Перинатальная энцефалопатия у новорожденных: как распознать и что делать? Синдромы двигательных расстройств

Двигательная активность малыша - это один из основных факторов, по которым принято судить о состоянии его здоровья. Но встречаются случаи, когда родители младенца слышат от невропатолога диагноз "синдром двигательных нарушений". Что это? Какими симптомами сопровождается заболевание? Можно ли избавиться от него? Существуют ли способы, которые помогут избежать появления подобной неприятности? В статье будут рассмотрены ответы на эти и некоторые другие вопросы.

Что такое синдром двигательных нарушений новорожденного?

Это заболевание диагностируется в случаях, когда у грудничка наблюдается снижение либо повышение двигательной активности, и ослабление силы мышц. Наиболее подвержены ему малыши в возрасте от 2 до 4 месяцев.

Синдром двигательных нарушений разделяют на несколько основных типов:

  1. Мышечный гипертонус.
  2. Мышечная гипотония.
  3. Мозжечковый синдром.
  4. Мозжечковая дизартрия.
  5. Симметричный шейный тонический рефлекс.
  6. Тонический лабиринтный рефлекс.

Каждый из типов заболевания имеет свои особенности. Поговорим об этом позднее при рассмотрении симптоматики синдрома двигательных нарушений.

Причины возникновения заболевания

Синдром двигательных нарушений у грудничка может возникнуть в результате воздействия некоторых факторов.

Во-первых, причиной заболевания может стать гипоксия. Это явление сопровождается нарушением кровоснабжения головного мозга, что приводит к его поражению.

Во-вторых, синдром двигательных нарушений может возникнуть в результате перенесённой внутриутробной инфекции.

В-третьих, частой причиной заболевания выступают полученные родовые травмы в результате слишком большой массы плода, тазовом предлежании, неправильном вставлении головки и так далее. Во всех этих случаях может быть поражён спинной мозг новорожденного.

Четвёртая и последняя причина заключается в неправильном аппарата.

Симптомы гипертонуса

Синдром двигательных нарушений у новорожденного, проявляющийся в виде гипертонуса, может сопровождаться следующими симптомами:

  • тело малыша в лежачем положении сгибается в виде дуги;
  • грудничок научился держать головку, не достигнув даже месячного возраста;
  • к трёхмесячному возрасту ребёнок не научился раскрывать кисть для того, чтобы взять игрушку или другой предмет, он прижимает к туловищу сжатые кулачки;
  • голова крохи всегда повёрнута в одну сторону;
  • если поставить малыша на ножки, он встанет не на полную стопу, а на одни носочки;
  • ребёнок умеет переворачиваться только через один бок;
  • в годовалом возрасте пользуется не обеими руками, а отдает предпочтение какой-то одной.

Все вышеописанные признаки означают, что из ЦНС поступает чрезмерное количество импульсов. Не стоит откладывать в долгий ящик поход к неврологу.

Симптомы гипотонуса

В отличие от предыдущего варианта, гипотонус характеризуется сниженным поступлением импульсов от ЦНС в мышечные ткани, в результате чего уменьшается и их напряжение.

Синдром двигательных нарушений этого типа сопровождается такими признаками:

  • вялость младенца, он совершает совсем мало движений ножками и ручками;
  • малыш не может удерживать игрушку в руке;
  • крик ребёнка очень слабый;
  • младенец не умеет удерживать головку в вертикальном положении на протяжении длительного периода времени и постоянно запрокидывает её назад;
  • малыш не начинает в положенное время ползать, сидеть и вставать;
  • ребёнок начинает улыбаться гораздо позже положенного срока;
  • дети с гипотонусом очень плохо держат равновесие во время сидения: даже в 6-7 месяцев их шатает со стороны в сторону.

Этот вид заболевания очень плохо сказывается на позвоночнике и осанке, возникает высокий риск вывихов суставов. Тяжёлые формы могут затруднить даже такие важные процессы, как сосание груди, жевание и глотание пищи. Кроме того, дети с этим видом заболевания длительное время не проявляют речевые навыки.

Общие симптомы заболевания

Чем ещё может сопровождаться синдром двигательных нарушений? Симптомы, по которым можно судить о заболевании, бывают ещё и следующие:

  • Ребёнок не может принимать патологические позы. Ему очень сложно сгибать и разгибать верхние конечности. Кроме этого, он не может загибать пальчики.
  • Ещё один признак - монотонность крика и плача малыша.
  • Значительное запоздание слуховых и зрительных реакций.
  • Малыш отстаёт в физическом развитии, ему сложнее научиться переворачиваться, садиться, держать равновесие и так далее.

Диагностика заболевания

Даже при наличии явных признаков проблемы не стоит устанавливать диагноз самостоятельно и уж тем более заниматься самолечением. Необходимо обратиться к неврологу, который проведёт полное обследование и по его итогам сможет определить наличие заболевания и его тип.

Во время диагностики в первую очередь учитывается перинатальный анамнез. Доктору необходимо знать, были ли у ребёнка перенесённые инфекции, токсико-метаболические нарушения либо признаки гипоксии. Отдельное внимание обращается на оценку состояния новорожденного малыша по шкале Апгар.

Если на обследовании находится грудничок, у которого ещё не зарос родничок, ему назначается допплер-исследование мозгового кровотока и нейросонография. В особо тяжёлых случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

Дополнительно проводится сверка навыков ребёнка с нормами развития в его возрасте. Неврологи и педиатры в данном случае пользуются специальными таблицами.

Синдром двигательных нарушений у детей: лечение заболевания

Не стоит отчаиваться, если ребёнку был поставлен такой страшный, на первый взгляд, диагноз. На сегодняшний день разработано немало эффективных способов, которые помогут избавиться от такой проблемы, как синдром двигательных нарушений. Лечение может включать в себя проведение массажа, рефлексотерапии, остеопатии, лечебной физкультуры. Вкратце рассмотрим каждый из этих методов.

Начнём с лечебной физкультуры и массажа. Для их проведения обычно необходимо применение специальных мазей. Каких именно - подскажет специалист перед выполнением процедур. Особое внимание в данном случае обычно уделяется нижним конечностям. Существует ещё два небольших, но важных нюанса: перед началом массажа и физкультуры нужно укутать ножки малыша одеждой из шерсти, а по окончании - сделать ванночки с отварным овсом либо сапожки из парафина.

Для того чтобы определить комплекс необходимых упражнений, врач ориентируется в первую очередь на то, где именно наблюдаются нарушения: в сидении, ползанье, ходьбе и так далее.

Дети, возраст которых менее одного года, должны пройти не менее четырёх курсов лечебного массажа и физкультуры. При этом один курс включает в себя порядка 20 сеансов, которые состоят из чётко установленного комплекса упражнений.

Родителям необходимо запомнить, что не стоит расслабляться в перерывах между сеансами у специалиста. В этот период они должны самостоятельно делать массаж крохе.

Далее рассмотрим, что такое остеопатия. Процедура является альтернативой официальной медицине. Положительный эффект в этом случае достигается путем воздействия на нужные точки тела и массажа внутренних органов.

Рефлексотерапия применяется в тех случаях, когда синдром двигательных нарушений у детей сопровождается задержками в созревании и развитии. Этот вид терапии показывает наибольшую эффективность.

В некоторых случаях для того, чтобы устранить синдром двигательных нарушений у новорожденных, врач может назначить применение гомеопатических лекарственных препаратов. Их выбор будет зависеть от характера протекания заболевания и особенностей организма малыша.

Не менее важную роль играет и правильно сформированный рацион ребёнка. В нём должно присутствовать большое количество витамина В. В противном случае потребуется делать уколы.

Прогноз на будущее

То, насколько благоприятно пройдёт лечение, зависит в первую очередь от вида заболевания.

Синдром двигательных нарушений лёгкой формы (при условии отсутствия стойкой гипоксии) можно побороть уже в течение первого года жизни малыша.

Более тяжёлые типы заболевания способны стать причиной возникновения множества осложнений: умственной отсталости, эпилепсии, сложностей с ходьбой, обучением и концентрированием внимания, метеочувствительности, головных болей, проявлений вегетососудистой дистонии.

Профилактика заболевания

Основная профилактика возникновения синдрома двигательных нарушений заключается в предоставлении ребёнку свободы действий. Конечно же, в пределах правил безопасности. Не нужно ограничивать его пространство колыбелькой. При наличии возможности рекомендуется выделить для малыша отдельное помещение.

Малыш должен развиваться и познавать что-то новое. Помочь в этом деле смогут красочные картинки, яркие игрушки и так далее.

Дополнительно можно давать ребёнку ходить босиком, заниматься с ним на фитболе, проводить лечебный массаж и гимнастику. Очень полезны и прикосновения к разным по текстуре предметам.

Подведём итоги

Многие мамы воспринимают синдром двигательных нарушений как приговор и опускают руки, потеряв надежду на то, что их малыш выздоровеет. Ни в коем случае не нужно этого делать! Как видим, это заболевание на сегодняшний день уже не входит в группу неизлечимых, а это означает, что шансы на полное выздоровление у ребёнка очень велики. Как правило, к двум годам все признаки заболевания исчезают у 90 % детей. В особенности это касается случаев, когда проблема была обнаружена достаточно рано и ещё не успела усугубиться. Единственное, что понадобится от родителей в такой ситуации - проявить упорство и терпение. И тогда с их любимым малышом всё будет в порядке. Будьте здоровы!

Синдром двигательных нарушений (СДН) – расстройство двигательной сферы человека, обусловленное поражением головного мозга и нарушением работы ЦНС. Обычно поражает один или несколько отделов мозга: кора больших полушарий, подкорковые ядра, ствол. Форма мышечной патологии определяется объемом и областью поражения мозга. Недуг проявляется патологическим изменением тонуса мышц и разнообразными двигательными нарушениями.

Болезнь развивается у грудных детей 2-4 месяцев, перенесших травму или гипоксию мозга. Причинами синдрома двигательных нарушений у детей могут быть негативные факторы, оказывающие внутриутробное воздействие на плод и вызывающие перинатальное поражение центральной нервной системы. Судорожная активность мышц, их гипотония и слабость требуют срочного лечения.

СДН клинически проявляется уже в первые дни и недели жизни ребенка. У больных детей возникает гипо- или гипертонус мышц, снижается или повышается спонтанная двигательная активность, ослабляется двигательная функция конечностей, нарушается рефлекторная деятельность. Они отстают в физическом развитии от сверстников, не справляются с целенаправленными движениями и их координацией, имеют трудности со слухом, зрением и речью. Развитие мышечной ткани на разных конечностях происходит с разной интенсивностью.

Эти проблемы постепенно провоцируют нарушение психического развития и неполноценность интеллекта. Замедляется речевое и психоэмоциональное развитие. Дети с СДН начинают сидеть, ползать и ходить несколько позже своих ровесников. Некоторые из них даже в год не держат голову. Полное отсутствие произвольных движений гортанных мышц у детей приводит к нарушению глотательного рефлекса. Этот признак указывает на серьезную стадию патологии, которая требует срочного проведения терапевтических мероприятия, способных устранить столь опасную симптоматику.

Поскольку синдром не прогрессирует, его своевременное и правильное лечение дает впечатляющие результаты. Согласно МКБ-10 он имеет код G25 и относится к «Другим экстрапирамидным и двигательным нарушениям».

Этиология

Этиопатогенетические факторы, вызывающие перинатальное поражение ЦНС - ППЦНС и провоцирующие синдром:


Точная причина в каждом конкретном случае не всегда ясна. Обычно синдром развивается при одновременном воздействии нескольких негативных факторов, причем один из них является ведущим, а остальные лишь усиливают эффект.

Симптоматика

Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.

Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:

  1. Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
  2. Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
  3. Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
  4. Параличи и парезы.
  5. Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
  6. Непроизвольные движения.
  7. Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
  8. Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
  9. Монотонный крик и плач.
  10. Нарушение артикуляции.
  11. Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
  12. Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
  13. Трудности при кормлении грудью.
  14. Судорожный синдром, синюшность кожи.

Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.

Симптомы гипертонуса:

  • тело малыша дугообразно изгибается,
  • грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
  • больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
  • голова повернута в одну сторону,
  • малыш становится на носочки, а не на всю стопу.

Симптомы гипотонуса:

  • больной младенец вялый,
  • он мало двигает конечностями,
  • не может удержать игрушку в руке,
  • кричит слабо,
  • ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
  • не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
  • не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.

Выделяют несколько форм патологии:

  1. с преимущественным поражением ножек - ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
  2. одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
  3. расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей - невозможность ползать, стоять и ходить;
  4. полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.

Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.

Стадии развития синдрома двигательных расстройств:

  • Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
  • Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
  • Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.

этапы развития ребенка в норме

В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.

Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН - лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.

Диагностика

Диагностикой и лечением синдрома занимаются специалисты в области неврологии и педиатрии, которые ставят свой диагноз на основании данных, полученных из истории беременности и родов мамы. Большое значение имеют результаты лабораторных анализов, УЗИ, томографии и энцефалографии.

  1. Перинатальный анамнез - внутриутробное инфицирование, тяжелые интоксикации организма, кислородное голодание мозга.
  2. Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет.
  3. Нейросонография – обследование новорожденного, предполагающее сканирование мозга ультразвуком.
  4. УЗИ с допплером - исследование мозгового кровотока через родничок.
  5. Электроэнцефалография – метод исследования электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, с записью таких потенциалов.
  6. Электронейромиография проводится для оценки тонуса мышц.
  7. КТ или МРТ головного мозга позволяет обнаружить очаги поражения.
  8. Обследование у офтальмолога, ЛОРа, психиатра, травматолога-ортопеда.

Лечение

Ребенок с СДН должен наблюдаться у невролога и пройти комплексное лечение. В настоящее время существуют эффективные методики, позволяющие быстро устранить заболевание. Чем раньше синдром обнаружен, тем легче с ним бороться.

Комплекс лечебных мер, применяемых при СДН:

  • Массаж – эффективное средство, позволяющее добиться отличных результатов. Перед сеансом ребенка согревают, а после него - закутывают в шерстяное одеяло. Массажист должен специализироваться именно на работе с новорожденными и грудными детьми. Через 10-15 сеансов состояние больного значительно улучшается.
  • Лечебная физкультура восстанавливает двигательные функции и координацию движений.
  • Остеопатия - воздействие на определенные точки тела.
  • Рефлексотерапия показана детям с задержкой в созревании нервной системы и развитии.
  • Гомеопатия активизирует мозговые процессы.
  • Физиотерапия - миостимуляция при гипотонии мышц, парафинотерапия, гидромассаж, ванны, электрофорез, магнитотерапия.
  • Диетотерапия - питание продуктами, содержащими витамин B.
  • Бальнеотерапия, грязелечение, анималотерапия – общение с дельфинами и лошадьми.
  • Педагогическая коррекция, специальный режим и логопедические методики.
  • Использование вспомогательных устройств – ходунков, кресла, вертикализатора, велосипеда, тренажеров, пневмокостюмов.
  • Санаторно – курортное лечение в Крыму и на черноморском побережье Краснодарского края.

Медикаментозное лечение заключается в применении антиконвульсантов и миорелаксантов; диуретиков; препаратов, снижающих внутричерепное давление; витаминов группы В; лекарств, улучшающих микроциркуляцию в мозговой ткани; антигипоксантов; препаратов, тонизирующих сосуды. Больным назначают «Церебролизин», «Кортексин», «Цераксон», «Актовегин», «Пирацетам», «Глицин», «Нейровитан», «Мидокалм», «АТФ», «Прозерин».

Оперативное вмешательство при гидроцефалии позволяет восстановить отток ликвора. Хирурги выполняют пластику сухожилий и мышц, удаляют контрактуры. С целью исправления нарушений в нервной ткани проводят нейрохирургические вмешательства.

СДН хорошо поддается лечению, если начать его правильно и вовремя. Прогноз патологии во многом зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врачей. Если синдром не лечить, могут развиться серьезные последствия функциональной недостаточности ЦНС – церебральный паралич и эпилепсия, которые требуют более долгой и тяжелой терапии.

Видео: пример массажа для лечения СДН

Профилактика и прогноз

Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома:

  1. охрана материнства и детства;
  2. исключении вредных привычек у беременных женщин;
  3. заинтересованность ребенка познаванием окружающего мира с помощью красочных картинок и ярких игрушек;
  4. ходьба босиком, ЛФК, лечебный массаж, занятия на фитболе,
  5. частые пальчиковые игры, ходьба по рельефным поверхностям.

СДР - излечимая болезнь, с которой нужно бороться. Легкая форма патологии хорошо поддается адекватной терапии. Более тяжелые случаи требуют особого подхода. Если родители не заметят опасных симптомов и не обратятся вовремя к врачу, у ребенка возникнут сложности с ходьбой и обучением. Запущенные формы осложняются умственной отсталостью и эпилепсией. Любое промедление в лечении может превратить легкий случай в сложный процесс.

В движении - жизнь. Это утверждение особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ведь по состоянию их мышечного тонуса, тому, как он развивается, судят о развитии малыша. Двигательная активность новорожденного – один из важнейших факторов, определяющий его состояние здоровья.

Но как быть, когда родители замечают, что у грудничка не достаточно развиты двигательные функции? А если на приеме у невропатолога они слышат диагноз «синдром двигательных нарушений» или сопутствующий ему – «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ППЦНС)? Наша статья расскажет об этих диагнозах, особенностях их проявления, диагностике, и в каких случаях лечение будет наиболее эффективно.

Клиническая картина

Тело любого человека с рождения имеет мышечный тонус. Это определенное напряжение мышц, благодаря которому удерживается положение тела, его позы и, конечно же, осуществляются движения.

В утробе матери мышцы ребеночка находятся в гипертонусе: кулочки сжаты, ножки и ручки подведены к телу, и это нормальное вынужденное положение. После рождения оно сохраняется приблизительно до 3-х месяцев, по прошествии которых тонус приходит в норму. На практике это означает, что мышцы не сильно напряжены, так что без труда можно раскрыть детскую ладошку, согнуть ножки и разогнуть их. О двигательных нарушениях говорят в таких ситуациях.

Мышечный гипертонус

Признак того, что из ЦНС поступает большое количество нервных импульсов. Мама обязательно должна показать малыша неврологу в следующих случаях:

  • в лежачем положении тело ребенка изгибается в виде дуги;
  • грудничку едва исполнился месяц, а он отлично удерживает головку;
  • после 3-х месяцев ребенок не раскрывает кисть, чтобы взяться за игрушку, всегда сжимает кулачки и прижимает их к туловищу;
  • голова повернута всегда в одну сторону;
  • если поставить кроху на ножки, опирается на носочки, а не на полную стопу;
  • переворачивается только через один бок;
  • в возрасте до года отдает предпочтение одной руке (груднички одинаково хорошо должны пользоваться как левой, так и правой рукой).

При мышечном тонусе эффективен массаж

При гипертонусе мышц у новорожденных неправильно формируются моторные навыки. После того, как ребенок учится ходить, могут возникнуть нарушения походки, осанки. И поскольку подобное состояние всего лишь симптом, указывающий на патологии ЦНС, он может спровоцировать развитие церебрального паралича (ДЦП).

Мышечный гипотонус

Возникает, когда количество поступающих из ЦНС импульсов к мышцам сильно снижено. Как следствие, снижается и напряжение мышц. Признаки подобного состояния следующие:

  • младенец вялый, производит немного движений ручками и ножками;
  • не может удержать игрушку в руке;
  • слабый крик;
  • малыш поздно начинает улыбаться;
  • так как затылочные мышцы слабые, долго не может удерживать головку в вертикальном положении, постоянно запрокидывая ее назад;
  • детей с гипертонусом мышц при попытке в 6-7 месяцев посадить шатает в стороны, им сложно удержать равновесие;
  • ребенок не ползает, не встает, не сидит в положенное время.


Занятия на фитболе улучшают тонус мышц

Синдром двигательных нарушений в виде мышечной слабости отрицательно влияет на осанку и позвоночник, часто случаются вывихи суставов. При тяжелой форме гипотонии ребенку сложно сосать грудь, самостоятельно жевать или глотать пищу. Длительное время отсутствует проявление речевых навыков.

Мышечная дистония

Состояние, при котором мышечный тонус переменчив: то наблюдается гипертония, то гипотония мышц. Или же одна группа мышц находится в напряжении, в то время как другая слишком расслаблена.

Причины возникновения

Часто у детей с выраженным синдромом двигательных расстройств в анамнезе есть патологии нервной системы, развившиеся во время внутриутробного формирования или в процессе родов. То есть мышечная дистония возникает вследствие поражения ЦНС (коротко перинатальное поражение нервной системы называют ППЦНС). Факторы, провоцирующие развитие патологии:

  1. Гипоксия - основная причина поражения головного мозга плода или новорожденного вследствие нарушения в нем кровоснабжения.
  2. , которые часто возникают при тазовом предлежании, большой массе плода, неправильном вставлении головки. Во всех этих случаях может развиться поражение спинного мозга.

Как диагностируют болезнь

Диагноз ставят неврологи после тщательного обследования. При этом учитывается перинатальный анамнез: были ли проявления гипоксии, токсико-метаболические нарушения, перенесенные инфекции; обращается внимание на .


Нервно-психическое развитие оценивают по месяцам

Обязательно малышу, имеющему незаросший родничок, назначают нейросонографию и допплер-исследование мозгового кровотока. В тяжелых случаях рекомендуют сделать МРТ или КТ головного мозга. У педиатров и неврологов есть таблицы с нормами развития моторных и психомоторных навыков по месяцам. На основании этой таблицы происходит оценочное сравнение достигнутых результатов.

Лечение

Методы восстановления, то есть лечение, будут зависеть от степени тяжести состояния малыша. Из медикаментов назначают лекарственные средства, снижающие нервно-мышечное проведение импульсов либо улучшающие его.

Широко применяется лечение массажем, электрофорезом, физиотерапевтическими методами. Практикуют занятия на фитболе. Доктор рассказывает родителям, как организовать правильное питание. Некоторые упражнения мама может выполнять с ребенком дома, но только после того, как получит соответствующий инструктаж.

Прогноз

Последствия при ППЦНС могут быть самые разные, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. В самых проблемных случаях развивается эпилепсия, умственная отсталость, сложности с ходьбой. При легких степенях ребенок может быть гиперактивным, испытывать сложности в обучении, ему тяжело концентрироваться и запоминать информацию. Возможны головные боли, метеочувствительность, проявления вегетососудистой дистонии.

Синдром двигательных нарушений лечится настолько эффективно, насколько позволяет ему пораженная нервная система. Однако в большинстве случаев при установлении диагноза в поликлиниках и отсутствии стойкой гипоксии при родах мышечные дистонии приходят в норму к концу первого года жизни.

Синдром двигательных нарушений у грудничка – это болезнь, при которой у малыша наблюдается нарушения двигательной активности (снижение или повышение), ослабление силы мышц и мышечная дистония.

Чаще всего этому заболеванию подвержены грудные дети в возрасте от двух – четырех месяцев. Риск получить данное заболевание возрастает, если ребенок перенес гипоксию (кислородное голодание) или травму головного мозга. Как и многие другие заболевания, синдром двигательных нарушений (СДН) делится на несколько видов.

Виды СДН

  • Мышечный гипертонус – повышенный мышечный тонус. Ребенок не способен держать равновесие долгое время.
  • Мышечная гипотония – пониженный мышечный тонус. Этот вид СДН распространяется и на малышей более старшего возраста.
  • ДЦП – .
  • Мозжечковый синдром – расстройство работы и функций мозжечка. (Пьяная походка).
  • ТЛР- тонический лабиринтный рефлекс. Дети не могут перейти в сидячее положение, не могут перевернуться с одного бока на другой.

Причины

  1. Осложнения во время родов. Достаточно часто нетерпеливый акушер-гинеколог для ускорения процесса появления на свет ребенка начинает выталкивать малыша, применяя силу, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод, травмирует его, вследствие чего, малыш получает СДН.
  2. Если мама во время беременности или ребенок во время родов страдали кислородным голоданием (гипоксией), то можно быть уверенным, что младенец получит СДН.
  3. Инфекция нервной системы. Источником этой инфекции является больная мама, которая заражает плод через плаценту.
  4. Неправильно сформированный аппарат опорно-двигательной системы.

Очень важно диагностировать СДН как можно раньше. Поэтому молодая мама должна с полной ответственностью следить за здоровьем и поведением своего ребенка особенно в первые месяцы его жизни.

Симптомы

  • Слабая мышечная сила является основным симптомом болезни. Все движения малыша происходят «в замедленном действии». Ребенок без посторонней помощи не может держать голову, шею, поднять ручки и ножки.
  • Малыш не в состоянии принимать патологические позы. Сложность, практически невозможность, в сгибании и разгибании верхних и нижних и верхних конечностей. Ребенок не может загибать пальчики.
  • Монотонность плача и криков-также характерный признак синдрома двигательных нарушений.
  • Мимика больного ребенка существенно отличается от мимики здорового. Она достаточно бедная, малыш поздно начинает улыбаться. Например, если здоровенький малыш начинает радовать родителей своей улыбкой в первый месяц жизни, то младенец, страдающий синдромом двигательных нарушений показывает улыбку в лучшем случае — в трёхмесячном возрасте.
  • Зрительно слуховые реакции значительно запаздывают.

Лечение

Остеопатия, массаж, лечебная физкультура, и рефлексотерапия занимают первое место по эффективности лечения синдрома двигательных нарушений у детей. В любом случае ребенок в обязательном порядке должен наблюдаться у врача-невролога и пройти назначенное им лечение.

Остеопатия – это альтернатива официальной медицине. Является более мягким способом лечения СДН у детей, нежели медикаментозное и инвазивное лечение. Лечебное действие оказывается с помощью массажа внутренних органов, в частности – воздействие на нужные точки тела.

Массаж и лечебная физкультура . Детям в возрасте до одного года обязательно нужно пройти не менее чем 4 курса лечебной физкультуры и массажа. Один курс состоит не менее чем из 20 сеансов, сеанс состоит из определенного комплекса лечебных упражнений. В промежутки между курсами родители должны самостоятельно делать массаж ребенку.

Для выполнения процедур массажа необходима использовать мази. Какую именно мазь вы должны приобрести для своего малыша, должен подсказать вам специалист.

Для получения желаемого результата особое внимание нужно уделять нижним конечностям. Перед началом выполнения упражнений-укутайте ноги малыша в одежду из шерсти. После окончания гимнастических упражнений можно сделать сапожки из парафина или ванночки с отварным овсом.

Лечащий врач вашего ребенка обязательно должен проводить специальную диагностику, которая способствует конкретному определению видов нарушений. (Сидение, ходьба, ползанье и др.)

Сделав на этой основе результаты, невролог может назначить ряд гомеопатических препаратов и сформировать рацион питания ребенка. В частности, при СДН малыш должен питаться продуктами, содержащими витамин B. Или же назначить уколы.

Рефлексотерапия . Этот вид лечения является наиболее результативным, если ребенок имеет задержку в развитии и созревании нервной системы.

Профилактика

Обеспечьте своему ребенку полную свободу в действиях (Не переусердствуйте. Правила безопасности никто не отменял.) Не ограничивайте его узкой колыбелькой. Если имеется возможность, неплохо было бы предоставить малышу отдельное помещение. Ребенок должен развиваться, иметь интерес к жизни, познанию окружающего мира. Предоставьте ему больше объектов для изучения: ярких игрушек, красочных картинок и т.п.

Еще одним важным и полезным для развития нервной системы детей является ходьба босиком, гимнастика, лечебный массаж в обязательном порядке. Занятия на большом мяче () также оказывают положительный эффект в профилактике СДН.

Как можно чаще играйте с ребенком в пальчиковые игры, прикасайтесь к нему, ходите по рельефным поверхностям.

Современные мамы воспринимают диагноз «синдром двигательных нарушений» как приговор, отчаиваются и опускают руки. Это неправильная реакция! Эта болезнь излечима, с ней нужно бороться. И если вы действительно любите свое чадо-вы ни за что не отступите, а будете бороться за здоровья ребенка до конца.

Эволюция двигательных нарушений связана с этапами онтогенеза двигательной коры: пик миелинизации кортико–спинального тракта приходится на 4–6 месяцы постнатального развития, что создает условия клинической манифестации спастического синдрома к первому полугодию жизни.
В настоящее время отсутствуют стандарты клинической и лабораторно–инструментальной диагностики двигательных расстройств (ДР) у детей грудного возраста, поэтому в данной статье мы попытались систематизировать собственные и литературные данные, касающиеся этой проблемы.
Клиническая диагностика
Особенностью ДР детей грудного возраста являются гипотонические синдромы при центральных парезах. Ранним клиническим симптомом ДР у большинства больных является задержка психомоторного развития, в связи с чем хронология моторных навыков и редукции врожденных рефлексов, а также тщательный анализ анамнестических и соматических сведений играют важную роль в клинической диагностике. В первую очередь собирается перинатальный анамнез, связанный с гипоксией, инфекцией, токсико–метаболическими нарушениями, для решения вопроса об этиологии ДР, в том числе будет важна информация о проводимой терапии и эффективности реабилитации. Из анамнестических сведений особое внимание обращают на те, которые характерны для неонатальной гипоксической энцефалопатии, последствиями которой являются ДР: оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, ИВЛ в остром периоде более 2–х суток, pО2 менее 40 мм рт.ст., неонатальный шок, судороги в остром периоде, включая угнетение, кому. А также на некоторые соматические симптомы – краниофациальные аномалии (микроцефалия, макро–гидроцефалия), более 3 стигм, плато росто–весовых показателей, рвоты, летаргия, пигментные аномалии, ангиоматозы, необычные запахи.
Отсутствие ответа на проводимое лечение позволяет заподозрить дизгинезию мозга, генный или хромосомный синдром, прогрессирование ДР направляет диагностику в сторону нейрометаболических заболеваний.
При осмотре ребенка обращают внимание на следующие неврологические нарушения:
– ограничение объема движений конечностей, нарушения мышечного тонуса, изменения рефлекторной сферы – первичные неврологические критерии;
– нарушения саккадических движений глаз, фиксации взора, нистагм; задержка или отсутствие редукции врожденных шейно–тонических и лабиринтно–тонических рефлексов к 2–3 месяцу у доношенных; задержка программы вертикализации, цепных рефлексов на голову, туловище и конечности – вторичные неврологические критерии.
Двигательные нарушения могут быть представлены следующими синдромами:
гипотонический – чаще встречается у недоношенных, при мультинфарктном поражении головного мозга. Трансформируется в спастический к 3–6 месяцам. Другой вариант трансформации – в атонически–астатический синдром (значительное симметричное ограничение обьема движений во всех конечностях, низкий мышечный тонус, низкие рефлексы, минимальные моторные навыки, сочетание с тяжелой формой нарушения психомоторного развития);
спастический – снижение объема движений, мышечной силы, повышение мышечного тонуса, гиперрефлексия, клонус стоп, контрактуры, синкинезии, часто сочетается с дистонией;
дистонический – повышение тонуса связано с изменением положения тела, в основном смена горизонтального на вертикальное, что связано с паттерном шейных и лабиринтных тонических рефлексов; сочетается с проявлением спастического синдрома;
гиперкинетический – атетоз и дистонии, которые дебютируют в 3–5 месяцев, что связано, вероятно, с миелинизацией стриарной системы к первому полугодию жизни. У больных синдромом «двойной атетоз» гиперкинезы дебютируют на первом месяце жизни;
восковая ригидность – мышечный тонус повышен по пластическому типу, активные движения замедлены, при пассивных движениях сопротивление равномерное, возврат во флексорную позу замедленный, наблюдаются застывания в неестественной позе. Встречается у больных с тяжелой степенью НГИЭ, декортикации;
опистотонус – повышение мышечного тонуса по спастическому типу, проявляющееся в резком разгибании спины и шеи;
шейный радикулярный синдром – характерный симптом цервикальной родовой травмы, проявляющийся ригидностью затылочных мышц иногда с приподниманием плечевого пояса;
синдром «гибкого ребенка», «вялого ребенка» – наблюдается у больных спинальной амиотрофией, родовой травме, органических ацидуриях, аплазии мозжечка. Ноги полностью разведены, руки разогнуты, отсутствует флексорная реакция на тракцию за руки, при вертикальном и горизонтальном подвешивании голова и конечности ребенка свисают вниз;
доброкачественные моторные феномены – дистоническая реакция стоп на опору при вертикализации длительностью до 1–3 минут с последующим выведением стопы, флексорный гипертонус в сгибателях локтевых и коленных суставов до 3–4 месяцев у доношенных, доброкачественная пароксизмальная дистония (тортиколис головы или туловища).
Оценку психомоторного развития предлагается проводить по календарю критических сроков (соответствует балльной оценке психомоторного развития (ПМР) Л.Т. Журба, Е.А. Мастюкова, 1985) в 1, 3, 6, 9 и 12–й месяцы. Календарный метод состоит в определении соответствия хронологического возраста ребенка (возраст на данный момент обследования) к возрастному стандарту психомоторных навыков.
При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР, или «темповая» задержка (встречается у недоношенных, при рахите; исходом, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации).
Отставание от календарного возраста от 3 до 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования для поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных НГИЭ с лейкомаляцией, ПВК II ст., перенесших менингит, при эпилепсиях, генных синдромах, дизгенезии мозга. Тяжелая степень нарушения ПМР – отставание в развитии от календарного более 6 месяцев из–за пороков развития головного мозга (аплазия лобных долей, мозжечка), ГИЭ и ПВК III степени, нарушения обмена амино– и органических кислот, некротической энцефалопатии, лейкодистрофии, туберозном склерозе, хромосомных и генных аномалиях, внутриутробных энцефалитах, врожденном гипотиреозе.
В приведенном календаре (табл. 1) представлена хронология редукции шейных и лабиринтных тонических рефлексов, с одной стороны, и программа вертикализации цепных установочных рефлексов на голову и туловище с другой. Календарь построен с акцентом на важные этапы двигательного и психического развития. В левой части таблицы помещены нормативы окружности головы и веса ребенка, что позволяет врачу не упускать информацию и своевременно проводить скриннинг у маловесных детей с микроцефалией на хромосомные и генетические синдромы, при рвотах исключать нейрометаболические заболевания: аминацидопатии, органические ацидурии, митохондриальные и пероксикомные болезни.
Инструментально–
лабораторная диагностика
1. Нейрофизиологические методы:
– электро–энцефалография с топографическим картированием (ЭЭГТК) позволяет проследить формирование возрастных ЭЭГ ритмов. С 2 месяцев должны появиться сонные веретена и исчезнуть дельта–активность;
– слуховые вызванные потенциалы (СВП) необходимы для определения слуха у ребенка на основе анализа проведения звукового сигнала от периферии до коры височной доли;
– зрительные вызванные потенциалы (ЗВП) помогают оценить состояние зрительного анализатора от зрительного нерва до коры;
– электромиография и электронейромиография (ЭМГ) позволяют обнаружить снижение скорости проведения по нервам верхних конечностей (в норме до 6–месячного возраста скорость на руках выше, чем на ногах), снижение амплитуды осцилляций у больных атонически–астатическим синдромом и грубой спастикой [И.А. Скворцов, 2000].
2. Нейровизуализация – нейросонография (НСГ) определяет перивентрикулярную лейкомаляцию (ПВЛ), субкортикальный некроз, спиномозговую грыжу. Компьютерная томография, магнитно–резонансная томография необходимы для диагностики аномалий развития лобных, височных долей, мозжечка, мозолистого тела, ликворной системы.
3. Лабораторная диагностика проводится больным с нарушением психомоторного развития (отставание от календаря на 3 и более месяца):
– уремический аминокислотный тест: на гипераланинемию, гистидинемию, фенилкетоннурию, гомоцистинурию, глицинемию, органические кислоты, лактат–пируват и др.;
– анализы на внутриутробные инфекции, тиреоидные гормоны, тесты на лейкодистрофии, мукополисахаридозы;
– цитогенетическое исследование, показаниями к которому являются дисморфии (3–5), отставание умственного развития неясной этиологии, микроцефалия при отсутствии перинатального поражения, повторные мертворождения или смерти новорожденных.
Терапия двигательных расстройств
и нарушений психомоторного развития
Наиболее часто используются физиотерапевтические и медикаментозные методы лечения. Из физиотерапевтических хорошо себя зарекомендовала кинезотерапия. Согласно методике Войта у больных с гемипарезом ежедневно по 6 ч в течение 21 дня воспроизводят движения в паретичных конечностях (методика разработана в Университете штата Алабама, Taub E., Ramey S.L., DeLuca S., Echols K., 2004). Также могут быть рекомендованы массаж, лечебная гимнастика, лазеротерапия (пунктурная методика для плексопатий), «сухой» бассейн.
Из медикаментозных средств используются пиритинол (с 3 дня жизни дозу повышают еженедельно на 1 мл или 20 мг до 5 мл или 100 мг 2–3 месяца), церебролизин 1,0–2,0 мл в/м с 4 недели N 20, актовегин 0,5–1,0 мл в/м N 20.
Сочетание леводопа + карбидопа 0,05–0,1 мг/кг 2–кратный прием 2–3 месяца, толперизон 5 мг/кг 2–кратный прием, тизанидин у детей старше 6 месяцев 1–2 мг/сут. 2–кратный прием, тепловые процедуры используют при наличии ригидности и спастичности.
Прием Кальция гопантената в дозе 125–500 мг/сут. через 15 минут после еды в течение 1–4 месяцев с повторным курсом через 3–6 месяцев рекомендуется в том числе при наличии атетоидных движений. Препарат хорошо проникает в течение часа через гематоэнцефалический барьер, оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение головного мозга. Сочетает стимулирующую активность в отношении различных проявлений церебральной недостаточности экзогенно–органического генеза с противосудорожными свойствами. Препарат приводит к уменьшению моторной возбудимости, оказывает активизирующее влияние на работоспособность и умственную активность. Кальция гопантенат также используют в лечении нарушений развития речи, при клоническом заикании, нарушении мочеиспускания. Препарат малотоксичен и обычно хорошо переносится, не подвергается метаболизму и выводится в неизмененном виде. Не рекомендуется одновременное применение других ноотропных средств.
3–кратный прием клоназепама в дозе до 0,005–0,01 мг/кг рекомендован в случаях атетоза и дистонии.
Для терапии опистотонуса назначают дифенин до 5 мг/кг в сутки.
Терапия органических ацидурий подразумевает также постоянное соблюдение низкобелковой диеты, прием карнитина 100 мг на кг ежедневно.
Заключение
Двигательные нарушения, наблюдаемые в восстановительном периоде более 2–3 месяцев, целесообразно рассматривать как стойкие. Современные методы исследования позволяют сократить сроки клинического наблюдения до постановки диагноза церебрального паралича. Для этого целесообразно внедрить шкалы психомоторного развития на уровне нормативных документов МЗ РФ СР и организовать современные диагностические центры двигательных расстройств грудного и раннего возраста на базе поликлиник из расчета 1 центр на 1 млн. населения.

Литература
1. Бондаренко Е.С., Зыков В.П. РМЖ, Перинатальная гипоксическая энцефалопатия,1999, №4
2. Зыков В.П., Ширеторова, Д.Ч., Шадрин В.Н.,и др. Лечение болезней нервной системы у детей. М.2003. 286 стр.
3. Зыков В.П., Ширеторова, Д.Ч., Шадрин В.Н.,и др. Методы исследования в детской неврологии. М.2004, 127 стр.
4. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология.С.–Петербург., 2002, .383 стр.
5. Регистр лекарственных средств в России. М.2005,1440 стр.
6. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей.М.2000,200 стр.
7. Таскаева Т.В.. Михнович В.И., Дутова Н.Я. Лечение детского церебрального паралича препаратами L–дофа.
Вопросы современной педиатрии.приложение №3,2004,стр.90
8. Pediatria. Taub E, Ramey SL,DeLuca S, Echols K 2004 ; 113 (2):305–12.
9. L.–W. Wang, K.–M. Xu», H. Cai», C. Qian, J.–X. Wu», C.–H. Zhang, I. Matsumoto . Diagnoses and treatment of methylmalonic aciduria (MMA) J. Br & Dev, 2003.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх