Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа). Соль и сахар: кто враг, а кто друг

Людмила Полюхова
Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ САХАР »

Выполнил : ___, 6 лет

Руководитель : Полюхова Людмила Павловна,

воспитатель, I кв. кат.

г. Красноуфимск, 2017

Введение…3-5

I. Подготовительный этап…5-6

II. Основной этап

3.1. История происхождения сахара… . …6-7

3.2. Какой бывает сахар… . 7

3.3. Физические свойства сахара… . 7

3.4. Необычные свойства сахара… . 7

3.5. Полезные и вредные свойства сахара…7-8

III. Заключительный этап…8

Список источников…. 9

Приложение № 1

«Исследование кухни» ….10

«Посещение с родителями магазина продуктов» ….11

«Сбор информации из различных источников» …12

Приложение № 2

Опыт «Растворяемость сахара » …. 13

Опыт «Гигроскопичность сахара » …. 13

Опыт «Кристаллизация сахара » …. …14

Опыт «Термическая обработка сахара и его изменения » ….15

Опыт «Сахарное стекло » …. …15

«Изготовление леденцов» …16

«Цветной сахар и сладости из него » …. 17

Приложение № 3

Сказки о сахаре… . ….18-22

Приложение № 4

Акция «Берегите зубы!» (эмблема….23

Приложение № 5

Выставка «Сладкие радости» …. …24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы :

Мы взяли тему для исследования про сахар , потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое : конфеты, торты, пирожное, мармелад и т. д.

Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар . А раз это так, нам стало интересно : какой бывает сахар , где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден. А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам сахар чем-то удивить .

Цель исследования (для педагога) : познакомить детей со свойствами сахара . Выявить полезные и вредные свойства сахара .

Цель исследования (для воспитанника) : познакомиться со свойствами сахара , узнать полезные и вредные свойства сахара .

Задачи (для педагога) :

1. Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .

2. Познакомить с историей происхождения сахара , с его видами, свойствами физическими и магическими.

3. Использовать в изобразительной деятельности технику нетрадиционного рисования сахарным песком .

4. Провести анализ исследовательской работы.

5. Выяснить сахар полезный или вредный продукт?

6. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

7. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

8. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

9. Оформить альбом «Удивительный сахар » .

Задачи (для воспитанника) : - познакомиться с историей возникновения сахара , с его видами, свойствами; - изучить полезные и вредные свойства сахара и необычные ; - провести исследование «Свойства сахара » .

Объект исследования : сахар .

Предмет исследования : свойства сахара .

Гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку. Если дети узнают больше о пользе и вреде сахара через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что сахар ценный продукт питания для детского организма.

Методы исследования :

изучение специальной литературы, сбор информации из различных источников;

просмотр видеофильма «Производство сахара из сахарной свеклы » и «Как я готовлю цветной сахар и украшения из него » ;

просмотр мультипликационных фильмов «Маша и Медведь» (серия «Сладкая жизнь» , «Сладкая сказка» и обсуждение;

собственные наблюдения и эксперименты;

сочинение сказки о сахаре на тему «Сладкие истории» ;

анализ исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат : исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку узнать о свойствах сахара , выявить полезные и вредные. Также позволит закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; разовьёт любознательность, познавательную активность детей; выработает у детей привычку здорового образа жизни.

Сроки и продолжительность выполнения : краткосрочный с 01.02.2017 года по 22.02.2017 года.

Проект проводился в несколько этапов.

Этапы реализации проекта .

Этапы проекта Задачи этапа Содержание деятельности Сроки

Подготови -тельный этап *Создать информационно-методическое обеспечение проекта .

*Создать условия для реализации проекта , исходя из поставленных задач.

* Обсудить цели и задачи проекта с родителями .

* Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта . *Сбор информации по теме проекта (совместно с родителями) (Приложение № 1) .

*Подбор и изучение методической литературы по теме проекта .

*Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы, создание презентаций, предметно-развивающей среды по данной теме (совместно с родителями) . *Исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов содержащих сахар (Приложение № 1) . *Посещение детей с родителями продуктового магазина и посмотреть разнообразие продуктов с содержанием сахара (Приложение № 1) .

01.02.17- 04.02.17

* Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности. *Подбор, разработка и составление тематических мероприятий.

Основной этап *Познакомить детей с историей происхожде-ния сахара , с его видами, свойствами.

*Расширить знания детей о сахаре .

*Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки. *Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

*Содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу.

*Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

*Показ презентации «Откуда пришёл сахар , «Какой бывает сахар » . *Просмотр иллюстрации художников. *Показ видеоролика «Производ-ство сахара из сахарной свеклы » . * Беседы : «Вред и польза сахара » ; «Дети, берегите зубы!» ; «Здоровое питание» *Опыты с сахаром (Приложение № 2) : - «Растворяемость сахара » ; - «Гигроскопичность» ; - «Кристаллизация сахара » ; - «Термическая обработка сахара и его изменения » ; - «Сахарное стекло » ; - «Изготовление леденцов» . * Чтение рассказов, сказок, пословиц и поговорок, в которых рассказывается о сахаре , загадывание загадок, разучивание стихов. *Изобразительная деятельность : - техника нетрадиционного рисования сахарным песком «Зима» , «Сладкая снежинка» ; - изготовление цветного сахара и сладостей из него (Приложение № 2) . *Сюжетно-ролевая игра «Магазин» . *Дид. игры «Четвёртый лишний» , «Угадай на вкус» . *Акция «Берегите зубы!» - плакаты, эмблемы (для детей средней и старшей групп ) (Приложение № 4) . *Сочинение сказки на тему «Сладкие истории» (Приложение № 3) и совместные с родителями рисунки, поделки для выставки «Сахарные радости » .

06.02.17– 20.02.17

Заключитель-ный этап *Систематизировать и обобщить материал по данной теме. *Создание альбома «Удивительный сахар » . *Выставка «Сахарные радости » (Приложение № 5) . *Презентация проекта в рамках рабочей проектной группы «Организация проектно -исследовательской деятельности в дошкольном возрасте». 22.02.17

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На протяжении тысяч лет сахар был неизвестен человеку, человек жил и развивался без него. Не вспоминает о сахаре ни одна из старых книг : Коран, Новый Завет, И-Цзин, Книга внутренней медицины Жёлтого императора. Еще 500 лет назад лишь немногие люди знали о сахаре . А сейчас среди всех пищевых добавок сахар имеет наибольшее распространение.

Сегодня сахар – это один из важных ингредиентов самых разнообразных блюд, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков. Его добавляют в какао, кофе и чай. В мороженом, конфетах, кремах и глазури он является главным компонентом. Сахар используется в качестве консерванта в желе и вареньях. Большое значение он имеет и для химической промышленности при производстве лекарственных средств и пластмасс.

Так что же такое сахар ? Давайте разбираться.

На подготовительном этапе родители были осведомлены о важности и значимости данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе . Дети принесли из дома разные виды сахара для оформления развивающего стенда «Сахарные радости » . Составили план мероприятий по реализации проекта .

Детям было дано домашнее задание : исследовать кухню и найти в ней продукты содержащие сахар , посетить с родителями магазин продуктов и посмотреть разнообразие продукции с содержанием сахара . Сбор информации проходил из различных источников (Приложение №1) . В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие продукты содержащие сахар предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также было предложение поучаствовать в выставке «Сахарные радости » , на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей (Приложение № 5) .

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1. История происхождения сахара .

История сахара уходит своими корнями на несколько тысячелетий лет назад в Индию и Китай. Первой определённой датой в истории сахара можно считать 510 год до нашей эры, когда солдаты персидского императора Дариуса увидели сахарный тростник , растущий на берегах Индийских рек. Они назвали его тростником, который производит мёд без пчёл.

А чуть позднее, в 327 год до нашей эры, одним из главных трофеев индийских завоеваний Александра Македонского было сладкое твердое вещество белого цвета. На санскрите оно именовалось «саркара» означает «медоточивый» , «сладкий» . В древности его называли еще «сладкой солью» или «медом, полученным без пчел» . В древние времена, одна из провинций этой страны, Бенгалия, называлась – Страна сахара . Наверное, поэтому именно Индию большинство ученых считают родиной сахара .

Правда есть другая часть исследователей, которые отдают пальму первенства в происхождении сахара существовавшим тысячелетия назад Вавилону и Ассирии. Но установить так это или нет, достаточно сложно, если вообще возможно.

Но как бы там, ни было, из Индии сахар , благодаря индийским и персидским купцам, попал в Египет. В Египте, его тут же попытались применить в лечебных целях, что из этого получилось неизвестно. Зато известно, что сахарную свеклу египтяне выращивали, но исключительно для того что бы… кормить ею рабов. Из Египта сахар попал в Римскую Империю. И оттуда уже началась европейская история сахара .

Правда началась история распространения сахара по Европе не сразу . Лишь через много времени после падения Рима, где они его прятали все это время- история умалчивает, сахар попадает в средневековую Испанию, Германию, Францию.

История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Только при Петре I, попытались наладить его массовое производство. Но дело очень тормозилось. Сырье-то привозить надо было из-за границы, а значит и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы . Вот тут дело и пошло! Сахарные заводы на территории России стали расти как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.

Сегодня сахар непременный атрибут каждого набора продуктов в любой семье, не говоря уже о различных коврижках, ватрушках, пирогах, десертах, шоколаде, тортах, конфетах, …. которые просто невозможно представить без сахара . Вот такая она эта «сладкая» история – история сахара .

На сегодняшний день применение и употребление этого сладкого вещества распространено по всему миру.

2.2. Какой бывает сахар . Сахар выпускается следующих видов : - Тот сахар , который можно найти в каждой семейной сахарнице , специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок . - «Кусковым» называют сахар , спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом» . - Тростниковый сахар из сахарного тростника .

2.3. Физические свойства сахара . Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос нет однозначного ответа по сей день. 1. Сахар может кристаллизоваться. 2. Сахар может растворяться . 3. Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность) . 4. Сахар под воздействием температуры плавится.

2.4. Необычные (магические) свойства сахара .

Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.

2. Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара , он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.

3. Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час . Результат вас будет достойный и удивит вас .

4. Все знают, как сложно смыть мылом машинную смазку с рук. Зато смесью сахара и любого масла это сделать очень просто, разотрите в руках, и смойте водой. Все готово.

5. Гигроскопичность сахара - полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, который вырос в Зимбабве, провел ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные способности сахара . Долго незаживающие раны, обработанные сахаром , успешно заживали. Причина этому гигроскопичность. Сахар впитывает из раны гнойную жидкость, лишая болезнетворных бактерий необходимой для их жизнедеятельности воды, и они погибают.

2.5. Полезные и вредные свойства сахара .

Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение . Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.

Польза :

Лишённый сахара человеческий организм долго не протянет. Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге, улучшает работу головного мозга.

Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина – гормона счастья.

Сахар даёт нам энергию . При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией.

Вместо сахара полезнее пользоваться мёдом или фруктами, которые содержат фруктозу. Фруктоза не задерживается в крови, не вызывает накопления жира и повышения холестерина. Фрукты и ягоды особенно полезны организму благодаря содержанию в них витаминов, органических кислот и минеральных солей. Пчелиный мёд также содержит витамины, органические кислоты, соли, ферменты, белки.

Вред :

Сладкое портит фигуру. Сахар – весьма калорийный продукт, но при этом он не содержит никаких витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Кроме того, часто сахар поступает в организм в сочетании с жиром – в виде тортиков и пирожных, что приводит к ожирению.

Сахар вреден для зубов , он способствует образованию кариеса. Главный виновник дырок в зубах – зубной налёт, микроскопическая плёнка из бактерий, частиц пищи и слюны. Соединяясь с зубным налётом, сахар повышает уровень кислотности во рту. Кислота разъедает зубную эмаль и начинается кариес.

Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета , инфаркта, снижает уровень зрения, приводит к сонливости, аллергии.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Целью нашего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами . Нами была выдвинута гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.

В процессе работы мы узнали историю появления сахара , узнали, что существует несколько видов сахара , какой сахар , зависит от того, из какого растения он получен. Также мы познакомились с некоторыми свойствами сахара , проведя собственные опыты. Оказалось, что сахар может быть как полезен, так и вреден для человеческого организма – во всем должна быть мера, т. е. наша гипотеза подтвердилась.

Все знания, которые я получил, очень интересны.

Я получил большое удовольствие от исследовательского проекта , так как это дает возможность делать что-то интересное самостоятельно!

Перспектива : эта тема была очень интересна. И мне хотелось бы узнать, как люди изготавливают шоколад и шоколадные конфеты.

Список источников :

1. И. Ф. Бугаенко «Сахар » , М.: ООО «Русагро-Сахар » , 2006

2. Й. Валер «Сахар - сладкое искушение » , Санкт-Петербург : Диля, 2009

3. Виды сахара : http://www.zernograd.com/sahar-vidy-sahara 4. Вред и польза сахара : - http://bezvreda.com/sladkaya-zhizn-polza-i-vred-saxara 5. История происхождения сахара : -http://www.histpro.narod.ru/sugar.html - http://vinigretik.ru/istoriya-saxara 6. М. Кановская «Лекарство или яд. Сахар » , М.: АСТ, Сова, 2005 7. Свойства сахара : - http://vcusna.ru/glavnye-svojstva-sahara.html - http://www.babyblog.ru/user/kissme500/3030565 -http://naukaveselo.ru/vkusnyie-opyityi-s-saharom.html

8. Выращивание кристаллов : http://giznyata.ru/




Появление сахара на Руси Сахар – всего лишь заменитель натуральных источников глюкозы (фруктозы). Сахар появился на Руси только в XIII веке, но долгое время оставался недоступным продуктом для народа. Даже на царском столе сахар появился в XVI веке. До этого момента наши предки услаждали себе жизнь другими средствами: мёдом, соком берёзы, липы и клёна. Сахар получил широкое распространение благодаря ярому реформатору, Петру I. Именно он в 1718 году издал указ, в котором московскому купцу Павлу Вестову предписывалось содержать сахарный завод и торговать сладостями.


Интересные факты о сахаре Сахар-рафинад в форме кубиков был изобретён в 1843 году в Чехии. Изобретатель швейцарец Яков Кристоф Рад был управляющим сахарного завода в Дачице. На месте, где находился сахарный завод, сейчас установлен памятник белоснежный куб, символизирующий сахар-рафинад. Поджечь кусочек сахара удастся, если насыпать на место поджига немного пепла, например, табачного, так как он содержит соли лития, катализирующие горение сахарозы. Сахар рафинад (кубик 1см) полностью растворяется в стакане с 60 °C водой в течение сек без перемешивания воды.


Виды сахара В природе известно несколько сотен различных сахаров. Изначально сахар делали только из сахарного тростника. Но в 1747 г. немецкий химик Маргграф обнаружил, что мало кому известный корнеплод содержит сахара не меньше, чем тростник. И если в те давние времена сахарная свёкла содержала около 8% сахара, то уже через 100 лет этот показатель достиг 20-24%. В наше время более 1/3 потребляемого во всём мире сахара изготавливается из сахарной свёклы.


Свекловичный сахар Еще в 1575 году французский ботаник Оливье де Серр пытался привлечь внимание к высокому содержанию сахара в свекле, однако лишь в 1747 году немецкому химику Андреасу Зигисмунду Маргграфу удалось извлечь сахар из сахарной свеклы и сделать его твердым. И только с 1830 года было налажено производство свекловичного сахара, да и цена на этот продукт тоже перестала быть заоблачной.




Состав сахара По своему химическому составу сахар входит в группу углеводов. 100 грамм сахара содержат примерно 394 килокалорий. Все углеводные соединения состоят из одних и тех элементов: углерода, кислорода и водорода. Углеводы образуются в растениях в процессе фотосинтеза. В природе существуют несколько видов углеводов: 1. Моносахариды (моноза). 2. Дисахариды (биоза). 3. Полисахариды (полиоза). Итог: любой углевод – это тот или иной вид сахара.




Кариес Сахар оседает на зубах и увеличивает риск кариеса гораздо больше, чем любой другой продукт. Живущие в ротовой полости любого человека бактерии ферментируют его, выделяя кислоту. Она растворяет эмаль зуба, провоцируя начало кариеса. Вредные кислоты, которые формируются во рту, воздействуют на эмаль зубов не менее 20 минут до того, как они будут нейтрализованы. Если Вы не можете жить без сладостей - употребляйте их в качестве десерта после основного приема пищи. В идеале после любого приема сладкого необходимо тщательно чистить зубы фторосодержащей пастой.


Сердечно-сосудистые заболевания. Связь потребления сахара с заболеваниями сердца была замечена в 20 веке. В классическом исследовании болезней показаны убедительные доказательства того, что увеличение сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и других распространенных заболеваний можно отнести на увеличение потребления сахара и рафинированных углеводов пищи.


Сахарный диабет Одной из причин возникновения сахарного диабета является неправильное питание. Раньше считалось, что содержание сахара в крови напрямую зависит от содержания его в продуктах. В 1990 году появляется «теория о гликемическом индексе». С этого момента гликемический индекс (ГИ), наряду с калорийностью, становится самым модным термином в вопросах здорового образа жизни. Гликемический индекс- это некая переменная, отражающая способность еды повышать уровень сахара в крови, и это автоматически отождествляется с попаданием глюкозы в кровоток.









Приучите вкусовые рецепторы к менее сладкой пище: вместо сладких напитков пейте подкисленную соком клюквы или лимона воду. Ешьте больше фруктов и сладких овощей. Не используйте искусственные подсластители, они не дают организму забыть вкус сахара. Лучше купите натуральный подсластитель ксилит, в нём в 2 раза меньше углеводов и калорий, чем в сахаре.

Что вы первым делом сделали, когда сели на диету? Перестали есть сладкое. И, наверное, сразу заметили изменения, похудели на несколько килограмм. Некоторые даже исключают из рациона сладкие фрукты и овощи, дабы свести уровень сахаров до минимума. Чтобы облегчить нам жизнь без сладкого и немного ее подсластить, современная наука изобрела сахарозаменители, которые содержат значительно меньше калорий и не несут вреда нашему организму? Но так ли это на самом деле? Для меня вопрос актуальный, потому что, глядя по сторонам, я все чаще вижу людей, которые внимательно изучают этикетки продуктов, подсчитывают калории и атакуют в магазинах стеллажи с товарами для диабетиков, не будучи ими, и все равно усиленно набирают лишние килограммы. Так где же кроется истина?

Сахарная история

История появления сахара имеет глубокие корни, которые уходят в Индию. По некоторым данным производство первого сахара началось именно там, еще во времена Римской Империи. Торговое сообщение между Индией и Европой помогло сахару распространиться на территории Египта. В XI-XII вв. сахар впервые появился в России. Однако это был не тот сахар, который мы привыкли видеть сейчас. Это был тростниковый сахар. Свекольный сахар, который мы употребляем в пищу сегодня, появился в России сравнительно недавно, после открытия Петром I «Сахарной палаты» в начале XIII века.

Значит до этого времени люди вполне могли обходится без сахара и скорее всего были намного здоровее и счастливее (хотя на счет счастья не уверена).

Что говорит медицина

Долгое время медицина не уделяла сахару должного внимания. Но тенденции последних лет заставили науку обратить на него свой взор. Сегодня диетологи в один голос заявляют о вреде чрезмерного потребления сахара. Людям страдающим ожирением или сахарным диабетом вообще употребление сахара противопоказано.

Сахар по сути является самым простым и легкоусвояемым углеводом, то есть чистой глюкозой. Это значит, что попадая в наш организм сахар полностью превращается в глюкозу и всасывается в кровь через стенки желудка. Уровень ее в крови резко возрастает и организм посредством печени и ее ферментов (инсулина) превращает эту глюкозу в энергию, необходимую нашему мозгу и организму в целом. Чем больше глюкозы поступает, тем больше печени приходится вырабатывать инсулин. Теперь понятно, что употребляя много сахара вы заставляете свой организм работать на износ, особенно печень. А на нее и без того приходится основная работа по обмену веществ в организме.

Итак, медицина говорит о том, что сахар вреден для здоровья и ведет к развитию некоторых заболеваний:

  • Сахарный диабет 1 и 2 типа
  • Метаболический синдром
  • Атеросклероз
  • Язва желудка
  • Цирроз печени
  • Ожирение

Это не все негативные последствия сахара, но основные. Становится страшно за свое здоровье. И возникает вполне естественный вопрос: так значит нужно вообще исключить сахар из своего рациона, включая сладкие фрукты и овощи и ту же свеклу, из которой производят сахар? Конечно нет! Ведь сахар бывает разный.

Какой бывает сахар

Сахар - это углеводы. Однако, не все углеводы - это сахар. Сахар в нашем организме распадается на 2 составные части - глюкозу и фруктозу - это простые углеводы, которые моментально всасываются в кровь и расходуются на текущие потребности организма в энергии. Однако в семействе сахаров есть и другие члены, которые также являются сахарами. Единственное отличие между ними это то, что некоторые из них имеют энергетическую ценность и повышают уровень сахара крови, а другие нет.

К первым относятся (содержатся в сахаре, сладких фруктах и овощах, молоке):

  • глюкоза
  • фруктоза
  • сахароза
  • лактоза

Эти вещества имеют очень высокий гликемический индекс и поэтому в большом количестве негативно влияют на работу организма. Но не стоит ставить крест на сахаре и ни в коем случае не употреблять фрукты и овощи. Это будет грубейшей ошибкой. В то же время, как чрезмерное употребление сахара нагружает нашу печень, он и помогает печени сопротивляться различным токсическим веществам, которые проходят через печень, как через фильтр нашего организма. Кроме того, если уровень сахара в крови сильно снижен, то это опасно для работы нашего мозга - главного управляющего процессора. Если мозг испытывает голодание, то может перестать правильно работать.

Кроме того фруктозу можно вообще отнести к полезным сахарам. Она содержится во всех фруктах и поступает в наш организм вместе со всевозможными питательными веществами, микроэлементами, витаминами и пищевыми волокнами.

Ко вторым относятся (содержатся в крупах, бобовых, грибах):

  • мальтоза
  • стахиоза
  • галактоза
  • трегалоза

В этом списке тоже есть некоторые исключения. Например мальтоза содержится в солоде и имеет высокий гликемический индекс, вдвое больше, чем сахароза. Другое дело в том, что мальтоза редко встречается в нашем рационе, только у любителей пива.

Сахар и диабет

В детстве я очень любила есть сахарный песок ложками, до тех пор пока мама не напугала меня страшной болезнью «Сахарный диабет». Она говорила мне: «Будешь есть много сахара, заболеешь!». Это подействовало и с тех пор я перестала есть сахар и класть его в чай. Теперь я пила чистый чай вприкуску с конфетами, тортами и вареньем. Но ведь сахар то я не ела, значит совесть моя была чиста.

Конечно, я была тогда слишком маленькой и не понимала, что сахар это не только белый песок и риск заболеть сахарным диабетом у меня был весьма высок.

Сахарный диабет бывает 2-х типов и его возникновение имеет различную этиологию.

Так, диабет I типа развивается чаще всего у детей и молодых людей до 30 лет . Это заболевание развивается быстро и является следствием нарушения эндокринной системы организма. Чаще всего это заболевание врожденное. Оно характеризуется низким содержанием инсулина в крови или его отсутствием. Это несет большую опасность для жизни человека. Медики утверждают, что такой тип диабетической болезни не является наследственным.

Диабет II типа развивается у людей после 45 лет и носит характер приобретенной болезни . В основном им страдают полные и тучные люди с малоподвижным образом жизни и избытком простых сахаров в рационе питания. Диабет II типа характеризуется повышенным содержанием инсулина в крови или его нормой. Такую инсулиновую составляющую в медицине называют относительной недостаточностью. Казалось бы, в чем проблема - инсулина достаточно, значит избыток глюкозы человеку не страшен. Однако, не смотря на то, что инсулин в достатке или даже избытке, клетки организма в связи с нарушением обменных процессов теряют чувствительность к инсулину, поэтому он перестает работать в нужный момент. Таким людям необходимо пожизненно принимать препараты, которые повышают чувствительность клеток к инсулину и позволяют ему усваивать глюкозу.

Теперь вам понятно, что чрезмерное употребление сахара ведет к диабету II типа и именно о нем, говорила мне мама. Именно его нам следует бояться и избегать ситуаций, которые его провоцируют.

Сахарная альтернатива

Конечно жить с диабетом можно, но сложно. Как то нужно питаться. И тут на помощь опять приходит наука. Ученные разработали сахар, который спокойно могут употреблять диабетики и не волноваться за свое здоровье. Сегодня такой сахар имеет различные подвиды. Это радует многих полных людей, которые хотят сбросить лишний вес, продолжая жить сладкой жизнью.

Медовая диета

Заменители сахара в несколько раз слаще самого сахара, но менее калорийны. По сути, все сахарозаменители - это искусственно синтезированные пищевые добавки. Ведутся многочисленные исследования, которые либо доказывают вред этих добавок, либо их опровергают. Но еще пройдут десятки лет, прежде чем человечество узнает правду и не известно сколько из нас останется в живых не земле и насколько мы будет здравствовать.

Среди известных заменителей сахара, которые разрешены в России:

  • Аспартам
  • Сахарин
  • Цикламат
  • Ксилит

Казалось бы, ешь и радуйся, худей и не болей. Ан нет. Мы все же толстеем и болеем не меньше, а то и больше, чем во времена обычного сахара. А почему так происходит, можно понять, если включить простую логику и здравый смысл:

Во-первых, искусственные сахарозаменители выпускаются в форме таблеток и используются для подслащения чая, кофе и напитков. Напитки вы пьете не слишком часто и не слишком много . Чаще мы едим. А что мы едим? Сладости и белый хлеб, где содержится обычный сахар. Но это еще пол беды. Если подсчитать калорийность этой пищи, то чай с сахарозаменителем покажется каплей в море.

Во-вторых, некоторые ученые утверждают, что заменители сахара провоцируют рост аппетита и стараясь сделать себе лучше, заменяя сахар, вы даете организму лишний повод испытывать дикий голод, а значит переедаете.

В-третьих, употребление сахарозаменителей дает вам моральное право не ограничивать себя в количестве пищи. Вам кажется, что сэкономив на сахаре, вы можете позволить себе съесть лишнего, все равно не поправитесь. Однако это большая ошибка и заблуждение. На калорийность пищи влияет не только сахар, то есть углеводы, а также белки и жиры. К слову сказать, жиры в 2 раза калорийнее, чем углеводы.

Вот и получается, что сахар заменять на сахарозаменители не просто бесполезно, но и вредно. Концентрированные заменители раздражают стенки желудка и вызывают язву и различные расстройства пищеварения. К тому же, искусственно синтезированные пищевые добавки потому и называются искусственными, что неестественны для нашего организма, помните об этом.

Передозировка

Наверняка, у вас сложилось впечатление, что сахар - главный ваш враг . Конечно это не так. Сахар нам просто необходим. Другой вопрос о том, какой именно сахар.

Многие сегодня спорят о том, что коричневый сахар намного полезней, чем белый и его можно употреблять в любых количествах. Истина в этом есть. Действительно коричневый сахар, (если он действительно настоящий, а не просто подкрашенный) содержит некоторые микроэлементы, полезные для организма. Но по калорийности он нисколько не уступает свекольному, а иногда даже превосходит его. Поэтому польза коричневого сахара относительна.

Другое дело сахар, который создала для нас природа. Да возьмите ту же свеклу и съешьте ее в сыром виде, в салате, и вы получите именно то количество сахара и полезных питательных веществ, которое вам необходимо и безвредно.

Ученые и диетологи долго не могли договориться о том, какое же количество сахара необходимо человеку в сутки для поддержания жизненно важных процессов организма. И наконец была названа эта доза - около 25 грамм в день, что равно 10-12 кусочкам сахара рафинада. Но не стоит обольщаться. Это количество сахара должно быть общим количеством всех сахаров, которые поступили в ваш организм, включая фрукты и овощи. Конечно, трудно будет подсчитать, какое количество сахара вы съели с яблоком или капустным салатом. Чтобы обезопасить себя от передозировки, постарайтесь вообще исключить использование сахара-рафинада в пище и тогда, за уровень сахара вам беспокоится не стоит.

Соблюдай правила!

Итак, мы выяснили, что сахар нам не только враг, но и друг. И для того, чтобы эта дружба не стала для вас в тягость и не тянула вас в бездну, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Не начинайте прием пищи с сахара

2. Не употребляйте сахара больше, чем 25 гр. в день

3. Получайте сахар преимущественно из овощей и фруктов

4. Ограничьте употребление сахарозаменителей

5. Следите за уровнем сахара в крови

6. Во всем соблюдайте меру

Самые большие любители сладкого - это, конечно, дети и представительницы слабого пола. Но если последние хоть как-то могут взять себя в сильные руки и ограничить употребление сахара, то с детьми намного сложнее. О том, как заставить детей есть больше овощей и фруктов и как сахар влияет на их поведение смотрите в очередной серии фильмов «Вся правда о еде» от канала BBC.

Видео: Большой скачок. Горечь сахара. HD

Про сладкоежек говорят, что у них выработалась зависимость к сладкому. Но возможно ли это? Неопровержимых доказательств нет. Хорошее самочувствие при употреблении сладостей определенно наступает. Происходит это благодаря выработке дофамина и серотонина. Но одних только этих аргументов недостаточно, чтобы причислить сахар даже к самым легким наркотикам.

Употребление сахаросодержащих продуктов оказывает воздействие на работу мозга. Клетки мозга подвергаются химическому влиянию. Если в организм поступит слишком большое количество сахара, мозг даст команду рецепторам, регулирующим аппетит. Проведенные в данной области исследования показали, что мозг людей, любящих сладкое, при их виде проявляет активность, подобную той, что и у людей с другими видами зависимости.

Простые углеводы, попадая в наш организм вместе с пищей, преобразуются в глюкозу, которая и поступает в кровь. Повысить уровень сахара в крови могут не только сладости, но и некоторые фрукты, овощи и другие продукты, с высоким содержанием углеводов. Таким действием обладают и некоторые молочные продукты, высокая усвояемость углеводов в которых обеспечена белками и клетчаткой.

Как известно, от сладкого настроение улучшается. Так как же оно может испортиться по этой же причине? Глюкоза из крови должна переместиться в клетки, и таким «транспортировщиком» служит инсулин. Он вырабатывается поджелудочной железой и приступает к перемещению глюкозы. Как только уровень сахара в крови существенно падает, организм вновь сигнализирует о своих потребностях, вызывая чувство голода и ухудшение настроения.

Некоторые продукты, содержащие углеводы, например, картофель фри, мучные изделия или чипсы при попадании в организм расщепляются на простые сахара. А они, как известно, влияют на уровень сахара в крови. Таким же свойством обладают и такие крахмалы, как белый рис или белая мука. Потому людям, следящим за своим здоровьем, следует уделять внимание не только сладким, но и крахмалистым продуктам.

Если вы осознали, что именно для вас сахар представляет опасность, и решили отказаться от него полностью, либо уменьшить его употребление – делайте это постепенно. Резкий отказ принесет неприятные ощущения, которых можно избежать, шаг за шагом, убирая из рациона сладости. Можно начать с сокращения количества ложек сахара в чае или перестать добавлять его в каши.

Отказаться от сладкого тому, кто не мыслит без него своей жизни, очень трудно. Но можно и не подвергать себя таким истязаниям. Достаточно найти альтернативу, замену любимым сладостям. Можно получать сахар из таких источников, как фрукты и ягоды. Среди них много очень сочных и сладких. Любителям молочной продукции придется по вкусу йогурт, в нем содержится лактоза – молочный сахар.

Помогут справиться с тягой к сладкому продукты, богатые белком и клетчаткой. Поскольку их переваривание занимает достаточно много времени, организм, испытывая сытость, не побуждает употреблять сладости. К пище богатой белками относятся: яйца, куриное мясо, орехи, бобовые, йогурты. К продуктам, содержащим клетчатку, причисляют зерновые, а также различные овощи и фрукты.

Многие, желая избежать вреда от употребления сахара, предпочитают его заменители. Но парадокс в том, что сами заменители ничуть не полезнее сахара. Они не только не отменяют тягу к сладкому, но наоборот, еще больше провоцируют ее. Их даже считают одним из источников появления лишнего веса. Если по каким-то причинам вы хотите отказаться от сахара, то откажитесь и от его заменителей.

Мед однозначно лучше. Но здесь стоит учесть, что мед – это природный сахар и он точно также будет влиять на уровень сахара в крови. Он не менее калориен, но более полезен в плане содержания биологически активных веществ. Поэтому, если перед вами не стоит вопрос похудения, и вы не ограничиваете себя в связи с заболеваниями, такими, как сахарный диабет, то можете употреблять мед вместо сахара, что будет полезнее для здоровья.

Чтобы ограничить употребление сахара, мы исключаем продукты, в составе которых он имеется. Но нередко сахар маскируется под другими названиями. При покупке обратите внимание на следующие ингредиенты: декстроза, глюкоза, сироп солода, патока, нектар агавы, сок тростниковый сгущенный, лактоза, сахароза, меласса. Их присутствие в продукте равно нахождению в нем сахара. Таких продуктов следует избегать.

Исключение сахара из рациона подразумевает больше, чем просто отказ от сладких блюд. Потребуется прослеживать наличие сахара в других продуктах, совсем несладких. Например, сахар входит в состав соусов и заправок, его много в некоторых сортах хлеба. Поэтому нужно внимательно изучать этикетки с описанием продукта, чтобы, если не исключить полностью, то существенно сократить его употребление.

Этот вопрос очень волнует всех любителей сладкого. Отчасти этому утверждению можно доверять, поскольку постоянное употребление сладостей развивает устойчивость к воздействию инсулина. А это в свою очередь повышает риск развития диабета. Чтобы такое заболевание, как сахарный диабет, не превратилось в реальную перспективу, стоит уже сейчас пересмотреть свое отношение к сладостям и сократить поступление сахара в организм.

Абстракт……………………………………………………….2 стр

Введение ……………………………………………………... 5 стр.

Состав молока …………………………..………………… .. 9 стр.

Полезные свойства молока ……………………………… ... 10 стр.

Вред молока ………………………………………………... 12 стр.

Практические опыты с молоком …………………………… 14 стр

Заключение …………………………………………….…… 17 стр

Литература…………………………………………………….18 стр

Приложение………………………………………………… 19 стр

Абстракт

Вот стакан молока, который вы выпиваете перед тем, как пойти в школу, или в школьной столовой во время перемены. Что же особенного в нём? – скажете вы. О пищевой ценности молока уже написано огромное количество статей. Также очень часто обсуждают целесообразность употребление молока взрослыми. Но молоко для детей продолжает оставаться одним из незаменимых продуктов питания. Какая же польза в молоке и стоит ли продолжать его употреблять? А между тем изучению и исследованию молока посвящено очень много работ видных учёных во всех странах мира. Наш выдающийся физиолог академик И. П.Павлов говорил: « Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко» «Пейте дети молоко, будете здоровы»,- гласит пословица. И это действительно так. В чём же секрет этой жидкости

Цель нашего исследования

Задачи исследования:

Гипотеза:

Этапы исследования:

1.

2

3

Практическая значимость : Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей – одна из главных проблем семьи и детского сада. И оно начинается со здорового питания. А молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма. В процессе работы над проектом дети знакомятся с информацией о пользе молока и молочных продуктов, узнают о составе молока. Обращаются к истории употребления молока. Проводили некоторые опыты в домашних условиях. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта . Для самих участников важным и значимым стало осознание того, что мы не только теоретически подтвердили свою гипотезу, но и смогли самостоятельно проводить опыты в домашних условиях

Результаты работы и выводы : мы доказали, что молоко полезно и как у любого продукта есть свои отрицательные стороны.

Молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма. Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте. Проблема правильного питания очень актуальна для школьников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества. Для решения этой задачи наилучшим образом подходит метод проектов, в основе которого лежит определенная проблема - дети школьного возраста не понимают ценность молока, его исключительность и значимость в развитии организма человека.

Объект исследования молоко и молочные продукты

Предмет исследования

: многие дети не любят молоко, они и их родители не понимают значимость молока и молочных продуктов в их развитии. В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).

Введение

История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад, оно на протяжении веков являлось одним из самых распространённых и доступных для человека продуктов питания.

Известно, что молоко - чрезвычайно полезный продукт. В нем содержатся легкоусвояемые микроэлементы, аминокислоты, кальций, фосфор, а кисломолочные продукты являются источником необходимых для пищеварения бактерий. Но будут ли такими полезными молочные продукты, которые продаются в наших магазинах?

В этом году перед нами встал вопрос - выбрать тему для исследования. Нас всегда интересовало что такое молоко, откуда оно пришло,правда ли, что молоко так полезно. Поэтому мы решили исследовать молоко и молочные продукты.

Работая над этой темой, мы поняли, что нам необходимо обратиться к источникам, которые помогут выявить характерные особенности молока, узнать его происхождение и понять плюсы и минусы.

Проведённая исследовательская работа поможет нам обосновать, какую роль в жизни играет этот продукт питания.

Цель нашего исследования – Формирование представления у детей о пользе молока для организма человека

Задачи исследования:

1Привлечь внимание детей к проблеме здорового питания.

2Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;

3Формировать у учащихся исследовательские навыки:

4Развивать умение вести совместную коллективно-творческую деятельность

5 Агитировать учащихся употреблять молоко

Гипотеза: если мы пьем молоко, то будем здоровы?.

Этапы исследования:

1. Подготовительный. Сбор информации и анкетирование о пищевых предпочтениях и подсчет результатов.

2 . Практическая деятельность. Сбор информации и проведение опытов о составе и свойствах молока и молочных продуктов

3 .Создание «говорящей стены» - Молоко – друг или враг, подготовить классный час.

Практическая значимость : Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей – одна из главных проблем семьи и детского сада. И оно начинается со здорового питания. А молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма.

Результаты работы и выводы : мы доказали, что молоко полезно и как у любогопродукта есть свои отрицательные стороны.

Тип проекта : среднесрочный, исследовательский

Предполагаемый результат проекта для детей :

расширять знания детей о молоке; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; развивать инициативность и творчество у детей через продуктивную деятельность; развивать коммуникативные навыки детей, активизировать и обогащать их словарь; формировать у детей привычку и потребность в здоровом образе жизни; вовлечь родителей в образовательную деятельность

Актуальность и выявление проблемы.

Молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма.

Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте. Проблема правильного питания очень актуальна для школьников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества. Для решения этой задачи наилучшим образом подходит метод проектов, в основе которого лежит определенная проблема - дети школьного возраста не понимают ценность молока, его исключительность и значимость в развитии организма человека.

В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом и показать значимость молока и молочных продуктов в развитии растущего организма

Объект исследования молоко и молочные продукты

Предмет исследования – правильное и уместное употребление молочных продуктов.

Обоснование возникшей проблемы : после анкетирования ма поняли,что многие дети не любят молоко и не понимают значимость молока и молочных продуктов в их развитии.

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ литературы и систематизация полученных данных).

2. Практические(анкетирование).

3. Экспериментальные (опыты)

Основная часть

По меткому выражению Ивана Петровича Павлова, «Молоко - это изумительная пища, приготовленная самой природой.»

Первоначально мы собирали информацию о молоке и молочных продуктах с целью выявит что такое молоко, откуда оно пришло, правда ли, что молоко так полезно или может принести вред.

Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока.

Откуда пришло слово «молоко». «Молоко» - это слово имеет похожее звучание. В литовском находим malkas - «молоко», в немецком Milch - «молоко», в английском milk - «молоко». В кельтском melgô - молоко буквально- «то, что выдаивается из вымени». У многих народов его название звучит одинаково: млеко(польское, чешское, хорватское), мляко(болгарское), молоко(украинское, белорусское). Интересно, что первичное значение этого слова – «жидкость».

Для начала изучили состав молока

Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко содержит более двухсот компонентов!

Важнейшими, из них, являются вода, легкоусвояемые белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества, необходимые для обеспечения нормального роста и жизнедеятельности организма человека любого возраста.

Особую ценность представляют белки молока. Белки молока содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются почти полностью (96 %).

Молочный жир, наиболее полноценный из пищевых жиров (усваивается на 95 %).Молочный сахар, благоприятно влияющий на пищеварение (усваивается на 98 %).В молоке содержатся макро- и микроэлементы, участвующие в формировании костной ткани, в восстановлении крови и т. д.

Особенно много в молоке солей кальция и фосфора, находящихся в легкоусвояемой форме и хорошо сбалансированных соотношениях.

Наличие витаминов, ферментов и гормонов также увеличивает ценность молока.

Полезные свойства молока

По страницам литературных источников спокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни». Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой

Что является самой первой пищей, которую потребляет человек, только-только появившись на свет? Конечно же, молоко.

У новорожденного, кем бы он ни был - мальчиком или девочкой, котенком или щенком - до определенного возраста желудок не может переваривать никакой другой пищи. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.

Неудивительно, что с древнейших времен люди по достоинству оценили этот замечательный продукт и стали доить не только коров, но и коз, лошадей,верблюдов, овец.

Врачеватели древности наблюдая за действием молока на организм человека, называли этот чудесный продукт соком жизни, источником здоровья.

Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством. Молоко полезно не только детям, но и всем людям. Ценность молока – ещё и в том что все полезные вещества усваиваются организмом человека практически на 100 процентов! Поэтому чтобы детям правильно развиваться нужно выпивать в день не менее двух стаканов молока. Молоко по праву называют эликсиром красоты. Красавицы античного мира умывались коровьим молоком и были неотразимыми. В молоке есть все полезное чтобы выглядеть красиво. Жир и вода питают кожу. Белки необходимы для укрепления волос и ногтей. Витамин А-для глаз. Витамины группы В-для хорошего цвета лица. Все эти свойства молока используют в современной косметике.
Молоко - признанный чемпион по разнообразию производимых из него продуктов и блюд. Люди научились делать из молока: кефир, простоквашу, кумыс, сыворотку, сметану, творог, сливки, йогурты, сыр, сухое молоко, сгущенку, шоколад, мороженое.

Вывод: молоко необходимо всем людям, чтобы быть здоровыми, красивыми, вкусно питаться, а особенно оно полезно детям - без молока дети плохо растут, часто болеют и быстро утомляются

Вред молока

Изучив имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что молоко может быть не только полезно, но в некоторых случаях и вредно для организма человека.

1) Молоко может принести вред здоровью человека, если его организм не переносит лактозу. Дело в том, что фермент, который расщепляет лактозу, у большинства млекопитающих вырабатывается только в младенческом возрасте, а затем его синтез резко падает. Однако у человека есть особая мутация, позволяющая вырабатывать этот фермент и, следовательно, переваривать молоко даже взрослым.

У некоторых людей этой мутации нет. Лактоза вместо того, чтобы давать человеку энергию, накапливается в кишечнике и перерабатывается кишечной микрофлорой – «бродит». Появляется метеоризм, несварение желудка, тошнота, часто – боли в животе.

Таким людям нужно всего лишь перейти на кисломолочные продукты, в которых лактоза практически отсутствует.

2) Ещё одна причина, по которой молоко может нанести вред - это качество молочной продукции. Большинству горожан доступно только молоко с больших молокозаводов, подвергшееся многократной обработке. О каких-либо биологически активных полезных веществах в таком молоке говорить трудно, и даже содержание витаминов в нем снижено настолько, что иногда витаминные препараты добавляют искусственно. С другой стороны, деревенское парное молоко часто не отвечает элементарным санитарным нормам. Лучшим выбором можно считать молоко от малых производителей и фермерских хозяйств, где, с одной стороны, присутствует санитарный контроль, а с другой – объемы производства небольшие и посредников мало. Однако и такое молоко нужно обязательно кипятить перед употреблением.

3) Чтобы молоко не нанесло вред организму, его нужно правильно употреблять. Молоко не стоит совмещать с другими продуктами в виде напитка. Молоко – это отдельная еда, и его нельзя употреблять с хлебом, сладкой выпечкой, а тем более запивать им еду. В таких случаях можно спровоцировать нарушения и сбои во многих органах и системах организма, так как молоко в сочетании с другими продуктами очень сильно затрудняет пищеварение.

Когда молоко попадает в желудок, под воздействием кислых соков оно сворачивается. Однако, в случае если в желудке на тот момент находится другая пища, частицы молока обволакивают ее и изолируют от желудочного сока. Тем самым, пока не переварится свернувшееся молоко, пища остается необработанной и начнет загнивать, а процесс пищеварения затягивается.

Вывод: причины, по которой молоко может нанести вред - это качество молочной продукции, неправильно употребление и если организм человека не переносит лактозу

Практические опыты с молоком .

Мы решили провести опыты с молоком, чтобы изучить его свойства.

Опыт №1 Изучение свойств молока:

Состояние

Прозрачность

Вывод: Молоко – это непрозрачная, белая, вкусная жидкость, без запаха.

Опыт №2 Изготовление простокваши

В банку с молоком кладём корочку чёрного хлеба

Закрываем крышкой

Ставим в тёплое место на ночь

Через сутки наблюдаем

Пробуем получившийся напиток

Вывод: Молоко имеет свойство сквашиваться, из него получается совершенно другой напиток – простокваша.

Опыт 3 . Чтобы определить качество покупного молока, мы провели следующий опыт.

Для придания молоку густоты в него могут добавить крахмал или муку. Для выявления наличия в молоке «посторонней» примеси проще всего добавить в него несколько капель йода. Молоко с примесью должно посинеть, а чистое молоко - пожелтеть.

Опыт с молоком с примесями. Результат опыта – молоко сине-серого цвета

Опыт с качественным молоком. Результат опыта – молоко желтого цвета

Чтобы выяснить, как нужно правильно хранить молоко, чтоб не нанести вред своему здоровью, мы провели ещё опыты. Опыт 4. Свежее молоко поместили в чистые банки, одну из которых плотно закупорили, а вторую оставили открытой. Быстро испортилось молоко, которое находилось в открытой банке. Это привело нас к выводу о том, что молоко киснет под воздействием воздуха, а точнее - микробов, содержащихся в воздухе.

Опыт 5 Чтобы определить, в каких условиях молоко лучше сохраняется, мы поставили молоко на хранение в следующих условиях: некипячёное при комнатной температуре, некипячёное в холодильнике, кипячёное при комнатной температуре, кипяченое в холодильнике.Вот в каком порядке молоко скисало:1

Некипячёное при комнатной температуре - на 2 день2. Кипячёное при комнатной температуре - на 3 день3. Некипячёное в холодильнике – на 5 день4. Кипяченое в холодильнике – на 7 день

Делаем выводы:

1) Меньше всего хранится некипяченое молоко в комнате, так как микробы, способствующие его скисанию, не были уничтожены при термообработке (кипячении), а комнатная температура – наиболее благоприятные условия для их размножения.

2) Дольше всего хранится кипяченое молоко в холодильнике, так как большая часть микробов была уничтожена при кипячении, а температура воздуха в холодильнике способствует замедлению процессов скисания.


Заключение

1. Молоко полезно для организма человека, однако для того, чтобы оно приносило пользу, необходимо перед приобретением обращать внимание на его качество, соблюдать условия хранения и употреблять отдельно, не смешивая с другими продуктами.

2. Чтобы определить, подходит ли молоко Вам или нет, следует просто прислушиваться к своему организму, быть внимательнее. Если вы, выпив стакан молока, чувствуете себя прекрасно – то пейте его, и будьте здоровы! Если же употребление молока вызывает у вас дискомфорт, то переходите на кисломолочные продукты (кефир, творог), они не менее полезны.

3 Изучив литературу, мы увидели как люди высоко ценили и ценят молоко за его питательные и целебные свойства.

4 Дети в классе после проделанной работы заинтересовались и стали обращать внимание на проблемы здорового питания.

5 Мы с удовольствием проводили опыты и делали выводы

Мы считаем, что употреблять молоко или нет, решать только Вам!

Утверждаем Молоко полезно очень И для взрослых и ребят. Кашу, йогурт и сметану Большой ложкою едят. В молоке полезных много Витаминов и веществ. Пейте молоко парное, Чтобы кариес исчез. Чтобы кости были крепки, Не болела голова. Настроение чтобы было Превеселое всегда. Шлет привет вам всем корова: -Пейте, люди, молоко Будете здоровы!

Список литературы : Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании 2008. Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г.Разговор о правильном питании, методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании 2008. Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании 2008. Рабочая тетрадь Ковалев Н.И. Поваренок. М., Прогресс, 2001. Мурзакаев Ф.Г. Здоровый образ жизни – залог здоровья - Уфа 1987 г. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь- игра. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. Щербаков С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. «Организация проектной деятельности» - Издательство «Учитель» 2009.

Приложение

1. Какие напитки вы любите?

б) компот

г) молоко

в) газированную воду

2. Любите ли вы молоко?

3Чем полезно молоко?

а) укрепляет зубы, кости

б) помогает при бессоннице, нервных стрессах

в) не чем не полезно

г) является пищей для новорождённых детей

4Какие молочные продукты вы знаете?

Северо - Казахстанская область

Тимирязевский район

КГУ « Аксуатская средняя школа»

(секция биологии)

Исполнители: Поздеев Станислав

Озимковский Борис учащиеся 3кл

Аксуатская с.ш.

Северо-Казахстанская область

Тимирязевский район

Руководитель: Проценко Т.В.

Учитель начальных классов.

2015-2016 учебный год



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх