Основные факторы закаливания. Природные факторы закаливания

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

Действие воздуха

Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Дыхание воздухом обеспечивает внешний газообмен - доставку кислорода в организм и выведение из него конечных продуктов окисления - углекислого газа и воды. Чистый атмосферный воздух имеет следующий химический состав: 20,93-20,94% кислорода; 0,03-0,04% углекислого газа и 79,02- 79,04% азота и инертных газов. В воздухе также всегда имеется некоторое количество водяных паров.
Физическое действие воздуха на организм определяется его качественными показателями: теплопроводностью, температурой, влажностью, давлением, движением, освещением, ионизацией. В зависимости от различных соотношений этих показателей изменяется и характер влияния воздуха на организм. Например, действие на организм открытого воздуха при дневном освещении иное, чем в помещении или при сумеречном освещении. Известна также роль ионизации воздуха. Наиболее благоприятное для здоровья соотношение ионов бывает в воздухе открытых местностей после грозы, когда воздух ионизируется атмосферным электричеством, или вблизи быстротекущих рек, водопадов, морского прибоя, где ионизация происходит под действием бурной воды. Подобный же эффект дают фонтаны.

Далеко не безразлично и то, какие примеси содержатся в воздухе. Благоприятное влияние оказывает морской воздух, насыщенный солями натрия, калия, йода и многих других микроэлементов. Широко известно целебное действие воздуха хвойного леса, богато насыщенного фитонцидами. В то же время воздух, насыщенный ароматами цветущих лугов и садов, у некоторых людей вызывает аллергические явления: катаральный насморк, бронхит, экзематозные изменения кожи и др. Бесспорно, вреден воздух вблизи гниющих болот, застойных водоемов, а также загрязненный отходами различных химических производств или дымом, содержащий большое количество пыли, выхлопных газов автомобилей.

Для правильного развития ребенка очень важно, чтобы он мог находиться на открытом воздухе зимой не менее 4-5 часов в сутки и летом весь день. При выборе места для прогулок детей необходимо руководствоваться определенными требованиями. Важно, чтобы участок, где гуляют дети, находился вдали от предприятий и дорог, загрязняющих воздух, а также вдали от мест, опасных в санитарном отношении (больницы, рынки, скотные дворы, свалки, болота и т. п.). Не меньшее значение имеет также наличие или отсутствие шума, резких звуков. Излишняя звуковая насыщенность неблагоприятно отражается на нервнопсихическом развитии детей, является причиной их повышенной нервности, возбудимости, что в конечном итоге ведет к ослаблению защитных сил организма и ухудшению здоровья.

Близость леса или парка значительно улучшает микроклимат участка. Обмен веществ в растениях сопровождается потреблением из воздуха углекислого газа и выделением в окружающее пространство кислорода. Наблюдения гигиенистов, проведенные в различных городах, показали, что в районах, имеющих зеленые насаждения, воздух содержит пыли в 2-3 раза меньше, чем на смежных неозелененных участках. Зелень способствует поддержанию равномерной влажности воздуха, испаряя влагу в сухую погоду и всасывая ее в период дождей, смягчает движение воздуха, ослабляет яркость солнечного света, в жаркую погоду снижает температуру воздуха на 2-3°, поглощает звуковые колебания, уменьшая шум.
Не меньшее значение при организации закаливания имеет соблюдение гигиенических требований воздушного режима в помещениях, где находятся дети. Наблюдениями гигиенистов установлено, что микроклимат помещения во многом определяется его кубатурой. При существующих нормах площади групповых комнат в дошкольных учреждениях, равной 2,5 м2 на одного ребенка, расстояние между полом и потолком должно быть не менее 3 м. В низких помещениях воздух нагревается быстрее, поэтому в условиях жаркого климата высота помещений должна быть больше - 3,5-3,75 м. Как показали исследования, проведенные в основных помещениях детских дошкольных учреждений, содержание Е воздухе углекислого газа и микробов бывает значительно большим при высоте 2,55 м, чем при высоте 3,05 м. Кроме того, проветривание помещений со сниженной высотой в зимнее время сопровождается резким падением температуры воздуха, в то время как в помещениях, высота которых 3,05 м, этого явления не наблюдалось.
В воздухе закрытого помещения, где находятся дети, относительно быстро изменяется благоприятное соотношение аэроионов, повышается количество водяных паров, пыли и газообразных органических веществ, связанных с выделением пота, газов кишечника, в некоторой мере изменяется и химический состав воздуха, так как выдыхаемый воздух насыщен водяными парами и содержит кислорода 15,4%, азота - 79,2%, углекислоте газа - 4,4% (воздух помещения признается вредным, если содержание в нем углекислого газа превышает 0,1%).
Особенное значение придается бактериальной загрязненности воздуха, которая быстро увеличивается от присутствия людей. У каждого человека на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, полости рта имеются различные микроорганизмы, не вызывающие у него заболеваний при благоприятных условиях (поэтому обобщенно их называют сапрофитами). При обычном дыхании и разговоре, а тем более при крике, кашле и чихании эти микробы вместе с мельчайшими капельками слюны выделяются в окружающий воздух, оседают на полу, стенах и различных предметах и все в больших количествах накапливаются в воздухе.
При температуре в комнате +25, +26° бактериальная насыщенность воздуха увеличивается особенно быстро. С каждым вдохом смесь этих микробов от разных детей попадает в дыхательные пути ребенка. При слабых защитных силах организма непривычные для данного ребенка микробы могут вызвать воспалительные явления - катар верхних дыхательных путей, насморк, ангину и т. п. Это является одной из причин заболевания детей при поступлении в новый коллектив.
Поддержание чистоты воздуха в помещении достигается влажной уборкой и систематическим проветриванием. Влажная уборка должна отвечать определенным требованиям. Так, мытье полов горячей водой (температура не ниже 50°) снижает бактериальную загрязненность помещения на 69%, в то время как мытье полов теплой водой - только на 8,8%. Проветривание проводится несколько раз в сутки.
Применяют три способа проветривания: одностороннее, когда обеспечивается доступ свежего воздуха с одной стороны комнаты; угловое-когда воздух проходит через проемы в смежных стенах, и сквозное, когда воздух проходит через проемы в противоположных стенах. Это наиболее эффективный способ, так как при нем за короткое время происходит многократная смена воздуха. На время сквозного проветривания ребенка надо вынести из помещения или отгородить его от потока холодного воздуха (например, ребенка, находящегося в кровати, поверх,спинок кровати накрывают большой простыней, образуя подобие шатра).
Скорость обмена воздуха при проветривании во многом определяется разностью температуры внутри и вне помещения. В жаркое время года обмен воздуха замедляется ввиду уменьшения разности температур, в этих условиях особенно полезно постоянно держать открытыми окна и периодически открывать противоположные фрамуги или дверь. Практикуемое в некоторых семьях и даже в детских учреждениях затягивание окон и форточек марлей для защиты от мух и комаров создает значительные препятствия проветриванию. Как показали специальные исследования, бактериальная загрязненность воздуха в помещении после проветривания через марлю почти не изменяется.
В осенне-зимнее время ввиду большой разницы температуры внутри и вне помещения обмен воздуха осуществляется значительно быстрее. Для поддержания необходимой температуры помещения проветривание производят кратковременно и несколько раз в день. Проветривание через фрамугу способствует согреванию холодного воздуха, который створками фрамуги направляется сначала к потолку, а затем опускается вниз. Форточки тоже должны устраиваться в верхней части окна. При кратковременном проветривании свежий холодный воздух, заполнивший помещение, быстро нагревается от стен, потолка и пола, а также от предметов, находящихся в помещении.
Помимо очищения воздуха, проветривание используется и для поддержания температурного режима в помещении. Для измерения температуры воздуха термометр обычно укрепляют где-либо на внутренней стене на уровне глаз взрослого человека. Однако нельзя забывать о том, что не всегда температура воздуха в помещении бывает равномерной. Если пол в комнате холодный, входные двери не утеплены или неплотно закрываются, то вблизи пола воздух может быть холоднее, чем на уровне роста взрослого, и тем более у потолка. Теплый воздух от отопительных приборов устремляется вверх, поэтому отопительные приборы располагают внизу, у плинтусов, по наружной (холодной) стене комнаты.
При организации закаливания воздухом в помещении необходимо помнить, что действие воздуха одной и той же температуры неодинаково воспринимается организмом в разные сезоны года. Зимой, когда стены помещения холодные, они постоянно поглощают тепло, а летом теплые стены помещения сами излучают тепло, поэтому потери тепла организмом в зимнее время больше, чем летом при одинаковой температуре воздуха. Это обстоятельство необходимо учитывать при подборе одежды и организации закаливания. Практические рекомендации будут даны в соответствующих главах.
Влажность воздуха имеет определенное значение. Лучше всего воспринимается относительная влажность воздуха в пределах 40-60%. Меньшая влажность воздуха вызывает сухость слизистых покровов и кожи, неприятные ощущения в горле. Большая влажность также неприятна, вызывает ощущение сырости, нарушает процессы теплообмена в организме. При большой влажности и высокой температуре воздуха затрудняется отдача тепла организмом, в результате может быстро наступить перегревание; движение воздуха (ветер) при этом мало помогает. При той же большой влажности, но при низкой температуре воздуха значительно увеличивается отдача тепла организмом, человек быстро зябнет, а ветер еще более усиливает охлаждающее действие влажного и прохладного воздуха.
Отдача тепла организмом, находящимся в окружении сухого воздуха, значительно снижена, особенно она затруднена при высокой температуре воздуха, тогда и ветер не облегчает теплоотдачу, а лишь усиливает перегревание и потерю воды организмом. Но при малой влажности и низкой температуре воздуха без ветра (который вызывает постоянную смену околокожного слоя воздуха), благодаря замедленному переходу тепла в окружающий воздух человек легче переносит морозы.
Действие воздуха на организм человека не ограничивается приведенными примерами. Несомненно, имеет значение ионный состав атмосферы, интенсивность космической радиации, насыщенность воздуха различными электромагнитными и звуковыми колебаниями.

Действие воды

Действие воды воспринимается нервными окончаниями, находящимися в кожных покровах. Человек испытывает на себе действие воды, так же как и действие воздуха, с первого дня рождения.
Смачивание какого-либо участка тела водой сопровождается увеличением отдачи тепла с этого участка тела, вызванным испарением воды. Испарение усиливает охлаждающее действие воды, вызывая более резкие и длительные изменения в организме.
В отличие от воздуха вода обладает большой способностью поглощать и проводить тепло - теплоемкостью и теплопроводностью. Коэффициент теплопроводности воды почти в 30 раз превышает коэффициент теплопроводности воздуха. Поэтому уравнивание температуры кожных покровов и соприкасающейся с ними воды происходит гораздо быстрее, чем уравнивание температуры кожных покровов и соприкасающегося с ними слоя воздуха.
Действие воды обусловлено еще и давлением общей массы ее на поверхности тела, что заметно сказывается при купании, особенно при сильном течении или прибое. Во время купания в водоеме, где нет течения, или даже в ванне ощущается выталкивающая сила воды. Давление отдельных тонких струй воды (душ) оказывает массирующее действие на кожу.
Вода способствует набуханию поверхностных клеток кожи и ускоряет их отторжение. Под влиянием воды смывается также защитный слой кожного сала. Вместе с поверхностными клетками эпидермиса и кожным салом с покровов тела удаляются бактерии, пот, пыль и грязь, кожные поры очищаются, улучшаются условия для кожного дыхания. Содержащиеся в воде растворимые соли и газы через кожу оказывают существенное влияние на весь организм. Эти свойства используются для лечения ваннами. Применяя воду для гигиенических, лечебных или закаливающих целей, особенно важно проследить, чтобы она была очищена от бактерий, в противном случае она сама может стать источником заражения не только кожных покровов, но и всего организма в целом. Соблюдение этих гигиенических требований обязательно при организации бассейнов в дошкольных учреждениях, которые используются для обучения детей плаванию наряду с закаливанием. Как известно, очищение воды от болезнетворных микробов в естественных условиях происходит под влиянием воздуха и солнца. Специальные исследования подтверждают достаточную для наружного применения чистоту воды в проточных и хорошо освещенных солнцем водоемах, в артезианских, глубоких колодцах. Вода искусственных бассейнов, как и водопроводная, очищается от бактерий путем хлорирования. К сожалению, это необходимость. Дополнительное обеззараживание воды, при купании ребёнка в ванне, не нужно.

Солнечная радиация

Солнечная радиация. Лучистая энергия солнца представляет собой смесь световых лучей (электромагнитных колебаний), имеющих различную длину волны и частоту колебаний. Средняя часть солнечного спектра -от красной до фиолетовой - представляет собой воспринимаемые человеческим глазом видимые лучи. За пределами видимой части спектра находятся невидимые лучи - инфракрасные и ультрафиолетовые. Физиологическое действие солнечных лучей на организм наиболее сильно по сравнению с другими природными факторами закаливания. Наибольшей физиологической активностью обладают ультрафиолетовые лучи, в то время как инфракрасные лучи биологически менее активны.
Интенсивность солнечной радиации зависит от ее направления и концентрации. Слой атмосферы задерживает и рассеивает солнечные лучи, поэтому их действие слабее в утренние и вечерние часы, когда лучи проходят слой атмосферы в косом направлении, и наиболее сильно в полдень, когда солнце в зените и лучи падают на землю отвесно.
Различают прямые солнечные лучи, беспрепятственно падающие на земную поверхность, и рассеянные, проникающие через неплотные естественные или искусственные преграды - тонкий слой облаков, кроны деревьев, занавеси, решетки. Рассеивание лучей ослабляет их действие. Еще меньшую силу влияния имеют отраженные солнечные лучи, если они не концентрируются в одной точке. Отраженные и рассеянные солнечные лучи представляют собой дневной свет.

Что собой являет закаливание – каждый из вас наверняка знает. Но, как правило, большинство людей владеет неполной информацией о этом оздоровительном ритуале, в следствии чего и держатся от него подальше. И в этой статье я постараюсь полностью и максимально понятным языком раскрыть вам всю сущность закаливания, употребляя при этом примеры из своей жизни и жизни знакомых мне людей.

Закаливание организма против ОРВИ

Закаливание организма – это очень эффективный метод, который позволит вам сохранить и укрепить свое здоровье. Особенно он актуален в наше время. Обратите внимание на то, насколько чаще люди начали болеть острыми респираторными вирусными заболеваниями (ОРВИ). Это прежде всего – простуда, грипп, бронхит и др. При чем, картину учащения данных заболеваний можно проследить как в своей жизни, так и в жизни окружающих вас людей.

И возникает вопрос: а с чем связана такая ситуация, почему раньше болели меньше? Причин несколько:

  • Люди все больше и больше принимают различных антибиотиков, начиная с самого раннего детства. Если ребенок только раз кашлянул, родители тут же дают ему таблетку или лекарство, пытаясь помочь. Но не стоит забывать, что в таком случае в проигрыше остается иммунная система, которая как сама сразу не может противостоять некоторым вирусам и инфекциям, так и не научится. А зачем? – Ведь все за нее сделают антибиотики. Как следствие, у многих детей иммунная система ослаблена, а это прямая дорога к различным заболеваниям.
  • Использование в питании очень большого количества аллергенов, с которыми наш иммунитет вынужден бороться. Эта борьба ослабляет его еще больше.
  • Потепление климата также сказывается на распространении различных заболеваний. Чем теплее становится среда, тем комфортнее условия для обитания в ней для вирусов и бактерий.
  • Снижение активности человека также отрицательно сказывается на его иммунной защите. Большинство людей отказываются от занятий спортом, активного отдыха, предпочитая вместо них телевизор, компьютер. Чем меньше физические нагрузки на организм, тем ниже его выносливость, противодействие вирусам и инфекциям.
  • И конечно же немаловажную роль играет психологическая составляющая. Если охарактеризовать время, в котором мы живем двумя словами, то ими будут: «суета» и «депрессия». Ведь на самом деле, жизнь современного человека наполнена стрессами, переживаниями, которые выжимают из нас много «соков». А в подавленном состоянии противостояние вирусам и инфекциям – на порядок ниже.

Как видим, причин учащенности вирусных заболеваний много, но есть ли способ, как обезопасить себя от них? – Да, выход есть всегда. В данном случае их даже два.

Первый способ – это употребление все тех же антибиотиков. Именно так и поступает большинство людей. Этот способ работает, но эффективность его становится все ниже и ниже. Дело в том, что вирусные инфекции обладают способностью адаптироваться к новой среде обитания. И если месяц назад вы вылечились с помощью лекарств, то нет гарантии, что они вам помогут в аналогичной ситуации уже сегодня. Этот способ предусматривает принятие новых препаратов (некие эксперименты с собой), а это окажет отрицательное влияние на печень почки. Ведь вся суть лекарств сводится к следующему принципу: один орган лечат, другому – вредят.

Второй вариант – это развитие собственной иммунной системы путем закаливания организма. О нем мы будем говорить ниже. Сейчас лишь замечу, что этот способ не действует мгновенно, требует усилий и действий человека, но в то же время – это наиболее эффективный способ укрепить свое здоровье!
Основные принципы закаливания

Основа закаливания организма – это использование следующих естественных природных факторов: воздух, вода и солнечный свет.

Как и любое дело, закаливание имеет свои правила. Давайте ознакомимся с ними:

  • Процедуры закаливания необходимо проводить регулярно 1-2 раза ежедневно.
  • Температуру воды и воздуха необходимо снижать постепенно.
  • Также постепенно следует увеличивать время воздействия на тело этих природных факторов.
  • Если вы заболели (легка форма, например простуда), то закаливание не нужно прерывать. Но при этом стоит немного повысить температуру воды и уменьшить время процедур.
  • Если же ваша болезнь серьезная, то закаливание можно прекратить до момента выздоровления. Перерыв этот не должен превышать неделю. Если же он затянулся дольше, то после выздоровления нужно будет начинать закаливаться с нуля.
  • Закаливание детей должно проходить под контролем взрослых.

Закаливание для здоровья человека

Как видим, в основе закаливания организма лежит принцип регулярности. Почему же регулярность процедур настолько важна? – Дело в том, что защитные механизмы нашего организма укрепляются только в том случае, если раздражительные факторы (холодный воздух, вода, солнечные лучи) действуют постоянно. И если мы сделаем паузу в наших оздоровительных процедурах, то у организма отпадет необходимость адаптироваться к условиям, что искусственно нами создавались во время закаливания.

Таким образом, ежедневное обливание водой, температура которой всего на 5˚ С ниже температуры нашего тела – намного эффективнее и полезнее, чем обливание водой, которая холоднее на 10˚ С нашего тела, что производится через день.

После прочтения данной статьи вы будете знать о закаливании все необходимое, что позволит вам приступить непосредственно к оздоровительным процедурам, если вы этого до сих пор не сделали. Главное же – эффективность ваших действий будет очень высока и результаты не заставят себя долго ждать!

Закаливание организма водой

Закаливание водой – один из наиболее эффективных видов оздоровительных процедур. Именно с ним у многих вообще ассоциируется понятие закаливание организма. Но далеко не каждый знает, как нужно правильно проводить обливание водой, чтоб получить от этого только положительный эффект. Особенно это касается новичков, которые делают это впервые.

Наиболее оптимальный вариант старта закаливания водой – это обтирание кожи тела влажной варежкой, которая изготовлена из махровой ткани. Начинать данную процедуру стоит с применением воды не очень низкой температуры. Наиболее оптимальный вариант – это 30-34˚ С. В течении следующих нескольких недель нужно понижать температуру воды на 2-4˚ С.

Само же обтирание нужно проводить в следующей последовательности: сначала обтираем руки (двигаемся от кончиков пальцев до плеч), затем – грудь и живот (круговые движения по часовой стрелке), далее обтираем спину (начинаем со средины позвоночника и в направлении к подмышкам) и напоследок – ноги (двигаемся с низу вверх, начиная со стоп). Каждое свое движение нужно повторить всего 2-3 раза. Общее же время процедуры должно составлять не более пяти минут.

После истечения двух-четырех недель регулярных обтираний можно приступать к следующему этапу – обливанию водой. Еще раз акцентирую ваше внимание на том, что не нужно сразу же обливаться ледяной водой! Такая инициатива может привести к тому, что вы просто заболеете и на всегда забьете на закаливание, считая его неэффективным. Начинать обливания следует водой, температура которой чуть ниже от температуры тела (на 2-4˚ С).

Постепенно можно снижать температуру воды. Такое снижение стоит проводить не чаще одного раза в две недели и оно не должно превышать 3-4˚ С. Продолжительность водных процедур также стоит постепенно увеличивать: начинаем с 5 минут и доходим до 15. Только в таком случае закаливание водой будет положительно влиять на состояние вашего здоровья!

После каждого обливания необходимо растирать кожу тела полотенцем до ее легкого покраснения. Если перед процедурой ваши ноги или руки холодные, то их стоить предварительно разогреть. Также следите за температурой воздуха, она не должна быть ниже 16-18˚ С. Это не только позволит вам чувствовать себя более комфортно, но и убережет вас от так званого эффекта «гусиной кожи».

Закаливание организма воздухом

Прием воздушных ванн – полезен абсолютно в любом возрасте. Тело человека имеет множество защитных механизмов, большое количество которых содержится как раз в коже. Если же постоянно кутать ее постоянно еще с самого детства, то это лишит возможности защитным механизмам развиваться и делать свою работу. Как результат – человек может заболеть даже от легкого ветерка (в народе говорят «продуло»).

Поэтому не нужно одевать на себя сто одежек, особенно весной, летом, в начале осени – тело должно дышать (в своей статье о пользе утренней пробежки я уже упоминал об этом)!

Итак, как же принимать воздушные ванны? – Здесь есть два варианта, из которых вы наверняка сможете выбрать тот, который вас устроит:

  • Воздушные ванны в помещении . Проводятся в помещениях путем создания потока воздуха, так называемого «сквозняка». Температура в помещении должна быть не ниже +20˚ С. Поток воздуха должен быть несильным – отрегулировать его можно при помощи степени открытия окон или дверей.
  • Воздушные ванны на природе . Для этого вам необходимо найти приподнятую местность, которая хорошо продувается ветром. Это, может быть, как поляна, так и посадка с небольшим количеством деревьев.

Температуру воздуха постепенно нужно понижать. Достигнуть это можно путем изменения времени проведения процедур на более раннее, когда воздух более прохладен. Продолжительность воздушной ванны в помещении должна быть 5-20 минут (начинаем с пяти минут и постепенно увеличиваем время). Длительность воздушной ванны на природе должна составлять от одного часа.

Если закаливание воздухом проводится зимой или поздней осенью, то желательно совмещать его с занятием спортом (бег, лыжи или же спортивная ходьба). Это не только позволит избежать переохлаждения тела, но и будет способствовать укреплению вашего здоровья!

Закаливание организма солнцем

Закаливание солнцем – наиболее популярен вид оздоровительных процедур. Может, потому, что он не требует от нас каких-то усилий и может полноценно сочетаться с отдыхом. Наверное, никто не откажется от предложения пойти на пляж и понежится на солнышке в летнюю пору! Но есть несколько правил, выполнение которых сделает солнце нашим надежным другом, а невыполнение – врагом.

Итак, вот эти правила :

  • Принимать солнечные ванны желательно в периоды времени с 8 до 12 и с 16 до 19 часов.
  • Продолжительность солнечных оздоровительных процедур должна возрастать постепенно: начиная с 15 минут и доводя до двух-трех часов (но при условии каждый час делать перерыв на 10 минут).
  • Прием пищи желательно производить за час-полтора до закаливания. Такой же временный интервал нужно соблюдать и после завершения процедуры.
  • Во время пребывания на солнце обязательно одевать головной убор, чтоб предотвратить солнечному удару.

Выполнение этих простых правил позволит вам основательно укрепить свой иммунитет, а также обзавестись бронзовым оттенком кожи, что выглядит весьма привлекательно!

Закаливание организма – это система действий с использованием таких природных факторов, как вода, воздух и солнце, которая направлена на укрепление иммунной системы, улучшения состояния здоровья, а также самочувствия. Сделав оздоровительные процедуры привычкой, вы кардинальным образом измените свою жизнь к лучшему!

Закаливание – это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Закаливание предполагает намеренное использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды.

При закаливании повышается неспецифический иммунитет.

Виды закаливания:

    Пассивное – проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается.

    Активное – систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.).

Закаливание может быть общим или местным . При общем закаливании температурный раздражитель действует на всю поверхность тела, например при солнечных ваннах, купании, душе, обливании. При местном закаливании температурному воздействию подвергается лишь ограниченный участок поверхности тела, например ножные ванны, обтирание шеи и т. д. Оно используется для закаливания наиболее холодоуязвимых участков тела или когда общее закаливание невозможно по каким-либо причинам.

Формы закаливания могут быть различными. Энергию солнечных лучей и воздух используют в форме ванн – солнечных, воздушных, световоздушных; они могут быть общими и местными. Вода используется в форме влажных укутываний, обтираний, обмываний, обливаний, ванн, душей, купаний. Эффективными формами закаливания являются хождение босиком, особенно после дождей и по росе, а также банная процедура.

Выбор формы закаливания зависит от возраста, пола, состояния здоровья и уровня физического развития, чувствительности к холоду и т. п.

Факторы закаливания:

Основными принципами закаливания являются:

    систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов);

    постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;

    проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

    учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка;

    возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

Специальные закаливающие процедуры

Солнечные ванны

При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность. Нельзя злоупотреблять солнечными лучами.

Правила:

    Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Нельзя их принимать натощак.

    Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Не следует для этого использовать резиновые плавательные шапочки или туго обвязывать ее полотенцем; это затруднит теплоотдачу с головы и создаст угрозу перегревания.

    Солнечные ванны лучше принимать в движении – ходьбе, работе в саду или огороде, гребле на лодках и т. п. Это облегчит работу механизмов терморегуляции.

    Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей со слабо пигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить.

    Необходим контроль за самочувствием детей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких детей нужно немедленно перевести в тень и дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность ванн для них следует ограничивать.

    Показателем эффективности солнечных ванн служит самочувствие ребенка. Если он с удовольствием идет на солнце, если он бодр и жизнерадостен; с аппетитом ест и хорошо спит, то это значит, что солнечные лучи пошли ему на пользу.

Оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы: в южных районах – от 7 до 10, в средней полосе – от 8 до 11, в северных районах – от 9 до 12 часов. Главным условием их эффективности является дозирование. Для адаптации организма к солнечным лучам целесообразно первые 2-3 дня находится в тени в обнаженном виде. После этого можно принимать солнечные ванны.

При определении длительности солнечной ванны для здоровых, физически развитых школьников можно руководствоваться следующим правилом: длительность первой ванны – 5 мин, второй – 10, третьей – 15 и т. д. Общая продолжительность непрерывной солнечной ванны не должна превышать 1 час. Для детей с ослабленным здоровьем, перенесших длительные и тяжелые заболевания, с повышенной чувствительностью к солнечным лучам рекомендуются вначале местные солнечные ванны. В первый день воздействию солнечных лучей подвергаются только стопы: длительность ванны – 5 мин. Во второй день стопы находятся под солнцем уже 10 минут, а голени – 5. В дальнейшем порядок выглядит так: 3-й день: стопы- 15, голени – 10, бедра – 5; 6-й день: стопы – 30, голени – 25, бедра – 20, живот – 15, грудь – 10, спина – 5 мин. Последовательное увеличение времени действия солнечных лучей на различные участки кожной поверхности исключает возникновение отрицательных явлений.

Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными лучами может вызвать нарушения в организме – солнечный и тепловой удары, ожоги и т.п.

Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: острые инфекционные заболевания, обострения хронических неинфекционных заболеваний, декомпенсированные пороки сердца, онкологические заболевания, истощение, психические заболевания, фотодерматозы и др.

Воздушные ванны

Применение воздушных ванн требует выполнения определенных правил:

    Они принимаются не позже чем за 1 час до и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак.

    Воздушные ванны можно принимать практически в любое время; оптимальным является время от 8 до 18 часов.

    Место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра.

    Во время воздушных ванн необходим контроль за самочувствием детей. Сигналами их неблагоприятного влияния на организм являются: при теплых воздушных ваннах – резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при холодных и прохладных – «гусиная» кожа и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.

Водные процедуры

Закаливание носоглотки

Носоглотка – одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). Не следует укутывать шею шарфами. В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренним поверхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет обтекать его и нагреваться; это исключит охлаждение миндалин и горла.

Обливание стоп

Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания – 25-30 сек. Температура воды вначале 28-27 градусов, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса; конечная температура не должна быть ниже 10 градусов Цельсия. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуют проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Ножные ванны

Ноги погружают в таз с водой. Начальная температура воды – 30-28 градусов, конечная – 15-13 градусов; она снижается через каждые 10 дней на 1-2 градуса. Длительность первых ванн – не более 1 минуты, а в конце – до 5 минут; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Контрастные ножные ванны

В один таз наливают горячую (38-40 градусов), а в другое – холодную (30-32 градуса) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5-2 минуты, а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5-10 секунд. Такую смену произвести 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2 градуса и к концу курса закаливания доводят до 15-12 градусов. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 секунд. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8-10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.

Хождение босиком

Хождение босиком рекомендуется для школьников поздней весной, летом и ранней осенью. Его длительность зависит от температуры земли. Особенно оно полезно по росе и после дождей, по воде. Кроме закаливающего эффекта ходьба босиком тренирует мышцы стопы, поддерживающие продольный и поперечный своды стопы.

Обтирание

Оно проводится махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании – от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру и т. д.). Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность всей процедуры – от 1 до 2 минут. Температура воды снижается на 1-2 градуса через каждые 10 дней. Для младших школьников начальная температура зимой 32-30 градусов, летом – 28-26, конечная температура соответственно 22-20 и 18-16 градусов Цельсия. Для школьников среднего и старшего возраста зимой она равняется 30-28, летом – 26-24 градуса; конечная соответственно 20-18 и 16-14 градусов Цельсия. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой – в помещении, летом на открытом воздухе (при открытых окнах).

Обливание туловища

Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20-25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30 градусов, летом – не ниже 28 градусов, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18 градусов. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов начальная температура воды зимой 28 градусов, а летом – 24 градуса, конечная соответственно 20 и 15 градусов. Общая длительность процедуры – 60-90 секунд. После обливания надо насухо вытереть тело. Для детей ослабленных или перенесших тяжелое заболевание, для подростков в период полового созревания рекомендуется обливание заменить обтиранием.

Купание в открытых водоемах

Очень эффективное средство закаливания (и укрепления здоровья), так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода. Его преимущество еще и в том, что оно предполагает овладение школьниками жизненно важным умением плавать.

При купании надо соблюдать следующие правила:

    Обеспечить безопасность детей. Место купания должно быть с ровным и чистым дном, без камней и коряг, без ям и водоворотов, со спокойным, медленным течением. Нельзя разрешать нырять в водоемах с непроверенным дном. Во время купания необходим строгий контроль за детьми со стороны старших; один из них должен быть в воде с детьми. Место купания должно быть четко размечено; не разрешать заплывать за его пределы. Необходимо наличие и готовность спасательных средств. Перед купанием необходим инструктаж детей о правилах поведения на воде.

    Купаться можно не раньше чем через 1-1,5 часа после еды и не позже чем за 1 час до нее. Нельзя купаться натощак.

    Купание лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успеет прогреться.

    Во время купания необходим контроль за самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения – бледность и синюшность кожи, «гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь – немедленно прекратить купание, вывести детей из воды и организовать для них энергичные физические упражнения для разогревания. В случае очень сильного охлаждения наряду с физическими упражнениями рекомендуется горячее питье и теплая одежда.

    Нельзя разрешать школьникам входить в воду потными и разгоряченными. Нужно дать время им остыть и только потом входить в воду. Если ребенок озяб, то перед купанием при помощи физических упражнений и игр его нужно разогреть и только тогда разрешить входить в воду.

    После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени.

    При определении длительности купания надо учитывать температуру воды и воздуха. Можно дозировать купание по теплопотерям. Этот метод более приемлем, так как позволяет расширить границы купального сезона.


19
Содержание
1. ЗАКАЛИВАНИЕ
1.1.Основные факторы закаливания.
1.1.1.Среда.
1.1.2.Ребёнок.
1.1.3.Врач.
1.1.4. Родители.
1.2.Основные принципы закаливания.
1. 3.Средства и методызакаливания
2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
2.1.Обливание водой.
2.2.Купания.
2.3. Дети и баня.
2.4. Интенсивный метод закаливания высокими температурами.
2.5.Организация закаливания
Литература.
1.ЗАКАЛИВАНИЕ
Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реаги-рующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.
Закаливание -- это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.
Вчитайтесь в это определение и попробуйте разложить его на несколько составных:
Закаливание -- это система мероприятий. Вернее, зака-ливание -- это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей можно только вместе -- дома, в детском саду, в школе.
Механизмы защиты и компенсации генетически предо-пределены. Это значит, что есть люди изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то мы никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, незакаленные и ранее не закаливаемые дети.
Если у ребенка в генеалогии есть диабет, ревматизм, сер-дечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны ин-тенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).
* Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-
то нужно только поддерживать определенный уровень
здоровья, а кому-то повышать данный уровень. Поэтому
закаливание для каждого индивидуально, его нужно
проводить только в семье, а в детском учреждении можно
выбирать только те методы и методики, которые абсолют-
но безвредны для всех.
Закаленный человек -- это тот, кто довольно спокойно физиологично переносит все колебания внешней среды.
Гомеостаз -- это постоянство внутренней среды организ-ма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и другие показатели деятельности внутренних органов). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе температурных колебаниях, не происходит серьезных сдвигов в деятельности внут-ренних органов, т. е. он не болеет.
Закаливая часто болеющего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.
Современные экологические катастрофы постоянно напомина-ют нам о необходимости тренировки адаптационных механизмов, особенно у часто болеющих детей с нестабильным гомеостазом.
Принципиальная схема закаливания детей
Факторы закаливания
Тепло, холод; механические и другие раздражители
Средства закаливания
Воздух, вода, солнце
Механизмы закаливания (какие системы организ-ма участвуют)
Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовид-ной железы и др.
Корковые отделы центральной нервной системы. Подкорковые от-делы нервной системы. Нейроэндокринная система (щитовидная железа, надпочечники)
Внешнее проявление спе-циальной закаливающей процедуры
Сосудисто-двигательная реакция:
I фаза -- вазоконстрикция (сужение сосудов),
II фаза -- вазодилятация (расширение сосудов)
III фаза -- паретическая (нежелательная)
Результат закаливания
Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при ох-лаждении, теплоотдача при перегревании)
Морфофункциональные проявления закаливания
Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижнос-ти нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивос-ти. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхатель-ной систем
Положительная динамика клинических проявлений
Компенсация и нормализация функционального состояния орга-низма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение частоты острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уров-ня физической подготовленности
Данная схема дает возможность сориентироваться при выбо-ре средства и метода закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с со-стоянием здоровья ребенка.
Так, при слабости со стороны центральной нервной систе-мы не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.
Своеобразный метод проверки такой: если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предполагать, что это оттого, что его плохо закаливают зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок летом часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д., его кожные рецепторы действуют, а все системы терморегуляции тренируются. Если же ребенок болеет и летом, и зимой, в данном случае нужно проявить гораздо боль-ше внимания и терпения и не надеяться на то, что все проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды.
Порозовение кожи, свидетельствующее о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют дать назначение об усилении закаливающей нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).
1.1.Основные факторы закаливания.
Структура схемы закаливания в настоящий момент состоит из четырех основных факторов:
среда, окружающая ребенка;
сам ребенок;
врач, дающий рекомендации;
родители и воспитатели -- исполнители всех назначений. Рассмотрим отдельно каждый фактор.
1.1.1.Среда.
частая смена метеоусловий;
изменение климата;
монотонность температурных условий, плохой микро-климат помещений;
постоянное ухудшение экологической ситуации -- все это требует тренировки адаптационных механизмов;
рост требований к социальной адаптации. (Тренировка механизмов закаливания улучшает социальную адап-тацию.)
1.1.2.Ребёнок.
Общие особенности терморегуляции в детском возрасте:
На основании этих данных очевидно, что ребенок имеет больше оснований для переохлаждения:
-- незрелость всех систем, отсюда боязнь « перегнуть палку», т. е. специальное закаливание требует осторожности;
«гусиная» кожа, помогающая уменьшить поверхность теплоотдачи, имеет место только с 2--2,5 лет, поэтому ребенок быстро переохлаждается;
потоотделение у детей раннего возраста бывает даже при
охлаждении;
бурая жировая ткань, обладающая теплопроводимостью, содержится между лопатками, поэтому при любом дефиците массы (у недоношенных, морфологически незрелых) нарушена теплопродукция;
до 6 мес. ребенок легко принимает температуру окружающей среды;
невнимание к движениям, закутывание, утяжеление одежды ведут к невозможности «съежиться» или расслабиться, т.е. включить мышечную систему (у многих детей снижена мышечная масса);
до 2,5 лет ребенок термолабилен.
Ряд патологических состояний, затрудняющих формирование нормальной терморегуляции у часто болеющих детей:
аллергические заболевания и связанные с ними особенности реагирования сосудистой системы;
заболевания носоглотки, сопровождающиеся гипертрофией лимфоидной ткани, аденоиды, синуситы, атопические состояния;
-- наличие в анамнезе факторов риска дефицита катехоламиновых ресурсов. Катехоламины -- это гормоны коры надпочечника, участвующие в стрессовой реакции мобилизации
сил организма. В эксперименте вывод катехоламинов из
организма резко снижает адаптивную устойчивость к холоду. Часто болеющие дети с минимальной церебральной
дисфункцией -- это дети с дефицитом катехоламинов.
У многих детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы формируется вегетососудистая дистония! (синдром ВСД), следовательно, не всегда можно ожидать четкой стадийности сосудистой реакции, значит, нужна большая! Осторожность.
1.1.3.Врач.
К сожалению, педиатры редко дают конкретные индивидуальные рекомендации по закаливанию. В лучшем случае -- это беседа о закаливании, щадящем закаливании или уже приведенные ранее рекомендации. В детском учреждении это иногда обязательная процедура, отпускаемая всем детям, независимо от состояния здоровья и условий.
1.1.4. Родители.
Бросаются из крайности в крайность, не получая нужных рекомендаций от врача. Отсюда иногда совершенно неправиль-ные даже теоретически выводы (а главное -- перенос на боль-ного ребенка «крайних» методов закаливания, разработанных и рекомендуемых только взрослым).
Еще раз следует подчеркнуть, что закаливание -- это образ жизни, необходимый как система, а не как «хочу -- не хочу», «пойдет -- не пойдет»...

1.2.Основные принципы закаливания.
* Учет возрастных и индивидуальных особенностей
По индивидуальному преобладанию процессов возбуждения и торможения детей шутливо делят на «шустриков» и «мямликов».
Естественно, что «шустрикам» больше подходят процеду-ры с более высокими температурами, а «мямликам» -- более низкими.
* Учет состояния здоровья: больным детям больше подходят
щадящие процедуры: укорочение времени воздействия зака-ливающего фактора, уменьшение контраста и т. п.
Необходимо помнить о возрастных особенностях реакции детей на закаливающие процедуры: например, ожог от горя-чей воды или заболевание от слишком холодной воды может наступить не сразу, а к концу дня или через несколько дней.
В связи с вышеизложенным заявления некоторых «специ-алистов» о том, что стоит облить детям ноги холодной водой и «мы увидим, как заблестят их глазенки», можно считать без-ответственными в рамках детского учреждения, где собраны разные дети.
* Систематичность
* Постепенное увеличение силы раздражителя
Ориентир на слабого ребенка. Температура -- не ведущий
показатель. Главное -- хороший сон, аппетит, эмоциональное состояние, отсутствие дрожи, озноба и т. д.
* Теплые ноги и теплые руки
Нельзя «по приказу» оголять детей в ДОУ. Но постепенно увеличивать порог раздевания нужно, иначе эффективности закаливания не будет.
* Положительная эмоциональная реакция на процедуру - обязательное условие
Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен пре-дыдущими занятиями.
1.3.Средства и методызакаливания
Для закаливания используются факторы внешней среды в следующей последова-тельности по степени воздействия: воздух, вода, солнце. Данные факторы используются как отдельно, так и в виде комплексных процедур, при этом необходимо учитывать следующее:
Постепенное увеличение силы закаливающего фактора (например, увеличение продолжительности воздействия при одной и той же температуре, или наоборот).
Контрастность (например, «холод--тепло--холод» или, наоборот, «тепло--холод--тепло»).
Без снижения температуры, когда имеет место короткая экспозиция действия закаливающего фактора и частое его повторение.
2.ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
Трех свойств воды -- растворять, удалять (медленно смывать) и укреплять -- вполне достаточно для нас, чтобы утверждать, что вода излечивает все вообще излечимые (!) болезни, ибо всякое при-менение воды при лечении имеет целью удалить корень болезни.
Благодаря этому возможно:
растворить в крови болезненные вещества;
удалить растворимые;
-- сделать снова правильным течение крови по ее руслу
после очищения;
-- наконец, укрепить ослабленный организм.
2.1.Обливание водой.
Процедура, требующая доста-точной устойчивости к снижению температуры среды. При про-ведении процедуры обливания важно знать, чт и т.д.................

1. ЗАКАЛИВАНИЕ

1.1.1.Среда.

1.1.2.Ребёнок.

1.1.4. Родители.

1. 3.Средства и методы закаливания

2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

2.1.Обливание водой.

2.2.Купания.

2.3. Дети и баня.

2.4. Интенсивный метод закаливания высокими температурами.

2.5.Организация закаливания

Литература.

1.ЗАКАЛИВАНИЕ

Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реагирующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.

Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.

Вчитайтесь в это определение и попробуйте разложить его на несколько составных:

Закаливание — это система мероприятий. Вернее, закаливание — это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей можно только вместе — дома, в детском саду, в школе.

Механизмы защиты и компенсации генетически предопределены. Это значит, что есть люди изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то мы никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, незакаленные и ранее не закаливаемые дети.

Если у ребенка в генеалогии есть диабет, ревматизм, сердечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны интенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).

Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-
то нужно только поддерживать определенный уровень
здоровья, а кому-то повышать данный уровень. Поэтому
закаливание для каждого индивидуально, его нужно
проводить только в семье, а в детском учреждении можно
выбирать только те методы и методики, которые абсолют
но безвредны для всех.

Закаленный человек — это тот, кто довольно спокойно физиологично переносит все колебания внешней среды.

Гомеостаз — это постоянство внутренней среды организма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и другие показатели деятельности внутренних органов). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе температурных колебаниях, не происходит серьезных сдвигов в деятельности внутренних органов, т. е. он не болеет.

Закаливая часто болеющего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.

Современные экологические катастрофы постоянно напоминают нам о необходимости тренировки адаптационных механизмов, особенно у часто болеющих детей с нестабильным гомеостазом.

Принципиальная схема закаливания детей

Факторы закаливания

Тепло, холод; механические и другие раздражители

Средства закаливания

Воздух, вода, солнце

Механизмы закаливания (какие системы организма участвуют)

Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовидной железы и др.

Корковые отделы центральной нервной системы. Подкорковые отделы нервной системы. Нейроэндокринная система (щитовидная железа, надпочечники)

Внешнее проявление специальной закаливающей процедуры

Сосудисто-двигательная реакция:

I фаза — вазоконстрикция (сужение сосудов),

II фаза — вазодилятация (расширение сосудов)

III фаза — паретическая (нежелательная)

Результат закаливания

Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при охлаждении, теплоотдача при перегревании)

Морфофункциональные проявления закаливания

Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижности нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивости. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Положительная динамика клинических проявлений

Компенсация и нормализация функционального состояния организма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение частоты острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уровня физической подготовленности

Данная схема дает возможность сориентироваться при выборе средства и метода закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с состоянием здоровья ребенка.

Так, при слабости со стороны центральной нервной системы не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.

Своеобразный метод проверки такой: если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предполагать, что это оттого, что его плохо закаливают зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок летом часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д., его кожные рецепторы действуют, а все системы терморегуляции тренируются. Если же ребенок болеет и летом, и зимой, в данном случае нужно проявить гораздо больше внимания и терпения и не надеяться на то, что все проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды.

Порозовение кожи, свидетельствующее о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют дать назначение об усилении закаливающей нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).

1.1.Основные факторы закаливания.

Структура схемы закаливания в настоящий момент состоит из четырех основных факторов:

—среда, окружающая ребенка;

—родители и воспитатели — исполнители всех назначений. Рассмотрим отдельно каждый фактор.

1.1.1.Среда.

—частая смена метеоусловий;

—изменение климата;

—монотонность температурных условий, плохой микроклимат помещений;

—постоянное ухудшение экологической ситуации — все это требует тренировки адаптационных механизмов;

—рост требований к социальной адаптации. (Тренировка механизмов закаливания улучшает социальную адаптацию.)

1.1.2.Ребёнок.

Общие особенности терморегуляции в детском возрасте:

На основании этих данных очевидно, что ребенок имеет больше оснований для переохлаждения:

— незрелость всех систем, отсюда боязнь « перегнуть палку», т. е. специальное закаливание требует осторожности;

—«гусиная» кожа, помогающая уменьшить поверхность теплоотдачи, имеет место только с 2—2,5 лет, поэтому ребенок быстро переохлаждается;

—потоотделение у детей раннего возраста бывает даже при

охлаждении;

—бурая жировая ткань, обладающая теплопроводимостью, содержится между лопатками, поэтому при любом дефиците массы (у недоношенных, морфологически незрелых) нарушена теплопродукция;

—до 6 мес. ребенок легко принимает температуру окружающей среды;

—невнимание к движениям, закутывание, утяжеление одежды ведут к невозможности «съежиться» или расслабиться, т.е. включить мышечную систему (у многих детей снижена мышечная масса);

—до 2,5 лет ребенок термолабилен.

Ряд патологических состояний, затрудняющих формирование нормальной терморегуляции у часто болеющих детей:

—аллергические заболевания и связанные с ними особенности реагирования сосудистой системы;

—заболевания носоглотки, сопровождающиеся гипертрофией лимфоидной ткани, аденоиды, синуситы, атопические состояния;

— наличие в анамнезе факторов риска дефицита катехоламиновых ресурсов. Катехоламины — это гормоны коры надпочечника, участвующие в стрессовой реакции мобилизации
сил организма. В эксперименте вывод катехоламинов из
организма резко снижает адаптивную устойчивость к холоду. Часто болеющие дети с минимальной церебральной
дисфункцией — это дети с дефицитом катехоламинов.

У многих детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы формируется вегетососудистая дистония! (синдром ВСД), следовательно, не всегда можно ожидать четкой стадийности сосудистой реакции, значит, нужна большая! Осторожность.

К сожалению, педиатры редко дают конкретные индивидуальные рекомендации по закаливанию. В лучшем случае — это беседа о закаливании, щадящем закаливании или уже приведенные ранее рекомендации. В детском учреждении это иногда обязательная процедура, отпускаемая всем детям, независимо от состояния здоровья и условий.

1.1.4. Родители.

Бросаются из крайности в крайность, не получая нужных рекомендаций от врача. Отсюда иногда совершенно неправильные даже теоретически выводы (а главное — перенос на больного ребенка «крайних» методов закаливания, разработанных и рекомендуемых только взрослым).

Еще раз следует подчеркнуть, что закаливание — это образ жизни, необходимый как система, а не как «хочу — не хочу», «пойдет — не пойдет»...

1.2.Основные принципы закаливания.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей

По индивидуальному преобладанию процессов возбуждения и торможения детей шутливо делят на «шустриков» и «мямликов».

Естественно, что «шустрикам» больше подходят процедуры с более высокими температурами, а «мямликам» — более низкими.

Учет состояния здоровья: больным детям больше подходят
щадящие процедуры: укорочение времени воздействия закаливающего фактора, уменьшение контраста и т. п.

Необходимо помнить о возрастных особенностях реакции детей на закаливающие процедуры: например, ожог от горячей воды или заболевание от слишком холодной воды может наступить не сразу, а к концу дня или через несколько дней.

В связи с вышеизложенным заявления некоторых «специалистов» о том, что стоит облить детям ноги холодной водой и «мы увидим, как заблестят их глазенки», можно считать безответственными в рамках детского учреждения, где собраны разные дети.

Систематичность

Постепенное увеличение силы раздражителя
Ориентир на слабого ребенка. Температура — не ведущий

показатель. Главное — хороший сон, аппетит, эмоциональное состояние, отсутствие дрожи, озноба и т. д.

Теплые ноги и теплые руки

Нельзя «по приказу» оголять детей в ДОУ. Но постепенно увеличивать порог раздевания нужно, иначе эффективности закаливания не будет.

Положительная эмоциональная реакция на процедуру - обязательное условие

Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущими занятиями.

1.3.Средства и методы закаливания

Для закаливания используются факторы внешней среды в следующей последовательности по степени воздействия: воздух, вода, солнце. Данные факторы используются как отдельно, так и в виде комплексных процедур, при этом необходимо учитывать следующее:

Постепенное увеличение силы закаливающего фактора (например, увеличение продолжительности воздействия при одной и той же температуре, или наоборот).

Контрастность (например, «холод—тепло—холод» или, наоборот, «тепло—холод—тепло»).

Без снижения температуры, когда имеет место короткая экспозиция действия закаливающего фактора и частое его повторение.

2.ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

Трех свойств воды — растворять, удалять (медленно смывать) и укреплять — вполне достаточно для нас, чтобы утверждать, что вода излечивает все вообще излечимые (!) болезни, ибо всякое применение воды при лечении имеет целью удалить корень болезни.

Благодаря этому возможно:

—растворить в крови болезненные вещества;

—удалить растворимые;

— сделать снова правильным течение крови по ее руслу
после очищения;

— наконец, укрепить ослабленный организм.

2.1.Обливание водой.

Процедура, требующая достаточной устойчивости к снижению температуры среды. При проведении процедуры обливания важно знать, что голову обливать не надо. Общие обливания можно проводить в ванне, при отсутствии последней — в тазу.

При обливании можно стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или душе необходимо держать близко от тела (20—30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее грудь и живот, в последнюю очередь — левое и правое плечо. После процедуры человека обтирают насухо.

Начальная температура воды 35—34 °С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 26—24 °С (конечная температура зависит от реакции).

Ножные ванны.

Наиболее благоприятное время для начала проведения ножных ванн — лето. Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды 28 °С, далее охлаждают ее из расчета 1 "С в неделю. Нижние пределы температуры воды 20 "С. Для детей трех лет ее снижают до 18 °С.

Продолжительность процедуры 15—20 с. Обливание ног лучше всего производить в ванне, где ребенка усаживают на специальную подставку. На дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы. Подбирают нужную температуру воды путем смешивая ее в кувшине. Время процедуры 20—30 с. По окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а далее растирают до легкого покраснения кожи.

Контрастные ножные ванны

Более действенной процедурой являются контрастные ножные ванны, во время которых используют попеременно холодную и теплую воду. Подобная процедура рекомендуется детям с выраженными признаками адаптивной устойчивости. Контрастные ванны еще более увеличивают сопротивляемость организма к сниженной температуре воды.

Методика проведения контрастных ванн. Налить воду в два резервуара (два таза или ведра). Один из них наполнить водой температурой 37—33 °С, а другой — на 3—4 °С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резервуарах не изменяют, далее понижают температуру воды во втором резервуаре (в котором температура воды была ниже) на 1 °С в неделю и доводят ее до 18—20 "С.

Процедура контрастных ножных ванн состоит в следующем. Ребенок попеременно на 1—2 мин погружает ноги в бачок с горячей водой, а затем на 5—10 мин — с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в бачок с холодной водой. Количество попеременного погружения в первые процедуры составляет 3—4. Продолжительность времени погружения конечностей в таз с холодной водой возрастает постепенно до 15—30 с. Увеличивают и число попеременных погружений до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до появления небольшого порозовения кожи. Обычно ножные ванны делают сразу после сна либо во второй половине дня между 17 и 18 ч, в период наибольшей активности ребенка.

После проведения общего обливания наблюдаются стадии, которые характерны в целом для воздействия воды: первоначальное побледнение кожных покровов (вазоконстрикция), которое сменяет вазодилятация — покраснение кожи. Положительной реакцией на водную процедуру является покраснение кожи. Если данной реакции нет, то кожу растирают до появления легкого порозовения и повышения температуры.

Следует отметить, что если ребенок раньше не закаливался или прошел довольно длительный перерыв в закаливании, более эффективные процедуры (в частности, водные) следует начинать с более высокой температуры воды. В противном случае произойдет обратный результат закаливающего воздействия: ребенок может заболеть. В этой связи необходимо учесть, что в любом возрасте необходимо начинать закаливание от неспециальных закаливающих мероприятий, переходя постепенно к специальным — воздушным ваннам, местным обливаниям, общим обливаниям, плаванию, душу.

Душ является для ребенка еще более сильно воздействующей процедурой, нежели общее обливание. Это связано с тем, что душ сочетает в себе и действие температуры воды, и ее механическое (массирующее) влияние, увеличивает тонус скелетной мускулатуры. В связи с сильным воздействием душа на организм ребенка его применение показано в возрасте не ранее 1,5 лет.

2.2.Купания.

Начальная методика проведения купаний состоит из простых погружений в воду 1—2 раза. После этого насухо обтирают ребенка до легкого порозовения. Далее длительность купания увеличивается постепенно, сначала на 1 мин, а затем на 2—3 мин.

При купании (а также и плавании) необходимо соблюдать соответствующие правила:

—не разрешается купаться и плавать натощак или раньше, чем через 1—1,5 ч после сна;

—недопустимо разгоряченным, потным детям нырять в прохладную воду.

Полоскание горла прохладной водой. Все подобные закаливающие процедуры необходимо делать только после консультации с лор-врачом. Начиная с 2—3 лет можно научить ребенка, набрав в рот воды, закинуть назад голову произносить звук «а-а-а». У детей старше 3—4 лет, умеющих полоскать горло, надо постепенно снижать температуру каждые 3—4 дня на 1 °С и доводить до +8, +10 °С. Закаленных детей можно постепенно перевести на мороженое (мелкими порциями). Детей, не умеющих полоскать горло, целесообразно приучать пить прохладную воду, также постепенно снижая температуру.

2.3.Дети и баня.

На протяжении многих веков на Руси принято было париться в бане целыми семействами. Детей старались попарить быстрее, но лечебное и закаливающее воздействие бани дети испытывали наряду со взрослыми. Баня эффективно исцеляла простудные заболевания, заболевания кожи и многих других органов.

В наше непростое время дети еще сильнее подвержены различным заболеваниям, а целительные свойства бани сохранили свою актуальность. Адаптация к условиям бани происходит у детей без особых препятствий и в короткое время.

Безусловно, за маленькими детьми в бане нужен строгий присмотр: ни в коем случае не следует подпускать ребенка к горячей печи. Лучше всего усадить его на скамью, предварительно застланную чистой простыней или полотенцем, и увлечь его занимательными рассказами или играми в тазу.

2.4. Интенсивный метод закаливания высокими температурами

(испарительное закаливание, по К.В. Плеханову)

Нетрадиционным методом, который можно отнести к интенсивным, является испарительное горячее закаливание. Его автор — Константин Викторович Плеханов.

Заставила его заняться горячими обтираниями сильная подверженность простудным заболеваниям. Это произошло в 30-х годах, когда горячей воды в квартирах не было.

Однажды Плеханов почувствовал, что теряет трудоспособность. Надо было что-то делать. О моржевании страшно было даже подумать. Как же закаляться, да еще и больному? И вдруг его осенило...

Плеханов нагрел воду в тазике, разделся догола, опустил в горячую воду полотенце, слегка его отжал и быстро обтер все тело. Походил по комнате и обсох. Затем все повторил. Вся процедура заняла около минуты. Было очень приятно.

На следующий день он повторил сеанс, прибавив третье обтирание. На третий день прибавил еще одно обтирание.

Так инженер нашел оптимальную продолжительность этой водной процедуры, она составляла 33,5 мин.

Довольно скоро Плеханов почувствовал себя неуязвимым для простуд. Исчез страх перед холодом.

Он был способен обливаться ледяной водой, даже испытал себя зимой, купаясь в проруби.

Что же происходит при горячих обтираниях?

Горячая вода, попадая на теплое тело, тут же испаряется, а испаряясь, в соответствии с законами физики уносит тепло. Известно, что при испарении одного грамма воды кожа теряет около 0,6 килокалорий.

Площадь поверхности кожи человека равна примерно 2 м 2 .

Для увлажнения этой поверхности требуется около 100 граммов воды. За одно обтирание уходит 60 килокалорий, за пять обтираний — 300 килокалорий (20—30 мин). Отвод такого количества тепла резко охлаждает кожу и одновременно стимулирует повышенную выработку тепла.

Регулярная тренировка делает процесс автоматическим: охлаждение кожи дает мгновенную реакцию выработки организмом дополнительного тепла.

Вот что пишет по поводу этого метода А. Бабушкин в книге «Жизнь после инфаркта» (СПб., 2002):

«Я несколько дней обдумывал этот метод, а затем решил — надо проверить. Всю зиму, весну и лето 1998 года я точно следовал этой методике. Действительно, я стал недосягаем для простуды. Мне удалось избавиться от ангин, насморков и гриппозных заболеваний. Обратил внимание и на то, что жир стал откладываться равномерно по всей фигуре. Раньше он скапливался преимущественно на талии, и это меня очень огорчало. А теперь моя фигура меня вполне устраивает. Кроме того, мне кажется, что горячие обтирания нормализуют давление и успокаивают стенокардию.

Этот метод закаливания очень подходит женщинам, и многие наши знакомые дамы с удовольствием делают по утрам горячие обтирания.

В заключение скажем прямо — этот метод есть полноценная альтернатива моржеванию. Того же результата достигаем более «мягким» и более безопасным способом».

Для проведения процедуры нужно взять салфетку, намочить ее в горячей воде (температура около 40°), а затем обтереть тело ребенка. Начинать горячее обтирание можно не сразу всего тела, а только с рук и

плеч, далее увеличивая площадь обтирания, постепенно захватывая грудь, живот, спину и ноги. Вначале после процедуры желательно обтереть ребенка сухим полотенцем, в дальнейшем можно не обтирать. Постепенно можно за один сеанс закаливания проводить несколько обтираний мокрой горячей салфеткой, чтобы ребенок не переохлаждался. Оптимальная продолжительность процедуры — 3—3,5 мин. Доводить ребенка до состояния озноба недопустимо, так как он может незаметно для себя переохладиться. Поэтому при проведении процедуры необходимы постепенность и осторожность.

Механизм действия испарительного закаливания сходен с закаливанием холодной водой, так как при повышенном испарении с поверхности тела происходит увеличение теплоотдачи.

О чем следует помнить?

О подкупающей простоте и легкости. Приступая впервые к этой методике, обязательно вытирайтесь насухо — иначе есть опасность простудиться.

В медицинской современной литературе много внимания уделяется холодовому интенсивному закаливанию, включая метод П.К. Иванова, моржеванию и т. д.

Начнем с того, что в этих методиках нет ни слова о детях, поэтому экспериментировать можно только на себе (взрослые сами отвечают за себя) и в редких случаях на своем ребенке.

В форсировании и увеличении Холодовых нагрузок до предельных в отношении детей и подростков нет никакой необходимости. Достаточно и других, более мягких и безопасных процедур, способных надежно и всесторонне закалить неокрепший детский организм. Даже такие простые процедуры, как ежедневное обтирание тела ребенка влажной рукавичкой (дома или в детском садике) или обливание ног прохладной водой, приводят к сокращению простудных заболеваний детей в 3—4 раза. Кроме того, приучив организм детей реагировать только на сильные холодовые нагрузки, мы отучаем их систему терморегуляции реагировать на слабые и средние холодовые нагрузки, т. е. ослабляем защитную реакцию организма во время переходного периода — поздней весной и ранним летом, а также в жаркий летний период.

В вопросах закаливания детей необходимо полностью исключить ажиотаж, соревнование в том, кто раньше окунет ребенка в прорубь, установление своеобразных рекордов. Потому что это — «рекорды риска» в отношении здоровья будущего поколения. Опыт нетрадиционных (сильнодействующих и недостаточно изученных медициной) способов закаливания не дает оснований игнорировать советы врачей-специалистов. Не отрицая пользы закаливания детей всех возрастов холодом, думается, что не следует применять крайние варианты, которые можно отложить до 16—18 лет, до завершения периода полового созревания, когда организм в основном сформируется (или до получения совершенно определенных научно обоснованных доказательств пользы и безопасности такого рода закаливания детей на различных этапах их развития).

В остальном весь комплекс закаливающих процедур, рекомендуемый взрослым, может быть успешно применен к детям и подросткам при соблюдении одного непременного условия: во избежание тяжелых последствий затраты энергии при закаливании не должны превышать компенсаторных возможностей организма.

2.5.Организация закаливания

Приступая к закаливанию, мы ставим перед собой следующие задачи:

Медицинское обследование здоровья, в том числе физического развития и функционального состояния детского организма. Комплексная оценка здоровья ребенка.

Выявление показаний к проведению определенного вида закаливания, дозирование закаливающих мероприятий (группа закаливания).

Выбор метода закаливания.

Определение соответствия закаливающей нагрузки физическим возможностям ребенка.

Организация совместной работы ДДУ и родителей детей, которым проводят закаливающие мероприятия, консультации по вопросам закаливания, внедрение здорового образа жизни.

Литература.

1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Москва, Издательство НЦ ЭНАС, 2004.

2. Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. Москва, Владос, 2004.

3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. Москва, Просвещение, 2003.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх