Виды психической деятельности. Психическая деятельность

Залог возможности существования Покрасс Михаил Львович

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Теперь мы уже можем определить психику человека как деятельность по воспроизведению сигнальных значений явлений без и до реализации сигнализируемых эффекторных вегето-соматических и двигательно-поведенческих реакций, возникающую без и до взаимодействия человека с сигнализируемыми явлениями в ответ на воздействие любых, ставших для человека сигналами, явлений не зависимо от их физико-химической специфики, но соответственно значимости сигнализируемых явлений, то есть в зависимости от наличия потребностей в них и степени неудовлетворенности этих потребностей в момент взаимодействия с сигналом.

Воспроизведение сигнальных значений явлений без и до реализации сигнализируемых реакций есть ни что иное, как создание образа действительности , адекватность которого определяется соответствием уже сформированных сигнальных связей объективным связям явлений действительности.

Возникая в процессе филогенетического и онтогенетического развития человека во взаимодействии с этой действительностью и с самим собой в качестве ее части, психическая деятельность является одновременно и результатом и необходимым условием такого взаимодействия.

Являясь результатом прошлой практической деятельности, психика является одновременно еще не реализованной будущей деятельностью.

ПРИМЕР № 110. ЛОЖКА И ОБРАЗ. Если ложка, бывшая до поры безразличным явлением, в результате ее неоднократного использования по назначению стала сигналом еды, то еда теперь сигнализируемое явление, сигнальное значение ложки, а съедание пищи и ее переваривание тогда - сигнализируемые ложкой реакции на еду.

Став сигналом, ложка действует на человека, испытывающего голод, не в зависимости от того, из металла, дерева или пластмассы она сделана, а соответственно нужде в пище, вызывая сначала и до слюнотечения и до наливания супа в тарелку психическую деятельность - не всегда осознанный образ процесса еды.

Этим образом, то есть воспроизводимым сигнальным значением ложки формируется последующая пищевая подготовительная активность: и соковыделение, и усиление перестальтики желудка, и кишечника, и пищевое поведение, и прочее в качестве сигнализируемых реакций.

Так психический образ предстоящей пищи и процесса еды оказывается “свернутой” прошлой и нереализованной будущей пищевой телесной и поведенческой активностью. Она теперь будет реализоваться, начиная с нервных компонентов и кончая вегето-соматическими и поведенческими пищевыми эффектами.

С момента восприятия сигнала сигнализируемое значение (образ) формирует последовательно разворачивающуюся нервную вегетативную и поведенческую активность, реализующую сигнализируемые реакции.

Чем менее реакция на сигнал реализована нервной, вегето-соматической и поведенческой активностью, тем более она является психической. Но, не реализуясь совсем, даже нервной активностью, она перестает быть и психической деятельностью. Так же, как и явление, переставшее вызывать хотя бы нервную сигнализируемую реакцию, перестает быть сигналом.

Вне взаимодействия с конкретным человеком явление сигналом не является.

Понятно, что изнутри сигнальная, то есть психическая деятельность регулируется у человека нервной системой во главе с лобными долями головного мозга, а осуществляется всем его существом и поведением.

Являясь деятельностью по воспроизведению сигнальных значений явлений в зависимости от значимости сигнализируемых явлений в конкретный момент, психическая деятельность оказывается извне по происхождению подчиненной обстоятельствам, то есть отражающей связи явлений объективной действительности, но чрезвычайно зависимой от степени удовлетворенности тех или иных потребностей человека.

ПРИМЕР № 111. ШУМ ЛОЖЕК ИЛИ ТЫ ВСЕГДА ПРАВА! Так звяканье ложек, бывшее для голодного сигналом еды, для него же, сытого и занятого, может стать просто мешающим шумом, не сигнализирующим еды, ставшей безразличным явлением.

Человеку трудно признать себе, а тем более сказать другому: “Я был неправ.”. И это чаще не результат отсутствия подтверждающей неправоту сигнальной связи, адекватной связям реальности. Это - обесценивающее сигнальное значение имеющейся информации влияние потребности сохранить самооценку или самоодобрение на приятном уровне.

Психическая деятельность, воспроизводя сигнальные значения явлений, без и до взаимодействия с сигнализируемыми событиями позволяет использовать образ явления (сигнализируемое значение) в качестве сигнала других явлений.

Выстраивая (в основном бессознательно) длиннейшие цепочки сигналов и сигнальных значений, она позволяет подготавливать практическую деятельность, обходясь без реального взаимодействия с множеством явлений сигнализирующих и сигнализируемых.

ПРИМЕР № 112. ЖИВОЙ КАЛЬКУЛЯТОР. Так человек с болезнью Дауна, будучи слабоумным, в уме множил трехзначные числа и извлекал корни, выдавая ответы моментально и безошибочно, и не знал, как он это делает.

Там, где нет потребности, неудовлетворенности и активности, там нет и психики.

Внешние обстоятельства влияют на психическую деятельность непосредственно - через сформированные сигнальные связи сигналами и опосредованно, воздействуя всем комплексом обстоятельств на степень удовлетворения потребностей.

Находясь в двойственной зависимости от внешних обстоятельств - непосредственной и опосредованной - психическая деятельность и мозгом регулируется двойственно.

Корковой активностью определяется ее архитектурная, тематическая сторона, реализующая прямую зависимость от отражаемых обстоятельств.

Активностью подкорковых образований регулируются энергичность, тонус, направленность, эмоциональная окраска психической деятельности, ее избирательность. Эта избирательность выражает опосредованные воздействия обстоятельств на психику через влияние на степень удовлетворения потребностей.

Кора определяет тематическое содержание психической деятельности, подкорка - ее избирательность, направленность.

Превалирование влияния коры или подкорки, мешая формированию адекватного образа действительности, может препятствовать приспособительной деятельности человека. Тогда при корковом доминировании психическая деятельность, формируя объективный образ действительности, регулирует деятельность не соответственно потребностям человека. А при доминировании подкорки образ оказывается либо слишком инертным, либо настолько искаженным заинтересованностью, полностью зависящим от сиюминутных колебаний и смены неудовлетворенностей, что деятельность оказывается невозможной, неадекватной обстоятельствам.

Психическая деятельность реализуется мотивационной и рефлекторной активностью.

Напомню, что мотивационной здесь называется всякая активность, возникшая в результате неудовлетворенности потребности или под влиянием сигнала будущей неудовлетворенности, а так же вследствие отсутствия сигнала возможности удовлетворения.

Рефлекторной называется здесь активность, возникающая под влиянием объекта неудовлетворенной потребности или его сигнала непременно в процессе мотивационной активности.

ПРИМЕР № 113. ПО ЗВОНКУ. То же паломничество в столовую по звонку, извещающему о начале обеденного перерыва, является деятельностью рефлекторной.

При отсутствии потребности или ее полном удовлетворении мотивационная активность не возникает, а значит ни объекты, ни сигналы объектов удовлетворенной потребности не вызывают рефлекторной активности.

В случае наличия неудовлетворенности, но торможения мотивационной активности до ее реализации, объекты соответствующей потребности и их сигналы могут вызывать редуцированные, негативные и извращенные реакции. В ряде случаев они вызывают вытормаживание сигнализируемых функций и выпадение функций тех структур, которые эти реакции осуществляют.

Так как мотивационная активность является первичной, а рефлекторная - производной, вторичной, то и психика и ее впервые у человека появившаяся форма - сознание, о котором теперь пойдет речь, будут, во-первых, интересовать нас в их отношении к мотивационной деятельности.

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

2 ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ Чтобы узнать, каким образом кто-либо мыслит, нам необходимо исследовать его взаимоотношения с другими людьми. Межличностные отношения, с одной стороны, обусловливаются самой природой вселенной, а следовательно, они

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно - исторические корни Общие принципы Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.Отличия сознательной деятельности

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Воспринимающая деятельность человека. Ее общая характеристика До сих пор мы рассматривали наиболее элементарные формы отражения действительности - процессы, посредством которых человек отражает отдельные признаки внешнего мира или сигналы, указывающие на состояние

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора

2.1. Деятельность человека в системах управления техникой Проблема устойчивости, надежности деятельности человека-оператора в условиях воздействия экстремальных факторов и развития психологического (профессионального) стресса привлекла к себе повышенное внимание и

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Психическая инфляция Поскольку одна из целей аналитической психологии - интеграция сознательных и бессознательных элементов психического, а бессознательное представлено в двух аспектах - личном и коллективном, то частым и, по-видимому, неизбежным следствием

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Психическая деятельность организма: как эмоции влияют на здоровье В 1974 году открытие, сделанное на факультете медицины и стоматологии Рочестерского университета, заставило переделать биологическую карту организма: психолог Роберт Адер обнаружил, что иммунная система,

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Психическая индукция Обаяние – это индуцирование. Харизматичная персона умеет создавать определенный эмоциональный фон и индуцировать им окружающих. Индукция – это интересное физическое явление. В одной катушке идет ток, и возникает магнитное поле – и в другой

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Психическая саморегуляция К психике менеджера предъявляются исключительно высокие требования. Это относится к большинству психических процессов, состояний и свойств личности. От восприятия, внимания, памяти, мышления, волевых качеств и умения управлять психическими

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Психическая энергия У одних учителей тот или иной метод, та или иная система находят оправдание, у других - нет. Одни делают вывод, что этот метод, эта система хорошие. Другие же скажут, что они негодные. В чем дело?Никакой метод воспитания и обучения, никакую систему нельзя

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Из книги автора

Из книги автора

Психическая реальность Принципиально важным понятием юнговской концепции является представление о «реальности психического», или психической реальности. Для самого Юнга психическое было единственной «очевидностью», как он говорил, «высочайшей действительностью» (CW

Из книги автора

14.3. Психическая реальность человека Никогда не следует забывать о том, что за болезнью всегда стоит больной – его личность как первопричина любого феномена. После полного тщательного анализа и изучения феноменов необходимо разобраться в действиях хозяина дома, то есть

Из книги автора

13.1. Деятельность человека в системах управления техникой и стресс Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле связан с комплексной автоматизацией работы систем управления, широким применением вычислительной техники,

Открытие и изучение условных рефлексов было первым шагом на пути изучения физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности. И.П.Павлов отмечал, что физиология и психология изучают общий объект - высшие функции мозга, однако каждая из этих наук подходит к изучению данных функ­ций со своими методами и понятиями, поэтому полного сведения психического к физиологическому быть не может.

Психическая деятельность человека - это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопро­вождаться физической работой. Психическая деятельность -функция целого организма. При психической деятельности про­исходит переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному, что получило отражение в понятии интериоризации. Потребности и вызываемые ими мотивы выступают как цели деятельности, содержание и формы которой определяются об­щественно-историческими факторами, общественными соотно­шениями и опытом человека. Цель деятельности выступает как концептуальная модель желаемого, возникающая в сознании человека, где личная необходимость регулируется общественной необходимостью. Материальной базой психической деятельно­сти человека являются физиологические процессы в виде пат­тернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нерв­ных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сиг­налов. Основное значение психических процессов состоит в при­способлении человека и животных к окружающей среде. Прообра­зом психической деятельности человека является психонервная деятельность животных (элементы психической деятельности), на­правленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей. При этом имеет место экстраполяционная (рассудочная) деятельность: например, предвидение местоположе­ния объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в ка-



кой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстриро­вано и в экспериментах Л.В.Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который в течение опре­деленного времени двигался за перегородкой. Животное опреде­ляло место, где должен появиться предмет, без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объекта. Психическая деятельность - составная часть ВИД, поскольку ВИД может протекать осознанно и подсозна­тельно, а психическая деятельность является осознаваемой.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чув­ства (эмоции) и воля.

А. Ощущение - форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной дейст­вительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Ощущения - это базисный элемент других форм психи­ческой деятельности. Всякое ощущение имеет качество (модальность), силу и длительность. В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возмож­ность определить локализацию действующих раздражителей - на поверхности тела и в окружающей среде.

Б. Восприятие (от лат. регсер(ю - восприятие) - также одна из форм психической деятельности, заключающаяся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений.

Важным звеном восприятия является опознание предмета, яв­ления. В основе этого процесса лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от которых доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциа­тивных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее уз­навание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осозна­ваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, воспри­ятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся пред­меты, явления, то формируется их образ. При повторных воздейст­виях мы их узнаем.

В. Представление - идеальный образ предмета, явления, кото­рые в данный момент не действуют на органы чувств. Образ предмета, явления мы извлекаем из памяти - замечательного свойства высокоорганизованной материи - мозга (воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и опыт). Представление без памяти невозможно, как и мышление.Г. Мышление - это процесс познания и накопления информа­ции и опыта и оперирование знанием, т.е. закодированной с по­мощью механизмов памяти информацией. Мышление - один из видов психической деятельности.

1. Виды мышления.

Элементарное (конкретное) мышление - форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном адек­ватном поведении, направленном на удовлетворение биоло­гических потребностей. Оно свойственно человеку и живот­ным. Физиологическую основу элементарного мышления со­ставляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигналь­ной системы (см. раздел 6.11.1). Оно свойственна только че­ловеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление (дискурсивное) - форма мыш­ления, основанная на рассуждении, состоящем из последова­тельного ряда логических звеньев, каждое из которых зави­сит от предыдущего и обусловливает последующее.

Более высокие, чем у других животных, способности человека к мышлению и научению не связаны с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов па­мяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто количественными изменениями, а именно - уве­личением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку инфор­мации. Оно наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обра­ботки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.

2. Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсор-ной коры относительно положения тела в пространстве, от зри­тельной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интер­претировать специфическую информацию от органов чувств. Наи­более сложная часть ин тегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лимби-ческой системой, которая придает эмоциональный характер пе­рерабатываемой информации. Получая разнообразную инфор­мацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с по­мощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное

значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отде­лами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обу­словливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долго­временной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долго­временной памяти, которая в основном обеспечивается деятельно­стью височной коры.

Д. Внимание - состояние активного бодрствования, характери­зующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в на­правленности психической деятельности на определенный объект. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к дру­гому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания - это начало исследова­тельского поведения, приспособительной осознаваемой деятель­ности организма, отбора необходимой информации. В физиоло­гическом плане в основе внимания лежит ориентировочный реф­лекс. Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полу­шарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некото­рые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Для понимания механизма внимания привлекается концепция о доминанте (А.А.Ухтомский).

Выделяют два вида внимания - непроизвольное и произволь­ное (волевое). Непроизвольное внимание - это врожденный про­цесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий организма. В процессе об­щественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием; внимание, подчиняющееся воле че­ловека, называется волевым (произвольным). Ведущая роль при произвольном внимании принадлежит лобным долям. Высшей формой волевого внимания считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социаль­ного развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека.

Е. Воля - степень выраженности стремления в достижении це­ли. Важнейшими волевыми качествами личности являются реши­тельность, выдержка, настойчивость, способность к самостоя­тельным действиям и поступкам.Ж. Влияние сенсорного притока на психическую деятельность,

У детей и подростков длительное (6 мес, по 1 ч в день) увеличение сенсорного притока (контрастные фрагменты классической музы­ки, координированные движения пальцев рук, приятные запахи) усиливает внимание, значительно улучшает цветовое восприятие и слух, повышает объем слухоречевой и зрительной памяти, вер­бальный и невербальный интеллект, улучшает умственную рабо­тоспособность, пространственный и динамический праксис. Так, у воспитанников Дома ребенка ускоряется начало активного раз­вития речи даже на фоне ее полного отсутствия в начале исследо­вания; улучшается кровоснабжение мозга. Наблюдается нараста­ние целенаправленной двигательной активности, коммуникабель­ности, улучшение психоэмоционального статуса. Отмечается увеличение энергии «1-ритма и усиление внутри- и межполушар-ной когерентности для 6- и а-ритмов.

В научной и учебной литературе обычно описывают отличительные особенности ВНД человека и животных. По нашему мнению, подобных отличий нет. ВНД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе и приспособительному поведению. Известные до настоящего времени факты свидетельствуют, что нейрофизиологические процессы у человека и животных (особенно у высших) одинаковы . Более того, основные закономерности ВНД получены в опытах на животных. Психическая же деятельность - это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность человека существенно отличается от таковой животных.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных - только первая. Имеются различия в определении самих понятий первой и второй сигнальных систем.

Первая сигнальная система - это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредственного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности . Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства - запах, форма и т.п.). Например, запах может сигнализировать о местонахождении пищи, неприятных и вредных для организма веществах; раскаленное железо - безусловный раздражитель, но его цвет сигнализирует об опасности, если ранее был контакт, поскольку в ЦНС остался след от этого контакта в виде энграмм памяти. Первичный контакт вызывает ощущения, что ведет к формированию энграмм памяти, которые в последующем сигналят организму о свойствах раздражителя.

Вторая сигнальная система - это совокупность структур головного мозга человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формирование обобщенного представления об окружающей действительности . Ее сигналами являются элементы языка человека . Язык человека - это средство общения людей друг с другом, основной формой которого являются устная и письменная речь , а также формулы и символы , рисунки , жесты , мимика .

Речь - средство общения людей друг с другом с помощью сигналов в виде слов и обеспечивающее абстрактное мышление.

Однако и первая сигнальная система человека существенно отличается от таковой животных, поскольку она несет в себе отпечаток культурно-исторических влияний. Для человека каждый предмет, явление имеет понятийное определение, при этом не имеет значения, что оно звучит на разных языках по-разному. Вторая сигнальная система человека позволяет передавать опыт , знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, позволяя накапливать знания об окружающей природе, и безмерно повышает власть человека над окружающим миром.

Язык человека сформировался в антропогенезе благодаря общению первобытных людей друг с другом в процессе совместной трудовой деятельности (охота на диких зверей, рыболовство, строительство жилищ). Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой сигнальной системы.

Язык животных , в отличие от языка человека, представляет собой всего лишь набор условных звуковых сигналов, мимики, жестов, сообщающих об опасности, нападении на животных другого вида при пищедобывательном поведении и т.п., отражает только текущие события. Таким образом, главным, но не единственным отличием языка человека от языка животных является речь.

Для освоения речи существует критический возраст. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается. Речь не имеет врожденного характера, по наследству передаются генетические предпосылки для овладения речью с помощью соответствующего центра мозга.

Анатомо-физиологические основы речи . Восприятие речи осуществляется с помощью сенсорного центра речи , находящегося в верхней височной области левого полушария (центр Вернике ). Процесс понимания речи связан с декодированием поступающей в акустической или оптической формах словесной информации, осуществляется височно­теменно-затылочными областями левого полушария у правшей или правым, левым либо обоими полушариями у левшей. Корковое ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока (поля 44, 45 и 46, по Бродману). Поражение этих центров ведет к различным нарушениям речи.

Афазия - расстройство речи , которое может принимать разные формы в зависимости от места локализации нарушений. В 1861 г. П. Брока описал больного, который утратил способность говорить , но мог писать, читать и понимал то, что ему говорили. П. Брока считал, что причиной такой картины было поражение лобной доли левого полушария. Этот участок управляет мышцами лица, языка, глотки, нижней челюсти, т.е. является моторным центром (центр Брока ). При афазии, открытой К. Вернике (1874), пораженным оказался верхнезадний участок левой височной доли - центр Вернике . В этом случае больной хорошо произносил звуки, строил фразу, но в ней был лишенный смысла набор слов, т.е. больной не осознавал бессмысленность своей речи.

Звуковая информация воспринимается первичными слуховыми областями коры, но, для того чтобы она была осмыслена (понята), сигналы должны войти в зону Вернике. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов. Затем звуковая форма слова перерабатывается в его смысл, как если бы это было воспринято на слух. Многие специалисты считают, что в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом. Если человек владел двумя языками, то при афазии выпадает способность говорить на обоих языках, что указывает на одинаковую организацию мозговых механизмов языков.

Язык жестов является разновидностью языка человека (глухонемых), использующей зрительно-пространственные навыки. Это формальный язык со словарем, включающим несколько тысяч (до 4 тыс.) знаков, и с определенной грамматической структурой. Каждый знак обозначает слово. В каждом предложении на первом месте стоит более конкретный и выразительный элемент, затем идут знаки, объясняющие ситуацию (прилагательные, наречия или глаголы), а за ними следует результат, вывод или конечный итог ситуации.

Повреждение речевой области коры в ранних периодах жизни приводит к тому, что выполнение речевой функции берет на себя правое полушарие, что указывает на большую пластичность корковых клеток, которая с возрастом уменьшается. Если повреждается правое полушарие взрослых, то речевых нарушений не обнаруживается ; если повреждено левое полушарие , то возникает тяжелая афазия практически без шансов на выздоровление.

У человека имеется образное (конкретно-предметное) и абстрактное (словесно-логическое) мышление , а у животных - только образное (конкретно-предметное) . Абстрактное мышление человека - это мышление с помощью понятий, символов, формул. Оно формируется с помощью речи.

У человека - социально-детерминированное сознание . На базе второй сигнальной системы возникло человеческое сознание. Оно, как и речь, формируется только в человеческом обществе.

Целенаправленная планируемая трудовая деятельность . Труд человека качественно отличается от деятельности животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. У человека - планируемый труд, создание орудий производства, преемственный характер труда, например работа на конвейере. Человек активно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества, человек познает самого себя, в процессе труда человека импровизирует. У животных деятельность запрограммирована или является результатом подражания без осмысления.

У человека имеется три типа психической деятельности , у животных - только один.

В их основе лежит соотношение между сигнальными системами (И.П. Павлов). Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении - мыслительный тип, при их равенстве - средний тип. Художественный тип (преимущественно писатели, художники, музыканты) характеризуется восприятием действительности целиком. Для мыслительного типа (преимущественно философы, математики) характерно восприятие окружающей действительности через словесные сигналы, т.е. аналитически (детально). Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов. Это деление в некоторой степени связано с различной ролью правого и левого полушарий в процессах мышления.

Левое полушарие является базовым для словесно-логического (абстрактного) мышления, оно отвечает преимущественно за смысловые значения речи, лучше воспринимаются сигналы второй сигнальной системы, информация оценивается последовательно, аналитически.

У правого полушария преобладает образное (конкретно-предметное) мышление, лучше воспринимаются пространственные признаки предметов - одновременно, синтетически, лучше воспринимаются сигналы первой сигнальной системы, оно отвечает преимущественно за интонацию речи.

В таблице 14 показаны различия полушарий при зрительном восприятии.

Таблица 14. Различия между полушариями при зрительном восприятии (Астапова, 2004)

Полушарие Лучше узнаются стимулы Лучше воспринимаются задачи Особенности процессов восприятия Предполагаемые морфофизиологические различия
Левое полушапие Вербальные Легко различимые Знакомые Оценка временных отношений Установка сходства Установка идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию Аналитичнеское восприятие Последовательное восприятие Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание Фокусированное представительство элементарных функций
Правое полушарие Невербальные Трудно различимые Незнакомые Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-простраственный анализ Целостное восприятие (гештальт) Одновременное восприятие Конкретное ущнавание Диффузное представительство

Отметим также, что левое полушарие обеспечивает формирование преимущественно положительных эмоций, а правое - отрицательных, оно более эмоционально. Однако необходимо еще раз отметить, что в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. они дополняют друг друга. Описанные различия вклада левого и правого полушарий в психическую деятельность человека касаются правшей. У левшей эти соотношения носят смешанный характер.

Приведенные данные были получены в исследованиях на человеке с расщепленным мозгом (перерезка мозолистого тела по медицинским показаниям). Так, больных с расщепленным мозгом просили сложить из предъявленных кубиков узор, который соответствовал бы показанному рисунку (Р. Сперри). Левая рука, контролируемая правым полушарием, в этом случае намного «превосходила» правую руку, контролируемую левым полушарием.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию – высшая нервная деятельность (ВНД).

2. Что называют низшей нервной деятельностью?

3. Сформулируйте понятие “психическая деятельность”. Каковы соотношения этого понятия с понятием ВНД?

4. Сформулируйте понятие "сознание".

5. Перечислите формы психической деятельности.

6. Что такое мышление?

7. Сформулируйте понятие «ощущение», «восприятие», «представление».

8. Перечислите основные достижения И. П. Павлова в изучении ВНД.

9. Что называют условным рефлексом?

10. Перечислите основные правила выработки условных рефлексов.

11. При каких условиях выработанный условный рефлекс становится прочным? Почему раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, вначале называют индифферентным?

12. Какая реакция обычно возникает в начале выработки условного рефлекса на сигнальный раздражитель и какое физиологическое значение она имеет?

13. Между какими центрами коры большого мозга возникает временная связь при выработке условного рефлекса? Какое явление лежит в основе механизма выработки условного рефлекса?

14. Классификация условных рефлексов.

15. Назовите три основных подгруппы и разновидности условных рефлексов, классифицируемых по безусловным рефлексам, на базе которых они выработаны.

16. Дайте характеристику безусловным рефлексам.

17. Дайте характеристику условных рефлексов.

18. Дайте определение функциональной системы по П. К. Анохину.

19. Назовите основные компоненты функциональной системы по П. К. Анохину, обеспечивающей приспособительное поведение.

20. Что называют инстинктом?

21. Что такое научение и обучение? Каково соотношение этих понятий?

22. Приведите классификацию основных форм научения.

23. В чем заключается сущность оперантного научения? Укажите две основные его разновидности.

24. Что такое викарное научение? Приведите пример.

25. Что такое реакция следования? Врожденной или приобретенной она является? Дайте соответствующее пояснение.

26. Что такое инсайт?

27. Дайте определение понятиям «память» и «энграмма".

28. Приведите классификацию памяти по длительности хранения информации. Укажите это время. Назовите специфический вид памяти, свойственный только человеку.

29. Что такое мгновенная (сенсорная) и кратковременная память, каков их нейрональный механизм?

30. Назовите основные изменения в нейронах при переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти).

31. Приведите доказательства важной роли РНК в процессах запоминания информации.

32. Какие влияния оказывают серотонин и адреналин на процесс обучения, в каком состоянии организма это проявляется ярче?

33. Какие структуры мозга играют особо важную роль в процессах консолидации памяти? Приведите доказательства.

34. Какова емкость мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

35. Что понимают под кортиколизацией функций? Как изменится поведение лягушки и голубя после полного удаления у них полушарий большого мозга?

36. Что понимают под локализацией функций в коре большого мозга? Какие функциональные зоны различают в коре большого мозга? Какие из них играют особо важную роль в анализе и синтезе поступающей в кору информации?

37. Какое физиологическое значение имеют явления анализа и синтеза информации, поступающей в кору большого мозга?

38. Перечислите основные методы, при помощи которых можно исследовать локализацию функций в коре большого мозга.

39. В каком полушарии большого мозга и в какой области коры у правшей расположены сенсорный центр речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока)?

40. Перечислите основные методы изучения ВНД.

41. Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)? Перечислите волны (ритмы) ЭЭГ.

42. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для активного бодрствующего состояния? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

43. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для организма в состоянии физического и эмоционального покоя, с закрытыми глазами при отсутствии внешних раздражителей? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

44. Назовите основные виды изменений ЭЭГ при внешних воздействиях. Локальными или генерализованными они являются?

45. Какие формы ответных реакций организма обеспечивают приспособительное поведение человека в окружающей среде?

46. Что понимают под безусловным торможением условных рефлексов? Какие формы безусловного торможения Вам известны?

47. Каково физиологическое значение внешнего торможения условных рефлексов? Объясните механизм.

48. В каких условиях возникает запредельное торможение условных рефлексов? Каков его механизм и физиологическое значение?

49. Что понимают под условным торможением условных рефлексов? Какие формы условного торможения Вам известны?

50. Как вырабатывается угасательное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

51. Как вырабатывается дифференцировочное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

52. Как вырабатывается условный тормоз? Как изменяется условный рефлекс при этом?

53. Как вырабатывается запаздывательное условное торможение? В чем сущность проявления этого вида торможения?

54. Каково биологическое значение различных видов условного торможения условных рефлексов?

55. Дайте определение понятия "тип ВНД". Что лежит в основе классификации типов ВНД?

56. Как определяют силу процесса возбуждения у человека по работоспособности?

57. Как можно определить силу процесса возбуждения с помощью фармакологического тестирования?

58. Назовите основные приемы исследования силы процесса торможения.

59. Опишите основные приемы, с помощью которых можно определить подвижность нервных процессов при исследовании типов ВНД.

60. Какие типы ВНД различают по И. П. Павлову? Сопоставьте их с соответствующими типами темперамента по Гиппократу.

61. Перечислите основные особенности ВНД человека.

62. Что такое сон?

63. Назовите основные фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность.

64. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.

65. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.

66. Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

67. Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?

69. Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?

70. Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?

71. Каково физиологическое значение сна?

72. Что называют функциональной межполушарной асимметрией? В чем она выражается?

73. Какими методами можно изучать межполушарную асимметрию?

74. Кто сформулировал представление о сигнальных системах организма? Что понимают под первой и второй сигнальной системами? Что является сигналами для каждой?

75. Дайте определение понятия "эмоция".

76. Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим субстратом для эмоциональных реакций? Назовите ее основные компоненты.

77. Каково биологическое значение потребности организма?

78. Дайте определение понятия "мотивация", назовите причины возникновения мотиваций. Каково их значение?

79. Каково значение положительных и отрицательных эмоций для человека?

80. Чем отличается язык человека от языка животных?

1. Физиология возбудимых тканей ……………………………………………6

1.1.1. Открытие электрических явлений в животных тканях. Понятие

процессе возбуждения…………………………………………………………….6

1.1.2. Потенциал покоя……………………………………………………………7

1.1.3. Потенциал действия………………………………………………………13

1.1.4. Локальные потенциалы…………………………………………………...19

1.1.5. Изменения возбудимости клетки во время ее возбуждения. Лабильность……………………………………………………………………...22

1.1. 6. Критерии для оценки возбудимости. Аккомодация. Использование электрического тока в медицине………………………………………………..24

1.2. Сенсорные рецепторы. Нервные волокна, нервно-мышечный синапс….29

1.2.1. Структурно­функциональная характеристика сенсорных рецепторов

1.2.2. Физиология нервных волокон……………………………………………33

1.2.3. Физиология нервно-мышечного синапса………………………………..42

1.3. Физиология мышц…………………………………………………………..47

1.3.1. Структурно­функциональная характеристика скелетной мышцы……..47

1.3.2. Механизм сокращения скелетной мышцы………………………………51

1.3.3. Виды мышечных сокращений……………………………………………54

1.3.4. Показатели физической деятельности мышц…………………………...57

1.3.5. Структурно­функциональные особенности гладких мышц…………….59

2. Физиология центральной нервной системы ……………………………..64

2.1.1. Структурно­функциональная характеристика центральной нервной системы…………………………………………………………………………...64

2.1.2. Медиаторы и рецепторы центральной нервной системы………………73

2.1.3. Механизм возбуждения нейронов……………………………………….79

2.1.4. Характеристика распространения возбуждения в центральной нервной системе……………………………………………………………………………83

2.1.5. Свойства нервных центров……………………………………………….85

2.2. Торможение в центральной нервной системе…………………………….92

2.2.1. Постсинаптическое торможение…………………………………………92

2.2.2. Пресинаптическое торможение……………………………………….....96

2.2.3. Общая характеристика торможения в центральной нервной системе

2.2.4. Координационная деятельность и интегративная роль центральной нервной системы……………………………………………………………….100

2.3. Физиология спинного мозга………………………………………………107

2.3.1. Структурно­функциональная характеристика спинного мозга……….107

2.3.2. Проводниковая функция спинного мозга……………………………...110

2.3.3. Соматические рефлексы спинного мозга……………………………..112

2.3.4. Тонус мышц у спинального организма………………………………...120

2.3.5. Ствол мозга……………………………………………………………....122

2.3.6. Проводниковая функция ствола мозга…………………………………129

2.3.7. Интегративные системы ствола мозга…………………………………130

2.3.8. Функции мозжечка………………………………………………………136

2.3.9. Физиология промежуточного мозга……………………………………140

2.3.10. Функции базальных ядер………………………………………………144

2.3.11. Функции лимбической системы……………………………………….146

2.3.12. Кора головного мозга. Нейронная организация новой коры. Кортикализация функций……………………………………………………...148

2.3.13. Основные функциональные зоны новой коры……………………….151

2.3.14. Методы исследования центральной нервной системы……………....160

2.3.15. Общая характеристика вегетативной нервной системы……………..165

2.3.16. Симпатическая нервная система……………………………………...170

2.3.17. Парасимпатическая нервная система………………………………....175

2.3.18. Интраорганная нервная система..………………………………..178

2.3.19. Регуляция функций синапсов……………………………………….....181

2.3.20. Взаимодействие между отделами вегетативной нервной системы…183

2.3.21. Центры вегетативной нервной системы……………………………..185

2.3.22. Афферентные пути вегетативной нервной системы………………...188

2.3.23. Тонус вегетативных центров……………………………………….....191

2.3.24. Трофическое действие нервной системы…………………………….193

3. Физиология высшей нервной деятельности …………………………...197

3.1.1. Понятие о высшей нервной деятельности……………………………..197

3.1.2. Физиологические основы поведения…………………………………...197

3.1.3. Врожденная деятельность организма и импринтинг…………………198

3.1.4. Структура целостного поведенческого акта………………………......200

3.1.5. Память…………………………………………………………………....203

3.1.6. Кратковременная (электрофизиологическая) память…………………204

3.1.7. Промежуточная (нейрохимическая) память…………………………...206

3.1.8. Долговременная (нейроструктурная) память………………………….208

3.1.9. Воспоминание и забывание…………………………………………….212

3.1.10. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти

3.1.11. Научение………………………………………………………………..217

3.1.12. Условный рефлекс - одна из форм научения. Методы изучения высшей нервной деятельности………………………………………………..217

3.1.13. Методы исследования ВНД…………………………………………...220

3.1.14. Классификация условных рефлексов…………………………………224

3.1.15. Торможение условных рефлексов как одна из форм научения…….226

3.1.16. Другие формы научения……………………………………………....229

3.1.17. Типы высшей нервной деятельности и темперамент личности…….234

3.1.18. Бодрствование и сон. Сновидения……………………………….......236

3.1.19. Формы психической деятельности и сознание………………………240

3.1.20. Характеристика отдельных форм психической деятельности……...241

3.1.21. Физиология мотиваций и потребности……………………………….243

3.1.22. Эмоции…………………………………………………………………244

3.1.23. Мышление - основная форма психической деятельности…………243

3.1.24. Осознаваемая и неосознаваемая деятельность организма…………..250

3.1.25. Особенности психической деятельности человека…………………..252

Литература

Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов/Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 520 с.

Алипов Н. Н. Основы медицинской физиологии. Учебное пособие/Н.Н. Алипов - М.: Практика, 2013. - 496 с.

Анищенко Т.Г. Физиология центральной нервной системы/Т.Г. Анищенко, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 96 с.

Астапов В.М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения»/Под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 80 с.

Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие /А. Г. Камкин, И. С. Киселева - М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2010. - 408 с.

Гайтон А.К. Медицинская физиология/А.К. Гайтон, Дж.Э. Холл/Пер с англ.; Под ред. В.И. Кобрина – М.: Логосфера, 2008. -1296 с.

Зильбернагль С. Наглядная физиология/С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.

Зинчук, В. В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие / В. В. Зинчук, О. А. Балбатун, Ю. М. Емельянчик; под ред. В. В. Зинчука. - Минск: Выш. шк., 2010. -431 с.

Камкин А.Г. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для сту. высш. вчеб. заведений/Под ред. А.Г. Камкина и А.А. Каменского – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 1072 с.

Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие)/ В.Н. Кирой - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2003. - 224 с.

Наглядная неврология: Учеб. пособие Р. Баркер, С. Барази, М.Нил / Пер. с англ. Г.Н. Левицкого; под ред. В.И. Скворцовой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 136 с.

Орлов Р. С. Нормальная физиология: учебник/С.Р. Орлов – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 832 с.

Физиология в рисунках и таблицах: вопросы и ответы/Под ред. В.М. Смирнова - М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 456 с.

Физиология человека. В 3-х томах/Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса; Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Мир, 2005; Т.1 - 323с., Т.2 - 314с.; Т.3 - 228с.

Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учебное пособие для студ. мед. вузов/С.А. Чеснокова, С.А. Шастун; под ред. Н.А. Агаджаняна – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 496 с.

Kryger M.H. Principles and Practice of Sleep Medicine, 5th ed./ M.H. Kryger, Т. Roth, W. Dement - Elsevier, 2011. - 1757 p.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Психические процессы - процессы субъективного непрерывного отражения объективной реальности разной модальности, построения ее многосторонних целостных психических образов (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, эмоции, чувства). Психические состояния - психические процессы, протекающие определенное время в одних и тех же условиях: управляемые той или иной потребностью в тех или иных внешних возможностях ее реализации теми или иными способностями в том или ином биологическом цикле обменных процессов в организме. Основные переменные параметры состояния связаны с работоспособностью человека (умственной, физической, эмоциональной). Психическое свойство - индивидуальное качество коммуникативных, когнитивных, регулятивных психических функций, отдельных сторон психики человека, в том числе качество его психических процессов и типичность психических состояний. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей. Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Сознательный уровень психической деятельности - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1. эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2. подсознательными, субъективно-эмoциональными 3.сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

3. Клиническая (синдромальная) классификация психических расстройств по степени тяжести.

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)

F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

F7 Умственная отсталость

F8 Расстройства психологического (психического) развития

F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F99 Неуточненное психическое расстройство

4. Расстройства восприятия. Основные виды галлюцинаций, понятие психогенных галлюцинаций. Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д. По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий: 1) физические; 2) физиологические; 3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно. существует. Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Псевдогаллюцинации чаще характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела, то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений. (Слуховые, императивные, Антагонистические (контрастирующие), Зрительные, Обонятельные, Тактильные, Висцеральные, Гипнагогические, Функциональные, Внушенные и вызванные галлюцинации). Галлюцинации психогенные-обманы восприятия, возникающие после психического потрясения и содержание которых отражает как содержание психотравмирующей ситуации, так и отношение к ней со стороны пациента.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий: 1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на: а) предметную агнозию; б) агнозию на цвета и шрифты; в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.). 2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха; 3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.


Похожая информация.


Психическая деятельность психи́ческая де́ятельность

Человека, все виды деятельности, осуществляемые с участием различных форм сознания. Психическая деятельность чрезвычайно разнообразна по содержанию. Наиболее простой её вид – стереотипная деятельность, осуществляемая на уровне условных рефлексов . вырабатываемых на привычные, повторяющиеся в определённой последовательности раздражители (привычки человека, простые трудовые навыки). Самый сложный вид психической –деятельности – творчество (отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью). В результате творческой деятельности создаётся качественно новый продукт (произведение искусства, изобретение и т.п.).
В основе психической деятельности лежит механизм удовлетворения потребностей разных уровней (физиологических, психологических, социальных, духовных) через самореализацию личности.
Психическая деятельность совершенствуется и усложняется благодаря процессу познания. В результате познания человек овладевает знаниями об окружающем мире и о себе, умением применять полученные знания в своей деятельности, особенно трудовой, и более эффективно приспосабливается к изменениям внешней среды.
Процесс психической деятельности включает 5 этапов: 1) получение информации и её оценка; 2) выбор цели, которую следует достичь в результате деятельности; 3) планирование деятельности, т.е. выбор средств и методов, с помощью которых возможно достижение цели; 4) собственно деятельность с использованием избранных средств и методов; 5) оценка полученных результатов (степени достижения цели). Если результаты деятельности не дают удовлетворения, человек подвергает ревизии (пересмотру) все её этапы с точки зрения объёма полученной информации, адекватности её оценки, правильного выбора цели и т.п.
Через процессы познания и собственный опыт (метод проб и ошибок) психическая деятельность становится более эффективной, зрелой. Человек обретает способность делать оптимальный вывод из множества вариантов, адекватно оценивать ситуацию, контролировать эмоции, нести ответственность за свои поступки. Психиче–скую деятельность человека изучает психология.

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)


Смотреть что такое "психическая деятельность" в других словарях:

    Деятельность умствен. и нравственная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    См. Психика … Большой медицинский словарь

    Психическая деятельность животных - целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в… … Словарь-справочник по педагогической психологии

    Психическая деятельность животных - целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в… … Словарь по педагогической психологии

    Психическая деятельность животных - совокупность всех проявлений поведения и высшей нервной деятельности, выступающая и как результат, и как источник активности животных. Считается, что П. д. ж. жестко определяется наследственностью и экологическими особенностями вида. Реализуется… … Словарь дрессировщика

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

    деятельность психическая - психологический анализ позволяет классифицировать ее с позиции функций, выполняемых в ходе взаимодействия человека с миром и другими людьми. Здесь можно говорить о функциях ориентировочной, исполнительской и функции сличения и контроля. Именно… … Большая психологическая энциклопедия

    деятельность психическая у животных - целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия

    деятельность психическая: детерминация - согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины физиологические или психические. Классическая формула психоанализа: в психическом вообще нет произвола. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психическая энергия. Огненная мощь бытия. Том I. Энергетическая основа мира. Том II. Путь к бессмертию (Комплект 2 книги) , Скачкова М. (сост.). Книга «Психическая энергия - огненная мощь бытия» охватывает широкий спектр свойств и проявлений космических энергий. Она знакомит читателя с энергетической основой Сущего и безграничными…
  • Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность , В. М. Смирнов, А. В. Смирнов. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки "Психология" (квалификация "бакалавр"). В учебнике подробно описаны общая и…


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх