Ингаляционный способ введения лекарственных веществ. Медицинские процедуры для детей: техника проведения

ГЛАВА 26 ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

ГЛАВА 26 ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Наибольшее значение в детской практике имеет энтеральный способ введения лекарственных средств, включающий оральный и ректальный. Кроме того, без нарушения целостности кожных покровов лекарственные средства могут быть введены в организм с помощью ингаляций, путем нанесения на кожу и слизистые оболочки, а также лекарственного электрофореза (см. раздел «Техника выполнения простейших физиотерапевтических процедур).

Наконец, что касается респираторной недостаточности, первые попытки электрической стимуляции френового нерва были проведены в середине 90-х годов и передали надежду на то, что помощь дыхания без трахеотомии или маски станет возможной в один прекрасный день. В аэрозолетерапии мы по-прежнему стремимся улучшить работу приборов и способы введения хрупких молекул. Цель состоит в том, чтобы больше не доставлять пациента домой, а держать его там как можно дольше. Оборудование менее шумно, усилия были сделаны по дизайну и материалам; системы подключения менее заметны, а маски более приспособлены и более эргономичны.

Введение лекарственных средств через рот. Дети получают лекарственные средства через рот в виде таблеток, порошков, капсул, растворов, эмульсий и др. Сложности приема лекарственных средств через рот заключаются в возможной отрицательной реакции ребенка, наличии лекарственных средств с неприятным запахом или вкусом, таблеток или драже большого размера. Лучше всего дети принимают лекарственные средства через рот в растворе или суспензии; при приеме препаратов в сухой форме приходится их размельчать и разбавлять молоком или сиропом.

Эргономика устройств развивается, чтобы учесть уровень понимания и знания пользователей, будь то специалисты в области здравоохранения, поставщики услуг или пациенты. Наконец, теперь аппаратное обеспечение включает в себя все более сложные системы мониторинга соблюдения с аварийными сигналами в случае аномальных изменений физиологического параметра или технического сбоя. Развитие компьютерных наук и беспроводных технологий привело к созданию систем сбора данных для дистанционного мониторинга пациентов.

Врач может удаленно изменять настройки машины и получать информацию о соблюдении режима лечения, что может быть полезно для оценки эффективности. По словам профессора Мьюира, «еще предстоит прогресс в совершенствовании систем мониторинга». Но путь, уже принятый для лучшего лечения респираторных заболеваний, впечатляет.

Нельзя смешивать несколько лекарственных препаратов в одной ложке.

Детям грудного возраста всю назначенную дозу жидкого лекарственного средства лучше вводить не сразу, а по частям, в нескольких ложечках, соблюдая осторожность, чтобы не разлить.

Дозу вводимого лекарственного средства определяет врач. Различают дозы, назначаемые на один прием, - разовые, в течение суток - суточные, на курс лечения - курсовые. Лекарственное средство назначают из расчета на 1 кг массы тела или на 1 м 2 поверхности тела, на 1 год жизни ребенка. Для исключения возможных ошибок и передозировки необходимо знать примерный расчет разовых дозировок лекарственных средств для детей в зависимости от возраста:

Когда заканчивается кислород

Кислородная терапия - это медицинское лечение, которое включает введение кислорода, обогащенного воздухом, для коррекции гипоксемии, то есть дефицита объема этого газа в артериальной крови. Чаще всего гипоксемия является прямым следствием респираторной недостаточности, которая сама по себе связана с нарушением функции вентиляции или нарушением газообмена в легких. Если дыхательная недостаточность тяжелая, необходима длительная кислородная терапия, более 15 часов в день, ежедневно и ночью. Это особенно характерно для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких, кистозным фиброзом, интерстициальной болезнью легких или легочной артериальной гипертензией.

до одного года - 1/12 - 1/24 дозы;

1год - 1/12;

2года - 1/8; 4 года - 1/6; 6 лет - 1/4;

7 лет - 1/3; 12-14 лет -1/2;

15-16 лет - 3/4 дозы взрослого.

Сублингвально, как правило, назначают препараты быстрого действия. Причем это могут быть различные лекарственные формы: таблетки, капсулы, растворы. Препараты, принятые под язык, не разрушаются ферментами пищеварительного тракта и быстро поступают в кровь, минуя печень. Традиционно, под язык, дают таблетки валидола, нитроглицерина при наличии у ребенка заболевания сердечно-сосудистой системы. Можно 3-5 капель раствора валокардина нанести на кусочек сахара и попросить ребенка держать этот кусочек под языком, не проглатывая до полного растворения.

Другие патологии могут вызывать респираторную недостаточность, которая также оправдывает ежедневное введение кислорода, но в более короткие сроки. Амбулаторная кислородная терапия относится к пациентам, у которых респираторная недостаточность проявляется только во время физических нагрузок. Он также может дополнять кислородную терапию отдыха. Он помогает уменьшить одышку и облегчить ежедневную активность в течение дня. Наконец, кислородная терапия показана для облегчения сосудистой боли лица, а также в конце жизни или в паллиативной помощи при расстройстве респираторных заболеваний.

Ректальное введение свечей. Техника введения свечей в прямую кишку у детей принципиально не отличается от таковой у взрослых. Свечу с лекарственным средством вводят в прямую кишку обычно утром (после самостоятельного опорожнения кишечника или после очистительной клизмы) или на ночь. Необходимо объяснить ребенку и/или его родителям технику введения суппозитория и дать общую информацию о лекарственном препарате. Если в палате находятся другие больные, то надо отгородить больного ребенка ширмой. Помогают или укладывают ребенка на бок с согнутыми в коленях ногами. Перед процедурой надевают перчатки. Ребенка просят расслабиться и полежать. Далее, разорвав контурную упаковку по насечке, извлекают суппозиторий. Перед применением свечи следует смочить ее водой комнатной температуры, что облегчает введение и дальнейшее рассасывание. Разводят ягодицы одной рукой, другой - вводят суппозиторий в анальное отверстие. После введения свечи ребенку предлагается лечь, приняв удобное для него положение, лучше на боку, и полежать 20 мин. Далее медсестра снимает перчатки, убирает ширму, заполняет документацию о выполненной процедуре, в дальнейшем в течение нескольких часов следит за самочувствием ребенка, наличием дефекации.

Во всех случаях кислород является лекарством и, как таковой, он должен назначаться врачом. Чистый кислород не существует в природе, но присутствует в окружающем воздухе, смешанном с азотом и другими газами. Он может быть выделен для использования при высоких концентрациях между 90 и 100%.

Кислородные бутылки содержат до 15 литров сжатого газа. Регулятор давления, расположенный на выходе, позволяет уменьшить давление до 3 бар, что делает кислород дышащим. Эта система хранит очень большое количество кислорода в небольшом объеме. Когда бутылка или резервуар пуст, он должен быть заполнен, что требует вмешательства поставщика медицинских услуг. Концентраторы или экстракторы представляют собой третью категорию устройств, предназначенных для доставки кислорода. Они не хранят кислород: они извлекают его из окружающего воздуха, взятого из комнаты.

Ингаляции. В педиатрической практике широко применяют лечение вдыханием распыленных в воздухе жидких и твердых лекарственных средств. Различают ингаляции паровые, тепловлажные, масляные, аэрозоли лекарственных средств. Ингаляции вызывают прежде всего местное воздействие на слизистые оболочки дыхательных путей, причем эффект во многом определяется степенью дисперсности (размельчения) аэрозолей.

Этот воздух сначала сжимается системой, затем фильтруется через слой цеолита, природного материала, который обладает способностью удерживать азот и пропускать кислород. В отличие от цилиндров и резервуаров, которые работают независимо при их заполнении, экстракторы должны быть подключены к электрическому току. Терапевтическое качество кислорода одинаково независимо от его источника, но в зависимости от его использования и индивидуальных предпочтений некоторые устройства лучше других. Эти различные источники домашнего кислорода требуют стационарных помещений.

Типы ингаляторов. Эффективность лечения зависит от правильности выбора средства доставки лекарственного вещества с учетом возраста ребенка и клинической картины. При правильном сочетании лекарственного препарата и способа его введения достигается наибольший лечебный эффект.

Ингаляции проводят аэрозольными ингаляторами (АИ-1, АИ-2), паровыми ингаляторами (ИП-2), дозированными аэрозольными ингаляторами (ДАИ), универсальными ингаляторами, рассчитанными на проведение тепловлажных ингаляций растворами жидких и порошкообразных веществ («Аэрозоль» У-Г, «Аэрозоль» У-2), ультразвуковыми аэрозольными аппаратами (УЗИ-1, УЗИ-3, УЗИ-4, «Туман» и небулайзеры различных типов), электроаэрозольными аппаратами («Электроаэрозоль»-Г, ГЭИ-1). При помощи аэрозольных ингаляторов можно проводить ингаляции лекарственных средств, щелочных растворов, масел, настоев трав. Паровой ингалятор снабжен теплорегулятором для подогрева аэрозолей до температуры тела. В ультразвуковых ингаляторах размельчение лекарственного средства осуществляется ультразвуковыми колебаниями, поток воздуха регулируется со скоростью 2-20 л/мин, оптимальная температура аэрозоля 33-38 °С. Выбор лекарственного средства для ингаляций определяется медицинскими показаниями (секретолитики, бронходилататоры, противовоспалительные средства и др.). В условиях лечебного учреждения ингаляции проводятся в специально оборудованном помещении.

Чтобы люди могли оставаться мобильными, несмотря на все, были разработаны портативные системы, которые позволяют им двигаться, беря с собой либо кислород, либо небольшой концентратор. Чтобы доставить этот кислород пациенту, существуют различные средства связи. Назальные очки, которые наиболее часто используются сегодня, помещаются под нос и доставляют поток кислорода непосредственно в ноздри. В некоторых исключительных случаях более подходящими являются носовая трубка, кислородная маска или катетер, расположенные в трахее.

В педиатрии и новорожденных головка ребенка помещается под колокольчик из плексигласа. Он сначала крестил его «своеобразно», потому что заметил, что этот газ немного плотнее воздуха, что свеча горит лучше в его присутствии, чем в чистом воздухе, и что, дыша, мышки становятся более активными. Впоследствии Антуан Лоран де Лавуазье понял, что этот газ также обладает свойствами окисления металлов, чтобы превратить их в кислоты. Затем конкретный воздух становился кислородом, а затем кислородом. Лавуазье не останавливался на этом, а затем продемонстрировал, что дыхание, которое потребляет кислород, выделяет углекислый газ и вырабатывает тепло, основано на том же принципе, что и сгорание углерода.

Техника дозированной ингаляции. Для ингаляции в дыхательные пути бронходилататоров b 2 -агонистов и ингаляционных глюкокортикоидов обычно используют ДАИ портативного типа. Для получения оптимального эффекта требуется точное соблюдение техники применения ингалятора. Ингаляцию обычно ребенок выполняет самостоятельно, для чего проходит специальное обучение. Последовательность выполнения процедуры:

Использование кислорода для медицинских целей началось в больницах за окопами Первой мировой войны. Это был вопрос лечения газовой гангрены, болезни, которая разъедает поврежденные ткани и уничтожает многих солдат. Профессор Вигнат, главный врач скорой помощи, использовал горячий газообразный кислород под давлением, чтобы высушить раны. Тем не менее, протокол требовал адаптированного оборудования, обработка которого требовала точного ноу-хау и не достигала большого терапевтического успеха. Впоследствии и до шестидесятых, медицинский кислород был заключен в больницу.

Снять колпачок с ингалятора, держа баллончик донышком вверх;

Встряхнуть ингалятор перед применением;

Сделать выдох;

Слегка запрокинув голову назад, обхватить губами мундштук ингалятора;

Сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно ингалятора;

На высоте вдоха задержать дыхание (рекомендуется не выдыхать в течение 8-10 с после ингаляции, чтобы препарат осел на стенках бронхов);

Значение долгосрочной кислородной терапии у пациентов с тяжелой хронической обструктивной болезнью легких было продемонстрировано в конце семидесятых. Два англосаксонских теста, один в США и других в Англии, заложили основу для текущих показаний к медицинскому кислороду. Второй, проведенный Британским медицинским советом рекреационных исследований, показал, что кислородная терапия значительно улучшает ожидаемую продолжительность жизни пациентов с тяжелой обструктивной хронической респираторной недостаточностью по сравнению с контролируемой с медицинской точки зрения контрольной группой.

Сделать медленный выдох.

Главное условие правильного применения ДАИ - синхронизация вдоха и нажатия на баллончик (маневр «рука-легкие»).

При проведении ингаляций рот и нос закрывают раструбом, флакон с лекарственным веществом располагают строго перпендикулярно, дном вверх (рис. 71). Детям иногда бывает трудно правильно выполнять все рекомендации по использованию ингалятора.

С этого момента дверь была широко открыта для развития долговременной кислородной терапии. И технологии должны были быстро развиваться, чтобы обеспечить длительность лечения в лучших условиях безопасности, эргономики и комфорта. Тогда газовая форма была единственной доступной. Бутылки были тяжелыми, громоздкими и риском реального взрыва. Установка и обращение с этим оборудованием требовали больших мер предосторожности. Пациенты и их окружение должны были воздерживаться от курения поблизости. Но устройство размером с небольшой предмет мебели оставалось громоздким и не двигалось легко.

Рис. 71. Применение портативного ингалятора:

а - общий вид ингалятора: 1 - заслонка; 2 - ингалятор; 3 - резервуар; б - ингалятор в действии

Повторная ингаляция проводится через 1-2 минуты.

Наиболее частые ошибки, совершаемые при использовании ДАИ:

Забывают встряхнуть ингалятор перед применением;

Неправильно держат ингалятор (баллончик должен располагаться донышком вверх);

Необходимо было быть в пределах гибкости, чтобы использовать его. Наиболее тяжело нарушенные респираторные пациенты могли жить дома, но были вынуждены жить в сидячей жизни. Кроме того, экстракторы времени генерировали ограниченный поток кислорода, который ограничивал их охват и делал их непригодными для лечения очень серьезных хронических респираторных недостатков. В то время жидкий кислород, который доставляет кислород на высокой скорости, уже существует, но доступен только в больнице. Пациенты, которые могли снабжать себя через поставщиков услуг этими большими бутылками, которые должны были подключаться к сектору и регулярно заполняться.

При проведении ингаляции голова наклонена вперед;

Ребенок не задерживает дыхание на высоте вдоха;

Вдох и нажатие на баллончик происходят несинхронно, причем десинхронизация дыхания и распыления встречается в 20-45 % наблюдений;

Повторные ингаляции делаются без необходимого интервала в 1-2 мин.

Мало того, что у них был высокий поток кислорода, но они, наконец, наслаждались большей свободой передвижения. Поскольку жидкий кислород можно переносить в небольшие емкости, транспортировать с помощью плечевого ремня и содержать необходимое количество обработки в течение нескольких часов. Они могли, наконец, легче бродить дома и снаружи. Была запущена кислородная терапия под названием «ходьба».

Сегодня кислородный газ в бутылке сжимается под давлением 200 бар. Большие домашние оболочки используются в качестве резервной копии в случае отказа концентратора или отключения питания. Другие, менее громоздкие, могут быть размещены на тележке и отслеживать движение пациента домой. Меньшие весом около 3 килограммов и дают пациенту автономию около 2 часов. Их расход не превышает 3 литров в минуту. То, что у обычных концентраторов не намного выше, но сейчас есть высокоскоростные концентраторы, которые могут обеспечить до 9 литров кислорода в минуту.

Трудности при осуществлении маневра форсированного вдоха и синхронного нажатия на баллончик ингалятора преодолевается, если воспользоваться ингалятором нового типа - «Легкое Дыхание» или ингалятором, активируемым вдохом. При этом эффективность правильного использования ингалятором повышается в 2 раза, особенно у детей.

Что касается холодного хранения жидкого кислорода, он остается хорошим вариантом для сильно зависимых пациентов из-за их большой емкости. К этому фиксированному материалу всегда относится переносной резервуар, который пациент заполняет из неподвижного источника. Современные модели переносных цистерн позволяют доставлять кислород либо в непрерывном потоке, либо в импульсном режиме, то есть по требованию во время вдоха, для экономии кислорода. В зависимости от предписанного потока они обеспечивают до 7 часов автономности.

Со стороны пациентов ожидания также связаны с тем, что система администрирования является настолько ненавязчивой, насколько это возможно. Это особенно важно для тех, кому приходится носить кислородную маску или очки почти постоянно, то есть более 15 часов в день, что является большим количеством рецептов. Для особых ситуаций, таких как чрезвычайные ситуации или введение кислорода с высоким потоком, маски лучше подходят. Те, у которых есть трубки Вентури, позволяют обеспечить очень точное давление кислорода.

Техника ингаляции при помощи ингалятора «Легкое Дыхание»:

Открывают крышку ингалятора;

Делают вдох;

Закрывают крышку ингалятора.

Повторная ингаляция начинается с открытия крышки ингалятора. Для активации ингалятора необходимо только открыть его колпачок и вдохнуть лекарство. Выдох до и после ингаляции, задержка дыхания после вдоха также необходимы.

Высококонцентрированные маски, оснащенные клапанами, вытесняют выдыхаемый воздух, чтобы пациент всегда вдыхал поток свежего газа. Кронштейн кислорода или носовая канюля находятся в форме трубки с двумя отверстиями сопел для размещения в ноздрях. Трубка идет за уши, что обеспечивает фиксацию целого. На протяжении многих лет устройство приобрело гибкость. Сегодня он больше не крутится и больше не включает латекс или бисфенол. Таким образом, появились аксессуары, позволяющие скрыть его, в лучшем случае, путем фиксации его на очках.

Новое поколение портативных концентраторов. На этом этапе приоритетом является поиск лучшей автономии для пациентов, зависящих от медицинского кислорода. Альтернативные решения для жидкого кислорода, и особенно менее дорогостоящие, начинают преобладать. Таким образом, появились несколько лет назад системы, которые соединяют компрессор с переносным концентратором или кадди. Пациент может самостоятельно заполнить свои бутылки. Текущие модели дают от 2 до 5 часов автономности. Самая последняя инновация касается разработки портативных и переносных хабов, которые являются кульминацией гонки для миниатюризации.

Обратим внимание на то, что не требуется делать:

1)встряхивать баллончик;

2)класть палец на решетку верхней части ингалятора;

3)синхронно с вдохом нажимать на дно ингалятора (маневр «рукалегкие» отсутствует).

Ингалятор, активируемый вдохом, обладает серьезным преимуществом - простотой техники ингаляции при надежности доставки лекарства в бронхи. У детей рекомендуется дополнительное использование спейсера (оснащенной клапаном камеры) - приспособления, которое облегчает использование ингалятора, уменьшает системную абсорбцию, а для ингаляционных кортикостероидов - и количество побочных эффектов. Перед использованием спейсера необходимо убедиться в том, что он соответствует данному ингалятору.

Техника пролонгированной ингаляции. Другой тип ингаляции - пролонгированный. Детям бывает трудно правильно выполнять все необходимые рекомендации, что определяет необходимость постоянного контроля. Предварительно налаживают систему ингалятора. Перед процедурой больного малыша обычно укутывают или укрывают одеялом, или держат на коленях, при необходимости фиксируя руки. Мундштук распылителя приставляют к области рта и носа. Крик ребенка не является помехой для проведения процедуры, наоборот, во время крика ребенок глубже вдыхает аэрозоль. Дети старшего возраста обхватывают мундштук распылителя губами и вдыхают лекарственную смесь. Время ингаляции составляет 5-10 мин. Используют

разовые сменные мундштуки. В случае их отсутствия после ингаляции мундштук моют и стерилизуют.

Ингаляции обычно проводят через 1-1,5 ч после приема пищи, физической нагрузки. При выраженных симптомах ринита и синуситах перед процедурой ингаляции интраназально целесообразно назначать сосудосуживающие средства. Ребенок должен дышать глубоко и ровно, делая глубокий вдох ртом, далее задерживать дыхание на 1-2 с и делать полный выдох через нос. После ингаляции в течение 1 ч не рекомендуется пить, есть, разговаривать, за исключением ингаляции гормональных средств, когда, наоборот, после процедуры следует прополоскать рот водой комнатной температуры. Курс лечения составляет 6-8-15 процедур.

Наиболее типичные ошибки при выполнении пролонгированной методики аэрозольтерапии:

Несоблюдение режима выполнения назначений - сокращение продолжительности процедуры, температурного режима и др.;

Нечеткое информирование родителей и ребенка о правилах поведения во время процедуры и после нее;

Совмещение различных процедур у ряда больных детей;

Переключение внимания медсестры во время процедуры на другое.

Дети младше 5 лет должны выполнять ингаляции под строгим наблюдением взрослых в связи с практически обязательными погрешностями техники выполнения процедуры. Медицинский работник должен учитывать международные данные о том, что в половине случаев пациенты не выполняют рекомендации в полном объеме.

Чтобы обеспечить комфортность процедуры, ингаляции проводят при температуре воздуха 18-20 °С в хорошо проветриваемом помещении. Несоблюдение последнего правила нередко является причиной появления у персонала различных аллергических реакций.

Следует следить за температурой аэрозоля, особенно при проведении ингаляции грудному ребенку, а также при наличии у больного гиперреактивности бронхов. При оптимальной температуре (35-38 °С) ингаляты хорошо всасываются, функция мерцательного эпителия не нарушается. Горячие ингаляции (выше 40 °С) подавляют функцию мерцательного эпителия. Холодные ингаляции (ниже 25 °С) вызывают раздражение слизистой дыхательных путей, провоцируют приступ рефлекторного кашля. Что касается продолжительности курса лечения, то длительное вдыхание даже индифферент-

ных аэрозолей (более 30 ингаляций) может оказать повреждающее влияние на аэрацию и сурфактантную систему, вызвать отечность альвеолярного эпителия, нарушить процессы микроциркуляции.

Необходимым условием безопасности проводимой аэрозольтерапии является тщательная дезинфекция аппаратуры и всех ее частей, использование индивидуальных масок и разовых мундштуков, их обязательная дезинфекция. Для профилактики ВБИ ингаляционную установку после каждых 3-4 ингаляций следует разбирать, мыть и подвергать химической дезинфекции.

Аэрозольные аппараты не должны стать источником внутрибольничных инфекций!

Нельзя использовать неисправные аэрозольные аппараты - в этих случаях характеристики аэрозолей не соответствуют паспортным. В аппаратах с пневматическими распылителями чаще всего нарушена работа клапанов, испорчена мембрана или засорено сопло форсунки. В ультразвуковых ингаляторах эффективному распылению часто мешает образование воздушных пузырьков в контактной среде на границе водной среды и неправильный расчет объема распыляемой жидкости. Частой неисправностью электроаэрозольных распылителей является отсутствие электризации частиц.

Возможен недоучет взаимодействия входящих в композицию лекарств. В связи с этим запрещено использовать в ингаляциях лекарственные средства, нерастворимые в воде, например, прополис, диазолин, сульфаниламиды, вазелиновое масло или приготовленные на его основе препараты. Используемые в ингаляциях растительные масла (эвкалиптовое, облепиховое, мятное и др.), способны почти полностью расщепляться и всасываться в легких. Они, в отличие от вазелинового масла, обладают антисептическим, отхаркивающим и удаляющим неприятные запахи эффектами, активно влияют на обмен веществ и репаративные процессы.

Эффективность ингаляции зависит от совместимости с иными процедурами. Предшествующие физиотерапевтические воздействия, как правило, способствуют задержке лекарств в дыхательных путях, назначение лечебных физических факторов после ингаляций - ускоряет удаление препарата из легких.

В последние десятилетия в детской практике пришлось отказаться от ингаляций антибиотиков, витаминов, эфедрина, ментолового масла и многих настоев трав. Это связано как с малой их эффективностью, так и с побочным действием на здоровье медицинского персонала.

Особое отношение в педиатрии - к фузафунгину, обладающему уникальными антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Аэрозольный препарат биопарокс (фузафунгин) выпускается в виде дозированного аэрозоля по 20 мл/400 доз и применяется детям, начиная с 30 мес (2,5 лет) при ОРЗ бактериального генеза, осложненном синуситом, фарингитом, ларинготрахеитом: в день 4 ингаляции через рот и/или 4 ингаляции в каждый носовой ход. Длительность лечения - 8-10 дней.

Небулайзерная терапия считаетсялучшимспособомдоставкилекарственного вещества в дыхательные пути. Небулайзер или компрессорный ингалятор - устройство для преобразования жидкого лекарственного вещества в мелкодисперсный аэрозоль, что осуществляется под действием ультразвука (ультразвуковой небулайзер) или газа из электрического компрессора либо баллона (струйный небулайзер) (рис. 72, а). В растворе, подаваемом с помощью компрессора, происходит распыление препарата в форме влажного аэрозоля с диаметром частиц 2-5 мкм.

Небулайзерные ингаляции возможны у детей обычно с 1,5-2 лет и не требуют особой координации дыхания. Для выполнения процедуры налаживают систему ингалятора, больного ребенка заворачивают в одеяло и держат на коленях, приставив к области рта и носа мундштук распылителя. Дети старшего возраста обхватывают мундштук распылителя губами и вдыхают лекарственную смесь. Используют одноразовые мундштуки. Техника выполнения ультразвуковой ингаляции та же, что и пролонгированной ингаляции (рис. 72, б).


Рис. 72. Небулайзерная терапия: а - ультразвуковая ингаляция


Рис. 72. Небулайзерная терапия (окончание): б - вид современных струйных небулайзеров

Бронходилататоры для небулайзерной терапии представлены Р 2 ~адреномиметиками, холинолитиками и комбинированными препаратами. В виде небул применяют основные бронхорасширяющие средства лечения бронхиальной астмы у детей: сальбутамол (вентолин-небулы, стеринебсаламол, сальгим), фенотерол (беротек), ипратропиум бромид (атровент). Препараты сальбутамола и фенотерола содержат 1 мг лекарственного вещества, ипратропиум бромид - 250 мг в 1 мл раствора. Схемы приема препаратов через небулайзеры:

1)3 ингаляции по 5-10 мин с интервалом 20 мин, далее каждые 4-6 ч до купирования приступа;

2)непрерывная ингаляция препарата в суточной дозе 0,5-0,8 мг/кг (в отечественной практике применяется редко).

При тонзиллите, фарингите, бронхите бактериального происхождения, пневмониях, муковисцидозе через небулайзеры в последнее время по показаниям стали вводить муколитики или препараты для разжижения мокроты: амброксол гидрохлорид (лазолван, амбробене), ацетилцистеин (АЦЦ, мукомист, флуимуцил), бромгексин (бизолвон). Эти препараты разрывают полимерные связки в компонентах мокроты, уменьшая ее вязкость и выработку слизи, но в больших дозах могут привести к возникновению бронхоспазма, рефлекторному кашлю. Так, флуимуцил в ингаляциях используется в дозе 300 мг (1 ампула) 1-2 раза в день в течение 5-10 дней. С той же целью показано ингаляционное введение физиологического рас-

твора (0,9 % раствора хлорида натрия) или даже минеральной воды типа «Московской», «Поляна Квасова», «Боржоми». Назначают по 2-3 мл (минеральную воду предварительно необходимо дегазировать) 3-4 раза в день.

Для небулайзерной терапии по специальным показаниям используют антибактериальные средства - противотуберкулезные и противогрибковые препараты широкого спектра действия, а также антисептики. Небулайзерная терапия антибиотиков возможна лишь после выявления чувствительности патогенной микрофлоры и отсутствии повышенной индивидуальной чувствительности. Курс лечения составляет 7-10 дней. При аэрозольтерапии антибактериальными препаратами проводится пробная ингаляция в половинной разовой дозе. При нормальной переносимости повторная ингаляция включает полную дозу препарату, но ниже, чем при парентеральном введении. Чаще всего проводят ингаляции 4 % раствором гентамицина (2 мл готового раствора), амикацина (2 мл или 100 мг в растворе), 10 % раствором изониазида (разводят в соотношении 1:1 по 2 мл 1-2разавдень),амфотерицинаВ(по25 000-50000ед.наоднуингаляцию 1-2 раза в день).

Недостатками небулайзерной терапии остаются ее высокая стоимость, необходимость частой чистки устройств и незначительное количество препаратов, производимых в виде растворов для небулайзера.

Устройства для ингаляционной терапии бронхиальной астмы у детей. Представлены дозирующими аэрозольными ингаляторами под давлением (ДАИд), активируемыми вдохом ДАИ, порошковыми ингаляторами (ПИ) и небулайзерами. ДАИ лучше использовать с дополнительными специальными спейсерами, которые представляют собой пластиковую трубку с насадкой для ингалятора и мундштуком для рта. Для доставки сухого порошка в дыхательные пути применяют циклохалеры и дискхалеры.

Больному ребенку подходящее устройство подбирают индивидуально:

Детям до 4 лет лучше использовать ДАИд плюс спейсер или небулайзер с масками для защиты лица;

В возрасте от 4 до 6 лет используют ДАИд плюс спейсер с мундштуком, ПИ или, при необходимости, небулайзер с маской для защиты лица;

У детей старше 6 лет при возникновении трудностей в использовании ДАИд надо использовать ДАИд со спейсером, активи-

руемый вдохом ДАИ, ПИ или небулайзер. Использование ПИ требует дыхательных усилий, что создает сложности при их применении во время тяжелых приступов; при тяжелых приступах астмы рекомендуется использовать ДАИд

со спейсером или небулайзер. Для удобства доставки лекарств в дыхательные пути разработаны различные средства, в частности, лекарство впрыскивается в спейсер из ингалятора, а затем постепенно вдыхается ребенком. Спейсер обязательно должен использоваться для введения бронхорасширяющих препаратов (сальбутамол), а также ингаляции кортикостероидов (рис. 73).

Рис. 73. Последовательность использования спейсера

Преимущества использования спейсера заключаются в следующем:

Нет раздражающего действия на дыхательные пути;

Упрощаетсятехникаингаляции, таккакотпадаетнеобходимость синхронизировать вдох с моментом введения препарата, что детям выполнять особенно сложно;

Меньше лекарства задерживается в полости рта и глотке;

Лекарство проникает в дыхательные пути значительно глубже, чем без использования спейсера.

Ингаляторы для введения порошковых форм лекарств. Они обладают рядом преимуществ - их можно использовать без веществаносителя (фреон), раздражающего слизистые оболочки. Таким путем могут быть введены большие количества лекарства; возможен строгий контроль принятых доз препарата, тем самым предотвращается передозировка. Наибольшее распространение получили ингаляторы типов: дискхалер, аэролайзер, спинхалер, инхалер и др.

Для дискхалера используют лекарства, помещенные в диски (вентолин, фликсотид) (рис. 74), для аэролайзера - капсулы (формотерол и др.) (рис. 75).


Рис. 74. Дискхалер


Рис. 75. Применение аэролайзера:

а - снятие колпачка; б - поворот мундштука (открытие контейнера); в - заправка капсулы; г - обратный поворот мундштука (закрытие контейнера); д - нажатие на кнопку для освобождения порошка из капсулы; е - «Аэролайзер» в действии

Для ингаляционной доставки формотерола (форадила) применяют специальный тип ингалятора - аэролайзер, обладающий рядом особенностей:

Низким сопротивлением (требуется меньшее усилие при вдохе);

Довольно высокой легочной депозицией лекарственного вещества;

Не требуется координации вдоха с активацией устройства;

Контролируется полнота ингаляции по вкусовым ощущениям, по степени опорожнения капсулы.

Распылитель типа «Спинхалера» предназначен для вдыхания интала (кромолин-натрия), выпускаемого в капсулах. Капсула, содержащая порошок, вставляется в пропеллер желтым концом вниз. Очень важна правильная техника выполнения ингаляции. Она требует от ребенка активного форсированного вдоха через «Спинхалер» и короткой задержки воздуха перед выдохом. Необходимое требование - делать вдох с запрокинутой головой, так как в противном случае до90 % лекарственного препарата остается в глотке. Эффект при применении интала как антиаллергического средства появляется только при соблюдении всех правил ингалирования лекарственного вещества.

Правила применения «Спинхалера» следующие:

1.Сделать глубокий выдох.

2.Слегка запрокинуть голову назад.

3.Плотно обхватить губами мундштук ингалятора и сделать глубокий резкий вдох.

4.Задержать дыхание на 10 с.

5.Для того чтобы капсула была полностью опорожнена, нужно вдохнуть, как описано в пунктах 1-4, до 4 раз.

6.После ингаляции надо осмотреть полость рта ребенка. Если на языке и слизистой оболочке рта осело много порошка, значит, были ошибки при ингаляции (слабый вдох, не запрокинута голова назад, «Спинхалер» забит порошком и требует очистки).

Инхалер также, как и аэролайзер, предназначен для вдыхания порошка из капсулы, принципы их работы похожи.

Введение лекарственных средств через кожу и слизистые оболочки. С этой целью используются различные методики: втирание, смазывание, применение мазевых, влажно-высыхающих повязок, введение лекарственных средств в нос, ухо, конъюнктивальный мешок.

Втирание лекарственных средств проводится обычно в здоровую кожу, но при таких кожных заболеваниях, как чесотка, гнездная

алопеция (облысение) и др., возможно и в пораженные участки кожи. При втирании лекарственного средства в области волосистой части головы волосы предварительно выбривают.

Техника втирания заключается в следующем: перед началом процедуры тщательно моют руки с мылом, надевают перчатки, небольшое количество лекарственного вещества наносят на кожу, равномерно распределяют по поверхности, затем круговыми и продольными движениями пальцев втирают его до появления ощущения сухой поверхности кожи.

Смазывание - нанесение на пораженные участки кожи мази, пасты, болтушки. Мазь наносят на кожу при помощи шпателя или марлевого тампона и аккуратно распределяют равномерным слоем. Так же наносится на кожу паста. При нанесении пасты на волосистую часть кожи волосы предварительно сбривают. Перед смазыванием болтушку необходимо взбалтывать. Лекарственную взвесь наносят на пораженные участки кожи ватным или марлевым тампоном.

Мазевые повязки накладывают в том случае, если необходимо длительное воздействие лекарственного средства. Небольшое количество мази наносят на марлевую салфетку или непосредственно на пораженный участок, покрывают компрессной бумагой, потом ватой. Затем повязку плотно фиксируют бинтом.

Влажно-высыхающие повязки применяют у детей при острых воспалительных заболеваниях кожи, сопровождающихся мокнутием (экзема и др.). Стерильные марлевые салфетки, сложенные в 8-10 слоев, смачивают лекарственным раствором, отжимают и накладывают на воспаленный участок кожи, покрывают бумагой для компрессов и забинтовывают. Вату обычно не подкладывают, чтобы замедлить скорость высыхания. Если повязка высохла и не отходит самостоятельно от поврежденной кожи, ее необходимо отмочить тем же лекарственным раствором, который использовался ранее.

Закапывание капель в нос. На слизистую оболочку носа лекарственное средство наносится каплями с помощью пипетки. Перед введением капель нос ребенка очищают от слизи и корок: детям раннего возраста - при помощи ватного «фитилька», а дети старшего возраста высмаркиваются, освобождая поочередно правый и левый носовые ходы.

Закапывать капли ребенку удобней при участии помощника. Помощник (мать) держит ребенка в полулежачем положении, фиксируя руки, а при необходимости - и ноги ребенка. Ребенку старшего возраста капли можно ввести, когда он находится в положении лежа

или сидя, с запрокинутой головой. Лекарственное средство набирают в пипетку или используют индивидуальный флакон-капельницу (например, «Пиносол»), фиксируют или чуть приподнимают кончик носа ребенка, наклоняют голову набок: при введении лекарственного средства в правый носовой ход - наклоняют влево, и наоборот. Стараясь не касаться пипеткой слизистой оболочки носа, вводят 2-3 капли лекарственного средства. Оставляют голову ребенка в том же положении на 1-2 мин для равномерного распределения лекарственного средства по слизистой оболочке. Далее в той же последовательности вводят капли в другой носовой ход.

Внимание! Изотонический раствор натрия хлорида можно готовить ex tempore, в том числе в домашних условиях: в стакан воды (200 мл) добавить на кончике столового ножа поваренной соли.

Реже лекарственное средство в нос вводят с помощью инсуффлятора (порошковдувателя). Предварительно следует объяснить ребенку и его родителям ход процедуры. В момент вдувания необходимо, чтобы ребенок вначале по возможности задержал дыхание, а в дальнейшем «втянул» в нос часть порошка. Медицинская сестра уточняет самочувствие ребенка и убирает остатки порошка с носа салфеткой.

Закапывание капель в ухо. Перед введением капель в наружный слуховой проход лекарственный раствор предварительно подогревают до температуры тела. Ватным тампоном очищают наружный слуховой проход, укладывают ребенка на бок больным ухом вверх. Готовят пипетку. Капли закапывают после выпрямления наружного слухового прохода, для чего у ребенка раннего возраста левой рукой ушную раковину оттягивают немного книзу, у старших детей - книзу и в сторону. Вводят обычно 5-6 капель лекарственного раствора. После закапывания положение больного необходимо сохранить в течение 10-20 мин. В дальнейшем наблюдают за ребенком и спрашивают о его самочувствии.

Закапывание капель в глаза. Капли в конъюнктивальный мешок глаза чаще назначают новорожденным и детям грудного возраста. Для выполнения процедуры необходимо приготовить пипетку, стерильные ватные шарики, глазные капли. Желательно лишний раз убедиться, что флакон с лекарством - это детские глазные капли. Пипетку перед употреблением необходимо вымыть и простерилизовать кипячением. Нужно следить, чтобы лекарственный раствор, набранный в стеклянный конец пипетки, не попал в резиновый баллончик. Пипетку при заполнении следует держать строго вертикально. Левой рукой нужно оттянуть нижнее веко или, если ребенок

рефлекторно сжал веки, раздвинуть их, правой рукой, надавливая на резиновый баллончик, ввести в конъюнктивальный мешок 1-2 капли лекарственного раствора (рис. 76, а). Нередко закапать капли в глаза можно лишь при участии помощника, который удерживает голову ребенка в необходимом положении, фиксирует руки и ноги. Затем ребенка просят закрыть глаза, промокают края век шариком снаружи к внутреннему углу глаза. Все действия повторяют, если есть необходимость закапать капли в другой глаз.


Рис. 76. Закапывание капель в глаз (а) и закладывание мази за веко (б). Объяснение в тексте

После использования пипетки подлежат очистке, дезинфекции и стерилизации. Выпускаются глазные капли с пипеткой-насадкой.

Закладывание мази в конъюнктивальный мешок. Это обычная процедура при воспалительных заболеваниях конъюнктивы. Мазь можно ввести непосредственно из тюбика или с помощью специальной стеклянной палочки, один конец которой уплощен в виде лопатки (рис. 76, б). Перед использованием стеклянную палочку стерилизуют кипячением. Ребенка раннего возраста помогает фиксировать помощник. Стеклянной палочкой берут небольшое количество (с горошину) глазной мази и вводят в наружный угол конъюнктивального мешка, а при заболеваниях век накладывают на больной участок. После этого глаза ребенку закрывают и слегка массируют веки. Ребенку нужно дать чистый ватный шарик для удаления вытекающей из-под сомкнутых век мази. При необходимости заложить мазь за нижнее веко другого глаза все действия повторяют.

Применение ушных фитосвечей и фитоворонок. Относительно новый метод лечения и профилактики ЛОР-заболеваний (риниты, отит, гайморит и др.), а также удаления серных пробок. В состав классических ушных фитоворонок входят пчелиный воск и эфирные масла (коричное, эвкалиптовое, гвоздичное, лавандовое); в состав детской фитоворонки - только пчелиный воск. Защитная втулка «Nо drops» обеспечивает безопасность, отсутствие эфирных масел в детских формах снижает риск возникновения аллергических реакций.

Процедура выполняется в положении ребенка лежа на боку. Массируется ушная раковина. Далее один конец ушной свечи (фитоворонки) подносят к зажигалке, а после того как разгорается огонь, противоположный свободный край вставляют в наружный слуховой проход больного ребенка. Горящая свеча фиксируется в строго вертикальном положении и удерживается в течение всей процедуры. Теплый воздух, поступающий от горящей свечи, обеспечивает мягкое прогревание тканей, комплексное воздействие - обезболивающий и противовоспалительный эффекты. Когда пламя достигает специальной метки, свечу гасят в воде (стакан с водой готовят заранее). По окончании прогревания ушную раковину протирают ватным тампоном на палочке, затем в наружный слуховой проход вставляют сухой ватный тампон. Процедуру при необходимости повторяют на другой стороне.

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Небулайзерная терапия проводится с помощью специального прибора, состоящего из самого небулайзера и компрессора, создающего поток частиц размером 2-5 мкм со скоростью не менее 4 л/мин.

Слово «небулайзер» происходит от латинского слова nebula, что значит туман.

Небулайзер - устройство для преобразования жидкости в аэрозоль с особо мелкодисперсными частицами способными проникать преимущественно в периферические

Осуществляется данный процесс под воздействием сжатого воздуха через компрессор

(компрессорный небулайзер) или под влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер).

Небулайзерная терапия, создавая высокие концентрации лекарственного вещества в

легких, не требует координации ингаляции с актом вдоха.

Она эффективна и безопасна.


Цели:

 доставка терапевтической дозы препарата в аэрозольной форме непосредственно в бронхи больного

 получение эффекта за короткий период времени (5-10 минут).

Показания:

 атрофические заболевания носа, носоглотки,

 ангина,

 ларингит,

 трахеит,

 бронхит,

 пневмония,

 бронхиальная астма,

 туберкулезное поражение верхних дыхательных путей.

Противопоказания:

 обширное разрушение слизистой верхних дыхательных путей,

 кровотечение и наклонность к нему,

 почечная недостаточность,

 недостаточность кровообращения 1 -2 степени,

 общее истощение организма,

 индивидуальная непереносимость некоторых аэрозолей.

Подготовка к процедуре:

    Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

    Открыть небулайзер

    Перелить жидкость из небулы (специального контейнера с лекарственным препаратом) или накапать раствор из флакона (разовую дозу препарата);

    Добавить физиологический раствор до нужного объема 2-3 мл (по инструкции к небулайзеру);

    Собрать небулайзер, проверить его работу

    Присоединить мундштук или лицевую маску;

Выполнение процедуры:

    Объяснить ребѐнку/родственникам ход и суть выполнения манипуляции, получить согласие

    Усадить ребѐнка в удобном положении перед аппаратом или уложить

    Соединить небулайзер и компрессор, включить компрессор;

    Выполнить ингаляцию до полного расходования раствора (20 – 30 мнут, при необходимости с перерывом в 5 –10 минут)

Завершение процедуры:

    Прополоскать ребѐнку полость рта тѐплой кипячѐной водой, обеспечить покой, рекомендовать воздержаться от кашля и не разговаривать 20 – 30 минут

    Разобрать и обработать небулайзер

    Вымыть и осушить руки

7. Особенности введения капель в нос, глаза, ухо.

Признаки

Введение капель

В полость носа

В глаз

В ухо

1 .Положение ребенка

Голова слегка запрокинута и повернута в сторону закапывания.

Голова слегка запрокинута.

Лежа, (сидя), больное ухо сверху.

2.Фиксация положения.

Левой рукой за лоб.

Левой рукой оттянуть нижнее веко

(шарик для каждого глаза отдельный), правой - ребром ладони фиксировать голову. Пипетку дер-

жать под углом 400

Левой рукой оттянуть ушную раковину (детям до 2-х

лет книзу и кзади,

старшим - вверх и

3.Особенности

введения капель.

По наружной стенке, прижать крыло носа к перегородке.

На внутреннюю

поверхность века,

ближе к внутреннему углу глаза с

расстояния не более 2 см.

По наружной стенке, нажать на козелок.

4.Количество капель.

5-6 (подогретые до

температуры 36,6°С

Профилактика раз-

дражения лабиринта).

5.Фиксация положения после закапывания.

1 -2 минуты

1 -2 минуты



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх