Психологическое здоровье. Физическое и психическое здоровье человека: как быть психологически и физически здоровым всю жизнь

Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

* способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, показали, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Критерии, по которым можно определить, насколько психически и психологически здоров тот или иной человек, достаточно размыты. Есть понятие «нормы», но оно во многом обусловлено социально-культурными особенностями, обычаями, традициями и устоями того или иного общества, особенностями профессиональной деятельности, а также ситуациями, в которых человек чаще всего проявляет себя. Берсеркер, т.е. викинг в состоянии своего рода боевого транса - почти идеальный боец на поле боя, тем не менее, в других обстоятельствах назвать его поведение нормальным затруднительно. Циничный и малочувствительный патологоанатом в наибольшей степени способен реализоваться в своей профессии, но вне работы может выглядеть в глазах окружающих по меньшей мере странным и непонятным.

Норма характеризуется балансом между реальностью и приспособлением к ней, установкой на самоутверждение и саморазвитие в единстве чувством ответственности, достаточным потенциалом психической энергии, с активностью. Норма - это умение преодолевать жизненные трудности и принимать вызов обстоятельств. Психическое здоровье снижается при болезнях и с возрастом - после 75 - 80 лет (не у всех) а иногда и раньше. Психическое здоровье - это понятие не статическое, а динамическое.

К норме относятся:

1. Интеллект . Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.

2. Моральный облик : чуткий человек, без черствости «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.

3. Социально привлекательное адаптивное поведение , контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими и нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций.

4. Личностный оптимизм , характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.

5. Эмоциональность : без излишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.

6. Сексуальность : учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему .

Условно состояние психологического здоровья можно разделить на три уровня:

Высокий (креативный), для которого характерна устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности. Такие люди не требуют психологической помощи.

Средний (адаптивный) – люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность, неприспособленность к отдельным нестандартным, не слишком часто встречающимся в жизни ситуациям. Своевременная и квалифицированная психологическая помощь в большинстве случаев может быть полезной и обеспечить более быстрое и менее болезненное преодоление жизненных трудностей.

Низкий (дезадаптивный) уровень свойственен людям, стиль поведения которых характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи .

Как любят говорить психиатры, «нет абсолютно здоровых людей, есть неообследованные».

Полным набором абсолютно нормальных психологических показателей, по данным Е.А. Шапошникова, обладает лишь 25 - 30 процентов людей. Но на различных этапах жизни даже полностью психически здоровые люди могут не всегда нормально реагировать на те или иные ситуации, в частности на собственные соматические заболевания. 55-60 процентов людей балансируют между полноценным психическим здоровьем и теми или иными преходящими или незначительными нарушениями. И только 3-5 процентов могут считаться психически нездоровыми, требующими психиатрического лечения (этот показатель значительно колеблется в различных странах) .

В разделе на вопрос В чем разница между психический и психологический? Не важно к чему относится, а в общем. заданный автором Медиокритас лучший ответ это психический от слова психика (психическое здоровье, например, имеется в виду состояние психического состояния) , а психологическое (психика плюс наука) - в принципе, одинаково, только в психиатрии используются медицинское вмешательство, а в психологии - разные немедиц. методы (а вот еще есть психотерапия - между этими двумя понятиями): тренинги, методы коррекции, релаксация, арттерапия, песочная терапия, игротерапия и пр. и пр. вопрос классный, постаралась ответить как учили

Ответ от Кособокий [новичек]
Воспользуйтесь тренингом ссылка


Ответ от Іитрамон [гуру]
Ответы полная чушь
Речь не идёт о психиатрии.
А об Психике
Нельзя сказать к примеру Психологическое состояние ну если речь не идёт о состоянии психолога..
Можно сказать Психическое от слова психика то есть состояние а не психология Наука


Ответ от Невроз [активный]
Психика - "душа" с какого-то языка. Психология - наука о душе. Соответственно психический - это что-то относящееся к психике (психическое состояние). Психологический - относящееся к науке психологии (психологический метод).


Ответ от тростинка [активный]
Психический - это медицина психология -наука


Ответ от ЃПР [новичек]
психическое возникает спонтанно а психологическое путем логических рассуждений


Ответ от Казмагамбетов Кайыржан [активный]
Психический-это медецина.. психология наука...


Ответ от Лариса [гуру]
Психический - это ближе к медицине, к организму и подобным расстройствам. Психологический - ближе к душе.


Ответ от ЀЫЖАЯ [гуру]
А в общем-большая. В первом случае нарушение психики, во втором просто может быть вегетоневроз. Первая лечится у психиатра, вторая у психотерапевта или психоаналитика. Лучше у психотерапевта.
2-ое функциональное нарушение.

Психопрофилактика и психогигиена

1) помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему («новичкам»). Это могут первоклассники пришедшие в школу, или молодые специалисты, начинающие трудовую деятельность. Период адаптации к новой среде может длиться от недели до нескольких месяцев. В идеале, профилактика возможных трудностей должна начинаться ещё до того как человек попадает в новый коллектив, где ему предъявляют новые требования. Например, в детских садах (и в школах), то того как ребёнка приводят в группу проводятся беседы с родителями и даются рекомендации по подготовке ребёнка к новому месту и новым правилам. При приёме на работу с новыми сотрудниками проводится обучение (этим занимается менджер по обучению персонала), также могут применятся некоторые психологические тренинговые упражнения или приёмы для повышения эффективности профессиональной деятельности.

2) создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации. На данном этапе психолог принимает участие в эспертизе учебных программ и планов занятости работников, проводит мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки участников деятельности, способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

3) подготовка членов учебного или профессионального коллектива к переходу на другую степень обучения или профессиональной деятельности (например, профориентационная работа со старшеклассниками).

С понятием психопрофилактики тесно связано понятие психогигиены.

Психогигиена изучает влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей; разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, и предотвращения психических расстройств. Психогигиена и психопрофилактика служат для создания и разработки методов специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, облегчения острых психотравмирующих реакций и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного и учебного характера).

Психическое здоровье , выступая основной категорией психогигиены, определяется как состояние душевного благополучия, характеризуемое отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности реакцию поведения и деятельности.

Термин "психическое здоровье" был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В СШA и Великобритании, (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание "mental health" обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями. С раннего детства до поздних периодов жизни психическое здоровье составляет основу интеллектуальной деятельности и коммуникативных навыков, научения, эмоционального роста, устойчивости и самоуважения. В психологическом словаре под термином "психическое здоровье" понимается "состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности".



Пoнятие "психологическое здоровье" было введено в научный лексикон И.В. Дубровиной. С ее точки зрения, если термин "психическое здоровье" имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» – относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов

Б.С. Братусь выделяя три уровня здоровья: психофизиологическое, индивидуально-психологическое и личностное, первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий – к психологическому благополучию или психологическому здоровью

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.

Критерии психологического здоровья:

Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям, значение жизненных событий;

Адекватный возрасту уровень зрелости личностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер;

Адаптивность в микросоциальных отношениях;

Способность управлять своим поведением, разумно планировать жизненные цели и поддерживать активность в их достижении.

Критериями психологического здоровья являются: хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации (И.В.Дубровина), полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности (В.С.Хомик), опора на собственную внутреннюю сущность (А.Е.Созонов, Ф.Перлс), самоприятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, "самообъективность" как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающей смысл всему, что делает человек (Дж.Oлпорт).

Важным критерием психологического здоровья является характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида (Л.М.Aболин), в частности, изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах (К.А.Абульханова, Б.С.Братусь, С.Л.Рубинштейн, Э.Эриксон).

Понятие "психологическое благополучие" принято Всемирной организацией здравоохранения (ВOЗ) в качестве основного критерия здоровья и рассматривается как состояние полного физического, умственного и социального благополучия. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма и связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

В психологической и медицинской науках, существует достаточно много понятий, которые дают возможность оценить функции организма человека на всех уровнях его организации, особенности развития личности человека и специфику его внутренних состояний. Наиболее сущностными, но в то же время, достаточно противоречивыми, являются понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». В настоящее время здоровье трактуется как способность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливаться, способность к самосохранению и саморазвитию, ко всё более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания (Лишук В. А., 1994). Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В США и Великобритании, (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание “mental health” обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями.

Одним из основных понятий психологии здоровья является понятие психологическое здоровье, которое, в отличие от психического здоровья встречается пока нечасто. Современная наука разводит понятия психическое здоровье и психологическое здоровье. В психологии термин психологическое здоровье употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности. Инициатива в постановке и разработке проблемы психического здоровья с позиций феноменологического подхода (саноцентрическая, психологическая модель) принадлежит представителям гуманистической психологии. Понятие «психологическое здоровье» было введено в научный лексикон И.В. Дубровиной. С ее точки зрения, если термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. Термин психологическое здоровье в этом смысле, более нейтральный для восприятия, не вызывающий напряженного отношения. Использование этого понятия является целесообразным по следующим соображениям. Психологическое здоровье рассматривается как показатель социально-психологического аспекта образа жизни, характеризует восприятие, оценку индивидом своего социального благополучия, уровня и качества жизни, степени удовлетворения потребностей и реализации жизненных планов. Многие авторы указывают на тесную связь понятий психологическое здоровье и психическое здоровье, например, Б.С. Братусь выделяя три уровня здоровья: психофизиологическое, индивидуально-психологическое и личностное, первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий - к психологическому благополучию или психологическому здоровью.

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.

Психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками. Первый - соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или, в соответствии с известной метафорой, стремление придерживаться золотой середины. Одно важное уточнение: эта зона оптимума для каждого человека своя и в нахождении ее в части психологических констант, поведения, образа жизни - состоит одна из задач психологии здоровья. Этот признак находит свое отражение и в критериях здоровья личности, и во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности до наших дней. Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь - социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой.

Критерии психологического здоровья основываются на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация». Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в непривычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека.

  • · Первый критерий связан со способностью человека реагировать на другого человека как на равного себе («другой такой же живой, как и Я»).
  • · Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.
  • · Третий критерий - как человек переживает свою относительную зависимость от других людей.

Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов данного общества в данный конкретный момент.

Конкретизацией этих признаков могут служить различные критерии, позволяющие с разных сторон провести качественную и количественную оценку уровня психологического здоровья личности. Анализ текстов отечественных и зарубежных авторов, стоявших у истоков изучения проблемы психического (личностного) здоровья позволил выделить следующие его критерии:

  • · Целостность. (С.Л. Рубинштейн);
  • · Сознательность (С.Л. Рубинштейн);
  • · Наличие собственной жизненной позиции. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
  • · Активность, направленная на реализацию собственного внутреннего потенциала. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
  • · Духовность, свобода и ответственность (Г.С. Абрамова Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл);
  • · Тождественность самому себе, своей природе, переживание своего «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь);
  • · Творчество (А. Маслоу, К. Роджерс)
  • · Важность Другого (эмпатическое понимание и принятие другого человека) (К. Роджерс);
  • · Самотворчество (возможность реально стать хозяином собственной жизни, способность развиваться, изменяться) (Дж. Бьюдженталь).

Эти критерии тесно взаимосвязаны друг с другом и с другой точки зрения могут рассматриваться как личностные особенности (например, выраженность критичности и самокритичности, способность к самоконтролю, коммуникативная эффективность, свобода от угнетающих зависимостей, чувство юмора и т.п.) и в определенной степени согласуются со многими чертами здоровой личности:

Современные исследования психологического здоровья:

  • · подчеркивают его целостный, системно-структурный характер, включающий несколько уровней проявления;
  • · рассматривают психологическое здоровье в непосредственной связи с личностью, как интеграл ее жизнеспособности.

Важным критерием психологического здоровья является характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида, в частности, изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах. На психологическое здоровье влияют генетически обусловленные качества (тип высшей нервной деятельности, особенности анатомо- физиологического развития сенсорных систем, выраженность моторно-двигательной активности и т.п.), т.е. врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы (индивидуальные особенности поведения, развившиеся в ходе приобретения личного опыта). Психологическое здоровье это определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни.

Таким образом, можно сказать, что психологическое здоровье, несомненно, связано с психическим здоровьем, именно последнее создает основу для здоровья психологического. Психическое здоровье необходимое, но далеко не единственное условие формирования здоровья психологического. Четкое понимание данных понятий, их сущностная характеристика и особенности очень важны, так как важно разграничивать сферы деятельности специалистов, работающих в области охраны и укрепления психического здоровья (психиатры, психологи, психотерапевты и т.д.) и профессионалов, изучающих психологическое здоровье (психологов, психотерапевтов).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх