно (по историческим меркам) все люди слышали голоса. Эти голоса рождались в правом полушарии, но левое полушарие распознавало их как голоса внешние. Люди, слышавшие эти голоса, принимали их за «глас Божий». Приблизительно за тысячу лет до нашей эры, по мере развития современного сознания, голоса были интериоризированы, и теперь мы распознаем их как наш «внутренний голос».

    Есть ученые, которые считают, что слуховые галлюцинации могут возникать вследствие повышенного внимания к мыслительному потоку, который сопровождает поток вербального мышления. Ясно, что «слышать голоса» и «слуховые галлюцинации» – это термины, за которыми скрываются разные по своему происхождению феномены.

    Слуховые галлюцинации во многих случаях бывают содержательными – человек слышит голос, который говорит что-то осмысленное, пусть даже подчас тривиальное и напыщенное, однако в подавляющем большинстве случаев содержанием слуховых галлюцинаций оказываются странные нечленораздельные звуки. Вероятно, самой частой слуховой галлюцинацией является феномен, который практически всегда диагностируют как «шум в ушах». Этот практически непрекращающийся звук – жужжание или звон – возникает при потере слуха и подчас становится просто невыносимым для больного.

    Восприятие шумов – жужжания, бормотания, щебетания, стука, скрежета, звона, приглушенных неразборчивых голосов – часто связывают с расстройствами слуха; эти звуки усиливаются на фоне таких состояний как бред, деменция, отравление или психологический стресс. У врачей, например, во время напряженных дежурств, когда не удается выкроить ни одной минуты на сон, могут возникать разнообразные галлюцинации любой модальности. Один молодой невролог писал мне, что однажды, после тяжелого тридцатичасового дежурства, ему стали слышаться звуки кардиомониторов и тревожные сигналы аппаратов искусственной вентиляции легких. По возвращении домой он в течение нескольких часов постоянно «слышал» телефонные звонки.

    Одновременно с голосами и другими воображаемыми шумами люди часто слышат музыкальные фразы или даже целые песни, но многие в своих галлюцинациях «слышат» только музыку или отдельные музыкальные фразы. Музыкальные галлюцинации могут возникать после инсультов, при опухолях мозга, аневризмах мозговых артерий, а также при тяжелых инфекционных заболеваниях, дегенеративных заболеваниях центральной нервной системы и при токсических или метаболических расстройствах. Такие галлюцинации обычно проходят после улучшения общего состояния больного.

    Выявить причину музыкальной галлюцинации трудно, но у пожилых и старых больных, с которыми мне по большей части приходится иметь дело, музыкальные галлюцинации возникают практически всегда при ослаблении слуха или при полной глухоте. При этом галлюцинации сохраняются после подбора слухового аппарата или после установки кохлеарного импланта. Слух возвращается, но галлюцинации не исчезают. Вот что написала мне по этому поводу Диана Г.:
    «Сколько я себя помню, меня всегда преследовал шум в ушах. Это был звук высокой тональности, донимавший меня семь дней в неделю по двадцать четыре часа в сутки. Звук точь-в-точь напоминал стрекот цикад у нас на Лонг-Айленде. В последний год у меня появились, кроме того, музыкальные галлюцинации. Я все время слышу Бинга Кросби, поющего в сопровождении оркестра «Белое Рождество». Песня повторяется снова и снова. Сначала я думала, что слышу пение по радио. Потом я исключила все внешние источники – музыка звучала у меня в голове, и я не могла по собственному желанию ни выключить ее, ни убавить громкость. Но потом, приобретя некоторый навык, я научилась менять слова и темп и даже переключаться на другую музыку. С тех пор я слышу музыку практически ежедневно, чаще по вечерам и подчас так громко, что она мешает мне общаться с реальными людьми. Я всегда слышу только знакомые мелодии – гимны, музыку, которую я исполняла, когда училась игре на фортепиано, и песни моей молодости. Песни я всегда слышу со словами…

    Мало того, к этой какофонии недавно прибавился еще один звук – кажется, я слышу, как в соседней комнате работает радио или телевизор. Я слышу голоса, интонацию, паузы, но не могу разобрать слов.

    Диана с детства страдает нарушением слуха, которое с возрастом неуклонно прогрессировало. Необычность ее случая состоит в том, что в ее галлюцинациях одновременно присутствуют музыка и речь.

    Несмотря на то что индивидуальные музыкальные галлюцинации варьируются в очень широких пределах – от тихой ненавязчивой музыки до оглушительного звучания гигантского оркестра, – во всех этих галлюцинациях можно выделить один неизменный ключевой элемент. Во-первых – и это самое главное, – галлюцинаторная музыка всегда воспринимается как звучащая откуда-то извне, и этим она отличается от внутреннего представления или навязчивых мелодий, которые время от времени надоедливо звучат в ушах каждого из нас. Люди, страдающие музыкальными галлюцинациями, часто ищут внешний источник музыки – радио, соседский телевизор или уличный оркестр, – и только после того как им это не удается, начинают понимать, что музыка звучит у них в голове. Многие говорят, что это похоже на звучащий в мозге магнитофон или айпод. Музыка не поддается сознательному контролю, звучит автономно и представляется неотъемлемой частью «я» больного.

    Этот навязчивый неуправляемый звук, раздающийся в голове, вызывает изумление, а иногда и страх – страх перед безумием или страх того, что фантомная музыка может быть симптомом опухоли мозга, инсульта или деменции. Этот страх часто мешает больному признаться в том, что у него появились галлюцинации, и, видимо, по этой причине раньше музыкальные галлюцинации считались исключительной редкостью. Только теперь выясняется, что это далеко не так.

    Музыкальные галлюцинации могут мешать восприятию реальных звуков, и в этом они похожи на шум в ушах. Галлюцинации могут быть такими громкими, что больной перестает слышать обращенную к нему речь. Никакое внутреннее воображение не может породить звуки, мешающие реальному восприятию.

    Музыкальные галлюцинации часто появляются внезапно, вне связи с какими-то явными пусковыми механизмами. Однако они могут сопровождать шум в ушах или возникать на фоне какого-то внешнего шума – например рева двигателя взлетающего самолета или жужжания газонокосилки, звука реально звучащей музыки или какого-то иного стимула, пробуждающего ассоциации с определенными мелодиями или музыкальными стилями. Одна больная рассказывала мне, что как-то раз, войдя во французскую булочную, она отчетливо услышала «Alouette, gentille alouette».

    У некоторых больных галлюцинаторная музыка звучит в ушах непрерывно, у других эти галлюцинации возникают периодически. Эта музыка почти всегда бывает знакомой, но не всегда приятной. Один мой больной в своих галлюцинациях постоянно слышал нацистские марши, что страшно его пугало. Музыкальные галлюцинации могут быть вокальными и инструментальными, классическими и эстрадными, но, как правило, это музыка, которую больной слышал в детстве или юности. Иногда, правда, бывает так, как написал мне один пациент – одаренный музыкант: «Я слышу совершенно бессмысленные музыкальные фразы и мелодии».

    Галлюцинаторная музыка может быть потрясающе реальной – обычно больной различает каждую ноту, ловит звучание каждого инструмента в оркестре. Такие точность и детальность галлюцинаций особенно удивительны тем, что могут встречаться у людей, которые в обычном состоянии не способны удержать в памяти даже простую мелодию, а не то чтобы запомнить сложный хорал или инструментальную пьесу. (По всей видимости, здесь можно провести аналогию с невероятной яркостью зрительных галлюцинаций.) Иногда больной застревает на какой-то одной фразе, буквально на нескольких нотах – как будто заело треснувшую пластинку. Одна моя больная слышала часть гимна «Придите, верные» девятнадцать с половиной раз в течение десяти минут (время засекал ее муж), и ее страшно мучило, что она так и не смогла дослушать гимн до конца. Галлюцинаторная музыка может нарастать постепенно и также постепенно стихать, но может зазвучать внезапно с середины такта, а затем также внезапно прекратиться (больные говорят: как будто включили, а потом выключили радио). Некоторые больные подпевают своим галлюцинациям, другие их игнорируют, но это ничего не меняет – музыкальные галлюцинации живут своей жизнью независимо от того, как относятся к ним сами больные. Галлюцинаторная музыка может звучать, несмотря на то что больной в этот момент может слушать и даже играть какую-то другую музыку. Так, например, у скрипача Гордона Б. музыкальные галлюцинации могли возникать во время концерта, когда он играл совершенно другую пьесу.

    Музыкальные галлюцинации имеют тенденцию к расширению и разнообразию. Все может начаться со знакомой старой песни. Через несколько дней или недель к ней может присоединиться другая песня, потом третья и так далее, до создания целого репертуара музыкальных галлюцинаций. При этом часто меняется и сам репертуар – какие-то песни выпадают, а вместо них появляются новые. Остановить или запустить галлюцинацию усилием воли невозможно, хотя иногда некоторым больным удается заменить одно галлюцинаторное музыкальное произведение другим. Так, один больной, говоривший, что у него в голове целый «музыкальный ящик», обнаружил, что может произвольно менять в нем пластинки, при условии, что произведения совпадают по ритму и стилю. Правда, этот человек не мог вообще выключить свой «музыкальный ящик».

    Длительное пребывание в абсолютной тишине или в условиях монотонного шума тоже может вызвать слуховые галлюцинации. Один из моих больных жаловался, что такие галлюцинации возникают у него, когда он уединяется, чтобы медитировать, или во время длительных морских путешествий. Джессика К., молодая женщина, не страдавшая нарушениями слуха, писала мне, что ее галлюцинации возникают на фоне монотонного шума:

    «Когда я долго слышу шум – например звук бегущей воды или жужжание кондиционера, – я, кроме всего прочего, начинаю слышать музыку или голоса. Я слышу их очень отчетливо, настолько отчетливо, что на первых порах ходила по дому, чтобы найти невыключенный приемник. Правда, если я слышу песню или разговор (а он всегда звучит так, как будто это работает радио, а не говорят живые люди), то я никогда не могу разобрать слов. Их я не слышу никогда, если только они органично не встроены в шум и если нет никаких других посторонних звуков».

    Музыкальные галлюцинации редко встречаются у детей, но однажды я наблюдал мальчика по имени Майкл. У него музыкальные галлюцинации начались в возрасте пяти или шести лет. Музыка звучит у него в ушах непрерывно, захлестывает его и часто мешает сосредоточиться на чем-то другом. Намного чаще музыкальные галлюцинации возникают в зрелом возрасте – в отличие от «голосов», которые, как правило, возникают в раннем детстве и сопровождают больного всю оставшуюся жизнь.

    Некоторые люди, страдающие музыкальными галлюцинациями, находят их мучительными, большинство же смиряются и привыкают с ними жить. Отдельным больным такие галлюцинации даже доставляют удовольствие. Эти больные считают, что музыкальные галлюцинации оживляют и обогащают их жизнь. Айви Л., очень живая и красноречивая пожилая леди восьмидесяти пяти лет, какое-то время страдала зрительными галлюцинациями, после того как ослепла от дегенерации желтого пятна, а потом, по мере снижения слуха, начала переживать музыкальные и простые слуховые галлюцинации. Миссис Л. писала мне:

    «В 2008 году моя врач выписала мне пароксетин – для лечения состояния, которое она назвала депрессией, а я считала просто тоской. Как раз тогда, после смерти мужа, я переехала из Сент-Луиса в Массачусетс. Через неделю после начала приема пароксетина – я в это время смотрела по телевизору Олимпиаду – я вдруг услышала тихую медленную музыку, сопровождавшую соревнования пловцов. Я выключила телевизор, но музыка осталась, и с тех пор не прекращается ни на минуту. Я не слышу ее только во сне.

    Когда я пожаловалась на эти галлюцинации врачу, она назначила мне зипрексу, сказав, что, вероятно, это поможет. В результате я стала по ночам «видеть» над собой темно-коричневый пузырь на месте потолка. Доктор сменила лекарство, и я начала видеть в ванной какие-то прозрачные тропические растения. Я перестала принимать лекарства, и зрительные галлюцинации исчезли. Но музыка осталась.

    Нельзя сказать, что я «припоминаю» эти песни. Музыка играет в доме так же громко и отчетливо, как если бы ее проигрывали на компакт-диске или исполняли в концертном зале. В больших помещениях, например, в супермаркете, музыка становится громче. Я не могу разобрать слов и не могу понять, кто эти песни исполняет. Голосов я никогда не слышала, но один раз я отчетливо услышала, как кто-то окликнул меня по имени. Это случилось, когда я дремала.

    Были моменты, когда я слышала звуки дверных и телефонных звонков, зуммер будильника – хотя в эти моменты ничто не нарушало тишины. Сейчас все эти галлюцинации прошли. Кроме музыки я в настоящее время иногда слышу стрекотание кузнечиков, чириканье воробьев, а иногда мне кажется, что под окнами на холостых оборотах ревет большой грузовик.

    Во время всех этих переживаний я полностью отдаю себе отчет в их нереальности. Я разбираюсь с финансовыми счетами, езжу на машине, занимаюсь домашними делами. Эти слуховые и зрительные расстройства не мешают мне поддерживать связный разговор с другими людьми. С памятью в это время тоже все в порядке, хотя иногда я могу забыть, куда сунула какую-нибудь бумажку.

    Я могу «войти» в мелодию, о которой думаю. Музыка может включиться в ответ на случайно услышанную музыкальную фразу, но остановить начавшуюся галлюцинацию я не в силах. Я не могу остановить звучание «пианино» в платяном шкафу, или «кларнета» на потолке, или бесконечно звучащий гимн «Боже, благослови Америку». Когда я просыпаюсь, у меня в ушах неизменно звучит «Доброй ночи, Ирен». Но я живу с этими галлюцинациями и приспособилась к ним».

    Исследования, проведенные с помощью позитронной-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии, показали, что, как и при восприятии реальной музыки, музыкальные галлюцинации обусловлены активацией обширных нейронных сетей, охватывающих множество областей головного мозга – слуховые области, двигательную кору, зрительную кору, базальные ганглии, мозжечок, гиппокамп и миндалину. (Прослушивание музыки или игра на музыкальных инструментах требует участия большего числа областей мозга, чем любой другой вид деятельности, и именно поэтому музыкальная терапия помогает при самых разнообразных нарушениях.) Эта музыкальная нейронная сеть может активироваться непосредственно, как в случаях джексоновской эпилепсии, при высокой температуре и делирии, но в подавляющем большинстве случаев музыкальные галлюцинации возникают при ослаблении существующих в норме тормозных механизмов. Самый частый случай – это слуховая депривация на фоне глухоты. Таким образом, музыкальные галлюцинации пожилых, страдающих глухотой больных по своей природе аналогичны галлюцинациям при синдроме Шарля Бонне.

    Но, несмотря на то что физиологически музыкальные галлюцинации глухих и зрительные галлюцинации при синдроме Шарля Бонне очень похожи, они все же сильно отличаются друг от друга феноменологически, и этим еще раз подчеркивается значительное отличие нашего зрительного мира от мира музыкального. Разница эта проявляется в способах, какими мы воспринимаем, припоминаем и воображаем зрительные и музыкальные образы. В нашем распоряжении нет заранее созданного по определенному образцу, собранного в единую конструкцию визуального мира: нам приходится – по мере наших сил – каждый раз воссоздавать его заново. Построение визуального мира включает в себя анализ и синтез на многих функциональных уровнях головного мозга, начиная с восприятия линий и углов и заканчивая приданием им определенной ориентации в затылочной коре. На самом высоком уровне – в области нижневисочной коры – происходит анализ и распознавание реальных сцен, предметов, животных, растений, букв и лиц. Сложная зрительная галлюцинация требует согласованного взаимодействия всех этих элементов для их сборки, коррекции и повторной сборки.

    Музыкальные галлюцинации не таковы. Конечно, в восприятии музыки играют роль отдельные функциональные системы, отвечающие за восприятие высоты тона, тембра, ритма и т. д., но музыкальные нейронные сети головного мозга работают все вместе и одновременно, а элементы – мелодический контур, ритм или темп – не могут значительно меняться без потери узнаваемости музыки. Мы всегда оцениваем музыкальное произведение как единое целое. Каковы бы ни были процессы первоначального восприятия и запоминания музыки, если музыкальное произведение отложилось в памяти, то оно остается в ней не как конгломерат различных элементов, но как процедура его исполнения. Музыка проигрывается, исполняется сознанием и мозгом всякий раз, когда мы ее вспоминаем. То же самое происходит, когда музыка в голове возникает спонтанно – будь то в виде навязчивой мелодии или галлюцинации.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх